Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Закирова Нурия Ришатовна

Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике
<
Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Закирова Нурия Ришатовна. Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Закирова Нурия Ришатовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2015.- 210 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития интеллектуальных способностей

1.1. Теоретико-методологические основания развития интеллектуальных способностей личности 20

1.2. Законодательно-правовое обеспечение развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях 43

1.3. Состояние разработанности проблемы развития интеллектуальных способностей и татарской народной педагогики в психолого-педагогической науке 69

Выводы по первой главе 93

Глава 2. Содержание процесса развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике

2.1. Развитие отличительных особенностей интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике 96

2.2. Развитие основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике 121

2.3. Содержание развития социального интеллекта в татарской народной педагогике 149

Выводы по второй главе 181

Заключение 184

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» до 2025 г. среди основных целей и задач образования под первым пунктом отмечается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры»1. Основными задачами государства в сфере образования является обязанность обеспечить «гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур»2. Названные цели и задачи необходимы для формирования «у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры ме-жэтнических отношений» , что крайне необходимо не только в современном российском обществе, но и в современном мировом сообществе. Поэтому архиважной задачей педагогической науки на современном этапе развития является исследование и выявление образовательного и воспитательного потенциала национальных культур, традиций, обычаев, средств народной педагогики для дальнейшего внедрения их гуманистических достижений в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений.

В ст. 17 «Права, обязанности и ответственность родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса» п. III «Субъекты воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность» Модельного Закона «О воспитании детей и молодежи», принятом на тридцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 32-5 от 14 мая 2009 г.) говорится, что «родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

создать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;

заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности начиная с раннего детского возраста;

уважать достоинство всех участников воспитательного процесса»4.

Анализ Закона «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует, что дисциплины, изучаемые учащимися на всех ступенях обучения, должны быть направлены на интеллектуальное развитие детей, что необходимо для их социализации, конкурентоспособности и самореализации.

Следует отметить, что время наивысшего продуктивного интеллектуального и личностного развития ребенка приходится на дошкольный и младший школьный периоды. Каждый человек обладает значительным творческим по-

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.) [Электронный ресурс] // , свободный.

Там же.

Там же.

Модельный Закон «О воспитании детей и молодежи» [Электронный ресурс] // Режим доступа: , свободный.

тенциалом, но люди отличаются друг от друга тем, насколько у них развиты интеллектуальные способности. Интеллектуальные способности считаются умением, которого следует постоянно развивать, особенно в юном возрасте. Интеллектуальное развитие представляет собой сложный личностно внутренний процесс, в ходе которого расширяются и углубляются такие отличительные особенности интеллектуальной системы, как объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике, многоуровневая иерархия системного отбора ценной информации, сознание и память; такие основные качества интеллекта, как любопытство; глубина, гибкость и подвижность ума; логичность, доказательность, критичность, широта мышления; а также социальный интеллект. Развитие интеллектуальных способностей важно на каждом этапе развития ребенка.

В психологии интеллект интерпретируется как способность к познанию и эффективному решению проблем, особенно при решении новых жизненно необходимых задач. В психолого-педагогической и философской литературе имеется много принципиально отличающихся друг от друга объяснений интеллекта.

Одной из главных целей современной школы является подготовка подрастающего поколения к конкурентоспособной жизни в современном обществе, что во многом зависит от качества учебно-воспитательного процесса, направленного на передачу учащимся накопленного социально-культурного опыта многих поколений. К сожалению, овладение детей и подростков опытом и знаниями народной педагогики в современных учебных заведениях специально не организовано, происходит отрывочно, ситуативно, половинчато, поэтому выпускники школ не имеют представления об образовательных и воспитательных традициях своего народа.

Среди основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, на наш взгляд, самой важной должно стать развитие интеллектуальных способностей детей и молодежи. Это не только умственное воспитание, а намного шире и глубже. Поэтому мы сочли необходимым исследование проблемы возможностей развития интеллектуальных способностей детей средствами татарской народной педагогики.

Интеллектуальные способности тесно связаны и с умственным развитием ребенка. Латинское слово intellectus (познание, понимание, рассудок) в переводе означает способность к мышлению, рациональному познанию. Перевод древнегреческого понятия нус («ум») на латинский тождественен ему по смыслу, и в «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова интеллект объясняется как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека5.

Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью исследования развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике и недостаточной разработанностью теории рассматриваемой проблемы в ее сущностном, си-

Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. -М.: Азбуковник, 1999. - 994 с. 4

стемном и концептуальном аспектах. Это противоречие детерминировано несоответствием между:

государственным заказом на подготовку интеллектуально развитых личностей, повышенными требованиями общества, предъявляемыми к системе обучения и воспитания, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития интеллектуальных способностей детей в средствах народной педагогики;

потребностями в теоретическом обосновании, научно-методическом сопровождении содержания обучения и воспитания на этнопедагогических традициях и наличием пробелов в целостной системе исследования истории образования и педагогической мысли, а также народной педагогики в связи с недостаточной изученностью проблемы развития интеллектуальных способностей детей;

необходимостью кардинальных изменений установки на качественно новые направления, формы, методы и средства обучения и воспитания молодого поколения с учетом исторического опыта и отсутствием исследований проблемы развития интеллектуальных способностей детей в народной педагогике.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы особенности развития отличительных особенностей, основных качеств, содержания социального интеллекта детей в татарской народной педагогике?

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке, выявленные противоречия послужили основой для определения темы исследования: «Развитие интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике».

Цель исследования: раскрытие научно-теоретических основ, содержания, основных отличительных особенностей и качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Объект исследования: народная педагогика.

Предмет исследования: потенциал развития интеллектуальных способностей детей в татарской народной педагогике.

В соответствии с предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и обосновать отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике.

  2. Раскрыть и охарактеризовать содержание основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

  3. Определить содержание развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: прежде всего исторический, позволяющий проследить систему развития педагогической мысли о развитии интеллектуальных способностей личности в научной педагогике и этнопедагогике; теоретический анализ и синтез материалов народной педагогики; индуктивные и дедуктивные методы; изучение литерату-

ры (трудов классиков по вопросам исторического развития общества, обще-ствознания, человековедения в целом и педагогики в частности, общих и специальных работ по философии, психологии и этнопедагогике); экспертная оценка и др.

Методологическую основу исследования составляют системный подход, ориентированный на целостность изучения проблемы и выделение интегратив-ных инвариантных связей и отношений; личностный подход, направленный на личность как цель, субъект, результат развития, требующий уважения ее уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете обучения, воспитания и развития; аксиологический подход, раскрывающий ценностные ориентиры народной педагогики в развитии личности; этнопедагогический подход, предполагающий единство интернационального, национального и индивидуального; исторический подход, предполагающий преемственность педагогических мыслей и практик обучения, воспитания и развития прошлого и современного; парадигмальный подход, раскрывающий сущность рассматриваемой проблемы во всех его плоскостях и проявлениях.

Теоретической базой исследования явились теории философских основ обучения и развития личности (Л.А. Волович, Ю.А. Лебедев, Э.А. Тайсина, Л.В. Филиппова); личностно-деятельностного развития (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.В. Павлов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова); воспитательных систем (Г.С. Голошумова, В.А. Караковский, Н.М. Конжиев, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И Тихомирова, Т.В. Цырлина); дидактические концепции формирования личности (В.И. Андреев, Г.В. Ахмет-жанова, Н.М. Борытко, Г.Д. Бухарова, Д.В. Вилькеев, А.А. Кирсанов, В.П. Ковалёв, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.В. Непрокина, Н.Я. Сайгушев, М.Н. Скаткин); формирования гуманистического мировоззрения (В.И. Баймурзина, А.Г. Козлова, Л.А. Шестакова); концептуальные идеи историко-педагогических исследований (А.Н. Джуринский, П.П. Козлова, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Р.Ш. Маликов, А.Г. Мухаметшин, Е.Г. Осовский, А.И. Пискунов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Я.И. Ханбиков).

В освещении проблемы использовались также теории этнопедагогических основ развития, обучения и воспитания личности (Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, З.Х. Боташева, Г.Н. Волков, Ш.Ш. Залялиев, Г.В. Палаткина, Ю.В. Филиппов, М.Г. Харитонов, И.А. Чуриков, Р.Х. Шаймарданов).

Источниковедческой базой исследования послужили законы и постановления государства и правительства в области образования, воспитания и развития личности, программно-методические и нормативные документы, материалы устного народного творчества, в частности сказки, пословицы и поговорки, байты, песни и прибаутки, колыбельные, загадки, народные приметы, а также публикации педагогической и общественной периодики.

Организация и этапы исследования.

Первый этап (2007-2009 гг.) включал изучение по теме исследования пси-

холого-педагогической, философской, исторической литературы, народной педагогике и этнопедагогике, а также материалов фольклора; определение темы исследования, ее актуальности, научной новизны и практической значимости, определение основных задач, объекта, предмета и базу исследования.

Второй этап (2010-2013 гг.) состоял в непосредственном изучении и анализе материалов устного народного творчества на наличие потенциала развития интеллектуальных способностей детей; апробации полученных результатов на конференциях различного уровня, при чтении лекций и проведении семинарских занятий; публикации материалов в сборниках научно-практических конференций, а также научных журналах.

Третий этап (2014-2015 гг.) связан с систематизацией и оформлением результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Выявлены и обоснованы отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике.

