Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков ГАДЖИЕВА Сара Юсуфовна

Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков
<
Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ГАДЖИЕВА Сара Юсуфовна. Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / ГАДЖИЕВА Сара Юсуфовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 178 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики 14

1.1. Формирование межличностных отношений подростков как интегратив ная педагогическая проблема 14

1.2. Музей как явление культуры и средство формирования межличностных отношений подростков 32

1.3. Модель процесса формирования межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики 51

Выводы по первой главе 67

Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики 69

2.1. Диагностика процесса формирования межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы 69

2.2. Методика формирования межличностных отношений средствами музей ной педагогики 92

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формирования межличностных отношений средствами музейной педагогики 117

Выводы по второй главе 134

Заключение 136

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях модернизации содержания образования весьма значимой оказывается проблема формирования разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений и т.д.). В этой связи значительно возрастает необходимость поиска наиболее эффективных, научно и практически апробированных моделей, инновационных методов и форм построения педагогического процесса, обеспечивающего благоприятные условия для личностного развития подрастающего поколения.

Характер межличностных отношений школьника входит в ключевые образовательные компетенции, а их формирование - одна из важнейших целей образования. В современной образовательной практике основное внимание уделяется школьной успешности, интеллектуальному развитию ученика, которому подчинена вся система оценки школьных знаний, качества образования. Социальный статус подростка, его готовность к творческому взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений и сотрудничеству, как правило, не оцениваются. Вместе с тем все чаще педагоги, психологи, медицинские работники сталкиваются с проблемой отклонений в детской среде, в частности, с патологией межличностных отношений не только в подростковом и юношеском возрасте, но и в более раннем - детском. Следовательно, воспитательная система школы нуждается в совершенствовании, в усилении творческой составляющей образовательного процесса и расширении социальных связей, способных существенно повлиять на становление личности подростка.

Идея о необходимости более полного использования нравственного потенциала искусства в целях обеспечения духовного развития личности заложенная в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования не нашла еще достаточной научно-практической реализации. Поэтому можно утверждать, что актуальность проблемы развития межличностных отношений и социализации подростков при переходе из младшей школы в старшую можно рассматривать в русле диалога культур и реализации потенциала культуры, в частности музейной, недостаточно разработанного в педагогике.

В современных условиях переоценки нравственных ценностей и идеалов, в обществе вырабатываются новые взгляды на культурное наследие народов. Ключевые установки на бережное отношение к культурному наследию народов и оптимальное их применение в области образования и воспитания подрастающего поколения заложены в Законе «Об образовании РФ», в законах Республики Дагестан «О культуре», «О защите личной и общественной нравственности» и «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан». Хранителями данного наследия исторически являются музеи, которые напрямую взаимодействуют с обществом и, будучи социальными и образовательными институтами общества, соединяют поколения людей, их духовность воедино через социокультурные процессы, позволяют человеку непосредственно прикоснуться к прошлому, основательно изучить региональную культуру.

Необходимо отметить возросший интерес в последние десятилетия к развитию музейной педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Так, например, закономерности музейно-педагогического процесса и возможности повышения педагогического руководства изучены в трудах М.Ю. Билалова, И.А. Верба, Е.И. Галкина, А.С. Голышев, А.А. Дашкевич, А. Доминго, В.Т. Фатеева, Т.Х. Хансен, Х.Т. Хойер, И.А. Шпаченко и др., которые обосновали специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы учащихся, а также необходимость дифференцированного подхода в решении этой проблемы.

Опыт культурно-образовательной деятельности музеев разных профилей и видов обобщен в исследованиях В.Н. Дармодехиной, В.П. Пресняковой, А. Робер, В.И. Смирнов, Х.Хелленкемпер и др.

Прогнозирование развития музеев в плане реализации их педагогических возможностей представлено в работах И. Видт, Э. Голлербах, О. Дассиу, М. Рус, Р. Хеннигар-Шу и др.

К наиболее разработанным проблемам музейной педагогики относятся: определение воспитательного потенциала музея как средства формирования ценностного отношения к историческому наследию, окружающей действительности (Е.Г. Вансалова, Ч.М.Меджидова, А.С. Огоновская, Б.А. Столяров, М.Г. Чесняк и др); развитие художественного восприятия и эстетическое воспитание средствами музея (Н.Г. Макарова, М. Мацкевич, Д.В. Скоробогатов, М.Ю. Юхневич и др.); определение музейной педагогики как средства развития личности (Е.Б. Медведева, Е.А. Сайенский, Б.А. Столяров, Т.Ю. Юренева и др.).

