Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты гуманизации обра-зования 16
1.1. Сущность гуманизации образования школьников 16
1.2. Национально-региональный компонент как средство гуманизации художественного образования школьников .37
1.3. Особенности гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций 50
Выводы по первой главе 69
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальные исследова ния гуманизации художественного образования школьников в учебно-воспитательном процессе 72
2.1. Содержание, условия и учет особенностей национально региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников 72
2.2. Гуманизация художественного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства 91
2.3. Практическая реализация гуманизации художественного образова ния школьников в учебно-воспитательном процессе 116
Выводы по второй главе.. .138
Заключение .141
Список использованной литературы
- Национально-региональный компонент как средство гуманизации художественного образования школьников
- Особенности гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций
- Гуманизация художественного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства
- Практическая реализация гуманизации художественного образова ния школьников в учебно-воспитательном процессе
Введение к работе
Актуальность исследования. Интерес общества к общечеловеческим ценностям, к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших уровней развития личности, затронули образовательную политику и практику России. Гуманистическая направленность образования и воспитания изменили представления о целях, содержании, механизмах, делая акцент на возможности трансляции общечеловеческой и национальной культуры. Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема художественного образования, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенно традиций разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В Концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы художественно-эстетического воспитания детей и молодежи. Проблема образования, в частности, художественного образования учащихся школ в процессе изучения национально-региональных традиций является предметом постоянного изучения многих гуманитарных наук.
В настоящее время национальные округа и различные регионы Российской Федерации получили правовые возможности создавать на основе федеральной программы свои варианты учебных программ, учитывающие этническое самосознание, регионально-национальную культуру.
В связи с этим, ставя задачу определения педагогических условий гуманизации художественного образования школьников, считаем необходимым тщательно дифференцировать методы и приемы обучения с учетом сложившихся регионально-национальных традиций, эстетических принципов и стилей народного искусства.
Сказанное подтверждает объективная необходимость эффективно осуществлять педагогические условия гуманизации художественного образования средствами национально- региональных особенностей культуры своей малой родины.
Культура и искусство чеченского народа самобытна и уникальна. События двух десятилетий негативно отразились на развитии культуры и искусства Чеченской Республики. Большинство объектов культуры было разрушено: Национальная библиотека, Национальный музей, Республиканская детская библиотека и др. Потеряно многое, что связывало народ Чеченской республики с его историей, культурой, памятью о быте предков.
Кризисная ситуация нередко вызывает упадок духовности, и в связи с этим, гуманизация художественного образования школьников средствами национально-региональной культуры и традиций приобретает особую актуальность в школах Чеченской Республики. В национально-региональной культуре сконцентрированы непреходящие гуманистические ценности человечества, родного края, опыт поколения в отношении к окружающему миру. Поэтому сегодня важно обосновать педагогические условия на использование национально-региональных традиций в школах, как основы для гуманизации художественного образования учащихся
школ.
Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, связанные с духовной культурой общества, отражены в многочисленных работах философов, социологов, психологов: Альбуханова-СлавскаяК.А., Ануфриев Е.А., Арнольдов А.И., Баллер Н.А., Библер B.C., Буева Л.П., Валеев Д.Ж., Гайсин Ф.А., Гилязит-диновДж.М., Гуревич П.С., Гурова Р.Г., Добреньков В.И., Дорожкин A.M., Елисеев С.Ф., Зеленов Л.А., Каган М.С., Кемеров В.Е., Коган Л.Н., Кон И.С., Кузьмина Н.В., КукаркинА.В.,Кухтевич Т.Н., Пеньков Е.М., Сластенин В.А.
Последние годы в различных кругах российского образования обсуждают проблему гуманизации. Проблема гуманизации образования поднималась многими великими педагогами в разные периоды (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Януш Корчак, Ш. Амонашвили, К.Д. Ушинский и другие). Гуманистический потенциал заключает в себе педагогические и психологические принципы, утверждаемые российскими психологами Б.С.Братусь, В.П. Зинченко, Д.М. Маллае-вым, В.Т. Кудрявцевым, С.Л.Новоселовой, Т.А. Репиной, Н.Н. Поддяковым, В.Э. Чудновским, И.С. Якиманской и др.
Решению теоретико-методологических аспектов изучения национальных традиций регионов России способствовали культурологические исследования (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, М.А. Ариарский, А.А. Аронов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, И.С. Гуревич, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, И.В. Малыгина, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.).
Новые подходы к данной проблеме с аксиологических позиций общечеловеческих ценностей рассмотрены в работах Л.П.Буевой, Б.С.Гершунского, О.С. Газмана, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др.
Многие педагогические исследования по теории и практике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства разработаны Н.Н. Ростовцевым, СП. Ломовым, Е.В. Шороховым, B.C. Кузиным, В.В. Корешковым, А.С. Хворостовым, Т.Я. Шпикаловой, И.М. Раджабовым. Обучение декоративно-прикладному искусству рассматривается, в частности, как обязательная составляющая обучения изобразительному искусству и как гуманистическая направляющая в целом, в целом.
