Введение к работе
Актуальность исслвдования. Необходимость совершанствования узыкально^стё-гшоского'^сштания в школе ставит,перед соврв-знноЯ педагогической теорией задачи, оптимальное решение кото-ах возможно лишь с учетом исторического опыта. Перспектива эздания школ, реалиуующих различные педагогические концепции, злает весьма значиними Для современных.нсслодователей концеп-(альние подходы, которыми отличалось изучение музикально-эсте-{ческого воспитания порвой трети XX века.
Термин "педагогическая концепция" (от лат. "concede» _ п0_ шание, систена) в реферируемом исследовании означает систему злей и средств педагогического воздействия на личность, обуслов-знных пуководящая (концептуальной) и'доей. 'Эта идея оказнвает 1И ЯН И9 на принципи, категоРИДЛЪТШ^ аппэрат, методы педагогичос-)го исследования. Совокупность концепций образует теории. *
Для многих теоратиков музикально-остетичоскоТо воспитания ісспорно, что "учитель музыки имеет право искать школу, концеп-:я тіазвития которой совпадает с его взглядами на ребёнка, на 1ль искусства в ого жизни".2 Разработка данной проблемы требует 1ализа истории музыкально-эстотичоского воспитания с учетом зличных педагогических концепций. Однако традиционно иссладо-тели-истории музыкальной педагогики в РОссии (0.А. Апраксина, Д.ЛДищев, 1. A.Fаранбойм, Т .НЛкубовокая, Т.Н.^атуринскал, В Глухов Д Л Локшии С 11 Мопозова п др ) акгонтігоовали внгч»-9.на ^,индивидуальном. вклада котот-й внэег, отэчостзенны^ дагога в развитие нузычально-эё-атичоскою госгш-атш^ а так*« единстве основополагаюгах иде»; которыми они руюводствова-" сь. Правомерность : научная оЬрокгипность такого подхода Н9 длежит сомнению. По, будучи прннененнын, к музыкалью-эстатичог,.-ну воопитаниз пприоЛ трети 7Х века, он оказывается нвспособна полной мере объяснить ряд особанностай гюдагогичэского твор-ства его пидающихоя дояталей. В ходо исслодования возникла
абочоо опродолонио концепции выгабатнвалось с опорой на тпуды
оЙ,В.Н.Ша.іш11Г..Л.^юпо.Лро)а так«о шючм Т.Ч. ПанДровой, р.Кпбплппокого, V. Л. ВотлугинпЛ.В. [Г. М.тгоиисп,М. Г. "лохопоа и Др. ндрпнаГ.Н. Пустb му:іпка звучит!-Ч. :Просіш.вдш!в, Г9(10. -С.94.
-г-
гипотеза о ton, Что своеобразие развития теории-музыкально-эсл . тичесісого воспитания в России первой трети ПС. века связано с определяющим влиянием на неё различных концептуальных пвдагог» ческих идей. Выпадение этого влияния из поля зрения исслэдоват лей мешает выявлению глубинных связей между музыкально-»отетическии воспитанием и общелсдагогическим проиессом.
