Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования с. 14-76
1.1. Творческие способности обучающихся в сфере изобразительного искусства с. 14-29
1.2. Стилизованное декоративное рисование как детерминант развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования с. 29-50
1.3. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования с. 50-72
Заключение по первой главе с. 73-76
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественн-творческих способностей в процессе обучения стилизованному декоративному рисованию с. 77-138
2.1. Теоретическая модель развития художественно творческих способностей в процессе обучения стилизованному декоративному рисованию с. 77-92
2.2. Организация экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения стилизованному декоративному рисунку с. 92-111
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей в процессе обучения стилизованному декоративному рисованию с. 111-130
Заключение по второй главе с. 131-135
Выводы с. 136-138
Литература
- Стилизованное декоративное рисование как детерминант развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования
- Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования
- Организация экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения стилизованному декоративному рисунку
- Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей в процессе обучения стилизованному декоративному рисованию
Введение к работе
Актуальность темы. В 2012 году президентом Российской Федерации В.В. Путиным была подписана концепция общенациональной системы выявления молодых талантов, основная задача которой заключается в создании условий для развития способностей детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Премьер министр Российской Федерации Д.А. Медведев на заседании правительства отметил, что одним из приоритетных направлений следует считать вовлечение каждого ребёнка в творчество, создание условий для того, чтобы ребёнок мог раскрыть свои способности, для чего необходимо создать национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (Из стенограммы заседания от 30 августа 2012).
Современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Именно этим оправдано внимание педагогической науки к проблеме развития творческих способностей обучающихся в сфере изобразительного искусства системы дополнительного образования.
Развитие творческих способностей обучающихся является важным фактором их личностного развития, создает условия для самореализации и самосовершенствования.
В настоящее время сложилась традиция понимания творчества как способности личности воплощать ее творческие возможности, принимать нестандартные решения, выражать глубинное свойство индивидуальности, создавая ценности (оригинальные, культурные, материальные, духовно-нравственные).
В системе дополнительного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно обозначенная цель может реализоваться в процессе развития у обучающихся творческих способностей на занятиях стилизованным декоративным рисованием в системе дополнительного образования, т.е. в детских художественных школах, школах искусств, изостудиях, центрах детского творчества и т.д. Обновление современной системы дополнительного образования, согласно новому Закону об образовании РФ, предполагает необходимость создания таких условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого обучающегося.
Анализ научной литературы позволяет предположить, что специфика художественно-творческой деятельности обучающегося в системе дополнительного образования требует иного подхода к развитию его творческих способностей: В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, изучая способность дали ее понятию развернутые определения; В.Д. Шадриков вводит понятие «одаренности» как совокупности способностей, которые влияют на успешное выполнение широкого круга деятельности;
В.И. Кириенко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин выявляли художественно-творческие способности личности в сфере изобразительного искусства; в педагогике проблемой процесса развития творческих способностей занимались Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.А. Сластенин, А.И. Щетинин, Ю.В. Филиппов, Б.П. Юсов и др.
Способности определяют успехи обучающегося в том или ином виде деятельности и являются одним из существенных признаков индивидуальных различий творческой личности. Способности неразрывно связаны с деятельностью и служат для реализации потребностей, при этом, не являясь регулятором поведения человека. (М.В. Кларин, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Проблемами творческих способностей, творческой деятельности занимались такие психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Р. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Н.Н. Ростовцев и др.
Проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся системы дополнительного образования исследовались в работах В.П. Головинова, Е.Б. Евладовой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, А.В. Золотаревой, Н.В. Падашуль, Е.В. Шорохов, В.С. Щербаков, А.Ф. Шембель, Б.П. Юсов и др.
Несмотря на то, что в научно-методической литературе авторы уделяют внимание исследованиям творческого развития личности, но исследования не носят систематического характера и в них не всегда полностью учитывается специфика художественно-творческой деятельности, в связи с чем, до сих пор недостаточно полно разработаны на теоретическом, методическом и практическом уровнях проблемы развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования.
