Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода Калекин Андрей Анатольевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калекин Андрей Анатольевич. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Калекин Андрей Анатольевич;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»], 2020.- 292 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Патриотизм и сущностные характеристики патриотического воспитания 18

1.1 Патриотизм и исторические этапы его развития как социального явления 18

1.2 Сущностные характеристики патриотического воспитания и особенности патриотического воспитания курсантов военного вуза 40

1.3 Методологическое значение культурологического подхода к реализации патриотического воспитания курсантов военного вуза 48

1.4 Ценности патриотизма и принципы их формирования в процессе патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода 70

Резюме по первой главе. 82

Глава 2. Экспериментальное обоснование педагогической модели патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода 86

2.1 Методика и организация исследования .86

2.2 Состояние сформированности патриотизма курсантов как исходная основа построения системы патриотического воспитания в условиях военного вуза .94

2.3 Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода 105

2.4 Педагогическая модель патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода 126

2.5 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 144

Резюме по второй главе 163

Заключение .168

Список литературы 172

Приложения 199

Патриотизм и исторические этапы его развития как социального явления

В параграфе проанализированы этапы зарождения и развития патриотизма в России, различные подходы к понятиям «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

История Отечества – наглядное подтверждение факта, что во все времена патриотизм народа был той духовной силой, которая поднимала россиян на борьбу с врагом. Он обеспечивал в конечном итоге полную и безапелляционную победу, восстановление разрушенной экономики и выведение страны на передовые рубежи в мире во многих сферах: культуре, науке, образовании, сельском хозяйстве, промышленности и др.

Опираясь на приведенные во введении теоретико-методологические основы, мы исследовали понятие «патриотизм». С.И. Ожегов в «Толковом словаре русского языка» пишет: «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [167, с. 496]. Авторы «Педагогического энциклопедического словаря», составленного под руководством Б.М. Бим-Бада, трактуют патриотизм как «…любовь к отечеству, к родной земле, к культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [178, с. 185]. «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь» дает следующее определение: «Патриотизм есть любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [165, с. 554]. В «Словаре современного русского литературного языка» находим, что патриотизм – это «свойство человека-патриота, любящего свое отечество, преданного своему народу, готового на жертвы и совершающего подвиги во имя интересов своей родины» [199, с. 296].

По мнению Е.Н. Иваницкой, происходящие изменения общественно-политической ситуации в стране напрямую влияли на подход и содержание дефиниции патриотизма. Это привело к тому, что с середины 70-х годов ХХ века во всех отечественных словарях такая смысловая часть определения патриотизма, как «готовность к любым жертвам и подвигам», была убрана [88, с. 22].

Большинство исследователей [18, 59, 64, 66, 80, 95, 125, 160, 205 и др.] полагают, что корни патриотизма уходят в далекое прошлое цивилизации, где произошло его зарождение в виде банального и элементарного чувства привязанности к своему племени, позднее – к своей территории, постепенно освоенной и защищаемой племенем. Дальнейшие процессы развития общества, несомненно, внесли свой вклад в эволюцию патриотизма, обогатив его содержание такими элементами, как любовь к Родине, духовное единство и величие собственного народа, преданность и долг перед Отечеством, готовность к самопожертвованию в бою с врагами.

Особенности зарождения, становления и развития имеет и российский патриотизм. Анализ трудов известных отечественных историков (Н.М. Карамзин [105], Н.И. Костомаров [121], социолог С.А. Сорокин [205]), исследователей (Б.Б. Гармаев [64], В.В. Дьяченко [80], В.Г. Моисеенко [153], А.Ю. Парашин [174], С.Н. Томилина [214], М.В. Циулина [230] и др.) позволяет утверждать, что генезис патриотизма в России формировался в течение пяти этапов. Рассмотрим коротко содержание и характеристику каждого из них.

Первый этап – зарождение патриотизма – охватывает период с середины IX в. до XV в. В это время происходит «собирание русских земель, становление русского государства» [105, 121, 174].

