Введение к работе
Актуальность темы.Лспользогзние з воспитании пкольнпхоз ис
ламских устоев имеет исключительную актуальность.изменение от
ношения к религии и веруюциц находит свое отражение тзкзе в по-
веданиа и поступках учзцихся общеобразовательных пкол.Одной из
важных задзч средних общеобразовательных школ является предот-
врэцекие оаибок прозл.чх лет,выявление рациональных путей форми
рования обзего взгляда к окруззюцему,раскрытие реалий настоя
щей 2ИЗНП как с материалистической точки зрения,так и с религи
озных позиций. :
До последнего времени !ш основывались на апроко распространенную з марксистской литературе мысли о том,что история философии - есть история борьбы материализма с религиозным идеализмом.Как правило,позиция верувцих считалась резкаионной.З философии есть две линии,два фронта: "Линия Демокрита" и "Линия Платона",она враждуют «езду собой и т.д.Эти позиции ошибочны,одно-сторонни,в тозе зремя такой подход .наносит значительный уверб не только философской наука,но и воспитательной работе.
Истина такова,что я среди всруетих'есть прогрессивно мыслящие. Философия как и религия обладает'.обцей значимостью,возникла не из классовых корней,а из обцего взгляда на окружзгзее, с позиции общечеловеческих ценностей.
Независимо от характера мировоззрения мы долзгны лэдхпдить с научной совестьэ к учзпиыся,которые приходят з аколу как г.з атеистических семе;!,так а веругзих семей,а такте к самим родителям, раскрывать перед ними истину.Необходимо прекратить преследование взрукпях.Дііе детям следует разъяснять,что йзр/»-з/е, "Т-рэЕл:е прогрессивную роль з национальном'развитии', долгие годи подвергались репрессии,уничтожались морзльно и фазическк._ети должны знать,что мудрости,соответствуйте обаечеловеческпм нрэзстве.чн:;ч нормам,основа "Гур"аки-.\ерим",памятника ислзмскзи культуры,высказаны пророком ізгамедзм.і/ мусульман много лрсгр.с-сїзньтс 1:!.".зссфск/.ї л обаеетзенно гуманистических идел и мудгз-с.еа.
Го ?;::: :..:-.:-: і и утаимся необходимо зерно рзстзлкз:<ат?> рель ;:-дакэ..:слзмс:<ие устои сагрзда -ридкуп роль з истории нэ:одэ? >:;:--.,
.-.2--
в юн числе истории Азербайджане.іПкодьннкаи следует разъяснять
прогрессивные стороны этой веры,в осрбенноств значимость выдви
нутых в облает» этики,нравственности и психологии,пропагандиру
емые правопорядкн. -'
Очевидны к факты о том,что многие годы суеверве смешивали
о всламом.Одвако восстановление гласности в навей стране,вавд-
ренвв новых демократических правил свободы совеств,сегодня дает
возможность проследить.за религиозными традиплями.Посде октя
брьского переворота в 191? году государство отделилось от рели
гии,ккола - от церкви.Отметим,что в проведвий период под мал
кой общечеловеческих знаний преподавалось немало дисштлвв (вэ
учный коммунизм,научный атеизм и др.).Однако религиозные взгля
ды, овладевало больной значимостью в деле воспитания,десятилети
ями нгнорнровались.говорнть о них детям считалось непристойным.
Практика показывает,что учет исламских устоев в зоспитаний мо
жет оказать существенное влияние на формировании личности под
растающего поколения. : .
Азербайджанские мыслители выступали не против религии,а суе-верия.Подвергали критике деяния "авантюристов муллов".А.Хагани, Й.Насиии,Н.Гянджевк,«1.Физули,С.А.йирванн,11.А.Сабвр,А.Баких8нов и другие резко критиковали суеверие,отрицательно сказызэсщееся на духовности нэродаЛказывалв пути воспитания духовно здоровых поколений. ..''.. ''
Н.Гянджеви высоко оценивая исламское религиозное учение в отновених к мировым соСытиян.о познании мира в деятельности людей в этом мире,писал:
"Арыл бир оердэ ки.хэзнно тенор,
АллаЬыа адыны еолааэр ачар
АлдаЬ аиллыоа.нэзазавкврдыр,
Арылсызлара да алачы вардыр. Не выдержав испытания времени іІ.ц.Взгнф говорил: Чаи чаЬэн мулкундв мутлаг дорру Imer кврмадам". " Ц.Насим» жк говорил: ...
