Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование развития способностей учащихся общеобразовательной школы 16
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития способностей учащихся 16
1.2. Исторические корни обучения прикладному искусству в системе жизнедеятельности казахского народа 45
1.3. Состояние формирования творческих способностей учащихся на уроках традиционного прикладного искусства (констатирующий эксперимент) 56
Выводы по 1 главе 73
Глава 2. Формирование творческих способностей учащихся в инновационной системе уроков по традиционному прикладному искусству 75
2.1. Педагогическая модель формирования художественных знаний и развития творческих способностей учащихся на уроках традиционного прикладного искусства 75
2.2. Обоснованность содержания и технологии развития творческих способностей учащихся по художественной обработке кожи 96
2.3. Эффективность формирования творческих способностей учащихся на уроках по традиционному прикладному искусству 130
Выводы по 2 главе 145
Заключение 146
Список литератур
- Исторические корни обучения прикладному искусству в системе жизнедеятельности казахского народа
- Состояние формирования творческих способностей учащихся на уроках традиционного прикладного искусства (констатирующий эксперимент)
- Обоснованность содержания и технологии развития творческих способностей учащихся по художественной обработке кожи
- Эффективность формирования творческих способностей учащихся на уроках по традиционному прикладному искусству
Исторические корни обучения прикладному искусству в системе жизнедеятельности казахского народа
Большой вклад внесли в исследовании традиционного народного прикладного искусства Казахстана ученые, археологии, этнографы и историки, искусствоведы: А.Х. Маргулан, Х. Аргынбаев, М.С. Муканов, А.К. Акишев,Э.А. Масанов, А. Тажимуратов., К. Касиманов, Ш. Тохтабаева, К. Ибраева и другие.
Одним из аспектов исследования ученых, является уникальная коллекция исторических памятников прикладного искусства, являющихся живой рефлексией на колорит народного творчества, в сотворенных художественных образах прикладного искусства, в полной мере раскрывающих духовные традиции и материальные культуры народа. Отражая историю памятников старины, колористические особенности предметов быта, специфику их применение в жизни, а также образов орнаментальной композиции и колористического мышления казахов, эта невидимая связь емко и глубоко выражает суть национального своеобразия и идентичности [2, с. 67].
Поэтому предметные материальные объекты рассматривались с позиции художественно-эстетической ценности, как произведения искусства, так и позиции практической функциональности, как предметы, имеющие прикладное значение в быту человека. Люди добились умелой стилизации природных форм, переработав в традиционном прикладном искусстве реальную предметную форму в художественный образ с точки зрении утилитарности. При этом орнаментальные мотивы носили семантическое значение, служили оберегами. Подбор каждого природного материала, мотива орнамента, в том числе и выбор их цветового решения, является творческой работой народных умельцев, мастеров прикладного искусства. Выбор художественного материала, формы, цвета, орнаментальной композиции связан с фантазией творца, с его художественным вкусом, знании и мастерство. Большое значение казахи придавали функциональное назначение предмета, значительно усиливая удачным подбором природного материала и композиционного, цветового звучание формы, орнамента и узора с сочетанием фоном [101, с. 21].
На нынешнем этапе в изготовлении изделии и их художественно -декоративном оформлении, происходит формальное заимствование образцов традиционного колорита без глубокого осмысления его символических смыслов, не учитывая функциональное назначение предметов. Особенно важно, обратить внимание на отдельные виды прикладного искусства, которые приводить к потере связи с назначением предмета, другими словами отсутствие утилитарности, отсутствие практической использовании предметов в быту, приводит к чистой декоративности изделий, его восприятия, учитывает эстетическое представление, а также мыслится как художественная среда, удовлетворяющая человека эстетически. В этой связи, постановка в творческом планах задачи, требующей интегрированного знания и анализа художественной культуры, умения ориентироваться в информационном пространстве традиционного прикладного искусства становится весьма актуальной для будущих прикладников Казахстана [84, с. 55].
Поэтому принято обозначать новый этап развития прикладного искусства не только утилитарное направление, но и декоративное. Для тенденций периода были характерны не столько эмоциональное, сколько интеллектуальное восприятие произведения прикладного искусства. Вещь, порвавшая связь со своим прямым утилитарным назначением, превращалась в «чисто декоративный» предмет, изображение как средство композиции возвращалось в декоративное искусство, захватывая материал, форму и конструкцию предмета. Заметно было стремление художников к решению композиций образных и сложных по своему содержанию, не уступающим по силе выражения и глубине мироощущения станковым произведениям. Тогда же определилось «взаимное тяготение» декоративного и изобразительного искусства (станковый текстиль, станковый металл и т.д.). Искусствоведы и художники - К. Макаров, Н. Степанян, Б. Смирнов и т.д. - отмечали взаимосвязь и взаимовлияние разных видов прикладного искусства, стремление к синтезу с архитектурой декоративно- прикладным искусством.
