Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Эгамбердиева Мукаддас Холиковна

Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе
<
Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эгамбердиева Мукаддас Холиковна. Педагогические особенности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Эгамбердиева Мукаддас Холиковна;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 181 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности в психолого-педагогических исследованиях 16

1.1. Нравственно-ценностный аспект формирования толерантности в философии, педагогике и психологии 16

1.2. Актуализация толерантных отношений в условиях глобализации общественной жизни 29

1.3. Толерантная направленность государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования 45

Выводы по 1 главе 59

Глава 2. Содержательно-процессуальный аспект формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, нацеленной на достижение идеи единства в обществе 62

2.1. Формирование толерантной среды в образовательном пространстве школы как социальный проект реформирования общего образования 62

2.2. Принципы и критерии определения содержания образования, направленного на формирование толерантности и единства в обществе 83

2.3. Моделирование процесса формирования толерантной среды в общеобразовательной школе и технологии ее формирования 96

2.4. Эффективность модели и технологии формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, нацеленной на достижение идеи единства в обществе 113

Выводы по 2 главе 141

Заключение 145

Список использованной литературы

Актуализация толерантных отношений в условиях глобализации общественной жизни

Понятие «толерантность» исследуется в различных отраслях наук, вследствие чего существуют специфические трактовки ее содержания и сущности в каждой из них. В толковом словаре русского языка толерантность объясняется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть [115]. Сущность толерантности и ее характеристики определяются посредством анализа точек зрения в различных науках: философии, психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины. Это привело к появлению к многообразию подходов к определению сущности категории толерантности в научной литературе.

Категория толерантности формировалась длительный период времени, а ее развитие продолжается до сих пор. Процесс развития и становления толерантного человека непосредственно связан с процессом формирования человеческого общества. Появление социальной общности «мы» в древности происходило в ходе совместной духовной и материальной деятельности людей, их общения и было результатом противостояния в борьбе за свое существование.

В первую очередь толерантность предполагает отказ от абсолютизации истины и означает утверждение нормы. Во вторых толерантность предусматривает принятие, понимание и уважение огромного многообразия сущего мира, культур, а также форм и способов самовыражения человеческой личности и индивидуальности. Этому способствуют многообразный социальный опыт человечества, духовная культура, общение и свобода совести, мышления и убеждений.

Описание толерантности усложняется тем, что в разных языках это понятие определяется по-своему и имеет разные значения. Многообразие трактовок слова «толерантность» на разных языках представлено в таблице 1.

Каждое из представленных определений делает разные акценты, которые продиктованы различием культур и общественно-исторического опыта, что очередной раз подтверждает наличие многообразия и плюрализма, имеющего существенное значение в условиях современного общества.

При этом каждое из приведенных определений точно отражает глубинную суть толерантности: уважение прав других («иных»), принятие их такими, какие они есть, недопущение причинения вреда другому, так как это приведет причинение к причинению вреда всем, в том числе и себе.

Объединяющим понятие толерантности у разных народов является отношение к человеку и человеческому роду как к единому целому и взаимосвязанному, что подтверждается единством подходов к пониманию таких проблем современности как глобализация, экология и т.п.

Научное определение категории толерантности сталкивается с определенными трудностями, так как это понятие распространено в различных отраслях знания: философии, психологии, педагогике, политике, медицине и др. В разных энциклопедических словарях «толерантность» толкуется по-разному. Например, в Советском энциклопедическом словаре, медицинское значение «толерантность» трактуется как иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела к определенному антигену [120].

Толерантность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека и является одним из важнейших «экзистенциалов» человеческой жизни, то есть толерантность - это сложный феномен, имеющий множество аспектов и компонентов. Она имеет несколько направлений проявления и развития через многообразие форм и видов. Декларация принципов толерантности была принята Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В ней понятие толерантности определяется следующим образом: - уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индиви дуальности; - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, уста новленных в международно-правовых актах в области прав человека [49]. В науке категория «толерантность» рассматривается как признание равенства между людьми, уважение и признание многообразия человеческой культуры, норм морали, верований, отказ от насилия и доминирования какой-то одной точки зрения. Толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, к ущемлению своих собственных интересов в угоду кому-либо или чему-либо, она предусматривает активность и взаимоуважение всех сторон.