Методика преподавания изобразительного искусства представлена значительными научными исследованиями, обобщен художественный опыт с учетом регионального компонента, что наиболее полно представлено в трудах Е.Н. Губановой, И.М. Раджабова, В.Ф. Канева, С.Ф. Абдуллаева, С.С. Булатова, И.Н. Польнской. В своих исследованиях ученые: В.В. Алексеева, Н.К, Гаврюшин, А.Ф. Гольдштейн, А.В. Иконников, Е.В. Квятковский, Б.Т. Лихачев, В.И. Плужников отмечали необходимость формирования нравственно-эстетических чувств, гуманизма, привития бережного отношения к наследию своей страны, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному, эстетическому созиданию.
К проблемам развития образования средствами национально-региональных традиций в республиках Северного Кавказа обращены исследования, основные положения которых также учтены при разработке авторской методики гуманиза-
ции художественного образования школьников к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности (Т.Х.Ахмадова, Ш.М-Х. Арсалиев С.Г. Абдулкадыров, А.А. Абумуталимова,Д.М. Абдуразакова, И.А. Арабов, Х.Х.Батчаева, М.М. Бай-рамбеков, А.Х. Галазова, Х.Г.Туркаев Х.В., Магидов, З.М. Магомедова, A.M. Ма-гомедова, Ш.А. Мирзоев, СМ. Омаров, И.М. Раджабов, Э.М. Рамазанова, З.И. Хасбулатова, Т.В. Юсупхаджиева и др.).
Особый научно-методический интерес в плане возрождения регионально-национальной художественной культуры представляют работы таких ученых педагогов, как: В.К. Агарагимовой, Ш.М-Х. Арсалиева, Т.Х. Ахмадова, М.М. Бай-рамбекова, З.М. Магомедовой, Д.М. Маллаева, Ш.А. Мирзоева, С.Н. Назаровой, И.М. Раджабова, Э.М. Рамазановой, Е.В. Ремневой, Г.К. Гамзатовой, A.M. Магомедова, Т.В.Юсупхаджиева.
В последние годы защищены диссертации, рассматривающие различные аспекты исследуемой нами проблемы (Александрова В.Г., Гаврилин А.В., Гармаш В.Ю., Гусева Н.А., Иванова СВ., Лысенко B.C., Минкуева А.А., Моложавенко В.Л., Никишина И.В., Поснова Г.В, РомашоваСН., Соколова Н.Д. и др.
Однако на фоне значительного количества работ исследовавших процесс гуманизации философских, социологических и психолого-педагогических позиций и предлагающих пути его решения, средствами национально-региональных традиций не стало в полной мере предметом специальных исследований. Это направление не нашла должного отражения и в современной теории гуманизации художественного образования школьников. Пока не систематизирован и не внедрен в школьное образование творческий опыт целых регионов по освоению и использованию национальных художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников.
Анализ психолого-педагогической литературы, учебников и учебных пособий по изобразительной деятельности школьной практики, беседы с учителями чеченских школ показали, что проблема гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций, с использованием их воспитательного потенциала на материале Чеченской республики остается недостаточно изученным и это противоречит объективным запросам художественной практики и логике освоения национально-региональной культуры.
Вместе с тем, большое внимание специалистов привлекает педагогический потенциал, таящийся в воспитательных возможностях воздействия на детей национального искусства и регионально-художественной культуры.
В массовой практике учителя дисциплин эстетического цикла испытывают значительные затруднения в связи с отсутствием методических рекомендаций по гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональной специфики Чеченской республики.
Таким образом, опыт работы в настоящее время, анализ научных подходов к данной проблеме и существующая практика, позволили выявить противоречия между:
- потребностью общеобразовательной школы в изучении культурного наследия народов Чеченской республики и в недостаточной степени использовани-
ем особенностей влияния национально-регионального компонента в гуманизации художественного образования школьников;
позитивной установкой учителей дисциплин эстетического цикла на личностное гуманистическое развитие учащихся на основе учета национально-регионального компонента и недостаточной разработанностью в педагогической науке специфических вопросов содержания и средств гуманистически ориентированного художественного образования учащихся школ;
созданием необходимых педагогических условий гуманизации художественного образования учащихся и не разработанностью данных аспектов с учетом влияния и специфики использования национально-регионального компонента;
необходимостью систематизации работы с учащимися школ, различные виды художественно-творческой деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса учащихся школ и отсутствием научно обоснованных программ, системы занятий, комплекс учебно-методических пособий, средствами национально- регионально традиций и вариативности видов народного декоративно-прикладного искусства.
Вышеперечисленные противоречия обусловили необходимость проблемы исследования, суть которой в разработке и научном обосновании условий и экспериментальной проверке процесса гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций.
С учетом актуальности проблемы, значимости его разрешения для теории практики образования определился выбор темы диссертационного исследования. «Педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций».
