Введение к работе
Актуальность темы. В последние годы на философско-эстетичес-ном уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры,как феномен духовной жизни личности и общества. Развитие потребностей человека,его духовное возвышение предполагает максимальное использование всей системы духовных ценностей общества,в том числе и музыки.
Усиление социального характера художественной культуры и использование ее духовно-преобразующего,воспитательного потенциала находятся в прямой зависимости от научного познания основных тенденций ее воспроизводства в разных социокультурных сферах.начиная с дошкольной образовательной системы.
Потребности общества на современном зтапе развития его худо -явственной культуры вызывают непрерывное усложнение содержания задач.решаемых а сфере эстетического воспитания дошкольников.Успешное их решение во многом определяется подготовленностью кадров дошкольных работников к использованию различных видоб искусства как важных факторов художественно-эстетического развития детей.
Умение осуществлять музыкально-эстетическое воспитание ребенка - необходимое качество современного педагога-дошкольника.Уже в первые годы становления системы дошкольного воспитания в нашей стране Н.Н.Доломанова, М.А.Румер, В.Н.Шанкая,Л.К.Шлегер и др.указывали на необходимость формирования у воспитателей умения руководить музыкальной деятельностью детей,отмечая ее своеобразие и сложность.
" Длительный период в сфере дошкольного образования музыкально-педагогическая подготовка осуществлялась по программам и методическим рекомендациям,разработанным Н.А.Метловым и Н.А.Ветлу-гиной.
В рамках изучения отдельных сторон подготовки воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей следует назвать исследования И.Л.Дзерданской - пути совершенствования организации музыкально-педагогического процесса в группах детей младшего дошкольного возраста,Э.П.Костиной - подготовка воспитателя к музыкальному развитию детей средствами музыкально-дидактической игры, Л.Н.Комиссаровой - использование наглядных средств в приобщении детей к музыке. Вопросы работы воспитателя по формировании у детей навыков восприятия музыкальных произведений изложены в исследованиях О.П.Радынозой, Е.А.Дуброрск? уточняются функции
воспитателя на музыкальных занятиях во всех возрастных группах.
Таким образом, в ходе различных исследований определяются содержательная и функциональная стороны деятельности воспитателя по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Но вопрос подготовки воспитателя как субъекта музыкальной культуры социокультурной сферы дошкольного образования еще не стал предметом изучения.
Обучение в среднем специальном педагогическом училище является начальным этапом профессионального становления специалиста дошкольного профиля. Уровень подготовки в этот период во многом определяет успешность музыкально-эстетического воспитания детей в будущей педагогической деятельности. Объектом нашего исследования выступил процесс музыкально-педагогической подготовки учащкхся по курсу "Методика музыкального воспитания а детском саду" в дошкольном педагогическом училище.
Предметом исследования явился процесс формирования готовности будущих воспитателей к музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Гипотеза исследования заключалась в следующем; формирование готовности учащихся педагогических училищ к осуществлению музыкально-педагогической деятельности возможно,вела:
- процесс обучения будет осуществляться на основе модели
готовности воспитателя к данному виду деятельности;
' - б учебном процессе' будет моделироваться профессиональная деятельность по музыкально-эстетическому воспитанию детей (знаково-контекстное обучение),
Зто требовало решения определенного круга задач, нами были выделены следующие:
« уточнить содержание профессиональной готовности воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей;
- экспериментально обосновать педагогические условия форми
рования названной стороны готовности будущих воспитателей;
~ разработать экспериментальную программу по курсу "Методика музыкального воспитания в детском саду".
Методологической основой исследования является философское учение о человеке как выстой ценности общества я самоцели общественного развития,о творческой деятельностной сущности личности,закономерностях еэ формирования и развития,ведущей роли деятельности я общения в ее становлении.
В исследовании использовался комплекс взаимосвязанных и
г-3 =.
^заимодопояЕйЁших методов: теорвягееского анализа научной литературы и учебно-методической документации и экспериментальные, (диагностические, обсервационные, прогностические).
В исследовании условно можно вяделить три этапа.
Первый этап (1988-989г.г.) бая связан с изучением теоретической литературы и педагогической практики музыкально-эстетического воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также с изучением процесса подготовки будущих воспитателей к музыкально-педагогической деятельности в педагогический училищах с последующим выделением проблем и поиском путей совершенствования этого процесса.
Второй этап (І989-І99ІГ.Г.) включал разработку модели готовности воспитателя к музыкально-педагогической деятельности и проведение формирующего эксперимента, обработку полученных результатов, на основе которых разрабатнвались методические рекомендации по совершенствованию яеяагсгического процесса подготовки воспитателей к музыкальяо-эстетичесвоаду воспитанию детей.
