Содержание к диссертации
Введение 3
ГЛАВА I. Исторические и социальные условия развития и становления просветительско-педагогических взглядов Г. Алкадари 15
1.1. Исторические и культурные предпосылки просветительских взглядов Г. Алкадари 15
1.2. Становление Г. Алкадари как историка, просветителя и педагога 40
1.3. Наследие Г. Алкадари - составная часть культуры народов Дагестана 73
ГЛАВА II. Просветительско-педагогические и морально-этические взгляды Г. Алкадари 83
2.1. Просветительско-педагогические взгляды и деятельность Г. Алкадари 83
2.2. Морально- этические взгляды Г. Алкадари 96
2.3. Значение Г. Алкадари для развития теории и практики дагестанской национальной школы 108
Заключение 114
Список использованной литературы 117
Приложения 129
Введение к работе
Важнейшими условиями познания педагогической истины являются объективная оценка исторической реальности, неразрывная связь истории педагогики с современностью, выявление прогностического значения историко-педагогических фактов, явлений, идей.
История отечественной педагогики столь богата именами и делами людей, посвятивших свои силы народному просвещению, что деятельность многих из них еще просто не стала предметом исследований, а их педагогические взгляды, практический опыт не сделались достоянием истории педагогики, педагогической теории и практики.
Органически связанными частями культуры любого народа являются материальные и духовные ценности. В законе РФ "Об образовании" [94] подчеркивается, что образовательная политика государства должна строится на переработке и переосмыслении всего наиболее ценного, традиционно наработанного предыдущими поколениями. "Национальная доктрина образования РФ" [113] предполагает, что обучение должно быть воспитывающим. Задача школы вырастить будущих граждан патриотами и интернационалистами, относящимися с уважением к истории и традициям других народов. В "Концепции развития образования и воспитания в РФ до 2010 года" [95] указано, что образование и просвещение являются той базой, на которой возможно духовное развитие общества вообще, воспитание подрастающего поколения, в частности. Невозможно стать культурным и образованным человеком, не усвоив знания, накопленные предыдущими поколениями, не изучив историю своей страны и своего народа. Во все века у каждого народа были люди, выделяющиеся своими личными духовными качествами, которые служили образцом для подражания и которые имели право учить других, пользуясь своими способностями и заслуженным авторитетом в обществе.
Дагестанские народы не являются исключением. Издревле в Дагестане существовало своеобразное общество образованных людей, знатоков истории, мусульманского права, философии, арабской литературы и культуры, которые считали своей святой обязанностью делиться знаниями и просвещать свой народ. Начавшаяся в XIX веке смена формации в горах повлекла за собой и перестройку образовательной политики, что было обусловлено потребностями наступавшего буржуазного строя. При этом реформа образования связана с переходом на новый качественный уровень, на основе демократизации средней и высшей школы.
В условиях углубления социально-экономических реформ, осуществляемых в современной России, образование призвано обеспечить смену менталитета общества, старых стереотипов, формировать новое общественное сознание и политическую культуру. Одновременно происходит децентрализация управлением образования и повышается роль региональной образовательной политики. В процессе реформ образования необходим учёт местных особенностей социально - экономического и этнокультурного развития народа, его исторических образовательных традиций.
Активный процесс демократизации и гуманизации образования в современных исторических условиях развивается в двух направлениях:
1. Использование всего нового, прогрессивного, чем располагают сегодня педагогическая теория и практика.
2. Обращение к лучшим достижениям и традициям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания, которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека. Тем более, когда опыт прошлого отвечает задачам настоящего времени и избавляет от необходимости заново открывать педагогические истины, уже открытые предшествующими поколениями.
Так, например, для прогрессивных педагогов прошлого было бесспорно то, что в духовном, экономическом и культурном возрождении государства приоритетная роль должна принадлежать образованию [86].
Таким образом, новая образовательная политика должна опираться на ретроспективный педагогический опыт, на традиционную, прогрессивную, апробированную многими годами педагогическую теорию, на богатое педагогическое наследие педагогов - просветителей прошлого, поскольку это неисчерпаемый родник теорий и идей, мыслей и взглядов.
Во все века у каждого народа были люди, служившие образцом для подражания своими личностно-этическими и духовно-нравственными качествами, имевшие право учить других, пользуясь своими способностями и заслуженным авторитетом в обществе. В условиях демократизации общества и обновления содержания образования стало возможным более тщательное рассмотрение, изучение и анализ наследия многих, раннее забытых прогрессивных представителей различных народов России. За последние годы были опубликованы исследования, посвященные изучению педагогического наследия национальных просветителей [1, 59, 78, 79, 82, 97, 105, 118, 120, 138, 140, 147]. Таким образом, исторический прогресс сочетается с переоценкой ценностей прошлого, которое в той или иной степени становится современностью. Исследование истории педагогического прошлого представляется, как составная часть изучения современных педагогических систем.