Иондэ сымр ики чзЪэн,
JdK Оу чзЬэна сырма>амв а-.А.і'аеир подвергал резкой сатире суеверных и авантюристов
СРГ.ЦГНГ.'.КСВ.
- a —
В законе' Сываего Верховного Совета СССР' м0 свободе совести и религиозных организациях" вкрокое место уделено правам и обязанностям веругщнх.Здесь отмечается,что ей одна из религий,независимо о? того,соответствует ли она пли ке соответствует установкам атеизма,не должна сталкиваться с ограничениями как з проведении исследований,так и в деле пропаганды не результатов, во включении их з обвеобразовзтельнув программу.Государство помогает осудествленив между верущими илі: незерувяики грэждз-нами.а также их последователями отношения вззкмотерпимости и уважения.
Резкие ограничения над свободой совести и религиозными организациями препятствовали также правильному проведении атеистической пропаганды.Двойственное воздействие на получение образования детьми из верующих семей отрицательно сказалось на правильном формировании.их мировоззрения.
Новое отношение к религиозным организациям,верустйм способ
ствовало значительному росту интереса населения к религии.Справ-
ление 1000-летия принятия христианства* на руси {13$2 год),ожив
ление деятельности религиозных объединений,церквей и мечетей,
которые десятилетиями были запреценн,открытие религиозных ккол,
дали людям возможность принимать участив в религиозных обрядах,
насильственные мероприятия,проводимые на'протяжении более 70-и
лет.ве дали результатов. -_ :
Неуважительное отноеение к нормам свободы совести,наоыие против религиозных.объединений я верущнх в годы репрессий-в 30-е годы,а также в последугаий застойный период,оставили неизгладимые следы в сознании народа.В республике,где распространена исламская вєра.верущих под тем или иным предлогом высылали, церковные книги в массовом количестве ежигалксь.їоренясь на таких насильственных мерах,педагоги-ученые соответственно духу времени создавали теорив воспитания - одностороннее г:ритичес-кэе атеистическое воспитзние.Этэ теория г сегодня отрицательно сказывается в жкольеой практике.
3 эти годы в стране искажения наблюдалась в самой' обдествен-ео2 идеологии,в особенности стали выдвигаться надуманные кск^ел-
^Закзн СССР "О свободе совестя ж оглиггозннх согзЕизациях",гэз. "Коммунист",19ЭС,от 14 октября.
ции о вымирании религии.Эти концепции брали за основу буквенное значение неизменного высказывания л.наркса "религия опиум для народа".Научный коммунизм представляли в качестве результата исторического прогресса.Сейчас уче очевидны,что подобные положения беспочвенны.
Повыиенке интереса к религии и возобновление деятельности религиозных организаций показывает,что наступление на религию г период культа личности,антинаучные,противоестественные мероприятия по убеждению в выдирании религии били всего лнсь советской пропагандой.Так как разрушением и закрытием церквей, мечете?, и иест поклонения,организацией в принудительной порядке к скоропостиано "Организации борюцихся безбожников" невозможно было подорвать веру миллионов людей.
Религия системное мировоззрение.Хотя исторические перевороты приводили к изменению в представлениях люде? о религии, однако мировоззрение не исчезало,а переходило из поколения в поколение,через зека.Эта устойчивость определяется силой веры, i-spy же эту прививает религиозный гуманизм.который воплоцэет в себе общечеловеческие чаяния.
