Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание школьников в детских самодеятельных объединениях в России начала XX века Тарасова Надежда Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасова Надежда Владимировна. Патриотическое воспитание школьников в детских самодеятельных объединениях в России начала XX века: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Тарасова Надежда Владимировна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»], 2018.- 159 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века 16

1.1. Особенности патриотического воспитания учащейся молодежи в России начала XX века 16

1.2. Детские самодеятельные объединения как историко-педагогический феномен 28

1.3. Вклад отечественных и зарубежных исследователей в решение проблемы патриотического воспитания школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века 55

Выводы к Главе 1 73

Глава 2. Основные направления патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века 77

2.1. Роль экскурсионных самодеятельных объединений в формировании патриотических качеств школьников в России начала ХХ века 77

2.2. Патриотическая направленность детских союзов для охраны птиц и животных в начале XX века 97

2.3. Трудовые объединения школьников в годы Первой мировой войны 109

Выводы к Главе 2 131

Заключение 136

Библиографический список 144

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время происходят перемены в социальной, экономической, политической, духовной сферах общества. В большей степени они затрагивают формирование и развитие молодого поколения, являющегося чутким индикатором общественных трансформаций.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, одними из основных направлений являются гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей, поддержка общественных объединений, трудовое и экологическое воспитание. Гражданское воспитание включает развитие правовой и политической культуры подрастающего поколения, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих его права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности. Патриотическое воспитание предусматривает формирование у детей чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества; развитие поисковой и краеведческой деятельности, детский познавательный туризм.

Формирование личности, способной к саморазвитию и самоопределению, истинного патриота своей Родины воплощается, в том числе в детских самодеятельных объединениях – самоуправляемых сообществах, создающихся на добровольной основе для удовлетворения потребностей детей. Социально значимая, созидательная деятельность при этом выступает главенствующим фактором при функционировании подобного рода объединений.

В данном исследовании под патриотическим воспитанием в детских самодеятельных объединениях понимается целенаправленный процесс подготовки учащейся молодежи к созидательному взаимодействию в условиях развития общества, к участию в социально значимых мероприятиях, формирование у школьников бережного отношения к родной природе, истории и традициям, осознание нравственного долга перед Отечеством и готовность к защите его интересов.

В этой связи является важным обращение с помощью историко-педагогического анализа к истокам зарождения и становления детских самодеятельных объединений, определение их главенствующей роли в патриотическом воспитании учащейся молодежи, выявление основных направлений патриотического воспитания школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века.

В своем становлении и развитии патриотическое воспитание школьников в детских самодеятельных объединениях в России имеет отправной точкой отсчета рубеж ХIХ – начало ХХ веков (по 1917 год включительно), когда произошло зарождение отечественных детских объединений (союзов, обществ). На данном этапе развития отечественной истории происходила модернизация всех сфер общественной жизни, в том числе и ее образовательной составляющей. Осуществлялось активное знакомство русской педагоги-3

ческой общественности с идеями «новой» зарубежной педагогики, обращавшей свое пристальное внимание к проблемам самоценности человеческой личности, индивидуальности, ее активной жизненной позиции, в том числе через участие в различных самодеятельных организациях; шли активные поиски включения учащейся молодежи в созидательную деятельность в целях улучшения учебных результатов, приобретения практического опыта; формирования общечеловеческой солидарности как важного фактора граждан-ско-патриотического воспитания.

Религиозно-философская составляющая патриотического воспитания в России в условиях существовавшей триады «Православие. Самодержавие. Народность» охарактеризована в работах философов, историков культуры, общественных деятелей старшего поколения В.С. Соловьева, Е.Н. и С.Н. Трубецких, К.Л. Леонтьева, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка. Основными патриотическими характеристиками являлись любовь к Богу и императору, к Отечеству, к малой Родине, к природе, смирение, послушание, подвижничество.

После русско-японской войны 1904-1905 гг., первой русской революции 1905-1907 гг. в трудах педагогов более молодого поколения: Н.Е. Румянцева, В. Яковенко, A.M. Назарова обосновывается тезис о трансформации сущности патриотического воспитания, связанный с включением учащейся молодежи в конструктивную созидательную деятельность по исправлению недостатков существовавшего строя.

Первая мировая война, декларированная реформа системы образования 1915 года, Февральская буржуазная революция 1917 года ориентировали педагогическую общественность на усиление нравственной, правовой составляющих будущих граждан. В педагогическое сознание проникают идеи, определяющие новое содержание патриотического воспитания – актуализируются трудовая и профессиональная подготовка, образованность, ответственность за судьбу Родины и стремление к созидательной деятельности. Подобные идеи обосновываются Г. Роковым, П.Н. Васильковым.

Обширный педагогический опыт, касающийся патриотического воспитания подрастающего поколения посредством вовлеченности его в детские самодеятельные объединения, являлся предметом изучения многих исследователей рассматриваемого периода: И.H. Жукова, В. Тотомианца, В.Ф. Динзе, B.C. Преображенского, В. Русакова, С.Л. Знаменского, С. Смирнова, Е.В. Джунковской, Я.Н. Ясинского, Н.Ф. Рудольфа.

В. Тотомианц предпринял попытку анализа деятельности детских самодеятельных объединений в России начала XX века, которые, по его мнению, вносили существенный вклад в патриотическое воспитание школьников.

П.Н. Васильков в своих работах выделил основные особенности детского движения: совпадение интересов детей и взрослых из определенных социальных групп, классов; гармоничное сочетание детских интересов с нуждами взрослой жизни; стабильная взаимосвязь детских и взрослых

общественных организаций. Автор особо подчеркивал «необычайную самостоятельность» детских самодеятельных объединений, отмечал увлеченность, детское творчество, «духовное богатство» ее членов.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в детских самодеятельных объединениях в начале ХХ века рассматривались в работах зарубежных авторов. Работы П. Наторпа, Г. Кер-шенштейнера, С. Холла, Р. Баден-Пауэла утверждали иное представление российской педагогической общественности о целях и задачах воспитания подростков, в котором преобладающими становились идеи социального, трудового и гражданско-патриотического начал, в том числе в условиях участия школьников в различного рода детских объединениях.

