Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Базарова Гульнур Зарипхановна

Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)
<
Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае) Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Базарова Гульнур Зарипхановна. Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае): диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Базарова Гульнур Зарипхановна;[Место защиты: Пятигорский государственный лингвистический университет].- Пятигорск, 2016.- 239 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников .

1.1. Проблема ценностного отношения школьников к этнической культуре в педагогической аксиологии

1.2. Педагогический потенциал использования этнических ценно- стей туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, в современной образовательной практике .

1.3. Ценностное отношение младших школьников к этнокультур- ному наследию как теоретическая и прикладная проблема педа-гогики

Выводы по главе 1 72

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса в практике современной школы

2.1. Цель, задачи, методы и процедура эмпирического исследования 76

2.2. Особенности ценностных ориентаций младших школьников: данные констатирующего эксперимента

2.3. Формирование ценностного отношения младших школьников к культурному достоянию туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае: данные формирующего эксперимента

2.4 Внедрение программы формирования ценностного отношения 145

младших школьников к традициям туркменской культуры в пе дагогическую практику: данные контрольного эксперимента .

Выводы по главе 2 156

Заключение 161

Библиографический список 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование ценностного отношения младших школьников к этнической культуре разных народов является одной из важных предметных областей педагогической науки и практики. В этой связи возникает необходимость обосновать педагогические условия формирования ценностного отношения к этническому наследию у младших школьников, проживающих и обучающихся в особых условиях - в условиях многонациональных регионов Российской Федерации. Одним из таких регионов является Ставропольский край, в котором компактно проживают представители туркменского этноса (Благодарненский, Нефтекумский, Туркменский районы).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2015 годы)» определяют, что формирование ценностного отношения к этнокультурному наследию народов нашего многонационального отечества является приоритетной задачей, требующей педагогического осмысления.

Ценностное отношение к этнической культуре - базовая функция социализации человека, определяющая не только важность бережного отношения и любви к своим корням, но и уважительного отношения к этнокультурным достижениям других народов. Предпосылками формирования этнокультурных ценностей в младшем школьном возрасте являются интенсивное развитие национальной идентичности, эмоциональной сферы, познавательных интересов, нравственных форм поведения и освоения разных видов деятельности. Эти показатели в структуре личности обеспечивают школьнику успешное взаимодействие с представителями различных этносов и культур. Использование этнокультурного фактора и культурно-исторических традиций в воспитании молодого поколения являются основой формирования ценностного отношения личности к культуре различных этносов.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена потребностями педагогической науки и практики в обосновании эффективных педагогических условий формирования ценностного отношения личности к этнокультурным достижениям народов, компактно проживающих в едином геополитическом пространстве.

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблема выявления педагогических условий формирования ценностного отношения к этнической культуре разных народов как детерминанте развития личности младшего школьника находится на

стыке нескольких направлений исследовательских изысканий.

К настоящему времени изучены концептуальные вопросы формирования межличностных, социальных и этнокультурных отношений, положенных в основу государственной политики Российской Федерации в области межэтнических отношений (Р.Г. Абдулатипов, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский и др.); особенности полиэтнической и этнопедагогической среды в образовательных, спортивных, развлекательных, производственных учреждениях (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк и др.); технологии формирования этнической культуры и межэтнической коммуникации подрастающего поколения (Н.В. Барышников, Л.Н. Бережнова, В.И. Щеглов и др.).

Особое место среди этнопедагогических исследований занимают работы, посвященные культурным традициям народной педагогики (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, А.Ф. Григорьев, Л.Н. Кубашичева, Ш.А. Мирзоева, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, Т.Г. Стефаненко, Л.Б. Шнейдер, И.А. Шоров и др.).

Достаточно глубоко исследованы вопросы формирования национального самосознания, национальной ментальности, идентичности, адаптивного поведения человека в этнокультурной среде (З.Н. Алибе-кова, Р.А. Додонов, З.В. Корнаева, Р.М. Кочкаров, Г.А. Михеева, А.А. Цахоева, В.К. Шаповалов и др.).

В проблемном поле этнопедагогических исследований находится поликультурное образование в Российской Федерации в целом и на Северном Кавказе в частности (А.Ю. Белогуров, И.С. Бессарабова, В.В. Лезина, З.А. Малькова, Д.М. Назаров, Л.Л. Супрунова и др.).

В работах современных отечественных и зарубежных авторов обозначены некоторые сравнительно-сопоставительные подходы к рассмотрению межкультурных компетенций, этнокультурного сознания и этнической толерантности (Р.С. Бозиев, Э.Э. Кибизова, Т.Т. Комболов, Л.А. Кучиева, А.Ю. Хайруллин, Mark Brey, Maria Manson и др.). Проблема ценностного потенциала в истории и этнокультурном наследии разных народов исследовалась в работах М.Б. Богуславского, В.М. Бызовой, Г.П. Васильевой, А.М. Магомедова, П.М. Якобсона и др.

