Введение к работе
Актуальность исследования. Президент Ислам Kapiwoa в с!'0<;;і 'выступления на IX сессии Олай Маюіиса отметил, что независимость дорога нам тем, что создала условия для того,,чтобы мы взяли свою судьбу в свои руки, сполна и рационально использовали созидательную силу нашего народа, богатейший потенциал прекрасной и щедрой земли, что носит вия Узбекистан, смогли целиком посвятить свою жизнь интересам и- благу Родини, чтобы наша нация и государство заняли достойное место в мироном сообществе.
Зглесте с тем мы постигаем еше одну истину. Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальное самосознание, самоотвертенчо бороться для того, чтобы жить в свободном.обцестзе, чтобы t-э-ше независсмое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.
Не оекрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими природными реоуреями, военной мошью и производственным потенциалом, но в первую очередь - своей высокой культурой и духовностью. Чтобы понять истинную цену этого богатства, достаточно вспомнить высказывание генерала М.Скобелева, завоевателя Туркестана: "Чтобы уничтожить нацию, необязательно ее потреблять, достаточно лишить ее своей культуры, искусства в родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение".
Сегодня, о приобретением нашим государством независимости, появилаоь возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа з конце XIX и начале XX века. И.Кэримов дает высокую оценку творчеству, джадидов-просветителей: "фундамент нэшей независимости основан еще' тысячами настоящими сыновьями отечества, которое были репрессированы в те тяжелые дни, выпавшие на долга нашего народа. Поэтому сейчао постепенно восстанавливаются добрые имена тех добрых людей, которые специально вычеркнуты из памяти поколений. Великое духовное наследие Аблуллы Калнри, Абдулхэ-мида Чулпэни, Абдурауфа Фитрэта, Усмана Нясыра и других, кото-
pue отдали свою кизнь за овободу Родины и нации, оегодня возвращаются истинному хозяину - народу",
Ведь вопрос о национальной независимости был поднят именно джэдвдами-лросветйтелями. По мнении джадидов, для ее достижения были необходимы непрерывная просветительская деятельность, создание новометодных школ, национального театра, перелозой печати и литературы, о помощью которых можно было коренным образом изменить самосознание народа, привить в нем выоо-кие чувства патриотизма и свободолюбия.
Совместно с просветителями стран Ближнего Востока (в частности Турции, Азербайджана, Татарстана), в Туркестане были открыты широкие сети школ - усули жадида, формировалась национальная печать, рождался театр, были организованы литературные чтения, благодаря чему родилась новая по своей сути национальная литература.
Своей просветительской и культурной направленностью джа-дидское движение внесло огромный вклад в развитие просвещения в Туркестане, и это обстоятельство стало темой ряда исследований. В своих диссертациях и научных статьях З.Миртурсунов, У.Долимов, М.Махсумов, Б.Касымов, Н.Авазов и другие ученые исследовали просветительско-педагогические взгляды таких представителей джадидокого движения, как С.Сиддики, А.Авлони, И.Ибрат, Х.Х.Ниязи, Ы.Бехбуди. А докторская диссертация З.Аблаева' посвящена исследованию педагогического наследия основателя джадидокого движения Ксмэила Гаспринокого (Гаспрали),
Американские ученые Э.Оллворт и М.Довоон дали глубокий научный анализ просветительско-кулътурной деятельности джадидов Туркестана.
Литературная и общественная деятельность джадидов стала предметом исследования ученых И.Туроуновэ, Б.Квсымова, Н.Каримова, З.Каримова, У.Долимова, С.Холбаева, Ш.Ризаева и других. В исследованиях вышеназванных авторов охвачены различные стороны деятельности ряда представителей джадидов Туркестана. Однако просветительско-педагогичеокая деятельность Мунвввара Кары Абдурашидханова, одного из крупных представителей узбекского джадидокого движения, освещена эпизодично, в лучшем случав ей посвящены лишь отдельные стэтьи.
Муневввра Кары считали отцом ташкентских джадидов. Он поставил перед собой цель - просвещение своего народа, келая видеть его культурным во всех отношениях. По этому поводу он писал: "Я сожалею, что днадидским школам не дается статус подготовки политических и культурных борцов. Неужели мы в этих школах будем готовить торговцев на лавках, которые будут считать доходы и убытки..." Свои надежды он связал с джадидскич лишением и внес свою лепту в это движение.
Гя всего вышесказанного можно сделать вывод о то;/, что кро-снетятельско-пелагогическэя деятельность крупного представителя ташкентских джадидов Мунэввара Карн нелостэточно освеяенэ и изучена в педагогической науке Узбекистана. Этот и другие факторы делают актуальной выбранную нами тему исследования.
' Объект исследования - просветителъско-педагогическке взгляды Мунаввара Кары.