Таким образом, констатируются противоречия между:
– возросшей общественной потребностью в творческом развитии личности как целевого ориентира обучения на всех уровнях образования и недостаточным научным обоснованием специфики развития художественно-творческих способностей у обучающихся;
– наличием разрозненных частных подходов к развитию художественно-творческих способностей у обучающихся и неразработанностью научно обоснованной модели процесса развития художественно-творческих способностей в системе дополнительного образования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы научные основы развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования?
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие художественно-творческих способностей обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования».
Объект исследования: воспитание личности в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: процесс развития художественно-творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель процесса развития художественно-творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
В основу исследования положена гипотеза, которая заключается в предположении о том, что процесс развития художественно-творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования будет эффективным, если будут:
- выявлены и созданы психолого-педагогические условия,
обеспечивающие процесс развития художественно-творческих способностей
у обучающихся по программе дополнительного образования;
определена совокупность дидактических средств и методов развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования;
определены критерии и конкретизированы показатели, позволяющие оценить уровень развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования;
- разработана и внедрена модель, обеспечивающая поэтапную
реализацию педагогических условий, дидактических средств и методов
развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе
дополнительного образования.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы задачи исследования:
1. Обосновать содержание и структуру художественно-творческих
способностей обучающихся изобразительному искусству.
2. Выявить совокупность психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие художественно-творческих способностей у
обучающихся по программе дополнительного образования.
-
Определить критерии оценки уровня развития художественно-творческих способностей у обучающихся по программе дополнительного образования.
-
Разработать и экспериментально апробировать теоретическую модель развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования.
Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи и положения о природе творчества, о диалектическом единстве социального и индивидуального, сущности и закономерностях развития
личности, об образовательном потенциале искусства при воспитании и развитии личности, о единстве творческих и технологических задач в процессе обучения изобразительному искусству.
Теоретическую основу исследования составили:
педагогические концепции, теории и технологии художественного образования, организации художественной предметно-развивающей среды (С.И. Васильев, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Кузин, В.Д. Шадриков, А.Ф. Шембель, Е.В. Шорохов, В.С. Щербаков, Ю.В. Филиппов, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов и др.);
положения о закономерностях развития творческих способностей личности (Р.Н. Арнхейм, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Д.Н. Завалишина, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Н.Н. Ростовцев, Б.М. Теплов и др.);
идеи культурологической концепции личностно ориентированного образования о творчестве как способе развития человека культуры в культуре (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич и др.);
теория человекознания и разработка структуры индивидуального развития человека Б.Г. Ананьева; теория личностно-деятельностного подхода и развития личности в процессе деятельности и этапах познания в психологии искусства Л.С. Выготского; теория деятельности и деятельностного опосредования межличностных отношений в психологии искусства А.Н. Леонтьева; теория развития способности и одаренности в процессе деятельности Б.М. Теплова.
Для решения обозначенных задач мы использовали следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ научной литературы по философии, психологии, педагогики (с частными методиками) по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования, состоящие из наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования, бесед с учащимися и педагогическими работниками. Методы математической статистики.
Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе (2008-2009 гг.) cформулирована проблема, цель и гипотеза исследования, определена база исследования, поставлены общие исследовательские задачи; осуществлен теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; выявлена сущность и структура художественно-творческих способностей, определено содержание и критерии.