Несмотря на широкий круг изученных проблем, исследование педагогических условий формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников, представителей туркменского этноса, проживающих в регионах со смешанным населением, в частности в Благодарненском, Нефтекумском, Туркменском районах Ставропольского края, где находится самая большая туркменская диаспора Северо-Кавказского федерального округа, не получило достаточного освещения в педагогической теории и образовательной практике.

Изучение вопросов, связанных с использованием традиций туркменского этноса в формировании у школьников ценностного отношения к этнической культуре, позволило выявить ряд противоречий между:

педагогическими возможностями культурных достижений разных народов и отсутствием научно-теоретических основ их использования в современной образовательной практике начальной школы;

интересом младших школьников к традициям и обычаям туркменского населения, проживающего в едином геополитическом пространстве и недостаточной сформированностью ценностного отношения к национальной культуре туркменского народа;

существующими в образовательных учреждениях возможностями для формирования у младших школьников ценностного отношения к этнической культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования ценностного отношения к культуре туркменского народа в образовательной практике.

Необходимость разрешения выявленных противоречий определила проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре туркменского народа, компактно проживающего в Ставропольском крае?

Актуальность и недостаточная теоретическая обоснованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (на примере туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае)».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников.

Объект исследования: ценностное отношение к культуре туркменского этноса у младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре туркменского народа у младших школьников.

Гипотеза исследования:

- ценностное отношение к туркменскому этносу будет обеспечи
ваться комплексом организационно-педагогических, дидактических,
технологических условий, направленных на формирование мотиваци-
онно-ценностностных, когнитивных и конативных показателей в
структуре личности младшего школьника.

младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования ценностного отношения к национальной культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае;

разработка и внедрение теоретической модели формирования ценностного отношения к культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, обеспечит содержание соответствующей программы и технологии ее реализации в начальной школе.

Задачи исследования:

  1. уточнить понятие и сущностные характеристики педагогических условий формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников;

  2. определить критерии и технологии изучения ценностного отношения к этнической культуре на ранних этапах онтогенеза;

  3. апробировать и внедрить в практику комплекс педагогических условий формирования ценностного отношения младших школьников к традициям туркменского народа;

  4. разработать и экспериментально проверить теоретическую модель и программу формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса в образовательном пространстве многонациональных регионов Ставропольского края.

Методологическую основу исследования составили теоретико-методологические подходы различных уровней: философского, общенаучного, психолого-педагогического, в том числе:

системно-структурный подход (И.В. Блауберг, Е.В. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, и др.);

культурологический подход (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, М. Мид, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- аксиологический подход (М.В. Богуславский, Д.С. Лихачев,
В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

- антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, М.С. Каган,
В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский и др.);

- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов,
Г.А. Берулава, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский и др.);

- личностно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-
Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, И.Б. Котова, А.Н. Леон
тьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.);

этнопедагогический подход (Ш.М.-Х. Арсалиев, К.Ж. Кожахме-това, З.А. Малькова, К.Б. Семенов, В.К. Шаповалов и др.);

этнокультурный подход (И.А. Арабов, Г.Н. Волков, В.В. Лези-на, К.Б. Семенов и др.);

- онтогенетический подход (Л.И. Божович, А.А. Люблинская,

В.С. Мухина, Л.А. Регуш, и др.).

Теоретическую основу исследования составили теории и концепции, раскрывающие сущностные характеристики:

педагогического процесса как социальной системы (В.С. Ильин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.) и образовательной среды как фактора становления личности на ранних этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коло-минский, Л.В. Лидак, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.);

этнокультурного образования как условия развития этнокультурной личности (О.В. Аракелян, Л.Н. Бережнова, А.Н. Бибилаев, С.К. Бондырева, Г.Д. Дмитриев, З.А. Малькова, И.Л. Набок, Л.Л. Супрунова, О.В. Третьяков, Э.Р. Хакимов, В.В. Шпалинский, В.И. Щеглов, и др.);

этнокультурных традиций и самобытности культуры народов Северного Кавказа как педагогических условий воспитания и развития ценностных ориентаций молодежи (Н.Н. Абубайкирова, И.А. Арабов, В.Ф. Афанасьев, А.Ю. Белогуров, А.Ф. Григорьев, А.Б. Панькин, И.А. Шоров и др.);

- технологического подхода к организации образовательного
процесса (В.М. Кларин, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской и др.).

Методы исследования:

теоретические: анализ философских, психологических, педагогических источников; систематизация педагогических концепций по исследуемой проблеме; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение теоретических положений; моделирование и прогнозирование педагогического процесса;

эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, интервью, экспертные оценки, анализ продуктов деятельности и педагогической документации;

- экспериментальные: констатирующий, формирующий, кон
трольный эксперимент.