Н. Воронов, обратил внимание на необходимость развития художественной промышленности и нежелательность отхода художников от утилитарности в «декоративизм» и «выставочность» [7, с.59].
Экспериментальная работа и выставочная деятельность художника-прикладника в дискуссиях часто оценивались как общественно-полезный художественный труд [8, с.11], но признавалось, что именно уникальные авторские произведения определяют смену ценностей в обществе [9, с. 89].
Осмысление духовной ценности народного искусства, понимание традиции как знака перемен в общественном сознании, становление профессиональной школы прикладного искусства и как результат получения художниками профессионального образования - изменение структуры и образного решения композиций произведений прикладного искусства. Понимание преемственности традиций в произведениях индивидуализировано и выражено в сюжетах, цветовой гамме, новых методах, стилистических и технологических приемов, материалах выполнения произведений прикладного искусства - совокупность явлений обозначена, как инновационным традиционным. В настоящее время наиболее плодотворным творческим методом художников можно считать метафору национального наследия от традиционного искусства, основанную на специфике современной культуры, а не на дословном обращении к традиционному искусству. Взаимодействия традиций и новаций, как классический вид традиционного искусства назван «структурной интеграцией». Появляющаяся в последнее время тенденция следования универсальным ценностям подтверждает синтез традиционного и современного искусства способствует, на наш взгляд, объединению самосознания народов, а также укреплению единства искусства, на основе духовной гармонии, доминантой национальной культуры, самобытность признаков, включающих в себя и композиционное и колористические решения [76, с. 67].
В системе современного образования, в процессе подготовки учащихся в общеобразовательной школе важно дать возможность увидеть потенциал прикладного искусства в более значимом аспекте, в том числе те его ценностные категории, которые выработались в рамках традиционной казахской культуры. Важно раскрыть широкий спектр его художественных возможностей, внутренних свойств и функций. Предлагаемое в данном педагогическом исследовании изменение подхода к учебной дисциплине «изобразительное искусство» и ее переименование на название «традиционное прикладное искусство» в рамках подготовки учащихся по профилю «кожа», «войлок» в школах Республики Казахстан направлено на органичное использование новаторских и традиционных подходов, значительно расширяет смысловое содержание [9, с. 73].
Опираясь на содержания учебной программы «Изобразительное искусство», помимо традиционного направления видов изобразительного искусства, автором введен, новый раздел традиционного прикладного искусства о знании культуре, композиционного языка и материаловедения.
Состояние формирования творческих способностей учащихся на уроках традиционного прикладного искусства (констатирующий эксперимент)
Приступая к моделированию процесса формированию знаний учащихся по традиционному прикладному искусству, мы учитывали то, что общенаучный метод моделирования предполагает применение технологических процедур абстрагирования. Эти процедуры направлены на отвлечение от несуществующих свойств и признаков изучаемого явления и одновременное выделение его основных сторон. Результатом этого этапа познания является построение модели изучаемого явления, выявления проблемных аспектов и исследовательских процедур, состоятельность которых подлежит проверке в эксперименте.
Особенность формирования знаний заключается в том, что ее материал не вещественный, как было в ремесленную пору, а имеет знаковую форму. Проектирования знаний с точки зрения особенностей знакового моделирования - это процесс мыслительной деятельности. Следовательно, проектная деятельность формирования знаний по традиционному прикладному искусству, относится к разделу инновационной, творческой деятельности, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать [110, с. 63].
Опираясь на научное утверждение А.В. Петровского, под теоретической моделью мы понимаем систему взаимосвязанных гипотез, воспроизводящих логику функционирования данного объекта и выступающих как объяснительные по отношению к его эмпирическим обнаружением [110, с. 67].
При создании модели формирования знании учащихся по традиционному прикладному искусству мы руководствовались определением понятия «модель» применительно к педагогическим исследованиям ученого Е.В. Романова. Согласно данному определению: «педагогическая модель» - это обобщенный, абстрактно - логический образ конкретного феномена педагогической системы, которые отображает существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленное в требуемой наглядной форме и способной давать новое знание об объекте моделирование [116, с. 113].