В России в целях улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения осуществлялось активное знакомство с работами Р. Баден-Пауэла, явившегося родоначальником военных организаций юношества, и попытки их создания в условиях российской действительности. Вместе с тем, приходится констатировать, что подобный опыт включения детей в подобного рода деятельность в полной мере не прижился в России в виду национальных особенностей русского менталитета.

Вместе с тем, имеются и специальные современные работы, посвященные проблеме проявления и развития патриотизма школьников посредством включения их в детские самодеятельные объединения. К ним относятся исследования Л.В. Алиевой «Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства» (Москва, 2002), М.В. Богуславского «Детское движение в России: между прошлым и будущим» (М., 2007), Ю.Л. Ионкиной «Воспитание в учебных заведениях и внешкольных организациях в России конца ХIХ – начале ХХ веков» (Москва, 2007), Е.Ю. Сейку «Детские и юношеские организации в Росси в начале ХХ века (военно-патриотический и культурно-просветительский аспект)» (Москва, 2009), Р.В. Ковшова «Преемственность в развитии российского детского движения в XX веке» (Санкт-Петербург, 2012)

Противоречие между необходимостью рассмотрения патриотического воспитания в детских самодеятельных объединениях и недостаточной возможностью реализации их педагогического потенциала в России через призму исторического опыта определило выбор темы исследования «Патриотическое воспитание школьников в детских самодеятельных объединениях в России начала ХХ века».

Проблема исследования состоит в выявлении предпосылок, основных направлений и средств патриотического воспитания русских школьников в деятельности детских самодеятельных объединений начала ХХ века и их ис-торико-педагогическое осмысление.

Цель исследования – охарактеризовать процесс патриотического воспитания русских школьников в деятельности детских самодеятельных объединений начала ХХ века.

Объект исследования – деятельность детских самодеятельных объеди-5

нений в России в начале ХХ века.

Предметом исследования является теория и практика патриотического воспитания в деятельности детских самодеятельных объединений в России начала ХХ века.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности патриотического воспитания учащейся молодежи в России начала XX века.

  2. Охарактеризовать детские самодеятельные объединения как субъекты патриотического воспитания и объекты педагогической науки в России начала XX века.

  3. Определить вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие процесса патриотического воспитания в детских самодеятельных объединениях начала XX века.

4. Представить основные направления патриотического воспитания
русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX ве
ка.

5. Выявить значение педагогического опыта патриотического воспита
ния школьников через их включение в деятельность самодеятельных объеди
нений для развития современного отечественного образования.

Методологическую основу исследования составили подходы: системный, обусловливающий рассмотрение историко-педагогических явлений, их комплексный анализ и сопоставление; историко-культурный, предполагающий характеристику историко-педагогического опыта патриотического воспитания в детских самодеятельных объединениях как одной из составных частей общекультурного развития общества; аксиологический подход, в рамках которого человек рассматривается как самоцель и высшая ценность общественного развития; гуманистически ориентированный, утверждающий ребенка в качестве активного, равноправного, сознательного участника воспитательного процесса.

Теоретическую базу исследования составляют работы по методологии историко-педагогических исследований Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, А.И. Пискунова, З.И. Равкина; проблемам социализации и социальной активности личности Н.Л. Селивановой, В.Д. Семенова, Г.Я. Гревцевой, Л.М. Семенюк; вопросам гражданско-патриотического воспитания в детских самодеятельных объединениях Л.В. Алиевой, Л.Е. Сикор-ской, О.Ю. Колпачевой, Л.В. Кузнецовой, Р.А. Литвак, Е.В. Титовой.

Методами исследования являются проблемно-хронологический, исто-рико-ретроспективный, соответствующие принципу научного историзма; целостный анализ историко-архивных материалов, историко-педагогической литературы, относящихся к теме исследования; историко-структурный, направленный на выделение составляющих диссертации; историко-компаративистский, основанный на сравнительных и сопоставительных характеристиках патриотического воспитания школьников в отечественных детских самодеятельных объединениях на протяжении рассматриваемого пе-6

риода.

Источниковой базой служит соответствующая его предмету документация Министерства народного просвещения России: официально принятые и действовавшие в начале ХХ века циркуляры Министерства народного просвещения.

Источниками исследования выступают философские, социологические, педагогические и психологические труды отечественных и зарубежных авторов, изданные в начале ХХ века и посвященные проблемам воспитания и образования подрастающего поколения; нормативная и учебно-программная документация Министерства народного просвещения России, относящаяся к исследуемому периоду; публикации в периодических изданиях – журналах «Вестник воспитания», «Записки Крымского горного клуба», «Русская школа», «Педагогический листок», «Русский экскурсант», «Искры»; материалы педагогических съездов.

В исследовании используются архивные источники: материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) (Ф. 102), Российского государственного исторического архива (РГИА) (Ф. 733), Государственного архива Курской области (ГАКО) (Ф. 171, 183, 185), Государственного архива общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО) (Ф. П-68).

Этапы исследования.

Первый этап (2012 – 2013 гг.) – поисковый: определение степени изученности проблемы патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях в начале ХХ века; анализ философской, педагогической и психологической литературы, а также источников по теме исследования.

Второй этап (2014 – 2015 гг.) – теоретический: уточнение предмета, целей, задач и теоретико-методологических основ исследования; разработка концепции структуры диссертационной работы; сбор, изучение, историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация исследовательского материала;

Третий этап (2016 – 2017 гг.) – обобщающий: обобщение и систематизация итогов исследования; публикация научных статей; оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в решении важной научной проблемы патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начале ХХ века.