Экспериментальной базой исследования были выбраны средняя общеобразовательная школа №14 аула Эдельбай, начальная школа №15 аула Чур, начальная общеобразовательная школа №16 села Летняя Ставка, средняя общеобразовательная школа №1 г. Минеральные Воды. Общее количество испытуемых составило 336 человек.

Организация и этапы проведения исследования.

На первом этапе (2006-2008 гг.) изучена степень разработанности проблемы, осуществлен теоретический анализ научных источников, проведены сбор и систематизация фактических данных, сформулирован научный аппарат, методологические и теоретические основы

проблемы, разработаны программа и методика исследования.

На втором этапе (2008-2013 гг.) осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипотезы; сконструирована теоретическая модель и программа формирования у младших школьников ценностного отношения к культуре туркменского этноса, проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На третьем этапе (2013-2015 гг.) осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных, уточнялись теоретические положения и выводы; полученные материалы обобщались в статьях и монографиях, внедрялись в школьную практику; разрабатывались методические рекомендации по созданию педагогических условий, способствующих формированию ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса.

Научная новизна диссертационного исследования:

уточнена сущность рабочих понятий:

ценности - это общественные идеалы, выраженные в материальных, моральных и духовных достижениях человечества, сформированных в процессе его культурно-исторического развития;

ценностные ориентации - идеологические, аксиологические, моральные, эстетические, гуманистические, этнокультурные основания для оценок субъектом явлений окружающей действительности;

этнокультурные ценности - это традиции и идеалы конкретного народа, выраженные в материальных, моральных и духовных достижениях, сформированных в процессе его культурно-исторического развития;

ценностное отношение младших школьников к культуре туркменского этноса - комплекс мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности младшего школьника, направленных на освоение культурно-исторических, этнических, нравственных достижений и традиций туркменского народа, компактно проживающего в Ставропольском крае.

Определены мотивационно-ценностные, когнитивные и конатив-ные показатели сформированности ценностного отношения к культуре туркменского этноса у младших школьников:

мотивационно-ценностные показатели: уважительное отношение к этнической идентичности другого, толерантное отношение к религии, быту, традициям; чувство уважения и самоуважения, интерес к людям других национальностей, эстетическая отзывчивость на восприятие предметов и явлений национальной культуры туркмен;

когнитивные показатели: владение компетенциями о природе, языке, национальной культуре, особенностях быта, условий труда и

проживания туркменского народа, о географическом расположении Туркменистана, его столицы, писателях, поэтах, героях-туркменах;

- конативные показатели: культура межнационального общения,
доброжелательность и уважительность в поведении и совместной дея
тельности с людьми иных этносов, сотрудничество, сострадание,
взаимопомощь, предупреждение конфликтных ситуаций в деятельно
сти и в общении со сверстниками разных национальностей; участие в
совместной творческой деятельности школьников разных националь
ностей с туркменскими ребятами.

Раскрыт образовательный потенциал культурных ценностей туркменского этноса, компактно проживающего в регионах Ставропольского края.

Разработана и научно обоснована теоретическая модель, послужившая основанием для разработки программы формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского народа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены культурно-исторические, геополитические и психолого-педагогические предпосылки формирования ценностного отношения к этнической культуре у учащихся начальных классов образовательных организаций многонациональных регионов Ставропольского края;

раскрыт образовательный потенциал этнокультурных ценностей туркменского народа: эпоса, фольклора, прикладного искусства, языка, игрового и песенного творчества, произведений современных туркменских писателей, поэтов, композиторов;

обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского народа (организационно-педагогические, дидактические, технологические);

рассмотрены возрастные особенности развития мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности младшего школьника, способствующие формированию ценностного отношения к культурным достижениям туркменского народа.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

разработанные в исследовании Программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли» и спецкурс «Родные истоки» могут быть внедрены в образовательный процесс этнокультурных школ Ставропольского края и Российской Федерации;

обоснована педагогическая целесообразность технологии реали-

зации и внедрения программы, состоящей из фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы с младшими школьниками;

- выявленные и охарактеризованные педагогические условия
формирования ценностного отношения к этнической культуре могут
использоваться в практике работы общеобразовательных учреждений
в рамках реализации Федерального государственного образователь
ного стандарта начального общего образования;

- материалы и выводы исследования могут использоваться в сис
теме повышения квалификации преподавателей и учителей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями; согласованностью гипотетических положений и теоретических выводов; анализом научных источников; применением методического инструментария, соответствующего цели, объекту, предмету, задачам исследования; сочетанием методов количественного и качественного анализа данных, подтверждающих гипотезу исследования.

Соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальности ВАК Минобрнауки РФ:тема диссертационного исследования, а также результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностное отношение младших школьников к культуре туркменского этноса - комплекс мотивационно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре личности, направленных на освоение образовательного потенциала культурных, этнических, нравственных достижений и традиций туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае:

мотивационно-ценностные показатели состоят из интереса, толерантности и уважения к традициям, религии, быту, языку народа, эмоциональной отзывчивости на восприятие предметов и явлений национальной культуры туркмен;

когнитивные показатели заключаются в устойчивом познавательном интересе к овладению основами языка, компетенциями об особенностях природопользования, быта, национальной культуры и достижений туркменского народа;

конативные показатели проявляются в стремлении школьника к совместным видам деятельности, культуре общения, предупреждению и устранению конфликтных ситуаций; к освоению основ языка и традиций; к этнокультурным и творческим достижениям туркменского народа.

  1. Теоретическая модель формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса представляет четырехкомпонентную конструкцию, состоящую из организационно-целевого, содержательного, технологического и рефлексивно-коррекционного блоков, основанных на принципах аксиологии, гуманизации, субъектности, поликультурности, антропологичности.

  2. Содержание и технология работы по формированию ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса определяется теоретической моделью и авторской программой «Цветок дружбы - Достлыгы гли», аккумулировавшей в себе компетенции о культуре природопользования, предметного мира, социальной сферы этноса, о языке, семье и быте туркменского народа, а также спецкурсом по изучению туркменского языка «Родные истоки» и виртуальной игрой «Путешествие вокруг света: Туркмения».

  3. Педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к туркменскому этносу:

организационно-педагогические условия опираются на нормативно-правовые документы, достижения психолого-педагогической науки, разработанную и апробированную теоретическую модель; адекватный выбор форм организации педагогической работы (фронтальной, групповой, индивидуальной);

дидактические условия включают разработку и верификацию «Программы формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли», спецкурса по изучению основ туркменского языка «Родные истоки», виртуальной игры «Путешествие вокруг света: Туркмения»;

технологические условия состоят из разработки и апробации коллективных, групповых, индивидуальных и виртуальных технологий формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса.

5. Показатели валидности авторской модели, программы и техно
логии формирования ценностного отношения к этнокультурным дос
тижениям туркменского народа: уровни сформированности мотиваци-
онно-ценностных, когнитивных и конативных показателей в структуре
личности младшего школьника, которые выявляются с помощью раз
работанного диагностического инструментария.

Существенность отличий в новизне научных положений от результатов, полученных другими авторами. Отличия в новизне научных положений обнаруживаются как в постановке проблемы, так и в предложенном варианте ее решения. В исследовании разработаны теоретическая модель, программа, спецкурс и технологии формирова-11

ния ценностного отношения младших школьников к достижениям туркменского этноса. Выявлены организационно-педагогические, дидактические, технологические условия формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса.

Разработаны Программа формирования ценностного отношения младших школьников к культуре туркменского этноса «Цветок дружбы - Достлыгы гли», спецкурс «Родные истоки», виртуальная игра «Путешествие вокруг света: Туркмения», этнокультурные фестивали, проекты, коллективные творческие дела.

Личный вклад автора состоит в следующем:

- сформировано ценностное отношение личности к этнической культуре народов; определена проблема ценностного отношения младших школьников к этнической культуре в педагогической аксиологии; обозначена цепочка ценностей, позволяющая выстроить систему педагогических условий формирования ценностного отношения у младших школьников к культуре туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае; экспериментально подтверждены педагогические условия формирования ценностного отношения к этнической культуре у младших школьников (организационно-педагогические, дидактические и технологические); разработана теоретическая модель формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса в полиэтническом образовательном пространстве Ставропольского края; разработана и апробирована Программа «Цветок дружбы -Достлыгы гли», спецкурс по овладению основами туркменского языка «Родные истоки», создана технология виртуальной игры - путешествия (), разработаны технологии этнокультурных фестивалей, проектов, праздников; сформулирован диагностический инструментарий для определения уровня сформированности ценностного отношения младших школьников к этнической культуре в соответствии с мотивационно-ценностными, когнитивными и кона-тивными показателями его оценки.

Апробация и внедрение результатов результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях педагогического совета экспериментальных школ.

Основные положения диссертации отражены в 22 публикациях, в т.ч. в трех, опубликованных в изданиях из Перечня ВАК Минобр-науки РФ, 2 монографиях, программе, учебно-методическом пособии.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (340 источников), приложений.

Педагогический потенциал использования этнических ценно- стей туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае, в современной образовательной практике

Современное общество находится на переломном этапе развития основных сфер экономики, образования, культуры, морали. Наблюдается переоценка общественно-значимых ценностей, что, в свою очередь, влияет на динамику ценностных ориентаций человека.

Глобальные изменения в жизни общества наложили непосредственный отпечаток на формирование ценностного отношения человека к разным сферам культуры, в том числе к культуре многочисленных этнических сообществ, проживающих на территории Российской Федерации. Проблема формирования ценностного отношения к этнической культуре у подрастающего поколения является актуальной и значимой для современной педагогической теории и практики. Предпосылки возникновения данной проблемы кроются в становлении материальной и духовной культуры в обществе.

