Введение к работе
Актуальность темы. Одним из периодов развитім педагогики Казахстана является творчество просветителей-демократов второй полошиш XIX века.Немало исследований посвящено педагогическому наследию Кбрая Алтннсаркна, Абая Кунанбаева , Еамбыла 2абаеза. Но в изучении общественной мысли казахского народа существоезло белое пятно.Историческая цепь изучения педагогической мысли Казахстана оказалась насильственно прорванной,а іменно,было предано забвению развитие психолого-педагогической мисли на рубег» ХІХ-ХХ вв.
Благотворное влияние государственных и общественных перемен на изучение истории казахстанской педагогики отразилось в появлении ряда исследований,благо даря которым вовлечены в научнз-педа-гогическуп орбиту идеи незаслуженно репрессированных мыслителей Ахмета Байтурсынова, Маржакыпа Дулатова, Кагкана Жумабаева, Нусип-бека Аймаутова и многих других личностей.
Первым в этом ряду стоит Шакерим Кудайберды-улы (І853-І93І гг.), всесторонне одаренный человек,как говорят казахи,"сег!з кырлы.б/р сырлы". Он был поэтом и прозаиком,переводчиком и критиком,философом и историком,музыкантом и композитором.Один из образованнейших людей Туркестана,акын-ученый значат для казахов то аз,что и Данте для итальянцев,Герцен для русских,олицетворяя собой связь меаду старым и новым .Творческая деятельность мыслителя Шакерима.по нашему твердому убеадеккю,- это "духовный мост",соединяющий зек XIX с веком XX.
Мы считаем,что место Кудайберды-улы в развитии общественной мысли велико а потому имя его непременно долкно быть в перечне
основателей философской,исторической,психолого-педагогической школ степного края.
Актуальность нашего исследования в том,что:
- око служит восстановлению недостающего звена в исторической це- _
пи развития и изучения педагогической мысли кочевников;
- проникновение в мир Шакерима обогатит души читателей,юных'и
взрослых,духовно-нравственными ценностями,возвысит их потребнос
ти у. поступки;
- творческое использование литературно-педагогического наследия
Кудайберды-улы педагогами,практиками и теоретиками,родителями,
наставниками будет способствовать реанимации духовности в семье,
В ПКОЛЄ,В 06ЩЗСТЕЄ.
Без изучения творчества Шзкерима,без становления и развития шакеримоведения невозможно полнокровное изучение истории,литера-туры,философаи,культуры Казахстана.Таким образом, налицо объективно существующее противоречие между возросшими требованиями к изучению педагогической мысли казахокого общества и уровнем исследс-Еанноста кросветительско-педагогяческях идей в Казахстане на стыке двух последних веков.
Поэтому проблемой наиего исследования является характеристика и историко-педагогический анализ творческого наследия казахского акына Шакерима Кудайберды-улы, выделение своеобразия его мыс- . лей по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений,по экологическому просвещению населения,по психологии наставничества .Разработка данной проблемы,надеемся,углубит степень изученности педагогической мысли казахского народа.Актуальность исследуемой проблемы,полная ее неразработанность в историко-педа-гогической литературе в составили основание для формулировки темы исследования "Педагогические воззрения Шакерима Кудайберды-улы".
В период официального умалчивания имени акына вышла в сзэт работа К-Бейсембиева,где,согласно велению времен?., содержалась тенденциозная оценка мировоззрения и деятельности Шакерим а,представленного религиозным фанатиком и учеккм-богословом.
Реабилитация имени Кудайберды-улы а апреле 1933 г. положила начало объективному освецекив биографии,творчества поэта-гумакпс-та. Статьи и исследования по шакеркмоведеиив представляют собой общее знакомство с жизнью и деятельностью мыслителя (К.Мухаметка-нов.,Ш.Сатиаеза), анализ литературно-худохзственкых особенностей его произведений {М.Магауин,Б.Абдигазиев), философских основ его мировоззрения (М.5урабазв,А.Анребаев,М.Мырзахиетов).
Однако,не появилось езэ ни одной монографии,посзященной твор- ' честву одного из столпов казанской просветительско-педагогической мысли.Пикерановедение у истоков своего становления. Таким образом, педагогические взгляды Шакерима - неосвоенная целика.
Цчзль исследования - раскрытие сути психолого-педагогичвских мислей степного мудреца .Іііакерима,определение их значения для практики современной аколы и развития педагогической науки республики.
Обьскт исследования - литературно-педагогическое наследие казахского поэта-ученого Кудайберды-улы.
Предмет исследования - идеи гуманиста Шакеркма о воспитании, развитии и обучении казахского,юношества.
Проблема,цель,объект и предмет исследования определила следу-кдае задачи: ,
-
Рассмотреть генезис идей Кудайберды-улы о воспитании и обу-іении подрастающих поколений,виявить национальные и общечеловечес-ше истоки его педагогических июлей и гуманистического мировоз-ірения. ' .