Основы патриотической идеи были заложены в летописи «Повесть временных лет» [185], в трудах киевского митрополита Иллариона «Слово о Законе и Благодати», в «Поучении» князя В.В. Мономаха [157], в «Слове о полку Игореве» [200], в знаменитых произведениях Даниила Заточника «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника», в «Просветителе» преподобного Иосифа Волоцкого и др.

К примеру, летопись «Повесть временных лет» [185] последовательно передает историю создания Руси, ее борьбу за существование и развитие, принимаемые законы, вклад и заветы русских монархов по укреплению государства; содержит описание многочисленных походов, битв, героические подвиги русских воинов. В знаменитом литературном памятнике «Слово о полку Игореве» [200] раскрывается смысл патриотизма, проявляющегося в реальных делах и поступках, совершенных во имя Родины. Направленность данной работы – патриотическая. Автор стремится в сочинении воспеть Отечество, российские необъятные просторы, красоту природы; призывает к объединению князей и простых жителей во имя сохранения Руси, к проявлению деятельной любви к Родине. Существенную роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения играл народный эпос. В сказках, былинах и песнях живописно повествовалось о подвигах богатырей и русского воинства, героических традициях, эмоционально прививающих чувство долга по отношению к Родине.

Содержание патриотизма включало готовность к борьбе за единство Отечества, утверждение идеи святой Руси, объединение удельно-княжеских земель, духовную идентификацию Руси с православием. Именно на этом этапе защита страны, русского народа и православия становится квинтэссенцией зарождающегося патриотизма.

Второй этап – становление патриотизма (конец XV – XVII вв.). Данный период известен в истории России как период утверждения и укрепления русского централизованного государства как единого центра, возглавляемого Москвой. Развитию патриотической идеи послужили концепция «Москва-третий Рим» старца Псковско-Елизаровского монастыря Филофея, переписка Ивана IV (Грозного) с Андреем Курбским, «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого, труды «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)» Юрия Крижанича и др. Произошедшая национально-государственная консолидация обеспечила могущество Московского царства, одновременно усилив и саму патриотическую идею, прочно соединив её с государственностью.

Третий этап – имперский, временной интервал охватывает конец XVII - начало XIX вв. Россия окончательно осознала себя как единое Отечество для всех населяющих её народов. Духовный стержень России получил выражение в триаде «Самодержавие. Православие. Народность».

Отмечен на Руси новый термин «патриот». И.Б. Орлов [169] заявляет, что его в годы Северной войны употреблял в одном из документов вице канцлер барон П.П. Шафиров параллельно со словосочетанием «сын Отечества» в синонимичном значении. Петровская эпоха особо весома для всей истории российского государства. Отмечается рост национального самосознания, забота руководства о воспитании патриотизма у государственных людей и военнослужащих, патриотизм приобретает статус государственной идеологии.

Петр I сам искренне любил Отечество и призывал к этому соотечественников. Патриотизм Петра I был направлен на всемерное развитие государства и его экономики, науки и культуры, подготовку собственных профессиональных кадров, укрепление армии и флота.

В разработанном государем цикле документов – «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел», «Морской устав» – патриотизм зафиксирован как норма поведения каждого человека, в том числе воинов-защитников России.

В знаменитой речи перед Полтавским сражением Петр Великий напутствует русских воинов перед боем и подчеркивает, что сражаться они будут не за него как царя, а за государство, свой род и православную веру.

По мнению Н.И. Морозовой и Л.Е. Галагановой [158], С.Н. Филипченко [222], на данном этапе разработка вопросов военно-патриотической подготовки способствовала реализации цели: росту могущества России, обучению будущих офицеров как «государевых людей», носителей государственно-патриотических идей.

Широкую трансляцию идея патриотизма получила в трудах Ф. Прокоповича, В. Татищева, И. Посошкова, а также в знаменитых работах А.Н. Радищева: «Беседа о том, что есть сын Отечества» (1789), «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) и др.