Высшим смыслом развития общественных отношений является формирование ценностных отношений к культуре и к человеку, носителю культуры. Философы рассматривают культурную миссию человека как высшую ценность бытия. Такие ценности как любовь, уважение, совесть, достоинство сохраняются во всех поколениях и у всех народов. Однако, при недостаточном количестве научных исследований, посвященных трансформации общечеловеческих ценностей в индивидуальные ценности человека, невозможно решать задачи присвоения культурных ценностей и развития субъектно-личностной сферы подрастающего поколения.

В философских исследованиях М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Поршнева и др. отмечено, что погружение во все сферы действительности позволяют личности создавать собственный круг «субъективных ценностей».

Научно-рефлексивный анализ проблемы формирования ценностного отношения к этнической культуре, получивший обоснование в исследованиях Н.Г. Алексеева, Л.В. Лидак, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и др., позволяет осуществить ретроспективное осознание ценностных компонентов значимых для личности на разных этапах филогенеза и онтогенеза. В автореферате диссертационного исследования Л.В. Лидак «Педагог как объект научной рефлексии в Российской педагогической психологии XIX-XX вв.» отмечается, что рефлексия предполагает осознание исторических вех в развитии общечеловеческой культуры, в целом, и национальной культуры отдельных этносов, в частности. Культурно-историческая рефлексия позволяет рассмотреть эволюцию проблемы формирования ценностного отношения к этнической культуре, как в исторической реальности, так и в жизнедеятельности отдельной личности.

Одним из первых, кто ввел в научный оборот понятие «ценности» и «ценностные отношения», является немецкий философ Р. Лотце. Его воззрения сформировались под влиянием И. Канта, Л. Лейбница, И. Фихте и др. Согласно его концепции ценности отождествлялись с прекрасными движениями души человека. Прекрасное в человеческой душе - благо, истина, красота, достоинство. Эти качества души, согласно идеалистическим воззрениям немецких философов, формируются задолго до рождения человека. Душа, существуя вне человеческого тела, созерцает прекрасное, впитывает его и никогда не забывает этого. Следует согласиться с исследовательской позицией П.П. Гайденко, которая считает, что взгляды немецких философов опираются на идею Платона, обосновавшего сущность вечных ценностей - добра и красоты. Платон считал, что благо, истина и красота - вечные самостоятельные идеи, которые человеческая душа созерцала до рождения и вхожде- ния в физический мир. Поэтому человек вспоминает их и никогда не может забыть. А физический мир, в котором человек существует, в значительной мере лишен этих ценностей, чем объясняется его относительный дискомфорт и неудовлетворенность [Гайденко, 2000].

Ценности добра, красоты, истины обеспечивают комфорт человеческому существованию. Историко-педагогические исследования целого ряда авторов свидетельствуют о том, что обширная программа воспитания, получившая отражение в трактатах Платона «Диалоги», «Государство», «Законы» и реализованная в открытой им Афинской академии, предполагала развитие идеи разностороннего воспитания, основанной на возвеличивании важнейших общечеловеческих ценностей - добра, трудолюбия, свободы, образованности.

Идеи Платона получили развитие в философских трактатах его ученика и постоянного оппонента - Аристотеля, который придавал первостепенное значение общественному воспитанию. Он полагал, что оно формирует «гражданские качества у населения идеального государства».

Два великих мыслителя античности - Платон и Аристотель создали системы воспитания человека, которые возвышали нравственные ценности как ядро существования души и личности. Они рассматривали культуру как богатство мира, воплощенное в конкретных, чувственных, осязаемых вещах, которые воспринимаются человеком только в условиях конкретного взаимодействия с ними. Сферы осознания ценностей, представленные в античной философии, значительно расширили содержание педагогических исследований. В работах Б.М. Бим-Бада, М.С. Богуславского, Б.С. Гершунского, С.Ф. Егорова, П.Г. Ярошевского и др. осуществлен подробный анализ достижений античных мыслителей и их влияния на мировую педагогическую антропологию.

Ценностное отношение младших школьников к этнокультур- ному наследию как теоретическая и прикладная проблема педа-гогики

Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко, направленная на воспитание и перевоспитание личности, обосновывает построение особых взаимоотношений между воспитанниками, основанных на смене позиции в иерархии внутриколлективных отношений. А.С. Макаренко отмечал, что смена позиций воспитанника в системе коллективных отношений, оптими-стичность и «мажор» коллективных отношений, совместная общественно-полезная деятельность, основанная на принципах «завтрашней перспективы», уважения и требовательности к личности, обеспечивает взрослеющему человеку развитие ценностно-ориентационного единства с другими [Иванов, 1990].

