Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций Салимов Хабибулло

Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
<
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салимов Хабибулло . Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Салимов Хабибулло ;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2016.- 253 с.

Содержание к диссертации

Введение

Основные формы воспитания патри-отизма учащихся общеобразовательных школ 16

1.1. Понятие патриотизма в педагогической литературе 16

1.2. Педагогический потенциал национальных таджикских игр и традиций как средства воспитания основ патриотизма . 35

1.3. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных школ 49

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА 2. Практика воспитания патриотизма учащихся общеобразовательных школ сред-ствами национальных таджикских игр и традиций

2.1. Воспитания основ патриотизма у учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр 75

2.2. Воспитание патриотических чувств - основа формиро-вания личности школьников 111

2.3. Опытно - экспериментальная работа по уровням показа-телей патриотической воспитанности учащихся общеобразо вательных школ 149

Выводы по второй главе 172

Заключение 177

Список используемой литературы

Введение к работе

Актуальность темы. Произошедшие изменения в последние годы в Таджикистане привели к стремительному пробуждению национального самосознания и развитию патриотизма у народов, проживающих в республике. Сегодня у таджикского народа актуализируется стремление к духовным истокам культуры, национальным традициям, языку, возрастает потребность к этнокультурным ценностям других народов.

Сегодня формирование патриотизма у таджикских школьников
начинается с уважения государственной власти, национальных интересов
государства, военной службе, которое нашло отражение в

«Национальной концепции образования Республики Таджикистан», где
говорится «… поддерживать связь образования Республики Таджикистан
с традициями таджикского народа, других народов, проживающих в
республике, с общечеловеческими ценностями и единым

информационным пространством».

В «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан» также отмечается, что данный аспект воспитания гражданина РТ считается важнейшей частью воспитания и имеет тесную связь с понятиями страна, отчизна, держава, Родина, углубляя в сердце чувство патриотизма. Как отмечает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, «… только действительно любящий свою Родину человек может по - настоящему обеспечить ее безопасность и процветание».

Одним из основных средств воспитания патриотизма учащихся в школах Таджикистана являются национальные подвижные игры как одна из вековых народных традиций.

При этом патриотическое воспитание как один из элементов
нравственного воспитания способствует при помощи игровых ситуаций
формированию индивидуальной личности, укреплению здоровья,

физическому и умственному развитию, физической подготовленности, формированию чувств патриотизма и интернационализма.

В настоящее время у нас в республике, как и во многих странах
мира, отмечаются факты утраты оптимизма к жизни, патриотическим
чувствам, образованию, воспитанию, семье и др. Предлагаемые

педагогами, учителями - новаторами, учеными, общественными

деятелями новые методы, формы и средства воспитания не

соответствуют сегодняшним потребностям и интересам подрастающего поколения.

Однако в наши дни воспитание патриотизма, носящее всегда
конкретно-исторический характер, осложняется многими

обстоятельствами: с одной стороны - молодежь, стала негативно

относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой - обманчивыми лозунгами различного рода экстремистов и националистов, ваххабитов, салафитов и др.

Патриотизм - неотъемлемая часть общенациональной идеи народа и
она должна стать основой сплочения таджикской нации и возрождения
духовно-нравственных устоев, которые испокон веков присущи

таджикскому народу. И конечно, ведущую роль в разрешении возникших противоречий принадлежит системе образования и воспитания, которые призваны формировать у детей, подростков, молодежи устойчивые моральные ценности.

Степень научной разработанности проблемы .

Большое внимание уделяли вопросам патриотизма и

патриотического воспитания: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.В. Ипполитова, П.М. Рогачев и др. Они считали, что природа, семья, общество, народ, религия, а особенно язык и история с раннего детства воздействуют на ребенка, прививая патриотические чувства, любовь и уважение к истории и национальной культуре.

Анализ методических рекомендаций, последних исследований и
педагогических наблюдений показывает о интересе к проблеме

патриотического воспитания и необходимости укрепления ее как

общечеловеческой нравственной ценности. Так Т.А. Ильина, И.Ф.
Харламов, Н.Е. Щуркова и др. рассматривают педагогический подход к
патриотическому воспитанию как многоуровневое непрерывное

образование, включающее нравственное воспитание индивидуальной и
творческой личности. Д.Г. Ряхов, Л.Д. Столяреко, И.П. Финский и др.
патриотическое воспитание рассматривают как единый всеобъемлющий
комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств

индивидуальной личности, как системный глобальный компонент

духовно-нравственной личности; интегральное комплексное качество.