Теоретическая модель представляет собой описание процесса формирования знаний по традиционному прикладному искусству учащихся в системе художественного образования. Технология формирования знаний по традиционному прикладному искусству представляет собой такую организацию деятельности учителей и учащихся, которая позволяет эффективно спроектировать и реализовать на практике процесс формирования знании по изобразительному искусству.
Педагогическая модель характеризуется наличием заданной цели последовательностью действий учителя и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; определенными педагогическими условиями; методами взаимодействия и формами организации учебного процесса, учет возрастных, социально-психологических, региональных факторов развития личности, реализацию возможностей народного традиционного прикладного искусства с опорой на его художественные особенности; комплексное использование традиционных, народных форм, методов, средств, приемов педагогической работы, адекватных задачам формирования знаний учащихся на занятиях изобразительному искусству [103, с. 43]. При моделировании процесса формировании знании учащихся по традиционному прикладному искусству мы исходили из того, что модель должна отражать: - требования, предъявляемые обществом к качеству обучению школьников к традиционному прикладному искусству в системе художественного -образования, эстетического воспитания; - наличие психолого-педагогической основы традиционного прикладного искусства, связанный с формированием эстетико-творческих качеств и эстетической культуры. - основные критерии и показатели уровней качества процесса формировании знании учащихся по изобразительному искусству [9, с. 5].
Общеизвестно, что научный метод моделирования определяет моделирующую систему через совокупность таких компонентов, как цель (исходное состояние) - механизмы преобразования исходного состояния в конечный результат (формы, методы, средства, правила) - результат, в которой цель организует механизмы преобразования в определенную систему, при этом возможность этих механизмов определяется соответствием содержания обучения поставленным целям, а динамика дидактических средств направлена на трансформацию учебной деятельности в специально - профессиональную [37, с. 44].
Традиционная модель педагогического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, и др. «Современная зарубежная педагогика») - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном, к воспроизведению культуры прошлого опираясь на современную систему образования.
В соответствии с этой моделью предполагается, что педагогическая образовательная система должна решать задачу формирования базовых знаний умений, навыков изобразительного искусства средствами традиционного прикладного искусства. При моделировании педагогических систем и отдельных его фрагментов необходимым условием является определение цели педагогической деятельности по формированию знании традиционному прикладному искусству. Основными требованиями к художественно -педагогическим целям являются измеримость ожидаемых результатов, и реальность творческого достижения, так как цель в самом обобщенном виде представляет собой образ желаемого или прогнозируемого результата. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебно-творческой деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. К результатам достижений цели обучающихся, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе толерантность, гуманизм, патриотизм и др. В связи с этим возникает необходимость разработки совокупности критериев и показателей, которые должны соответствовать основным характеристикам измеряемого и оцениваемого объекта [92, с. 37].
Для этого, прежде всего, необходимо четко изложить основные характеристики компетенции учащихся по видам традиционного прикладного искусства, критериях формирования знании учащихся, а также показателях уровней его сформированности по традиционному прикладному искусству. Стимулами формирования знаний и компетенций учащихся по традиционному прикладному искусству в исследовании нами обозначены, с одной стороны, социально-культурные (влияние общечеловеческой, региональной и этно-художественной среды, её личностная гуманистическая направленность), а с другой стороны - дидактические.
Обоснованность содержания и технологии развития творческих способностей учащихся по художественной обработке кожи
В процессе освоение программы учащиеся знакомятся с традиционными видами прикладного искусства, для осознания специфики декоративно-прикладного и изобразительного искусства, истоков его образного, художественно-выразительного языка и содержания. В итоге практической работы с достаточно разнообразными материалами и предметами искусства и быта пятиклассники должны осознать, почему у традиционно-прикладного искусства именно такой способ выражения, совершенно не похожий на способы выражения в других видах пластического искусства.
Авторская программа позволяет представить комплекс знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, по наличию и степени которых можно судить об уровне формирования знании по изобразительному искусству школьников средствами традиционного прикладного искусства.
При формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения учащихся к прикладному искусству огромное значение имеет слово учителя. Оно становится не только носителем художественной информации, но, организованное по законам искусства, может быть эффективным, что и зрительный образ. Более того, комплексное воздействие слова (образного, емкого, содержательного) и зрительного образа даст возможность раскрыть глубину и многоплановость произведений народного искусства, развивая от урока к уроку у учащихся воспитывая чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков. Учитель изобразительного искусства должен в процессе учебной работы все время ставить перед учащимися вопросы традиционного прикладного искусства, активизируя тем самым их мысль и направляя внимание на самое главное и важное на данном этапе занятия.
