Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Семейный быт абадзехов Меретуков, М. А.

Семейный быт абадзехов
<
Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов Семейный быт абадзехов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Меретуков, М. А.. Семейный быт абадзехов : диссертация ... кандидата исторических наук : 00.00.00.- Тбилиси, 1953

Введение к работе

Классическое произведение й.В.Сталина "Экономические проблемы социализма в QGGPm, вшедшее в свет накануне XIX съезда парши, является руководством к действию на пути постепенного перехода т социализма к коммунизму» Выход в свет этого труда явился величайшим событием в идейной жизни партии и всего мирового революционного и рабочего движения, ибо в нем всесторонне исследованы аакони общественного производства» открыт основной экономический заша социализма и основной экономический закон капитализма, научно обоснованы путе развития социалистической ЭКОНОМИКИ! указаны пути постепенного перехода от социализма к коммунизму» Труд Н,В .Стали» "Экономические проблемы социализма в СССР являющийся гениальным продолжением и развитием эконошчесйого учения марксйзма-ленинйзиа, лег в основу директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану,

Творчески развивая марксистско-ленинскую науку, обобщая богатый опыт социалистического строительствами Сталин в своем труде дал гениальную формулировку цели социалистического производства.

"Цель социалистического производства - пишет И«В Сталин»- не прибыль» а человек с его потребностями, то есть удовлетворение его материальных и культурных потребностей11. Цеяаю социалистического производства является именно "обеспечение иаксймального удовлетворения постоянно растущих материальных потребностей всего общества" Нет сомнения» что в капиталистических странах» где господствует частная собственность на средства производства и где цель производства подчинена интересам господствующего класса и противоречит интересам трудящихся, не может быть речи о максимальном удовлетворении потребностей всего общества» В ША» например» десятки миллионов ладей голодают» не имея ни работы, ни крова» Здесь господствует режим расовой дискриминации и национального угнеіения» действует основной экономический закон капитализма» заключающийся в обеспечений "максимальной прибыли для капиталистов путем эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения данной страны» путем закабаления и систематического ограбления народов других стран» особенно отсталых стран»наконец» путем войн и милитаризации народного хозяйства". Труд й В.Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" имеет огромную ценность для изучения вопросов семьи и брака при социализме. Из основного положения И.В,Сталина о том, что целью социалистического производства является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей всего общества9- вытекает и то обстоятельство» что с улучшением штериального положения людей советская семьи будеї еце больше расти, укрепляться, ибо развитие семьи определяется экономическими условиями общества,

В отличие от буржуазных ученых, рассматривающих вопросы семьи и брака в отрыве от материальных условий, классики марксизма-ленинизма объясняют изменение и развитие форм семы в зависимости от экономических условий жизни общества от общественного строя.

До, изучающая вопросы семья., была отсталой наукой, ибо она не шла дальше коллекционирования, собирания отрывочных фактов из семейной жизни» Толысо после того, как Маркс произвел переворот в области общественных на у с, дав иатериалшличесаое понимание истории, стало возможным научно изучить развитие сеньи, векрыть закономерности этого развития,

О том, какое огромное значение придавали основоположники научного социализма изучянию семьи, и брака, свидетельствует тот факт, что Маркс хотел написать специальную работу, посвященную диалектико-материалистическому исследованию вопросов семьи» С этой целью гол были составлены конспекты работ Моргана Мэна и Лаббока» посвященных данной проблеме» Но смерть помешала Марксу осуществить это намерение,

В 1884 г ,Сйуетя год после сдарти Маркса Фридрих Энгельс издал книгу "Происхождение семьи» частной собственности и государства"» которую он рассматривал» как выполнение завещания Маркса В ряде замечаний Маркса по вопросам семьи и брака в "Немецкой йдеологта,% "Коммунистическом манифесте и многих других работах» а также в классическом труде Энгельса "Происхождение семьи» частно! собственности и государе твам основоположники марксизма изложили единственно научное» диалектико-матерйалйстическое учение о браке и семье Рассматривая семью с исторической точки зрения нельзя не заметить» что она на протяжении всей истории изменяется, развивается в зависимости от характера общественных отношений каждой данной эпохи В семье впервые осуществляется разделение труда, зарождается и развивается собственность в ее первичных формах "Она заключает в себе в миниатюре все противоречия, которые позднее широк развиваются в обществе и его государстве" 1 Семья представляет собою социальное единство, являющееся одной из первичных ячеек общественной ЖИЗНИ. Члены этой общественной ячейки связаны между собой в первую очередь реальными материальными» Вся семьи»частной собственности и гоеударства%11артйздаТ 1938» история семьи, в ироцессе которой одни семейные формы сменяются другими, тесно связана с развитием производительных сил я производственных отношений определенной исторической эпохи Говоря о семье, классики марксизма имеют в виду не "семью вообще", а только конкретные исторические Форш семьи, Маркс и Энгельс указывают, что семья "должна рассматриваться и изучаться согласно оуществуэдим эмпирическим данный, а не согласно "понятию семьи". Буржуазные ученые фальсифицируют изучение семьи и брака, выводя реальные общественные отношения из идей. Идеализм объявляет брак вневременной и внепространствен-ной априорной категорией (Герман Кайзерлинг)» аналитической ситуацией (Ганс Гаттинберг), воплощением тайны и святости (Деобек), священный заветом (Йозеф Бернгарт) и т,д Буржуазные ученые биологизируют такие общественные явления,как брак и семья, считая их результатом сексуального инстикта, присущего всему животному миру полового влечения. При этом игнорируются закономерности общественного развития, распространяющиеся и на семейно-брачиые отношения Буржуазно-идеалистическая философия ставит семейно-брачные формы в зависимость от идей общественного человека его религиозных верований его философских взглядов, а сек суалышй иистиЕту объявляет основный ш ж решающим фактором

