Введение к работе
Актуальность проблемы. Прогресс любого общества определяется уровнем развития в нем как материальных, так л духовних ценностей, имеющих важное значение для человечества и его цивилизации. A ochoes духовных ценностей - созидательная, добрстЕорческая деятельность, любоЕЬ к редине, своему народу, почитание своих пред-ксе, традиций, знание истории, культуры, уважение других наций и нарсдсЕ, в том числе сопредельных этнических групп, их обычаев, образо-, жизни, вероисповедания, т.е. всего комплекса традиционного культурного наследия народа.
Настоящее исследование посвящено социально-педагогическим основам патриотического воспитания детей Дагестана-представителей более 30 народов, изучению и внедрению в практику обучения воспитательных традиций этих народов, Ецработанних в течение тысячелетий в условиях эволюционного, естественного развития.
Многосторонние знания о крае, где человек родился, живет учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, зколеппеских, экономических, культурологических его особенностях способствует осознанию человеке:.! себя как личности, гак достойного представителя данного региона в родном государстве.
' Важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного человечеством опыта и сналіш должно стать признание естественной и непрйхедящей ценности опыта разных культур, живыми носителями которых являются представители различных этносов, изучение этнопсихологического аспекта межличностных отношений в процессе воспитания у этих народов.
Изучение этой проблемы связано со сравнительными исследованиями этнических особенностей, национального характера, менталитета, закономерностей формирования и функционирования национального самосознания, символического мира и ценностных ориентации представителей различных культур и народов.
Изучение научно -методической литературы по исследуемой проблеме псказьшаег, что вопросы патриотического и нравственного Боепитания, формирования культуры межнационального общения находились е центре внимания многих деятелей науки. По достоинству оценивалась народная педагогическая мудрость такими выдающимися педагогами и философами, как Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, Г.Пестало-ци , Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, К.Насыри, Я.С.-Гогебашвили и др.
Начало педагогическому осмыслению воспитания детей положено этнографом и фольклористом Г.С.Виноградовым, затем его идеи были развиты И.Я.Поздеевым.
Исследованию проблемы национальной политики образования, вопросам патриотического воспитания молодежи посвятили свои работы Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинс-кий, философы - А.П.БуеЕа, О.Г.Дробнкцкий, Н.Ф.СтроЕойтова и др. Методологические идеи по этой проблеме нашли отражение в трудах Н.К.Гончарова, О.Г.Бабансксго, Э.И.Мрнссзона, Г.Н.Филонова и др. Осмысление трудов Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, А.В.Петровского, В.С.Мухиной, Д.Е.Эльконнна и других психологов позволило составить представление о процессе и механизмах формирования сознания, чувств, поведения, деятельности учащихся, развития личности человека.
В работах, исследующих различные стороны патриотического воспитания, выделяются несколько направлений. Работы Р.Г.Абдула-типова, Б.Т.Лихачева, З.К.Шнеккельдорфа, П.В.Кононихина и др. носят общетеоретический характер. В них показана сеясь патрпзтнчес-кого воспитания с другими сторонами развития личности.
Преемственность патриотического воспитания в условиях общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, роль прогрессии ниг. национальных традиций в его формировании исследуются в трудах В.А.Сухомлинского, В.Ф.ФарфсроЕского, Р.Л.Полуяновой, А.Д.Солдз-тенкоЕа, А.Ф.Фаткулиной и др.
Значительный вклад в решение вопроса патриотического воспитания детой в национальных школах в процессе изучения языка и культуры внесли такие исследователи данной проблемы, как В.Ф.Афанасьев, Г.Н.Волков, А.Ш.ГашпмоЕ, А.З.ИзмайлоЕ, П.Л. Пидкаспстый, Ю.П.Сокольников, М.Г.Тайчинов и др.
Современный мир вносит изменения в личность самого человека, его сознание, потребности, духовно-физическое здоровье.
Надо сказать, что сегодня мы видим волну возрождения педагогики народов Кавказа, которая до сего времени была не востребована в современной школе, с чем мы связываем бездуховность, социальную апатию, наркоманию, рост преступности в молодежной среде. Причем тревожные симптомы этих яелэний многомерны, и е условиях дестабилизации экономики, падения жизненного уровня населения они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деграда-
ции личности растущего человека, могут привести и приводят к потери чуЕСТЕа родины, преклонению перед не свойственны!,!!! нашему менталитету ценностями и в, конечном счете, к национальной розне.