Система А.С. Макаренко получила дальнейшее воплощение в идеях педагогики «совместного действия» В.А. Сухомлинского. Он полагал, что коллектив - это сложная духовная общность и выступал за создание разновозрастных коллективов, где опыт, интеллект и культура старших членов коллектива могут стать достоянием младших. Не случайно коллектив Пав-лышской средней школы был объединяющим центром для жителей села, а школьный коллектив состоял из общности педагогов, детей, родителей. Богатство отношений между субъектами, творчество, самодеятельность, духовность - вот принципы, которые способствовали накоплению социального опыта и развитию ценностных ориентаций, прежде всего у детей младшего школьного возраста, проживающих в селе Павлыш и обучающихся в этой уникальной школе, где директором был удивительный педагог В.А. Сухо-млинский.

В теоретических построениях и практическом опыте известного ленинградского исследователя - И.П. Иванова аккумулирован опыт А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. «Педагогика общей заботы» и «коллективных творческих» дел легли в основу построения оптимальной системы воспитания личности в коллективе, «педагогического проектирования» ее нравственной сферы, адекватной особенностям растущего человека. Система построения воспитательного коллектива на основе заботы и инициативы позво-61 ляет включать детей в «скользящую сеть» различных коллективных видов деятельности: учебную, спортивную, трудовую, игровую [Иванов, 1990].

Такие коллективные объединения должны подчиняться общественно-значимым ценностным ориентациям, формировать отношения ответственной зависимости, а самое главное, способствовать развитию задатков и способностей, направленных на осознание культурного достояния разных народов. Это, несомненно, обеспечит повышение его авторитета в глазах сверстников. Полагаем, что разновозрастное объединение школьников, родителей и педагогов на этапе преобразующего эксперимента позволит решить задачи по формированию ценностно-ориентационного единства в классном коллективе и обмену культурными достижениями школьников из разных этнических семей.

Именно в таком коллективе будут удовлетворяться потребности детей в самопознании, познании и принятии другого, в доверительном общении, в самовыражении, в осознании важности общепринятых социокультурных ценностей.

Анализ возрастных особенностей младших школьников свидетельствует о том, что в этот возрастной период ценности начинают осознаваться и трансформироваться в структуру личности и отличаться разной направленностью. На характеристику ценностей оказывает влияние включенность в систему социокультурных отношений в среде школы и региона. Так моноэтническая среда региона не вполне способствует формированию у детей устойчивого интереса к этнокультурному сообществу. Это возможно в этнокультурной среде школ тех муниципальных образований, которые входят в состав Северо-Кавказского Федерального округа и других многонациональных округов. Именно в такой среде актуализируются задачи дифференцированного подхода к осознанию детьми этнокультурных ценностей разных народов, проживающих в полиэтническом регионе.

В мае 2014 года в Смоленском гуманитарном университете состоялась Международная научная конференция «Теоретические проблемы образования, этнической и кросскультурной психологии». В работе конференции приняли участие специалисты из многих стран: Азербайджана, Белоруссии, Болгарии, Израиля, Казахстана, Молдовы и др. Основные доклады были посвящены проблеме этнической идентичности как базовой категории развития личности. Вместе с тем, обсуждались проблемы этнической социализации в системе поликультурного образования. В резолюции конференции справедливо подчеркивалось, что условия субъективного благополучия личности зависят от эффективности межкультурного взаимодействия мигрантов и коренного населения. [Грищенко, 2015. С.133].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы), основанный на приоритетном направлении президентской инициативы «Наша новая школа», свидетельствует о признании важности возрастных особенностей младших школьников в процессе личностного становления будущего полноправного гражданина Российской федерации.

Новый стандарт нацелен на возрождение целостного педагогического процесса, в котором будут решаться не только дидактические, но и воспитательные задачи. Приоритетными среди них являются формирование гражданской идентичности, патриотизма, интернационализма, освоение и познание мира во всем его многообразии. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями).

Особенности ценностных ориентаций младших школьников: данные констатирующего эксперимента

Полученные эмпирические данные, отражающие суждения школьников в рамках предложенной группы вопросов, свидетельствуют о недостаточной сформированности знаний, о сущности культуры, об особенностях этнической культуры и этнокультурном взаимодействии народов.

Группа вопросов была направлена на выявление знаний о культуре своего народа, о родном языке, о национальных играх, музыке и эпических произведениях. 88% школьников отметили, что знают родной язык и активно им пользуются в семье. В суждениях 12% испытуемых отмечено, что они владеют отдельными фразами и словами. Попутно заметим, что дети не четко дифференцируют понятие «родной язык» и «русский язык». Объективный ответ на этот вопрос удалось получить после дополнительных разъяснений. О национальной культуре четких представлений у детей нет. Они зачастую отождествляют национальную культуру и культуру российской общности. 36% испытуемых имеют отчетливые представления; 51% не дифференцируют культурные достижения разных народов; 13% затрудняются в ответах на этот вопрос.