Объект исследования - процесс художественного образования школьников.
Предмет исследования - педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций и выявить способы и пути ее реализации.
Гипотеза исследования. Условия гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций приобретает более эффективный характер, если:
изучать состояние проблемы гуманизации в образовательно- воспитательном процессе школы средствами национально-региональных традиций;
выявлять сущность и специфику места и роли национально- художественных традиций в гуманизации художественного образования школьников в процессе приобщения к традиционной культуре Чеченской Республики;
- использовать в образовательно-воспитательном процессе исторически
сложившиеся национально - художественные традиции, своеобразие националь
ного искусства как основы гуманизации художественного образования школьни-
ков;
определить педагогические условия и средства гуманизации художественного образования школьников с учетом специфики и вариативности видов декоративно-прикладного искусства Чеченской Республики;
разработать систему занятий, комплект учебно-методических наглядных пособий по изучению особенностей национально-региональных традиций с учетом творческих принципов народного искусства, способствующие гуманизации художественного образования школьников.
Задачи исследования:
осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния по проблеме исследования;
обосновать теоретико-методологические аспекты гуманизации художественного образования и воспитания школьников средствами национально-региональных традиций Чеченской Республики;
выявить и определить роль и место национально-региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников;
создать и экспериментально проверить педагогические условия, разработать систему занятий, комплект учебно-методических пособий, определить критерии, показатели и уровни эффективности, способствующие гуманизации художественного образования школьников;
определить возможности эффективного использования в образовательно-воспитательном процессе школы, особенности национально-региональных традиций, как условия гуманизации художественного образования учащихся.
Методологической основой исследования являются: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумелев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, Д.С. Лихачев); подходы и принципы культуросообразного образования (А. Дистервег, Е.В. Бондаревская, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский);психолого-педагогические идеи о ценности, индивидуальности человека, о подходе к нему как к саморазвивающейся личности (Б.Г. Ананьев, Г.Н. Волков, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, В.А. Су-хомлинский); о гуманизации общества, приоритете духовных ценностей (В.М. Кротов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, Е.Н. Шиянов и др.); о взаимосвязи общечеловеческих и национальных ценностей в развитии культуры как фактора, определяющего специфические черты воспитания (А.И. Арнольдов, Г.Н. Волков, И.С. Кон, Л.Е.Кертман, З.А. Малькова, В.В. Макаев, Т.Н. Петрова, Л.Л.Супрунова).
Теоретической основой исследования явились: концепция гуманизации современного образования (В.А. Кан-Калик, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); концепция гуманизации литературно-художественного образования (Е.В. Квятковский и др.); концепция гуманистической психологии (А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.); концепция диалоговой позиции субъектов образовательного процесса (М.М . Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, Е.О. Галицких, В.В. Горшкова, О.Г. Прикот и др.); концепция личностно-ориентированного
взаимодействия в образовательном процессе (Е.В. Бондаревская, Н.М. Конжиев, И.Б. Котова, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, P.M. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.);культурологическая концепция духа и духовности человека (Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, М.С. Каган, П.Флоренский и др.); культурологическая концепция образования (Э.С. Балер, В.Е Давидович, А.А. Зворыкин, М.С. Каган, Г.Г. Карпов, А.Я. Флиер и др.); концепция воспитания человека культуры (М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская и др.); ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (B.C. Кузин, Т.С. Комарова, Ш.М-Х.Арсалиев, И.М. Раджабов, М.М. Байрамбеков, М.А. Некрасова, Б.П. Юсов, СП. Ломов, Г.Н. Казилов, Т.Я. Шпикалова, A.M. Магомедо-ва, Ш.А. Мирзоев).
В данной работе применялись следующие методы исследования:
теоретический анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, данных этнографии, истории, культуры, искусства и эт-нопед агогики;
педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ по гуманизации художественного образования школьников, средствами национально- региональных традиций;
опытно-экспериментальная работа, опрос, анкетирование, статические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, декоративные композиции).
Научная новизна исследования:
-
поставлена и решена актуальная научно-педагогическая задача, связанная с гуманизацией художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций;
-
раскрыта сущность и специфика гуманизации художественного образования школьников в процессе изучения национально-региональных традиций;
-
выявлена и теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена совокупность педагогических условий и средств реализации потенциала национально-региональных традиций в гуманизации художественного образования школьников.