Мы убеждены в том, что активная учебно-познавательная, творческая деятельность по изучению материалов традиционного прикладного искусства деятельности учащихся. Учитель должен понимать, что прикладное искусство не может быть глубоко прочувствовано, понято учащимися при формальном подходе к раскрытию его специфики, не учитывающем духовно-ценностное содержание, выраженное всем богатством строя вещи-образа. Педагогическая методическая система изобразительного искусства по формированию знаний учащихся традиционному прикладному искусству заключаются в том, что их освоение способствует: - формированию познавательной потребности, интереса к традиционному искусству, активности учащихся на занятиях по изобразительному искусству и стремлению к самовыражению, саморазвитию, самосовершенствованию; - развитию воображения, фантазии, творческого мышления, умений чувствовать новизну и оригинальность композиции; - развитию и совершенствованию умений и навыков технологической обработки изделий; - формированию эстетического вкуса, эстетического восприятия действительности, нравственных норм, ценностей и идеалов; - развитию художественного вкуса, чувства стиля, умений и навыков композиции, подбора цветовой гаммы и формы. Таким образом, результатом опытно экспериментального, педагогического исследования, и педагогически эффективными условиями и возможностями формирования знаний учащихся средствами традиционного прикладного искусства являются: - опыт, уровень компетентности и потенциал учителя; - создание особой рабочей среды для учащихся, способствующей проявлению интереса к прикладному искусству, творческой деятельности; - содержания учебных программ прикладного искусства - сочетание традиционных методов обучения (рассказ, объяснение, показ, упражнение и т.д.); —инновационные методы, компьютерные технологии развивающего, проблемно-творческого характера (проблемного изложения, творческого проектирования, диалогичности, сравнения и т.д.); - применение различных форм урочной работы (урок-образ, художеств енно-творческий совет, интегративный урок, урок-мастерская, урок-поиск и т.д.); - внеклассная, факультативная работа (посещение музеев, выставок, мастерских художников, народных мастеров-умельцев, подготовка и проведение школьных театрализованных праздников).
Все действия с учениками необходимо строить на доверительном отношении, уважении их идей и мнений. Необходимо, разнообразить варианты выполняемых тем, учебных заданий, технических приемов и художественных материалов.
Процесс формирования знаний учащихся по традиционному прикладному искусству на занятиях, разработанная на основе экспериментальных учебных программ представляет собой последовательность этапов, на каждом из которых осуществляется накопление знании и умении, суммирование природных способностей, принципов уникальности, открытости и доказательности, составляющих содержание в творческой деятельности.
Опытно-экспериментальная работа велась в режиме эксперимента в рамках исследовании учебной программы уроков изобразительного искусства и включала в себя три основных организационных момента: - реализация модели формирования творческих способностей учащихся по традиционному прикладному искусству на занятиях изобразительного искусства; - наблюдение за динамикой творческих проявлений учащихся в процессе обучения традиционному прикладному искусству; - сравнение показателей сформированности творческих способностей учащихся в экспериментальных и контрольных группах. Критерием сформированности творческих способности учащихся были поэтапно формируемые способности, составляющие творчество: коммуникативные, исследовательские, инвестиционные.
Результаты опытно-экспериментальной работы убедительно отразили положительное влияние реализованной модели «традиционное прикладное искусство», на динамику развития формирование знании по традиционному прикладному искусству учащихся и подтвердили эффективность влияния вышеназванных педагогических условий на занятиях изобразительного искусства в школе.