Так, например, по определению Д.В. Зиновьева социокультурная толерантность это нравственное качество личности, характеризующееся терпимым отношением к другим людям, независимо от их вероисповедования, этнической, национальной либо культурной принадлежности. Она предполагает терпимость к другим взглядам, нравам, обычаям, привычкам и необходима при выстраивании взаимоотношений с представителями «иных» культурных групп.

Толерантность характеризует уверенность человека в себе, осознание им надежности своих собственных взглядов, убеждений, позиций, точек зрения. Она не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантный человек разъясняет свою точку зрения «другому» и убеждает без применения давления, всегда стремится достичь взаимного уважения, понимания и согласования точек зрения и интересов разных людей [62].

Толерантность в социальном смысле представляет собой отношения взаимопонимания, открытости, солидарности и внимания друг к другу. Как отмечается в Декларации о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» [49]. Толерантность способствует свободному и равноправному диалогу людей и обсуждению любых проблем, она является общечеловеческой ценностью и выступает против распространения насилия, безразличия к нетерпимости.

В связи с вышеизложенным воспитание в духе толерантности необходимо рассматривать как важнейший компонент и неотъемлемый аспект национального воспитания. Оно должно формировать у подрастающего поколения навыки независимого, критического мышления и выработки суждений, основанных на нравственности и общечеловеческих ценностях.

При этом формирование толерантности предусматривает обязательное наличие в обществе, объективных предпосылок и оснований для единения социальных интересов, к важнейшим из которых мы относим формирование толерантной среды в общеобразовательной школе. Таким образом, в школах необходимо укреплять дух толерантности, формировать толерантную образовательную среду, обеспечивающую открытость, солидарность, внимание друг к другу, что предполагает проведение серьезных исследований в рамках школьного образования.

Толерантная направленность государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования

В современном таджикском обществе еще не сложилась устойчивая демократия, что можно отнести к одной из важнейших причин интолерантности. Для Таджикистана не так давно ставшим независимым и самостоятельным членом мирового сообщества характерен значительный конфликтный потенциал внутри страны, уровень которого зависит и от внешних влияний. И хотя большинству понятно, что основой этих конфликтов являются экономические, социокультурные и политические факторы, отражающие различия в культуре, религии, образовании разных народов и цивилизаций, многие обвиняют Запад. Эпидемия интолерантности и нетерпимости обрушилась на современное общество именно по причине западной экспансии, которая привела к глобализации и размыванию фактических границ национальных государств.

Рассматривая особенности понимания толерантности на Западе и Востоке можно сказать, что если основой толерантности на Западе является веротерпимость, права и свободы человека, то на Востоке базисная основа толерантности немного другая и обусловлена в основном спецификой восточной культуры и цивилизации, которую мы опишем ниже.

1. На Востоке, на первом плане всегда стоят коллективные ценности, чему во многом способствовали природно-климатические условия и социальный уклад жизни восточных цивилизаций. В общественной жизни этот коллективистский подход реализовался через определенные установки. Например, холистический подход, характерный и широко распространенный на Востоке считает целое важнее части, часть может быть понята только из целого. Следующее это восточный традиционализм, в рамках которого всякое новое тождественно преступлению. И последнее, установка на единение и слияние с миром, отказ от вмешательства в его развитие - пусть все идет своим чередом. Кроме того, отдельно отметим, что толерантность играет особую роль в китайской культуре и является основным содержанием нравственности человека.

2. В рамках традиционного буддизма сформирована специфически модель терпимость, в основе которой лежит идея абсолютной незыблемости и неизменности существующего в мире порядка. Из чего следует, что любые попытки изменить уклад жизни или выразить социальный протест, лишены всякого смысла, так как миропорядок неподвластен человеку. С нашей точки зрения, сущность и смысл подобной терпимости это, в первую очередь, невмешательство.