В результате проведенного исследования:

выявлены и проанализированы особенности, определившие новые подходы к постановке и решению проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в России в начале ХХ века;

охарактеризован процесс становления и развития детских самодеятельных объединений как субъекта патриотического воспитания в России начала XX века – добровольных, самоуправляемых сообществ для осуществления социально-значимой деятельности, предполагавших участие взрослых

в качестве наставников и равноправных членов, наличие нормативно-правовых документов, совместное принятие норм и правил, четко прописанной структуры, фиксированного количества участников;

определен вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие процесса патриотического воспитания в детских самодеятельных объединениях в России в начале XX века через ряд составляющих: утверждение в образовательной практике принципа уважения к ребенку и формирование на данной основе самоуважения, актуализация трудового воспитания и осознанности, принятия школьниками государственных интересов и задач, вовлечение подростков в созидательную творческую деятельность;

представлены основные направления патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- формируется новая сущность и оценка патриотического воспитания
русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX ве
ка (развитие патриотической направленности личности школьников, способ
ных добросовестно выполнять гражданские обязанности, в том числе в воен
ное время; формирование и развитие мировоззрения учащихся, направленно
го на сохранение окружающей среды, принятие ответственности за свою ма
лую родину, развитие стремления к созидательной деятельности; минимиза
ция негативных проявлений в подростково-молодежной среде; возрастание
степени участия школьников в общественных организациях и объединениях),
что обогащает современные подходы к рассмотрению процессов развития
образования;

обобщенный в диссертации массив педагогических источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот, в своей совокупности позволяет осуществить реконструкцию процесса патриотического воспитания русских школьников в детских организациях начала ХХ века;

уточнено понятие «детское самодеятельное объединение» как субъекта патриотического воспитания в России в начале XX века, показана его взаимосвязь с другими педагогическими понятиями (патриотическое воспитание, детское движение, формирование ценностных ориентаций личности учащейся молодежи), что дополняет педагогический тезаурус, обеспечивает его междисциплинарный характер;

выявлено значение педагогического опыта патриотического воспитания школьников через их включение в деятельность самодеятельных объединений для развития современного отечественного образования (приоритет нравственного, трудового воспитания в системе внешкольного образования, поддержание гуманистических основ воспитательного процесса и коллективно-творческого фундамента школьной жизни, вовлеченность взрослых в совместную созидательную деятельность, добровольный характер участия в детских организациях).

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации фактический материал, теоретические положения и выводы могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти при разработке и осуществлении молодежной политики, при разработке программ патриотического воспитания учащейся молодежи.

Материалы исследования применяются при разработке и корректировке целевых программ формирования толерантного сознания и патриотического воспитания подростков и молодежи; используются для совершенствования работы молодежных общественных организаций и объединений, а также в целях развития духовно-нравственных, гражданских основ воспитания будущих педагогов.

Сведения, полученные в ходе выполнения диссертации, нашли отражение и используются в содержании лекционных курсов, практических занятий в системе высшего и дополнительного профессионального образования («Психология профессионального педагогического общения» (раздел «Умение педагога организовывать совместную с учащимися творческую деятельность»), «Основы вожатского мастерства»).

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. В течение первых двух десятилетий ХХ века (до 1917 года) происходила существенная трансформация сущности патриотического воспитания подрастающего поколения. Первая русская революция 1905-1907 гг. показала слабость христианско-православного идеала патриота, основанного на любви к Отечеству, к Богу и императору, послушании, смирении, подвижничестве. Отечественной педагогической общественностью (Н.Е. Румянцев, В. Яковенко, A.M. Назаров) в содержание патриотизма вносились идеи культурной, созидательной, мирной работы, призванные устранять недостатки существующего строя. Первая мировая война, предполагавшиеся преобразования школьной системы 1915 года, Февральская революция 1917 года ориентировали на усиление социально-нравственной подготовленности будущих граждан. В педагогическое сознание проникали идеи, определявшие новое содержание патриотического воспитания - актуализировалась трудовая и профессиональная подготовка, образованность, ответственность за судьбу Родины и стремление к созидательной деятельности.

  2. Многофакторный анализ детских самодеятельных объединений как субъекта патриотического воспитания в России начала XX века позволил охарактеризовать их как добровольные, самоуправляемые сообщества для осуществления социально-значимой деятельности, предполагавшие участие взрослых в качестве наставников и равноправных членов.

Приняв за исходные положения такие признаки, как становление и развитие детских самодеятельных объединений, усложнение уровня активности их членов, нами были определены направления патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века:

организационно-формирующее (в ходе подготовки образователь-

ных экскурсий школьники вовлекались в создание и работу временного самодеятельного объединения, что делало их полноценными субъектами образовательного процесса. Подростки самостоятельно, с помощью сведений из различных источников, анализа увиденных объектов, делали определенные выводы, выделяли ключевые моменты, ориентировались в многообразии природного и культурного мира и, таким образом, содержательно наполняли экскурсии. Смысл патриотического воспитания в подобного рода организаций заключался в усвоении знаний о малой родине и Отечестве в целом, осознании историко-культурных корней, формировании гордости за причастность к деяниям предков). Данное направление наиболее полно реализовыва-лось в течение всего рассматриваемого периода.

эколого-преобразующее (воспитание чувства ответственности за сохранение природного наследия, формирование любви к природе, обучение ребенка сопереживать другим живым существам, помощь и защита животных и растений). Это направление было ярко представлено детскими союзами для охраны птиц и животных в 1900-1914 гг. Механизм формирования чувства сострадания к животным и растениям с течением времени трансформировался в плоскость человеческих взаимоотношений при отклике на проблемы, нужды другого человека. Детские самодеятельные объединения, основанные на тонкостях взаимоотношений подрастающего поколения с живой природой, становились более сложной областью патриотического воспитания, с высокой степенью социальной зрелости и ответственности.

конструктивно-созидательное (формирование чувства любви к Родине, преданности своему Отечеству, готовности к его защите), ярко выразившееся в работе трудовых и учебных самодеятельных объединений школьников в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.). Формы их реализации были различными: создание добровольных детских объединений, так называемых трудовых, учебных, санитарных отрядов; участие в продовольственном снабжении армии и населения страны; учебная помощь отстававшим школьникам. Подрастающее поколение вносило свою посильную лепту в дело защиты своего Отечества. Детские самодеятельные объединения выступили в роли эффективного механизма упорядочения хаотичной детской активности, направления ее в спокойное русло культурного развития, прилежного выполнения своих гражданских обязанностей.

