Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научные и прикладные положения процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 23
1.1. Историко-педагогический анализ процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 23
1.2. Сущность, структура и содержание процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 37
1.3. Анализ современной практики процесса реализации педагогического потенциала военных оркестров в воспитании военнослужащих воинской части 55
Вывод по 1 главе 73
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 75
2.1. Содержание, организация и методика опытно-экспериментального исследования реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 75
2.2. Динамика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 93
Вывод по 2 главе 121
Глава 3. Основные пути повышения эффективности реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 124
3.1. Оптимизация содержания профессионально-должностной подготовки военнослужащих к процессу реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части 124
3.2. Усиление влияния военного оркестра на боевую подготовку в воинской части 133
3.3. Совершенствование культурно-досуговой и просветительской работы в воинской части 148
Вывод по 3 главе 158
Заключение 163
Список литературы 169
Приложение 187
- Историко-педагогический анализ процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части
- Анализ современной практики процесса реализации педагогического потенциала военных оркестров в воспитании военнослужащих воинской части
- Динамика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части
- Совершенствование культурно-досуговой и просветительской работы в воинской части
Историко-педагогический анализ процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части
Становление основных путей и направлений реализации педагогического потенциала военного оркестра неразрывно связано с историей развития российской армии, непосредственно с кристаллизацией военного оркестра в самостоятельную педагогическую единицу, а также с развитием военно-педагогической мысли. На протяжении многих столетий военно-оркестровая служба отечественной армии является носителем воинской духовной культуры, а также вносит огромный вклад в сохранение, развитие и приумножение воинских традиций и ритуалов российской армии.
На каждом из этапов исторического развития военно-оркестровой службы страны намечались тенденции к реализации педагогического потенциала в процессе образования военнослужащих, а также в условиях боевых действий и вдали от дислокации части. Выявление путей и способов педагогического воздействия военного оркестра на военнослужащих и гражданское население в свете актуальных тенденций современной педагогики не представляется возможным без предварительного историко-теоретического анализа тенденций и предпосылок к возможности использования педагогического потенциала военного оркестра на современном этапе развития системы образования и подготовки военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации.
Военно-музыкальная культура России представляет собой самобытное, общественно-значимое и социально-востребованное явление, представляющее собой ценность не только в духовно-культурном, но и в педагогическом плане. Изучение возможностей реализации педагогического потенциала военного оркестра на современном этапе развития российской армии невозможно без предварительного изучения исторического аспекта применения специфических форм и методов, присущих военно-оркестровому коллективу.
Функционирование российской армии, имеющей свои богатые традиции невозможно без осознания понятия «воинской культуры», которая, как и любая другая опирается на духовную и материальную основу. На протяжении многих веков существования армии материальная основа воинской культуры не подвергается значимости и актуальности, она достаточно изучена и проанализирована с точки зрения различных научных методологических аспектов. В то же время, по мнению генерал-майора в отставке, профессора Военного университета, Александра Черкасова, на современном этапе развития общества и государства очень важно укреплять духовные основы, которые определяли развитие духовной мощи и непобедимости русского воинства.1 Следовательно, необходимо изучать и сохранять духовные основы российской армии, благодаря чему создаются условия для успешного противостояния духовной агрессии социума, направленной на слом духовных устоев и национальных традиций народов России, в том числе традиции беззаветного служения Отечеству.
Одним из носителей духовно-нравственных основ российских Вооруженных Сил, на протяжении многих веков является военный оркестр. Как и любой объект духовной культуры и единица общественного института либо субкультуры (в данном случае - военно-музыкальной культуры), военный оркестр выявляет свою эффективность с точки зрения своих потенциальных возможностей, которые откристаллизовались в результате длительного периода становления и развития Вооружённых Сил России.
Историко-педагогический анализ существования военно-оркестровой службы в истории российской армии позволил сформировать три периода в развитии и эволюции военных оркестров, а также дал возможность выявить основные тенденции формирования и развития процесса реализации педагогического потенциала.
I период — (с древних времен до XVIII в. включительно);
II период — (XVIII в. - первая половина XIX в.)
III период — (вторая половина XIX века - по настоящее время).
I период (с древних времёв до XVIII века) - ка)ный периоп в истории развития военно-оркестровой службы имеет довольно обширные хронологические рамки. Этот факт обусловлен тем, что на протяжении многих веков, происходило формирование и кристаллизация коллективов духовых оркестров, вышедших из народно-инструментальной культуры, а также возникали предпосылки для оформления оркестровых духовых коллективов воинского (ритуального) назначения.