I) Марке и Энгельс,Соч.,т.ІУ,"Немецкая идеология", всей общественной жизни» При исследований вопросов происхождения семьи и брака буржуазные учение основываются на явлениях» встречающихся среди тавотных» Например, Веетермарк доказывал извечность и «природную исконное тьи моногамии» Мак-1еннан,Старке и ряд других ученых вплоть до Зигмунда Фрейда переносили принципы зоологической семейной организации на первобытное человечество.

Энгельс, критикуя nби0лoгйзaтopoв,, семейныу отношений указывает» что нельзя отождествлять формы семьи любого животного и первобытного человека, так как животная семья находится в антагонизме к стае, ревность самцов не дает возможности стае развиваться и даже делает невозможным ее образование.

%о же касается людей» то у них ревность развивается на относительно поздних ступенях, так что превращение животного в человека происходило при отсутствии ревности» в обстановке сексуальной терпимости» Подвергая уничтожающей критике вульгарных биологизаторов. Энгельс отнюдь не хотел игнорировать роль биологическое момента в образовании семейно-брачных отношений В предисловии к первому издает "Происхождения семьи, частной собственности и государства" Энгельс указмваеї, что "согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни Но само оно двоякого рода, С одной стороны - производство средств существования, предметов питания» одежда, жилища, и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека» продолжение вида11. Основоположники научного коммунизма указывают на три стороны производства и воспроизводства жизни, существующие с самых ранних ступеней исторического развития общества, возникающие на базе производства средств, необходимых для удовлетворения потребностей, на базе образования новых потребностей а на базе половых отношений -производство нового поколения, людей» Маркс Й Энгельс подчеркивали, что эти "три стороны социалистической деятельности следует рассматривать не как три различные селени, а пенно лишь как три "момента", которне совместно существовали с самого начала истории со времена первых людей и которые имеют силу в истории еще и теперь". Производство жизни - как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения- сразу появляется в качестве двоякого отношенияt с одной сторони, в качестве естественного, а с другой, в качестве общественного отношения, общественного в том смисле, что имеется в виду сотрудничество ряда индивидов, безразлично при каких условиях, Энгельс, "Происхождение семьи, частно! собственности ж государства". Сделав объектом своей критики положение Энгельса о том, что в общественном процессе большую роль играет производство людей, буржуазные ученые, народнические и меньшевистские теоретики (Иасеарик, Михайловский,Каутский, Кунов и др,) стали упрекать Энгельса в том, что он, якобы, отступил от материалистического понимания истории, пытались изобличить его в "противоречиях", "непоследовательности" и в "эклектизме". Ша группа так называемых "критиков" Енгельса доказала единственно то, что она далека от понимания цельного, монистического характера марксизма и что ©на не в состоянии пойти дальше механического противопоставления друг другу экономического и идеологического "факторов"» нанес сокрушительный удар подобной "критикеп в полемике с народническим идеологом Михайловский, Когда Михайловский пытался критиковать марксизм, ссылаясь на то, что марксизм, объясняющий историй с помощью "экономического фактора", оказался вынужденным апеллировать к фактору, как деторождение, то Ленин, доказывая ошибочность, антинаучжють утверждения йихай-ловского писал следующее:

