Введение к работе
Актуальность и постановка проблемы исследования. Анализ происходящих в современном обществе процессов позволяет сделать вывод о неправомерности позиции тех» кто относит кризис в образовании на последнее место в череде других, постигших на!"у социальную систему. При этом недооценивается культурно-гуманистическая функ-_ ция образования, йс-по в том, что кризисный этапам в развитии общества сопутствует кризис самого человека: результаті его деятельности становятся прямо противоположными по сравнению с ожидаемым*. Образование, воспроизводя содержание, вступающее в противоречие с основными тенденциями развития культуры, из средства ускоренного развития общества все больше превращается в один из его основных тормозов. Следовательно, переориентация педагогики и образование на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиция являются важлейшини задачами, поставленными самой жизнью перед обществом.
Не вызывает сомнения тот факт, что образовательная политика должна быть адекватна реальной социальной ситуации. Ее особенности сегодня обусловлены стремлением привести общественные отношения в соответствие с сущностью и гунанистической природой человеческой личности. Задача воспитания истинного гражданина своего сообщества, способного к переустройству жизни на гуманных основах, требует активного вовлечения в образовательную деятельность взрослых, поскольку наиболее адекватглі социальным существом, который мыслит и обучается критически,, является взрослый человек Хроме того роль взрослых значительно усиливается в периоды социальных катаклизмов, так как именно они участвуют и в подготовке изменений, и в их реализации в общественной, экономической и политической жизни.
Исходя из сказанного, вряд ли можно ожидать качественного улучшения результатов образовательной деятельности, если мы будем реформировать только традиционную систему, в логике развития западных систем образования в последние 30 лет предпочтение отдавалось системе образования взрослых., а не совершенствованию средней и высшей школы (Владиславлев А.П.). Результатом этих процессов явилась развитая система неформального образования взрослых, важную голь в которой играет общинное образование.
Демократизация общественной жизни в России поставила на по-
вестку дня проблему образования взрослых и у нас. Однако целостность того социокультурного ареала, который характерен для нас как конкретной исторической общности, требует сохранения своей самости в интенсивном процессе интернационализации экономической и общественной сфер жизнедеятельности. В образовании, .как и в любой другой сфере, необходимо найти оптимальное сочетание национального и общечеловеческого при Формировании образовательной политики. Это направляет исследовательский поиск в область изучения исторических предпосылок вовлечения взрослых в образовательную деятельность в периоды демократыеских преобразований в социуме.
С учетом вышеизложенного проблема исследования была сформулирована следующим образом: с одной стороны, каковы мировые тенденции развития неформального образования взрослых и в чем состоит гуманистический потенциал общинного образования; а с другой. -каков исторический опыт России в теоретическом осмыслении и практической реализации включения взрослых в образовательную деятельность и каковы перспективы актуализации их образовательного потенциала через систему общинного образования на современном этапе. Решение этой проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования является неформальное образование взрослых как отвечающее потребностям человека в непрерывной образовании, а его предметом выступает общинное образование как обладающее значительным гуманистическим потенциалом гражданского воспитания.,
в соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
выявить гуманистический потенциал общинного образования как важного компонента в структуре неформального образования взрослых;
проследить реализацию гуманистических принципов андрагогической теории в практике общинного образования;
выявить взаимосвязь демократических тенденций общественного развития с реализацией идей практического гуманизма в теории и практике внешкольного.образования взрослых в России;
проанализировать состояние и спрогнозировать перспективы актуализации образовательного потенцила взрослых посредством общинного образования в условиях современной социокультурной ситуации.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой появление и развитие системы неформального образования взрослых обу-
словлено гуманистическими тенденциями в непрерывной образовании, которое ставит в центр всех образовательных начинаний человека и создает ему оптимальные услоьия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни, одной из' адекватных форм включения взрослых в образовательную деятельность является общинное образование как неотъемлемый компонент системы неформального образования. Общинное образование выступает средством гражданского воспитания личности, поскольку, "раскрепощая" ее и "ненавязчиво ведя к благородству в образовании", оно способствует социальной трансформации человека, который не только развивается, но и изменяет свое социальное окружение Преследование образованием целей "раскрепошения" личности возможно только в условиях гуманно построенных социальных систем, т. е. систем. Функционирующих по демократическим принципам, таким образом, гуманизация образования выступает как Фактор и следствие демократических изменений в социуме
Общую методологию исследования составляют принцип историзма и аксиологический подход. Исторический подход позволяет выявить сугшостнке характеристики функционирования системы образования в ретроспективном плане. Согласно аксиологическому подходу для педагогической теории и практики важным является то. что только осознаваемая и переживаемая личностью і в результате оденки ценность способна выполнясь социально и личностно значимую функцию - Функцию ориентира в поведении и деятельности человека.