Значительный вклад в осмысление патриотической проблематики внесли российские ученые B.C. Соловьев, Л.П. Стариков, И.А. Ильин, Г.П. Федотов. Традиции аксиологического исследования патриотизма заложены в начале XX века российскими исследователями Р.Я. Мирским, В.Ф. Фроловым, С.В. Слукиным, рассматривавшими патриотизм как эстетическую или этическую ценность.

На сегодняшний день наши наблюдения, изучение литературных
источников и анализ имеющихся научных исследований по

патриотическому воспитанию нашло отражение в работах Н.В.

Ипполитовой, В.М. Хаустова, В.И. Лутовинова, В.В. Пионтковского и др.

Работы таджикских ученых Б. Гафурова, Б. Диноршоевой, И.
Обидова, М. Осими, А. Каландарова, Н.М. Заробековой, А.С.

Саидмуминова и др. играют большую роль в изучении вопросов
гражданского и патриотического воспитания и формировании

национального самосознания учащихся.

Ценность формирования патриотических убеждений молодого поколения отмечается и в трудах И.В. Наливайченко, Л.В. Гужова, М.М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И.Х. Каримовой, Х.С. Авзалова, Х.А. Джураева и др.

В результате исследования данной проблемы были выявлены

противоречия:

между потребностью общества в людях, преданных своей Родине, и минимальным уровнем воспитания патриотических чувств у учащихся общеобразовательных школ;

между способностью учащихся усваивать значение слова Родина, ее историю и культурные традиции, которые не заложены в школьные программы национальной школы;

между теоретическим осмыслением воспитательного потенци ала национальных подвижных игр и недооценкой возможности их использования в воспитании основ патриотизма у учащихся национальной школы;

между необходимостью воспитания основ патриотизма и не разработанностью методики применения национальных таджикских подвижных игр в патриотическом воспитании учащихся национальной школы.

Многочисленный анализ научной литературы, посвященной

проблеме патриотизма, показывает, что в ней не рассматривается связь
патриотизма с национальными таджикскими играми и народными
традициями. Лишь частично об этом упоминается в работах Н.Н.
Турсунова, Т.М. Суяркулова, Я. Абрамова, Н.И. Торопова, А.К.

Бабаджанова, Т.Х. Мустафакулова, Б.Г. Учаева, Ш.А. Сафарова, Л.А. Губановой.

Выявленные противоречия в ходе исследовательской работы послужили основой для определения темы нашего диссертационного исследования: «Педагогические условия воспитания патриотизма учащихся средствами национальных таджикских подвижных игр и народных традиций».

Цель исследования - обоснование, разработка и

экспериментальная проверка программы воспитания основам

патриотизма учащихся посредством проведения национальных

таджикских подвижных игр как основы национальных традиций в формировании здорового образа жизни.

Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся
общеобразовательных школ на основе национальных таджикских

подвижных игр как одной из ценностей народных традиций.

Предмет исследования - педагогические условия воспитания
основам патриотизма учащихся посредством национальных таджикских
подвижных игр, игровых ситуаций, поединков, состязаний как

познавательного досуга.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении,
что национальные таджикские подвижные игры будут более

эффективным средством воспитания основам патриотизма у учащихся,

если:

произвести отбор национальных таджикских подвижных,
содержание которых соответствует решению задач воспитания основам
патриотизма согласно возрастным особенностям учащихся;

учителя будут руководствоваться специально разработанной
программой воспитания основам патриотизма учащихся посредством
национальных таджикских подвижных игр.

Для достижения цели исследования и проверки положений

гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

  1. Выявить сущность патриотизма, его специфику и возможность формирования его у учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр, игровых ситуаций с акцентом на народные традиции.

  2. Раскрыть потенциал национальных таджикских подвижных игр как одного из важных средств воспитания основам патриотизма учащихся в учебно - воспитательном процессе, режиме дня и игровом домашнем досуге и дополнительном образовании.

  3. Разработать программу воспитания основам патриотизма учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр с учетом народных традиций.

4. Выявить и экспериментально апробировать организационно-
педагогические условия воспитания основ патриотизма учащихся
посредством национальных таджикских подвижных игр основанных на
национальных традициях.

Методологической основой исследования являются: работы по методологии, логике и методике в педагогических науках (С.И. Архангельский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.); принцип единства теории, экспериментов и практики (Ю.К. Бабанский, В.С. Данюшенков и др.); системный и деятельностный подход (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубинштейн и др.); идеи личностно-ориентированного подхода
(Т.В. Машарова, В.А. Ситаров, И.С. Якиманская и др.); идеи народности
в воспитании (Г.Н. Волков, А.Г. Козлова, В.А. Сухомлинский, К.Д.
Ушинский и др.); современные концепции воспитания и социализации
личности (Б.Т.Лихачев, А. В. Мудрик, В.А. Петровский, В. А.
Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.); теории патриотического воспитания и
развития (Н.М. Заробекова, А.С. Саидмуминов, С.А. Козлова, Н.А.
Левина, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, М.Г. Яновская и др.); игровые
ситуации Н.Н. Турсунов, Т.М. Суяркулов, Я. Абрамов, Н.И. Торопов,
А.К. Бабаджанов, Т.Х. Мустафакулов, Б.Г. Учаев, Ш.А. Сафаров, Л.А.
Губанова, М. Махмадрасулов и др; национальные традиции (Б.