  2. Раскрыто содержание и дана характеристика основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике.

  3. Определены составляющие компоненты развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике.

Теоретическое значение исследования заключаются в том, что внесен существенный вклад в исследование проблемы развития интеллектуальных способностей детей; расширены горизонты представления о развитии интеллектуальных способностей детей, о его содержании, основных направлениях и методах; реализован парадигмальный подход к раскрытию проблемы развития интеллектуальных способностей детей на примере развития ее в татарской народной педагогике; обозначены перспективы дальнейшего исследования проблемы развития интеллектуальных способностей личности в рамках этнопе-дагогического представления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что качественно обогащено содержание курсов «Этнопедагогика», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», спецкурса «История образования и педагогической мысли татар» материалом, ныне не используемым в учебно-воспитательном процессе; материалы исследования дают возможность разработать содержание нового спецкурса. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, на курсах повышения квалификации работников образования, а также в организации воспитания подрастающего поколения на гуманистических народных традициях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования получили отражение в научных статьях и докладах. Важнейшие результаты исследования докладывались и получили одобрение на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях, проведенных в гг. Санкт-Петербург-Самара (2011), Екатеринбург

(2010, 2014), Астрахань (2009), Казань (2011-2014), Набережные Челны (2007, 2011), а также опубликованы в научных журналах «Фундаментальные исследования» (2014), «В мире научных открытий. Гуманитарные и общественные науки» (2015), «Современные исследования социальных проблем» (2015), «Педагогический вестник НГПИ» (2009), в межвузовском сборнике научных трудов (Нижний Новгород, 2011). Внедрение результатов исследования осуществлялось соискателем в процессе педагогической деятельности в качестве ассистента и старшего преподавателя Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели, задачам и логике исследования комплексного научно-исследовательского инструментария, целостным и системным подходом к исследованию проблемы, опорой на теоретические положения философских, обществоведческих, историко-педагогических исследований, целенаправленным анализом учебно-воспитательного процесса общеобразовательных, профессиональных средних и высших учебных заведений, собственным анализом средств народной педагогики и примерами из устного народного творчества, научной и практической апробацией автором основных идей и полученных результатов в практике преподавания и организации учебно-воспитательного процесса, использованием их в научных трудах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Отличительные особенности интеллектуальной системы детей в татарской народной педагогике, среди которых память (постоянность приобретенных знаний; умение применять полученные знания на практике; бесполезность не применяемых на практике знаний, подобно мертвецу, облаку без дождя; знание без умения применять на практике, подобно клюву у человека, сводится к нулю); объем рабочей памяти (умственные возможности у каждого разные; каждый рассуждает по-своему; головы сильно отличаются друг от друга; ум любит взвешивания; первичность практики в получении знаний; интеллект развивается, лишь вкладывая большой труд; объем вложенного труда прямо пропорционально интеллектуальному развитию); способность к прогнозированию (умный способен на дальновидность, в результате чего может прогнозировать свои действия, запланировать их, предвидеть результат; сохраняет жизнь и здоровье; способность развита очень сильно или отсутствует вовсе; способности учат с колыбели; необходимость заботы о престарелых родителях; мальчику прогнозировали службу в армии, девочке - хорошего жениха), способность к бескорыстной помощи (следует забыть о своем добром поступке, не следует ждать ответных действий; сделать доброе дело и бросить в воду; держаться подальше от своих добрых дел, не показывать людям, не хвастаться ими, если видеть добрые поступки других, то не замечать их; требует скромности; добро рождает добро; народ отвергает и предостерегает от людей, которые ищут выгоду от любого дела; доброта возвращается иногда злом; доброта забывается, зло - нет; добро может быть перечеркнуто одним проступком; доброта стабильна; доброту следует увеличить в пятикратном

размере; делать доброе дело - себе же польза; добро вернется по-разному, зло обернется камнем; доброе дело останется на земле даже после кончины), способность к орудийной деятельности (знание - невидимое орудие; голова - орудие; неважно какое орудие труда, важен результат; интеллект как орудие; любой инструмент как орудие; правильный выбор орудия деятельности - показатель качества интеллектуального развития; к орудию следует добавить интеллект; орудием служит любое животное; неправильный выбор орудия вредит себе же), способность к логике (требование последовательности и порядка действий; дело следует начать правильно, по плану, чтобы дойти до логического завершения; делать по логике - добиться успеха, без логики - завалить дело; смена дня и ночи -результат логики); сознание (действовать согласно своей голове; труд - показатель сознания; сначала продумать, прежде чем делать; сознательный труд результативен; неосознанный труд бесконечен; дело из-под палки безрезультативно; действовать обдуманно, взвешенно, по плану; подумать, прежде чем начать; рука делает, голова отвечает; у животных есть мозг, но нет сознания; не подражать другим бессознательно; положительный пример полезен, если сделать осознанно; важен осознанный выбор).