3. Мощным фактором развития патриотического воспитания русских школьников посредством вовлеченности их в детские самодеятельные объединения начала XX века стали идеи «новой» зарубежной педагогики: развитие чувства уважения к ребенку и выработка на его основе самоуважения, нравственное, трудовое воспитание, творческая самодеятельность школьников, осознанность и принятие государственных интересов и задач. Значительный интерес представляет зарубежное военизированное движение учащейся молодежи, как одной из устоявшихся форм детской организации в Европе, отражавшей ее основные принципы деятельности. Однако данные идеи не являлись «слепым» копированием зарубежного опыта, а творчески пре-

ломлялись педагогами в практике российской образовательной действительности.

4. Раскрытие историко-педагогического опыта патриотического воспитания русских школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века выявляет конкретные пути его развития: приоритет и побуждение к социально значимой деятельности, направленной на участие подростков в жизни родного края, усвоение его истории и традиций; добросовестное выполнение гражданских обязанностей, в том числе в военное время; соответствие деятельности индивидуальным особенностям детей и подростков; актуализация подготовки квалифицированных для работы по патриотическому воспитанию в условиях детских организаций; объединение усилий семьи, школы и детских объединений с целью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Достоверность основных результатов и сформулированных выводов исследования базируется на современных теоретико-методологических подходах к пониманию истории образования; использовании комплекса методов, соответствующих цели, предмету исследования, его основным задачам; применении разнообразных фактических материалов; востребованностью представленных научно-педагогических разработок.

Апробация материалов исследования осуществлялась:

- в процессе участия в международных конференциях: «Перспективы развития науки и образования» (Тамбов, 2012), «Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развитие» (Курск, 2013), «Глобальные и региональные коммуникации: настоящее и будущее» (Санкт-Петербург, 2015), «Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности» (Курск, 2015), «Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени» (Курск, 2016), «Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы» (Курск, 2018).

Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора на страницах научно-педагогических изданий: «Отечественная и зарубежная педагогика» (издание института стратегии развития образования Российской академии образования, 2014), «Былые годы» (издание из международной системы цитирования Web of Scopus, 2014), «Middle East Journal of Scientific Research (MEJSR)» (издание из международной системы цитирования Scopus, 2013).

Всего по теме диссертации опубликовано – 19 статей, в том числе – 6 в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Исследование выполнялось при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и прошло экспертизу промежуточных результатов в рамках научно-исследовательского проекта «Добровольчество как средство патриотического воспитания школьников в России второй половины XIX – начала XX вв.», №12-36-01352, тип – а 2 (2012 – 2014 гг.).

Автор является членом научного коллектива по проведению международной научно-практической конференции «Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности», в рамках основного конкурса Российского гуманитарного научного фонда, № 15-06-14050, тип – г (Курск, 2015 г.); первой международной студенческой научно-практической конференции «Добровольчество в современном мире: нравственный идеал нашего времени» в рамках основного конкурса Российского гуманитарного научного фонда № 16-06-14058, тип – г (Курск, 2016 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Особенности патриотического воспитания учащейся молодежи в России начала XX века

Патриотическое воспитание молодежи выступает первостепенной задачей успешного продуктивного развития гражданского общества. Выдающийся общественный деятель, великий русский писатель А.И. Солженицын так отзывался о воспитании патриотизма: «…беда той стране, в которой слово демократ становится ругательным и гибель той, в которой ругательным становится слово патриот» [23].

Любовь к Отечеству традиционно была и должна остаться одним из исконных качеств национального характера россиян. Сохранение и развитие этого качества в условиях современных российских реалий можно и нужно расценивать как одну из приоритетных задач государственного строительства [135, с. 12-15].

Патриотизм является многоаспектным понятием и, соответственно, в гуманитарных науках существует большое количество исследований, касающихся различных аспектов данного феномена. В науке существуют различные трактовки понятия «патриотизм». В зависимости от изучаемой проблемы патриотизм может рассматриваться в социальном, политическом, историко-культурологическом, психологическом, педагогическом и других аспектах.

В ретроспективе отечественной гуманитарной мысли и в современных фи-лософско-педагогических исследованиях понятие «патриотизм» характеризуется разнообразием толкований.

Согласно современным философским определениям, патриотизм – «нравственный и политический принцип, социальное чувство», охватывающее любовь к своей Родине, верность своей стране, стремление встать на стражу е интересов, чувство гордости как за исторические реалии своего Отечества, так и события сегодняшнего дня [154, с. 110]. Патриотизм, рассматриваемый как категория социальной философии, содержательно наполнен позитивным отношением людей к своей Родине, пронизан идеей любви к своему Отечеству, реализуется в высоконравственных поступках во благо своей страны совместно с органами государственной власти и общественными организациями [161, с. 14].

В социологической интерпретации: «Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [39, с. 211]. Или у Ю.С. Петросяна, интерпретирующего патриотизм как определенное социальное отношение, возникшее у «субъекта (личности, класса, нации)» в рамках конкретно-исторических событий развития общества. Данное социальное отношение проявляется через призму экономической, политической, социокультурной, идеологической ситуации в стране, в соотношении с историей развития Родины, ее настоящими реалиями и будущими планами [130, с. 71-81].

При политологической трактовке феномен патриотизма изучается с точки зрения политических общественных событий, рассматривается как явление «политического сознания общества». Так, А.В. Абрамов изучает патриотизм как некую конфигурацию воспроизведения субъектами политики содержательной стороны общественного политического строя и выработке определенного отношения к господствующему политическому режиму с точки зрения результативности его функционирования в условиях учета мнения большинства членов данного общества [24, с. 66]. Представленная интерпретация патриотизма, по мнению О.Ю. Колпачевой, практически смыкается с определением гражданственности [99, с. 9].