То обстоятельство, что влияние различных педагогических концепций на развитие музыкально-эстетического воспитания в Рс сии до сих пор не изучено, объясняется в первую очередь УСЛ0ВІ ми идеологического диктата, требовввшими однозначной критики большинства из «их. Наличие альтегнативных концепций траДииио) принималось во внимание в основном при рассмотрении вопросов i знкального образования за рубеком. В нашей стране альтернатир концептуальное долгое время противопоставлялась монистическ; педагогическая теория, вбираищая в себя (согласно официальным декларациям) все передовые достижения Данного периода и не оставляющая места вариативности-
В результате того, что в историко-пеДагогическом анализе
не учитывались концептуальные подходы-к музыкалъно-эстетичесю
воспитанию первой трети ТХ века в России, Для ряда весьма ува:
ймых исследователей оно ппеДстаёт внесистемным Фейерверком бл
тяших идей. Характерна, напоимер, оценка отого периода Л.А.Ба
ранбоймом: "... выдающиеся музыкальные'деятели 2Q-x годов, ост
вив нам в наследие сокровищницу замечательных музыкально-педа
готических идей, не создали. .. всесторонней системы музыкальн
воспитательной оаботы в школе"1. Анализ.различных концептуаль
ных интерпретаций птюблем музыкально-эстетического воспитания
первой трети XX века в России Дает основзния утверадать, ЧТО
тя оИътпЙ тігагтооон'нйїі сигтомн доЙгр'ЯИЧ'й.лькп не былп созДанп
чествовали различные сист ш в частности подчиненные общепё
ггГе^пштШь идеям , П0ДЧИНе"НЫ9
Требования гуманизации и' гуманитапизации образования, ра криия иеповторимого своеобоазия каждой личности диктуют необ дииоо» изучения классического историко_-педагогического опыта
Исследуя влияние педагогических концепций на музыкально-
в Советском Союзе Сботжик М '("Yin ком
г,озитоРД977.-С.Г9. , ' ' .^' '
статическое воспитание, автор ойпашается к современному научно-у знанию о педагогических целях, содержании, методах, Нормах, ыработаниому как в общей теории педагогики (В.В.Краевский, .Ч.Іернеп, М.НІСка-гкин и Др), так и в теории музнкально-эстоического воспитания (Э.Б.Абдуллин, 0-А.Лпраксша.Л.Г.Арчажни-ова, 31.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко.и др.). Поскольку в иент-е внимания современных исследователей оказались проблемы пвда-эгичесюой технологии, несомненно актуальность приобретает редпринятов в диссертации рассмотрение технологичности педагогеских концепций применительно к музыкально-эстетическому восстанию. Понятие педагогической технологии вклочает трактовку её 1К цепочки действий, алгоритма, ведущего к поставленной учите->м цели (М.В.Кларин) и ппедставление о концептуальной детерни--грованности педагогического процесса (М.Г.Плохова, Б.Г.Осухова, А.Фрадкин).
Объектом диссертационного исследования является музыкально-:твтичвскоо~воспитание в отечественной теории педагогики первой іети П века. Соответственно выдвинутой гипотезе предметом ис-гедования стала концептуальная разработка гтпоблем музыкально- '. ;тетического воспитания в отечественной теории педагогики пер-й трети-ХХ века.
Цель - выявление и анализ особенностей различных концеп-альных интерпретаций проблем музыкально-эстетического воспита-я в отечественной теосии педагогики первой трети IX века.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования: выявить предпосылки ре1юрматорского решения проблем музыкально-тотического воспит ния в оточественноЯ теории педагогики первой еги 7Х века,
установить, какие педагогические концепции оказали наибольшее ияние на развитие.теории муэнкально-эстетического'воспитания, выделить и охарактеризовать основные теоретике-методологичес-э пршшипы музыкально-эстетичвекого воспитания первой трети века и их интерпретацип в пазных концепціях, ' «следовать цели и средства. музыкально-эстетического воспита-I,--особенности отношений учителя и ученика, обусловленные идея-кшшепши свободного воспитания, биогенетической, "педагоги-1ИИ среды",
-ч-
- рассмотреть особенности технологій музыкально-эстетического
воспитания в разных концепциях.
В качестве исто^ников исследования использовалась'научно-подагогическая ^ёто'лтв^'аГт^ё^ура первой трети XX века, литература по теории и истории общей и музыкальной педагогики, музыковедческая, философская, литературовoдчвcкaя литература, материалы периодпчвской печати, научного архива АПН России.