Так, например, Исаева Л.Н. [82] изучает деятельность и методы адыгского педагога М.И. Демкова. Взгляды М.И. Демкова отличались своеобразием: характерной особенностью его идей является антропологичность подхода к обучению и воспитанию. Он считал, что воспитание обусловлено наследственностью и различными биологическими задатками людей, поэтому каждый ученик требует индивидуального внимания.
В работе Абаевой Ф.В. изучается деятельность и взгляды карачаевского педагога У.Д. Алиева [1], который явился одним из создателей алфавита для бесписьменных народов СССР, в частности для карачаевского народа. Он считал, что письменность и литература нуждались в научной узаконенности и в научно-обоснованной грамматике. Основой дидактического материала "Букваря", созданного Алиевым, является карачаевский фольклор.
В работе Панеш Б.Х. [120] изучается научно-педагогическая и просветительская деятельность видного адыгского ученого Ю.К. Намитокова, который оказал большое влияние на развитие педагогической науки и развития образования в Адыгее. Педагогическое наследие и просветительская деятельность Ю.К. Намитокова свидетельствует о глубоком понимании им духовно- нравственных интересов адыгского этноса, о соотношении общечеловеческого, общероссийского и национального в его развитии. Ю. К. Намитоков положил начало новому направлению в науке - этнической педагогике, основой которой является народная педагогика о воспитании детей. Энциклопедичность знаний и разнообразие научных интересов ученого позволило ему занять достойное место в плеяде просветителей Северного Кавказа.
Тешева Ф.Ф. изучает педагогическую деятельность и педагогические взгляды адыгских просветителей У.Х. Берсея и П.И. Тамбиева [140]. В исследовании раскрывается роль адыгских просветителей в создании, сохранении и развитии национальной письменности и культуры, системы общего образования для адыгского народа, как основного условия этнической консолидации и просветительской активности народа.
В докторской диссертации Соломатиной Т.Б. [138] анализируется деятельность общественно-педагогических центров и активистов общественно-педагогического движения. В работе ретроспективно изучаются и анализируются все наиболее значительные этапы просветительской деятельности, сопоставляются приемы и методы воспитания и преподавания, предлагавшиеся наиболее известными учеными-педагогами. Ценности образования однозначно воспринимаются как представителями русского народа, так и малыми народами, населяющими страну.
В законе Республики Дагестан "О культуре" [77] указано, что культура как исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, творческих сил и способностей человека, а также создаваемых им материальных и культурных ценностей создавалась веками, обогащаясь от поколения к поколению. Каждый народ является творцом не только материальных, но и духовных памятников культуры. Поэтому все памятники письменной культуры Дагестана, имеющие общее национальное значение, являются культурным достоянием его народов. Долгом каждого поколения является не только бережное сохранение, но и преумножение культурных ценностей, поэтому научные исследования в области культуры входят составной частью во все государственные программы, направленные на развитие Республики Дагестан.
Известно, что в Дагестане издревле существовало своеобразное общество образованных людей, знатоков истории, мусульманского права, философии, арабской литературы и культуры, которые считали своей святой обязанностью делиться знаниями и просвещать народ. В рассматриваемую нами эпоху признанными деятелями просвещения, интеллектуально и нравственно богатыми личностями, которые всю свою жизнь и деятельность посвятили трудному делу образования и просвещения Дагестанского народа были Гаджи-Магомед Кудутлинский, Гаджи-Дауд Усишинский, Сайд Шиназский, Мухаммед ал-Яраги, Мирза Али ал-Ахты, Сайд Араканский, Салман Тлохский и другие. В плеяде этих деятелей Гасан-эфенди Алкадари занимает достойное место. Выдающийся ученый и крупнейший деятель духовно культуры Гасан-эфенди Алкадари оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Развитие национального просвещения было одной из важнейших задач дореволюционного дагестанского прогрессивного общественного деятеля. Оно заняло приоритетное место в педагогическом наследии Г. Алкадари, который получил хорошее, для того времени, образование, отличался глубоким знанием жизни народа, широтой кругозора. Особая близость к трудовому народу, желание помочь ему, большое трудолюбие и вера в будущее выдвинули Гасана-эфенди в ряды передовых борцов за просвещение.
Исходя из изложенного, особую актуальность приобретает изучение педагогического наследия видного просветителя, создателя первых светских школ, ученого-историка, поэта и общественно-политического деятеля Дагестана конца XIX и начала XX веков Гасана-эфенди Алкадари (1834-1910). Выдающийся ученый и крупнейший деятель духовной культуры Дагестана Гасан-эфенди Алкадари оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие.
