Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования семейных ценностей у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы 18
1.1. Формирование семейных ценностей у старшеклассников как педагогическая проблема 18
1.2. Детерминанты формирования семейных ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях .38
1.3. Педагогические условия формирования семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево Черкесии .57
Выводы по 1 главе .79
Глава 2. Организация учебной и внеучебной работы по формированию семейных ценностей у старшеклассников в условиях общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии 81
2.1. Проектирование процесса формирования семейных ценностей у учащихся общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии .103
2.2. Разработка целевой программы формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии 126
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии 146
Выводы по 2 главе 147
Заключение .149
Литература 156
- Детерминанты формирования семейных ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях
- Педагогические условия формирования семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево Черкесии
- Разработка целевой программы формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии
- Анализ экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. Курс на национальное возрождение российского общества и дальнейшее развитие нравственной культуры обусловили острую потребность в укреплении семьи, которая предопределяет существование и является духовным хранилищем таких феноменов, как моральные добродетели, национальный менталитет, традиции, обычаи, семейные ценности.
Между тем, процесс трансформации ценностных ориентаций россиян,
происходивший в конце ХХ-начале XXI в.в. под влиянием социально-
экономических проблем, нивелировали идеалы семьи, расширив негативные
тенденции в ее развитии, такие, как супружеская дисгармония, рост числа
разводов, изменение семейных ценностей и стандартов межличностного
поведения в брачно-семейных отношениях, утрата роли общности,
функционирующей на основе четко заданных норм и образцов поведения, низкий уровень культуры семейных взаимоотношений и пр.
Исследования показывают, что семья по-прежнему обладает
ценностным потенциалам для общества и личности, но осуществляется переход к новым формам семейной жизнедеятельности, новым моделям брачных отношений, идет активный процесс формирования новых ценностей в сфере семьи и брака (Е. И. Зритнева, А. В. Мудрик, Е. Н. Новикова, Л. И. Савинов, Е. Г. Силяева, Е. М. Черняк, Т. В. Шеляг, Л. Б. Шнейдер и др.).
Указанные проблемы отчетливо просматриваются и в российских национальных регионах, в том числе, на Северном Кавказе, где семья традиционно была крепкой, с устойчивыми традициями и укладом. Отмечается падение духовности и нравственности, утрата национальных брачно-семейных идеалов, ослабление морально-этических требований к семейным отношениям, в числе которых добрачное целомудрие, скромность, соблюдение требований горского этикета, солидарность семейных поколений.
Степень разработанности темы исследования. Динамику
ценностных ориентаций в период социальной трансформации изучали В. В.
Гаврилюк, Г. Я. Головных, Н. А. Трикоз, Р. Б. Уленгова. Процесс
трансформация института современной семьи был объектом изучения таких
ученых, как Т. А. Гурко, С. И. Голод, А. Г. Харчев и др. Вопросы
ценностного отношения подростков к семье, влияния традиционных
ценностей на формирование потребности в ней изучали Г. М. Андреева, И.
Л. Бабич, Р. Ж. Бетрозов, И. В. Бестужев-Лада, С. В. Дармодехина, Е. И.
Зритнева,А. С. Койчуева, Т. М. Караханова, П. П. Пивненко, Л. Н.
Урбанович и др. Роль и функции этнокультуры и традиционных религий в формировании семейных ценностей рассмотрены в работах отечественных ученых А. В. Авксентьева, М. В. Вагабова, К. Б. Семенова. Гендерный аспект формирования потребности в семье изучали Ю. Е. Алешина, Л. В. Бабаева,Т. В. Бендас, В. С. Волович, О. А. Воронина, О. Вейнингер, А. Л. Гусейнова, Е. А. Здравомыслова , А. А.Темкина, С. М. Тлисова, и ряд зарубежных ученых таких, как L. BernS, E. Goffman, Y. Hirdman, T. Lauretis, B. F. Reskin, D. B. McBrier, N. Chodorov, R. K. Unger.
Психолого-педагогическому аспекту подготовки старших подростков к семейной жизни уделяли внимание П. П. Блонский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, философским – В. С. Библер, Л. Г. Буева, Э. В. Ильенков, М. К. Мамардашвили, а нравственным аспектам – О. С. Богданова, Г. Н.Волков, И. В. Гребенников, Р. Г. Гурова, Л. Ю. Гордин, А. В. Иващенко, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, Н. И. Монахов, А. Ф. Никитин, К. Б. Семенов, и др.
В последние десятилетия проведены ряд психолого-педагогических
исследований на материале Карачаево-Черкесии (Ф. В. Абаева, А. М.
Аджиева, М. Ю. Айбазова, И. А. Арабов, Г. А. Аргунова,
Х. Х-М. Батчаева, Р. И. Байчорова, Б. М. Борлакова, А. С. Койчуева, Ф. Т.
Кущетерова, Г. Ю. Нагорная, К. Б. Семнов, С. М. Тлисова, К. Х. Унежев и
др.), в которых определены теоретико-методологические основы приобщения
школьной молодежи к национальным ценностям, отражн богатый
аксиологический опыт этнической педагогики, методы использования
этнопедагогических идей и этнокультурных традиций воспитания в
практике современной семьи и школы.
Несмотря на активную разработку в отечественной педагогике проблем подготовки молодежи к браку и семейной жизни, воспитания будущего семьянина, нравственного и полового добрачного воспитания молодежи, каждое новое молодое поколение нуждается в профессиональной педагогической поддержке в формировании ценностных ориентаций, прежде всего, в процессе интериоризации брачно-семейных ценностей. Данные обстоятельства актуализируют разработку и реализацию комплекса мер по формированию семейных ценностей у молодежи с учетом соответствующих социально-демографических и национальных особенностей и ценностей семьи и брака, отражнных в этнической культуре каждого из народов России. Актуализируют необходимые действия, существующие в науке и практике противоречия, между:
- необходимостью аксиологической направленности на ценности
семьи и брака воспитательно-образовательного процесса
общеобразовательных организаций и фрагментарностью существующей практики;
- осознанием важности формирования семейных ценностей у молодежи средствами образования и неразработанностью теоретических основ эффективного практического решения этой проблемы в современных социокультурных условиях;
– потенциалом этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Северного-Кавказа для формирования семейных ценностей у старшеклассников и недостаточной его реализацией в общеобразовательных учреждениях;
– потребностью в программно-методическом обеспечении
формирующей работы по заявленной проблеме и его недостаточной
разработанностью.
Исходя из возрастающей потребности, теоретической и практической значимости, недостаточной разработанности проблемы формирования семейных ценностей у молодежи, определена тема исследования
«Педагогические условия формирования семейных ценностей
старшеклассников общеобразовательных школ (на материале
Карачаево-Черкесии)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие формированию у старшеклассников семейных ценностей на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии?
Цель исследования: теоретически обосновать совокупность
педагогических условий формирования семейных ценностей
старшеклассников общеобразовательных школ Карачаево-Черкесии и
экспериментальным путем доказать их эффективность.
Объект исследования: формирование семейных ценностей у учащихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у
старшеклассников семейных ценностей на основе ведущих
этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии.
Гипотеза исследования состоит из ряда предположений, основные из которых заключаются в том, что процесс формирования семейных ценностей у старшеклассников достигнет успешности, если будут:
– изучена и реализована возможность решения педагогической
проблемы формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии;
– выявлены детерминанты формирования семейных ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях;
– определены сущностные характеристики формирования семейных ценностей у старшеклассников;
– обоснованы и эмпирически проверены педагогические условия
формирования семейных ценностей старшеклассников в
общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии;
– разработана и реализована целевая программа формирования
семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных
традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии.
Задачи исследования:
-
Изучить педагогическую проблему формирования семейных ценностей у старшеклассников.
-
Определить детерминанты формирования семейных ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях.
-
Выявить, обосновать и эмпирически проверить педагогические условия формирования семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии.
-
Разработать целевую программу формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии.
-
Осуществить анализ экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии.
Общую методологию исследования составили: идеи о
взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; о
роли этнопедагогических идей в жизнедеятельности общества и создании
семьи; о взаимоотношениях в семье, этикетных нормах и половозрастных
особенностях функционирования горской семьи; гуманистические идеи
народной педагогики о роли семьи в формировании личности; о роли
ценностей в духовной жизни общества; о единстве и особенностях
культурных ценностей в семейном воспитании; положения о
закономерностях общественного развития, а также о единстве сознания и деятельности; о сущности брачно-семейных отношений в прошлом и настоящем.
В качестве конкретных методологических принципов были
использованы идеи единства биологического и социального; влияние
конкретной социокультурной среды на формирование семейных ценностей
личности в процессе ее деятельности и общения; единство
культурологического, аксиологического и личностно-деятельностного
подходов в формировании личности.
Методологической основой также явились идеи:
– аксиологического, личностно ориентированного,
этнопедагогического, культурологического подходов, обеспечивающие гуманистическую основу образовательного процесса в современном обществе, способствующие личностному саморазвитию и самоопределению (Г. А. Бермус, Е. В. Бондаревская, О. В.Бондырева, О. С. Газман, В. А. Караковский, JI. H. Куликова, H. A. Крылова, М. И.Лукьянова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
– идеи приоритетности семейных ценностей в становлении духовно-нравственных личностных качеств (А. Адлер, К. А. Абульханова-Славская, A. A. Бодалев, С. Л. Братченко, Г. С. Батищев, H. A. Бердяев, З. И. Васильцова, Г. Н. Волков, Л. Оллпорт, К. Роджерс, Б. Н. Пойзнер, Д. А. Леонтьев, Р. А. Мамхегова, В. А. Петровский, В. А. Сухомлинский, Т. А. Флоренская, Э. Фромм, К. Юнг);
– идеи системно-структурного, средового и синергетического подходов, рассматриваемые в контексте психолого-педагогических и социальных явлений и процессов формирования ценностей семьи (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, М. С. Каган, В. Е. Клочко, E. H. Князева, С. П. Курдюмов, М. Пригожин).
– идеи воспитания будущего семьянина, как одна из концептуальных идей социального формирования личности семьянина, рассмотрены в работах философов, социологов, демографов, педагогов: И. В. Бестужева-Лады, Е. И. Зритневой, И. С. Кона, В. И. Переведенцева, Н. Я. Соловьева, З. А. Сысенко, А. Г.Харчева и др.;
– этнорегиональные особенности воспитания семьянина на основе
этнической культуры и традиционных национальных ценностей получили
сво развитие в работах Б. М. Алимова, И. А. Арабова, Ш. А. Арсалиева,
Ю. Н. Асанова, Р. И. Байчоровой, В. М. Батчаева, Б. Х. Бгажнокова, Б. М.
Борлаковой, К. И. Бузарова, С. Ш. Гаджиева, Л. А. Гусейнова, К. С.
Дзагкоева, Х. В. Дзуцева, С. А. Егизарьянца, В. М. Зумакулова, И. Х. Калмыкова, Б. А. Калоева, И. Дж. Канукова, С. С. Киржинова, Ф. Т. Кущетеровой, А. А. Магомедова, М. А. Меретукова, А. И.Мусукаева, Г. Ю.
Нагорной, Ю. Н. Намитокова, Ш. А. Мирзоева, Я. С. Смирнова, Л. Х.Тедеева, Я. В. Чеснова, З. Б. Цаллаговой, И. М. Шаманова.
Теоретическую основу исследования составили: основополагающие идеи К. Д. Ушинского о народности в воспитании; П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. о развитии и формировании гуманизма личности, формировании потребности в семье, получившие развитие в работах отечественных психологов А. А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Р. С. Немова, А. В. Петровского, а также педагогов О. С. Богдановой, Г. Н. Волкова, Р. Г. Гуровой, М. Б. Гуртуевой, К. Б. Семнова и др.
Аксиологический и культурологический аспекты проблемы, положения
о взаимодействии этнической и общечеловеческой культуры в формировании
потребности в семье и приобщении к семейным ценностям отражены в
работах таких ученых, как К. Г. Азаматов, Л. И. Анцыферова, Е. П.
Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, З. И.Васильцова, Г. Н.
Волков, В. П. Зинченко, А. Э. Измайлов, А. В. Кирьякова, А. С.Койчуева,
О. Д. Мукаева, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Ш. А. Мирзоев, А. П.
Орлова, К. Б. Семенов, К. Х. Унежев, Я. И. Ханбиков, В. К. Шаповалов, И. А. Шоров и др.
Проблемы взаимодействия школы и семьи в формировании семейных ценностей и потребности в семье раскрыты в трудах Ю. К. Бабанского, B. C. Безрукова, П. Ф. Каптерева, Б. Т. Лихачева, П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, С. Л. Соловейчик, В. А. Сухомлинского и мн. др.
Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе был использован комплекс – методов:
– теоретического уровня: анализ психолого-педагогической,
философской, социологической научной литературы, программной
документации по теме исследования;
– эмпирического уровня: тестирование, опрос, анкетирование, включенное наблюдение, ранжирование (методика изучения ценностных ориентаций по методу М. Рокича); индивидуальные и групповые беседы, анализ продуктов деятельности старшеклассников (самоотчеты, сочинения); количественный и качественный анализ полученных данных: методы экспертных оценок и самооценки личности; эксперимент.
Организация и этапы исследования:
Первый этап (2009-2010 г.г.) – изучение проблемы приобщения к
семейным ценностям и потребности молодежи в семейной жизни в
психолого-педагогической, философской, социологической научной
литературе; определение темы исследования; рассмотрение понятийного
аппарата исследования; уточнение его теоретико- методологической основы; формулирование гипотезы исследования; выбор базы исследования.
Второй этап (2011-2013 г.г.) – разработка теоретических положений
рассматриваемой проблемы; согласование со школами путей и средств
воспитательной работы по формированию семейных ценностей у
старшеклассников в образовательном процессе экспериментальных школ;
составление совместно с учителями, участвующими в эксперименте,
программы экспериментальной части исследования; проведение
констатирующего эксперимента.
Третий этап (2014-2016 г.г.) – проведение формирующего
эксперимента по формированию семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательной школе Карачаево-Черкессии; анализ и систематизация данных заключительной диагностики; оформление материалов исследования.
База исследования. В исследовании приняли участие 277 учащихся
старших классов (экспериментальные классы) и 135 учащихся ( контрольные
классы) средних школ Карачаево-Черкесской республики: №1 г.
Карачаевска, Правокубанской школы Карачаевского района, средних школ № 4, №16 г.Черкесска, Сары-Тюзской СОШ Усть-Джегутинского района;, а также – 65 педагогов средних образовательных школ Карачаево-Черкесской республики косвенно участвующие в исследовании, из них 32 – непосредственные участники педагогического эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– расширено научное знание о сущности процесса формирования
семейных ценностей, которое характеризуется приобщением учащихся к
нравственным основам взаимоотношений в семье в сочетании традиционных
норм и правил, определяемых этнокультурными традициями народов
Карачаево-Черкесии, культурно-историческим опытом формирования
семейных ценностей и новых реалий современного российского общества;
– определены сущностные характеристики формирования семейных
ценностей у старшеклассников: знаниевый компонент (духовно-
нравственные и морально-этические основы семьи, соответствие моральным
требованиям этноса, обеспечение репродуктивного воспроизводства),
эмоционально-ценностный (приоритет семьи и семейных взаимоотношений;
взаимоуважение и взаимовыручка членов семьи, геронтотимия;
нравственные идеалы; помощь и покровительство младшим; эмпатия и
сострадание; морально-нравственные принципы), мотивационный
(позитивные тенденции в системе целеполагания и обретения жизненных смыслов в создании семьи, развития эмоционально-оценочных, нравственно-регуляторных и деятельностно-коммуникативных характеристик субъектов
создания семьи), деятельностный (интериоризация ценностей семьи во внутренний план личности и их экстериоризация);
– выявлены и эмпирически проверены педагогические условия
формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих
этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии, в рамках чего
предложена концептуальная модель, представляющая целостное единство
теоретико-методологического, целевого, содержательного, организационно-
деятельностного и оценочно-результативного блоков формирования
семейных ценностей у старшеклассников;
– разработан и реализован спецкурс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
– определены теоретико-методологические основы формирования
семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих
этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии (приоритет семьи и
семейных ценностей; взаимоуважение и взаимовыручка членов семьи,
геронтотимия; нравственные идеалы; помощь и покровительство младшим;
эмпатия и сострадание и др.), что вносит значительный вклад в развитие и
обогащение теоретико-методологических основ семейного воспитания
старших школьников на региональном уровне;
– уточнен, конкретизирован и расширен понятийно-
терминологический аппарат теории формирования семейных ценностей (базовые ценности – горский семейный уклад и традиционный образ жизни; ответственное отношение к семье и семейной жизни; позитивное отношение к традиционной семье и опыту предков; отношение к семье как к основе жизни; духовные основы семьи, любовь и уважение членов семьи друг к другу; целомудрие, нравственность и ответственное отношение к вопросам половой жизни); критерии (знаниевый, эмоционально-ценностный, мотивационный, деятельностный); показатели сформированности семейных ценностей (высокий, средний, низкий);
– обоснованы общие закономерности формирования у
старшеклассников семейных ценностей: продуктивность, активность всех субъектов продуктивного взаимодействия (старшеклассники, учителя, родители) по приобщению к семейным ценностям, ценностно-смысловое единство субъектов организованного педагогического взаимодействия по формированию у старшеклассников семейных нравственных ценностей, этикетных норм, принятых в семейном обиходе);
– обобщн аксиологический и культурологический потенциал этнокультуры, педагогический потенциал учебных дисциплин и этнический
опыт народов Карачаево-Черкесии в отношении формирования потребности в семье и приобщению к семейным ценностям;
– уточнены принципы, критерии, функции, направления, этапы
формирования у старшеклассников семейных ценностей и потребности в
семье с позиций аксиологического, этнопедагогического,
культурологического и средового подходов.
Практическая значимость исследования: программа и методические рекомендации спецкурса «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», основанные на идее аксиологической и этнокультурной направленности ценностно-ориентированного процесса приобщения к семейным ценностям и формирования у старшеклассников потребности в создании семьи, прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе экспериментальных школ и рекомендованы с целью оптимизации процесса освоения семейных ценностей и подготовки школьной молодежи к семейной жизни к использованию в образовательных учреждениях Карачаево-Черкесской республики. Материалы исследования могут быть использованы для составления лекционного курса по семейной педагогике, в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, в вузах и среднепрофессиональных учебных заведениях.
Личный вклад автора заключается в формировании теоретико-
методологической базы исследования; определении, конкретизации,
обосновании и расширении понятийно-терминологического аппарата теории
формирования семейных ценностей; теоретическом обосновании роли
этнической культуры и ведущих этнопедагогических идей народов
Карачаево-Черкесии в формировании семейных ценностей у подрастающего
поколения; разработке, обосновании и апробировании педагогических
условий формирования семейных ценностей в учебно-воспитательном
процессе школы и доказательстве их эффективности; обосновании модели
формирования семейных ценностей, критериев и показателей
сформированности семейных ценностей; организации опытно-
экспериментальной работы по обозначенной проблеме; интерпретации
полученных данных и обобщении результатов исследования.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и
рекомендаций обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных
предмету, цели и задачам исследования; значительной выборкой
старшеклассников; сочетанием качественного и количественного анализа
материала, проверкой разработанных рекомендаций в учебно-
воспитательном процессе экспериментальных школ и положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Формирование у молодого поколения семейных ценностей, как совокупности представлений о семье, опосредующих в будущем выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия (потребность в семейном образе жизни, приоритет семейно-групповых интересов над индивидуально-личными; солидарность поколений в семье, основанная на взаимоуважении и взаимовыручке; осознанное и ответственное родительство; целомудрие и пр.) опосредован детерминантами (социальная жизнь, воздействие семейного уклада и семейного коллектива, средств массовой информации, литературы, кинематографа, институтов воспитания и социализации и др.), имеющими как позитивный, так и негативный характер влияния, что обуславливает необходимость целенаправленного создания педагогических условий для успешного осуществления этого процесса.
-
Педагогическими условиями формирования семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии являются:
– организационные: аксиологическая, этнопедагогическая и
культурологическая направленность содержания образования, оптимизация
методов и форм обучения и воспитания, реализуемые посредством введения
в образовательное пространство школы ведущих этнопедагогических идей
народов Карачаево-Черкесии в отношении семьи; реализации в
образовательном процессе модели формирования семейных ценностей; наличие в общей концепции воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении программы факультативного спецкурса для старшеклассников «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии»»; подготовка педагогов к реализации деятельности по формированию семейных ценностей у старшеклассников;
– установочно-целевые: ориентация целей и задач образовательного процесса на формирование семейных ценностей у старшеклассников на основе концепций развития личности, личностно-ориентированном и аксиологическом подходах; учет психолого-педагогических особенностей старшего школьного возраста;
– логико-структурные: разработка воспитательной технологии, предполагающей определенную этапность в формировании семейных ценностей у старшеклассников;
– дидактические: внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения; использование в образовательном процессе школы
оптимальных методов и форм обучения и воспитания, направленных на
приобщение к семейным ценностям старших школьников, обеспечивающих
сочетание новых тенденций общественного и социального развития с
традиционными нормами организации семейной жизни в отдельно взятой этнокультуре;
– диагностико-результативные: поэтапная диагностика
сформированности семейных ценностей у старшеклассников.
-
Процесс формирования семейных ценностей оптимизируется при реализации целевой программы, включающей обязательный элемент – факультативный учебный курс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии», в содержательном компоненте которого основную часть занимает этнокультурный материал о брачно-семейных отношениях.
-
Процесс формирования семейных ценностей у старшеклассников средствами народной педагогики – поэтапный, последовательный и целенаправленный. Этапы: презентация, отбор ценностей, иерархия и субординация принятых ценностей, превращение ценностей в мотивы действия, реализация ценностей в соответственном поведении и возникновение постоянной потребности в семейных ценностях). Критерии: знаниевый, эмоционально-ценностный, мотивационный, деятельностный. Показатели сформированности семейных ценностей (высокий, средний, низкий).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики и педагогических технологий, на семинарах аспирантов ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева»,
а также осуществлялась через публикацию статей, сборников,
коллективной монографии, в том числе размещения информации в Interenet, в рамках выступлений на:
– Международной научно-практической конференции
«Инновационные подходы к совершенствованию воспитательной работы в учреждениях образования» (пос. Нижний Архыз, 2010 г.);
– XI региональной научно-практической конференции «Рациональные пути решения социально-экономических и научно-технических проблем региона» (Черкесск, 2011 г.);
– III Международной научной конференции «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011 г.);
– Международной научно-практической конференции «Теоретико-методологические основы и практика современного воспитательного процесса в учреждениях образования» (Черкесск, 2011 г.);
– II Международной научно-практической конференции «Роль молоджи в формировании гражданского общества» (Черкесск, 2015 г.);
– V международной научно-практической конференции «Достижения и проблемы современной науки» (Санкт-Петербург, 2016 г.);
– II международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук» (Прага, 2016 г.).
Разработанные рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ г. Карачаевска и Карачаевского района, в образовательный процесс факультета педагогики начального обучения ФГОУ ВПО КЧГУ им. У.Д.Алиева, в план работы секции учителей карачаевского языка и литературы КЧ РИПКРО; курс «Семейные ценности народов Карачаево-Черкесии» рекомендован для изучения в национальных школах республики.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,
Детерминанты формирования семейных ценностей у учащихся старших классов в современных социокультурных условиях
Решение актуальных психолого-педагогических проблем воспитания тесным образом связано с формированием ценностей семьи в контексте современных социокультурных реалий. В условиях всеобщей образованности, возможности активного участия женщин в социальных процессах и политической жизни матримониальные ценности для современного человека нередко отходят на второй план, уступая место профессиональным и ценностям карьеры.
История показывает, что содержание брачно-семейных отношений определяется степенью развитости общества, и выражается в том, что чем примитивнее общественные отношения, тем более выражены в брачно-семейном союзе чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. Более высокоразвитое общество поднимает роль в брачных отношениях таких аспектов, как этические, эстетические и социально-психологические.
Приобщение к семейным ценностям – фактор, который на всм протяжении развития человеческого общества выступает как основа развития института семьи. Семью как социальный институт характеризует содержание брачных отношений, а оно, в свою очередь, определяется степенью развитости общества.
Примитивные общественные отношения порождают ценности, в которых главное место в развитии семьи и в семейно-брачном союзе занимают хозяйственно-экономические и физиологические моменты. Более развитое общество, например, феодальное, усложняет брачные отношения, большую роль в нем играют религиозные, например, христианские мотивы, а с ослаблением влияния религии – мотивы социально-психологические, этические, эстетические, которые являются традиционными. Декларируемые впоследствии сексуальные мотивы появляются в более поздние времена – в индустриальном и постиндустриальном обществе. Для «традиционализма» уже характерным является более сложный родственно-семейный принцип организации общественной жизни, в котором ценности родства становятся выше, чем максимизация выгод индивида и экономическая эффективность. Другой подход предлагает модернизм, определяющий родство от социально-экономической и политической жизни, подчиняющий интересы родства экономическим целям индивида [76, с.37.,с.76].
Большая роль семьи в становлении личности определяется, как подчеркивает С. И. Голод, тем, что семья – основное место, где на основе развивающейся психики индивида начинается процесс освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений за счет реализации его генетически обусловленного потенциала, что становится началом становления его нравственности, освоения осваивает первых социальных ролей и развития начальных представлений о жизнеустройстве общества, которые формируют его индивидуальную логику социального поведения, умений нравственно и этически обосновывать цели деятельности и средства их достижения [7. с.57].
По мнению А. Н. Волковой, Т. М.Трапезниковой, проблемы семьи и брака имеют причиной то, что происходит «ломка традиционных семейных стереотипов в обыденном сознании, серьезнейшие социально – экономические трудности нашего бытия, общая дестабилизация сегодняшней социальной системы», которые «создают своеобразную конфликтогенную среду существования человека, усиливающую неустойчивость современной семьи» [60, с.34-38]. В связи с этим требуется особое внимание к семейно-брачным проблемам со стороны общества и государства, в том числе формирование семейных ценностей у молодежи. Обоснование подобной работы необходимо начать с рассмотрения дефиниций семьи для выявления ее ценностной основы.
Важным для определения методологии исследования явился анализ философской литературы начала XX в. Так, опираясь на взгляды русских религиозных философов (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, П. А. Флоренский), мы можем представить семью как неотъемлемую часть культуры, основной институт духовного воспитания индивида, «домашнюю школу» для формирования и развития личности. В русской философской мысли, благодаря трудам вышеуказанных мыслителей, определен концепт ценностного ядра российской семьи.
Как отмечает В. Я. Титаренко, в качестве сложного социального феномена можно отметить групповое сознание семьи, в котором содержится диалектическое единство общего и особенного. Общее определяет идентичность взглядов на жизнь, социальных норм, ценностных ориентаций и т.п., которые в большей или меньшей степени присущи вступающим в брак, и впоследствии является конечным продуктом жизнедеятельности семьи, результатом совместных форм деятельности супругов, общения, на основе чего возникает новая, более высокая степень общих ценностных ориентаций, как результат приобщения к ценностям семьи, оценок, норм, мнений, появившихся социальных чувств и других элементов сознания.»[ 206, с. 286].
Педагогические условия формирования семейных ценностей у старшеклассников в общеобразовательном учреждении на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево Черкесии
Большое внимание к вопросам воспитательной практики народов, формирования ценностей у подрастающего поколения на основе народной мудрости, нашло отражение в психолого-педагогических философских и других научных трудах мыслителей прошлого и ученых. Вместе с тем, дать полную характеристику развития педагогической мысли в отношении приобщения к нравственным ценностям семьи – сложная задача.
История развития человечества показывает, что у всех народов, наций, народностей, имеющих свою, отличную от других, этническую культуру, образ жизни, устоявшуюся систему жизнедеятельности, основным социальным институтом, обеспечивающим передачу социального и нравственного опыта, системы ценностей, а также норм этикета подрастающему поколению была семья.
Эта функция семьи сохранилась и в настоящее время – она и в современных условиях является основным фактором сбережения нравственных норм, национального менталитета, национальной культуры, духовности народов. При этом народная педагогика, как отрасль знаний, включает в себя обобщенный опыт семейного духовно-нравственного воспитания не только данного этноса, но и прогрессивный опыт, богатство знаний других народов в отношении семейного строительства, норм, половозрастной регуляции взаимоотношений, пополняя общечеловеческую культуру.
Выработан воспитательный арсенал нравственных средств, которые могут помочь в формировании нравственности личности, сформировать семейные ценности. Речь идт о возвращении наиболее значимых принципов построения горской семьи. Неизменная актуальность вопроса о применении национальных традиций формирования семейных ценностей у народов Северного Кавказа объясняется тем, что они в доступной форме передают национальные ценности подрастающему поколению, способствуют приобщению молодежи к этим ценностям, при этом сохраняют свою самобытность, универсальность, социальную значимость создания семьи как основы воспроизводства конкретно взятого народа, обеспечения его выживания.
В этнопедагогической литературе показано, что традиции горских народов в отношении семьи и брака отшлифовывались веками, наиболее жизнеспособные из них подкреплялись обычаями, обрядами, этикетными нормами, которые диктовали законы совместного проживания старшего и младшего поколения патриархальной семьи, моральные и этические нормы поведения в ней, а социально-нравственные устои народа олицетворяли собой его национальную культуру.
Вопрос трансляции ценностей, приобщения к ним, передачи, привития подрастающему поколению традиционной культуры своего народа, в том числе, семейной, всегда являлся краеугольным камнем воспитания подрастающего поколения. У любого народа этнопедагогические идеи отталкиваются от народного идеала, одновременно обогащая содержание этого образа. Формирование идеала человека, становление в этом контексте личности семьянина, развитие в нем нравственных начал, высших ценностей, отношения к родителям и детям всегда проходит через семью и предполагает в дальнейшем участие в общественной жизни, развитии национального менталитета, высших свойств национального характера, духовности, морали, нравственности и этических норм, что может решаться разумным использованием этнического опыта воспитательной практики предшествующих поколений [227]. История развития практики воспитания показывает, что новые ценности общечеловеческого бытия, в том числе, ценности семейной жизни, имеют в своей основе старые и вырастают из них, в соответствии с требованиями современного общества.
Между тем, развивающееся общество испытывает неизменную потребность по поводу сохранения и передачи следующим поколениям лучших национальных семейных традиций, обогащения подрастающего поколения семейными ценностями, использования их в сфере воспитания духовно-нравственной, эстетической, социальной, этической, экологической и бытовой культуры, в сфере межличностных отношений [215].
Переход от одного типа семьи к другой, изменения в потребностно-ценностной и смысловой сферах личности, анализ этих качественных изменений в структуре личности, приводят к мысли, что необходимо создавать новые идеалы в сфере семейно-брачных отношений.
Как известно, большая (патриархальная) семья или семейная община у народов Северного Каваказа явилась наиболее примитивной и древней формой семейных отношений. Она возникла на заре становления цивилизованного общества, когда в жизнедеятельности этноса были очень важны взаимопомощь и поддержка, и потому в ней прослеживаются отголоски первобытно-родового строя. Как правило, она состояла из 25-30 человек, отношения между членами семьи были основаны на строгом подчинении младших старшим. Как правило, главой семьи считался старший мужчина (хозяин дома), распоряжения которого не подвергались обсуждению, строго выполнялись, что было обязательным для всех домочадцев; в особенности это касалось лиц мужского пола, т.к. в женской половине дома, которой ведала жена главы семьи, распоряжалась женщина. Как явствует из многочисленных историографических и этнографических источников, проанализированных нами, в большой семье производилось разделение труда и хозяйства по половому и возрастному признаку: мужчины занимались работами вне дома, женщины – по дому. Дети помогали взрослым и в том и в другом случае [1; 3; 7; 93; 87; 88; 92; 274].
Разработка целевой программы формирования семейных ценностей у старшеклассников на основе этнокультурных традиций и этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии
Список А (терминальные ценности): – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). Эта ценность в этнопедагогике народов Карачаево-Черкесии существовала в следующих ценностных установках: стремление к преобразованию окружающего мира, позитивное отношение к миру природы, вещей, к людям. – жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). Это умение предвидеть результатов своего труда, которые помогали выжить в сложных природных условиях, умение проектировать будущее, обеспечить, приемлемые условия жизни и труда; – здоровье (физическое и психическое). В этнопедагогике выступало одной из приоритетных витальных ценностей, которые должны были обеспечить способностью к физическому труду, ремесленничеству; – интересная работа. В этнопедагогике горцев выступало ценностью, которая была связана с потребностями, интересами, способностями личности; – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве). Эта ценность предусматривала стремление к гармонии, присущей развивающейся личности, удовлетворенность потребности в возвышенных чувствах, имеющей цель поднять человека на уровень высоких личностных достижений в искусстве; – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Эта ценность имела особую значимость для удовлетворения потребностей личности в создании семьи, которая имела многочисленные функции; – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) – имела в этнопедагогике горцев четкую связь с трудовой деятельностью, так как труд считался основой благополучия как семьи, так и отдельной личности. – наличие хороших и верных друзей – высокочтимая горцами категория, имеющая в своей основе соблюдение традиции, гостеприимства и куначества; – общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) – выступает как следствие значимости соблюдения статусности, опирающейся не только на уважении к жизненному опыту, умению жить в коллективе, но и возрастным особенностям; – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) - особо уважаемые горцами ценности – ум, разум, познание, использование знаний в практической жизни и развития этнического сообщества; – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) - выступало у горцев как ценность реализации своих сил и способностей; – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) – условие творческого саморазвития, использование знаний, умений, навыков в ходе этого процесса; – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). В основном это праздники, предусмотренные сельскохозяйственным календарем, а также религиозные и семейные; – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) – является особо значимой в силу национального характера горцев, главными чертами которых является независимый свободолюбивый характер, стремление к самостоятельности; – счастливая семейная жизнь; предусматривало приобщение к семейным ценностям, к гармонии взаимоотношений, приобщению к семейной иерархии, согласно возраста и пола; – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). Формирование этой ценности основывалось на эмпатиности горцев способность к состраданию и милосердию, а также заложенные в этнопедагогических идеях обязанности перед старшими, немощными, инвалидами и т. д.; – творчество (возможность творческой деятельности) – выступает в этнопедагогике в качестве развития сущностных сил и способностей; – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Уверенность в себе воспитывалось на основе сравнительного анализа между реальным и идеальным, позитивной Я– концепций.
Дополнительные ценности, которые выделяет М. Рокич, у горцев входят в основные. Это: уважительность к родителям; сострадательность; милосердие; любовь к родным, семье, детям; любовь к родному очагу; духовные ценности; материальные ценности; ценности материнства; ценности отцовства; ответственное отношение к родительству.
Нам представляется, что именно на эти ценности надо делать основной упор при работе со старшеклассниками.
Список Б (инструментальные ценности) в этнопедагогике горцев воспринимаются как основа приобщения к терминальным ценностям, которые наряду с другими воспитательными мерами формируют у личности потребность в семье и способность обеспечить ее функционирование. – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. В основном к этим ценностям приобщают девушек. Народная педагогика придает особую значимость навыкам ведения домашнего хозяйства девушками, которые делают из дома уютный, теплый дом- крепость; – воспитанность (хорошие манеры). Эта ценность прививалась детям с раннего детства всеми горскими кодексами «тау адет», «адыге хабзе», «алашара» и др.; – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) также развивались под воздействием кодексов чести и этнопедагогических идей народов Карачаево- Черкесии; – жизнерадостность (чувство юмора); вырабатывалось в ходе семейного и социального взаимодействия; – исполнительность (дисциплинированность) – одно из условий формирования качеств мужчины (мужества, отваги, чести) и женщины в кодексах горских народов; – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – формировалась у детей в ходе приобщения к хозяйственной деятельности, выполнение поручений и т. д.;
Анализ экспериментальной работы по формированию семейных ценностей у старшеклассников на основе ведущих этнопедагогических идей народов Карачаево-Черкесии
Л. Б. Шнейдер, характеризуя семью как педагогическую микросреду развития личности ребенка, обозначила систему принципов семейного воспитания, которую мы на лекциях предложили как модель родительско-детских взаимоотношений в семье и использовали для родительского лектория в свом исследовании: – дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; – родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего; – воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; – диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; – личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; – воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; – все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре; – оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье [279, с.319-320].
Таким образом, видно, что открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме. На переломном этапе развития у общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. Со старшеклассниками были проведены занятия по следующей тематике: Этнопедагогический блок: семья и ее функции; национальные семейные ценности и их роль в формировании потребности в семье; этнические стереотипы поведения в семье; геронтотимия. Воспитание детей как раскрытие собственного личностного потенциала: половозрастные роли в семье; нравственные требования к вступающим в брак; этика общения в семье. Все они предусматривали следующие формы работы – анкетирование, беседа-дискуссия, лекции. Также мы ориентировались на проведение ролевых игр, диспута, тренинговых упражнений. Медико-гигиенический блок в какой-то мере является в этнопедагогическом плане замалчиваемым. Но сложившаяся ситуация заставляет нас провести работу в этом направлении. Темами обсуждения явились: – анатомия и физиология пола, особенности поведения – беседы отдельно для юношей и девушек; – проблемы здорового образа жизни: профилактика вензаболеваний и ВИЧ-инфекций; – контрацепция; аборт с применением наглядных пособий, схем, плакатов, видеофильмов, игр, лекций, упражнений, использовались также схемы, плакаты, карточки с названиями на лекциях, упражнениях; – интимность как нравственное понятие. Особенности полового влечения юноши и девушки. Беседа гинекологов и андрологов.
Экономический блок.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве будь то физические, а то и духовные силы своих взрослых членов, ведет свое натуральное хозяйство в селе, имеет свой бюджет, составляет план на развитие семьи, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, благоприятствует укреплению супружеских взаимоотношений, помогает нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети – лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным. Такое положение исключают этнопедагогические идеи – мужчина берт на себя роль добытчика, а женщина – воспитательницы.
Обсуждались с учащимися и основы ведения бюджета, режим экономии семьи. По планированию бюджета состоялась ролевая игра. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, в современном обществе встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, что является нарушением установок этнопедагогики на семейный уклад. На итоговом занятии было проведено обсуждение, подведение итогов.