На втором этапе (2009-2012 гг.) выявлены психолого-педагогические условий развития художественно-творческих способностей у обучающихся; разработана теоретическая модель процесса развития художественно-творческих способностей у обучающихся изобразительной деятельности; определены стратегические ориентиры констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента; была начата опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе (2012-2014 гг.) выполнена экспериментальная апробация теоретической модели развития художественно-творческих
способностей у обучающихся, обработаны и проанализированы полученные данные, систематизированы и обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- обоснована структура художественно-творческих способностей
обучающихся представленная эмоционально-ассоциативным восприятием;
плоскостно-орнаментальным видением натуры; сенсомоторными качествами;
стилизацией и декоративной интерпретацией формы, содержание которых
отражает специфику творческой деятельности в сфере изобразительного
искусства (стилизованного декоративного рисунка);
выявлена совокупность психолого-педагогических условий развития художественно-творческих способностей: опора на принцип трансляции когнитивного содержания в эмоциональное; проблемная организация учебного процесса; создание среды творческой «заряженности»; реализация в учебном процессе биоадекватного метода обучения; педагогическая поддержка развития творческих способностей;
конкретизированы критериальные показатели, позволяющие оценить уровень развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования: качество владения художественным материалом; художественная интерпретация образа; целостность и гармоничность художественного образа; степень выразительности; композиционное построение рисунка; степень завершенности работы и др.;
- разработана теоретическая модель развития художественно-
творческих способностей, поэтапно описывающая данный процесс и
включающая структурно-содержательный, организационный и
процессуальный блоки.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении теории дополнительного образования в сфере изобразительного искусства знаниями о содержании процесса развития художественно-творческих способностей у обучающихся; о структуре, критериях и уровнях развития творческой способности к стилизации и декоративной интерпретации. Выявленные психолого-педагогические условия и этапы развития художественно-творческих способностей у обучающихся, обогащают дидактическую базу художественного образования, создают предпосылки для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что результаты диссертации могут быть применены:
- в практике обучения изобразительному искусству, в частности
стилизованному декоративному рисованию в ДЦРТС, ДХШ, ДШИ, а также в
других учреждениях дополнительного образования;
- при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических
пособий для обучающихся и художников-педагогов;
- как основание для корректировки учебных планов и рабочих программ ДЦРТС, ДХШ и ДШИ и других учреждений дополнительного образования.
Исследование проводилось в период с 2008 года по 2014 год. Эксперимент охватил 180 обучающихся различных возрастных групп системы дополнительного образования.
Достоверность исследования и обоснованность его результатов
обеспечены совокупностью исходных теоретических позиций в сфере педагогики, философии, психологии, изобразительного искусства; всесторонним анализом проблемы исследования; комплексом взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и логике исследования; длительностью экспериментального исследования и оптимальным сочетанием количественного и качественного анализа его результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Художественно-творческие способности обучающихся в
изобразительной деятельности представляют собой сложный комплекс
качеств личности, проявляющийся в ценностном отношении к творчеству,
способности передавать эмоциональное настроение в изображении,
самостоятельном создании продукта творчества. Структура художественно-
творческих способностей обучающихся изобразительному искусству, а
именно стилизованному декоративному рисунку, представлена комплексом
интегративных взаимосвязанных компонентов: эмоционально-ассоциативное
восприятие; плоскостно-орнаментальное видение натуры; сенсомоторные
качества; стилизация и декоративная интерпретация формы.
-
Развитие художественно-творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: принцип трансляции когнитивного содержания в эмоциональное, проблемная организация учебного процесса, среда творческой «заряженности», реализация в учебном процессе биоадекватного метода обучения, педагогическая поддержка развития творческих способностей.
-
Оценка уровня развития художественно-творческих способностей и их качественная дифференциация осуществляется на основе критериев и критериальных показателей. За критерии приняты структурные компоненты, степень развития которых оценивалась через критериальные показатели. Доминирующими критериальными показателями развития художественно-творческих способностей у обучающихся в системе дополнительного образования явились: качество владения художественным материалом; художественная интерпретация образа (яркость и оригинальность); целостность и гармоничность созданного художественного образа; степень его выразительности; грамотное композиционное построение рисунка; степень завершенности работы.
-
Эффективность развития художественно-творческих способностей обучающихся обеспечивается реализацией теоретической модели, которая
представлена тремя взаимосвязанными блоками: структурно-содержательный включает компоненты, критерии и уровни; организационный - психолого-педагогические условия; процессуальный – этапы (подражательно-адаптационный, нормативно-творческий (базовый) и авторский или собственно-творческий), совокупность педагогических методов и средств, диагностику и коррекцию процесса развития художественно-творческих способностей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию на секциях чтений, конференций, симпозиумов, фестивалей, посвященных проблемам педагогического и художественного образования, на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях в гг. Цхинвале (Республика Южная Осетия) (2010 г.), Сухуме (Республики Абхазия (2012 г.), Москве (2009, 2012 гг.), Ростове-на-Дону (2008, 2012 гг.), Краснодаре (2009 г.), Геленджике (2009, 2011 гг.); на ежегодных региональных научно-практических конференциях в г. Краснодаре (2008-2012 гг.). Результаты исследований неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, учебно-методического и ученого совета художественно-промышленной академии ФГБОУ ВПО «КГУКИ».