В исследованиях доказано, что музейная педагогика определена как отрасль педагогики, интегрирующая музейную культуру и педагогику, обладающую потенциалом развития ценностного отношения личности к культуре и актуализации в ней. Как перспективное направление музейная педагогика предполагает формирование потребности в общении с культурным наследием, что требует научного обоснования путей достижения этого в современных условиях.

Необходимо отметить, что музейная педагогика, обладая огромным воспитательным потенциалом, пока еще недостаточно исследована в теории и не реализована в практике современного образования.

Однако, при всей изученности проблемы, формирование межличностных отношений школьников средствами музейной педагогики не становилось еще предметом специального научного исследования. Актуальность исследования музейной педагогики состоит в ее адекватности гуманистической парадигме, что обуславливает необходимость ее разработки, поиска источников духовно- нравственного развития, педагогического переосмысления огромного потенциала культурного наследия, хранящегося в музеях и нахождения путей и способов актуализации личности учащихся через освоение культурных ценностей.

Развитие межличностных отношений, в том числе и через потенциал художественного музея, становится необходимым залогом сохранения целостности личности на следующих возрастных этапах, залогом ее полноценного формирования в контексте ее будущего жизненного пути.

Актуальность проблемы исследования позволила выявить следующие противоречия между:

- стремлением современного российского общества выйти на качественно новый уровень духовного развития подрастающего поколения и недостаточной реализацией педагогического потенциала музейно-педагогического наследия в образовательной деятельности современной школы;

- необходимостью использования педагогического потенциала музеев в процессе воспитания школьников и отсутствием модели формирования межличностных отношений средствами музейной педагогики.

Поиск путей разрешения названных противоречий обозначил проблему исследования, связанную с воспитательным потенциалом музейной педагогики, позволяющим содействовать полноценному развитию межличностных отношений подростков. Проблема исследования заключается в недостаточном использовании воспитательного потенциала музейной педагогики, а также в необходимости рассмотрения музейного пространства как базы развития социальной коммуникации, способствующей воспитанию гуманистических межличностных отношений подростков.

Актуальность обозначенной проблемы, а также недостаточная теоретическая и практическая ее разработанность определили тему исследования: «Музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков».

При этом в самом исследовании главное внимание уделяется на подростковый возраст (11-12 лет), поскольку проблема данного возраста характеризуется значительной потребностью общения со сверстниками, соотнесением своего поведения с мотивами поведения сверстников. Поэтому данный возраст является наиболее благоприятным для интенсивного вовлечения в процесс формирования положительных качеств.

Цель исследования - выявление, теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка модели формирования межличностных отношений школьников средствами музейной педагогики.

Объект исследования - процесс формирования межличностных отношений подростков в условиях приобщения к средствам музеев.

Предмет исследования - музейная педагогика как средство формирования межличностных отношений подростков.

Гипотеза исследования: формирования позитивных межличностных отношений школьников будет более эффективным, если:

- при переходе детей из начальной школы в среднюю адаптационно-
развивающая среда складывается на основе взаимодействия школьного музея и
учащихся, где доминирующее положение занимают средства, способствующие
проявлению творческой активности учащихся;

в учебно-воспитательном процессе будет реализована модель формирования межличностных отношений средствами музейной педагогики, обеспечивающая включение школьников в социально-ориентированную проектную деятельность, способствующую их самореализации;

приоритетной целью воспитательного процесса школы определено формирование классного коллектива творческой направленности, основанное на поэтапном развитии у учащихся конструктивных коммуникативных умений посредством создания мотивирующей среды и обеспечения единства усилий социальных институтов - школы, музея, социальных партнеров в целях разностороннего развития учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

- дать анализ формирования межличностных отношений подростков с пози
ций учета многообразия современных научных трактовок с целью выявления
средств, позволяющих повысить эффективность воспитания;

раскрыть специфику использования потенциала музейной педагогики в развитии межличностных отношений школьников на основе анализа педагогической, психологической, культурологической литературы;

разработать на основе проектной деятельности и апробировать поэтапную многокомпонентную модель формирования межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики;

раскрыть комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития межличностных отношений с использованием потенциала музейной педагогики;

разработать и апробировать учебно-тематический план, положение и программу «Школьный музей», способствующие формированию позитивных межличностных отношений школьников средствами музейной педагогики.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования, теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов внеучебной деятельности подростков); диагностические (анкетирование, собеседование, интервьюирование), статистическая обработка результатов исследования.