Маджидова, А. Нуров, Х. Рахимов).

Проверка данных исходных предположений и решение

поставленных задач обеспечивались применением различных методов
исследования: теоретический анализ литературных источников, научных
работ по проблеме исследования, педагогический эксперимент

(констатирующий, формирующий и контрольный), систематическое
наблюдение в учебно - воспитательном процессе и контроле домашней и
досуговой занятности, анализ игровой деятельности учащихся,

анкетирование, беседа, методы математической и статистической

обработки результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились

учащиеся школ № 81, № 89 г. Душанбе (р-н Сино), В эксперименте
участвуют учащиеся, учителя предметники, классные руководители,
вожатые школьной организации им. Исмоили Сомони, учителя

физкультуры и НВП.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (2011/2013 учебные годы) - изучения философской,
психолого-педагогической и искусствоведческой, исторической

литературы по проблеме исследования с целью определения его
методологии; разработка гипотезы, научного аппарата исследования;
составление программы исследования, методики опытно -

экспериментальной работы.

Второй этап (2013/2014 учебные годы) - разработка программы
исследования, выявление теоретических положений патриотического
воспитания учащихся общеобразовательной школы посредством

национальных таджикских подвижных игр и народных традиций; создание и апробация программы воспитания основам патриотизма учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр; проведение констатирующего и формирующего экспериментов, в процессе которого

апробируется экспериментальная программа и методика воспитания
учащихся основам патриотизма на основе национальных таджикских
подвижных игр, игровых ситуаций, состязаний, поединков,

развлекательно - культурно - массовых и спортивно - телевизионных развлекательных игровых программ

Третий этап (2014/2015 учебные годы) - анализ и обобщение
результатов исследования; внедрение программы патриотического

воспитания в практику общеобразовательных школ; систематизация
полученных результатов, выявление и оформление результатов

исследования в виде компьютерного набора диссертации.

Научная новизна исследования состоит:

- в обосновании специфики формирования основ патриотизма
учащихся в теоретическом, методическом и практическом аспекта;

в раскрытии потенциала национальных таджикских подвижных игр как важного средства воспитания основ патриотизма учащихся, заключающейся в историческом познании и усвоении практического опыта таджикского народа, в котором расширяются представления учащихся о материальной и духовной культуре, нравственных нормах и правилах поведения принятых в обществе и игре; формирование эмоционально-ценностных отношений к родному краю, Отчизне; совершенствование характера и поведения личности по отношению к семье, родной природе, армии, Родине, культурному наследию и традициям таджикского народа;

в выявлении и обосновании национальных игровых комплексов, организационно-педагогических условий в воспитания основам патриотизма учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр: выбора таджикских национальных подвижных игр, содержание которых соответствует решению задач воспитания основам патриотизма учащихся и их индивидуально - личностных особенностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
после проведения экспериментального исследования получены

окончательные выводы и обобщения по исследуемой проблеме которые:

- способствуют уточнению понятий основ патриотизма как
эмоционально-ценностного отношения учащихся к школе, семье,
природе родному краю, культурному наследию, истории и героическим
традициям таджикского народа;

- обогащают теорию воспитания по основам патриотизма учащихся
посредством национальных таджикских подвижных игр как основного
раздела народных традиций;

- составляют теоретическую основу дальнейшего эксперимента в
области формирования патриотических чувств у учащихся средствами
национального компонента, куда входят не только национальные

таджикские подвижные игры и ее производные, но и национальные традиции, которые реализуются согласно различных, образовательных национальных программ.

Практическая значимость исследования заключается в

следующем: разработке программы и методических рекомендаций по воспитанию основ патриотизма учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр, рассчитанных на широкое использование в практике общеобразовательных школ: в учебно - воспитательном процессе и при выполнении домашних заданий и дворовых игр.