Материалы исследования апробировались на протяжении ряда лет в учебно-творческом процессе Детских художественных школ и школ искусств гг. Краснодара, Анапы, Армавира, Геленджика Краснодарского края, Детского художественного центра Южного Федерального университета, ДХШ г. Волгодонска Ростовской области, детского центра развития творческих способностей в г. Краснодаре.
Творческие работы обучающихся экспериментальных групп принимали участие в конкурсах и выставках различных уровней гг. Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы, получали призовые места и одобрение зрителей.
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 163 с., содержит 4 таблицы и 26 рисунков. В списке литературы – 220 источников, из них 9 на иностранном языке.
Стилизованное декоративное рисование как детерминант развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования
Творчество является неотъемлемым условием развития личности и представляет собой, по мнению многих ученых, специфический вид деятельности, направленный на создание качественно нового продукта, характеризующегося неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. [65, 59,72,111,129,147, ,197,203].
В науке существует множество определений творчества. В философском энциклопедическом словаре под редакцией А.Ф. Ильичёва и А.Н. Федосеева «творчество» характеризуется как деятельность, порождающая качественно новое [ 176].
Большой энциклопедический словарь, дополняет понятие творчества показателями оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Философская энциклопедия акцентирует внимание на том, что творчество проявляется в различных сферах деятельности индивида: научной, художественной, политической и т.д. [174,Т.5., С. 185]. В Новейшем философском словаре имеется дополнение, что творчество создает новый «искусственный мир - мир техники и социальных отношений» [119,с.701] . Данное дополнение вносит в теорию творчества значительный вклад, так как творчество стало высшей ступенью деятельности в области искусства, науки, политологии и т.д., так Л.Т. Репуччи, проанализировав более шестидесяти определений творчества, разделил их на шесть групп или типов:
Л.С. Выготский (1982г) рассматривал творчество и как процесс и как свойство личности, указывал на то, что оно является сложным системным образованием, поэтому можно бесконечно находить факторы, оказывающие влияние на него [38,39,40,41,42].
Художник как творческая личность в своей деятельности реализует все перечисленные подходы: творческая среда создает определенную атмосферу для творчества, в которой рождаются замыслы, идеи, осуществляется непосредственно сам творческий процесс, приводящий в конечном итоге к созданию творческого продукта.
Уникальность художественно творческой деятельности состоит в том, что ее источником, вдохновителем является окружающая нас действительность. А.Ф. Шембель отмечает, что для художника окружающий мир каждый раз раскрывает новые и новые грани познания законов природы, а смысл художественного творчества заключается в применении законов природы к практическим задачам изобразительного искусства. «Обращение человека к творчеству, подчеркивает А.Ф. Шембель, есть не что иное, как подражание природе»[ 191 ,С. 11 ].
В процессе творческой деятельности раскрываются и развиваются творческие способности личности, формируется целостная личность, соединяющая в себе и практическое, и духовно-нравственное совершенствование. Человек, занимающийся художественно-творческой деятельностью, должен обладать способностями к такой деятельности, т.е. творческими способностями.
В науке существуют различные подходы к пониманию творчества. Но большая часть авторов рассматривают творчество и как деятельность, и как результат, и как способ мышления, и как личностную характеристику, и как процесс развития самой личности , Н. В. Кислинская, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. Н. Никитина, [6, , 149]. На личностном уровне творчество, по мнению В. И. Андреева, способствует самореализации как процессу творческого самоизменения [6].
Изобразительное творчество, как специфический вид творческой деятельности, требует от личности наличия художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, необходимого запаса зрительных образов и впечатлений, творческого воображения. Творчество в сфере изобразительного искусства способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей обучающихся, формирует эстетический вкус.
