Введение к работе
Актуальность проблемы. Задачи изобразительной деятельности на начальном этапе обучения подчиняются глобальной цели общего образования, связанной с развитием личности учащегося.
Данной зависимостью определяются главные задачи_художествен-
ного развития личности ребенка на уроках изобразительной деятельности в болгарской школе, которые в комплексном единстве с другими учебными предметами должны способствовать созданию у учащегося целостного образа мира и формированию эстетического отношения к окружающей действительности. На достижение именно этих целей направлено внимание болгарских ученых, исследующих специфику педагогического процесса при обучении изобразительному искусству.
Результатом подобного рода поисков являются изданные в Болгарии учебные программы, руководства и учебники по изобразительному искусству, разработанные коллективом под руководством В.Димчева /1976, 1980/, Др.Яозенски /1952-1978/, Др.Немцова /1970-1991/, М.Шиваровой /1961/ с участием А.Атанасова, Р.Генкова,' Д.Димитрова, О.Занкова, Л.йордановой, Ж.Ламбревой, А.Моімева, П.Поповой, Ст.Раканова, А.Рапжовской, И.Славова, Н.Стойковой, К.Цветковой, С.Шишова/. Их исследования отражают достижения научной мысли в области педагогики ученых Англии, Германии, Польши, России, Словакии, США, Чехии, Японии и других стран. В ни., предлагаются разнообразные м?тоды по освоению учащимися определенных знаний, умений и навыков, способствующих раскрытию-детской индивидуальности. Однако, урок по изобразительному искусству в современных болгарских школах до сих пор предлагает генетически устаревшую структуру, в которой места отдельных звеньев строго определены. Предложение готовых решений изобразительных задач так же, как и обязательная дидак-тичность, чужды пластичности и комбинаторным способностям детского мышления. Тенденции методической работы по изобразительному искусству по-прежнему соответствуют двум главным направлениям: полной овободе и обучению в процессе постановки конкретных учебно- образовательных задач, учитывающих возрастные особенности детей. Усилия ученых и педагогов в настоящее время направлены на примирение, этих двух тенденций. Предложенная коллективом ученых под руководством Драгана Немцова в 1992 году программа по изобразительному искусству для начальной школы представляет собой, на. наш взгляд, наилучший вариант, построен-
ный на основе современных достижении педагогики, психологии, эстетики, предусматривающий решение школьниками оригинальных задач. Но смена тенденции преподавания, отсутствие методической литературы до сих пор остаются серьезными причинами, порождающими .известную закостенелость и устойчивость устаревших форм работы с учащимися. Навязывание готовых образцов работы, а также пренебрежение детской индивидуальностью чаще всего приводят к стереотипам в детских рисунках и к потере интереса к самому процессу, рисования. Таким образом, остается недостаточно изученным субъективное отношение ребенка к окружающей действительности. Процесс развития художественно-образных представлений нивелируется общими педагогическими принципами.
Одной из важных предпосылок для решения детьми изобразительных задач является развитие художественно-образных представ** лений. В этом аспекте исследователи в области педагогики ищут разнообразные приемы работы в условиях занятий изобразительной
деятельностью. .
Сознавая необходимость Качественных изменений содержания образования по изобразительному искусству, мы направили свое, внимание на изучение механизмов, которые стимулируют проявление субъективного взгляда ребенка и содействуют полноценногу развитию детской личности.
Необходимость изучения данной проблемы продиктована положением об уникальном характере детского изобразительного творчества, отличающегося собственным стилем. Младший школьный возраст является сензитивным для развития художественно-образных представлений. Эта особенность данного периода определила наше стремление к поиску педагогических методов, способствующих обогащению художественно-образных представлений, являющихся базисными комь->нентами в структуре личности ребенка.
Исследования в области психологии /Б.Г.Ананьев, І.В.Гаме-зо, В.И.Зинченко, Н.Н.Поддъяков, И.С,Якиманская/ указывают на полимодальный характер художественно-образного представления, под которым вслед за И.С.Якиманской, мы понимаем отражение не только приблизительной физической структуры объекта, но и выражение, в нашем случае - в ДР, эстетического и эмоционального отношения ребенка к окружающей действительности.
Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. - М.: Педагогика. 1989. - С. 30-32.
Формирование представлений учащихся зависит от развития восприятия, на что указывают исследования А.В.Бакушинского, - К.Бюллера, Л.С.Выготского, В.Димчева.Г.Кершенштвйнера.ДріЛо-зенски, В.Лоуенфельда, А.А.Мелик-Пашаева, Б.М.Неменского, ц.О*Ши.ША.Полуянова, Ст.Попека, Н.П.Сакулиной, Дд.Салли, А.Флорана, Фр.Чады, А.Чэмберлена, Б.П.ІСсова и др.
Однако, проблема, связанная с обогащением представлений путем эмоционального воздействия на ребенка разнообразных стимулов, остается в педагогике недостаточно разработанной.
Как доказывают в своих исследованиях К. Бекер, Р.Грановсказг, П.Симонов, отопил это девический двигатель, который открывает доступ к хранилгеам памяти и повышает разрешающую способность восприятия сигналов из внешней среды. Исследователи психофизиологии эмоции А.Кокошкарова, П.Маклийн. М.Фролов и др. подчеркивают роль эмоции в качестве двигателя развития психических процессов /мышления, восприятия, памяти, воображения/. В исследованиях В.Вунда, Л.С.Выготского, А.А.Мелика-Пашаева, Ю.А.Полуянова, Ст.Попика и др., акцент делается на роли эмоции как двигателе творческой работы в изобразительной деятельности учащихся. Поэтому наше внимание было сосредоточено на поиске таких педагогических приемов, которые могли бы повлиять на активизацию эмоциональной сферы и психических процессов, тем самым способствовать проявлению эстетического взгляда учащихся на окружающую действительность.