Все эти явления особенно опасны для Дагестана, т.к. он является многонациональной республикой. Если заглянем в историю, то можно увидеть, что народы Дагестана испокон веков жили в мире и согласии между собой и сопредельными этносами. Понятия содружества между народами, любоЕЬ к родине стали традиционными у жителей Дагестанз. Патриотизм - это не только необходимое условие существования, но и залог успешного социально-экономического развития, сохранения независимости. Большое значение для сближения этносов республики имеет русский язык как язык межнационального общения, как язык приобщения народностей Дагестана к духовным сокровищам других народов России и мировой цивилизации.
В своей работе мы исходим из того, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенной этнической группе. Вместе с тем, как показывает анализ практики школ, нередко вопросы патриотического воспитания учащихся педагоги стремятся решить бес учета-национальных особенностей, духовных традиций, обычаев, опита народной педагогики. Поэтому сегодня особую актуальность приобретают проблемы формирования патриотического сознания. Ото и побудило нас к Еыбору темы исследования.
В настоящей работе патриотизм рассматривается как элемент комплексного воспитания личности, отражающий национальные общече-лоЕеческне ценности и признающий приоритеты гармоничного развития личности как условие далыгейп:его_станоЕления прогрессивного общества. Сама суть этих понятий предполагает уважение и любовь к лицам своей и других национальностей, признание за ними прага на национальную самобытность, психологию, традиций, язык и т.п.
Предметом исследования является патриотическое воспитание учащихся сельских щкел Дагестана в конкретных социально-педагогических условиях: мононациональный состав учащихся /лакцы/, лакс-ко-русское двуязычие, приоритетное воздействие народной педагогики.
Объектом исследования является процесс изучения русского языка, русской литературы, истории, краеведения в сочетании с внеучебной работой в сельской школе Дагестана.
Цель исследований--- научное обоснование и разработка эффек-
С цельв и задачами исследования соотносится его рабочая гипотеза: Боепитание патриотизма я этнического сознания учащихся сельских школ Дагестана ісак субъектов традиционной культури будет эффективным, если:
языки (ео взаимосвязи с другими предметами"; к родной культуре, краеведению, к духовно-нравственным, национальным :: оещочолесе-чесі:і::.! ценностям;
Методологической основой исследования являются труди но ?т-полсдагсгпке о социальной обусловленности формирования личности :;
личности.
G соответствии с целью и гипотезой сформулированы следурин"
3. Выявить воспитательный потенциал общеобразовательных предметов, особенно гуманитарного цикла, которые могут оказать эффективное воздействие на формирование проектируемых качеств
личности.
-
Определить место краеведческой работы в единой системе учебной и внеучебной деятельности учащихся, ее воздействие на формирование патриотического сознания и поведения учащихся.
-
Разработать систему патриотического воспитания учащихся сельсіаїх школ Дагестана на основе сочетания народней педагогики, краеведения, преподавания гуманитарных дисциплин.
Тема, задачи и гипотеза обусловили выбор методов исследования:
теоретический: анализ философской, психологической, педагогической, методической и этнографической литературы по теме исследования;
социолого-педагогический: сбор и обработка этнепедагогн-ческого материала в полевых условия: магнитофонные, стенографические записи бесед со старейшими, аксакалами, сказителями, знатными людьми района и республики;
анализ учебно-методической литературы;
изучение особенностей усвоения учащимися сельских кксл Дагестана народных духовно-нравственных традиций;
изучение опыта работы учителей, руководителей сельских зкел в различных районах Дагестана;
экспериментальный: обобщение спита педагогической работы соискателя с качестве директора сельскей пкели и учителя русского языка и литературы на протяжении 20 лет, эксперимент, наблюдение и описание, сопоставление и сравнение при обобщении полученного материала.
Экспериментальной базой исследования послужили сельские щке-дц Дагестана: Курклннсг.ая, Кумухская, Куминская, Кулпнская и школа МНЕ Махачкале. Этапы исследования. Исследование проводилось с 1976г. по 1995г.
На первом этапе /1975-1380гг./ бат проведен констатирующий срез /наблюдение, описание, изучение соответствующей литературы по проблемам Боепитания, тестирование/.