Третий этап (І99І-І992Г.Г.) - внедрение результатов исследования в практику дошкольных педагогических училищ.
Научная новизна и,теоретическое значение исследования заключается в уточнении содержания готовности воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей и определении педагогических условий, позволяющих интенсифицировать подготовку учащихся дошкольных педагогичесійх училищ к этому виду педагогической деятельности на основе сближения учебной и профессиональной деятельности, при моделировании последней в учебном процессе.
При разработке модели готовности мы опирались на исследования до определении общей структуры педагогической деятельности (В.А. Сяастенин^Н.В.Йузъмина, А.И.Щербаков и др.), а такие, посвященных музыкально-педагогическому образованию будущих учителей.
Выделение в структуре готовности оркентадионно-ценностноі: сферы, как основополагающего фактора деятельности воспитателя по, музыкально-эстетическому воспитанию детей, позволило определить компоненты, входящие в нее. На основе работ Е.С. Акопджаняна, И.А.Дгздарьяяа, А.В.Маргулиса, Э.С.Маркарьяна, Д.Н.Приходько,Е.И. Степанова, І.С.Снсоевой и др. были выделены доминантные компоненты данной сферы личности.
При определении готовности воспитателя на содержательно-процессуальном уровне,нами обобщены работы М.ЗиКавардаковсй.О.В.Дра-гуновой,И.Ю.Еро$еевоа,Л.В.Поздняк,К.Е.Праховой, Л.Г. Семуииной,
- 4 -В.Й.Ядэшко и др.
Уточняя специальный (музыкальный) компонент в профессиональной подготовке восгитателя,ш использовали работы Н.А.Веглуриной, Н.Н.Доломановой .Н.А.Метлова «А.В.Кенеман ,М .И .І^м8р ,В.Н .Шацкой, Л.К.Шлегер и др.
При этом модель готовности воспитателя к музыкально-эстетическому воспитанию детей рассматривалась как комплекс личностио-профессиональных качеств специалиста,системно-функциональная связь между которыми образует определенную целостность. В нее вошли на личностно-мотивационном уровне: музыкальная культура воспитателя,включающая потребность в музыкальном искусстве,эстетические вкус и эмоции,потребность в музыкально-педагогической деятельности и эстетическое отношение к ней.
На содержательно-процессуальном уровне включены знания.уме-ния и навыки,обеспечивающие успешность выполнения воспитателем эстетического воспитания детей средствами музыви.
Специальному исследованию были подвергнуты особенности процесса обучения по курсу "Методика музыкального воспитания в детском саду" и было предпринято опытно-экспериментальное доказательство условий его совершенствования.
3 работе показано,что формирование профессиональной готовности воспитателя невозможно при изменении отдельных компонентов традиционной системы подготовки в педагогическом училищз,а требуется реорганизация системы на основе современных концепций обучения. Нами был опробован знаково-контекстный подход.разрабо-танный А.А..Вербицкии,Н.В.Борисовой и др. .фшная концепция обучения позволяет воспроизводить предметную и социальную сторону будущей профессии,что создает условия формирования готовности специалиста в единстве его личностной и профессиональной сторон.
Практическая значимость работы заключается в разработке экспериментальной программы обучения учаикхся по курсу "Методика музыкального воспитания в детской саду" для дошкольных педагогических училищ,предполагающую формирование готовности обучаемых к музыкально-эстетическому воспитанию детей на основе разработанной модели в рамках знаково-контекстной технологии обучения.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается использованием методик,адекватных предмету и задачам исследования,сочетанием качественных и количественных показателей при изучении предмета,глубоким их анализом.
Алпробация к внедрение результатов исследования. Исследование
.- 5 -
проводилось на базе Ставропольского педагогического комплекса.
Материалы исследования обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях Ставропольского государственного педагогического' института (1988-1992г.г.),на научных конференциях в Московском педагогическом государственном университете им.В.И.Лени-на (1989,1992г.г.),на региональном совещании преподавателей методики музыкального воспитания в педагогических училищах в г. Туапсе (1990г.),на советании преподавателей музыки в педагогических училищах в г.Ставрополе (1992г.).
Положения,выносимые на защиту:
структура и содержание модели готовности воспитателя к музыкально-эстетическому воспитании детей;
условия формирования готовности воспитателя к музыкально-педагогической деятельности при энаково-контекстном подходе к обучению в педагогическом училище.
Диссертация состоит из введения,двух глав,выводов,списка литературы и приложения.