2. Содержание основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике, куда относятся любопытство (ум-разум следует искать в голове; мысль в результате вложения определенных усилий легко реализуется и материализуется; стихийность, чувства, минутные увлечения приводят к беде; познавательный процесс бесконечен; качество ума определяется действиями), глубина ума (отличается индивидуальностью, хваткостью, проворностью, шустростью, сметливостью, резкостью, пронзительностью, натянутостью, зрелостью; обдумать предстоящие действия головой; голова, речь, пища - показатели глубины ума; рост - не показатель ума; глубина ума - главный предводитель, вождь), гибкость и подвижность ума (отличаются индивидуальностью; зависят от мозга; тесно связаны с душой; в трезвой голове трезвый ум; подобны золотой короне; ум - золото, мысль - серебро, обернется словом -медь, если фальшивый, то возвратится обратно; ум - Вселенная для просвещенного; независимы от возраста; ум не возобновляется; ум управляет всем; ум - богатство, мысли общие; ум не продается, ветер не уносит, вор не крадет; ум сдерживающий фактор против алчности; ум управляет всем) ума; логичность мышления (умение отличать внешние признаки от внутреннего содержания; кто имеет голову, тот добивается больших результатов; наличие ума способствует поиску верного пути; ум, мысли, память зависимы от времени; ум гарантирует совесть, совесть обеспечивает воспитанность, культуру, стыдливость; ум создал материальные и духовные богатства; ум придает силу; человек отличается от животных умом; ум видит, душа слышит), доказательность мышления (большие выпученные глаза доказательство отсутствия ума; ум не перестанет думать, как и золото не сгниет; ум на базаре не продается; ум подобен мужчине; ум не подчиняется чувствам; ум не нуждается в палке; уму учатся у дурака; ум у каждого на разных местах), критич-

ность мышления (голова своя, мозг чужой; если голова пуста, то головной убор не играет роли; если нет головы, то необходимы длинные ноги; тяжко приходится ногам безмозглого; лучше прикидываться умным; все есть, но в голове лишь мозга нет; маленькая голова стала большой; маленький ум, но свой; ум -поводья человека; мозг тоже должен отдыхать; не учи других, не то без мозгов останешься), широта мышления (нет пользы от широты мира, если обувь узка, нет пользы от высокого роста, если в голове мозга мало; чем расти высоким, лучше расти ум; чем рост с верблюда, лучше ум с пуговицы; у каждого лучше ума ничего нет; ум - Вселенная, мысль - море; добавь к уму ум; одна голова хороша, а две лучше; у каждой головы по уму) мышления.

3. Составляющие компоненты развития социального интеллекта детей в татарской народной педагогике (умение строить правильные, добрые, миролюбивые и дружественные взаимоотношения между разными социальными слоями общества, соседями; заботливое и ответственное отношение к людям; избегать зависти других, и самому не завидовать; материальная и моральная поддержка окружающих, умение делиться с ними; общий труд, помощь друг другу; общая еда; не вредить другим; иметь свое мнение, чем поверить другому; быть патриотом своей Родины; умение строить и сохранить семью, беречь членов семьи; отношение к предметам или домашним животным свидетельствует наличие или отсутствие социального интеллекта; социальная справедливость; умение предотвратить конфликт; умение правильно выбрать друга, чтобы сохранить жизнь и здоровье; умение быть осторожным, предугадывать и дать правильную оценку действиям других и т.д.).

Структура диссертации.

Законодательно-правовое обеспечение развития интеллектуальных способностей детей в современных условиях

По философскому энциклопедическому словарю, в переводе из латинского «интеллект» (intellektus) означает познание, понимание, рассудок. По философскому словарю, интеллект - это способность к мышлению, рациональному познанию. Он отличается от таких душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.д. Термин «интеллект» представляет собой латинский перевод древнегреческого слова нус (ум), а по смыслу является тождественным ему.

В схоластике интеллект означал высшую познавательную способность к сверхчувственному постижению духовных сущностей в отличие от противоположного разума (ratio) как низшей познавательной способности к элементарной абстракции. Кант эти термины использовал в обратном значении. У него интеллект (от немецкого Verstand - рассудок) означает способность образовать понятия, а разум (от немецкого VernunftJ) - способность образовать метафизические идеи. В этом значении интеллект закрепился в последующей после Канта немецкой философии, а потом получило распространение у Гегеля в концепциях рассудка (интеллект) и разума.