Ка основе анализа опыта работы школ в ряде регионов республики ш приили выводу о том,что в верувдих семьях в проведении ; воспитательной работы со.школьниками все еще имеются недостатки,связанные с предшествующим положением в обществе.Следует отметить,что по настояцее.время педагоги и ученые занимались линь научно-атеистическим воспитанием,в ином аспекте им и не рззресзлось работать,т.е. наиа проблема не подвергалась исследованию.3 диссертации изучены и сгруппированы в связи с пробле мой идей воспитания верувдих семьях,которые придерживаются исламского вероисповедания.Указаны на положительные и отрицатель кые стороны в этой деле.Было установлено,что при использовании в семье исламских устоев вовсе не принимались во внимание национальные особенности республики,использование этого фактора з 1'когзх отодвигалось на задний план.Одним из условий,предоп-ределяюцах эктувлизег.кю нееєго исследования является то,что к настоянеку времени нз г:рсводилось специальное исследование по увязке воспитания учакгася,полученного в семьях,устойчиво сохранивших исламские обычаи и традиции в сельских условиях,с во<
питанием в сколе.Не разработана ыетодика совершенствования воспитательной работы среди школьников на основе исламских устоев.
Современные условии требуат расширения у .школьников обцхх взгляда з к представления об округ.З'/ніек.Для выработки у пколнгн-коа гаки;: кзчестз учителя - воспитатели, долгны иыеть специальную методическую и педагогическую подготовку.Исходя из втих позиций в исследовательской работа определенное вникание уделя- . лось эти;: вопросам.
Как было отпечено гыса,по исследуемой наин 'проблем; не ведутся су:;зствз:ш:;з пзучниз поиск::.Это с?пзано с те;;,что покэ сиг нз подверглись изменении nporpcui::-! и учебник;: для средних обиесбрэзователвких ;ї'.кзл.Рекомендации о пзучпе-атенстичгском воепптзнкл не нсклкчеі::: и не кзьятц.йголв! не получили тех или инв;х указан:::1, об ::сгхлг.зсвзнпп нелэ.мскнх устозз.
Цель исследования: подготовит!» пздзгогглескуп систзну использования .пелакскнзе устозв в воспитании зколвнихов,рззрэбзтзтъ изтодпку использования исламских устозв з воспитании учзаихся средних ІІК0Л.
3' кзчзсгвз обьэктл исследования взято формирование обцзго взгляда к о:-:ру.*экдзну в веспхезп:;:; у.чздкхся средних обдеобрз-говзтельных -кол с использование:: кслз::скхх: устоев.
Прелиа? исследования: изучение воздействия нг воелпт'энпе у "коліннігоп взглядов ::.0 онрулзкдз'з о нзпзльзогзпк?-' исламских устозв,усовершенствование процесса воспитания.
гізучнал гнчотоач исследования: олрэделзнне путей,вог.дейст-ву.-.дпх на постановку восп:'ва;:::;; из истинно научной озпегз в преподавай;:;:, геогрзтнп,биологи:: и зтпки ;: психологии cf-jeH:-:o.i :п:гнн,'..о внеклассных неролриятиях.езиье с использование-!.: при отоц исламских устоев,приведет к формированию у пкольннксв обеих взглядов на округэгзее.а тзкге будет созданз предпосылка для духозного оздоровления ЕКОЛЬНИКОЗ.
На ссігаве цели и научной гипотезы перед исследованием были
поставлены следуозие задачи:
.. - дать анализ отрицательного алияния отстранения исламских усоов от воспитания;
- с позиции исследуемой тец.у проанализировать прог: aiuu
У{-П классов,определить, вослвтательниэ возможности занятий;.
.: , - уточнить обьем исламских устоев,исподьзуе'ішх в воспитании
. учащихся; ,
г исследовать состоліше постановки госпиания в соиьях раз
личного (веруссиа н отапсти) уровня;
' .; - определить пути совместной деятельности пколн к сеньп в
'..'. воспитательной .работа; ...
- ыявйть пути использования мслзисгаос устоев в процессе
..,.'. преподзванря.в сегьеіі.га внеклассных и внзшеолышх ыеропр;шти~
ях, pa а работать иатодику рационального лх использования'и эк—. 4
' сперішентально проверить; '
. ., - подготовить H'jj;rj:4scK;ie рекомендаций по совзрзепетвова- , нив госпнтания скользкое.. - ;
В кссіієу.опііз;.' я;:"?слал"г-л^е положения пыносятпн на запиту: : - кслзие:аіо уемп представляй собой составную часть обцо-;'... ге іоспкїсйііп. 4v.';3tcj:f/ г. сдоровоа'духо к использование из в '-. новш: условие г тргбаьз^й Брсаеші; .