Определяются возможности воспитания основ патриотизма

учащихся посредством национальных таджикских подвижных игр.
Разрабатываются и апробируются методики диагностирования уровней
воспитанности основам патриотизма и усвоения учащимися

теоретического и практического цикла национального компонента в игровых и жизненных ситуациях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечены исходными методологическими и теоретическими

положениями; использованием и соблюдением технологии

педагогического исследования; длительным характером изучения

педагогического опыта работы учителей - новаторов; опытно -

организационно - экспериментальной работой в разнообразных

образовательных учреждениях; педагогическим опытом автора

исследования; комплексов методов, адекватных объекту, цели, задачам исследования использованием методов математической статист ики и качественным анализом полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Специфика проведения воспитательной работы по патриотическому воспитанию средствами национальных традиций в числе, которых на первом месте стоят национальные таджикские подвижные игры, выдвигают определенные требования патриотического содержания и педагогического руководства их отбора, подготовки и проведения.

  2. Использование национальных подвижных игр как одну из традиций таджикского народа в системе патриотического воспитания способствует пониманию учащимися патриотических понятий и представлений, развивает интерес к различным видам искусства и при

этом повышает теоретические знания и творческие способности, которые в последствии могут применяться в жизнедеятельности.

3. Педагогический потенциал национальных таджикских

подвижных игр состоит в многофункциональной значимости и

универсальности этого вида деятельности. Он направлен на воссоздание
и усвоение социального опыта таджикского народа, в котором

расширяются представления учащихся, формируются эмоционально -ценностные отношения, а также складывается и совершенствуется характер поведения личности по отношению к малой родине, семье, родной природе, к прогрессивным национальным традициям таджикского народа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется
на школьных педсоветах, научно-практических и научно-методических
конференциях в г. Душанбе, в публикациях автора, в выступлениях на
международных конференциях 2012 - 2015 гг. (г. Душанбе, ТИФК им. С.
Рахимова), на конференциях республиканских, городских масштабов
(2011, 2013, 2014, 2015 гг. г. Душанбе, Чкаловск, Худжанд),

методических объединениях в школах № 56,81,84,89,94, лицее №2, в
отделе образования района Сино, городском институте

усовершенствования и переподготовки педагогических кадров г.

Душанбе.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой

Педагогический потенциал национальных таджикских игр и традиций как средства воспитания основ патриотизма

Анализ источников памятников Саманидов доказывает, что все размышления древних авторов имеют целью возвеличивания Родины, воспитания гражданина - патриота, пробуждения гордости за величие страны, заботы о единстве народов, проживающих в ней.

Третий этап становление идей патриотического воспитания в таджикской истории занимает время освобождения от монгольского нашествия и период таджикского национального Возрождения (XIV-XVIII вв.), который характеризуется формированием и развитием таджикского государства. На этом историческом этапе большое внимание уделяется воспитанию у подрастающего поколения чисто национальных черт: любви к родной земле, уважения к героическим подвигам таджикского народа, готовность к защите своего народа и Отечества.

Следующий этап охватывает XX начало XXI века. Это период национально - политического возрождения Республики Таджикистан и становления таджикской нации. Социально-экономические, политические события первых десятилетий XX века дали толчок новым идеям патриотизма, формирования сознательного гражданина - патриота. Характерными особенностями патриотического воспитания в этот период становятся любовь к Родине, народу, духовному наследию; национальным чувствам, любовь к родному краю, природе, таджикскому языку, культуре, истории, национальным и семейным традициям; служение государству - гаранту свободы, правдивости и справедливости. Проблема патриотического воспитания всегда занимала одно из ведущих мест в отечественной и мировой педагогической и философской мысли. В современной литературе патриотическое воспитание трактуется как воспитание формирующее осознания своей причастности к истории, традициям, культуре своего народа, любви к своей Родине, переживание за судьбу своего народа, его будущее.

Сегодня можно утверждать, что первоначально, в жизни людей на ранних этапах человеческой истории, патриотизм проявлялся стихийно, т.е. у людей он проявился на интуитивном, чем на рациональном уровне. Вначале у людей не было четкого осознания и осмысления патриотизма, но он как явление уже присутствовал в практической жизни человека. Факт утверждения того, что в человеческой юности патриотизм появился как не осознанный элемент, - остается бесспорным [78].

По мере развития человеческих обществ, в ходе исторического периода, происходят определенные изменения в явлении патриотизма, в его понимании и сегодня в теоретическом осмыслении. У патриотизма, как понятия нравственности, имеется возможность к разного вида трактовкам, различиям, вкладывая в это понятие свои смысловые суждения. Большую роль играет духовный фактор, который связан с развитием народного сознания, мировоззрения, установками, традициями, ценностями, уровнем развития религиозных и научных представлений об окружающем мире и др. [78].

Патриотизм во все времена проявлялся и проявляется в поступках и в деятельности человеческого общества. Патриотизм появился из любви к своей «малой родине». Патриотические чувства, прошли через этапы к своей зрелости [95].