В зоопсихологии интеллект иначе называют «ручным мышлением», которое свойственно высшим животным, в основном обезьянам. У них интеллектом называют реакции, «которые характеризуются внезапностью решения задачи, легкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его на ситуацию, несколько отличную от исходной, и, наконец, способностью решения «двухфразных» задач» [Словари и эн 21 циклопедии на Академике. Философская энциклопедия, электронный ресурс]. По Свободной энциклопедии Википедия, интеллект описывается как «качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - это прежде всего основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки - когнитивная этология [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

Предполагается, что интеллект человека развивался в течение многих веков, что дало возможность выделиться ему из животного мира и стать сначала общественным существом, а затем и построить человеческую цивилизацию [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

Как было отмечено выше, интеллект - это способность, которая реализуется с поддержкой ряда других способностей, среди которых способность к познанию, обучению, логическому мышлению, систематизации информации средствами анализа, классификации, определению применяемости, закономерностей и отличий, нахождению связей внутри явления или с другими явлениями, ассоциировать с подобными явлени 22 ями и предметами [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс]. По классификации Свободной энциклопедии Википедия, «к параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят: объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, бескорыстной помощи, орудийной деятельности, логике; многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации; сознание; память [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс] . Свободная энциклопедия Википедия также выделяет «биофизические параметры «интеллектуальной энергетики»: количество информации, ускорение (частота, скорость) и расстояние ее передачи, - с объединением их в «формулу интеллекта» [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

В Википедии также указываются основные качества человеческого интеллекта, которые включают «пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность» [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс]. Если рассмотреть отдельно каждое качество, то: «любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; глубина ума - способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного; гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в но 23 вых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; логичность мышления - способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей; доказательность мышления - способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов; критичность мышления - способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи); широта мышления - способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений» [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

Деятельность человека разнообразна, поэтому от него требуется развитие нужных интеллектуальных способностей. Индивид должен уметь чувствовать новое, уловить актуальность возникших задач и проблем, прогнозировать всевозможные тенденции поворота различных ситуаций. Наличие интеллекта доказывает свободу человека от воздействующих на него внешних ограничений, у него отсутствует ксенофобия (боязнь нового, непривычного) [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

Качество ума также характеризуется умением предвидеть индивидом возможные последствия своих действий, а также способностью устранить возможные предстоящие конфликтные ситуации. Возможность подключения интуиции при решении сложных задач также является одним из основных показателей развитого интеллекта [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс].

Состояние разработанности проблемы развития интеллектуальных способностей и татарской народной педагогики в психолого-педагогической науке

Согласно п. 3 «Закона субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться»: недопущение нахождения детей в помещении, где реализуются товары сексуального характера, а также алкогольная продукция, включая пиво; недопущение нахождения детей в общественных местах в ночное время, включая улицу, стадионы, парки, скверы, транспорт, а также в местах, где реализуется алкогольная продукция, развлекаются и отдыхают; порядок оповещения родителей при случае обнаружения ребенка в вышеуказанных местах, или в специальных учреждениях, местах социальной реабилитации.

Субъекты РФ, учитывая местные и культурные традиции, самостоятельно могут определить «места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей» [Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, электронный ресурс]. Для определения таких мест могут создаваться комиссии. За несоблюдение требований могут установить административную ответственность.

18 июня 2013 г. МОиН РФ опубликовало «Мониторинг комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Какие меры согласно документу принимаются в России по развитию интеллектуальных способностей детей?

Как описано в мониторинге, в ФГБУН «Институт психологии РАН» в 2012 г. проводились исследования, составляющие теоретико-методологические основания для психолого-педагогического сопровождения, выявления и развития одаренных детей: «Высшие способности человека», «Роль когнитивных, мотивационно-личностных и коммуникативных факторов в развитии и самоопределении креативной личности», «Взаимосвязь вербальных и творческих способностей», «Виды понятийных способностей (семантические, категориальные, концептуальные)», «Психология специальных способностей: дифференционно-интегративный подход», «Критерии эстетических способностей и их роль в регуляции интеллектуальной активности», «Психобиологические предикторы спортивной одаренности» (письмо Российской Академии наук от 12 ноября 2012 г. № 1-10106-2110/333) [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

В общеобразовательных школах Российской Федерации ведется целевая работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей, например, в Карачаево-Черкесской Республике организована «Интеллектуально-творческое общество молодежи». В регионах внедряются разные модели работы с одаренными детьми, например, в Республике Марий Эл конструирована «модель развития интеллектуальной и академической одаренности, модель развития художественно-эстетической одаренности и модель комплексного развития способностей» [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