Характерной спецификой указанных трудов, как и всего этапа, является воспевание добросовестной службы государству; подготовка полезных для страны граждан; борьба за развитие отечественной культуры и русского языка, их очищения от иностранного вторжения. Патриотизм становится профессиональным качеством русского воина, нормой поведения для всех членов общества.

Методологическое значение культурологического подхода к реализации патриотического воспитания курсантов военного вуза

Параграф посвящен раскрытию сущности таких понятий, как «культура», «ценность», «методология», содержанию концепций В.А. Сластёнина и его школы, И.Ф. Исаева, Е.В. Бондаревской, Э. Тайлора; обоснованию положений настоящего исследования.

Важнейшими требованиями к профессионализму выпускников военных вузов является высокий уровень профессиональной компетентности, гражданственности и патриотизма, интеллигентности и личной культуры.

По мнению Г.К. Абдрахмана [16], Т.К. Солодухиной [204, с. 214], в современных условиях «решение современных образовательных задач, связанных с социально-экономическими, научно-техническими, политическими преобразованиями в нашей стране, актуализировало проблемы выявления роли и места культуры в воспитании подрастающих поколений. Это обусловлено тем, что человек новой информационной цивилизации, основой которой выступают общепланетарная экономика, демократия, диалог культур и т.п., может руководствоваться разными ценностями, однако главным регулятором поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, социокультурном творчестве».

Следовательно, культура - важнейший фактор формирования высоконравственной личности, который лежит в основе воспитания современной молодежи и настоящих военных профессионалов, патриотов, защитников Отечества.

Что такое культура, каково происхождение этого слова, какова сущность и функции культуры, её характерные особенности?

Анализ справочной литературы показывает, что слово «культура» произошло от лат. cultura «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание» [83, 122, 165, 177, 178, 198, 199, 223, 224 и др.]. Первоначально термин относился к сельскохозяйственной сфере, но постепенно стал приобретать новое, расширенное значение и уже в XVI в. был отнесен к сфере человеческого развития, названной СВ. Лурье «культивацией ума» [138, с. 138-139]. Иными словами, культура постепенно от возделывания, облагораживания, «изменения природы как среды обитания» [138] приобрела специфику «очеловечивания», расширив семантическое поле.

По мнению А.В. Семёнова [194], в середине XVIII в. слово «культура» распространилось и в русском языке в значении «разведение растений». Современную дефиницию - «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» - данный термин приобрел позднее, в XIX в.

Для более глубокого понимания феномена рассмотрим его интерпретацию в словарях и трудах отечественных ученых.

Так, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» культура трактуется как «...исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [178, с. 130]. Автор-составитель словаря «Педагогика: словарь системы основных понятий» A.M. Новиков [163] пишет: «Культура - вся совокупность достижений человечества в исторически определённом уровне развития общества и человека, выраженная в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». «Толковый словарь» Д.Н. Ушакова поясняет: «Культура есть ... совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе»» [212]. «Словарь лингвистических терминов» Т.В. Жеребило [83] поясняет рассматриваемое понятие в двух смыслах: «В широком смысле все то, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей, в отличие от явлений природы. В более узком смысле: идейное и нравственное состояние общества, определяемое материальными условиями жизни общества и выражаемое в его быте, идеологии, образовании и воспитании, в достижениях науки, искусства, литературы». В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегова находим следующую семантику: «Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [167, с. 313]. В «Философском словаре» (под общей редакцией А.П. Ярещенко) приводится дефиниция, согласно которой культура есть «совокупность материальных и духовных достояний, выраженных в исторически достигнутом уровне развития общества и человека, воплощенных в результатах продуктивной деятельности» [224, с. 292].

Авторы «Словаря по педагогике» Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров отмечают, что «культура в образовании выступает как содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевом и ценностном отношении человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.» [111].

Кроме того, существует большое количество определений, данных отечественными и зарубежными исследователями в монографиях и диссертационных работах. Изучению различных аспектов культуры посвящены труды М.Л. Гаспарова, Е.Ю. Ежовой, В.Ф. Исаева, Г.И. Козырева, Д.С. Лихачева, СВ. Лурье, В.А. Сластенина, Т.К. Солодухиной, Э.Б. Тайлора и др.