-
Показать смыслом и стержень жизнедеятельности акыка - его
- б -
просветительское подв:«.жкичество.
3. Определить основній положения педагогического наследия поэта-просветителя,выявить духовно-нравственную основу его педагогических наставлений.
4.Обосновать необходимость использования произведений Шакери-ка в учебно-воспитательном процессе учебных заведений,в практике секеііного воспитания.
Для решеїшя поставленных задан' хы использовали совокупность методов исследования - изучение и теоретический анализ произведений Кудайберды-улы,отзывов ка его труды авторов прошлого и современное ти,философской,педагогической литературы и периодики ЛХ-ХХ кв.; обобщение и систематизация наставлений и наблюдений мыслителя,сопоставление его взглядов с идеями,представлениями классиков мировой педагогики и с современными педагогическими знаниями.
Теоретико-методологическая основа исследования - фундаментальные положения диалектико-материалистической философий,труды классиков мировой педагогики,современная психологическая литература, методологический опыт историков казахстанской педагогики профессоров Т.Т.Тажибаева.К.Б.Еарикбаева в исследовании персоналиев.
Ведущая идея исследования - анализ и обобщение педагогического наследия казахского акына-просветителя Шакерима,творческое использование его педагогических идей является одним из источников развития педагогической науки и практики.
Решение поставленных задач осуществлялось с 1989 г. по 1993 г. I этап (1989-1990) - поисково-теоретический: утверадение темы.сбор материалов о деятельности и произведениях Шакерима,первичное знакомство с содержанием литературно-научного наследия акына,из учение
арабской графики, рабо та с архивной и рукописными мате риалами, об-
работка собранных сведений. П этап (I99I-I993 гг.) - заключитель- " но-обобщаюпиЯ: углубление изучения а анализа-педагогических мыслей Кудайберды-улы,составление текста диссертации,соверпэнствэвание стиля и содержания исследования,выпуск публикаций по исследуемой теме.
Источниковедческая база исследования - научно-литературное „ наследие поэта-философа по вопросам воспитания и обучения казахского юношества; публикации казахстанских авторов,где освещается различны» аспекты деятельности и творчества Шакерима,исторкко-пе-дагогическая литература; литература по развитию общественной мысли ]&захстака; общепедагогическая литература.диссертации историко-пе-дагогического характера (персоналии),по теоретическим проблемам воспитания; рукопись-воспоминания Ахата Кудайбердызва об отце.
На ззеіиту выносятся;
положение о просветительском подвшеначестве Шакерима как основной цели его жизни и творчества;
иоторико-шдагогическая характеристика творческого наследия мыслителя: отличие шкеримозского подхода к педагогическим вопросам -обрацение к нравствр.нным заповедям в процессе воспитания;мксли Ку-дайборды-улы об экологическом просвещении как одно из начал казахстанских исследований по экологии человека; советы Шакерима по пе-. дагргаческой психологии.
Научная новизна - в данной работа предпринята попытка рас дао-треть и обобщить в педагогическом плане мисли и воззрения Шакерима; определены место,роль а специфика педагогического наследия Ку-дайберды-улы,показана преемственность его идей с предыдущим и >иос-ледующим развитием психолого-педагогическо2 мысли степного края; введонц в научнш оборот архивные материалы и оригинальные термины
Шакерина по педагогике и психологии.
Практическая значимость исследования. Изучение творчества Еакерима является составной частью развитая как шакеримоведения, так и казахстанской педагогической науки.Результаты данного исследования могут быть использованы учащимися и студентами при изучении научно-литературного наследия акына-просветителя Ш.Кудайбер-ды-улы,при подготовке ими рефератов,курсовых и дипломных работ; педагогами при чтении курса лекций по истории педагогики,по истории Казахстана,по казахской литературе,по философии и психологии, при составлении учебных и методических пособий.
Достоверность результатов исследования обеспечена использованием методологических полонений при определении исходных теоретических позиций; использованием системы методов,адекватной задачам и логике исследования.
Апробация и внедрение рязультатов исследования; -теоретические
полохання,результаты и выводы исследования обсувдались на заседа
нии кафедры педагогики и екегодных научно-методических конферен
циях профессорско-преподавательского состава Казахского Государст
венного Национального университета имени аль-Фараби (1990-1992 гг.),
на заседании секции "История педагогики" кафедры педагогики Алма-
тинскбго Государственного университета имени Абая (1993 г.), на
республиканских научно-практических конференциях (1990^1992 гг.),
нашли практическое применение в ходе проведения лекциотых и семи
нарских занятий по педагогике в КазІНУ (1993 г.),в школах Чарда-
ранского района Юкно-Казахстанской области. ' ,р;
Структура диссертации; работа состоит из введения,двух глав, заключения,библиографии.