Истоки военно-духовой музыкальной культуры уходят своими корнями в глубокую древность и тесно связаны с народной инструментальной культурой -обрядами и ритуалами, сопровождающими регулярные социальные и культурные мероприятия.
В своей работе Н.С. Ерёмин указывает на тот факт, что материальные памятники древнерусской культуры, сохранившиеся летописи содержат первые сведения о возникновении военной музыки. Например, первые упоминания об использовании боевых музыкальных инструментов встречается в старинных песнях о походах князя Святослава, в сказании о «Мамаевом побоище» в ходе начала битвы. В годы существования Киевской Руси и более поздние периоды военные походы сопровождались музыкой, в которой звучали трубы, бубны, сопели (деревянные дудки), а далее - набаты, литавры, варганы1.
Документальные источники свидетельствуют о том, что в 1151 году осада Киева князьями Георгием Суздальским и Владимиром Галицким сопровождалась музыкой труб и бубнов. В описании «Слова о полку Игореве» событий 1185 года указывается на применение россиянами в военном походе труб. В 1216 году, во время междоусобной распри у новгородцев с владимирцами, первые имели в своём войске шестьдесят, а последние по сорок труб и бубнов. Спустя четыре года, в 1220 году, русское войско, отправлявшееся в поход против волжских болгар, имело при себе трубы, бубны, сурны и сопели.
В летописях XIV в. сохранилось описание ратных событий, в которых уделяется значительное внимание и применению военно-прикладной музыки. Упоминается и численность музыкальных инструментов (трубы, бубны). Нередко в исторических документах упоминаются боевые инструменты - литавры (войска царя Алексея Михайловича) в рейтарских конных полках, и накры (бубны). В то время бубны представляли собой небольшие медные чаши, обтянутые сверху кожею, по которым ударяли палками. Их располагали перед седлом всадника. Часто бубны были настолько большими, что их везли несколько лошадей, а ударяли по ним несколько человек. Разновидности бубнов назывались нашими предками тимпаны2.
Вплоть до XVI века военная музыка носила преимущественно прикладной характер, сопровождая военные походы, действия и ритуалы. В 1547 году, русским монархом Иваном IV был издан Приказ Большого Дворца для управления военной музыкой России3. С этого времени, военная музыкальная культура страны становится уникальнейшей страницей национальной культуры, воплотившая в себе нравственные и духовные апологеты военнослужащего и российского гражданина в целом. В произведениях, написанных для военных духовых оркестров, нашли яркое отражение героическая история нашего народа и высокие достижения в области художественной культуры.
Одним из первых обоснований фактов осознания воинского командования педагогического потенциала военной музыкальной культуры в целом и военного оркестра в частности, становится эпоха Петра I. Император Петр отводил военное музыке важное место в системе укрепления воинской дисциплины, в деле подъема морального и боевого духа войск. Интересен тот факт, что Петр I отлично владел техникой исполнения различного вида боев на барабане и часто показывал пример музыкантам. Начиная с 1696 года в государственной политике Российской империи начинаются коренные преобразования, которые были направлены на укрепление русского государства. В результате этого, в российской армии произошёл ряд изменений и коренных преобразований, направленных на укрепление русского государства и экономической мощи. Этот период в истории отечества характеризуется установлением диктатуры дворянства и стремительным темпом развития зарождающейся буржуазии. Завоевание новых торговых путей было отмечено борьбой за выход к Балтийскому и Азовскому морям. В этих условиях огромное значение Петром I придавалось созданию мощной армии и флота. В результате этого, во времена правления Петра I была проведена военная реформа, создана регулярная армия, комплектовавшаяся путем рекрутских наборов и основанная на четкой административной структуре. Новые методы обучения войск, повышение уровня военного искусства обусловили новое место военных оркестров в системе военной культуры Российской империи.
Анализ современной практики процесса реализации педагогического потенциала военных оркестров в воспитании военнослужащих воинской части
Изучение исследуемого процесса темы диссертационного исследования в воспитании военнослужащих воинской части осуществлялось в опоре на выработанные педагогической наукой основные теоретические положения о профессиональном мастерстве военного оркестра и его педагогические возможности и включало в себя:
- определение содержания и особенностей формирования профессионального мастерства у дирижеров военного оркестра;
- выявление педагогических путей и условий, оказывающих влияние на повышение уровня педагогического воздействия военного оркестра;
- характеристика современных аспектов деятельности военного оркестра как современной педагогической технологии в процессе воспитания военнослужащих.