Так, согласно позиции В.А. Сластенина, «культура - это творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» её есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [197, с. 329-330]. Е.Ю. Ежова придерживается взгляда, что культура есть «... стиль жизни, характерный для каждой социальной группы, не передаваемый по наследству, а конструируемый самими членами этой группы и познаваемый индивидом в процессе образования, самообразования и иного информационного воздействия» [82, с. 18]. М.Л. Гаспаров видит сущность культуры как сумму «... фрагментов истории, философии, религии, литературы, искусства, науки, быта, слагающихся, но не срастающихся воедино ...». Автор также отмечает: «Культура — наука человеческого взаимопонимания: общепризнанный культурный пантеон, канон классиков, антологии образцов, обрастающий комментариями и комментариями к комментариям (как в Китае, как в Греции), это почва для такого комментария [65, с. 105]. Д.С. Лихачев особо подчеркивает один из важнейших аспектов культуры - ценностный. Он пишет: «Культура - огромное целостное явление, которое делает людей, наследующих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией» [134, с. 316]. B.C. Безрукова [29, с. 399] утверждает, что сущность культуры следует понимать как «совокупность всего, созданного рукой и духом человека, т.е. те материальные, художественные и духовные ценности, которые сотворены в процессе общественно-исторической практики людей; позитивный опыт человечества, основанный на способности каждой личности к творчеству».

Состояние сформированности патриотизма курсантов как исходная основа построения системы патриотического воспитания в условиях военного вуза

Центральной частью констатирующего эксперимента стала диагностика уровня патриотизма курсантов. Для этого были отобраны соответствующие методы и методики исследования (таблица 8).

Для определения критерия «культурно-патриотическая компетентность» было проведено тестирование курсантов по модифицированной методике оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» (по методике СИ. Федоровой, 2014). Наглядно его итоги приведены на рисунке 3.

У подавляющего большинства курсантов (76,5%) уровень знаний истории, традиций, культуры и достижений России соответствует среднему показателю. В то же время у 15,1% респондентов уровень знаний слабый, в пределах низких значений. И только у 8,4% курсантов военного вуза выявлен высокий уровень. По результатам индивидуальных бесед удалось установить, что все они отличники учебы и являются членами актива курсантских подразделений.

Обстоятельная информация получена при помощи модифицированной методики диагностики социализированности студентов (автор М.И. Рожков). Методика «Сформированность патриотических убеждений» позволяет оценить уровень патриотического сознания курсантов (таблица 9).

Анализ ответов показывает, что наивысший средний балл получен по таким вопросам теста, как лояльное отношение к политике государства; гордость за национальную культуру; принадлежность к своей национальности; уважение к истории, традициям своей Родины; осознание величия и славы страны, её роли в мировой истории; знание законов российского государства, гражданских прав и обязанностей; принятие духовно-нравственных ценностей общества.

Средние показатели были получены по вопросам относительно уважения и любви к своему народу, бережного отношения к представителям других народов и рас.

Большинство респондентов показали, что ими слабо и бессистемно изучаются национальная культура, традиции и обычаи России.

Низкие показатели отмечены относительно знаний системы политических ценностей государства, а также уважения религиозных традиций.

Для определения показателей критерия «культурно-ценностная направленность» была разработана авторская анкета «Особенности развития интереса к отечественной культуре, истории и традициям для патриотического воспитания курсантов военного вуза», состоящая из 18 вопросов.

Проведенное анкетирование позволило получить следующие результаты.