Творчество, по мнению являясь неотъемлемым компонентом содержания образования, формирует те качества личности, от которых в значительной степени зависят будущее человека, уровень его культуры и самореализации. Все это в полной мере относится и к системе дополнительного предпрофессионального образования. Творческость личности детерминируется ее творческими способностями в конкретной деятельности.
В истории отечественной науки проблему способностей изучали Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, и другие [7,40, ,62 ,149,165].
Анализ работ по проблеме творческих способностей [6, 91, 66, 64] позволяет заключить, что творческие способности - это системное проявление личностных качеств, результатом которого является новизна, оригинальность процесса и результатов деятельности. Понятие «способность» имеет общее психологическое значение, хотя многие отечественные психологи, такие как Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Шадриков В.Д. и другие, давали понятию «способность» более развернутые и конкретные определения. В рамках данного исследования нами базовым выбрано определение способностей данное Б.М. Тепловым, в котором он отмечает, что способностями являются индивидуально-психологические особенности личности, которые имеют прямое отношение к успешному выполнению какой-либо деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. При этом В.Д. Шадриков подчеркивает: «более правильно говорить не о том, что от способностей зависит возможность успеха в деятельности, а что такие-то способности определяют успех в определенной деятельности при определенных условиях». [184, с. 18].
Так же важна точка зрения А. Л. Венгера, которая заключается в том, что способности присущи любой личности, имеющей отношение к высокому результату деятельности. Способность относится к личностной особенности человека, и судят о ней по результатам какой-либо деятельности. Способности могут изменяться и развиваться соответствующим образом при эффективной организации педагогического процесса. [30]. Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности обучающихся, которые проявляются только на практике во время изобразительной деятельности. Способности определяют успехи обучающегося в том или ином виде деятельности (живописи, графики, декоративном искусстве) и являются одним из существенных признаков индивидуальных различий личности.
Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности, которые определяются через конкретные проявления способностей: «способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость то есть способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность то есть способность отвечать на раздражители нестандартно; способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу» [62, С. 184], т.е. способности детерминируют творческость личности. Развивая творческие способности, личность накапливает свой творческий потенциал, что создает предпосылки для ее актуализации.
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного предпрофессионального образования
Продуктивное образно-ассоциативное мышление и воображение обеспечивает эффективность художественно-творческой деятельности.
На занятиях стилизованным декоративным рисованием творческая работа обучающихся непосредственно связанна со зрительными образами: явления природы, растительный и животный мир, предметы быта, украшений и т.д. Актуализация образно-ассоциативного мышления и воображения обучающихся на занятиях стилизованным рисованием, способствует повышению изобразительной грамотности в художественно-творческой деятельности, а, следовательно, выразительности стилизованной работы. Художественный образ стилизованного рисунка при творческом образно-ассоциативном мышлении появляется на основе ощущений, впечатлений, ассоциаций, метафор. Учеными-психологами доказано, что основой художественного творчества является степень легкости образования различных ассоциаций, что, в свою очередь, является основой творческой фантазии. Образно-ассоциативное, эмоциональное мышление и воображение формируются под воздействием личностных эмоций и переживаний.
Сенсомоторные качества обучающихся и способность освоения ими технического мастерства в сфере изобразительного искусства является важным компонентом развития творческих способностей обучающихся системы дополнительного предпрофессионального образования. Сенсомоторные качества связанны с движениями, действиями рук обучающихся обеспечивают быстрое и точное усвоение технических приемов при стилизации и декоративной интерпретации форм.