свое миросозерцание они называли его просто материализмом их основная идея (совершенно определенно выраженная хотя бы вышеприведенной цитате из Маркса) состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимся помимо воли и сознания человека» как (результат) форма деятельности человека, направленной на поддержание его существования. Объяснения политико-юридических говорит Маркс в вышеприведенной,- надо искать в материальных жизненных отношениях Что же, уж не думает ли г.Михайловский» что отношения по делопроизводству принадлежат к отношениям идеологическим?" В противоположность буржуазным идеологам, классики марксизма-ленинизма рассматривают семейные отношения в диалектической связи со всем общественным процессом. Марксизм-ленинизм показывает» что в эксплуататорском классовом обществе семейные отношения определяются частной собственностью. Он показывает также» что при капиталистическом обществе закладывается основа новой формы еемейно-брачных отношений в результате участия женщин в общественном производстве» вызванного развитием крупной промышленности, и что необходимые условия для образования новой формы семьи создаются только при социализме В коммунистическом манифесте» который был издан Марковы и Энгельсом в конце 184? года, дана характеристика буржуазной семьи» 

"На чем основана буржуазная семья ставят вопрос авторы манифеста - На капитале, на частной наживе» В вершенною развитом виде она существует только для буржуазені но она находит свое дополнение в вынужденной пролетариев и в публично! проституции".1 Обобщив богатые фактические материалы, Энгельсе в своем труде "Происхождение семьи частной собственности и государства дал единственно научное материалистическое исследование семьи и брака. Следует, однако» в предисловии к первому изданию этой книги Энгельс "допускает неточность, ставя рядом продолжение рода и производства средств к жизни в качестве причин, определяющих развитие общества и общественных порядков, В самой же работе "Происхождение семьи» частной собственности и государства 1» Энгельс показывает на анализе конкретного материала, что способ материального производства является главным фактором, обусловливающим развитие обще и Ф Энгельс, "Манифест -II етва и общественных порядков" Критически переработав книгу Моргана, Энгельс в своем труде изложил историческое изменение форм семьи •и брака, соответствующее ступеням развития, человечества Состоянию дикости соответствует так называемый групповой брак варварству - парный брак и» наконец9 цивилизации - моногамия (единобрачие)»

Первоначально» когда человеческое вышло из животного состояния» господствовали неупорядоченные половые отношения, являвшиеся ранней ступенью группового брака» соответствовавшие тем примитивным формам коллективной борьбы с природой» которые вели древнейшие представители человеческого рода» Групповой брак принимает упорядоченный характер» когда начинают развиваться производительные силы и появляются первые зачатки разделения труда. Возникает семья, на кровном родстве. Здесь брачные группы разделены по поколениям » то есть воспрещается брак между родителями и детьми» но зато разрешается между братьями и сестрами, В условиях группового брака существует зародыш парного брака» который начинает развиваться с переходов первобытного общества на более высокую ступень.

Характерной особенностью этого брака является то»что брачные узы между мукчиной и жеичиной непрочны, допускается в большом масштабе многоженств©; при разводе детн остаются за матерью. Эпоха эта» носящая название матриархата» характеризуется тем» что женщина ste-зуется свободой» играет ведущую роль в хозяйственной и общественной жизни Вдесь господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство ведется на коллективных началах, причем женщина работает й дому и занимается первобытным земледелием» а основным занятием мужчины является охота и рыболовство С давящи производительных сил» с появлением і развитием скотоводства в общественной жизни происходит переворот» заключающийся в том, что утверждается фактическое господство мужчины, матриархат сменяется патриархатом» на смену коллективному хозяйству и общей собственности приходит частная собственность на средства производства тртш семья сменяется монорамной,означавшей деспотическое господство мука над женой Положение женщины при таком браке неизмеримо ухудшается; она становится рабыней» предметом частной собственности мужа.

Утверждение" моногамии, несомненно, был© крупным общественным событием» установившим резкую противоположность между мужчиной и женщиной. Проследив развитие моногамной семьи, Энгельс указывает, что в буржуазном обществе брак основан не на любви» а на купле и продажей

-13 "довольно часто обращается в самую откровенную прости-туда".1)

Только пролетариат, в среде которого происходив брак не по расчету, а по взаимной склонности, является носителем новой семьи.

Энгельс указывает, далее, что с уничтожением капитализма, с победой общественном собственности утвердится новая оехая, женщина освободится от угнетения и жестокой эксплуатации , станет активной участницей общественной змани. Эти пророческие слова Энгельса претворены в жизнь в нашей стране»

В своем конспекте по книге Моргана "Древнее общество" Маркс отметил, что изменение форм семьи в истории человечества происходит исключительно в зависимости от способа производства, Маркс подчеркивает знаменитый вывод Моргана о том, что моногамная семья "должна развиваться по мере того, как развивается общество и т на изменяться по мере того, как изменяется общество, точно также, как это было и в прошлом. Она представляет продукт общественной системы Энгельс, "Происхождение семьи» частной собственности и государства", 53 2) Архив Маркса и Энгельса, т.IX, стр 37.