В основу конкретное методологии исследования положен ПРИНЦИП единства личностчо-деятельностного и диалогического подходов, позвочяюшй связать развитие потребностей в самосовершенствовагии личности с системой взаимоотношений с другими людьми, построенных на основа диалога.
Источниковой базой исследования стали труды зарубежных ученых по вопросам непрерывного образования (П. Ленгранд. Р. лаве и др.); неформального образования взрослых (Г.Данкервальд. с.нериам и др. ); анрагогкки (Н. I. Ноулз и др. ); патериалы научных и популярных зарубежных журналов; каталоги учебных заведений и специальные выпуски Департамента образования США; педагогическое нас-педие В. п. Вахтерова, П. Ф. Каптерева. Г. Генкеля. Г. А. Фальборка, В. И. Чарнолуского и др.; современная периодическая и монографическая литература по вопросам образования.
Теоретическую основу исследования составили современные теории гуманизации образования <Бестужев-Лада И. в.. Бондаревская Е. В..
Амонашвили Ш. А., Кудрик И. в.. Давыдов В. в., Сластенин В. А.. Никан-дров Н. д. , Шиянов Е. и. и др. ), личности и ее развития (Ананьев Б. Г.. Асмолов А. г., котова И. Б.'. Леонтьев А. Н., Петровский А. В., Петровский В. А. и др.), непрерывного образования и образования взрослых (Вершловскии С. г.. Кузьмина Н. В. Кулюткин ю. н. , сухобская 'г. с., Исаев И. ф. и др. )
Методы и база исследования. для решения поставленных задач согласно принципу адекзатности цели и предмета исследования были выбраны методы теоретического анализа Философской, социологической и психолого-педагогической литературы; ретроспективного и сравнительно-сопоставительного анализа различных научных и документальный источников; изучения и обобщения педагогического опыта в нашей стране и за ргбежом. а такхе прогностический метод (экстраполяция).
Проектно-опытной базой исследования были Северо-Кавказский центр развития образования и экономики "Колумб", Ставропольский академический колледж электроники. экономики и бизнеса. Георгиевский академический колледж "Интеграл", основной Фермой проектно-опытной работы явилась разработка теоретических вопросов образования взрослых в рамках центра "Колумб", а также консультационная деятельность по организации практики образования взрослых в двух академических колледжах.
Организация и этапы исследования. В исследовании условно можно выделить три этапа, на каждом из kotopus в соответствии с целевыми установками применялись различные методы.
На первом этапе (1991-199І гг. ) после ознакомительной поездки в США с целью изучения опыта работы Региочалыюго колледжа г. Де Мойн (плат Айова) был проведен анализ зарубежной Философской и педагогической литературы по вопросам теории и практики непрерывного образования, на этом этапе была выделена проблема неформального образования взрослых вообтэ и общинного в частности.
На втором этапе И992-і993 гг. ) проводилась систематизация взглядов зарубежных теоретиков по проблеме общинного образования, выявлялся его гуманистический потенциал, а также обобщался опыт практической деятельности коммунального колледжа г. Де Мойн по реализации концептуальных основ общинного образования как, структурного компонента неформального образования взрослых На- этом этапе особое внимание было уделено практической деятельности в Северо-кавказском центре развития экономики и образования "Колумб"
по сказани» консультационной тл-.оши администрациям региональных колледжей з гг. Ставрополе и Георгиевске по созданию адекватных социально-пег.агог'Гчес:аі* условиг: эСг^ктигной лрятельчости учебных заведении этого типа.
На третьей этапе (копен 1993 - 1994 гг. ) осуществлялась теоретико-аналитическая часть исследования, обобщались результаты^ проектно-опытной работы и осуществлялось литературное оформление диссертации.
Основі .ые положения: вютосиные на зашиту.
і. Оді'им из основных еидов неформального образования является общинное, коїзрое основывается на тон положении аксиологической теории, согласно которому нег пряного перехода внешнего воздействия в мотив, а тгковыи он становится при условии его сопряженности с актуальной потребностью. Общинное образование начинается непосредственно с ладей, их лотоебуостей и условий жизни, признавая их как 'вогдов своей собственной истории. Социальная трансформация м качественло новое состояние личности, ее самоак-туадззадия ъ стренлекии к кргвечзенпом/ идеалу определяют общинном:' образованию важное место f системе гражданского Боепитания.