Понимание феномена толерантности в буддизме отличает то, что в буддизме не провозглашается идея божественной благодати в виде божественного дара. Так, если, с позиций христианства, толерантность это духовное качество, входящее совместно с даром Духа Святого в структуру внутреннего мира личности, то в буддистской трактовке толерантность формируется в процессе саморазвития личности. При этом истинные стереотипы и нормы поведения постигаются с помощью волевых усилий человека и усердных тренировок. Восьмеричный путь, указанный Буддой и изложенный в восьми буддийских «заповедях», является единственно верным и ведет все человеческие существа человека к добру. Путь к добру реализуется в трех измерениях - мудрость, нравственность и духовная дисциплина.

Буддизм содержит оригинальное учение о ненасилии, согласно которому целью жизни истинного буддиста является достижение так называемого равновесия, обеспечивающего состояние полной гармонии с миром, любви и терпимости к окружающим людям. И до тех пор, пока буддист не реагирует на зло и ненависть, существующее в этом мире, они не могут помешать достигнуть или нарушить это состояние гармонии и единения человека с миром.

3. Китайская философия характеризуется широким спектром разнообразных подходов к осмыслению мира. Так, например, важнейшую роль в конфуцианстве играет понятие «жэнь», которое понимается как «гуманность, человеколюбие», человечность». «Золотое правило» в нравственности Конфуция, которое не утратило своего смысла и в настоящее время: «Не делай людям того, чего не желаешь себе». Это правило стало общечеловеческим, и в дальнейшем было интерпретировано мыслителями более поздних периодов, например, в категорическом императиве И. Канта. Конфуцианская мораль, опираясь на этические категории «золотая середина», «человеколюбие», «взаимность», рассматривает феномен толерантности как добродетель, которая сравнимая по смыслу с примиренчеством и реализуется в форме личной позиции.

4. Одной их основных целей религии ислама является сознательное совершенствование определенных положительных качеств и подавление качеств, считающихся отрицательными. Например, к заведомо положительным качествам мусульманина относятся добродетель, справедливость, прощение, мужественность, великодушие, сострадание, благодеяние, правдивость, а к отрицательным качествам человека - лживость, лицемерие, плутовство, злословие, подозрительность гордыня и другие. Поэтому каждый мусульманин должен совершенствоваться, придерживаясь положительных ценностей и полностью отвергать отрицательные качества личности.

Терпимость и милосердие в поступках прямо указываются в Коране как неотъемлемые качества мусульманина: «Вы, которые уверовали, терпите и будете терпимы, будьте стойки и бойтесь Аллаха, - может быть, вы будете счастливы!» [Коран. Сура 3:200]. Терпимость по отношению к окружающим является общим принципом для всех религий и выражается через любовь к ближнему. В исламе проблемы терпимости (любви к ближнему) практически решаются посредством милосердия, прощения и добродетели. Кроме того, в священных писаниях отмечено, что человек ответит за боль и обиды, причиненные другим людям. Многие священные тексты призывают к преодолению враждебности, злодеяний, недовольства и предубеждений в отношениях между людьми.

5. В рамках светской философии Востока «фальсафа» можно также обнаружить основы терпимости и толерантности. Например, одним из важных социально-культурных направлений в философии Востока была попытка создания идеального устройства общества, или, по заявлению аль-Фараби, Добродетельного города. В качестве оснований терпимости и толерантности можно рассматривать этическую доктрину представителя раннего суфизма ал-Мухасиби (781-857 гг.), который исследует такие нравственные ценности личности как вера, набожность, надежда, доверие, сострадание, справедливость, терпение, страх и благодетель. Еще одним ярким примером являются взгляды Ибн Халдуна (1332-1406), который призывает людей к терпимости, взаимопониманию и сотрудничеству.

6. Политическая культура на Востоке имеет, присущие только ей цивилизационные особенности, которые непосредственно связанные с феноменом толерантности. В большинстве восточных государствах выдвинута национальная идея, которая объединила подавляющее большинство граждан этих государств на основе уважения традиционных культурных ценностей и принятия политических реалий в своих странах, а также активного включения в мировые рыночные и информационные процессы. Так, например, именно на Востоке была предложена «ненасильственная цивилизация» Ганди - это некий взгляд на мироустройство будущей человеческой цивилизации, хотя он скорее утопический.

