Введение к работе
Актуальность исследования современного социального развития общества предъявляет к образовательным системам требование сформировать творческую личность, способную легко адаптироваться в сложной рыночной обстановке современной России.
В психолого-педагогических исследованиях (Л.А.Венгер, А.В.Запо-рожец, Н.Н.Поддъяков., ЛХ.Выготский, В.И.Логинов, Р.Т.Казакова, М.А.Лебедева и др.) убедительно доказана необходимость раннего начала творческого развития ребенка. Поэтому многие педагоги обращают внимание на младший школьный возраст, как наиболее сенситивный (Л.В.Артемова, С.И.Бакутина, А.Л.Гайжутис, О.А.Горбань, Н.Т.Гриня-виченс, Е.А Диченская, А.П.Ермолаев, Р.И.Жуковоская, Э.В.Ильенков, М.В.Кокосова, Н.С.Кортенская, Л.В.Макаренко, Н.Я.Михайленко, Л.Е.Одерий, Г.Н.Пантелеев, Е.П.Тарасов, Е.А.Флерина, О.В.Цаммени, Н.И.Щедрина и др.).
Развитие способностей, как общих, так и специальных, процесс взаимосвязанный. Существует целый ряд работ, в которых доказывается, что развитие специальных способностей индивида прямо пропорционально развитию общих способностей человека, так как приемы творческой деятельности, в принципе, одинаковы (Н.А. Ветлугина, О.М.Дьяченко, Э.Я.Степанков). Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются психологические резервы личности. Деятельность же только тогда может быть успешной, если она основана на интересе к любимому делу. Для ребенка важна та атмосфера, в которой протекает его деятельность, его жизнь. При этом необходимо учитывать, что формирование творческой личности не может протекать изолированно, вне контекста социальных, культурных, духовных проблем, которыми пронизана наша российская действительность.
В последнее время в педагогике увереннее набирает силу принцип культуросообразности. Он заключается в следующем: чем обучение и воспитание будет активнее интегрировано в контекст культуры, а воспитанник будет не пассивным потребителем ее результатов, а активно овладевать и творчески развивать лучшие ее образцы, тем вероятнее получить всесторонне развитую личность, готовую к решению жизненно важных для нее творческих задач и проблем.
Мы согласны с мнением Н.М.Швецова в том, что «главная цель национально-регионального воспитания - приобретение молодым поколением позитивного социального опыта:
C.flmrt»r km і
« OS m7,a/0j t
" in»»
- унаследование духовных ценностей всех этносов, проживающих в
Республике Марий Эл;
- достижение высокой культуры межнациональных отношений,
формирование у детей, независимо от национальной принадлежности,
черт гражданина РФ».
Культурологический подход является центральной идеей в этнопе-дагогике (В.А.Акцорин, К.Ш.Ахтияров, Г.Н.Волков, Р.А Назимова, Е.Б.Овсиенко и др.) и ориентирует педагогов на то, что национальная культура стала базовой основой воспитания творчески развивающейся личности.
Современные образовательные системы в соответствии с государственными стандартами включают содержание «национально-региональный компонент», где находят воплощение конкретные проблемы местного характера, в том числе проблемы национальной ментальносте и межнациональных отношений. Наиболее глубокие разработки в этом направлении принадлежат как отдельным авторам, так и целым вузам. Например, Московскому институту развития образовательных систем (МИРОС). Здесь созданы программы и учебники по «Московедению», а также программа для начальной общеобразовательной школы «Музыка», где отражены компоненты культуры регионального (московского), национального (русского) и межнационального (музыка других народов России и мира) значения (Критская Е.Д.. Сергеев ГЛ., Шматина Т.С.).
Итак, с одной стороны, современное общество в условиях НТР нуждается в творческой личности, способной к самореализации в современном обществе, а с другой - в системе современной подготовки учащихся, начиная от детского сада до ВУЗа, этому не уделяется достаточного внимания. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью формирования у подрастающего поколения музыкально-творческих способностей и недостатком сил и средств в стране и регионах для решения названной задачи.
С учетом вышеназванного противоречия мы выбираем тему исследования, проблема которой сформирована педагогическими условиями эффективного формирования музыкального творчества учащихся. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования являются психолого-педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей.
Предметом исследования, в свою очередь, является формирование музыкально-творческих способностей детей средствами марийской народной музыки. Выявления факторов, закономерностей специфических
» г . ч 4 <
особенностей основных этапов преодоления указанного противоречия в развитии музыкального творчества учащихся.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой активизация музыкально-творческого развития детей в процессе введения их в мир культуры народа Марий Эл возможна при следующих условиях:
поэтапном формировании у детей начальных знаний о культуре народа мари;
взаимосвязи марийской народной музыки и продуктивного детского творчества;
предоставлении детям возможности использовать полученные знания в различных видах музыкально-творческой деятельности;
исследовании разнообразных форм и методов ознакомления с музыкальной культурой марийского народа, развития художественно-творческих способностей детей.
Проблема и объект исследования определили его задачи:
-
Изучить исторические аспекты проблемы развития творческих способностей в философской, психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературе.
-
Проанализировать сущность и специфику регионального компонента музыкального образования и воспитания детей в Республике Марий Эл.
-
Разработать диагностику развития творческих способностей учащихся средствами марийского национального искусства на музыкальных занятиях.
4 Обосновать и экспериментально проверить методику развития творческих способностей детей на материале марийской народной музыки.