Внедряются различные формы работы с одаренными детьми, например, «система подготовительных и конкурсных мероприятий интеллектуальной, творческой, культурной, спортивно-оздоровительной направленности (олимпиады, турниры, тренинги, конкурсы, слеты, фестивали и другие); проведение научно-исследовательских конференций, летних смен, выставок детских проектов. В ряде регионов создаются и совершенствуются очно-заочные школы для одаренных детей при ведущих вузах страны с использованием дистанционных форм обучения (республики Коми, Мордовия, Архангельская, Ивановская, Сахалинская области, Краснодарский, Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ и другие); осуществляется интеграция различных уровней образования, сетевое взаимодействие муниципальных образований (Иркутская, Тверская, Тюменская, Ярославская области)» [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

В Центральном федеральном округе, в частности в Белгородской и Тамбовской областях, реализуются проекты «Портфолио обучающегося», «Параллельное профильное обучение», «Университетский класс»; в Калужской, Курской, Смоленской областях организуются клубы по интересам, творческие студии и мастер-классы, научные общества и фольклорно-этнографические экспедиции; в г. Москва и Московской области проводятся профильные семинары, научные экспедиции, интеллектуальные тематические слеты с использованием систем Интернета [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

В Северо-Западном федеральном округе, в частности в Республике Карелия, Санкт-Петербурге, Новгородской, Псковской областях проводятся научно-исследовательские экспедиции, интеллектуальные марафоны, обучающие семинары, публикуются творческие работы учащихся; в г. Санкт-Петербург внедряются проекты «Одаренный ребенок в контексте современной школы», «Индивидуальный проект учащегося -первый шаг на пути к жизненному успеху», проводится конкурс бизнес-идей и научно-исследовательских проектов под девизом «Молодые. Дерзкие. Перспективные»; в Ленинградской области организуются ди 67 станционные сессии по общеобразовательным предметам, видеоконференции с последующим размещением материалов на Интернет-портале [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

«В Республике Татарстан в целях реализации Концепции Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 г. № УП-862 утверждена Концепция развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива», создан Межведомственный координационный совет по реализации Концепции» [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

В Самаре, Саратове, Ямало-Ненецком автономном округе, в Тыва, Хакасии, Красноярском крае реализуются целевые программы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. В Красноярском крае планировалось участие 3340 интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах всероссийского и международного уровней [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

В Ямало-Ненецком автономном округе утверждена региональная система выявления, отбора и поддержки одаренных и талантливых детей. Главными участниками системы станут победители и призеры различных этапов всероссийской олимпиады школьников, интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий, а также отличники учебы [Мониторинг комплекса мер по реализации..., электронный ресурс].

П. 13 документа предполагает подготовку предложений по совершенствованию системы государственного и общественного контроля над организацией и проведением интеллектуальных и творческих состязаний в целях обеспечения объективности, гласности и прозрачности экспертиз и конкурсных процедур.

Развитие основных качеств интеллекта детей в татарской народной педагогике

Таким образом родители прогнозировали своей дочери свободу выбора, свободу действий, верили ей, что она в будущем выберет достойного жениха и приобретет свое счастье, что и составляет счастье родителей. Прогнозирование достойной пары - спутника жизни, а также реализация задуманного характерная тематика в татарской народной педагогике. Доверие к своей дочери с младших лет, надежда на ее разум отражается во многих средствах татарской народной педагогики:

Усни доченька, усни, (Йокла кызым, йокла кызым, Закрой свои глазки, Йокла, кызым, йом кузен,, Выросла наша красавица, Ycen матур кыз булган соц, Сама найдешь жениха. Кияу табарсыц узец). Следует отметить, что такого содержания колыбельных песен сочинялись, когда девушка у тюркских народов не имела никакого выбора. За нее решали родители, они выбирали жениха. Практически, и жених мало знал свою будущую супругу. Во многих случаях будущая семейная пара видели друг друга лишь на свадьбе. Такое явление практикуется и ныне во многих арабских государствах. Все было связано и с калымом и другими нюансами, но такие семьи были крепкими и, практически, не распадались. Способность к бескорыстной помощи относится к содержательной составной части интеллектуальных способностей людей. Татарская народная педагогика широко пропагандирует способность человека к бескорыстной помощи и воспитывает в подрастающем поколении данное качество. Очень ярким примером, призывающим к бескорыстной помощи, широко известным является татарская народная пословица «Соверши доброе дело и брось в море: узнает рыба, если не узнает рыба, то узнает народ» («Изгелек ит тэ дицгезгэ сал: балык бел ер, балык белмэсэ халык бел ер»). Вариантом является пословица «Соверши добро, кинь в море: не узнает рыба, то узнает народ» («Яхшылык кыл, дэрьяга сал: балык белмэсэ, халык белер»). Пословица учит тому, что следует забыть о своем добром поступке, и не следует ждать от своего поступка каких-либо ответных действий, благодарности или наград. В то же время народ намекает, что твое доброе дело не останется бесследным, о чем узнает хоть кто-нибудь.