Согласно этическим принципам, патриотизм, с точки зрения С.В. Кривова и Г.А. Коновалова, необходимо рассматривать как «общественный и нравственный принцип», проявляющийся через отношение народа к своему Отечеству, реализующийся в виде соответствующего образа действий, в многогранном комплексе социальных ощущений, чаще всего называемом чувством любви к своей стране, своей Родине. При этом любовь к своей Родине столь сложное понятие, что включает в себя множество составляющих: заботу о судьбе своей страны, выражающейся в готовности пожертвовать собственными интересами ради общественного блага; преданность Родине, особенно во время военных действий с ее захватчиками; чувство гордости за социально-культурные достижения своего Отечества; сострадание к другим народам и негативное отношение к общественным порокам; уважение к событиям прошлого из жизни своей Родины; следование традициям, сохранение обычаев своего народа; любовь к своей малой Родине, к месту своего проживания [99, с. 9].

В культурологии патриотизм анализируется с точки зрения нравственности, рассматривается, как нравственное чувство и норма, возникшее в глубокой истории человечества и осознанное во времена античности. С точки зрения культурологических категорий, патриот – человек, отражающий в своих действиях, поступках чувство глубокого уважения, любви к своему Отечеству, историческим событиям из жизни своей страны, ее культуре, народу. Отмечается, что патриотизм является крепким нравственным чувством, возникшим из отличительных культурных особенностей жизни того или иного народа. Процесс становления патриотических характеристик у подрастающего поколения проходит в условиях постижения ведущих форм мышления, усвоения родного языка, определенных норм и эталонов собственной культуры и закрепляется в соответствующих установках через общение со старшими поколениями, положительно или негативно оценивающих поведение молодежи [100, с. 158].

В педагогической энциклопедии при характеристике данного понятия акцент делается на определнные личностные качества такие, как ощущение чувства любви к своей стране, готовность пожертвовать своими интересами, как личными, так и групповыми, ради общественных, верность своему Отечеству, готовность защищать рубежи своей Родины [128, с. 98].

В широком смысле в педагогике патриотизм (гр. – родина, отечество) выступает позитивной духовно-нравственной категорией личности, которая выражается через любовь к своему Отечеству, малой и большой Родине, своему народу. Формула патриотизма довольна проста: «Мое дело есть дело моей Родины и моего народа». При этом чувство патриотизма не связано со слепой любовью к своему народу (не замечаю недостатков, вижу только хорошее), оно, скорее, проявляется через осознанное восприятие своего народа, его истории. Истинные патриотические тенденции выражаются лишь тогда, когда человек, понимая ошибки в истории своей страны, все равно продолжает ее любить, стараясь при этом внести своей вклад в культуру, экономику, стать истинным гражданином, проявляя толерантное отношение к другим странам, народам [128, с. 99-101].

В толковом словаре В.И. Даля (первая публикация относится к середине ХIХ века) слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [61, с. 233].

B.C. Соловьев отмечал формирование «добродетели патриотизма» через осознание собственных обязательств перед своей страной, своим Отечеством. Кроме того, подчеркивалась религиозная составляющая патриотизма [173, с. 37].

Происхождение патриотизма в словаре Брокгауза и Ефрона (выпуск – конец ХIХ столетия) описывается через родственные (кровные) связи между членами племени, когда «чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным». Это был, так называемый «первичный патриотизм», связанный с кочевым бытом племени. С изменением образа племенной жизни, с переходом от кочевого образа жизни к оседлому, происходит и трансформация понятия патриотизма. Патриотические чувства находят свое отражение через призму ощущений по отношению к родной земле. Любовь к своему краю, земле-кормилице синтезируется в нравственную добродетель патриотического чувства. Природное чувство любви и уважения к своему Отечеству переходит в иную плоскость: четкое понимание своих гражданских обязанностей и преданное их исполнение. Кроме того, авторы отмечают, тесную взаимосвязь патриотизма с духовностью, религиозной сферой: «служба родине была деятельным богослужением, и патриотизм совпадал с благочестием» [172, с. 214].

Вклад отечественных и зарубежных исследователей в решение проблемы патриотического воспитания школьников в детских самодеятельных объединениях начала XX века

Начало ХХ века связано с процессами активной индустриализации ряда стран Западной Европы и США. Модифицирование общественных процессов, изменение социальных институтов связано, прежде всего, с применением новых технологических знаний в производстве, быстрым увеличением городов и численности городского населения. Новое индустриальное общество потребовало реформирования всей системы школьного обучения, внедрения новых воспитательных практик.

Особое место в воспитании будущего поколения было отведено формированию и развитию патриотических характеристик личности, являвшихся основой процесса ее нравственного становления.

Западная реформаторская педагогика начала ХХ века актуализировала, прежде всего, проблему воспитания нового человека – свободной личности, способной к саморазвитию и самоопределению. Чувство уважения к ребенку и выработка на его основе самоуважения становятся в рассматриваемый исторический период фундаментальным воспитательным воззрением. Самоуважение личности вырабатывалось только через принцип уважения к своей Родине, своему народу, его традициям и ценностям. Истинный патриот своего Отечества, свободная высоконравственная личность формируется только на фундаменте чувства собственного достоинства.

Принципы свободы в самоопределении личности, ее высокий уровень социальной активности, творческая самодеятельность, приоритет трудового воспитания – становятся главенствующими для зарубежной реформаторской педагогики рассматриваемого периода [160, с. 8-11].

В соответствии с новыми педагогическими взглядами личность ребенка понимается, как истинная общественная ценность, а важнейшая задача государства сводилась к созданию соответствующих условий для свободного воспитания самостоятельного творческого человека, истинного патриота своего Отечества. Постижение своего собственного «Я» через активную гражданскую и трудовую позицию, должно способствовать формированию и развитию социальной активности личности, ее важнейших патриотических характеристик [95, с. 9].

Западная реформаторская педагогика противопоставила традиционной педагогической мысли всестороннее исследование ребенка, исходя из постулата, что его природные способности находятся в основании развития его личности [83, с. 11].