Энгельс в ПИСЬМО к Каутокому от 2 марта I88S года разоблачает антимарксистские взгляды Каутского» по мнению которого в самую раннюю зпоху человеческого общества господствовал парный брак» замененный в дальнейшем "общностью жен бевдаяоь на огромные фактические материалы» Энгельс доказывает» что развитие брака идет именно от беспорядочных половых отношений и группового брака к моногамии (единобрачию) "Прежде всего я считаю абсолютно недопустимым»-пишет Энгельс Каутскому,- что Вы, обпаривая общность жен как первобытное явление» хотите ее снова привнести как явление вторичное, Где существует общность» будь то общность земли, или ієн или чего бы то ни было» там она непременно является первобытной» перенесенной из животного мира. Все дальнейшее развитие заключается в постепенном отмираний этой первобытной общности Это положение я считаю настолько неопровержимым й общезначимым» что если бы Вы даже указали мне на исключения» то как бы они на первый взгляд ни были разительны, я бы видел в них не аргумент против этого положения» а лишь еще один» требующий разрешения, вопрос®. I) Архив Маркса и Энгельса» т У1» стр. 218 —15 В книге "Развитие капитализма в России", изданной в 1899 году, Ленин со зоей убедительностью показал, что развитие ж изиененио семьи ЇЇ соъюЫт отношений целиком зависит от общественного строя, Летга показал также., •;:ая о проникновением капитализма в деревню разрушается старая патриархальная крестьянская семья.

"Отход в города,- шгает В. Есенин,- ослабляет старую патриархальную семью, ставит женщину в более самостоятельное полояоние,равноправное с мужчиной. "Сравнительно еоседлиш местностями:, солягалическая н чухломская семья" (самые отхояио уезде Костромской рупорний) "гораздо некее .отт не только -з смысле патриархальной власти старшего, но даже и в.отношениях меду родштзлямн ш детьмм, щжош щ женой п "Привыкшая обходиться без мужской власти я помощи солягалячаяка. вовсе но похожа на забитую крестьянку земледельческой полосы: она независима» самостоятельна Побой и истязаний жен здесь редкие исключения,« В ISO? году Ленин написал статью против либералов: "Дума я русеете либералы", где попутно разоблачается буржуазны! брак, основанный на купле и продаже.

"Буржуазный либерал,- писал,- также похож на "демократа" и на интеллигента в хорошем смысле слова,

I) Ленин, Соч., т.1, стр 450,

-16 как продавшаяся за деньги в законный брак женщина похожа на любящую жену, й здесь и там - простые разновидности официально-благоприличной и вполне легальной проста-туциип, Установление Советской власти в нашей стране вызвало коренные измененш в социальных основах, в харак-тере и облике семьи, Б ССОР выросла новая советская семья, главной функцией которой является воспитание советских детей, как активных и сознательных строителей коммунизма.

И.В»Сталин о исключительной глубиной и ясностью показывает» как сложишь в социалистнчеешэм обществе новые ооциалыше отношения, новое отношение к женщине, Ж речи на приеме колхозниц-ждарниц свекловичных полей й«»Сталин отметил, что "только колхозная жизнь могла сделать труд делом почета, только она могла породить настоящих героинь - женщин в деревне Только колхозная жизнь могде уничтожить неравенство и поставить женщину на ноги. Это Ш саш знаете Колхоз ввел трудодень, А что такое трудодень? Перед трудоднем все равны -и мужчины ш женщины Кто больше трудодней выработал, тот больше и заработал» Тут уж ни отец ни муж попрекать женщину не может, что он ее кормит Теперь женщина

I) Ленин, Соч., т.П, стр 1ЭЫ92.Если она трудится и у нее есть трудодни» она сама хозяйка. Трудоднями колхоз освободил женщину и сделал ее самостоятельной. Она теперь работает не на мужа, когда она замужем, а прежде всего на себя работает» Вот это и значит освобождение женщины - крестьянки. Это и значит колхозный строй, который делает женщину трудовую трудовому"

Наша диссертационная работа посвящена некоторый вопросам семейного быта абадзехоз, а именно брачному институту Диссертация состоит из следующее частейг I. Введение: классики марксизма-ленинизма о семье и браке; 1-ая глава: ограничения брака, ЇЇ глава: заключение брака, і глава: свадьба и, наконец,, вместо заключения: о согетской абадзехзкой семье В научной литературе затронутый на::и вопрос мало разработан, хотя он нисколько не лишен научного интереса; исследование абадзехской семьи необходимо для установления путей развития адыгейской семьи вообще, ш в свою очередь, несомненно, служило бы в некоторой степе I) Ленин и Сталин, Сборник произв к изучению ЗЩб), т,Ш, стр. 642-643, ни материалом ЕО изучению основных проблем семьи ибе-рийскэ-кавказских народов, є котордаи абадзехи находятся з родственных отношениях.

В основу нашей диссертационной работы легли, глааиш образом, полевые этнографические материалы, собранные нами среда абадзехов в.І95І-І952 годах» а также письменные ИСТОЧНИКИ.