Анализ изучения педагогического потенциала военного оркестра на данном этапе проводился в ходе общественных мероприятий, личных бесед с дирижёрами военно-оркестровых коллективов, командно-офицерским составом, обсуждения научно-методических публикаций и других материалов ведущих отечественных практиков современного музыкально-педагогического образования.
Служебно-творческая деятельность военных оркестров носит содержательный и многогранный характер. Расширяя границы культурно-досуговой и просветительской работы, оптимизируя функции военного оркестра за счет расширения границ репертуара, деятельность военного оркестра становится направленной на повышение уровня эстетическо-патриотического и культурного воспитания военнослужащих и гражданского персонала.
В обеспечение воинских ритуалов находит свое отражение современная практика реализации педагогического потенциала военных оркестров, которая способствует сохранению и приумножению воинских традиций. Можно считать, что участие большого сводного оркестра в ежегодном военном параде на Красной площади 9 мая и 7 ноября, как наиболее значимая функция военного оркестра.
В то же время, на ряду с вопросом сохранения воинских традиций и преемственности нравственного и духовного опыта по средствам участия в повседневной службе военнослужащих военного оркестра, в современной педагогике не могут быть не рассмотрены вопросы актуализации и совершенствования педагогического взаимодействия оркестра и процесса подготовки военнослужащего исходя из требований и запросов современного общества к воспитанию всесторонне развитой личности гражданина и современных тенденций педагогического процесса.
Исходя из анализа современной практики педагогического потенциала военного оркестра были выявлены следующие характеристики данного педагогического процесса:
— системность
— управляемость
— всеохватность
— концептуальность
— эффективность
— воспроизводимость
— современное содержание
— передача опыта подрастающему поколению
— креативные подходы.
Системность и управляемость реализации педагогического потенциала военного оркестра проявляется в логике педагогического процесса и взаимосвязью, и последовательности составляющих его компонентов. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Так, функционирование военного оркестра воинской части в ранге одной из педагогической технологии, предполагает разработку перспективного планирования занятий оркестра и комплекса мероприятий по основным направлениям: репетиционные занятия с музыкантами оркестра, подготовка сигналистов-барабанщиков, строевая подготовка, методические занятия по разучиванию строевого репертуара и оказанию помощи в участии военнослужащих в конкурсах-смотрах самодеятельности. Помимо вышеперечисленных параметров в перспективном планировании также должны быть отражены специальные тематические и целевые учебно-педагогические мероприятия, и ход подготовки к ним, а также прописаны пути коммуникации военного оркестра с гражданским населением и подшефными учреждениями образования.
Эффективность внедрения педагогического потенциала военного оркестра в процесс подготовки военнослужащих не возможна без его всеохватности. Специфика деятельности военного оркестрового коллектива в своей основе опирается не только педагогические и философские науки, но и на ряд специфических узконаправленных дисциплин, среди которых: музыкальная педагогика и психология, эстетика, история мирового музыкального искусства и история военно-оркестровой службы. Учитывая тот факт, что мероприятия военного оркестра в рамках плана военно-политической и культурно-досуговой работы воинской части требуют задействование как военнослужащих срочной службы, так и участие командно-офицерского состава воинской части, то можно говорить о том, что важным условием реализации педагогического потенциала военного оркестра становится его всеохватность. Положительным фактором задействования военнослужащих всех рангов при исполнении, участии и курировании/контроле за проведением специальных учебно-методических и праздничных мероприятий военного оркестра становится процесс интеграции командно-офицерского состава воинского подразделения с дирижёром военного оркестра.
Концептуальность педагогических и воспитательных мероприятий, проводимых под эгидой военного оркестра предполагает опору на определенную педагогическую и идейную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения предполагаемых целей реализации педагогического потенциала военного оркестра. Основополагающей концепцией процесса внедрения педагогического потенциала военного оркестра в систему воспитательной работы воинской части является предполагаемое повышение уровня духовной и нравственной культуры военнослужащих Российской Армии, повышение его интеллектуального развития. Данные результаты достигаются путем применения в сложившейся музыкальной педагогике и психологии дидактических форм и методов работ с военнослужащими, речь о которых велась в параграфе 1.2.