Педагоги-реформаторы разработали новые подходы к гармоничному формированию личности ребенка в детстве. Они считали, что деятельность педагога должна быть направлена, прежде всего, на формирование и развитие у ребенка познавательной способности собственного «Я». В дальнейшем через познание самого себя у подрастающего поколения произойдет постижение той окружающей действительности, где и формируется личность со своими жизненными целями, идеалами, желаниями, в том числе возникнет и окрепнет одно из важнейших чувств – любовь к своей Родине, к своей стране. [97, с. 48].

В русле западных реформаторских педагогических идей были разработаны положения и идеи экспериментальной педагогики, функциональной педагогики, педагогики личности, свободного воспитания, воспитание через искусство, обучения и воспитания посредством трудовой деятельности [102, с. 116].

Нами были выделены два основных подхода к определению основных качеств патриота своей Родины в зарубежной педагогике.

Прежде всего, к ним относятся такие значимые характеристики личности, которые образуют внутреннее понимание своей гражданской позиции: активность, саморазвитие и самодеятельность.

Новая реформаторская педагогическая мысль базировалась, прежде всего, на принципах активности и самодеятельности ребенка. Представитель нового времени, обязан был не просто уметь размышлять, анализировать происходящие общественные трансформации, но и действовать в соответствии с реалиями времени, реализовывать прагматические тенденции [79, с. 34-64]. Формированию вышеуказанных качеств личности у юношества, безусловно, способствовала набиравшая популярность в Европе экспериментальная педагогика. Ее ярчайшими представителями были П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США), О. Декроли (Бельгия) и др. Полученные ими данные, по мнению А. Бине, позволили «выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить» [101, с. 95].

Благодаря данным экспериментальной педагогики, принцип саморазвития личности ребенка становился ведущим в научной педагогической мысли. Полученные опытным путем результаты исследования личности ребенка, опирающиеся на физиологические и психологические процессы, применялись для решения важных педагогических задач.

Шведский педагог Эллен Кей в книге «Век ребенка» (русский перевод был сделан в 1905 г.) выразила основную идею свободного воспитания: «VomKindeaus – исходя из ребенка» [90, с. 122]. Основа свободного воспитания, главенствующая сила всего воспитательного процесса – это детское эмоциональное переживание, приумножение личного житейского опыта, формирование творческих возможностей личности.

В рассматриваемый исторический период также были популярны идеи, основанные на социальной активности личности, связанные с приобретением ею нравственного опыта переживаний и поступков. Самоопределение и личный опыт, по мнению педагогов, выступили главенствующими силами в воспитании свободной личности, настоящего патриота своей Родины.

Известный американский педагог С. Холл отмечал, что гражданское воспитание с его основами служения ближним, Родине, несомненно, закладывает основы «религии будущего» [177, с. 668].

Научные принципы, общественные запросы, интересы самого человека определяли цель воспитания. Новое общество характеризовалось многогранностью воспитательных практик, принятием во внимание индивидуальных особенностей личности ребенка, как природно обусловленных, так и социальных. Ведущей воспитательной целью стало «естественное, гармоническое развитие и образование всех сил, природных дарований и склонностей человека» [77, с. 75-120]. Общественные интересы, находящиеся в основе процессов обучения и воспитания личности подрастающего поколения, заложили основные принципы социальной педагогики.

П. Наторп предложил организовать единую школу, в которой обучались бы дети вне зависимости от своего социального статуса. Такой новый вид школьного обучения должен был стать фундаментом в ликвидации классовой вражды, снятии актуальных общественных проблем [126, с. 253].

Главенствующими характеристиками новой школы должны стать, по мнению автора, единство и национальный компонент. П. Наторп отмечал, что научные знания должны быть для всех доступны одинаково, «вся нация должна пройти через равную школу». Разделение внутри нации происходит уже тогда, когда образовательный процесс, пусть даже на высшей ступени образования, делается привилегией какого-то определенного класса людей [126, с. 262].

Э. Дюркгейм, анализируя воспитательный процесс, пришел к выводу, что воспитание реализуется, прежде всего, через усвоение индивидом, представителем социума, общественных норм своего времени. Автор был уверен, что воспитательный процесс возникает только в ходе постоянной методической социализации, таким образом, сама педагогическая наука имеет общественный характер. Э. Дюркгейм отмечал, что «деятельность школы должна состоять в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда» [65, с. 225]. Школьный класс при этом выступал в качестве некого окружения, способствующего формированию продуктивной атмосферы, где гармонично протекал процесс становления и развития нравственных категорий в личности ребенка.

Роль экскурсионных самодеятельных объединений в формировании патриотических качеств школьников в России начала ХХ века

Выше нами было показано, что в Российской империи созидательная деятельность молоджи являлась проявлением и показателем высокого уровня граж-данско-патриотического развития учащихся. Данное явление не могло возникнуть без предпосылок и должно было опираться на определнные нравственные установки и традиции. В России к таковым следует отнести традиции христианского милосердия и благотворительности, а также чувство патриотизма, органично присущее русскому народу.

Анализ источников показывает, что наиболее простые формы социально значимой деятельности, основанной на добровольных началах, отчтливо прослеживаются уже со второй половины XIX века. Она связана, в первую очередь, со сбором денежных пожертвований на нужды учебных заведений, малоимущих учащихся и других категорий нуждающихся. Несмотря на то, что данные мероприятия организовывались педагогами или представителями общественности, учащаяся молоджь принимала в них активное участие, в том числе и на добровольной основе. В источниках встречаются упоминания о различного рода сборах средств с помощью концертов, спектаклей с привлечением школьников.

К началу XX века в России происходит становление различных методов воспитательной работы с учащимися, в том числе экскурсий. Они позволяли актуализировать формирование таких патриотических качеств, как привязанность к малой Родине, к тем местам, где ты родился и вырос; осознание долга перед Отечеством; соприкосновение с богатым культурным, природным, историческим наследием своей страны; неразрывная связь со своей Родиной.

Посещение исторических памятников, знакомство с обычаями, традициями своего народа способствовали формированию чувства гордости за свое Отечество, сопричастности с духовным богатством, великим культурным наследием Родины.