При проведении научно-экспериментальной работы перед нами встала необходимость определения результатов формирования восприятия традиционном прикладном искусстве учащимися и проверка эффективности нашей методики. С этой целью были разработаны критерии оценки деятельности учащихся. Оценочные критерии творческой деятельности учащихся необходимы для любого исследования в этой области. Мы для выработки своих оценки критериев формирования знании традиционного прикладного искусства учащимися, опирались на наиболее значимые и авторитетные работы в области художественной педагогики по прикладному искусству. Это работы К.Ж. Амиргазина, М.С. Мырзаханова, Е.Т. Кисимисова и др. Исследования многих педагогов изобразительного искусства позволяют сделать выводы, что учащиеся возрастной категории 10-15 лет общеобразовательной школы в состоянии воспринимать сложные отношения и сочетания разных природных материалов в художественно-образной трактовке композиции
Эффективность формирования творческих способностей учащихся на уроках по традиционному прикладному искусству
Диаграмма показывает уровень формирования знаний по художественной обработке кожи учащимися 6 класса Жетисайской общеобразовательной школы по приведенным показателям оценочных критериев более старших классов. Синие соответствуют группам учащихся контрольного эксперимента, а красные - формирующего эксперимента, по позициям 4,5 и 3 (диаграмма 2) хорошие результаты 82,8 %. оценочных критериев экспериментальных групп, активного уровня формирования знаний по коже. По позициям контрольных групп 2,3 (диаграмма 2) показали хорошие результаты 61% учащихся участвующих в эксперименте пассивного уровня формирования знаний по коже. Из данных диаграмм видна положительная разница формирования знаний по коже учащимися групп формирующего эксперимента к контрольным группам. Представленные в исследовании отдельные задания, выполняемые учащимися 5-6 классов и двух возрастных категорий, соответствуют концептуальной модели экспериментальной системы формирования знаний по художественной обработке кожи учащимися и отражают основные ее положения. Все задания имеют четкое методическое и научное обоснование. Основные положения традиционного прикладного искусства и художественной грамоты по обработке кожи находятся в постоянном внимании учителя и во время поясняются ученикам.
Представленные учебные задания по художественной обработке кожи интегрированы в общий образовательный процесс системы художественно -эстетического образования, представленных рабочих учебных планах проведены изменения для реализации общих целей эстетического развития и формирования знаний по традиционному искусству;
Все учебные задания по коже акцентировано включают в себя теоретические основы прикладного искусства, прикладной психологии изобразительного искусства, вопросы формирования знании по прикладному искусству, основные положения освоения технологии кожи.
Выполнения учебной заданий рационально организованно, созданы условия формирования знаний по традиционному искусству учащихся на практических занятиях в условиях общеобразовательной школы и обеспечения единства учебных и творческих задач в практических заданиях учащихся, атмосферы эмоционально-духовного отношения к прикладному искусству.
При выполнении творческой работы учащихся нашло применение всех современных средств учебно-методического обеспечения учебного процесса, обеспечивающих реализацию дидактического принципа наглядности. При выполнении творческой работы и учебной заданий художественной обработки кожи использовались инновационные подходы в формах и методах преподавания прикладного искусства, применение всех современных средств учебно-методического обеспечения учебного процесса, для эффективного формирования у учащихся знании по искусству обработки кожи представлений о материальном мире.
Результаты аналитического научного эксперимента фиксировались с использованием специальных таблиц, схем и графиков. В ходе проведения исследования выяснилось, что в первой группе формирующего эксперимента произошли качественные изменения по всем позициям оценочных критериев эксперимента.
При этом практически все учащиеся 5 класса Жетисайской общеобразовательной школы показали хорошие результаты по позициям 2, 3, 5 (диаграмма 1), хорошие результаты 84,5 %. оценочных критериев. По позициям 3, 5 показали хорошие результаты 67 % учащихся. Во второй группе учащихся 6 класса Жетисайской общеобразовательной школы с пассивным уровнем формирования знаний по художественной обработке кожи практически все показали хорошие результаты 4, 5 и 3 (диаграмма 2) хорошие результаты 82,8%. по позициям оценочных критериев. По позиции 3, - 54% учащихся, по позиции 1, 2 - 43% оценочных критериев.
Сравнительный анализ контрольных и экспериментальных групп учащихся позволяет получить обобщенные результаты формирующего эксперимента констатировать, что задачи исследования решены, цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение.
В заключительной части главы отмечается, что учащиеся групп в рамках экспериментальной методической системы, показали хорошие результаты по формированию личностного знания по коже. При этом в группе активного уровня формирования знаний по коже по критерию личностного художественно-творческого формирования умений обработки кожи показали хорошие результаты большинство учащихся. В группе учащихся пассивного формирования знаний по художественной обработке кожи этот показатель значительно ниже, хотя по остальным оценочным критериям имеются устойчивые достижения по отношению к контрольным группам. Это говорит о том, что большое значение к творческому проявлению прикладному искусству имеет степень мотивации учащихся, их заинтересованность именно в этом направлении художественного творчества. Здесь можно говорить об учениках с определенными способностями и даже таланту к прикладному искусству.
В целом же результаты сравнительного эксперимента подтверждают концептуальную правильность экспериментальной методической системы, направленной на эффективное развитие и формирования знаний по художественной обработке кожи, как вида традиционного прикладного искусства учащимися в условиях общеобразовательной школы, показывают ее научно-теоретическую и практическую состоятельность