На занятиях стилизованным рисованием обучающимся, по выражению художников, необходимо правильно «поставить руку». Данный термин подразумевает техническую подготовку юных художников, состоящую из применения определенных приемов и способов работы, что позволяет им выполнять действия в сфере осваиваемого искусства на основе ранее приобретенного опыта. В процессе изобразительной деятельности у обучающихся развиваются необходимые умения и навыки. «Постановка руки» на занятиях способствует приобретению необходимых сенсомоторных качеств обучающихся в процессе изобразительной деятельности, и в дальнейшем будет успешно совершенствоваться и развиваться. Развитие сенсомоторных качеств обучающихся, тренировка необходимой свободы движений рук должна доводиться до автоматизма. Навыками называются доведенные до автоматизма приемы и способы работы. Процесс закрепления навыков работы обучающихся происходит при выполнении ряда определенных художественно-творческих упражнений. Сформированные умения и навыки в сочетании с теоретическими знаниями, совершенствуясь в процессе изобразительной деятельности, способствуют приобретению основ мастерства, что обеспечивает обучающимся готовность к самостоятельному решению проблемно-поисковых задач на занятиях стилизованным декоративным рисованием.
Чтобы повысить эффективность процесса развития творческих способностей на занятиях стилизованным декоративным рисованием следует опираться на теорию поэтапного формирования креативности. Рассмотрим данный процесс деятельности на примере стилизации и творческой интерпретации форм и природных явлений. Гипотетическая структура соблюдения этапов творческой деятельности зависит от четырех этапов творческого процесса, которые рассматривались выше: восприятие исходной информации, сбор информации и созревание замысла, озарение, воплощение замысла художественного образа в материале.
Формированию и развитию предметного образа на визуальной основе, целостному восприятию натуры, художественному видению соответствуют стадии творческого процесса. Творческие способности обучающихся изобразительному искусству представляют собой интегративное качество личности, проявляющееся в ценностном отношении к творчеству в изобразительной деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творчества в виде живописных произведений, графических листов, и которое развивается в поисково-исследовательской, художественно-творческой деятельности.
Признаками художественно-творческой деятельности личности, по мнению многих авторов, являются: 1) устойчивый интерес к изобразительной деятельности; 2) образно-ассоциативное мышление и воображение; 3) изобразительная грамотность; 4) изобразительная культура; 5) создание художественного образа; 6) эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств; 7) зрительная память. Исходя из постулата о том, что творчество является целостным процессом деятельности, можно предположить, что при создании художественного произведения возникает единая цепь целостного творческого процесса, поэтому в процессе предпрофессиональной подготовки обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования на занятиях стилизованным декоративным рисованием необходимо соблюдать единую структуру творческого процесса и последовательность его этапов. Игнорирование, какого - либо из этапов творчества, приводит к нарушению единства и целостности структуры процесса, что отрицательно сказывается на качестве исполнения стилизованного декоративного рисования и на динамике развития творческих способностей обучающихся изобразительному искусству системы дополнительного предпрофессионального образования.
Рассмотрим этапы творческой деятельности художника в процессе изобразительной деятельности. Художник-педагог Е.В. Шорохов в своем научном труде о композиции раскрывает фазы, этапы творческой деятельности художника во время работы над композицией:
Организация экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей обучающихся в процессе обучения стилизованному декоративному рисунку
На втором этапе (нормативно-творческом или базовом) - 3-4 года обучения (11-13 лет) обучающиеся обучаются нормативной творческой деятельности, т.е. они выполняют рисунки с заданного образца, натуры или предложенного сюжета, но при этом поощряется максимальная самостоятельность при выявлении пластики и тона пятна, преобразовании формы, компоновки, т.е. расположений предметов в заданном формате и т. д. Продолжается работа над развитием образно-ассоциативного мышления и восприятия окружающего мира, плоскостно-орнаментального видения, стилизации натуры, что необходимо для качественной самостоятельной работы над стилизованным декоративным рисунком (приложение 5 Рис. 2).
На учебных занятиях обучающиеся совершенствуют свои навыки в применении технических художественных средств при выполнении декоративного рисунка, построении художественной композиции. В учебном процессе используются технические средства обучения: - мультимедийное оборудование, планшеты, мольберты, натурный фонд; - учебно-методические наглядные пособия, лучшие творческие работы обучающихся, образцовые работы студентов художественно-промышленной академии, иллюстрации работ известных художников и т.д.. На данном этапе обучающиеся приобретают самостоятельный опыт учебной творческой деятельности. Обучающиеся выполняли задания в которых самостоятельно решали задачи организации декоративного рисунка, переводя натурный образ в плоскостно-орнаментальный, стремясь уловить и передать пластику, ритмическую основу предмета, самостоятельно выделяли главное в изображаемой форме, передавали эмоциональное состояние художественного образа собственного произведения.
