Введение к работе
Актуальность нашего исследования заключается в попытке найти в историческом опыте пути преодоления подобного подхода. Концепция развивающего обучения В.Б.Давыдова является одним из вариантов современного синтеза обучения и развития. Но она реализуется наиболее полно в услоьиях обучения математике и развития математических способностей, традиционно часто отождествляемых с умственным развитием вообще. Нагл представляется, что вставшие сегодня на повестку дня проблемы реформы образования не только существенны как раз для эстетического воспитания, но и могут быть реализованы в нем с наибольшей полнотой и определенностью благодаря тому, что эстетическое развитие является целостным развитием личности, а не становлением отдельных специальных способностей.
Анализ истории проблемы музыкально-эстетического развития детей подтверждает это предположение и позволяет выделить те ориентиры, которые были отчасти, как нагл представляется,
отвергнуты советской педагогикой и психологией, вернуть их в художественную педагогику для решения современных задач ее расформирования.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по психологии и педагогике позволили выделить основных представителей той или иной концепции музыкальности в разные временные периоды. В той мере, в которой это казалось нам целесообразным, ведущие позиции периода исследовались нами на фоне общих представлений в педагогике и психологии. В ряде случаев мы позволили себе интерпретировать точки зрения "ведущих музыковедов и педагогов в русле интересующей нас проблемы, поскольку нагл не всегда удавалось обнаружить прямое изложение подхода к проблеме именно музыкально-эстетического развития. Отдельные аспекты проблемы музыкально-эстетического развития детей рассматривали авторы ряда диссертационных исследований, а именно: 0.А.Апраксина, В.Л.Архангельский, Ю.Б.Алиев, Е.Л.Бодина, В.В.Блудова, Д.Б.Кабалевский, С.Н.Морозова, А.Н. Островский, Г.С.Ригина и др.
В предыдущие годы, процесс музыкального развития ребенка бил предметом исследования. II.А.Вотлутиной. Основной задачей своей работы П.А.Ветлугина определяет исследование зависимости музшеально-эстетического развития детей в дошкольном детстве от педагогических влияний.
Диссертационное исследование Е.А.Бодиной посвящено истории музыкально-эстетического воспитания школьников, начиная с анализа его исходных позиций в Древней Греции. Воспитательный процесс Е.Л.Бодина рассматривает как целенаправленное воздействие на учащихся, не уделяя проблемам развития музыкальных способностей специального внимания.
В споем диссертационном исследовании мы рассматриваем проблему музыкально-эстетического развития детей, фиксируя внимание лишь на общих тенденциях, характерных для педагогики определенного исторического отрезка времени, но не ограничиваясь рамками принятых в советской педагогике возрастных периодов развития ребенка.
Цель исследования - обращаясь к истории вопроса, обосновать правомерность современной переориентации музыкальной педагогики в проблеме детского музыкально-эстетического развития.
Объект исследования - проблема.музыкально-эстетического развития в советской педагогике-теории 20-х - 80-х гг.
Предмет исследования - эволюция понятия "музыкальность", в истории советской педагогики.
В связи с обозначенной целью исследования были поставлены следующие задачи:
определить содержание понятия музыкальности в истории советской педагогики, проследить эволюцию понятия музыкальности как цели музыкально-эстетического развития;
выделить концепции музыкальности, приоритетные для того или иного этапа отечественной педагогики;
выявить современную перспективу подходов к эстетическому развитию в музыкальной педагогике.
В качестве гипотезы исследования мы предположили, что выделенное наш понятие музыкальности может явиться структурным основанием для анализа и систематизации истории проблемы детского музыкально-эстетического развития в советской педагогике.
Методологической основой исследования служат положения отечественной педагогики, психологии и музыкаведения о единстве генетических и культурных оснований развития человека, о теории деятельности как основе концепции развивающего обучения, о взаимодействии'формы и содержания в создании и восприятии художественного образа.
Методом наших исследований послужил анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по проблеме музыкального воспитания и развития детей, а также анализ методической литературы и программ по музыке (пению) для дошкольных учреждений и общеобра-
зовательных школ.
' , Таким образом научная новизна исследования заключается в том, что нами впервые был проведен анализ истории проблемы музыкально-эстетического развития в советской педагогической литературе как эволюция понятия музыкальности. Выделены основные структурные составляющие, определяющие понимание специфики музыкальности в разные исторические периоды. Ими являются сенсорные и духовные способности ребенка и определяющие их соотношение творчесность и эмоциональность. Проблема музыкально-эстетического развития детей.рассматривается в связи с теми влияниями, которые оказала на ее интерпретацию зарубежная музыкальная экспериментальная психология, традиционно противопоставляющая сенсорные способности и способности оценивания музыки.
Теоретическая значимость.- Знание истории и основных направлений музыкально-эстетического развития детей позволило нам обосновать правомерность тенденций реформирования общего и эстетического воспитания и образования, обращения к ценности дифференцированного воспитания и выявления и учету индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Изучение исторического опыта монет послужить обоснованием необходимости понимания музыкальной культуры в качестве цели современного музыкального воспитания и обучения только как единства сенсорных, эмоциональных, творческих и духовных компонентов личностного развития.
Практическая значимость. На данном историческом этапе переориентации методики музыкального воспитания в соответствии с современными тенденциями теории музыкально-эстетического развития детей может существенным образом повлиять на практику музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе.
Апробация. Диссертация обсуждалась на заседаниях Проблемной группы эстетического развития и Лаборатории комплекс- ного взаимодействия искусств. Результаты исследования ежегодно заслушивались на заседаниях кафедры музыки и изобрази-
тельного искусства Тернопольского педагогического института, также обсуждались на научно-практической конференции "Развитие педагогического образования и науки в западных областях Украины", проходившей в г.Тернополе в 1990 г.
Основные положения, выносимые на защиту;
I. Анализ истории проблемы музыкально-эстетического . развития личности в педагогической литературе является основанием для оценки современных тенденций развития и реформирования воспитания и образования.
' 2. Понятие музыкальности расшифровывается как структурное основание анализа и систематизации истории проблемы музыкально-эстетического развития детей.
3. Структурообразующими компонентами конкретного содержания музыкальности в каждый исторический период являются, сенсорные и духовные способности и их соотношение.