Анализ многочисленных трактатов, нравоучений, литературы, исследований по проблемам воспитания и подготовки детей и подростков к новым условиям жизни изучалась учеными -мыслителями с давних времен. В ходе ознакомления снародно -педагогическим наследием: Авицены, А. Джами, А. Рудаки, А. Фирдоуси, Фараби, Саади, Хайяма, Хосрова, Ширази, Бедила, Руми, Дониша и других просветителей - ученых, поэтов, писателей, философов можно сказать, что их тоже волновали проблемы не только умственного воспитания, но и физической стойкости, здоровья, силы духа, патриотизма, духовного порыва, усвоения законов и понимании науки, где отражаются закономерности развития природы и общества [45,12].

На наш взгляд, идеи великих ученых и поэтов средневековья, перекликаются по своей форме с содержанием и идеями народной мудрости Востока, и оказывают большое влияние, на формирование личности при этом их идеи, нравоучения, повествования сохраняют свою актуальность до нынешних времен [91;116].

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить [108].

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях. Объяснить что такое патриотизм, как понимать качества героизма в наши дни, современным школьникам порой непросто [98].

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в учебно - воспитательном процессе общеобразовательных школ

Одним важным нравственным принципом является знакомство учащихся с окружающим его миром. Ежегодно сентябре проводится «День рождения города - Рзи таъсисёбии шар». Для учащихся учителя организуют экскурсии по городу, в исто-рико-краеведческий музей, конкурс рисунков на тему: «Душанбе - моя маленькая Родина - Душанбе шари азизи манн»; проходит конкурс стихов «Мой город - Озмуни шеъро бахшида ба «Шари ман», ученики участвуют в акциях «Сохраним наш город чистым - Хонандагон дар акси ол иштирок мекунанд «Шари зебоямонро ифз мекунем», «Зеленый и чистый Душанбе - Душанбеи зебо ва озода». Во многих школах города и Согдийской области прошла защита проектов на тему «Город будущего - Ояндаи шар» и праздник посвященный «Дню рождения города - Рзи тавлидёбии шар».

Большая взаимосвязанная работа с родителями проводится школой с учетом индивидуальности, физического и умственного развития детей. Школа и семья - мактаб ва оила - являются важнейшими воспитательно - образовательными спецучреждениями, которые призваны допополнять друг друга и взаимодействовать между собой и идти нога в ногу, рука в руку [2]. В каждом учебном году в школах г. Душанбе, Худжанде, Кайраккуме, Кулябе, Гиссаре, Гафурове, Табошаре, Вахдате и в других городах и районах в проводятся, совместные мероприятия с родителями, такие как, праздники «Мама - солнышко мое -Модар офтобаки мани», «Вместе дружная семья - Якчоя бо ои-лаи дуст», «День рождения класса - Рузи таъсисёбии синф», праздник «Бабушки и внуки - Иди «Биби ва наберахо», которые сближают детей с родителями. Семья Ибрагимовых сш №5 г. Худжанда заняла 1-е место в городском конкурсе «Отец года -Соли падар», в городском конкурсе г. Худжанда «А, ну-ка, папа! - Биё падар» в номинации «Самый веселый папа - Падари аз хама чехрахандон» победителем стал Гурезов Махмуд папа Гу-резова Ильхома ученика 4 «А» класса сш.»83 (с/с Исписсор) Бо-боджонгафуровского района. 2 направление: «Военно-патриотическое направление - Ра-вияи уарби ватанпарвари».

В современном понимании патриотизм - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории. Составляющими системы патриотического воспитания является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе [2].

В феврале в школах города Душанбе, Чкаловске, Худжанде, Кайраккуме, районах - Рудаки, Гиссаре, Вахдате, Файзабаде, Регаре традиционно проходят месячники героико - патриотической работы. В ходе месячника учащиеся участвуют в конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава - Инрузхо шараф поймол намегардад», на которые приглашаются ветераны города, про водятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята ежегодно поздравляют жителей микрорайона с Днём пожилого человека (1 октября), дарят открытки и сувениры, сделанные своими руками. В мае в ходе декады посвященной Великой Победе, проводятся традиционные мероприятия: (праздник «Поклонимся Великим тем годам... - Дар назди он солхои бу-зург сари таъзи фуруд меоварем», брейн-ринг «Ратные страницы истории - Сахифахои рангини таърих», проходят уроки мужества на тему «Подвиг не уходит в запас - Галаба ба эхтиёт эхтиёч надорад», в которых активно принимают участие все учащиеся школы. Дети с интересом посещают школьный музей, где проходят уроки рефлексии на такие темы как: «Предметы старины - Фанхои таълимии кухан», «Душанбе - тыловой город - Душанбе шахри пуркувват» и др.