Обучающиеся изучают особенности и специфику именно декоративного искусства и стремятся свои знания воплотить в стилизованной декоративной композиции. Много работают над организацией и построением композиции, выполняют задания на развитие фантазии, воображения, интуиции и т.д. Работы обучающихся носят более выраженный самостоятельный характер. Педагог выступает и в роли обучающего и в роли консультанта. Он стимулирует творческие решения при создании композиции. Критика работ не допускается. В любом рисунке педагог стремиться найти что-то новое интересное и обратить на это внимание как самого обучающегося, так и других учащихся. Создание ситуации успеха является одним из наиболее эффективных методов повышения творческой активности обучающихся.
Продолжается работа над совершенствованием технических навыков работы с материалом, его самостоятельного использования, выполняются задания на развитие зрительной памяти, эстетического видения и восприятия натуры, художественного видения композиционного построения натуры
Обучающиеся учатся согласовывать изобразительные средства и стилевые особенности, подчиняя их целому, главному компоненту замысла. Выполняя такие задания, обучающиеся проявляют не только знания, но и творческую интуицию, самостоятельную декоративную интерпретацию рисунка. Но при этом они обращаются за советом к педагогу, не принимая полностью самостоятельных решений в композиционной задаче.
На третьем этапе - авторском или собственно-творческом, 5-й год обучения, возраст в среднем 14-15 лет, обучающимся предоставляется полная самостоятельность в решении проблемных художественно-творческих задач. Обучающиеся осуществляют самостоятельный поиск натуры для стилизованного декоративного рисунка, выявляют его ритмо-орнаментальную структуру, трансформируют объемные формы в плоскостно-орнаментальные (приложение 5 Рис. 4 - 6). При разработке стилизованной декоративной композиции обучающиеся выполняют самостоятельную художественную декоративную интерпретацию и стилизацию натуры.
Обучающимся предоставляется самостоятельность в работе над стилизованным декоративным рисунком, что позволяет выявить уровень развития у них художественно-творческих способностей. На данном этапе обучающиеся работают над стилизованным декоративным рисунком в соответствии с особенностями протекания этапов творческого процесса при работе над проблемой.
Следование этапам творческого решения сформулированной проблемы при создании работы, повышает эффективность достижения намеченного результата, что актуализирует процессы художественного образно-ассоциативного мышления и художественного образно-ассоциативного восприятия окружающего мира, развивает плоскостно-орнаментальное видение натуры, способствует творческой стилизации и интерпретации натуры, что в свою очередь стимулирует развитие творческих способностей у будущего художника. Сформированный интерес к художественно-творческой деятельности, самостоятельность в принятии художественных решений и разработки композиции, сформированные навыки работы с художественными средствами, владение техникой стилизации и декоративной интерпретации позволяют обучающемуся выходить на уровень собственно-творческой или авторской деятельности. Работы обучающихся носят самостоятельный характер, выражают их собственное чувственно-эмоциональное отношение к образу, его индивидуальное видение и интерпретацию. Результатом заключительного творческого этапа стилизации и декоративной интерпретации формы служит достижение гармоничности и визуальной целостности, образной выразительности изображения, где пластические, пространственные, тональные, ритмические и другие основные характеристики изображения подчиняются творческой идеи и системному началу. На данном этапе работы обучающихся отличаются выразительностью, яркостью, целостностью и гармоничностью. Имеют высокую оценку специалистов и зрителей.
Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию художественно-творческих способностей в процессе обучения стилизованному декоративному рисованию
Процессуальная составляющая модели развития художественно-творческих способностей у обучающихся при выполнении стилизованного декоративного рисунка представлена тремя взаимосвязанными этапами: подражательно-адаптационным, нормативно-творческим (базовым) и авторским или собственно-творческим этапами. Для каждого этапа были сформулированы задачи, определены средства и методы их достижения.