Принципы и критерии определения содержания образования, направленного на формирование толерантности и единства в обществе

В современной педагогической науке на первый план выходят проблемы образовательной среды, представляющей собой комплекс условий, влияний и возможностей формирования личности по определенному (заранее заданному) образцу. При этом анализ тенденций развития образования и образовательных учреждений предусматривает в качестве ключевого понятия образовательную среду [193].

В социологической литературе выделяют большое количество сред, в которых личность социализируется - социокультурная, образовательная, и самое важное национальная культурная среда (этносреда), куда включен каждый ребенок по своему рождению.

Говоря об образовательной среде, мы в основном имеем в виду влияние условий образования на ребенка, но при этом нельзя забывать о наличии обратной связи, то есть о влиянии обучающегося на условия, в которых осуществляется образование. И именно эта обратная связь определяет гуманистическую направленность образовательной среды посредством учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, через включение в содержание образования значимых для человека знаний, а также созданием и применением комфортных, здоровьесберегающих технологий обучения.

На протяжении последних десятилетий образовательная среда и производные от нее понятия разрабатываются представителями различных социальных наук. В этих исследованиях используются такие понятия, как «образовательная среда», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения», которые относятся к различным аспектам среды и педагогики. В данном контексте понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, влияющих на развитие личности человека, то есть среда это не просто окружение человека, а то его окружение с которым вступает в контакт и взаимодействует, которое он воспринимает и на которое реагирует (семья, референтная группа и т.д.). При этом обучающийся не только присутствует в образовательной среде, но и взаимодействует с ней, оказывая на нее определенное влияние.

Проблемы взаимовлияния развития личности и среды обучения отражены в некоторых концепциях прагматически ориентированной педагогики, например, «обучение посредством делания» Дж. и Э. Дьюи, «предметный метод обучения» В.П. Вахтерова. Кроме того, в работах П.Ф. Лесгафта и Я. Корчака представлены определения «школьных типов» и приведена «типология воспитывающей среды», а «научная школа» B.C. Ильина представляет собой теорию воспитывающего обучения в условиях социализма.

Большинство зарубежных исследователей описывают образовательную среду через понятие «эффективность школы» как социальной системы, то есть оценивают ее эмоциональный климат, личностное благополучие, качество образовательного процесса и т.п. При этом все сходятся в том, что нет заранее заданных показателей и их сочетания, которое позволит определить «эффективность школы», так как каждая школа уникальна по своему и одновременно является отражением общества.

По мнению американских ученых, наиболее значимым фактором эффективности школы является организационный фактор, который обеспечивает единство представлений педагогического коллектива о своем профессиональном долге, позволяет увязать личные профессиональные философии педагогов друг с другом, поддержать инициативы учителей со стороны администрации школы, а также наладить взаимоотношения с учащимися. Таким образом: либо стихийно складывающаяся среда управляет процессом образованием детей, либо эта среда специально формируется для целей образования. Особенно, если учесть тот факт, что любая образовательная среда стихийна, если она не нацелена на желаемый образовательный результат.

Зарубежная дидактика оперирует понятием «средо-ориентированного обучения», то есть обучения посредством «обучающей среды», которая представляет собой совокупность формирующих влияний системы, состоящей из предметной, информационной и социальной среды. Обучающая среда обладает интегральными свойствами, которые возникают при взаимодействии среды с конкретным субъектом, что приводит к появлению новых адаптивных качеств личности ребенка, позволяющих ему ориентироваться в образовательном учреждении и эффективнее решать задачи обучения.

Средовой подход в обучении изменяет деятельность педагога, то есть вместо активного педагогического воздействия на личность формируется «обучающая среда», в которой происходит самообучение и саморазвитие ребенка. Подобная организация образования активизирует механизмы внутренней мотивации учащегося в его взаимодействии со средой. Следовательно, в рамках средового подхода к обучению решаются следующие задачи: - создается многообразие обучающих сред; - определяется их общий и локальный обучающий эффект, а также его оптимизация; - проводится анализ влияния обучающей среды на последующее поведение и развитие ребенка.