Такое понимание взаимного влияния национальных культур позволяет выдвинуть задачи по конкретизации культурных достижений различных этносов на этапе преобразующего эксперимента. Отрадно, что в быту достаточно часто дети и их родители обращаются к народным песням, сказкам, пословицам - 85%. 15% школьников не дифференцируют пословицы, поговорки, песни своего этноса с пословицами, поговорками и песнями других народов. Дети отмечают, что в кругу их друзей, есть ребята разных национальностей. Ответить на вопрос о национальности близких друзей дети смогли после некоторых раздумий и сомнений. Ответы распределились следующим образом: русские - 37%, туркмены - 4%, армяне - 12%, украинцы, белорусы, молдаване - 4%, дагестанцы - 11%, чеченцы - 6%, кабардинцы - 1%, карачаевцы - 5%, узбеки, азербайджанцы, грузины - 2%, балкары - 4%, калмыки - 9%, осетины - 5%, греки - 3%, черкесы - 2%.

Процентное соотношение показателей ценностного отношения к этнической культуре разных народов позволило установить ранговые места по их степени выраженности (Приложение №7).

Младшие школьники уважительно относятся к родному языку, многие им владеют как активные пользователи. Остальные используют в активной лексике лишь отдельные фразы и слова. Второе место занимает отношение к фольклору родного народа. Дети знают песни, сказки, потешки, пословицы, поговорки своего народа. Третье место занимает отношение к культуре других народов, четвертое - суждение об общности, пятое - об интересе к взаимодействию с представителями иных национальностей. Уточняющие беседы позволили установить, что дети отождествляют свой народный эпос с эпосом других народов. Например, причисляют русские народные пословицы к туркменским, армянским и наоборот.

Наиболее сложными оказались вопросы об обобщенных характеристиках культуры, о сравнительных характеристиках культур разных народов и их особенностях. Эти показатели заняли десятое, девятое, восьмое места в числе ранговых показателей.

Представляется интересным, что мотивационно-ценностные показатели, проявляющиеся в характеристиках родного языка, прикладного искусства, эпоса, бытовой культуры соотечественников преобладают в суждениях детей. Следовательно, разработка программы формирования ценностного отношения к этнической культуре других народов должна опираться на сформированный интерес и уважение к собственным корням, к родной культуре и этнокультурной идентичности.

В первой главе исследования отмечалось, что одним из важных педагогических условий формирования ценностного отношения младшего школьника к этнической культуре различных народов является сформированность национальной идентичности самого ребенка. Следует согласиться с выводами ряда авторов - М.С. Кагана, Т.В. Семеновой, И.С. Самошкиной и других о том, что помимо национальной идентичности в структуре Я - концепции личности огромная роль принадлежит гражданской и территориальной идентичности, которые обеспечивают успешную социализацию и воспитание человека, участвуют в развитии автобиографической памяти. Гражданская идентичность младших школьников связана с чувством гордости за свою страну, сопричастности к ее истории и достижениям. Территориальная идентичность способствует появлению желания жить на данной территории, любить ее, развивать ценностные ориентации, принятые в родном городе, селе, ауле, во дворе или в школе. Для уточнения особенностей гражданской, этнической и территориальной идентичности испытуемых был использован модифицированный тест М. Куна «Кто я», состоящий из двадцати утверждений. В течение 15 минут школьники стремились охарактеризовать себя. (Приложение №8).

В результате анализа суждений младших школьников было установлено, что все дети на первое место ставят гендерные показатели 100%; на второе место показатели, связанные с деятельностью: ученик (80%), школьник (20%), спортсмен (42%), ученица музыкальной школы (17%), отличник (12%), хорошист (24%), помощник (32%), конструктор (38%); третью группу составили показатели социальных и внутрисемейных отношений: брат-сестра (85%), сын-дочь (100%), внук-внучка (48%), племянник-племянница (24%), друг-подруга (100%), одноклассник-одноклассница (100%). На последнем месте стоят гражданские и этнокультурные характеристики: россиянин (36%), русская (или иная национальность - 16%), житель села, аула, города (15%). Эти показатели свидетельствуют о необходимости усиления работы по формированию гражданской, территориальной и этнокультурной идентичности школьников.

Формирование ценностного отношения младших школьников к культурному достоянию туркмен, компактно проживающих в Ставропольском крае: данные формирующего эксперимента

По запросу родителей и самих ребят был организован спецкурс по изучению родного языка и культурного наследия туркменского народа «Родные истоки», рассчитанный на 30 часов. Спецкурс являлся частью общей программы формирования ценностного отношения к культуре туркменского этноса. Для участия в нем детей приглашали на добровольной основе. Группа учащихся носила смешанный характер. Спецкурс проводился педагогом - носителем туркменского языка. Из числа желающих посещать данный спецкурс 95% школьников было из туркменских семей, 5% из смешанных. Материалы спецкурса так же, как и материалы целостной программы, были распределены на четыре блока: природа, предметный мир, социальный мир, я и моя семья.

