Введение к работе
! .
Актуальность исследования. Процесс преобразования в нашем обществе направлен на повышение культурного и духовного потенциала советского челозекэ. Решение этой важной проблеми в полной мере охватывает область эстетического Боепитания подрастающего поколения. В числе мер, направленных на part'-'-ne эстетических качеств человека, существенное место занимают вощ.опч введения в процесс современного воспитания изучения многонационального искусства советского народа.
На современном этапе разработка эффективных путей и методов использования киргизской музыки г школах с русским языком обучения Республики Кыргызстан приобретает первостепенное значена.
Существенное значение для научного обоснования отих вопросов имеют рабе ты: Б.Е.Асафьева, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Луначарского, А.Н.Сохора, В.Н.Шацкой, С.Т.Шацкого, Б.Л.Яворского. С особым вниманием мы обратились к изучению исследований учЛых республик Сродней Азии, Казахстане, Азербайджана, отражающих проблемы музыкального воспитания детей с учетом особенностей национальных республик (В.М.Гребенников, Х.Алма-ханова, Л.А.Мастрянскші, Х.Нурматова, Л.Н.Нугманова, И.М.Нобитов, С.Ш.Снзикова, С.А.Узакбаєва, И.Холитовз и др.).
Проведенный анализ исследований позволил нам сделать вывод, что в работах Б.З.Асафьева, О.А.Апраксиной, В.Н.Шапкой, Б.Л.Яворского вопросу слушания музыки на уроках и обсуждении музыкального произведения уделялось определенное внимание, Однако, слецует отметить, что в исследуемой нами литературе не затрагивалась.тема понимания музыкального произведения на уровне текста. Слушание й обсуждение музыкального произведения рассматривалось как его музыкальный анализ: ганр, структура, средства музыкальной выразительности. Среди робот, юевященных проблемам музыкального воспитания, особого, ня нал иэгляд внимания заслуживает исследование состояния музыкального воспитан.ш ї России и Западной Европе (1882), проведенное С.Миропольеким, чья ідея об обучении детей "чтению музыки как книги", к сожалению развития не получило.
Кроме того, нами было проведено исследование состояния му ы-гяльного воспитания в школа: республики вообще и в школах с русским [зшгом обучения в частности. Даже самый краткий обзор литератур» и 'Нрлиз состсяшм музыкального воспитания в республике показывает,
что в методической и педагогической литературе специального исследования, посвященного разработке проблемы понимания музыки кок текста, фактически нет, вопросы музыкального воспитания нуждаются в дальнейшей разработке с учетом исторического развития нашего общества и новых задач общеобразовательной школы национальных республик на современном этапе. Становится очевидным противоречие между потребностями педагогической практики и недостаточной разработинностьк данной проблемы в педагогической неуке, которое должно решаться путем разработки системы дидактических средств и педагогических условий, благодаря которым процесс эстетического воспитания будет осуществляться более эффективно. В решении комплекса вопросов, имевши? первостепенное значение для исследования дайной проблемы мы видим путь к разрешению денного противоречия. Отсюда возникла проблема -как повысить эффективность эстетического воспитания младших школьников русскоязычных школ Кыргызстана.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования у учащихся навыка понимания музыки как текста.
Цель исследоватш - теоретичоская и практическая разработка ме тодики формирования навыка понимания музыки кыргызского народа учащимися русскоязычных школ Кыргызстана на основе поэтапного развития навыка "чтения" музыкального произведения как специфического тексте
В соответствии с поставленной целью были намечены следующие задачи исследования:
выявить современное состояние теории и практики эстетического воспитания средствами музыки;
проанализировать содержание музыкр-льно-эстетического воспитания с учетом специфики национальной республики;
раскрыть сущность понимания музыки ііпк специфического текст.: и не основе анализа философской, психолого-педагогнческой, мугыко-ведческой литературы и сложившейся практики дать определение понятия "музыкальный текст";
дать психолого-педагогическое обоснование необходимости обучения детей русскоязычных школ понимании музыки кыргызского народа;
разработать и внедрить усовершенствованные программы по пге.і моту "музыка" для І-ІУ классов общеобразовательной школы Кыргь'зстм
с русским языком обучения;
- разработать и внедрить научно-обоснованные методические ре
комендации для учителей музыки начальных классов по использованию
музыки кыргызского народа в процессе музыкально-эстетического вос
питания.
Цель и задачи исследования позволили сформулировать рабочую гипотезу: понимание музыки к ' гь.зского народа -младшими школьниками русскоязычных школ Кыргызстана :.огет способствовать повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания, если:
будет применена комплексная методика, опирающая*:г-- на взаимодействие слухового, двигательного и зрительного анализаторов;
процесс формирования навыка понимания музыки как текста будет проходить поэтапно - ст слухового до визуального анализирования музыкального текста;
формирование и развитиз навыка восприятия кыргызской музыки будет оеущєсткляться в процессе работы, над инструментальными и вокальными произведениями, через содержание которых будут раскрываться духовное богатство народа, его идеали и чаяния.