В рамках данного направления проводятся такие плановые мероприятия как: «Мама, папа, я - спортивная семья! - Модар падар ва ман оилаи варзишгар» (см. приложение 3,4,5,6 в диссертации), спортивные соревнования «Весёлые старты Марвхои хурсандиовар», «Зашитник - Сипар», участие классов в Дне Здоровья. В этом году многие школы «участвовали в спортивно-семейном марафоне по программе» «Поддержка семьи -Дастгирии оила».

Во многих школах работает программа « Я - гражданин Таджикистана - Ман шахрванди Точикистон». Она подготовлена учителями для обеспечения систематического подхода к воспитанию школьников на основе Государственного стандарта, Концепции национальной школы, Концепции воспитательной работы и программы по физическому воспитанию.

Данное направление развивает привычки правильного использования природных факторов для оздоравливания организ ма, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья, быта и формирование патриотических чувств и гражданского сознания школьников на основе исторических и культурных ценностей народа [2].

Осуществляя задачи программы «Я - гражданин Таджикистана - Ман шахрванди Точикистан» учителя приобщают учащихся к культуре, готовит к самостоятельной и общественно -значимой деятельности. Важное место в программе учителя отводят воспитательной функции, которая напрямую связанна с формированием ценностного отношения к миру, национальной культуре, осознанием себя и развития своего «Я - Ман» и нахождения своего места среди других личностей [60].

Каждая планируемая программа, план работы ориентирует учителя и учащихся на нравственно - ценностный потенциал, который мы понимаем как национальные общечеловеческие ценности: «семья» (оила), «школа» (мактаб), «Родина» (Ватан), «природа» (табиат), «дружба со сверстниками» (дусти бо хам-солон), «уважение к старшим» - (хурмати калонсолон).

Апрбируемая программа учителями представляет интерес и даёт возможность сформировать и развить первоначальные понятия и представления о Родине, Таджикистане, мужестве и смелости, силе и выносливости, честности и правдивости, уважительности к классному коллективу и домашней ячейке и обществу в целом.

Воспитание патриотических чувств - основа формиро-вания личности школьников

Анализ таблицы 13 на первом этапе по 1 пункту «Патриотические эмоции и чувства» - исси ватанпарвари ва ва-тандсти» показывает, что за проявление эмоций ответили «Да» 39,58% мальчики сш. №81, тогда как мальчики школы №89 ответили «Да» только 30%. Разница составила при этом в ответе «Да» 9,58% (39,58%/30%) в пользу учащихся школы №81. В ответах «Нет» разница составила -9,58% (60,42%/70%). В отрицательных ответах опережают мальчики школы №89.

По второму пункту на 1 этапе «Отношение к объектам патриотического характера - Муносибат ба объектои ху-сусияти ватанпарвари дошта» положительно ответили «Да» 75% мальчиков школы №81, и 72,92% мальчиков школы №89.

Разница при этом составила 2,08% в пользу мальчиков школы №81. Разница в ответах «Нет» находилась на уровне -2,08% (25%/27,08%). В отрицательных ответах по второму пункту опережают мальчики школы №89.

Итого ответов «Да - а» было получено на 1 этапе по двум пунктам «Патриотические эмоции и чувства» - исси ватанпарвари ва ватандсти» и «Отношение к объектам патриотического характера - Муносибат ба объектои хусусияти ватанпарвари дошта» 57,29% в школе №81, в школе №89 только 51,46%. Итоговая разница составила 5,83% в пользу мальчиков обучающихся в школе №81 (57,29%/51,46%). В ответах «Нет» лидируют на -5,83% (42,71%/48,54%) своим незнанием и неполными ответами мальчики из школы №89.

Анализ таблицы 13 на 2 этапе по 1 пункту «Патриотические эмоции и чувства» - исси ватанпарвари ва ватандсти» показывает, что за проявление эмоций ответили «Да» 80% мальчиков сш. №81, тогда как мальчики школы №89 ответили «Да» только 70%. Разница составила при этом в ответе «Да» 10% (80%/70%) в пользу учащихся школы №81. В ответах «Нет» разница составила -10% (20%/30%). В отрицательных ответах опережают мальчики школы №89.

По второму пункту на 2 этапе «Отношение к объектам патриотического характера - Муносибат ба объектои ху-сусияти ватанпарвари дошта» положительно ответили «Да» 95,83% мальчики школы №81, и только 93,75% мальчиков школы №89. Разница при этом составила 2,08% в пользу мальчиков из школы №81. Разница в ответах «Нет» находилась на уровне -2,08% (4,17%/6,25%). В отрицательных ответах по второму пункту опережают мальчики школы №89.

