Введение к работе
Актуальность^ В современную эпоху широкого национально-освобо-дитолыюго движения народов Востока открываются незаслуженно забитые памятники культури, в которых зафиксирована виковая му;ірость народов этого регаона. Эти источники вооружают современников идеями, но поторявцимн своем ценности а в нала дни. В числе этих источников труда арабского ученого Ибн Хальдуна / 1232 - 1406 /.
В сложных условиях разложения арабского халифата, нетерпимости к овободошйдию Ибн Хальдун противостоял религиозному консерватизму. Он надел в воспитании вавюе средство совершенствования общества я разрабатывал прогрессивные педагогические идеи. Этой проблематике посвящен один из семи томов его основного труда "Аль Шир" / "История Ибн Хальдуна" /, признанный памятник эпохи средневековья и мировой культуры.
Исследование педагогического наследия Ибн Хальдуна актуально, поскольку в паи разработаны проблемы, созвучные сегодняшний задачам воспитания в странах Востока - противостояние религиозному воспитание, обучашв родному языку, подготовка учителей, социальная функция восштания. Изучение педагогических идей Ибн Хальдуна опровергает подхода иекоторих западных ученых, которые рассматривает историю педагогики народов Востока только как историю воспитания молодого поколения в духе исламской религии.
Исслодовшшо педагогического наследия эпохи средневековья не только Запада, как это традиционно слодсилось в науке, но и Востока - является необходимым условием понимания закономерностей единого, всемирного историко-педагогичаского процесса. И в этой связи изучение педагогических идей ВДц Хальдуна, как яркого мыслителя средневекового Востока представляется крайне актуальніш.
Педагогическое наследие Ибн Хальдуна не било до сего времени вреда атом специального исследования. Отдельные идеи мыслителя о воспитании излосош в трудах арабских историков и философов, а так ад в самом общем плане представлены в учебниках и монографиях, посвященных истории педагогики в арабских странах. К числу таких авторов моано отнести Абдуд-даима А., Абяд и., Шемсудди-на А*. В этих роботах подчеркивается важная шеяь о связи педа-
^Абдуд-даим А. Ат-тарабия абр ат-тарих. - Бейрут, 1981; Абяд U. Тарих ат-тарабия в или ан-найс индал-араб. - Дамаск,1981} шам-суддин А. Аль-^икрат-тарави йнда Ибн Хальдун на Ибн аль-Аэрак. - Бейрут, 1986.
- і. -
гогнческоя концепции Ион Хальдуна с оОцественннм развитием. Наиболее обстоятельное освещение педагогические взгляды Ибн Хальдуна получили в исследованиях Аль-Хусри и Ироксуси Ы. В их грудах, вместе с геи, педагогическая концепция мислителя не стала предметом специольного изучения и рассматривается в общем контексте его философских взглядов.
В советской литературе теоретическое наследие Ибн Хальдунв рассматрипеотсл гловні.'м образом а грудах философов, истериков и социологов. Труд к С.Н.Бациевой, А.А.Игнатенко и других посвящены главный оорозом онолизу социологических и философских взглядов мыслителя, его учения об историческом развитии общества .
Педагогические идеи Иби Хвльдуно рассмотрены главным образок в монография В.П.Борисенкова, а также в сборнике научных трудов авторского коллектива лаборатории истории школи и педагогики за рубежом ЛИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Исследование В.П.Борисенкова дает общую характеристику методологических пройдем воспитания и образования в трудах Ибя Хальдуна . /вторы этих трудов опирается не на подлинники, а на переводи трактатов мислителя*
Сказанное определило выбор темы исследования "Педагогические идеи Иби Хальдуна*.
Объект исследования - история педагогической мисли народов Блиінегс « Срвщвго Востока в эпоху средневековья.
Предмет исследования - педагогические идеи Ибн Хальдунв.
Цель исследования - дать целосхяув характеристику, раскрыть всобенности педагогической концепции Ибн Хальдунв, сформированное в условиях разложения врабского халифата, показать ео значение для развития национальных систем образования в арабских странах.
Задачи исследования
- охарактеризовать социально-экономические и политические осо-
1 Аль-Хусри. С.Дирасат ан мукадимат ИОн Хальдун. - БеПрут, 1943 j Ирексуси й. Ад-дирасат аль-иктимаия ва аі-тарбавия инда Ион Хальдун. - Дамаск, 1969.
Бациеве С.М. Историко-социологическиН трактат ИОн Хальдуна "Аль-муквццима". - М.. "Наука", 1965j Кгнвтенко А.А. Ибн Хальдун. -(,!.: "Мысль"; 1980.