Альтернативой этой пословице является другая: «Соверши доброе дело и брось в воду: если не узнает народ, то узнает рыба» («Яхшылык ит тэ суга сал: халык белмэсэ дэ балык белер»). В этом смысле в пословице «бескорыстия» намного больше, чем в первой, т.к. содержит намек на то, что, раз народ не узнал о поступке и не оценил, то рыба тем более об этом «промолчит», т.е. твой поступок будет забыт.

Татарская народная мудрость создала много назиданий, которые приучают к бескорыстной помощи. Среди них имеются и такие: «Сделай добро, но не жди встречное добро» («Яхшылык ит, каршысына яхшылык кетмэ»); «Сделай добро и забудь навсегда» («Яхшылык ит тэ мэцгегэ оныт»).

Другая пословица гласит: «Прячь свое доброе дело, а если его увидишь, то разоблачай» («Изгелек итсэц яшер, изгелек курсэц фаш ит»). Пословица призывает держаться подальше от своих добрых дел, не показывать их людям, не хвастаться ими, а если замечаешь добрые поступки других, то все разоблачать, т.е. все отрицать, не замечать и т.д. К скромности при совершении доброты призывает и пословица «О добром деле промолчи» («Яхшылык эшлэгэнецне узец эйтеп белдермэ»). Бескорыстная доброта в данной пословице сопровождается дополнительно требованием скромности.

Другая пословица предупреждает, что доброе дело всегда остается незамеченным: «Доброту не увидишь, зло не похоронишь» («Яхшылык кузгэ куренми, яманлык кумеп куелмый»). Совершая доброе дело, человек должен знать, что этот поступок у него не будет нигде замечен, но вторая половина пословицы предупреждает, что от своих злых проступков человек не сможет избавиться никогда - она все равно когда-нибудь всплывет. Если человек хочет почувствовать доброе дело, то другая пословица рекомендует совершить его: «Хочешь увидеть добро, соверши добро» («Яхшылык курэсец килсэ, яхшылык ит»). Это означает, что на твою доброту все люди ответят лишь добром.

Народная мудрость наставляет, что нельзя ждать пользы от своих добрых дел, тем более, если это очень маленькая доброта: «От доброго дела с пуговицы, не жди пользы с верблюда» («Теймэдэй изгелек эшлэсэц, теядэй файда кетмэ»). Так народ отвергает и предостерегает от людей, которые ищут выгоду от любого дела.

Что все же следует ожидать от добрых поступков? На этот вопрос татарская народная педагогика также дает конкретный четкий ответ. Например, во многих пословицах указывается, что добрые дела к человеку возвращаются злостью и вредом. Об этом предупреждают следующая пословица: «Соверши добро, жди зла» («Ит изгелек, кет явызлык»).

Народ в то же время на стороне человека, который совершает добрые дела, и старается его огородить от ответного зла, о чем предупреждает: «Берегись зла того человека, которому сделал доброе дело» («Из-гелегец тигэн кешенец яманлыгыннан саклан»).

Татарская народная мудрость гласит, что человеку свойственно забывать о совершенных по отношению к нему добрых делах, а что касается зла, то оно никогда не забывается, о чем предупреждает пословица «Доброту человеческую человек забудет, а зло не забудет никогда» («Кеше кешедэн кургэн яхшылыгын онытыр, яманлыгын онытмас»).

Содержание развития социального интеллекта в татарской народной педагогике

«Широта мышления - способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений» [Википедия. Свободная энциклопедия, электронный ресурс]. «Широта мышления хорошо представлена в татарской пословице «Какая польза от широты мира, если обувь узкая; какая польза от твоего высокого роста, если в твоей голове мозга мало» («Донья кицлегеннэн ни файда, аяк киемец тар булса; буец озынлыкта ни файда, башыцда миец аз булса»). В этой пословице для сравнения представлены несравнимые явления «широта мира» и «высота роста». По объемным характеристикам они, конечно, сравнимы и описывают явления по максимуму. Во второй части силлогизмов представлены «узкая обувь» и «мозга мало», казалось бы, тоже понятия несравнимые. Но они становятся сравнимыми и объединяются общими характеристиками, когда говорится об их бесполезности и несоответствии требованиям первой части силлогизмов: «широте мира» и «высоте роста». В этой пословице также хорошо представлена и логика мышления татарского народа. Пословица раскрывает необходимость соответствия внутреннего содержания внешним формам, учит быть полезным обществу, эрудированности и призывает интеллектуальному развитию» [Закирова Н.Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей..., 2014, 1308].

В другой пословице высказывается «критика» в адрес высокого роста: «Чем расти рост, расти ум» («Буй устергэнче, акыл устер»). Пословица также дает предпочтение внутреннему содержанию, чем физическим данным. Физические показатели необходимы лишь при определенных услорвиях, а что касается ума, то он нужен всегда и везде. Именно на такое обстоятельство в этом случае намекает народная мудрость.