Проблемы создания и использования обучающей среды, ее образовательных и формирующих возможностей широко исследуются философами, психологами и педагогами. В этих исследованиях определяются важнейшие требования к образовательной среде как интегральной среде, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка: - среда должна состоять из множества элементов, обеспечивающих оптимизацию всех видов деятельности детей с учетом их физических, интеллектуальных и эмоционально-волевых возможностей; - среда должна быть связной системой, которая позволит учащемуся при переходе от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные элементы; - среда должна обладать гибкостью и управляемостью со стороны педагога и учащегося.

В современной педагогической науке и практике проблемам образовательной среды посвящены множество исследований, например работы О.С. Газман, М.В. Кларина, Н.Б. Крыловой, И.Д. Фрумина, В.А. Левина и др.

Если под средой понимать «окружающее человека социальное пространство», зону «непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» [87, с. 132.], то школа, являясь частью образовательной среды общества, обеспечивает эффективность образования в силу непрерывности и преемственности процессов обучения и воспитания. При этом обязательно наличие последовательной цепи учебных и воспитательных задач, переходящих друг в друга на всем протяжении всего обучения [93].

Стремительные темпы развития образовательных учреждений и их многообразие актуализируют проблему взаимозависимости образовательной среды от типа и вида образовательного учреждения, характера и направления развития образовательной среды. Поэтому в нашем исследовании в качестве критериев оценки образовательной среды (целостность и непрерывность) используются возможности воспитания и развития учащихся, имеющиеся в образовательной среде школы. При этом развитие образовательных учреждений как части образовательной среды общества можно связать с формированием разных типов образовательной среды, которые соответствуют принципам вариативности и непрерывности образования, провозглашенным во Всемирных Докладах ЮНЕСКО по образованию за 1972, 1990, 1996, 1998 г.г.

К одному из наиболее востребованных типов образовательной среды смело можно отнести толерантную среду в общеобразовательной школе, формирование которой актуализировано процессами глобализации и взаимопроникновения культур.

Для того чтобы понять сущность понятия «толерантная среда» необходимо рассмотреть взаимодействие и взаимовлияние феноменов культуры и образования в трудах отечественных и зарубежных ученых, в которых описаны структурные единицы, определяющие культурно-образовательное пространство подрастающего поколения и содержащее в себе их ценностные ориентиры, представления и жизненные ориентации.

Основой для понимания сущности и перспектив развития категории «культурно-образовательное пространство» является его философско-социологическое содержание, представленное в огромном научном наследии прошлого и современности.

Термин «культурно-образовательное пространство» является интегральным термином, объединяющим в себе сложнейшие проблемы культуры и образования. Ниже коротко рассмотрим некоторые взгляды философов, социологов, педагогов и психологов на культуру, анализ которых необходим и важен при моделировании процесса формирования толерантной среды школы.

Эффективность модели и технологии формирования толерантной среды в общеобразовательной школе, нацеленной на достижение идеи единства в обществе

Кроме того, нами собраны и обработаны субъективные суждения педагогов об уровне сформированности толерантности у учащихся, принимавших участие в различных «диалоговых» мероприятиях.

Исследование состояния толерантной среды общеобразовательной школы проводилось на предмет наличия или отсутствия в ней устойчивых проявлений толерантности или интолерантности.

Пассивное состояние образовательной среды можно охарактеризовать безразличным отношением друг к другу субъектов педагогического процесса, игнорированием событийных, праздничных мероприятий, отказом от выражения своего мнения, нежеланием сотрудничать, замкнутостью, отсутствием стремления к диалогу и т.п.

При активном состоянии образовательной среды можно четко разграничить проявления толерантности и интолерантности в ней. Активная интолерантная среда имеет конфликтный характер, нередко проявляется враждебность, непонимание другого человека, что выражается в остракизме, бойкотировании и других проявлениях нетерпимости. В активной толерантной среде преобладает адекватная самооценка, владение навыками критического мышления, вера в себя, признание самобытности другого человека (национальные, религиозные и др. особенности), сопереживание проблемам других людей, доброжелательность, творческий и эмоциональный подход к оценке окружающей жизни, открытость и стремление к конструктивному диалогу.