Итого ответов «Да - а» было получено на 2 этапе по двум пунктам «Патриотические эмоции и чувства» - исси ватанпарвари ва ватандсти» и «Отношение к объектам патриотического характера - Муносибат ба объектои хусусияти ватанпарвари дошта» 87,92% в школе №81, в школе №89 только 81,88%. Итоговая разница составила 6,04% в пользу мальчиков обучающихся в школе №81 (87,92%/81,88%). В ответах «Нет» лидируют на -6,04% (12,08%/18,12%) своим незнанием и неполными ответами мальчики из школы №89.

Уровень показателей патриотической воспитанности учащихся отражающих эмоционально - мотивационный компонент на 1 - 2 этапе эксперимента 2012/2013 учебный год (г. Душанбе). 240 учащихся (мальчики 1-9 класс).

Итоговая разница показана в таблице 13. По анализу таблицы 13 мы видим, что по первому пункту «Патриотические эмоции и чувства» - Занеси ватанпарвари ва ватандусти» между школами №81 и №89 показано, что учащиеся сш. №81 опережают учащихся сш. №89 на 21,27%. В ответах «Да» разница между этапами составила -0,15% (9,58%/10%) в пользу школы №81. В ответах «Нет» разница между этапами в школе №89 находилась в пределах -0,15% (-9,58% /-10%). В отрицательных ответах на -19,27% опережают мальчиков из школы №81 мальчики школы №89.

Итоговая разница между этапами по второму пункту «Патриотические эмоции и чувства» - Х,исси ватанпарвари ва ватандусти» в ответах «Да» лидируют мальчики школы №81 на 4,16% (2,08%/2,08%), на 1 и 2 этапе они опережают мальчиков из школы №89 на 4,16%. В ответах «Нет» впереди мальчики из школы №89 на 4,16% (-2,08%/-2,08%) (см. таблицу 13).

Итоговые данные по двум пунктам «Патриотические эмо ции и чувства» - Х,исси ватанпарвари ва ватандусти» и «Отношение к объектам патриотического характера - Муносибат ба объектхои хусусияти ватанпарвари дошта» показывают, что в ответах «Да - Х,а» мальчики из школы №81 опережают на первом этапе на 5,83% (57,29%/51,46%), на 2 этапе на 6,04% (87,92%/81,88%). В ответах «Нет - Нест» опережают мальчики из школы №89 на 1 этапе на -5,83% (42,71%/48,54%), на 2 этапе на -6,04% (12,08%/18,12%). Разница между этапами у мальчиков сш. №81 в ответах «Да» находится на уровне -0,21% (5,83%/6,04%) опережают в ответах «Да - Х а» учащиеся школы №81 на 12,86%. В ответах «Нет - Нест» - лидируют на первом этапе мальчики школы №89 на 5,83% на 2 этапе на -6,04%.

Общая разница у мальчиков школы №89 на 1-2 этапе находилась на уровне 0,21% (-5,83%/-6,04%). В итоге мальчики из сш. №89 опережают в ответах «Нет» на 0,21% мальчиков из сш. №81.

В процессе учебно - воспитательной работы учителя включают учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формируют у них навыки и привычки опыта патриотического поведения.

При формировании патриотического воспитания учителя в своей работе ориентируются на такие направления: Моя семья - единая - Оилаи мо ягона аст. . Моя школа - любимая - Мактаби ман, мух,аббати манн. . Мой край - родной - Ватани мах,буби манн. . Мое Отечество - нерушимое - Иттиходи манн. . Осуществляются эти направления в следующих структурах: 1. учебная деятельность - фаъолияти илми. 2. внеурочная деятельность - корх,ои беруназсинфи. 3. дополнительное образование - маълумоти иловагй. Педагогическая практика показывает, что только во взаи мосвязи семьи, школы, общественных организаций, органов самоуправления можно обеспечить достижение цели в работе по патриотическому воспитанию. «Моя семья - единая - Оилаи мо ягона аст». На данном направлении решаются следующие воспитательные задачи: самоуважения через добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям. любовь к малой родине через мотивацию к истории семьи и ее традициям. через представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами и др.

В классе проводятся праздники день бабушек, день отцов, день мам, спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья - Модар падар ва ман - оилаи варзишгар», выходы на природу с родителями.

Великий праздник День Победы. Работа начинается с проведения уроков «День Победы - Рузи галаба», посещение музеев и др. Учащиеся устанавливают выставку о военных годах и получает высокую оценку за богатую и интересную, творческую работу.

Опытно - экспериментальная работа по уровням показа-телей патриотической воспитанности учащихся общеобразо вательных школ

Настоящим патриотом можно считать человека, который систематически укрепляет своё физическое и нравственное здоровье. Патриот это воспитанный человек, тот, который имеет полноценную семью, растет и воспитывается на лучших традициях своих предков, формирует здоровый образ жизни и соблюдает культуру поведения и работает на благо своей любимой Родины.