Методологической основой исследования явились принципы еднНо^"^^^о""Г^чесиРо" общего, особенного и еди ничного; рассмотрениз исторических явлений в их динамике и вза мосвязи. Нетоды исследования: теоретико-педагогический. анализ использовГйсточнико'в"й"материалов, обобщение и систематиз ииЯ полученных выводов и пезулътатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования;
внм1^ян1^о1ІІ^Т^ий^ предпоонда концептуального развития музыкально-остетичоского воспитания, --выделены теоретико-методологические принципы музыкально-эсте тического воспитания в отечественной теории педагогики первой трети XX века (демократизм, народность, приоритет воспитатвльи Задач над обвазовательными, необходимость"и возможность всеоби пузыкально-эстє^ического воспитания, личностная музыкальная се актуализация порческая активность учет возраст ь-х поясов» логических особенностей концептуальная иелостность) и проана' зировагн особенности их,концептуальной интелппетации
исследованы тления проблем музыкально-эстетического ВО сПИТ! ПИЯ в концепциях свободного воспитания, биогенетической, "пеД! гогизации среды",
охарактеризованы технологические особенности музикально-эст( ческого воспитания, обусловленные различием педагогических .кої неппиЙ.
Данные теоретические результаты обогащают методологию ист( гико-пвдагогического исследования в области музыкально-эстети-ческого воспитания, позволяют по-новому объяснить ряд особенн( тсгі его развития в начале УХ века в России.
mWSSmjmmSZk. исследования сос.-оит в том, что в' результаты могут бить использованы в курсах истории педагогию и истории музыкального воспитания на музыкально-педагогически: Факультотах подагогических институтов, в работе кабинетов
-5- -узики ИУУ. При дальнейшей разработке вопросов истории муэнкаль-0-оствтичвского воспитания возможно применение ряда материалов, первые вводимых в научный оборот.
Обоснованность я достоверность результатов исследования беспечи^ась"^х~с"д1шми методологическими позициями автора, оличеством и разнообразием привлеченных фактов и источников, роверкой и взаимопроверкой знаний об объекте изучения, получае-ых по ходу исследования.
Положения, выносимые на защиту: К началуИ^^~Т^-Стслоттсь социально-иоторически ловия концептуального развития музикально-аствтическото воспи-ания: высокий уровень гуманитарной культуры, полифония научных зглядов и направлений, традиция коллективности в творчества 18НЫХ-новаторов. Когнитивными прэдпосилкаии тэорвтичеоких пре-5пазоБаний в музыкально-зстетичвском ВОспитали являлись разви-звшиеся русскими музыкантами гуманистические идои о )ли музыки в Духовном становлении нэроДа, о нвобходимости мас-)вого музыкального образования, основанного на богатойгах народах твадиииях. Бажнцм когнитивным Ьактогсм, споообстнозакші юообоазии развития музыкально-эстетического воспитания э рос-та, послулило ЪормитовHнко в педагогичоской гаориз р.1зд:;чких югроссиБных концепций.
Наиболее значительное влияние на развитие теории иузикально-1тетич8ского воспитан:ія в потзэой тротя XX пака оказали падзгоги-1СКИ0 концепцйи свободного воспитания, бгогокотячоская, "пеДо-гизадаи среди".
В лепвой трети ГХ ^ека в Росста сЪормировались роЬорматорские оротико-ме^дологичосісио гряпшшя пузнхалъно-остотичоского спитанш: домокоатизм, народность, нообходимость и возможность еобщого музшспльио-тэстотпчеекого воспитания, приоритот воспительных задач над обратовательными, личностная музыкальная моактуализзцгл, творческая активность, учет шзрастных психо-экологичоских особенностей, коннептуалькая целостность. На фор-рование и развитие ппитпипов оказывали влиянио различные кон-птуальные кдеи.
Цели п средства пузыкально-эстетического иоспитапия, особенное-отношений учителя и учопика оказвались в зависимости от
общепвдагопиёо»» кониеп^уальнь* идей,
- Технология музыкально-остетического воспитания -'лорнироваласъ под влиянием педагогических кониепций. Концепция лободиого воспитания исключала создание определенной общей для всех детей технологии. В биогенетической концепции возникла технология-проект музыкально-зстетического воспитания. В наиболео ойдем виде её схема "синкретизм - анализ - синтез". Сторонній концепции "педа-гогизации среды разработали технологию музыкально-эствтического воспитания, основой которой является исследсванив музыкальной культуры ребёнка и социальной среды к параллельное музнкально-педагогическое воздействие на ребёнка и среду,
Структура диссертации: введенио, две главы, заключение и список"ис1о"льзов"а;ноТте;атуры,