2. Демократизация жизн;: отчества, следование концепции человека как его высшей ценности являются основой раскрепощения человека, выявления потенциала его интересов и потребностей- а такле его зостребованности <;ак гражданина, что требует разработки педагогически целесообразных Форм образовательной деятельности. Демократические реформы в Росси:: конца XIX - начала XX века вызвали :: жи^ни гуманисыческие формы внешкольного образование езросг.ых, разработку его гуманиотетгеских концепций и приблизили образовательную практик> к осуществлению гріпіяипов общинного образования, наиболее полное зопяэпение «'oiophx нашло в просветительной деятельности Народных Домов.
3 в структ>рс неФорпа*:ьного образования в наїаей стране не^ такой его Формы как общинное образование, основополагающими принципами которого явлйогся.-формчрование обшшы из сообществ пюдей. полный охват образовательной деятельностью всел ее членов, использование пеаагогккті освобожіеяия. подход "чо всему человеку" и его "полнее уча:тио" на всех уровнях образовательной структуры.
ч. Отечественная система неформального образозания не имеет единого координационного центра, которой осуществлял бп не только фугкции управления образованием взрослых, но и э:'.спсрименталы""о
проверку различных ?«драгогическин моделей. Наиболее адекватной андрагогической моїелью мы считаем общинное образование, осуществление которое позволило бы нивелировать существующую в настоящее время ситуацию аранжирсзки социального заказа на образование через обнаружение организационной .іктивности сакого населения. ~д-явление всех его многочисленных культурных запросов, а также развитие у населения новых потребностей.
Научнаг. новизна и теоретическое значение исследования состоят в том. что автором показана взаимосвязь гуманизации образования и демократизации общественной жизни, актуализирующая потребность в гражданской воспитании взрослого человека; вы.чвленл условия эффективного функционирования стгуктур неформального образования взрослых, а также гуманистический потенциал и ш-кнципы организации общинного образования как неотъемлемого компонента неформального образования; обоснов?::а целесообразность развития аналогичных, соотнесенных с конкретными требованиями культурьо-историчєского моменіа. форм образовательной деятельности взгослых в нашей стране.
Практическая значимость исследования определяртся теп. 'тто полученные автором вьшоды могут быть использованы при определении соішально-ц?дагогичс;ских условий создания Формального и неформального ТИПОВ УЧебНЫХ Заведений ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ. ПС^ТРОЭШШХ 1.0
рэгиональному типу. Практическую значимость кмеет описанный и проанализированный ? работе исторический опыт России по внешкольному образованию взрослых и деятельности коммунальных агенств СИА. Возможно использование кат?гиала диссертации іпя разработки баэо-вых и злективьых курсов по истории образования ъ России, сравнительной педагогике, андрагогкке и неформальному образованию взрослых.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и вызоды исследования обсуждались и получили одобрекне на заседаниях кафедры социализации и рэзеития личности Ставропольского государственного педагогического института < 1993-199 гг.). краевых, всероссийских и международных семинарах и научно-практических конференция.: (г.Ставрополь, 1992-!993 гг.); межвузовское науч::о-пракгической. конференции (г. Гятигсрск. 1994 г. >; краевой конференции молодых ученых (г. Ставрополь. 1994 г. і.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования и постазлена его проблема, рассматриваются основные характеристики исследовательского аппарата: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования, а также его научная новизна и практическая значимость.
В перзой главе "Общинное образование в структуре неформального образования на Западе" раскрывается принципиальные положения современной концепции непрерывного образования, составивших базовое содержание реформ образования в современном мире; рассматривается гуманистический потенциал общинного образования, представляющего собой важный компонент структуры неформального образования взрослых; прослеживается реализация гуманистических принципов андрагогической теории в практике общинного образования.
Во второй главе "Исторический опыт и перспективы гуманизации образования взрослых в России" показывается взаимосвязь демократизации общественной жизни и гуманизации образования в истории российской школы; рассматриваются гуманистические тенденции в образовании взрослых в России в период демократических реформ конца XIУ - начала XX века; констатируется состояние и прогнозируются перспективы актуализации образовательного потенциала взрослых через систему общинного образования на современном этапе.
К заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей исследовательской работы.
В приложениях выборочно даны материалы по проектно-опытной работе по изучению и адаптации американского опыта общинного образования.
Общий объем диссертации составляет 2Q6 страниц машинописного текста. В работе имеются 2 таблицы, 1 схема. Список литературы включает г94 наименования, 80 из них - на иностранных языках.