Эффективность процесса педагогического воздействия военного оркестра на военнослужащих подтверждается конкурентоспособностью условий его реализации и оптимальным соотношением затрат и результатов, гарантирующих достижение поставленных целей и задач педагогического эксперимента.
Воспроизводимость технологии внедрения процесса педагогического воздействия военного оркестра подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) данной педагогической технологии в других воинских гарнизонах и подразделениях, другими дирижерами военных оркестровых коллективов. Так, предложенная в педагогическом эксперименте методология достижения поставленных целей может стать основой для поиска дальнейших путей и способов реализации педагогического потенциала военного оркестра в военно-педагогическом процессе воинской части.
Содержание процесса внедрения педагогического воздействия военного оркестра должно соответствовать современной модели военнослужащего и всесторонне развитой гармоничной личности молодого человека в целом. Важную роль здесь играет репертуар военного оркестра.
Исполнение служебно-строевого репертуара - один из главных элементов деятельности военных оркестров войсковых частей, который включает:
1) Государственный гимн Российской Федерации;
2) встречные марши: при встрече и докладе командиров и начальников, при вносе и выносе государственного флага Российской Федерации и боевого знамени воинской части;
3) музыка для «Развода караулов» и «Вечерней поверке»;
4) марши: торжественные, колонные, фанфарные (походные марши), строевые, концертные, траурные;
5) кавалерийская музыка для полевой и манежной езды (аллюры, рысь, галоп, карьер) и для похода (танцы, песни);
6) сигналы: строевые, боевые и регламентирующие быт воинской части; 7) разноранрожан музыка: музыкальные произведения для обеспечения общественных, культурно-массовых, спортивных мероприятий и т.д.
Динамика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих воинской части
Динамика эффективности процесса реализации педагогического потенциала военного оркестра анализировалась на основе результатов исходного, промежуточного и конечного замеров духовно-нравственного развития военнослужащих.
Первый замер проводился при проведении констатирующего этапа диагностики и имел целью выявление исходного уровня эстетико-патриотического и культурного развития военнослужащих в экспериментальной и контрольной группах. Численность каждой из них составила 80 человек, среди которых — 10 военнослужащих командно-офицерского состава, 20 военнослужащих по контракту и 50 военнослужащих по призыву. Анализ и сравнение полученных данных показывали, что исходный уровень духовно-нравственного развития военнослужащих в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаков, что подтвердило правильность комплектования групп.
Констатирующий этап. Цель констатирующего этапа диагностики заключалась в том, чтобы на основе исследования и оценки практических результатов информационно-воспитательной работы, учебно-боевой деятельности войск и культурно-досуговых мероприятий определить положение военного оркестра и музыкального искусства, как продукта его творческой деятельности. В период констатирующего эксперимента состоялась оценка педагогических способностей офицеров, а также системы духовно-нравственных ценностей офицеров воинского подразделения и военнослужащих срочной службы, внимательно рассматривались информационные интересы и предпочтения военной аудитории; выделялись различные подходы, противоречия и педагогические условия эффективного педагогического воздействие военного оркестра на воинский коллектив части и гражданское население.
В рамках первого модуля контрольного среза военнослужащим предлагалось пройти тестирование, в процессе которого им предстояло ответить на ряд вопросов, касающихся истории мировой художественной культуры и основных стилистических особенностей развития мирового музыкального искусства. Тест включал в себя 15 вопросов с предложенными на выбор вариантами ответов. За каждый правильный ответ тестируемым респондентам начислялось по 1 баллу. Числовые данные диагностики вычислялись по следующей формуле (см. формулу 1):
Числовые показатели первого этапа диагностики выявили, что половина военнослужащих, принимавших участие опросе, показали низкий уровень знаний в области истории мировой художественной культуры, музыкального искусства, истории военно-оркестрового репертуара. В связи с этим, были сделаны выводы о том, что интеллектуальная неподготовленность военнослужащих будет способствовать снижению их интереса к деятельности военного оркестра и отсутствию стимулирования к дальнейшей творческой деятельности.
В рамках 2-го модуля диагностики была изучена сформировавшаяся в сознании военнослужащих иерархия духовных ценностей военнослужащих. Им было предложено выстроить в порядке личностной значимости определенные понятия, касающихся системы их духовных ценностей.
Исходя из анализа результатов, мы видим, что у подавляющего большинства военнослужащих основу жизненно важных качеств составляют нравственные ценности, что свидетельствует о высокой моральной стороны личности военного в целом. В то же время, эстетические ценности для опрошенных респондентов оказались мало значимыми. Данный факт, несомненно, является барьером для гармоничного развития личности человека и его духовного роста.