Методологической основой исследования явились положения клас
сиков марксизма-ленинизма по вопросам формирования всесторонне раз
витой личности, эстетического воспитания подрастающего поколения,
народного образования и искусства. В качестве руководящих материа
лов использованы постановления Верховного Совета СССР и Верховного
Совета Республики Кыргызстан, нормативные документы правительства,
касающиеся вопросов средней школы и затрагивавдно проблеми эстети
ческого воспитания. *
Разрешение поставленной проблемі.' осуществлялось следующими ме-тодами исследования: теоретический анализ работ по исследуемой проблеме; анализ методической литературы, действующих учебников и учебных программ по предмету; изучение и обобщение педагогического опыта работы школ, учителей по музыкальному воспитанию (посещение занятий, бесе"ч, анкетирование, анализ устных и письменных работ учащихся); методы математической обработки статистической инфорыции; постановка и проведение опктно-педпгсгической работы.
Этапы исследования:
Первый этап (І9"8-І982) - поисковый, посвящен теоретическому изучению пробуемы, накопление наблюцениЯ о состоянии вопроса эстети-
ческого воспитания в практике школ наииональных республик, разрабоп ке план^" и программы исследования, -определение цели, гипотезы, задач и методики исследования.
Второй этап (І9Є? 1984) - констатирующий, характеризовался построением модели совершенствования эстетического воспитания учащихся младших классов русскоязычных школ Кыргызстана.
Третий этап (I9S3-I987) - заключительные, составила опытно-педагогическая работе, заключавшаяся в экспериментальной проверке ги-потически выцгинутых положений, обработке полученного материала, ' анализе и обобщении выявленных результгтов, оформлении выводов и педагогических рекомендаций, проверке их достоверности путем внедрения полученных результатов в практику учителей музыки общеобразовательных школ с русским языком обучения.
Научная новизна исследования:
раскрыта педагогическая сущность понятия "понимание музыки как специфического текста", проанализированы его структурные компоненты, обоснованы критерии и методика их выявления;
определены дидактические и воспитательные возможности ИСПОЛ! эования произведений музыкального искусства кыргызского народа в школах с русским языком обучения;
обоснована и разработана система поэтапного формирования навыка понимания музыки кок текста.
Практическая значимость.
Разработанные в процессе вкспериментальной работы Программы по музыке для І-ІУ классов общеобразовательных школ с русским языком, обучения, "Хрестоматия по кыргызской музыке" для учителей музыки общеобразовательных школ, е такяе "Методические рекомендаиии" п< использованию музыки кыргызского народа в І-ІУ классах общеобразовательной школы с русским языком обучения показали при впробрции эффективность данных материалов и возможность испол:>зования их в учебно-воспитательном процессе средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой учителей музыки для общеобразовательных школ Республики Кыргызстан.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена реализацией комплексной методики исследования; определена статисти ческой значимостью эмпирического материала, сочетающего качественный и количественный анализ воспитательного процесса; подтвержден опытнш путем.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные результаты исследования доложены на республиканской научно-практической конференции "Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе" (Фрунзе, 1983); республиканской научно-практической конференции "Творческое начало в деятельности высшей школы: проблемы активизации" (Фрунзе, 1987); Всесоюзных педагогических чтениях (Ташкент, 1988); Всесоюзном wc^.dльном педагогическом совете (Гродно, 1988); Всесоюзном совещании по вопросам музыкального и художественного образования школьников (Алма-Ате, 1989); Всесоюзной научно-практической конференции "Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории и практики" (Бишкек, 1991).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры педагогики Казахского государственного педагогического университета имени Абая.
На защиту выносятся следующие положения:
-пснуолого-педагогичс^кое содержание понятия "понимание музыки как специфического текста";
характеристика дидактических и воспитательных возможностей использования произведений музыкального искусства кыргызского народа в школах в русским языком обучения;
содержание эстетического воспитания младших школьников на уроках музыки, активизирующее эстетическую направленность личности учащегося. ^
Структура диссертации определяется логикой исследования и его
задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии
и приложений. v
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, осве
жается степень ее изученности, формулируется цель, задачи, объект
л предмет исследования, гипотеза, иетодн исследования, научная но
визна, практическая значимость и основные пологения, рыносимне на
защиту. ,
В первой главе - "Психолого-педагогические основы музыкально-эсть^'ического воспитания младших школьников" дается оценка сойре-генного состояния проблемы музынально-эатетического воспитан""* в теории и практике советекг" педагогики, анализируется ли'терат^Ьй то проблеме исследования и рассматриваются вопросы взаимосвязи и ілияния знанг? "языка" музыки на эффективность музы-каЛвнЬ-э'стетич^с-
кого воспитания детей «лэдтего школьного возраста; рассмотрлваетсл музыка >ное произведение с точки зрения структуры текста; понимание музыкального текста рассматривается с нескольких позиций: философской, лингвистической, музыковедческой; дается психолого-педагогическое обоснование необходимости обучения детей, посещающих русскоязычную школу, пониманию кыргызской музыки.
Во второй главе - "Поэтапное формированиз навыка понимания музыки K8K текста - один из путей повышения уровня музыквльной воспитанности школьников" на основе анализа содержания музнкально-зстеті ческого воспитания и опытно-педагогической работы определяются педагогические условия повышения оффективности воспитательного процесса, рассматриваются формы и методы формирования кавыка пониманиі музыки как специфического текста. Определены особенности процесса музыкально-эстетического воспитания в условиях русскоязычной школы национальной республики (Республика Кыргызстан).
В заключении формулируются основные выводы, научно-практкчес-кие рекомендации и возможные перспективы дальнейшей работы.
Текст изложен на 140 страницах. Список литературы включает 166 наименований истг"ников и литературы (5 из них на иностранном языке - немецком).