На втором этапе /1980-1986гг./ продолжалось изучение литературы, опыта работы преподавателей, руководителей дкол и изучение, анализ и систематизация лакских и других дагестанских народных сказок, игр, пословиц, поговорок, загадок и т.д.; обработка полевого материала, анализ его воспитательных возможностей; сравнительное изучение дакских и русских народных игр, сказок, поиск и
- б -
сбор материалов об односельчанам, погибших во Еремя ВОВ, создание школьного музея Славы.
На третьем этапе 1986-1995гг. апробироЕалась опытно-экспериментальная программа, проводилась систематизация полученных результатов, выработка практических рекомендаций по совершенствований образовательно-воспитательного процесса в сельской школе в плане формирования личности школьникое. Происходило внедрение основных результатов исследования в практику школ, апробация работы через выступления на совещаниях, конференциях учителей и 'публикацию статей. Отдельные положения работы неоднократно докладывались на заседаниях педсовета Курклпнской СШ, методического совета района, на республиканских и всероссийских научно-практн-чесісих конференциях.
Проблематика исследования определяет его новизну:
е работе впервые отобраны и систематизированы краеведческие материалы для уроков русского и лакского языков и внеклассной работы в сельских школах Дагестана; обобщающим результатом является создание школьного музея Славы;
разработаны и апробированы принципы отбора краеведческого материала;
пеглсани возможности и целесообразность использования краеведческого материала при формировании патриота в условиях сельских школ Дагестана: патриота села, приштмающего деятельное участие в его жизни, района, республики, страны, в которой он живет.
Понятие чувства дружбы, содружества, веротерпимости и патриотизма, любви к своему народу, традициям, обществу рассматриваются нами как неотъемлемая часть народной педагогики, духовной культуры народа. В работе впервые проанализированы, собраны воедино и систематизированы лзкегаїе народные сказки, игры, колыбель -'иые песни, пословица и поговорки, сделана попытка дать им этпопе-дагогическую интерпретацию, что обеспечивает методическую основу іьх использования в педагогической практике.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в теоретических исследованиях по педагогике, социологии, 'этнокультуроведен:га при изучении традиций и обычаев лакского народа, социолішгеистіг-ієской ситуации в сельских районах Дагестана. Описанная в исследовании система учебно-воспитательной работы может быть использована учителями не
только Лакского района, но и других регионов России при организации краеведческой и поисковой работы в современных условиях. Практическая значимость исследования заключается также в том, что фактически краеведческие материалы нашли применение в практике сельских школ, одобрены на ряде региональных и республиканских совещаний и конференций работников народного образования Дагестана.
Основные положения и результаты работы апробированы в процессе чтения лекций и ведения семинаров на районных и республиканских методических семинарах, на заседаниях лаборатории зтнепе-дагогики и общих проблем школ Севера и малочисленных народов РФ
инпо.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Патриотизм является составной частью единен системы национальных общечеловеческих ценностей, которая формировалась ча протяжении тысячелетий и отражена как в религиозной /Епблия, Коран/, так и зткопедагогпческей литературе. Воспитание отих качеств является традицией для многонационального Дагестана как условие мирного сосуществования народов республики.
ноге самосознания и через него к общечеловеческим ценностям, демократически;,! преобразованиям.
4. Целенаправленное использование краеведческого материала, объективней, правдивой истории своего народа, организация художественно-литературной, эстетической деятельности с позиции изучаемой проблемі!, содружество с ветеранами и заслуженными людьми своего края, работа по созданию музея Славы, в котором экспонаты созданы руками самих учащихся, собраны есє данные о 57 односельчанах, погибших бо Бремя Великой Отечественной войны, о писателях
- s -
и поэтах, прославивших родное селение на весь Дагестан (их фотографии, родословная, данные о человеческих качествах, интересах, стремлениях, о заслугах перед Родиной и т.д.) обогатит теорию и практику обучения русскому и лакскому языкам, помажет реализации поставленной цели - воспитанию патриотов своего села, района, своей горной республики, родины России, которые исполнены уважения не только к своему народу, но и к гражданам других национальностей.
Структура диссертации отвечает цели и задачам исследования: она состоит из введения, двух глав, саг.лгачсния, списка литературы.