-
предложены методические разработки, комплект УМК, способствующие гуманизации системы художественного образования средствами национально- региональных традиций;
Теоретическая значимость исследования заключается в:
1) научно-теоретическом обосновании необходимости использования в об
разовательно-воспитательном процессе школы потенциала национально- регио
нальных традиций в практике гуманизации художественного образования уча
щихся;
-
создании, обосновании, и апробировании педагогических условий, критерий и уровней оптимально обеспечивающие эффективность гуманизации художественного образования школьников как важной сферы приобщения учащихся к национально-региональной культуре;
-
результаты проведенных экспериментальных исследований дополняют
теорию и методику художественного образования и эстетического воспитания школьников в частности адаптацию учащихся к культурно-образовательной среде региона и школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
-
разработанное и апробированное в ходе исследования методическое обеспечение использования национально-региональных традиций позволяет решать задачу гуманизации художественного образования учащихся в школе перевести с проблемной ситуации в область ее практического решения;
-
подготовленное учебно-методическое пособие и систематизированный учебно-методический материал с учетом особенностей национально- регионального компонента по теме исследования может быть использован в учебном процессе в педагогических заведениях в целях гуманизации художественного образования школьников;
-
теоретические и методические положения, система занятий, учебно-методические пособия, применяемые в исследовании, могут быть использованы учителями дисциплин эстетического цикла, при написании студентами курсовых и дипломных работ.
База исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе СШ №2, СШ № 3, СШ № 6 г. Аргун и ООШ с. Мескер-юрт.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, 2010-2011гг., в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень художественных знаний и интерес учащихся к национально-художественной культуре, определены основные пути поиска по теме исследования.
На втором этапе, 2011-2012гг., подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы педагогических условий и средств, способствующие гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций.
На третьем этапе, 2013-2015гг., обоснованы условия, средства, система педагогических воздействий на гуманизацию художественного образования школьников средствами национально - региональных традиций, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
Положения, выносимые на защиту:
-
Педагогические условия и средства гуманизации художественного образования школьников с учетом специфики Чеченской республики (социокультурная среда с ее национальными особенностями; личностно-ориентированный характер гуманизации взаимодействия учителя и учащихся на занятиях изобразительной деятельностью; методы и средства, обеспечивающие эффективность воспитательного процесса средствами национально-региональных традиций);
-
Содержание, формы и методы гуманизации художественного образова-
ния школьников с учетом особенностей национально-региональных традиций в учебном процессе является оптимальной средой;
3. Комплект учебно-методических пособий с учетом вариативности видов
национально-региональных традиций, усиливающая значимость гуманизации об
разовательно-воспитательного процесса школьников
4. Критерии, показатели и уровни, обеспечивающие эффективность гума
низации художественного образования школьников, имеющие свою специфику и
национально-региональные особенности.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена адекватным и последовательным использованием методологических и теоретических основ исследования; применением теоретических, эмпирических методов, методик, технологий обучения, адекватных методу, целям, задачам исследования; апробацией; многосторонним качественным и количественным анализом фактического материала; практическим применением полученных результатов в образовательном процессе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы автора на базе общеобразовательных школ № 2, №3, №6 г. Аргун и ООШ с.Мескер-юрт (2011-2012гг.); материалы исследования использовались автором при разработке лекционных и практических занятий для студентов факультета искусств ЧГПУ, программ спецкурсов, в докладах и выступлениях на научно-практических и методических конференциях (2012-2013гг.). Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства факультета искусства ЧГПУ. На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, учебная программа, опубликованы статьи, тезисы, учебные пособия (2013-2015гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Национально-региональный компонент как средство гуманизации художественного образования школьников
Понимать человеческую личность можно только благодаря диалогу, считал известный философ М.М. Бахтин. «Быть - значит, общаться диалогически, – писал он. – Когда диалог кончается, все кончается...» [37, С.179]. Интересные сюжеты таят в себе малоизученные традиции обучения в чань-буддизме. Бездушное и покорное следование наставнику считалось неплодотворным для развития ученика и сохранения культуры в целом. Основной составляющей воспитательного воздействия у А.С. Макаренко была ориентация на личность. Вклад в личностно-ориентированную направленность в педагогике и психологии разрабатывались Т.Е. Конниковой, В.А. Сухомлинским, И.П. Ивановым.
Изучая процесс развития человека как педагогическую проблему целый ряд отечественных исследователей, в определении важности целостного подхода к образованию, рассматривали некоторые стороны его проявлений определяя его сущностные характеристики. Например, в исследованиях Б.Г. Ананьева человек - предмет познания; в деятельности и общении рассматривала проявления человека П.П. Буева; И.Т. Фролов определяющим называет гуманистический подход к изучению человека; В.В. Орлов считает мировоззрение стержневым образованием человека. С.Л. Рубинштейн рассматривая развитие личности с точки зрения целостного похода, наиболее глубоко отразил взаимосвязь человека с миром.
Специалист по исследованию современной эстетико-педагогической проблемы А.Ф. Яфальян считает, что развитие ребенка возможно только в условиях целостного подхода в совокупности душевных, соматических, духовных и интеллектуальных процессов. При этом необходимо осуществление развития в единстве тела, разума, души и духа, учитывать значимость и автономность всех перечисленных сущностей ребенка.
В настоящее время в педагогике, социологии, философии образования, психологии и других научных сферах широко обсуждаются вопросы гуманизации образования. Вместе с тем проблемы образовательной практики требуют более подробного осмысления сущности процессов гуманитаризации и гуманизации.