3 модуль диагностического среза предполагал выявление способностей военнослужащих к восприятию музыкальных произведения.
Результаты викторины отражены в следующих показателях уровня музыкальной восприимчивости военнослужащих, отражённых в таблице (см. таблица 6 и рисунок 10). Положительным результатом 3-го этапа констатирующей диагностики явился тот факт, что подавляющее большинство респондентов экспериментальной группы (71, 25%) продемонстрировали высокий уровень восприимчивости к музыкальному искусству. Это позволило сделать вывод о том, что внедрение педагогической программы по реализации педагогического потенциала военного оркестра среди данной группы военнослужащих будет эффективным и результативным в процессе воспитания военнослужащих данного воинского подразделения.
Исходя из числовых показателей 4-го модуля диагностического среза был сделан вывод об высоком уровне творческого потенциала среди опрошенных военнослужащих. При наличии у большинства участников эксперимента в двух группах высокого уровня творческих способностей, было выдвинуто предположение о том, что, учитывая выявленные показатели, военнослужащие способны принимать активное участие в экспериментальной целевой программе, которая стимулировала бы их творческую деятельность и способствовала развитию духовно-нравственной стороны их личности.
Центральной частью диссертационного исследования стало проведение опытно-экспериментальной работы по внедрению в военно-педагогический процесс в/ч № 95501, в/ч № 95854, в/ч № 96777 целевой программы по реализации педагогического потенциала военного оркестра в воспитании военнослужащих1. В перспективе, данная программа может стать основой модели всестороннего сотрудничества и взаимодействия военного дирижера и военного оркестра с военнослужащими и гражданским персоналом воинской части.
Цель программы - реализовать педагогический потенциал военного оркестра, а также специальные знание и умения военного дирижёра военного оркестра в рамках воспитательной работы воинской части в целях повышения духовно-нравственного, эстетического и интеллектуального уровня военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
Задачи программы:
Образовательные:
— повышение уровня знаний и общего уровня интеллектуального развития в области музыкального искусства и культуры в целом;
— повышение профессионального исполнительского мастерства музыкантов военного оркестра;
— повышение уровня знаний у командного состава воинской части в области возможностей и потенциала военного оркестра в воспитательном и образовательном направлении деятельности;
— совершенствование личности военного дирижера военного оркестра в целях эффективности реализации программы.
Развивающие:
— повышение боевого потенциала военнослужащих;
— развитие нравственной и духовной культуры военнослужащих и гражданского населения;
— развитие эстетического вкуса;
— коррекция музыкальных предпочтений военнослужащих и их семей;
Воспитательные:
— воспитание и повышение уровня культуры военнослужащих
— активизация интереса военнослужащих, членов их семей и гражданского населения к музыкальному искусству;
— повышение коммуникативных связей военнослужащего и гражданского населения
Совершенствование культурно-досуговой и просветительской работы в воинской части
Согласно Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 в российском современном обществе действуют базовые положения о сущности и роли культуры в социуме. В современных условиях развития государства культура становится важнейшим ресурсом и источником его развития, она выступает самодостаточной ценностью, призванной активно влиять на качество жизни и результаты деятельности людей. Поэтому развитие современного российского гражданина средствами культуры и искусства становится одним из приоритетных направлений образовательной и воспитательной политики государства. Одним из важных требований к современному процессу образования является его непрерывность на всех ступенях развития гражданина.
В системе Вооружённых Сил РФ продолжается процесс культурного и духовно-нравственного развития личности, заложенный в учреждениях довузовского и высшего образования. Важным средством реализации культурной политики государства в Вооруженных Силах РФ является культурно-досуговая работа.
Согласно директиве министерства обороны РФ №Д-64 от 13.07.1993 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» организация досуга военнослужащих является важным инструментом воспитательного процесса, в котором могут использоваться приёмы и методы развития путём приобщения военнослужащих к образцам произведений искусства и явлений культуры.
В своей работе В. И. Колношенко и О. В. Колношенко отмечают, что сегодня, Вооружённые Силы Российской Федерации располагают развитой культурно-досуговой сферой, однако, зачастую, все имеющиеся возможности не являются в полной мере реализованными. И, несмотря на то, что в последние годы в Министерстве обороны Российской федерации был принят ряд важных мер, направленных на повышение качества культурно-досуговой и просветительской работы, остро стоит проблема поиска новых, актуальных и разнообразных форм и методов организации культурно-просветительского процесса1.