Передовые педагоги различных учебных заведений: школ, гимназий, коммерческих училищ, кадетских корпусов и др. - увидели в экскурсиях возможность изменения всей системы классического обучения и воспитания при изучении предметов естественного, исторического циклов, носивших преимущественно теоретический характер. Экскурсионная работа позволяла отойти от заучивания материала, задействовала потенциал личности, активизировала взаимодействие учащихся с природой, историческим наследием, знакомила с традициями и жизнью народа, позволяя лучше узнать свою страну.

Экскурсионное движение как форма учебно-воспитательной работы возникло в России к началу XX века и, по нашему мнению, может рассматриваться, важным фактором патриотического воспитания школьников в самодеятельных объединениях. Экскурсии выступали предвестником создания детских организаций, носивших временный характер.

В рамках данного направления воспитательной работы были выработаны стержневые принципы, которые способствовали переходу школьной экскурсионной работы на совершенно иной, высокий уровень, получивший название «образовательное путешествие».

К началу XX века оно становилось совершенно независимым, приобретая характерные признаки. К его отличительным особенностям педагоги (Н.Ф. Арепьев, Н.А. Гейнике, Л. Кунцкевич) относили:

стремление к формированию у учащихся целостной картины окружающего мира;

знакомство воспитанников с многообразием способов восприятия окружающей действительности;

ознакомление с культурно-историческим наследием своей страны и установление взаимосвязи с культурой и традициями других народов;

желание более широко и полно представить материал, за счет освоения дальних неизведанных территорий, разнообразия исследуемых познавательных объектов;

создание благоприятных условий для активной исследовательской деятельности участников процесса [29; 56; 107].

Образовательное путешествие, как самостоятельный вид экскурсионный работы, реализовал новые идеи педагогической общественности. Учащийся становился полноценным субъектом образовательного процесса, так как в ходе их подготовки он вовлекался в создание и работу временного самодеятельного объединения. Информация от руководителя экскурсии не предоставлялась отныне ему в готовом виде. Подростки должны были самостоятельно с помощью найденных фактов из литературных источников, своих собственных размышлений, анализа увиденных объектов делать определенные выводы, выделять ключевые элементы, ориентироваться в многообразии природного и культурного мира и, таким образом, осуществлять содержательное наполнение экскурсии. Педагог при этом выступал в роли наставника, помощника.

Именно образовательное путешествие позволяло хаотичному знакомству с достопримечательностями становиться целенаправленным педагогическим процессом, средством патриотического воспитания подрастающего поколения.

При правильной организации данной формы работы с детьми, отмечался переход детских сообществ в детские самодеятельные организации, которые принимали самостоятельные решения в вопросах проведения экскурсионной работы. Отличительными характеристиками детского объединения становились установленные самими же детьми структурные элементы. Например, А.В. Белгородский отмечал, что главенствующую роль чаще всего занимал избранный «десятник», круг обязанностей которого ограничивался решением проблем, связанных с соблюдением порядка среди членов организации, равномерным разделением переносимых во время путешествий грузов, созыв детей после привала. Выбирался заместитель десятника, «заведующий хозяйством», в обязанности которого входили вопросы приготовления пищи, ее разделение между всеми товарищами, покупка товаров, необходимых для быта членов объединения. Рекомендовалось для каждого нового путешествия выбирать разных детей на роли десятника и заведующего хозяйством, последнего, в свою очередь, надлежало назначать после каждой запланированной остановки во время экскурсии [32, с. 14].

Таким образом, значительная часть российских педагогов рассматриваемого периода считала, что экскурсионная работа обладает значимым образовательным потенциалом, выступая при этом действенным способом патриотического воспитания подрастающего поколения [32, с. 11].

Планировалось, что дети с малых лет будут знакомиться со своим Отечеством, будут боготворить свою малую Родину, испытывая истинную любовь к ее отдаленным уголкам, беспокоиться о подъеме на окраинах своей страны подлинной культуры, будут испытывать патриотические чувства «потому что будут знать свою родину и привыкнут служить ей с малых лет по мере своих сил и способностей» [88, с. 11].

Чувство истинного патриотизма, отмечали педагоги рассматриваемого периода, поможет формированию у молодежи активной созидательной деятельности, «живого дела», которое в свою очередь будет направлять молодых людей, окончивших высшее учебное заведение «домой, в родную, знакомую и милую сторону», где можно будет реализовать весь свой личностный потенциал [88, с. 11-12].

Трудовые объединения школьников в годы Первой мировой войны

Военная ситуация в стране, особенно остро проявившая себя начиная с 1914 года, в годы Первой мировой войны призвала всех своих граждан к защите своего Отечества, заставила истинных патриотов действовать на пределе своих сил и возможностей. Подлинный интерес подрастающего поколения к военным события, происходившим в стране, был необыкновенно велик. В рядах учащейся молодежи события Первой мировой войны формировали особый эмоциональный настрой, единство и активную жизненную позицию.

Е. Джунковская, переводчик и автор трудов по воспитанию, в своей статье «Война и воспитание», характеризовала военные действия, с одной стороны, как по сути своей очень страшные реалии, с другой – создающие благоприятные условия для воспитания и проявления нравственных составляющих молодежи. Патриотизм возникает у подрастающего поколения, когда они осознают угрозу свободе своей Родине, захвата ее неприятелем. Через любовь к своему Отечеству происходит формирование чувства единства, которое ярко проявляется в условиях военных действий, когда желание победить неприятеля, отстоять независимость своей страны, заставляют забыть все прежние разногласия. Дети начинают осознавать, что и их посильная лепта в помощи своему Отечеству, его защитникам, важна для общей победы над захватчиками: «Все крепче и крепче уверенность в том, что труд каждого, хоть и небольшой, но дружно собранный вместе, приносит значительное облегчение тем, кто борется и умирает, отстаивая честь и свободу отечества» [64, с. 9-10].

Подрастающее поколение выразило свое отношение к войне, реализовало свой личностный потенциал в деятельности, которая «полезней пассивного восприятия хотя бы и прекрасных истин» [138, с. 76].

Е. Звягинцева в статье «Отношение детей к войне» выделяла отличительные характеристики в отношении к военным действия детей, проживающих в крупных городах и сельской местности.