В философском смысле гуманизм (лат humanus - человеческий, человечный) – есть «воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, оберегающее его свободу и всестороннее развитие».
Под гуманизацией образования В.И. Андреев понимает «развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизация их взаимоотношений и интересов для их развития и саморазвития» [18, С.63]. В условиях реализации гуманистической парадигмы образования главным выступает нахождение человеком смысла, истины, т.е. путь познания. При этом педагогический процесс, требующий от учителя способностей к импровизации, необходимо строить по принципу диалога или полилога. Гуманистическая педагогика на первом плане рассматривает самого человека, его личную свободу, ценности. Возможные низкие учебные показатели рассматриваются как начальные для оценки возможностей и перспектив профессиональной педагогической работы, а «пространство критериев оценки переходит в плоскость межличностных отношений» [38, С.68]. В гуманистической образовательной парадигме приветствуется умение учащегося в прогнозировании и контролировании себя. Учиться этому надо с раннего детства. Гуманизация образования не сводится к конкретной методике воспитания или обучения. Это, прежде всего, ценностная ориентация и личностная установка педагога. Гуманизация образования требует создания в школе, вузе, в любых образовательных заведениях систе мы комфортной, творческой среды, так как только в такой среде могут развиваться свобода и активность каждой личности. Среди участников педагогического процесса необходима также гармонизация взаимоотношений.
Гуманистические идеи видного ученого М.М. Бахтина представляются достаточно актуальными для выстраивания современных образовательных стратегий и технологий. Труды философа «оказываются созвучны современности, так как его основные идеи связаны с обнаружением новых возможностей познания, более подробного определения бытийно-исторических оснований самоценности личности человека и всего человечества. Гуманистическая философия М.М. Бахтина предполагает утверждение подхода к личности с оптимистически гипотезой, педагогического принципа опоры на положительное в человеке. В данном случае педагога можно сравнить с художником-портретистом в его стремлении разглядеть в портретируемом потаенное, попытке раскрыть красоту и своеобразие его индивидуальности, непохожести, заложенную в нем природой» [38, С.68].
Таким образом, и зарубежный и отечественный опыт организации образовательного процесса содержат теоретические и практические наработки для стимулирования гуманизационных процессов в образовании. Тем не менее, сегодняшнее состояние обучения все еще далеко от этих ожиданий.
Чем же характерны современные теоретические воззрения в области организации образовательного процесса? Содержат ли они тенденции к реализации гуманистического пути развития процессов обучения и воспитания?
Несмотря на многочисленные попытки в изменении содержания и самой системе образования в педагогической теории и практике остается немало неясного и противоречивого. Нынешнее состояние проблемы ученые характеризуют по-разному. Так, по мнению И.А. Колесниковой, это эпоха смены педагогик (от классической - к неклассической), а с точки зрения Е.А. Ямбурга - конфликт парадигм. В.В. Краевский, А. Гусаковский, В.И. Сло-бодчиков, B.B. Ceриков и др. отмечают кризис гуманитарности, трактующийся кризисом целостности и рациональности. При том, что педагогические технологии не учитывают природу гуманитарности, а также специфики и контекста развития личности, роль учителя ограничивается, в основном, трансляцией предметных знаний. Отметим, что проблемы гуманитарного знания, гуманитарного сознания, гуманитарной психологии, гуманитарной культуры и общие подходы к гуманитаризации образования разработаны в науке (М.М. Бахтин, С.JI. Братченко, А.С. Запесоцкий, Е.В. Бондаревская, И.А. Знмняя, В. С. Братусь, Р.М. Петрунева, Л.И. Воробьева, В.Н. Руденко, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, М.К. Ма-мардашвили, Г.Л. Тульчинский, Л.П. Разбегаева, Ю.В. Сенько, В.М. Симонов, В.И. Слободчиков, Т.В. Черникова и др.). Тем не менее, вопрос содержания и построения гуманитарного образования, которое отвечает за становление целостной личности остается без ответа. Попытки решить такую задачу предприняты в теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бон-даревская И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), которая в качестве «строительного материала» личностного развитии рассматривается как переживание и событие в жизни человека.
Особенности гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций
Построение содержания и структуры национально-регионального компонента с таким подходом позволит оказать помощь ученикам в осмыслении событий и явлений на пересечении локальных, российских, глобальных тенденций, в контексте отечественной и мировой культур, ясно представить различие и сходство процессов и общность судеб народов Чеченской Республики и России. Наибольшей интегрирующей и смыслообразующей ценностью обладает язык культуры. В широком смысле именно культуру (историческую, экономическую, нравственную, правовую, художественно- эстетическую, экологическую), можно сделать стержнем системы, базисом целостности национально-регионального содержания образования, объединяющей едиными целями формирование личности гражданина России и Чечни.