Процесс духовного развития военнослужащих, а также мероприятия, имеющие культурно-просветительскую направленность могут реализовываться в пределах воинской части различными силами и кадрами, схема на рисунке (см. рисунок 20).
В результате, перед командованием воинских частей встаёт вопрос о пересмотре роли культурно-досуговых и просветительских мероприятий и лиц, ответственных за их реализацию данного процесса. При этом, необходимо полнее использовать имеющийся в расположении военной части арсенал средств культурно-досуговой сферы, среди которых, зачастую остается невостребованным педагогический и просветительский потенциал военного оркестра. Особенно актуально этот вопрос встаёт в частях, подразделениях и гарнизонах, удалённых от населённых пунктов.
Деятельность военного оркестра по проведению культурно-просветительских мероприятий в Вооружённых Силах РФ имеет правовую основу. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 99 «О военно-оркестровой службе вооружённых сил Российской Федерации», культурно-просветительская работа военного оркестра «должна способствовать воспитанию у военнослужащих и гражданского персонала чувства патриотизма и высоких нравственных качеств, повышению их морально-эстетического и культурного уровня1». Организация культурно-просветительских мероприятий под эгидой военного оркестра проходит совместно с такими организациями и государственными учреждениями как Министерство обороны РФ, Всероссийской музыкальное общество, Союз композиторов РФ и др. В соответствии с Приказом МО РФ № 99 формами реализации культурно-просветительской деятельности военного оркестра являются:
— тематические концерты;
— концерты-лекции;
— концерты по заявкам;
— плац-концерты и др.2.
Для того, чтобы определить цели и задачи культурно-досуговых мероприятий следует конкретизировать целевую аудиторию, для которой будут поставляться продукты культурно-просветительской направленности.
Планирование процесса культурно-просветительских мероприятий, реализующихся за счёт педагогического потенциала военного оркестра, будет осуществляться для следующих социальных категорий военнослужащих:
- военнослужащие ВС РФ, проходящие военную службу по контракту;
- военнослужащие ВС РФ, проходящие военную службу по призыву; члены семей военнослужащих (в т.ч. дети различных возрастов); ветераны Великой Отечественной войны, военной службы, граждане, уволенные с военной службы, проживающие на территории военных городков;
- лица гражданского персонала ВС РФ и члены их семей. Следовательно, при составлении программы совершенствования культурно-просветительской деятельности военного оркестра следует учитывать специфические возрастные и социальные особенности и запросы всех перечисленных категорий граждан и их интересы.
В своих трудах В. И. Колношенко и О. В. Колношенко выделяют несколько этапов организации культурно-досуговой и просветительской деятельности, согласно плану воспитательной работы, организованной командованием в воинской части1:
1. Организационно-подготовительный этап.
2. Этап разработки проекта плана.
3. Этап согласования и утверждения плана.
4. Этап пропаганды плана и организации его исполнения. Данные этапы раскрыты в таблице (см. таблица 20).
В данном параграфе нам представляется целесообразно привести пример реализации культурно-досуговой и просветительской деятельности военного оркестра в плане воспитательной работы воинской части (см. приложение Д)
Результаты проекта:
1. Повышение уровня профессионального исполнительского мастерства музыкантов военного оркестра;
2. Расширение репертуара оркестра и включение в его список образцов классического музыкального наследия (см. приложение В);
3. Активизация интереса командования части к деятельности военного оркестра и включение в последующий воспитательный план работы воинской части мероприятий, проводимых военным дирижером и музыкантами коллектива;
4. Расширение кругозора военнослужащих, членов их семей и гражданского населения;
5. Развитие нравственно-эстетичсской стороны личности военнослужащих и повышение общего уровня культуры военнослужащих Российской Федерации в рамках работы конкретной воинской части;
6. Повышение интереса целевой аудитории проекта к классическому музыкальному искусству;
7. Повышение уровня интеграции военного оркестра с членами семей военнослужащих, что способствовало сплочению коллектива и поднятию боевого духа военнослужащих;
8. Расширение сотрудничества военного оркестра с вневоенными организациями, которыми являются учреждения среднего образования.
В результате проведения просветительского проекта военного оркестра «Классика в каждый дом» были достигнуты воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Педагогическая направленность служебно-творческой деятельности военных оркестров выходит за рамки функционирования коллектива в рамках воинской части и не ограничивается только лишь его взаимодействием с военными организациями.