Пословицы и поговорки, связанные с ростом человека и умом имеют широкое применение в татарской народной мудрости. В народе ценится не внешняя красота человека, а - внутренняя. На то еще один пример: «Чем иметь рост с верблюда, лучше иметь ум с пуговицы» («Деядэй буец булганчы, теймэдэй акылыц булсын»). Пуговица во многих случаях используется как самая маленькая мера измерения. Что касается ума, то она должна быть хотя бы с пуговицы, что намного ценнее, чем верблюд.

«Народная мудрость настолько широко мыслит, что связывает невозможные элементы друг с другом. В необычной пословице ставится ряд вопросов, на которых, на первый взгляд, ответа нет: «Есть ли лучше друга, чем ум? Есть ли хуже болезни, чем зло? Есть ли больше лет, чем двадцать пять? Есть ли слаще пища, чем кумыс?» («Акылдан яхшы дус бармы? Ачудан яман кас бармы? Егерме биштэн артык яшь бармы? Кы-мыздан татлы аш бармы?»). На все эти вопросы очень просто можно ответить, что нет, но такая постановка, казалось бы, очень простых вопросов, заставляет задуматься над тем, о чем до этого никто не думал. Каждый вопрос подчеркивает важность предмета или явления, о чем спрашивается (ум, зло, двадцать пять, кумыс) в пословице. Зло, например, самое плохое в человеке, ибо озлобленный человек может совершать необдуманные проступки. Больше двадцати пяти лет нет возраста, ибо это самое золотое время, когда человек встал на ноги: до этого он был ребенком, необразованным и т.д.; дальше уже человек живет тем, что приобрел до двадцати пяти, лишь совершенствуя того, чего имеет. Слаще кумыса для человека степного и кочевого ничего нет, т.к. кумыс не киснет на солнце, для хранения не нужен холодильник, и этот напиток сопровождал кочевые народы всю жизнь, спасая их от жажды и голода.

Все эти положения, естественно, дискуссионные и легко оспоримы, но, учитывая, что пословица результат жизненного опыта человека древнего, в истинности ее легко убеждаешься. Что же касается первого вопроса, то лучше друга своего ума ни у кого нет, т.к. этот друг никогда не подведет, не придаст, всегда поможет по мере развитости. Впрочем, каждого человека его ум, кажется, полностью удовлетворяет, поэтому является хорошим другом» [Закирова Н.Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей..., 2014, 1308].

«Пословица «Ум - Вселенная, мысль - море» («Акыл - дэрья, уй -дицгез») поражает широтой мышления. Как и Вселенная (дэрья), человеческий разум не имеет границ и ограничений, что касается мысли, то, по сравнению с умом, она имеет некоторые ограничения, как и море. Следует отметить и то, что «море» («дицгез») у татарского народа также означает бескрайность, безмерность. Учитывая это обстоятельство, и ум и мысль - безграничны, просто их соотношения разные. Так народная мудрость подчеркивает величие и важность ума и мысли в жизни человека, лишь которыми руководствуется он в своей жизнедеятельности и в течение всей жизни» [Закирова Н.Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей..., 2014, 1308].

«Пословицу «Добавь к своему уму ум» («Акылыца акыл куш») также следует отнести к данному ряду. Широта мышления нужна всегда, но добиться правильного направления иногда очень трудно, практически, одной головы не хватает. Наверное, когда народная мудрость велит добавить к своему уму еще один ум, подразумевает добавить еще одну голову. Не зря у многих народов практикуется пословица «Одна голова хороша, а две лучше» («Бер башка Караганда, ике баш яхшырак»). Две головы и два ума думают лучше, дополняют друга и найдут верный ход решения среди многих вариантов с всесторонним охватом объекта мыслительной деятельности» [Закирова Н.Р. Содержательное наполнение интеллектуальных способностей..., 2014, 1308].

Другая пословица также свидетельствует о возможной многовариантности решения задачи, проблемы или возникшей ситуации: «В каждой голове по уму» («Баш саен бер акыл»). Пословица применяется, когда каждый предлагает свой вариант решения или высказывает свое мнение, которое не совпадает с другими, что свидетельствует о необходимости иметь свою голову и соответственно свой ум. Такое решение проблемы может иметь больше эффекта, чем подсказка другого, т.к. своя практика познания намного лучше, чем ошибки других людей.

Таким образом, в татарских пословицах и поговорках содержится большой потенциал для развития основных качеств интеллекта. Народная мудрость включает в себя, практически, все основные качества интеллекта, каждый из которых имеет несколько синонимичных вариантов, ибо народная педагогика отличается от официальной своими возможностями, неофициальностью, доходчивостью, убедительностью, многоаспектностью, художественностью и образностью.