В последнее время эту проблему разрабатывали педагоги-исследователи П.Димитрова, Н.А.Горяева, Н.В.Гросул, Т.А.Копцева, Б.И.Коротеева, Б.М.Неменский, Др.Немцов, Б.П.Юзов и др. На основе психолого-педагогических исследований построена предлагаемая нами ситуативная методика, применяемая на занятиях изобразительной деятельности в болгарской школе.
В ситуативной методике, по нашему, убеждению, заложены такие механизмы,, оторые содействуют развитию и обогащению худо-жественногОбразного представления.
Ситуативная методика основывается на исполнении сюжетно— ролевых игр в реальных или нереальных ситуациях. 3 процессе ее реализации используются разнообразные стимулы: стимул-звук, стимул-обраэ, стимул-слово - отдельно или в их комплексном взаимодействии. В этом аспекте ситуативная методика перекликается
с основными принципами драматургии урока, отраженными в программе "Изобразительное искусство и художественный труд", разработанной под руководством Б.М.Неменского. Однако, в нашей интерпретации ситуативная методика приобретает иной смысл и направлена на развитие системы художественно-образных представлений.
Объект исследования - процесс формирования художественно-образных представлений учащихся в і слови, jc применения ситуативной методики на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - изобразительная деятельность детей на уроках изобразительного искусства в младшем школьном воз-раоте.
Цед,ь исследования - раскрытие возможностей воздействия ситуативной методики на качество художественных образов на уроках изобразительного искусства у младших школьников.
Задачи исследования;
провести научно-теоретический анализ мотивации детской изобразительной деятельности и специфики ее художественного язн-ка;
выяснить качественные характеристики представлений в пе«-риод младшего школьного возраста и их отражение в художественных образах детского рисунка;
разработать приемы, основанные на эмоциональной активизации творческих процеосов и попользовать новые приемы в ходе педагогического эксперимента;
исследовать продукты детского творчества, созданные на основе применения ситуативной методику проследить диагностическим способом креативные изменения в художественном образе у учащихся шедшего школьного возраста, а также динамику развития художественного образа.
Гипотеза исследования. Художественные образы в рисунках учеников начальной школы отличаются фрагментарной и обобщенной структурой. Эволюция изображения в детском творчестве является результатом не только онтогенетического развития системы представлений, но и педагогического руководства учителя. Детский рисунок отражает и специфику применяемых методов на уроках изобразительного искусства, что способствует обогащению и совершенство-
ваниго рисунков. Мы полагаем, что введение ситуативной методики на занятиях изобразительного искусства с младшими школьниками при применении методов эмоциональной активизации будет способствовать обогащению представлений,' а следовательно, и креативному изменению структуры художественного образа в рисунках учащихся.
Методологической основой диссертации являются культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, исследования В.С.Мухиной изобразительной деятельности детей, методологические основы коммуникативной методики общения Д.Пассова, концепция художественного воспитания, разработанная под руководством Б.М.Йеменского, общая теория систем.
Методы. В качестве основных методов были использованы: 1. Анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2, Анализ рисунков школьников в лонгитгодном исследовании и в трансверсальных срезах. 3. Наблюдение процесса изобразительной деятельности. 4. Беседа с преподавателями и школьниками. 5. Протоколирование уроков изобразительного искусства, детские пояснения изображению, их реакции на применяемые ситуативные приемы работы, б. Экспериментальная работа,- включающая констатирующий и формирующий эксперимент.
В ходе исследования был использован метод педагогической диагностики, позволяющий определить креативные изменения в художественном образе. Экспериментальные данные обрабатывались путем применения методов математической статистики.
Цаучная новизна исследования. Определена специфика мотивации датской изобразительной деятельности и изобразительного языка в период начальной школы; теоретически обоснована ситуативная методика, направленная на обогашение и развитие художественно-образных представлений младших школьников в.процессе изобразительной деятельности; определено несколько типов приемов работы, которые могут иметь универсальное приложение в методической работе преподавателя, ориентированной на обогащение представлений. Данные приемы предполагают применение стимулов в условиях воображаемой ситуации в реальных и нереальных дидактических сценариях,
- б -
Практическая значимость исследования. Основы ситуативной методики могут применяться на уроках изобразительного иокусства при восприятии действительности, а также учебных-предметов, требующих развития и усовершенствования представлений младших школьников.
Достоверность и обоснованность исследования определяется теоретическим анализом литературы на английском, болгарском, польском, русском, чешском языках в области художественной педагогики, дидактики, психологии и психофизиологии, а также надежностью, теоретичеокой обоснованностью методики экспериментального исследования, сочетающей разнообразные педагогические, психологические и статистические методы обработки рисунков, составляющих репрезентативную выборку - 1409,
^прпЛятуия осуществлялась на заседаниях лаборатория "зобра-зятельного искусства Исследовательского Центра эстетического воспитания Института развития личности РАО, на курсах повышения квалификации учителей со изобразительному искусству в Варне /Болгария, 199t/. Результаты исследования внедрены в пе^чгоги-чеокой практике на уроках изобразительной деятельности в началь-. ном курсе обучения. Основные положения данного исследования отражены в методических рекомендациях по составлению учебных планов преподавания дисциплин изобразительного цикла в Университете г.Велико Тырново /Болгария, 1992/,