Наши наблюдения в экспериментальных школах показали значительные изменения в образовательной среде школ от интолерантной к толерантной в результате применения модели и поэтапной технологии формирования толерантной среды, которые были разработаны и предложены нами в ходе исследования. Таким образом, совместные усилия субъектов педагогического процесса по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе эффективны тогда, когда их совместная деятельность базируется на разработанных нами методологических и теоретических основах. При этом для обеспечения позитивной динамики в формировании толерантной среды общеобразовательной школы деятельность по её формированию должна проходить в рамках разработанной нами модели толерантности с соблюдением технологий и этапов формирования, а также должна быть подкреплена диагностическим инструментарием.

Проблема толерантности и толерантной образовательной среды остро стоит в современном обществе, а ее решение предусматривает изучение толерантности как социальной, общечеловеческой ценности, реализацию культурных и образовательных технологий распространения толерантности и норм толерантного поведения, определяющими устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе.

Феномен толерантности представляет собой некую целостность для более глубокого понимания сущности которой нами выделены следующие функции толерантной среды: - культурно-образовательная функция; - функция отбора и переработки информации, ее интеграция с раннее усвоенными знаниями; - функция самостоятельного овладения знаниями, нормами толерантного поведения; - функция безопасности образовательного учреждения. Представленные функции являются не просто набором функций, а представляют собой определенную систему для реализации которых необходимо на каждом этапе развития толерантной среды обеспечить соответствующее влияние на личность ребенка. Если мы хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке», то воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи системы образования.

Влияние образования, а в особенности его содержания на состояние толерантности в обществе имеет системный характер и при этом оно весьма многообразно, так как содержание образование, будучи важнейшим фактором социализации личности, создает предпосылки для формирования главных компонент толерантности и толерантного поведения: терпимости и согласия.

В нашем исследовании разработана модель формирования толерантной среды, в основу которой положены основные функции толерантности: устойчивости, мотивации, адаптации, оценочно-прогностическая и интегративная.

Перечисленные компоненты модели толерантной среды общеобразовательной школы интегрированы в целостную систему и находятся в органическом и неразрывном единстве, в котором каждый компонент модели реализует определенную цель.

Разработанная нами модель формирования толерантной среды позволяет организовать педагогический процесс в общеобразовательной школе на научной основе с использованием современных технологий организации педагогического процесса, способствующих формированию толерантной личности.

В заключительном параграфе 2 главы представлен анализ результатов опытно-экспериментальной работы, целью которой было выявление эффективности разработанной модели и технологии формирования толерантной среды в общеобразовательной школе.

Программа опытно-экспериментальной работы предусматривала два этапа -констатирующий и формирующий.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что уровни сформированности толерантности и социального доверия у субъектов педагогического процесса были примерно равными, как в контрольных, так и в экспериментальных школах.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялось построение толерантной среды в школе на основе теоретических и методологических положений, разработанных нами. Содержание и технологии формирования толерантной среды в общеобразовательной школе нацеливали учителей и учащихся на активное включение в совместную деятельность по изучению факультативных дисциплин, организации воспитательного процесса на основе проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, имеющих толерантную направленность (всенародные, общенациональные праздники). Учащиеся привлекались к активному участию в дискуссиях, «круглых столах», конференциях по проблемам толерантности, межкультурной коммуникации и т.д. При этом систематически проводилась диагностика уровня толерантности учащихся, и выявлялись возможности толерантной среды как важнейшего условия организации педагогического процесса.

Наши наблюдения в экспериментальных школах показали, что в результате применения модели и технологии формирования толерантной среды, которые были разработаны и предложены нами в ходе исследования произошли значительные изменения в образовательной среде школ от интолерантной к толерантной. Это подтверждает нашу гипотезу об эффективности формирования толерантной среды в общеобразовательной школе при соблюдении определенных педагогических условий. Таким образом, совместные усилия субъектов педагогического процесса по формированию толерантной среды в общеобразовательной школе эффективны тогда, когда их совместная деятельность базируется на разработанных нами методологических и теоретических основах. При этом для обеспечения позитивной динамики в формировании толерантной среды общеобразовательной школы деятельность по её формированию должна проходить в рамках разработанной нами модели толерантности с соблюдением технологий и этапов формирования, а также подкреплена диагностическим инструментарием.