Общая методология исследования базируется на принципах исторического и логического развития теории творчества: научности и объективности; положения о взаимообусловленности социальных, педагогических и культурологических факторов в развитии творческих музыкальных способностей, взаимосвязи субъективного и объективного, а также системный подход к исследованию развития музыкально-творческих способностей детей средствами марийской народной музыки.
Теоретической основой исследования выступают труды:
- по проблемам философии, педагогики и истории образования (С.Ф.Анисимов, Е.С.Громов, А.В.Гулыга, В.Е.Давидович, Н.С.Злобин, А.С.Каргин, М.С.Кветной, Н.В.Кгаокина, Н.Н.Михайлов, И.С.Нарский, В.С.Нарсесянц, В.П.Николко);
психолого-педагогическая теория общих творческих способностей (Б.Г.Ананьев, В.И.Андреев, Б.В.Асафьев, Л.А.Баренбойм, В.С.Библер, Л.А.Венгр, И.И.Запорожец, А.НЛеонтьев, А.Н.Лук, Е.В.Незайкинский, А.Я.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, К.В.Тарасова);
концепция музыкально-творческих способностей детей (Р.Т.Акбарова, С.В.Анишев, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Г.А.Ильина, Э.Б.Костина, К.В.Тарасова, М.А.Трубникова, А.И.Ходькова);
региональной образовательной политики (П.А.Апакаев, З.Г.Ниг-матов, В.А.Сокольникова, Л.И.Новикова, В.А.Сластснин, З.И.Равкин, Я.И.Ханбикова, И.А.Чуриков, Г.Н.Швецова, Н.М.Швецов);
идея культуры влияния марийского народа на развитие творческих способностей ребенка (В.А.Акцорин, Г.А.Архипов, И.А.Богданов, Н.И.Бояркин, В.М.Васильев, Н.Н.Васин, О.Герасимов, О.И.Егорова, И.А.Четкарева, А.Ф.Ярыгин).
Организация и методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовал теоретические и эмпирические методы. В рамках этой деятельности дан:
анализ философской, психолого-педагогической, культурологической литературы;
анализ проблемы музыкального творчества детей;
- анализ выполненных детьми диагностических заданий.
Этапы исследования.
Исследование осуществлялось в три этапа.
1-й этап (2001 - 2002) - поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат.
2-й этап (2002 - 2003) - опытно-экспериментальный. На этом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня сформированиости у учащихся музыкального творчества и их готовности к его формированию. Продолжался анализ литературы по исследуемой теме. На основе результатов, полученных в процессе проведения констатирующего эксперимента и теоретического анализа философской, психолого-педагогической и культурологической литературы были уточнены и обогащены методы и методика формирования музыкального творчества у учащихся, а также повышение их музыкальной культуры В данный период был проведен формирующий эксперимент, в ходе которого научно обосновалась и апробировалась система совер-
шенствования музыкальной культуры и музыкального творчества детей, уточнялись педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования музыкального творчества и культуры учащихся.
3-й этап (2003 - 2004) - обобщающий. На данном этапе осуществлялись анализ и систематизация результатов исследования, проводилось уточнение теоретических и экспериментальных данных, формулировались основные выводы и обобщение диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключались в следующем:
- обоснована сущность и выделены основные компоненты процес
са музыкально-творческого развития детей посредством марийской
культуры;
- разработаны критерии и показатели уровней музыкально-
творческих способностей детей;
определены специфические методы использования марийской музыкально-художественной культуры, как средства формирования творческих способностей детей;
разработана научно-обоснованная педагогическая система формирования музыкально-творческих способностей у учащихся средствами марийской музыкальной культуры.
Практическая значимость исследования заключается в уточнении диагностики и методики организации музыкального творчества, ориентированных на интенсификацию процесса развития творческого потенциала детей и развития их музыкальной культуры.
Разработаны рекомендации по педагогическому управлению процессом развития творческого потенциала учащихся. Материалы исследования могут быть использованы в нормативных и специальных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также студентов педвузов, педучилищ. В результате исследования были разработаны:
-
Система занятия для учащихся;
-
Сценарии фольклорных и современных марийских праздников. На защиту выносятся:
-
Педагогические условия эффективного формирования музыкально-творческих способностей учащихся.
-
Обоснование современной системы взглядов на возрастные особенности детей и обеспечение специально организованного процесса обучения, построенного с учетом их национальных особенностей.
-
Комплекс педагогических условий, связанных с глубоким погружением в марийскую народную культуру и создание на этой основе
наиболее эффективного развития музыкально-творческих способностей детей.
4. Комплексная поэтапная программа выполнения музыкально-творческих заданий учащимися в условиях поликультурной среды.
Вынесенные на защиту педагогические условия, на наш взгляд эффективны в работе с детьми по развитию музыкально-творческих способностей и адаптации их в национальную культуру.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологическим обоснованием исходных положений; применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования; анализом новейшей научной литературы по исследуемой проблеме; научной обработке полученных экспериментальных данных; с сочетанием количественного и качественного анализа материала данного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в младших классах школы № 18 и Президентской школе-интернате для особо одаренных детей. Экспериментальной программой было охвачено 250 школьников. Основные положения диссертации были обсуждены в ходе различных этапов эксперимента на Российско-американских конференциях в МФ МОСУ, Всероссийских научно-практических конференциях «Вавиловские чтения» и семинарах Материалы исследования были использованы при написании программ и методических рекомендаций по национальной музыке для работы учебных заведений Марий Эл, на межрегиональных, межвузовских научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 12 работ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения, а также иллюстраций в виде таблиц.
Объем диссертации 163 страниц, список литературы содержит 15 страниц, приложения.