На первом этапе, подражательно-адаптационном, обучающиеся знакомятся с основами стилизованного декоративного искусства, обучаются техническим навыкам работы с материалом.
На втором этапе, нормативно-творческим (базовым), решались задачи реализации принципов стилизации и декоративной интерпретации в процессе выполнения стилизованного декоративного рисунка; развития плоскостно-орнаментального видения натуры; обучения эмоционально-ассоциативному восприятию образа, предмета, натуры, отражение своего восприятия в рисунке; формирования навыков самостоятельного построения декоративного рисунка.
На третьем этапе - авторском или собственно-творческом, обучающимся предоставлялась полная самостоятельность в решении проблемных художественно-творческих задач: самостоятельный поиск натуры для стилизованного декоративного рисунка; выявляние его ритмо-орнаментальной структуры, трансформация объемной формы в плоскостно-орнаментальную.
Для решения поставленных задач на занятиях стилизованным декоративным рисованием применялся комплекс специфических средств и методов: методов (биоадекватные, проблемно-поисковый, ассоциаций, анализа и синтеза, сравнения и др.) и средств (мультимедийное оборудование, планшеты, мольберты, натурный фонд и др.).
Для оценки овладения содержанием каждого этапа были предложены критериальные показатели (качество владения художественным материалом; художественная интерпретация образа; целостность и гармоничность; степень выразительности; грамотное композиционное построение; степень завершенности работы) и уровни (недостаточный, элементарный, активно-развивающийся, достаточно сформированный), которые позволили проследить за качественными изменениями в развитии творческих способностей у обучающихся.
Таким образом, предложенная модель позволяет теоретически представить процесс развития художественно-творческих способностей у обучающихся Детского центра развития творческих способностей и создает возможность его реализации в реальных условия обучения стилизованному декоративному рисованию.
Экспериментальная работа по проверки эффективности разработанной модели проводилась в течение пяти лет. Были выделены контрольная и экспериментальная группы. На начальном этапе группы обучающихся по показателям художественно-творческих способностей статистически значимо не различались между собой. Занятия в контрольной группе велись по традиционной методике согласно учебному плану ДЦРТС, в экспериментальной группе была реализована модель развития художественно-творческих способностей обучающихся в процессе занятий стилизованным декоративным рисунком. Процесс развития художественно-творческих способностей носил поэтапный характер, в конце каждого этапа творческие работы обучающихся оценивались в соответствии с предложенными критериям и критериальными показателями.
Уровень качества проявления художественно-творческих способностей обучающихся на каждом этапе оценивался по выполненным тестовым заданиям: стилизованный декоративный рисунок на заданную тему, предмет, образ, натуру или рисунок, выполненный на свободную тему.
За качеством процесса развития художественно-творческих способностей обучающихся нам позволяли судить проводимые нами три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.
Оперативный - осуществлялся на каждом учебном занятии, что позволяло контролировать процесс овладения знаниями, умениями и художественно-творческими навыками, своевременно выявлять трудности, с которыми встречались обучающиеся, ошибки при выполнении задания и вносить своевременные коррективы, осуществлять индивидуальную работу над ошибками и т.д.
Текущий - оценка конкретной темы или овладения техникой работы художественным материалом, что позволяло выяснить насколько качественно освоена тема или техника владения художественным инструментом, материалом и т.д. Текущий контроль дает педагогу информацию о степени усвоения учебного материала обучающимися, позволяет корректно планировать дальнейшую работу.
Этапный контроль позволяет судить о том решены ли задачи этапа, какого качественного уровня развития творческих способностей достигли обучающиеся на конкретном этапе, готовы ли они перейти на новый этап для решения новых задач, как идет процесс индивидуального развития художественно-творческих способностей у обучающихся. Результаты этапного контроля позволяют судить об эффективности реализации разработанной модели, психолого-педагогических условиях, критериев и критериальных показателей, выбранных форм и методов развития творческих способностей обучающихся как контрольной, так и экспериментальной групп при выполнении стилизованного декоративного рисунка.