Семья для детей это - ценность. Общаясь в кругу семьи и познавая свои семейные истории, родители приближали ребенка к героическому прошлому страны, истории родного города и края, гордились трудовыми успехами своей семьи, знакомили с именами людей, которые прославили город. Родители формируют чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Сегодня мы можем утверждать, что первоначально, в жизни людей на ранних этапах человеческой истории, патриотизм проявляется стихийно. Он более укоренен еще в подсознании человека. Возможно, что в тот ранний исторический период патриотизм у людей проявлялся скорей на интуитивном, чем на рациональном уровне.

Пусть еще нет четких теоретических формулировок понятия патриотизма, отсутствует стройная идея или система патриотического воспитания, но патриотизм как явление проявляется в отдельных элементах практической деятельности человека, направленной на формирование в сознании людей уважительного отношения к земле, на которой они живут, любви к Родине, почитанию умерших предков и так далее. Анализ проведенных исследований, а также изучение многочисленной литературы позволяет нам утверждать, что патриотизм - это из покон веков являлось и сейчас является социальным явлением, которое своими корнями затрагивает историю, культуру, политику и экономику страны в которой мы проживаем. Отсюда мы можем патриотизм рассматривать как духовную общечеловеческую и национально-культурную ценность.

Сейчас, в условиях унитарного и демократического государство Таджикистана и вхождение его в мировое сообщество, прежде чем заниматься какими либо формами следует нам восстановить общечеловеческие ценности - патриотизм, толерантность друг к другу.

Патриотизм - эта одна из главных составляющих национального самосознания народа, которая выражается в любви, гордости и преданности своему Отечеству, истории, культуре, традициям и быту. Патриотизм это осознание своего нравственного долга перед Родиной, готовности к защите ее интересов, проявлении толерантности, великодушия в отношении других наций и народностей.

Таджикский патриотизм - это солидарность со своей страной и народом в горести и радости, сегодня, завтра и послезавтра, это стройка Рогунской и Сангдудинской ГЭС, это наша земля, моря, рощи, сады, реки и горы, родные и близкие, люди, который проживает в Таджикистане.

Нам всем знакомы слова «Род - авм», «Родина - Ватан», «Родители - Волидайн», «Родня - Наздикон», «Родственники -Хешу таборон», «народ - хал» и если человек любит по настоящему своих родителей, родственников, свой род, народ, тогда он и любит свою малую и большую Родину, без которой он жить не может и именно это звено нам потерять нельзя.

Героический эпос Фирдоуси «Шахнаме» также стал примером для наших учащихся в воспитании патриотизма. В содержание эпоса входит: любовь к родине, родному краю, свободе и другим миролюбивым качествам.

Президент Республики Таджикистана на встрече с молодежью сказал так: «Характер человека - это его судьба». От ха рактера, очень много зависит. Детям надо дать образование на уровне достижений века. И вместе с тем надо помочь им постичь нравственные ценности Запада и Востока: уважение к людям, ответственность за семью, любовь к ближнему, терпимость, сострадание. Эти качества нужны и личности, и обществу. Они помогают становлению настоящего гражданина - патриота своей Родины.

Наличие нравственных качеств у учащихся, как и у подрастающего поколения должно формировать убежденность в необходимости подготовки к защите Отечества в современных условиях, выработки у них основных навыков, помогающих выполнению обязанностей в рядах Вооруженных сил Национальной армии Таджикистана (бег, кросс, прыжки, метания, игры с различными ситуативными моментами).

Проведение подвижных и элементов спортивных игр, состязаний, поединков, эстафет, слетов, смотров строя и песни, игровых национальных программ «Офарин! - Молодцы!», «Марвои хурсандиовар - Веселые старты», «Саёат ба малака-ти Спортландия - Путешествие в страну Спортландию», «Модар падар ва манн оилаи солим бо варзиш - Мама, папа и я - спортивная и здоровая семья!» в 1-8 классах сможет привлечь большое количество учащихся и их родителей к участию в данных видах программы.

В таблице 7 раскрыты «Уровень показателей патриотической воспитанности школьников, отражающих поведенческий компонент в начале и конце эксперимента 2012/2013 учебный год (1 и 2 этап). 144 учащихся (девочки 1-9 классов)».

Итого на 1 этапе было получено ответов по всем трем пунктам (1. Умеешь ли ты играть, владеть правилами игры?;2. Проявляются ли у тебя стремления к игре?; 3. Во время игры твое поведение улучшается и ты хочешь играть еще лучше?) от школы №81 «Да-а» 79,63, «Нет-Нест» 20,37%. Учащиеся шко