1. В когнитивном блоке - оценка знаний и представлений курсантов о культуре, патриотизме и особенностях его организации. Курсанты (19,7%) знают об отечественной культуре, её влиянии на формирование патриотизма у населения из рассказов членов семьи и своих близких; 21,2% респондентов имеют сведения о подвигах защитников Отечества, героической истории россиян из различных литературных источников (художественных, военно-мемуарных, научных). 18,9% получили информацию об истории героической обороны России из документальных и художественных фильмов. Участвующие в эксперименте (18,9%) знакомы с российской культурой, славной историей и героическими традициями Отечества из рассказов ветеранов Великой Отечественной войны и патриотов России. 15,9% узнали о славных подвигах россиян, совершенных в боях за свободу и независимость России, из экспозиций различных музеев; 19,7% черпают сведения о культуре, истории и героических традициях Отечества из Интернета.

2. Мотивационно-потребностный блок представляет собой «Оценку интересов к изучению теории патриотизма курсантами военного вуза». Учащиеся (13,6%) интересовались культурой, историей и героическими традициями уже во время учебы в средних классах общеобразовательной школы; 19,7% полагают, что их внимание к культуре, истории и героическим традициям Отечества стало серьезным выбором в старших классах. 17,4% придерживаются мнения, что их увлечение культурой, историей и героическими традициями Отечества связано с требованиями к военным кадрам; 20,4% объясняют свое увлечение историей России и Вооруженных Сил сложившимися традициями в семье. Курсанты (23,5%) связывают желание изучать культуру, историю и героические традиции Отечества наряду с учебой в военном вузе и возникшей потребностью сформировать патриотическую позицию; у 19,7% выбор профессии офицера Вооруженных Сил обусловлен гражданской позицией и патриотическими чувствами, стремлением посвятить себя делу защиты рубежей Отечества.

3. Блок рефлексии направлен на «Оценку курсантами процесса и результата фиксирования состояния своего патриотического развития, саморазвития и причин этого». Студенты (16,7%) предпочитают самостоятельно знакомиться с богатством отечественной культуры, историей и героическими традициями Отечества по подлинным документам архивов, музеев и литературным источникам; 19,7% утверждают, что они лучше воспринимают информацию о культуре, славной истории и героических традициях Отечества из исторических лекций, рассказов экскурсоводов с демонстрацией документов и экспонатов экспозиций; 15,9% курсантам нравятся систематические занятия (лектории, кинофестивали, встречи с ветеранами и др.), посвященные героической истории и традициям Отечества. Обучающиеся (21,9%) считают, что они активно участвуют в проведении различных культурно-досуговых мероприятий, связанных с изучением и обсуждением проблем культуры, истории и традиций Отечества; 15,2% высоко оценивают проводимые в военном вузе мероприятия патриотической направленности, всегда соответствующие российской культуре, отражающие героическую историю и традиции Отечества; 21,2% курсантов хотят делиться опытом патриотической работы с курсантами и студентами других вузов России.

Выявление уровня критерия «патриотическая направленная деятельность» осуществлено с помощью методики «Оценка трудолюбия и работоспособности» (по методике В.И. Андреева, 1988). Результаты исследования (таблица 10) позволяют увидеть, что практически у большинства курсантов показатели трудолюбия и работоспособности находятся в пределах среднего диапазона, что в принципе характерно для возраста респондентов, и отражают основной вид деятельности данной возрастной группы - учебной. При этом у части курсантов (37,9%) этот показатель ниже среднего.

Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Настоящий параграф содержит описание результатов педагогического эксперимента по оценке эффективности разработанной педагогической модели патриотического воспитания курсантов военного вуза на основе культурологического подхода.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был посвящен решению следующих задач:

1) повышению качества воспитательно-патриотического процесса в военном вузе;

2) проверке эффективности предлагаемой педагогической модели патриотического воспитания курсантов на основе культурологического подхода и целевой программы «Культура и патриотизм»;

3)углублению представлений о сущности патриотизма и патриотического воспитания у курсантов;

4)совершенствованию педагогического и методического мастерства профессорско-педагогического состава;

5)формированию высокого уровня патриотизма и патриотических качеств курсантов военного вуза;

6)обновлению материально-технической базы патриотического воспитания.