Борисенков В.П. Народное образование и педагогическая мысль в оевободивиихся странах Африки. - U.f 1987{ Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока / под пед.Н.Я.Салимовой. - М., 1988.
бениости арабского халифата в ХІУ веке, определившие направленность а содержание подагогических идей Ибн Хальдуна;
раскрыть значение идей Ибо Хальдуиа о социальной фикции воспитания для поступательного развития общество;
дать характеристику взглядов Ибн Хальдуна, ооогыивших педагогмческуо иисль своего времени, его идеи о содержании, методах и форивх «Сучения и образования;
вннвить осковіше положения мислителя о нравственной воспитании, о формировании человека, прииимаоцего активное участие о производительной жизни оощества |
проследить влияние педагогических идей Ийн Хальдуна на по-следупцих шслителей араОского ".истока.
ЦатодолагическоЯ основой настоящего исследования является днадектико-иатвриалистическия метод познания, марксистско-ленинское учение о воспитании, его социальной оОусловлвнности и классовом характере, оО использовании и изучении прогрессивного культурного наследия прошлого.
Основні/чи методами исследования являотся общенаучные методи познания, такие как анализ, синтезі специфические методи познания, применяемые историческими наукаии (сравнительно-исторический, гвнатичоский, ретроспективный); частные методы историко-пвдигогического познания - педагогическая интерпретация источников и литературы,
В ходе исследования Сила изучены слвдупщиа источники:
оригинальные трактати Ибн Хальдуна, в которых изложены его философские взгляды, но.главный образом в основу диссертации лег основной груд иыслнгеля "Мукаддииа". В процессе работы над диссертацией было использовано трехтомное издание ("Аль-!іукадціша". - Комментатор Вафи, Али АОдул Вахед. - Каир. - Т.І, 1979, ї.2,3, 1981), как наиболее полное и фундаментальное, снабженное обстоятельными комментариями и текстологический анализом;
помимо "Цукаддиыа" изучены также другие труды Ибн Хальдуна "КнгаО аль-И0аря (Книга поучительных прниаров) изд.. "Дар аль Китай аль лабнани". Бейрут, 1981. ХІУ т. ; Лпйаб алі-Мухассел фи усул ад-дан (Сущность изучения религии) Комментатор Лосяно Рубив. Изд. "Дар аг-їиСа'а аль-ЫагэнОия" Татуан, 1952; At-Тариф Си Ийн Хаяьдун ва рихлатиху ГарСан в ааркан (Знайомство с Ибн Хальдуном
8 его "Путешествиїми" на Запад и Восток) Изд. "Лехнат ат-талвф ва ат-таржама". - Каїр, І95І| Шифа ас-са'ил ли тахэиО аль-Мйса'ня (Удовлетворительные ответы на вопросы жаждущего) Комментатор Ат-Танки, Мухамад 1>ен Тавит. - Стаиоул, 1957;
- трактаты средневековых мыслителей Аль-Фарабв, Аль-Гаэа-лн, Ион-Сахкуна, Аль КаОиси и других. Эти труды также изучены на языке подлинников.
ііаучкзя новизна исследование
11а основании изучения оригинальных первоисточников, не бывших предметом специального исследования, показаны изменения в социально-политической и духовной жизни араоского хвлирата, обусловившие становление и развитие педагогической концепции Ион Холь* дуна.
Выявлено прогрессивное учение Ион Хальдуиа о социальной функции воспитания в общественно!! развитии» которое пробивало свое дорогу в условиях реакции и разложения арабского халифата, засилья исламской религии, отвергавшей право человека на свободомыслие за пределами канонических аксиом.
Выявлен вклад 110н Хальдуна в дело совершенствования теории и прокгики воспитания подрасгопцих поколений путем повышения профессиональной подготовки учителей, обучения на родном языке, включения в у48Оные планы предметов, имеоаих цельп интеллектуальное и эстетическое развитие.
Раскрыты идеи ИОн Хальдуна о нравственном совераенствоввиии личности средствами воспитания, минуя влияние религии.
Охарактеризовано значение идей ИОн Хальдуна для решения проблем развития национальных систем образования в современных арабских странах.
Практическая значимость исследования: его результаты ислоль-зугаїся при чтении лекций на педагогическом факультете Дамасского университета, а также в разработке истории школы и педагогики народов средневекового Востока при написании учебной литературы советскими ученный.
Апробация и внедрение результатов исследования Положения и выводы исследования обсуждались в лаборатории истории школы и педагогики за рубежом в ШИ теории и истории пе-
/
- ь -
дагогики АЛЯ СССР, докладывались авгорои на заседании кафедри педагогики Даиасского университета.
Структура работы