- с назад?:. соцц,аг:г.і:;: ЕопрзраЕііого шцкоцзльііого образов;-'. ' пг.я испзаьзоьлхі ;.с:^^с.й^; умось средогавляз? собой сіхтоігу.
Sia (un?i:u ^онолг.и^ «.^Oauuz? цсцплскЬпого подхода к обу-' -'...чопкз.ї; ccaiiiusbxj',' " . :' >' .''."'.
;'..- кра iicr,c.ti,ac'i^i:.::\ i^i^-sicus устезз «jop^ii и катода Bocns-. "' сстсю-дс". pt.-j3T«. Di;''4:;-;;:,iao і/гідсиз-иллісгсп сооіезтсїеєшіо
і:ос*~:.:і ;'С^^::ї;.-: п ї-j ^.:.:.:::::::-:: s.pjoyiv пзілго подхода і: юс-
' ~ ,іі^ йоп:д--зг:!:;::. _uc-"-:.::cr.:^c устоз» повзшетея роль cauaC-пого восетгаїя е пр:-.г:."'-:- сС^^с взглядов-на округаюцзо; . . '*' - использование есд5і:ск;іх.устоа'в требует создания новой екс-теыи соваестной деятельности соиьц,шаш» к обцзственноста в воспитаний подрост'осізго поколения.
Кетодологичеектр основу -воспитания состовляпт диалектичес
кие закоиоизрности формирования человека; теории о воспитании
к обучения,духовных сокровздах ислама Гур"аня-Керии,наставле
ная святого Uoг9aeдo,*Г8бycнaue.,! как паиятнака восточной куль-
.тура,труды'Н.Туск "Ахлага-Насирв",новые директивные докуиенты '
.'. * о свободе совести. ','.." ;.'"'" ' ' '
.3 исследовании использованы, также положения ученых-педаго-
'гов',8 тзкге 'последние публикации- об исламской культуре,опыт скол и перздовых учителей. ' '_ '
Методи исследования.!? процессе исследования использовались
нигеследущие метода: теоретический аазлиз.кэбладениз.бзседз,
дивлог,анкетирование,педагогический.эксперимент.Наблюдения и
проверки проводились в городских и районных сколах Апперона.Сз- ,
цэхи,Гобустана,Ахсу,Геокчая и др.. . \
Научная новизна исследования состоит з ?c:s,vto в работе впервые всесторонкз изучены основные недостатки .нзблпдзоіше з
, воспитательной'работе .в настоящее зреия и дорзЕдагдиз их при-чина; определены эффективные луга использования з процесса прг-подазания. отдельных предметов 'педзшслс устсзз,:;есто'этой работы зо взаимосвязанной организации колкіогр'. я сеггейлого госялтз-иия.Еыявлены возможности,пути,форст и методы пспользоззния исламских устоез на уроках tr во внеклассных .мероприятиях.''
Теоретическая и практическая-'значимость исследования'закло-чается э тон,что работа оказсет.практическую поиоць руководителям шсол.,учлтеляа .воспитателям з перенесении закре^ивкейея в гкольноа практике оснбоч'ной.ненаучной. сйстзин воспитания на новое направление,а ииенно к.истинно гуцанистическоігу.направлении.
Работа даст;зозиозность построить воспитание на лзциональзой
. почве,побудить .педагогическую обцественность-косознанию'необходимости пересмотра .теории'зосцитания.-.' -.. '' ..
Апробопия исследования; выдвинутые в диссертации не.тодл-чески'е соображения, по проблеаз опубликовали .в :яэдзгогпчестой печати.пбиимо этого дозодилибь до пзучно-яедсгогяческой общественности, посредствен выступлений с докладами еэ научпо-прзктп-ческих конференциях аспирантов а.диссертартоз,ежегодно проводи-аых при Азербайджанском НЙШН,кэ трздационних августовских,январских совещаниях учителей Шемахи '(І967-І99І гг). -
Структура диссертации: Диссертация состоит из ввздения,двух
глав,? параграфов,зызодоз И'рекомендаций,прилозмшя- и библиог
рафии, ' '.''' ... " "