Сегодня, на этапе становления и развития обновляющегося педагогического образования в качестве важного фактора выступает идея воспитания человека в контексте культуры, достаточно глубоко разработанная в исследованиях Э.В. Ильенкова, Е.В. Бондаревской, Н.И. Киященко, Е.Н. Ильина, Т.П. Мальковой, И.Б. Котовой, М.С. Кагана, В.И. Разумного, В.Я. Нечаева и др. При этом, идея культуросообразного образования базируется, прежде всего, на концепциях известных русских философов П.Ф. Флоренского, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина и других, рассматривавших культуру как антропологический феномен, когда личность выступает в качестве эпицентра культуры. Изобразительное искусство рассматривается знаменитыми учеными педагогами, психологами как средство художественно-творческого развития личности и важный аспект формирования художественной культуры (Т.А. Ахмадо-ва, А.С. Выготский, М.М. Байрамбеков, Т.С. Бакушинский, В.С. Кузьмин, Е.А. Игнатьев, И.М. Раджабов, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, Н.П. Саку-лина, Б.М. Теплов,).
В процессе обучения изобразительному искусству приобщая учащихся к национальной культуре мы видим источник развития изобразительной художественной деятельности школьников через понимание языка изобразительного искусства, через раскрытие их внутреннего творческого потенциала, отражение общечеловеческих ценностей: любви к красоте, доброты, гармонии. В начальный период школьного обучения для детей необходимы знания о ценностях культуры и искусства, проходящие через психологически сложный период развития чувств.
В это время у учащихся меняются преобладающие виды различной художественной и творческой деятельности, у многих углубляются знания об окружающем мире и человеке, расширяется интерес, что связано, прежде всего, с повышенным эмоциональным и чувственным напряжением у детей данного возраста. В этот период ребенку надо предоставить возможность самореализации в художественно-творческой изобразительной деятельности, постепенно привлекая их к ценностям художественной культуры. В свое время В.М. Бехтеров, В.И. Кириенко, И. Игнатьев, Л.С. Выготский, Ф.И. Шмит занимались разработкой проблем психологии художественно-творческой изобразительной деятельности детей. По мнению психолога В.И. Кириенко следует, что: «если воспитатели, не вмешиваясь в дело ребенка, только восхищаются, то вскоре детская непосредственность в рисунках превратится в графическую безграмотность, которая начнет не удовлетворять и самого развивающегося ребенка, который будет осознавать свою беспомощность, в результате чего он на всю жизнь может отказаться от любимого занятия» [128, С.21].
В.С.Мухина, Н.П.Саккулина, Е.И.Игнатьев исследовавшие детское изобразительное творчество, отметили сильную зависимость развития детского творчества от организации наблюдения и от того, что наблюдает ребенок. Детское творчество, по их заключению, питается образами действитель 55 ности, взятыми из собственных наблюдений. Известные педагоги прошлого П.Ф. Каптерев, В.Н. Водовозов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеев, придававшие большое значение развитию наблюдательности, отмечали, что наблюдение развивает зрительную память и умение изображать увиденное по памяти.
Н.М. Зубарева, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлучина, Е.А. Флерина, К.М. Лепилов в своих работах рассматривали способность детей творчески свежо, обострено лицезреть окружающий их мир, воспринимая прекрасное в нем и в природе, и в бытовом окружении. Живая и непосредственная реакция ребенка на объем и форму окружающих его предметов, их линейные очертания, цвет и цветовую гамму, относится в первую очередь к произведениям декоративного искусства. Объяснить это можно тем, что эти произведения, в силу своего прикладного характера, окружают ребенка с самого раннего возраста, являясь естественным компонентом быта.
Зарубежные специалисты Э. Крамер, У. Ламберт, Б. Джефферсон, В. Лоунфельд (США), К. Роуланд (Англия) также отмечают заметную роль изобразительной творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности. Если К. Роуланд выделяет изобразительную деятельность в культурном развитии личности, то Э. Крамер отмечает значение такой деятельности в интеллектуальном развитии и формировании зрелости личности. По мнению американского ученого В. Лоунфельда изобразительное творчество есть интеллектуальная деятельность. Он указывает на его важную роль в эмоциональном развитии ребенка.
Отличительной особенностью данного возраста принято считать образность в творческой деятельности учащихся. Исследователи изобразительной деятельности детей В.А. Езикеева, З.В. Денисова, В.С. Кузин Е.И. Игнатьев, рассматривают присутствие образной характеристики того или иного объекта как творческие возможности развивающейся личности в качестве критерия общего развития школьника.
Данные психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, В.А, Крутецкого свидетельствуют о том, что продолжительное время мышление учащихся сохраняет конкретно-образный, эмоциональный характер. Исходя из этого заключения, мы относим изобразительное искусство к одному из наиболее эффективных средств в формировании интереса к национальной культуре, расширяющих знания и кругозор школьников о жизни и быте народов. Поскольку изобразительное искусство способно эмоционально воздействовать на школьников, то положительная эмоциональная направленность можно считать тем психологическим фактором, лежащим в основе формирования интереса, в том числе и к национальной культуре.