Во-первых, автор отмечала, что война, как и следовало ожидать, с большей силой отразилась на настроении городских детей, чем на деревенских, на настроении детей крупных городов отразилась сильнее, чем на детях глухих провинций. «Город с его ежедневными и более частыми выпусками газет, с его лазаретами, с железнодорожными поездами, полными раненых, с пленными на улицах более ярко рисовал картину военных действий. Между тем деревня, целиком захваченная вихрем событий в самый момент мобилизации, в остальной время жила спокойнее, тревожные известия о войне получала реже, а в связи с этим душевное равновесие детей оказалось нарушенным меньше, чем в условиях повышенного темпа городской или столичной жизни» [75, с. 136].

Автор утверждала, что дети и подростки, проживающие в крупных городских центрах, в различных формах очень живо реагировали на военные события: «в суете столиц все новые и новые толчки постоянно поддерживают на известной высоте взвинченное состояние детской психики» [75, с. 141]. В уездных же городах, а тем более в условиях сельской местности не было такого постоянного «горения» военной тематикой, «в глуши же, при наличии глубокого интереса, возбужденного войной, настроение детей спокойнее» [75, с. 141].

Во-вторых, Е. Звягинцева указывала на разные «направления мысли, характер интеллектуальных усилий» деревенского ребенка по сравнению с мыслительной сферой его сверстника из города, из «культурной семьи». Семейная атмосфера, пронизанная постоянными разговорами о последних боевых действиях, газетными сенсациями, толками и слухами, военными терминами, непонятными географическими названиями, противоположными мнениями относительно одних и тех же исторических фактов – вот, где постоянно находится городской ребенок, вот, что свалилось на его голову. «Полуребенок с газетой в руках, малыш перед географической картой, следящий за передвижением миллионной армии, малыш, пресерьезно перекраивающий политическую карту Европы в соответствии с только что внушенными симпатиями, – такой малыш вовсе не редкость для минувшего учебного года в культурной семье», – отмечала автор [75, с. 142].

Мысли же деревенских ребят были в несколько другой плоскости. Ограниченность фактических сведений, газетных рассуждений и мудреных терминов, доходящих до сельской местности, направили их рассуждения «не столько на то, что делается там далеко на войне, сколько на те перемены, какие произошли здесь, в родной деревне» [75, с. 144]. Письма родных и близких, рассказы вернувшихся с войны – все это суживало представление о военных баталиях до конкретных моментов боевой и походной жизни, уводило от уяснения непосильной общей картины и общего хода военных действий.

Детские представления о войне были, конечно же, наивны. Чаще всего дети представляли себе военные действия в виде двух сражающихся рядов неприятелей. Очень ярко отражает наивность детских представлений фраза одного сельского школьника, который с удивлением относился к продолжительности военных действий: «почему долго воюют, – сошлись бы на ровном месте, сразились бы и делу конец!» [75, с. 147].

Неугасаемый интерес к военным баталиям особо ярко отразился в детских играх. Е. Звягинцева выделяла в детских играх начала XX века три сюжетные линии: «полет и битва аэропланов и цеппелинов; деятельность врачей и сестер милосердия; инженерно-саперные сооружения» [75, с. 149].

Благоприятную почву для проявления активной гражданской позиции учащихся средней и даже начальной школы во многом создал указ Николая II, согласно которому студенты высших учебных заведений могли добровольно вступать в ряды действующей армии. Попечители учебных округов столкнулись с огромным числом заявлений от выпускников различных учебных заведений, с прошением о проведении выпускных испытаний в сжатые сроки, для возможности дальнейшего участия в военных действиях для защиты своей Родины. Так, например, в Либавской гимназии, Саратовском техническом училище все учащиеся 8 класса написали прошения об участии в боевых действиях, подобные просьбы поступили от 50 % выпускников рижской гимназии, гимназисты Казани в количестве 16 человек приняли аналогичное решение [51, с. 10].

Исторические данные свидетельствует, что из Пензенского рисовального училища им. И.Д. Селивестрова добровольно ушли на фронт 6 человек; из Мюль-грабенского училища дальнего плавания имени цесаревича Алексея 300 воспитанников пополнили ряды сухопутных войск; из Пермской духовной семинарии 5 выпускников стали добровольцами; из Чувашской учительской семинарии 13 человек приняли участие в военных действиях [51, с. 10].

Добровольное участие на полях боевых действий молодежи зарегистрировано на страницах большого количества исторических документов. Так, например, еженедельный иллюстрированный художественно-литературный журнал с карикатурами «Искры» систематически публиковал информацию о юных защитниках Родины: «Малолетний герой разведчик, крестьянский мальчик с. Крестни-кова, Симбирского уезда, Василий Наумов, 12 лет, дважды ранен, награжден двумя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью и произведен в старшие унтер-офицеры; Иван Казаков, 15-летний герой, – казак Усть-Медведицкой станицы, Нижнего Цабитинского хутора, награжденный Георгиевским крестом 2-й, 3-ей и 4-ой степени. Отбил пулемет у немцев, спас прапорщика Юницкого. Участвовал в боях Восточной Пруссии. Во время удачной разведки обнаружил германскую батарею, которая была целиком взята нашим отрядом; доброволец Владимир Соколов, 16 лет, москвич, воспитанник Строгановского училища, ранен в ногу на австро-германском фронте. Орден Св. Георгия 4-ой степени и произведен в унтер-офицеры за снятие неприятельского секрета и за захват неприятельского пулемета во время атаки» [62, с. 223-224].

Показательным примером содействия патриотическому воспитанию учащейся молодежи выступила деятельность Министерства народного просвещения в условиях Первой мировой войны. Так, 15 января 1915 года министром П.Н. Игнатьевым издается циркуляр «О подвигах учащихся на поле брани». В данном документе представителям администрации различного рода учебных заведений настоятельно рекомендовалось располагать на заметном месте портреты героев, из числа бывших учеников, совершивших военные подвиги и погибших на поле боя; создавать мраморные доски с их именами [19, с. 15].