Согласно замыслу исследования, на завершающем этапе формирующего периода проведено педагогическое диагностирование -анкетирование и тестирование курсантов по тем же материалам, которые применялись в процессе констатирующего блока.

Мы исследовали результаты, полученные во время повторного тестирования оценки знаний «История, традиции, культура и достижения России» курсантов, продемонстрировавших одинаковые показатели относительно патриотизма в экспериментальных и контрольных группах на формирующем этапе. Был выполнен расчет t-критерия Стьюдента. В итоге статистические расчеты указали не только на достоверность, но и на положительную динамику качественных изменений знаний респондентов экспериментальных групп по истории, традициям, культуре и достижениям России по сравнению с результатами контрольных групп на формирующем этапе эксперимента (Приложение 5.1, таблица П5.1.1-3). Данные результатов этого тестирования представлены в таблице 17.

Статистический непараметрический метод $ - критерия Пирсона позволил оценить значимость различий качества знаний, полученных во время работы с модифицированным тестом СИ. Федоровой «История, традиции, культура и достижения России» у респондентов экспериментальных групп (приложение 5.1, таблица П.5.1.4), увидеть динамику (рисунок 9).

Так, можно отметить, что более 20% респондентов удалось повысить уровень знаний и занять высокую позицию: количество курсантов в процентном отношении увеличилось с 11,39% до 32,91%.

18,99% курсантов за время проведения эксперимента приобрели широкий диапазон информированности по истории страны, что позволило им подняться с низкого уровня развития патриотического воспитания на более высокий.

Так, курсанты с уверенностью отмечают эффективность прослушанного курса по авторской программе, связывая это с тем, что к концу эксперимента они осознают причастность к судьбе и истории Российской Федерации, в которой патриотичность должна проявляться в уважительном отношении к языкам и культуре других национальностей. Более 80% респондентов гордятся единством с народом России.

Для определения значимости результатов тестирования по методике «Сформированность патриотических убеждений» курсантов был использован статистический онлайн-расчет t-критериев Стьюдента (приложение 5.2, таблица П5.2.1). Полученная значимость результатов первой выборки «Результаты тестирования респондентов экспериментальных групп» указывает на достоверность положительной динамики (рисунок 12).

На рисунке 13 показана динамика уровня сформированности патриотических убеждений курсантов в период проведения эксперимента. Полученные результаты подтверждают гипотезу об эффективности условий, предусмотренных в авторской педагогической модели патриотического воспитания на основе культурологического подхода.

Однородность экспериментальных и контрольных групп позволяет сделать вывод о том, что, не применяя целенаправленных технологий по воспитанию патриотических убеждений, возможно получить только невысокие положительные результаты (рост от 49,4% до 54,9% в нашем случае). Однако современное геополитическое положение страны указывает на необходимость проведения мобилизационных работ по воспитанию патриотизма, основным компонентом которого является патриотическое убеждение. Эксперимент убедил, что авторская педагогическая модель патриотического воспитания способствует активному формированию патриотических убеждений. Так, 98,7% респондентов сумели достичь высокого уровня сформированное патриотических убеждений, что значительно улучшило общие образовательные и культурологические показатели курсантов более чем на 50% (см. рисунок 6).

Анализ ответов на вопросы теста «Сформированность патриотических убеждений» (по М.И. Рожкову) демонстрирует, что наивысший балл получен по вопросам: 5, 7, 11, 12. Так, например, курсанты после участия в эксперименте утверждают, что осознают величие и славу России, ее роль в мировой истории, чтут национальную культуру, традиции, обычаи и готовы постоянно изучать и поддерживать политику государства. Многие респонденты откровенно гордятся национальной культурой, успехами и достижениями её лучших представителей (рисунок 14).

К важным компонентам патриотического воспитания на основе культурологического подхода, несомненно, относятся личностные качества курсантов, такие, как трудолюбие и работоспособность. В авторской программе можно найти ряд методик и элементов современных технологий, которые позволили курсантам-участникам получить качественные результаты при тестировании по модифицированной методике В.И. Андреева «Оценка трудолюбия и работоспособности».