Каждый блок изучался в течение 7-8 академических часов. Завершающим этапом явился фестиваль туркменского искусства. Дети, посещавшие спецкурс «Родные истоки», совместно с родителями разрабатывали сценарий фестиваля, были его активными участниками и вдохновителями. Тематическая часть спецкурса представлена в приложении №13.

Результатами освоения спецкурса явился углубленный интерес туркменских ребят к своим корням, языку, традициям, играм, костюмам, бытовым предметам и предметам искусства. Вместе с тем приобретение новых знаний через спецкурс повышал авторитет туркменских ребят в глазах их одноклассников.

Наиболее важная часть программы, обеспечивающая педагогическое творчество учителя, является индивидуальная работа с учащимися. Педагоги, взаимодействуя с детьми, использовали методы включенного наблюдения. Наблюдая за мотивационно-ценностной, когнитивной и конативной сферой детей педагоги стремились с объективной диагностике и своевременной коррекции поведения, деятельности и отношений младших школьников. Педагоги строили индивидуальную работу с детьми, отбирая наиболее оптимальные для каждого ученика содержание, средства, методы и приемы работы. Это обеспечивало субъект-субъектное взаимодействие, делало педагогический процесс живым, бесконфликтным, избавляло его от жестокой регламентации. Индивидуальные поручения и задания по проблемам этнической культуры туркменского народа обеспечивали передачу ребенком сведений об отдельных этнокультурных особенностях туркмен-переселенцев, о друзьях-туркменах, их родителях.

Проводя индивидуальную работу, педагог стремился сосредоточить усилия на рефлексивной самооценке ребенком собственных ценностных ори-ентаций. Для осуществления индивидуального подхода к самостоятельной работе детей педагоги определяли конкретный временной интервал в режиме дня школьника. Это обеспечивало эффективное выполнение самостоятельной работы. Индивидуальная работа осуществлялась через проблемные и уточняющие вопросы к ребенку, как в свободном общении, так и во время проведения коллективных творческих дел. Такой опосредованный метод формировал у школьников чувство доверия, рефлексии, самокритики, обязательности. Наряду с опосредованными формами использовались формы непосредственного субъект-субъектного взаимодействия. Они получили название - индивидуально-дифференцированные. Педагоги осуществляли индивидуальную работу через совместные беседы, создание проблемных и колли-зийных ситуаций, вопросы, задания. Мы стремились к тому, чтобы индиви- дуальна работа с детьми носила просветительскую, ориентационную, направляющую и профилактическую функции. Суть просветительской функции состояла в том, чтобы расширить и уточнить круг этнокультурных компетенций школьников и нравственных норм поведения. Зачастую педагоги давали детям задания, направленные на самостоятельный поиск информации, ее обобщение и выступление с ней перед аудиторией. Дети, получая и обобщая знания о культурных достижениях туркменского народа, ставились в активную позицию, так как, собирая и обобщая материал, они транслировали собственное отношение и знания другим слушателям. В качестве примеров можно привести тематику классных часов - «Мои знаменитые односельчане», «О дружбе и товариществе», «Мало хотеть - надо уметь», «Тамдра -поет о счастье», «Махмут - великан», «Мелодии Каракумов», «Чудо в пустыне», «Узоры на песке», «Река огузов», «Мудрость в словах Насреддина», «Махтыкули - покоритель сердец», «Обряд наречения имени», «Туркменчи-лик - этикет», «У меня две родины: Россия и Туркмения», «Чудеса Туркмении». Широко использовалось творчество туркменских поэтов (Махтумкули, Довлетмамед Азади, Ч. Аширов, А. Атаджанов, К. Тангрыкулиев, Б. Худай-назаров, влияние стихов иранского поэта Омара Хайама на жизнь туркмен) и музыкантов («Дурды - бахши, Кель - бахши, Шукур - бахши, А. Кулиев «Зхре и Тахир», В. Мухатов «Моя родина», Д. Нурыев «Добрая волшебница», Д. Овезов «Лейли и Меджнун». Представления детей о художественном творчестве формировалось благодаря искусству туркменских художников (Б.Н. Юсупов «Праздник Курбан байрамы», «Бахши среди чабанов», М. Мамедов «Портрет Караш хана», Д. Байрамов «Портрет Иззата Клычева», А. Хаджиев «Портрет Махтумкули»). Вспомогательный материал педагоги находили в творчестве ведущих актеров государственного русского драматического театра им. А.С. Пушкина Туркменистана (Василий Андронов, Владислав Балабанов, Айна Джумаева, Эльдар Камбаров, Святослав Лавин, Андрей Павлов, Станислав Троицкий, Яблокова Яна) и достижениях ученых Туркменистана (О.А. Гундогдыев, Н.К. Ачилова, А. Джикиев) и др.