Специфика предмета изобразительно искусства в школе заключается в следующем: 1) школьник, активно приобретает навыки в рисовании, в связи с чем получая знания об окружающем его мире, формирует умения и выражает собственное понимание мира; 2) у всех нормально развивающихся детей рисование не вызывает затруднений, активно участвуя в процессе познания мира, ребенок «любит рисовать и петь, слушать сказки и лепить, танцевать и играть на всех инструментах».
Сегодня проблема художественного образования имеет отношение к разным сферам воспитания – семье, детскому саду, школе, специальному учебному заведению и, наконец, высшему художественно-педагогическому заведению. Словом, это целая система эстетического воспитания. Что мы имеем сегодня? Заметим сразу – занятие изобразительным творчеством является глубоко элитарным при нынешнем состоянии общества, которое лишается изо дня в день источников существования.
Гуманизация художественного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства
В данном параграфе рассматривается практическая реализация педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства, как важного средства гуманизации художественного образования школьников средствами национально-регионально традиций. Раскрывается содержание, определяются цель и задачи эксперимента, основные этапы и результаты экспериментального исследования в учебном процессе. Изучение и анализ деятельности школ свидетельствует, что эффективное направление гуманизации художественного образования школьников связано с учетом особенности общерегиональных и национальных традиций, а также их органическое сочетание с общепедагогическими требованиями к преподаванию дисциплин художественно-эстетического цикла.
Народная художественная традиция, сформированная в процессе длительного развития, сохраняет духовные гуманные ценности народа в их образном художественном воплощении и гибко приспосабливается к меняющимся историческим, социальным и экономическим условиям. Это подтверждают в своих работах такие известные исследователи народного искусства, как Г.К. Вагнер, П.Г. Богатырев, М.А. Некрасова, В.Е. Гусев и др., определя-явшие коллективную сущность и близость к историческим гуманистическим традициям в качестве основного закона развития народного искусства.
В силу своих специфических особенностей и возможностей знаний народных традиций, в частности произведения ДПИ, создают особые педагогические условия для изучения и познания культурно-исторического наследия, которые могут служить своеобразным ценностным ориентиром в гуманизации художественного образования школьников, интереса детей к событиям, происходящим в стране. Практическая реализация педагогического потен циала произведений декоративно-прикладного искусства в системе художественного образования школьников будет способствовать развитию интереса учащихся к своей родине, а также приобщение их к наиболее примечательным произведениям народного творчества разных времен, различных народов, имеющим культурно-историческую, художественно-эстетическую гуманистическую ценность.
В ходе экспериментального исследования в подготовке научной концепции были использованы подходы и принципы ведущих исследователей изобразительного народного декоративно-прикладного художественного творчества М.М. Байрамбекова, Н.Н. Василенко, В.С. Воронова, В.В. Кореш-кова, Т.Х. Ахмадовой, Н.Н.Ростовцева, М.Л. Некрасова, И.М. Раджабова, Т.Я. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и других, которые достаточно аргументировано показывают, что в области национальной культуры в наибольшей степени, присущи традиционность, художественный учет локальных, местных художественных и эстетических тенденций и конкретных практических приемов, а также гуманистическая, человеческая ориентация в воспитании гуманной личности.
Анализируя и изучая рассматриваемые проблемы можно выделить три основных этапа гуманизации художественного образования школьников с учетом национально-художественных традиций.
На первом этапе обучения необходимо приобщение учащихся школ в мир художественной культуры и искусства, в частности к опыту национально-художественных традиций народов. В ходе бесед учителю ИЗО необходимо подробно рассказать учащимся школ о характере многонационального Чеченского народа, обычаях, традициях, народных художественных ремеслах, о народных мастерах и возможностях в гуманизации художественного образования школьников.
На втором этапе предполагается определение роли предмета «Изобразительное искусство» в формировании гуманистических, мировоззренческих, эстетических чувств школьников в процессе приобщения их к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Третий, завершающий этап, важен для закрепления и углубления навыков практического рисования, выполнения конкретных учебно-творческих заданий, полученных в школе на уроках изобразительного искусства. На данном этапе учащимся предлагают выполнять учебные и творческие задания на определенную тему, рисовать орнаментальные узоры с готового образца изделий народных мастеров, знакомятся с отдельными видами ДПИ, формируя гуманные качества, мировоззренческие чувства и убеждения учащихся школ.
Авторская позиция в решении рассматриваемой проблемы заключается, прежде всего, в создании эффективных педагогических условий гуманизации художественного образования школьников через активизацию ее содержательности, посредством приобщения их к произведениям декоративно-прикладного искусства, формируя у них уважительное, нравственное, гуманное отношение к системе ценностей художественного наследия.