Предмет исследования - процесс изучения просветительско-пе-дагогических взглядов Мунэввара Кары и использование его передовых идей в развитии современной национальной педагогики.
Цель исследования - изучение просветительско-педагогичес-кой деятельности Мунэввара Карн.
Задачи исследования:
обосновать оригинальность содержания, системы созданной юл школы;
определить его место в распространении просвещения в Туркестане;
выявить вклвд Мунаввара Кары в джадидское движение и его место в истории общественной, политической и педагогической мысли; ^
определить значение деятельности Мунаввара Кары в реформировании начального образования в Туркестане посредством анализа его педагогических произведений;
раскрыть содержание образовательно-воспитательной системы школы, организованной Мунавваром Кары, и показать направления данной школы;
изучить и проанализировать научно-педагогические, методические произведения Мунавввра Кары;
проанализировать учебники, брошюры и доклады Мунаввара Квры к сделать обобщение;
ьняаи гь вімчо *',У'«зьара Кары в развитие идеи национальной независимости.
Методологической ооновой исследования явились материалы IX сессии Олий Мзжлиса, законы Республики Узбекистан об образовании и воспитании, труды великих педагогов Туркестана, посвященные, воспитанию высококультурной во всех отношениях личности, исторические, общественные, философские произведения ученых конца ХГХ и начала XX века, прогрессивная народная педагогика о совершенстве личности и богатый воспитательный опыт нашего народа.
Методы исследования оонованы не иоторико-теоретическом, критическом анализе и синтезе проблемы исследования, а также изучении историко-архивного материала, научно-методической литературы по педагогике и психологии, социологии, философии, монографий, диссертаций, статей как в научных сборниках, так и в периодической печати. Использованы материалы научного архива, труды ученых Узбекистана, посвященные просветительско-педаго-гической деятельности.
Проведены беседы о учеными А.Зуннуновым, И.Турсуновым, Н.Каримовым, Ю.Абдуллаевым, У.Долимовнм, С.Холбаевым, О.Хесан-баевой, С.Нишановой, Н.Авезовым, о родственниками Мунаввара Квры: племянником Мухаммвдхоном Абдурашидхановым, дочерью Абдул-лы Авлони - Р.Авлони.
У-зучены рукописи Мунаввара Кары (с переводом на кирилицу).
Научная новтана исследования заключается в том, что в нем . сделана попытка в монографическом плане изучить просветительско-педагогические взгляды Мунаввара Кары. Обобщается его творчество и педагогическая деятельность, определяется значение его вклада в духовном воспитании зрелой личности в Туркестане. Показывается стремление оохранить национальное содержание образования и воспитания в Туркестане. Сопоставляется нынешнее состояние обучения и воспитания с состоянием, существовавшим в начале
века, когда джвдиды стремились воспитать всесторонне развитую личность. Все это дало воаможность через конкретные наблюлечия и внэлиэ выйти на некоторые общие проблемы истории и теории педагогики.
Практическое значение исследования. Результаты научного исследования о просветительском и педагогическом взгляде Мунврва-ра Кары могут быть полезными в изучении курса истории падах'оги-ки в педагогических институтах. Научно-теоретическое наследие Мунаввера Кары дает новый импульс в совершенствовании системы народного образования, его содержания, методов и форм обучения, в разработке рекомендаций для совершенства школ Узбекистана и развития культуры народа на современном этапе. Сведения о литературной и общественной деятельности Мунаввэра Кары могут быть полезными ученым-литературоведам, обществоведам в создании учебников и учебных пособий, отдельные положения и выводы диссертации можно использовать в преподавании студентам, изучающим историю узбекской литературы начала XX века.
Достоверность исследования - диосертант в изучении проове-тительско-педагогических взглядов Мунаввэра Кары и его педагогического наследия опирался как на научные труды, посвяшенные социально-философским и просветительским взглядам рнлвкирхся мыслителей Востока, так я не архивные материалы, а такие на работы самого Мунавварэ Кары.
На задиту выносятся следующие положения:
-
иоторически сложившиеся условия, которые служили предпосылкой возникновения нового обшественного гуманистического джадидского движения в конце XIX и начале XX веков в Туркестане, и становление этого движения, ознаменовавшего новую веху в истории., педагогики;
-
система обучения и воспитания, созданная .^унавваром Кары, его дидактические правила и новые методы, обогащающие содержание начального.образования при творческом подходе к ним; значение богатого просветительско-педагогического наследия Му-нвввара Кары в развитии современной узбекской народной педагогики.
Апробация. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедр общей педагогики и педагогики начального обучения (протокол Я 5 от 4.I2.I9S6 г.). Содержание работы отражено в методических пособиях, статьях, докладах, сделанных на конференциях.
Структури работ». Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы,