Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы 15
1.1. Содержание, сущность и структура понятия «музыкальный вкус» 15
1.2. Влияние среды на формирование музыкального вкуса современных школьников 34
1.3. Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы .51
Выводы по первой главе .67
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы 69
2.1. Критерии и уровни сформированности музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы 69
2.2. Технология реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы .88
2.3. Динамика результатов работы по реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы 110
Выводы по второй главе 128
Заключение .132
Библиографический список .
- Влияние среды на формирование музыкального вкуса современных школьников
- Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
- Технология реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
- Динамика результатов работы по реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
Влияние среды на формирование музыкального вкуса современных школьников
В настоящее время одним из важнейших достоинств современной системы образования является развитие и саморазвитие личности школьника. В государственных образовательных стандартах второго поколения установлены требования к личностным, предметным и метапредметным результатам основной образовательной программы, где особое значение уделяется культурному становлению подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, развитию эстетических способностей, формированию художественно-эстетического вкуса.
Обратимся к основным составляющим данного понятия: «вкус», «эстетический вкус», «художественный вкус».
Рассматривая категорию «вкус» в историческом контексте, необходимо отметить, что как самостоятельное понятие оно появляется с конца XVII века (до этого времени данный термин означал одно из чувственных, «вкусовых» ощущений), обозначая способность понимать красоту и искусство и наслаждаться ими. Впервые в собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» данный термин употребил испанский мыслитель Бельтасар Грасиан-и-Моралес. По его определению, вкус представляет собой свойство духовного мира человека, является пересечением духовного опыта личности и культурного кода. «Наука и культура, – писал Грасиан, – два стержня, на коих красуются все достоинства, для вкуса, как и для ума, необходима культура». И тут же отмечал, что без искусства натура остается несовершенной [по 73 с.113].
Впоследствии понятие «вкус» переходит в европейскую эстетическую литературу, где постепенно становится одной из центральных эстетических категорий. С XVII до XIX века вокруг этой проблемы велись дискуссии, какова природа вкуса: рациональна или иррациональна; является ли он прирожденной или воспитываемой способностью; основа его – разум или чувство; имеют ли его решения всеобщее или индивидуальное значение.
Представители художественной мысли Англии XVIII-XIX веков, исходя из психологической трактовки вкуса, понимали его как чувство, страсть и эмоцию и, подчеркивали вслед за Д. Локком, роль принципа ассоциации в осмыслении восприятия и в оценке художественных произведений.
Отмечая величайшую непоследовательность и противоречивость в вопросах вкуса, Д. Юм определял норму вкуса как способ примирения разнообразных чувств и нахождения решения, которое позволяет одобрить одно и осудить другое чувство. Изысканный и утонченный вкус, по его мнению, формируется в том случае, если обратиться к тем принципам и образцам, установленным единодушным согласием и многовековым опытом народов, к художественной практике и исследованиям отдельных видов прекрасного [198].
Во Франции свое рационалистическое решение категория вкуса находит в трудах просветителей. Начиная с Н. Буало, здесь прочно устанавливается воззрение, согласно которому категория вкуса базируется на разумных началах. В качестве идеала вкуса рассматриваются образцы античного искусства. Согласно Ш. Батте, вкус является врожденной способностью человека воспринимать категорию прекрасного, оценивать прекрасное и создавать прекрасное [по 26].
В статье «Вкус» (Вольтер, Ш. Монтескье и д Аламбер), представленной в 7-м томе «Энциклопедии» (1757), «вкус» определяется как чувство различения прекрасного и недостатков во всех видах искусства. Наличие и уровень вкуса у индивида объясняется просветителями, с одной стороны, наследственностью, а с другой, – воспитанием [26, с.184].
В Германии данный термин был представлен в произведениях И.И. Вин-кельмана, И.Г. Зульцера и других немецких ученых. Однако особое внимание следует уделить теории И. Канта, который рассматриваемую категорию поставил в центр своей эстетической системы, тем самым подведя итог просветительской концепции вкуса. По его мнению, вкус не то, чтобы по непосредственному чув 17
ству нравится/не нравится воспринимать прекрасное, вкус – сложная интеллектуальная опосредованная способность: «Вкус есть способность судить о прекрасном, – утверждал И. Кант, – суждение вкуса не есть познавательное суждение, тем самым оно не логическое, а эстетическое суждение» [63, с.66]. Он считал, что польза вкуса негативна, его позитивное начало исходит от гениальности. В своем учении философ расширяет границы просветительской эстетики вкуса и тяготеет к культу гения как законодателя вкуса, характерного для эстетики романтизма. Описанные положения подводят черту под философским исследованием представленной категории.
В романтизме изучение данного термина сдвигается на периферию эстетики. Так, С.Т. Кольридж определяет вкус как «интеллектуальное восприятие того или иного предмета, смешанное в какой-то степени с удовольствием или неудовольствием, вызываемым предметом». Также он отмечает органичную связь вкуса с интуицией, включающей рассудок, разум, воображение и фантазию [74].
Представители русской эстетической мысли конца XVIII – начала XIX вв. (В.Г. Белинский, А.Ф. Мерзляков, Н.Г. Чернышевский) трактовали вкус как совокупность определенных правил чувства, истоком которых является удовольствие, а функцией – обеспечение подражания природе. А.Ф. Мерзляков усматривал во вкусе «судью всех творений ума воображения», оказывающего определенное влияние на «весь круг истинного просвещения»; «без него нет искусства». Также он отмечал, что он не зависит ни от одной из способностей рассудка, а является «способностью ощущать удовольствия при красотах» [156].
В контексте становления неклассической парадигмы философии и науки происходит переосмысление аппарата классической эстетики, в частности, ряд традиционных эстетических категорий, включая и вкус, теряют свою актуальность [26].
Следует отметить, что и ученые-современники также проявляют интерес к данному феномену, исследуя различные его модификации (эстетический, художественный, художественно-эстетический и т.д.). Рассмотрим подробнее каждое из них. Так, Б.Т. Лихачев определяет эстетический вкус как «способность ребенка к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств» [93, с.10].
Ш.М. Герман и В.К. Скатерщиков характеризуют эстетический вкус как «систему конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающуюся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и о добре» [35, с.173].
С.Х. Раппопорт определяет эстетический вкус, как «способность личности давать оценку феноменам бытия в контексте дихотомии прекрасного и безобразного» [68, с.72].
Е.А. Малыгина под эстетическим вкусом понимает «способность к оценке, восприятие прекрасного и выразительного в жизни и в искусстве, пристрастия и склонности, которые определяют культуру человека в мыслительной и трудовой деятельности, в поведении, речи» [98, c.10].
Рассматривая эстетический вкус как инструмент культуры, М.С. Каган представляет его достаточно сложным, трехслойным образованием, где нижний слой – определенная духовная потребность; средний – способность отличать подлинные ценности от мнимых; верхний – способность личности идентифицировать эстетические категории и рефлексировать свое отношение к ним [61].
С.Х. Раппопорт, рассматривая природу эстетического вкуса, отмечает, что вкус, может быть сходным у множества людей, так как складывается в их общественном сознании и присваивается в ходе овладения социально-историческим опытом, но в то же время и многообразен, поскольку каждый человек овладевает им в соответствии с особенностями своей личности. Он пишет: «Вкус – не прирожденная, а приобретенная способность, поэтому необходимы специальные усилия для его активного формирования и развития» [68, с.75].
Обоснование педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
В предыдущей главе было установлено, что на формирование музыкального вкуса современных школьников-подростков особое влияние оказывают семья, школа, культурно-досуговые учреждения, учреждения культуры и средства массовой информации. Это подтверждают и результаты анкетирования учителей музыки общеобразовательных школ города Ельца Липецкой области (краткие опросники (Приложение №1) использовались с целью изучения состояния проблемы исследования, ее актуальности и позволили составить общее представление о музыкальных предпочтениях современных школьников). Кроме того, педагоги отмечают, что каждый в своей работе испытывал трудности в формировании музыкального вкуса у учащихся средних классов, тем самым еще раз подтверждая актуальность нашего исследования. Среди основных причин, препятствующих этому процессу, они выделяют упадок общей культуры (не только подрастающего поколения, но и общества в целом), сложности и недостатки в воспитании семьи, влияние музыкально-информационного окружающего пространства. Совершенно очевидно, что самым доступным источником музыкальной информации для подрастающего поколения сегодня, по их мнению, является интернет и телевидение. Вследствие этого в рамках нашего исследования возникла необходимость провести анализ музыкальных телепередач наиболее доступных для школьников каналов телевидения, таких как «Первый канал», РТР, Культура, НТВ, СТС. Временной период также являлся неслучайным и определялся возможностью выявления связи между учебным материалом, изучаемым в школе, и музыкальными передачами, предлагаемыми телевидением, а также захватывал период школьных каникул, когда у учащихся больше свободного времени для получения музыкального самообразования. В ходе анализа была составлена таблица (Приложение №2), в которую были внесены все музыкальные передачи, проходившие в период с 1 сентября 2009 года по 14 января 2010 года на ведущих каналах телевидения. Итоговые данные приведены в таблице №1.
Простой арифметический расчет показывает, что за неделю на телевидении проходит примерно 25-30 музыкальных передач, в то время как в школе дети имеют возможность посетить лишь один урок музыки. Это еще раз подтверждает тот факт, что телевидение оказывает более существенное влияние на формирование музыкального вкуса учащихся, чем уроки музыки в школе.
Анализируя музыкальные передачи, звучащие на телевизионных каналах, мы отмечаем преобладание популярной (легкой) музыки, которая на сегодняшний день в большей степени не является «ценной» с художественно-эстетической и педагогической точки зрения и довольно часто не выдерживает никакой критики. Наибольшего внимания заслуживает канал «Культура», на котором представлены такие передачи как «Собрание исполнителей», «Музыкальный момент», «Исторические концерты», международный телевизионный конкурс юных исполнителей «Щелкунчик» и многие другие. Тем не менее, перечисленные программы не рассматриваются учителями музыки как одно из действенных средств в развитии музыкального вкуса и воспитании любви к музыкальному искусству.
На следующем диагностическом этапе основное внимание было уделено изучению реальных музыкальных предпочтений школьников, а также роли учителя музыки в их формировании. Общее количество учащихся средних классов (280 человек), обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Ельца Липецкой области: №5, №11, №15, №23.
Проведенное анкетирование позволило выявить специфику решения задач музыкального воспитания в общеобразовательных школах. При разработке и составлении анкеты в полном объеме нами учитывались общепедагогические требования, так как нам важно было создать компактный, предельно доступный для использования документ, который содержал бы максимум информации не только количественного, но и качественного содержания. Целью анкеты стало определение: а) реальных музыкальных предпочтений вкуса школьников-подростков; в) желания общаться с музыкой; г) влияния урока музыки и внеурочной деятельности на формирование му зыкального вкуса школьников. Анкета состояла из 15 вопросов различных по форме: - открытые вопросы, например: «Каких композиторов-классиков ты знаешь?». Такие вопросы полностью отражают индивидуальные предпочтения и знания учащихся; - закрытые вопросы, например: «Какая музыка тебе нравится?» (классическая, эстрадная, народная, духовная). По нашему мнению, преимуществом таких вариантов вопросов является не только быстрая обработка данных, но и сокращение времени при заполнении анкеты;
- несколько вопросов совмещали два предыдущих типа, например: «Что тебе нравится в выбранной музыке?» (музыка, голос исполнителя, слова песни, другое).
Однако анализ анкет показал, что возможность произвольного ответа использовали лишь немногие. Перед описанием результатов анкетирования следует отметить, что выборку составили учащиеся средних классов общеобразовательных школ города (280), из которых лишь 29 детей учатся (или учились) в музыкальных школах, школах ис 72 кусств. Таким образом, только 10,3% от общего числа исследуемых получают или получали некоторые дополнительные знания в области музыкального искусства. Кратко представим результаты, полученные с помощью предложенной анкеты. Первая группа вопросов была направлена на отношение школьников-подростков к музыкальному искусству (Приложение № 3). Вторая группа вопросов определяла факторы, влияющие на формирование их музыкального вкуса (Приложение № 4).
Следующая группа вопросов была направлена на выявление реального музыкального вкуса и предпочтений учащихся средних классов (Приложение № 5). Так, отвечая на вопрос, «Каких современных композиторов и исполнителей ты знаешь?», учащиеся должны были вспомнить фамилии современных композиторов и исполнителей. Большинство ребят перечислили только фамилии и имена исполнителей – 86% (241), только 2,5% (7) назвали фамилию И. Крутого или И. Николаева, 11,4% (32) учащихся не справились с заданием.
Вопрос № 12 – «Каких композиторов-классиков ты знаешь?» – вызвал затруднения у 15,4% (43) школьников, остальные называли, в основном, фамилии Э. Грига, Л. Бетховена, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Ф. Шуберта.
При ответе на вопрос «Музыку каких композиторов, исполнителей или групп тебе хотелось бы слушать чаще?», 98,6% (276) учащихся привели примеры эстрадных исполнителей, среди которых отмечали Билана, Бандереса, Серегу, группы «Дискотека Авария», «Мумий тролль», исполнителей из «Фабрики звезд» и др.
В связи с тем, что в последнее время на экранах телевидения (в рекламах, заставках, художественных и мультипликационных фильмах) довольно часто можно услышать классическую музыку, школьникам был задан вопрос «Знакома ли тебе музыка, звучащая на ТВ?». 80% (224) учащихся ответили «да», но назвать эти произведения не смогли, остальные – 20% (56) ответили – «нет».
Технология реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о наличии у школьников определенных представлений о музыкальном искусстве, стремлении к приобретению глубоких и прочных знаний о музыке, а также самообразованию и само 124 совершенствованию, что подтверждает вывод о повышении уровня их познавательно-активного отношения к музыкальному искусству.
Положительная динамика оценочного отношения школьников к музыкальному искусству по таким показателям как глубина эмоциональных переживаний, умение анализировать и критически оценивать явления музыкального искусства, наличие способности ориентироваться в ценностях музыкального наследия прошлого и настоящего статистически доказывалась на основании многофункционального -критерия Фишера [121; 160]. Выбор данного критерия обоснован тем, что оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок (в нашем случае контрольной и экспериментальной групп), в которой зарегистрирован интересующий нас эффект – увеличение уровня оценочного отношения к музыкальному искусству.
Сформулируем гипотезы: H0: доля школьников, у которых наблюдалось увеличение уровня оценочного отношения к музыкальному искусству в экспериментальной группе не больше, чем у школьников контрольной группы. H1: доля школьников, у которых наблюдалось увеличение уровня оценочного отношения к музыкальному искусству в экспериментальной группе больше, чем у школьников контрольной группы. Для сопоставления данных экспериментальной и контрольной групп по процентной доле увеличения уровня оценочного отношения к музыкальному искусству построим таблицу № 14.
Так как эмпирическое значение критерия попало в зону значимости, то нулевую гипотезу отклоняем, следовательно, доля школьников, у которых наблюдалось увеличение уровня оценочного отношения к музыкальному искусству в экспериментальной группе больше, чем у школьников контрольной группы.
Итак, статистический анализ данных позволяет сделать вывод диагностического исследования относительно рассматриваемых компонентов музыкального вкуса школьников: наблюдаются значимые изменения по каждому исследуемому нами критерию у учащихся экспериментальной группы, тогда как у учащихся контрольной группы значимых изменений по аналогичным критериям не выявлено. Кроме того, и процентное соотношение распределения учащихся 5-6 классов по трем уровням (в зависимости от набранной суммы баллов) на контрольном этапе эксперимента свидетельствует о положительной динамике сформированно-сти музыкального вкуса в целом, что наглядно представлено на диаграмме № 4.
Уровни сформированности музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил положительную динамику развития мотивационно-ценностного, когнитивного и оценочно-рефлексивного компонентов, характеризующих эффективное формирование музыкального вкуса у подавляющего большинства учащихся экспериментальной группы. Это выразилось в заинтересованности школьников музыкальным искусством различных жанров, стилей и направлений, их стремлением к приобретению и практическому применению полученных знаний о музыке.
Проведенная практическая работа подтвердила правильность предположения о том, что школьников необходимо «…постепенно вводить в самый широкий круг эмоциональных состояний так необходимых личности в различных ситуациях действительности» (А.Н. Малюков). Именно эмоции, эмоциональные переживания, впечатления, ценностные ориентиры отличают урок музыки от множества других; любая деятельность на таких занятиях должна быть окрашена эмоциональным переживанием. Эмоциональная отзывчивость ребят, наличие умения вслушиваться в музыку, анализировать ее позволили нам судить о сформирован-ности способности к саморазвитию школьников.
Мы отметили, что зачастую эмоции учащихся были вызваны соответствующими эмоциями педагога-музыканта и той соответствующей мотивационно-ценностной установкой перед прослушиванием музыкального произведения, а личностная значимость произведения искусства осознавалась на занятиях нагляднее всего именно благодаря ценностному отношению к ней самого учителя музыки. Сильное эмоциональное переживание являлось точкой отсчета в формировании музыкального вкуса школьников, которое в первую очередь серьезно повлияло на отношение учащихся средних классов не только к явлениям музыкального искусства, но и к педагогу-музыканту.
Результаты проведенного исследования показали, что если не подкреплять полученные музыкальные впечатления общением и музыкально-творческой деятельностью за пределами урока музыки, то стремление к художественным занятиям имеет тенденцию снижения. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности, учет влияния среды в работе педагога-музыканта постепенно меняет взгляды школьников на музыкальное искусство, когда каждая последующая встреча с ним приводит не только к обогащению их знаний о музыке и расширению музыкального кругозора, но и к проявлению умения анализировать произведения с позиции художественной ценности.
Таким образом, итоги нашего исследования позволяют утверждать, что эффективность формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы (переход на более высокий уровень) обеспечена внедрением в образовательный процесс технологии реализации следующих педагогических условий: - активное вовлечение школьников в организацию урочной и внеурочной деятельности с целью расширения их музыкального кругозора; - обеспечение эмоциональной насыщенности музыкальных занятий за счет вариативности музыкального материала, обусловленного оптимальным сочетанием образцов классического и современного музыкального искусства;
Динамика результатов работы по реализации педагогических условий формирования музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы
Современное положение сферы общего музыкального образования порождает ряд актуальных проблем, одна из которых, рассматриваемая в контексте нашего исследования, формирование музыкального вкуса школьников-подростков. В данной работе мы обозначили конкретные пути ее решения с учащимися 5-6 классов общеобразовательной школы и представили полученные результаты.
В соответствии с замыслом диссертационного исследования нами осуществлен теоретический анализ понятия «музыкальный вкус»; раскрыто его содержание и сущность через характеристику мотивационно-ценностного, когнитивного и оценочно-рефлексивного компонентов. В ходе изучения литературы установлено, что данный феномен является и разновидностью художественно-эстетического вкуса, и компонентом музыкально-эстетического сознания как составляющей музыкальной культуры личности в целом.
Необходимым направлением проведенного исследования стало рассмотрение вопроса о влиянии среды на формирование музыкального вкуса современных школьников. В связи с этим в настоящей диссертации проанализированы понятия «среда», «культурно-образовательная среда», детально раскрываются факторы, оказывающие различное влияние на исследуемый процесс у учащихся 5-6 классов, такие как семья, школа, СМИ, учреждения культуры и дополнительного образования детей.
Систематизация данных теоретических положений способствовала определению координирующей и направляющей роли педагога-музыканта в формировании музыкального вкуса современных подростков, ведущим методологическим ориентиром деятельности которого стал средовой подход, позволяющий не только соотнести исследуемый процесс с реальной жизнью подрастающего поколения, но и усилить позитивные воздействия на школьников в условиях культурно-образовательной среды. В связи с этим в работе представлен комплекс педагогических условий, учитывающий реалии сегодняшнего дня и способствующий эффективности исследуемого процесса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
В соответствии с целью и задачами исследования, в ходе опытно-экспериментальной работы нами была разработана технология реализации взаимосвязанных педагогических условий, в которой, учитывая музыкальные интересы и пристрастия современных школьников-подростков, особое место отводилось «фактору современности» и прослеживалась взаимосвязь музыкальных традиций прошлого и настоящего.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Под феноменом «музыкальный вкус» мы понимаем разновидность художественно-эстетического вкуса и рассматриваем его как познавательно-ценностное отношение личности к музыке, проявляющееся в способности понимать, оценивать и адекватно воспринимать произведения музыкального искусства.
Формирование музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов, с нашей точки зрения, - это педагогически управляемый процесс, направленный на осознание школьниками ценностей музыкального искусства с целью дальнейшего их ориентирования в огромном мире разнообразной музыки.
2. Осмысление социокультурной и образовательной ситуации, изучение опыта педагогов-практиков позволили нам обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, включающий: активное вовлечение школьников в организацию урочной и внеурочной деятельности с целью расширения их музыкального кругозора; обеспечение эмоциональной насыщенности музыкальных занятий за счет вариативности музыкального материала, обусловленного оптимальным сочетанием образцов классического и современного музыкального искусства; приобщение школьников к различным видам музыкаль 134 ного искусства посредством широкого использования современных информационных технологий.
3. Теоретическое обоснование структурных компонентов музыкального вкуса позволило нам сформулировать критерии и соответствующие им показате ли: мотивационно-ценностное отношение школьников к музыкальному искусству (относительная сформированность обоснованных музыкальных предпочтений, устойчивость мотивационных ориентиров, необходимость в общении с разнооб разной музыкой, осознание ценностей музыкального искусства); познавательно активное отношение школьников к музыкальному искусству (наличие определен ных представлений о музыкальном искусстве, тяготение к приобретению глубо ких знаний о музыке, стремление к самообразованию и самосовершенствованию); оценочное отношение школьников к музыкальному искусству (глубина эмоцио нальных переживаний, умение анализировать и критически оценивать явления музыкального искусства, способность ориентироваться в ценностях музыкального наследия прошлого и настоящего).
В работе были выявлены три уровня сформированности музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы: недопустимый, допустимый и оптимальный, каждый из которых включает комплексную оценку структурных компонентов исследуемого феномена.
4. В ходе формирующего этапа эксперимента апробирована технология реа лизации обоснованных нами педагогических условий формирования музыкально го вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы, в которой, учиты вая музыкальные интересы и предпочтения современных школьников подростков, особое место отводилось «фактору современности» и прослежива лась взаимосвязь музыкальных традиций прошлого и настоящего.
5. Результаты опытно-экспериментальной работы, показывая положитель ную динамику уровня сформированности исследуемых показателей, свидетель ствуют о том, что педагогические условия, реализованные в ходе внедрения тех 135 нологии, обеспечивают эффективное формирование музыкального вкуса у учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Тем не менее, проведенное нами исследование не претендует на окончательное решение данной проблемы и позволяет продолжить изучение путей, связанных с совершенствованием процесса формирования музыкального вкуса у разных возрастных групп в различных образовательных условиях.