Учитывая опыт национально-художественной традиции, в частности ДПИ, а также основываясь на результатах анализа недостатков, имевшихся в системе художественно-педагогического образования, с учетом рассматриваемой проблемы, мы разработали экспериментальную методику гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций ДПИ. Цель экспериментального исследования заключается в расширении интереса и любви учащихся к традиционному опыту, творческому наследию предков в формировании у них гуманистических качеств, эстетических чувств, мировоззренческих убеждений, добрых взаимоотношений, стремлении к добру, справедливости средствами произведений декоративно-прикладного искусства. Определяющим педагогическим условием в ходе экспериментального исследования является изучение и выявление закономерностей гуманизации художественного образования школьников средствами национально-региональных традиций, а также экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, средств, форм и методов воспитания гуманной личности, формирующие мировоз зренческие гуманистические чувства и убеждения учащихся школ. Задачами эксперимента являются:
Практическая реализация гуманизации художественного образова ния школьников в учебно-воспитательном процессе
После апробации ,разработанных нами экспериментальных занятий по всем критериям в формирующем эксперименте уровень знаний учащихся заметно повысился. Сказанное подтверждается данными показателями в 4-х классах СЩ№3 г.Аргун. В экспериментальной группе в формирующем этапе по сводным данным: высокий уровень возрос на 46%, средний уровень39%, низкий уровень повысился на 15%. Отмечены лучшие практические работы учащихся, продемонстрированы навыки, приобретенные в ходе формирующего эксперимента. Также зафиксированы элементы улучшения теоретических знаний, возросший интерес к культурным ценностям, навыки и умения распознавания характерных особенностей художественных традиций.(таблица№8)
После проведения обучающего эксперимента СШ№3 5-х классов г. Ар гун отмечается также возросший уровень подготовки учащихся по всем критериям, которые формируют признаки гуманного воспитания личности, гуманного характера взаимоотношений между учащимися и учителем. Доля способных и успевающих школьников увеличилась по следующим критериям - способность к формированию гуманной личности, способность создания образа в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. По итогам формирующего эксперимента заметен рост в экспериментальной группе на всех уровнях сформированности знаний учащихся (табли-ца№9).
В СШ № 3 по сводным данным уровней контрольной и эксперимен тальной групп 6-х классов, при сравнении результатов опытно-экспериментальной работы, отмечается положительный рост успеваемости учащихся: на низком уровне 49%, на среднем уровне 36%; и соответственно, на высоком уровне 13%. Отмечен возросший интерес к знаниям народных традиций, осознанное формирование знаний у учащихся к традиционной культуре ЧР. (таблица 10)
Анализируя данные опытно-экспериментальной группы в 4-х классах СШ№6 сформированности в гуманизации художественного образования наблюдается доминирование результатов знаний учащихся среднего и высокого уровней по сравнению с контрольными классами.
По данным исследования уровень знаний учащихся в формирующем этапе увеличился на 20%, средний уровень возрос на 35%. Наблюдается высокий уровень подготовки по всем предложенным критериям (таблица№11)
Проводя сравнительный анализ контрольных и экспериментальных 5-х классов СШ№6 мы наблюдаем положительную тенденцию роста успеваемости школьников всех уровней знаний по критериям: создание художественного образа в процессе восприятия произведений ДПИ; способность к формированию гуманной личности; умение распознавать характерные особенности художественных традиций; сформированность гуманных отношений в процессе изучения народного искусства. Надо отметить, что формы и методы, направленные на гуманизацию художественного образования средствами декоративно-прикладного искусства влияют на воспитание гуманной личности, формированию гуманных чувств дали положительный результат в приобретении знаний и навыков учащимся. (таблица № 12).
У учащихся 6-х классов СШ№6 также отмечена динамика роста успе ваемости знаний с внедрением форм и методов исследуемого нами качества ,воспитание гуманной личности с помощью произведений декоративно-прикладного искусства. По всем критериям, предложенным в ходе формирующего эксперимента, показали глубокие знания и навыки, интерес и желание изучать произведения народных мастеров декоративно-прикладного искусства. В экспериментальной группе на формирующем этапе достигнута положительная динамика роста всех уровней сформированности знаний учащихся (таблица № 13).
В сводной таблице № 14 приведены данные контрольной и экспериментальной групп, где также наблюдается тенденция роста успеваемости учащихся. Экспериментальная группа с. Мескер-юрт 4-х классов показали дос таточно высокие результаты по критериям, которые были предложены на всех уровнях сформированности знаний. Учащиеся продемонстрировали, интерес и любовь . к традиционной национальной культуре. Следовательно, результаты: низкий уровень возрос на 55%, средний уровень 36%, высокий уровеньн-19%.(таблица № 14).
Результаты исследования в 6-х классах с. Мескер-юрт также показали высокие результаты по предложенным критериям как способность к формированию гуманной личности, умение распознавать характерные особенности художественных традиций, сформированность гуманных отношений в процессе изучения народного искусства; оценка познания гуманных ценностей произведений ДПИ. Высокий уровень знаний возрос по сравнению с контрольными классами на 19 %, средний на 29 %, и соответственно низкий уровень увеличился на 48 %. У учащихся наблюдается явный интерес к традиционной национальной культуре. (таблица № 16)