Чем глубже постигаешь мотивы, которыми руководствовался Г. Алкадари при создании своей школы, тем больше находишь в его характере и поступках общего с выдающимися педагогами того времени. Исследователи жизненного пути Г. Алкадари отмечают идейную общность его с Л. Толстым, как педагогов, посвятивших огромную часть своей жизни обучению детей: оба создали на свои средства школы для обучения детей из народа, оба создали собственные методики обучения, основанные на обогащении и развитии духовного мира детей. Философская концепция Л. Толстого о непротивлении злу насилием известна всему миру, но к подобному взгляду на поведение человека пришел и Гасан-эфенди, который вслед за своим духовным учителем А.-К. Бакихановым, любил повторять: "И взамен всякого зла предписано добро". Эту моральную заповедь он преподносил и своим ученикам. Оба просветителя любили свой народ и сеяли добро, воспитывая и обучая детей.
Г. Алкадари убежденно выступал за единение с Россией, в которой видел государство, способное обеспечить дагестанцам безопасность и прогресс. Он понимал, что в настоящий момент у дагестанцев нет той интеллектуальной силы, которая смогла бы избавить народы Дагестана от невежества и безграмотности. Однако он видел авторитет и престиж духовенства в глазах народа. Поэтому считал правильным концептуальное положение, что в этих условиях необходимо объединение интеллигенции и "духовных пастырей народа" в борьбе за поднятие культурного уровня горцев, за их просвещение.
Изложенные выше сведения и материалы последующих глав диссертации подтверждают мысль о том, что Гасан Алкадари является одним из самых ярких представителей плеяды дагестанских просветителей конца XIX и начала XX веков. Новаторство его педагогической методики в условиях нового времени базировалось на многовековом опыте средневековых горских школ -медресе. Потому и педагогическая деятельность его, органически выраставшая из собственно-национальной практики, явилась существенным вкладом в создание новой школы в Дагестане и строительства национальной образовательной системы.
За последние годы было написано немало исследовательских работ и газетных статей [2, 4, 6, 10, 11, 15, 36, 41, 42, 48, 56, 60, 68, 74, 80, 86, 93, 109, 112, 114, 121, 122, 130, 131, 139, 146, 150], в которых Гасана Алкадари характеризуют как философа, историка и мусульманского правоведа. В то же время, он почти тридцать лет посвятил просветительской и педагогической деятельности, и очень много сделал для создания в Южном Дагестане первой светской школы. Многие дидактические идеи его были новыми для дагестанских школ того времени и, несомненно, послужили образцом для педагогики будущих национальных школ. Несмотря на все это, до сих пор нет статей и работ, посвященных анализу и объективной оценке педагогического наследия Г. Алкадари, а также нет монографического исследования его педагогической деятельности, дидактических идей и методов воспитания подрастающего поколения.
Обращаясь к педагогическому наследию Гасана Алкадари, мы не могли ограничить своё исследование анализом только непосредственных итогов и результатов его деятельности. В концептуальном плане необходим аналитический подход к обстоятельствам и обстановки, в которых это наследие создавалось. Нужды того времени диктовали деятелям дагестанского просветительства тот или иной выбор методик и предметов обучения Известно, что ретроспективно многое видится иначе, прошедшее время заставляет переосмысливать отдельные оценки современников, по-новому расставлять многие аспекты. Таков и наш методологический контекст: изучение жизненного пути и педагогического наследия Гасана-эфенди Алкадари. Его имя заслуживает должного признания и широкой пропаганды, а труды должны занять подобающее им место в учебных программах и пособиях для школ и институтов Республики.
Поэтому изучение истории светского образования в Дагестане с учётом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает особую актуальность.
Этим определяется выбор темы: «Просветительско-педагогические взгляды Гасана-эфенди Алкадари».
Объект исследования: - просветительские идеи и деятельность Гасана-эфенди Алкадари.
Предмет исследования: - сущность и значение педагогических взглядов и деятельности Гасана-эфенди Алкадари.
Цель исследования: - определение значения педагогического наследия Гасана-эфенди Алкадари для педагогической науки, практики образования народов Дагестана и Северного Кавказа.
В соответствии с поставленной целью исследования определены следующие задачи:
- характеризовать основные этапы педагогической деятельности учёного мыслителя Гасана-эфенди Алкадари, выявить его роль в становлении и развитии системы образования и просвещения в Дагестане;
- определить вклад педагогического наследия Гасана-эфенди Алкадари в
историко-педагогическую теорию и практику;
- дать сравнительно-сопоставительный анализ педагогических взглядов Гасана-эфенди Алкадари, выявить их актуальность для современной теории и практики образования и воспитания молодёжи Дагестана; обосновать необходимость использования педагогических взглядов Гасана-эфенди Алкадари в учебно-воспитательной практике современной школы и семьи.
Концепция исследования заключается в том, что развитие современной системы образования возможно лишь при целенаправленном изучении и творческом исследовании всего ценного, что является достоянием человечества в области отечественной педагогической мысли и в частности национально-регионального образования в России.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что:
1. Систематизация педагогического наследия Г.-Э. Алкадари позволит определить ценностные ориентиры, этнокультурные приоритеты для совершенствования региональной системы образования в Дагестане;
2. Введение в научный оборот раннее малоизвестных и неизвестных педагогических взглядов Г.-Э. Алкадари создаст возможность оптимального использования прогрессивных идей просветителя в учебно-воспитательной практике современной школы, семьи и общественности;
3. Объективный анализ педагогической деятельности и просветительских взглядов Г.-Э. Алкадари позволит формировать ценностные отношения учащихся к образованию, к максимально демократичным и гуманным межличностным и межнациональным связям, за которые так ратовал просветитель.
Методологической основой исследования является материалистическое учение о целостном изучении историко-педагогических явлений, связь исторического с современным. Изучение педагогических методов и приемов, используемых просветителем, основано на философских и гносеологических идеях. Исследование его вклада в дагестанскую культуру эпохи просветительства на мусульманском Востоке велось на основе комплексного подхода к изучению многообразных сторон богатого наследия мыслителя. Системно-исторический подход позволил осветить его роль и место в плеяде дагестанских просветителей и педагогов конца XIX века, провозгласивших, что воспитание должно опираться на общечеловеческие ценности и на научно-культурное наследие, исторически выработанное народами региона Российской империи и мира в целом. Раскрыть значение результатов исследования для дальнейшего развития межнациональных отношений в свете современных теорий и воззрений.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые дается анализ педагогической деятельности взглядов и идей Г. Алкадари, его теоретического и практического вклада в развитие национального образования. Собрана, систематизирована, проанализирована, а также дана полная библиография научно-педагогических, исторических, философских, просветительских трудов и статей, созданных Гасаном-эфенди Алкадари.
Изучены и обобщены в историко-педагогическом аспекте мысли и воззрения Г. Алкадари, определены место, роль и специфика его педагогического наследия.
Методы исследования:
- изучить историческое, педагогическое и литературное наследие Г. Алкадари;
- изучение первоисточников и архивных материалов;
- сравнительно-сопоставительный анализ идей и взглядов учёного;
- метод научного воссоздания биографии просветителя;
- метод дидактического анализа учебно-методических материалов;
- обобщение и систематизация полученных результатов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые
выявлены взгляды на совершенствование образования, на формирование человека, на межнациональные отношения, освещенные в трудах Г. Алкадари и имеющие значение в современной практике демократизации общества.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в педагогической деятельности учителей и преподавателей общеобразовательной и высшей школы, на лекционных и семинарских занятиях по истории Дагестана, по родной и Дагестанской литературе, так и по истории педагогики. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке лекций и спецкурсов по истории педагогики родного края, составлении учебных пособий.
Достоверность результатов обеспечивается широкой источниковедческой базой исследования, объективным анализом педагогического наследия Г. Алкадари, соответствием методов и задач целям исследования, научным анализом и апробацией результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Гасан Алкадари - яркий представитель дагестанского просвещения, внесший большой вклад в создание светской школы Дагестана.
2. Просветительская и педагогическая деятельность Гасана Алкадари явилась образцом и моделью для организации светских школ в Дагестане в последующие годы. Педагогические методы Алкадари служили важным фактором в развитии национального самосознания дагестанских народов.
3. К началу педагогической деятельности мировоззрение Гасана Алкадари представляло сплав наследия прогрессивных идей дагестанских просветителей, русской интеллигенции и общественных деятелей Северного Кавказа, и личного опыта, накопленного в общении с дедом Мухаммедом-эфенди ал-Яраги и отцом Абдуллой- эфенди Алкадари.
Источниковедческой базой являются труды Гасана-эфенди Алкадари, материалы и документы рукописного фонда Института истории и этнографии Дагестанского центра академии России, библиотеки Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Центральной библиотеки имени Пушкина, материалы периодической печати и публикации учёных - педагогов, историков и культурологов о деятельности и творчестве Гасана-эфенди Алкадари.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах кафедры педагогики Дагестанского государственного университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось путем публикаций положений диссертации на страницах печати, в сборниках научных трудов, материалов конференций.
Результаты исследования рекомендованы кафедрой "Педагогики и психологии" ДГПУ применять на лекционных и практических занятиях со студентами исторических и педагогических факультетов, при разработке спецкурсов и спецсеминаров, во внеклассной работе учителями средних школ по курсу "История Дагестана".
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Объем работы 170 стр.