Методологическую основу исследования составляют философские положения об общественной сущности человека, взаимосвязи теории и практики; системно-структурный подход к процессам, происходящим в социокультурной среде, психолого-педагогические положения формирования личности и понимания ведущей роли деятельности, а также системный подход к познанию процессов и явлений педагогической деятельности (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сласте-нин); культурологический подход в образовании и воспитании (М.Я. Виленский, Е.В. Бондаревская, К.В. Кулаев); организация деятельности школьных музеев (В.А. Горский, А.А. Остапец-Свешников, Ю.С Константинов, В.Е. Туманов, М.Ю. Юхневич); комплексный подход в педагогике (А.В. Мудрик, Е.Г. Студенова, М.В. Фирсов).

Теоретическую основу исследования составляют научные труды, раскрывающие философское осмысление культуры ( М.М. Бахтин, B.C. Библер, СИ. Каган, Л.Н. Коган, Н.И. Сарджверадзе, Н.Ф.Федоров и др); психологические основы культурно- исторической теории личности и деятельностного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, В.Я. Ядов, С.Н.Якобсон и др.); концепции актуализации и самоактуализации личности в зарубежной гуманистической психологии (Р.Берне, А Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, Ф.Шеллинг, Э. Эриксон и др.); концепции педагогики ненасилия и личностно-ориентированного образования (Б.Ш. Алиева, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.М. Маллаев, Ш.А. Мирзоев, А.Н.Нюдюрмагомедов, СТ. Тучалаев, И.С Якиманская, Е.А. Ямбург и др.); концепции художественного воспитания и образования (Байрамбеков М.М., Г.М. Гогоберидзе, Д.Б. Кабалевский, А.А. Ме-лик-Пашаев, Б.М. Неменский, И.М. Раджабов и др.); идеи развития музейной педагогики и активности ребенка в музейной среде (А.В. Бакушинский, Н.Д. Бар-трам, О.А. Ботякова, Е.Г. Вансалова, Д.К. Зельвенский, Е.Б. Медведева, СО. Ме-лик-Пашаев, А.С. Новоселова, А.В. Потапов, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич и др.); положения о развитии личности в коллективной деятельности (И.П. Иванов, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко).

Экспериментальной базой исследования явились: МБОУ СШ № 6, МБОУ СШ № 8, МБОУ СОШ № 18 г. Дербента. В исследовании принимали участие учащиеся 5-6 классов и учителя. Всего на различных этапах исследования было охвачено более 300 учащихся и педагогов. В формирующем эксперименте приняли участие 120 человек. Исследование осуществлялось поэтапно в течение 2010-2014 гг.

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2010-2011) - аналитико-констатирующем - изучалось и анализировалось состояние разработки данной проблемы в теоретическом аспекте, изучались педагогические и музейные технологии, инициирующие развитие межличностных отношений учащихся, анализировался опыт практической работы, определялись научно-теоретические подходы и общая концепция исследования, разрабатывалась логика эксперимента с целью выявления наиболее эффективных педагогических условий для воспитания гуманистических межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики.

На втором этапе (2011-2013 гг.)- экспериментальном - проводилась экспериментальная проверка разработанной модели. Проведенный констатирующий эксперимент способствовал обоснованию актуальности исследуемой проблемы, формирующий эксперимент позволил проверить эффективность разработанной технологии.

На третьем этапе (2013-2014 гг.)- завершающе-обобщающем - были систематизированы и обобщены результаты теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, оформлены результаты исследования и сделаны выводы, разрабатывались методические рекомендации для педагогов школ, музейных педагогов, родителей.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

раскрыты сущность, содержание и характеристика межличностных отношений подростков с позиций современных научных исследований;

определены особенности межвозрастного общения и совместной деятельности детей в развитии межличностных отношений;

разработана модель воспитания учащихся на основе использования регионального музейного потенциала, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию воспитывающего комплекса на основе музейной деятельности;

- обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффектив
ность развития межличностных отношений с использованием потенциала музей
ной педагогики (обеспечение максимального включения музейных средств в про
цесс оптимизации взаимодействия между участниками процесса; оптимальное со
единение творческих сил педагогов, родителей, старшеклассников, школьных и
городских музеев, социальных партнеров для формирования творческих отноше
ний, доминанты положительных эмоций; осознание педагогами важности исполь
зования средств музейной педагогики через совместную творческую проектную
деятельность; развитие сотрудничества с социальными партнерами).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- на основе теоретического анализа уточнено сущность и содержание поня
тий «средства музейной педагогики»; «микроклимат класса», «коммуникативная
культура»;

определено место музейной педагогики в воспитательной работе по формированию позитивных межличностных отношений подростков, сотрудничеству и сплочению классного коллектива;

установлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования позитивных межличностных отношений учащихся с использованием потенциала музейной педагогики;

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные, апробированные и представленные учебно-тематический план, положение и программа «Школьный музей» внедрены в учебно-воспитательный процесс базовых школ г. Дербент и в условиях совместного обучения учащихся многонациональных школ способствуют успешному формированию у них позитивных межличностных отношений средствами музейной педагогики. Научно-методические рекомендации исследования дают возможность более дифференцированно и демократично подходить к вопросу формирования межличностных отношений подростков, обеспечивают гуманистическую направленность этого процесса, создают оптимальные условия формирование межличностных отношений, с учетом интересов, потребностей, жизненных ценностей и мотиваций учащихся.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется научной аргументированностью исходных теоретических и методологических позиций; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, показавшим эффективность предложенных педагогических условий; репрезентативностью и полнотой выборки исследования; результатами опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Воспитательный потенциал музейной педагогики, рассматриваемый в аспекте диалога культур и обладающий значительными возможностями по формированию социально значимых, художественно и эстетически выраженных позитивных межличностных отношений, развития познавательных интересов и творческих склонностей подростков.

  2. Многокомпонентная модель формирования позитивных межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики, содержание которой направлено на оптимизацию взаимодействия на формирование потребностно-мотивационного компонента, установление норм конструктивного межличностного взаимодействия, усвоение социально-культурного опыта в процессе проектной деятельности.

  3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное использование воспитательного потенциала музейной педагогики, включающий в себя:

обеспечение максимального использования музейных средств в процесс оптимизации взаимодействия между участниками процесса;

оптимальное сочетание творческих сил педагогов, родителей, учащихся, школьных, районных и городских музеев, социальных партнеров для формирования творческих отношений, доминанты положительных эмоций;

осознание педагогами важности использования средств музейной педагогики через совместные социально значимые творческие проекты;

развитие сотрудничества с социальными партнерами.

Реализация данных условий дает возможность создать оптимальную атмосферу эмоционального комфорта в процессе общения, что позволяет каждому его участнику осознать собственную ценность и значимость для других, т.е. развить идентичность личности.

4. Образовательные и научно-исследовательские проекты и проектные семинары приобщения к музейной культуре {проекты «Значимость медали «За отвагу»; «В Дербенте родном все живем семьей одной» проект создания музейной книги «В Дагестане родном все живем семьей одной»), способствующие формированию позитивных межличностных отношений подростков региональными средствами музейной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждены и одобрены на заседании кафедры общей и теоретической педагогики ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», доложены на международных, всероссийских, республиканских и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования отражены в докладах и публикациях автора, а научно- методические рекомендации внедрены в процесс воспитания учащихся в МБОУ СШ № 6, МБОУ СШ № 8, МБОУ СОШ № 18 г. Дербента Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы (215 наименований) и приложений. Общий объем диссертации -182 страниц, в том числе объем основного текста (без списка литературы и приложений) - 143 страницы. Диссертация содержит 7 схем, 4 таблицы, 6 приложений.

Музей как явление культуры и средство формирования межличностных отношений подростков

Изучение и анализ значительных исследований по проблемам воспитания детей подросткового возраста показывает существование закономерной неоднородности возрастной периодизации. Известно, что любая возрастная периодизация должна базироваться на нескольких основаниях.

По мнению В.Г. Казанской «у социологов основанием является изменение общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается на особенностях подростков как социально-демографической группы.

Психологами учитываются изменения в личности и деятельности, а педагогический подход связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития» [76; С.4-5]. Суть и сложность этого периода, объясняет В.В. Кустов «кроется не столько в физиологии, сколько в психологии: в постепенно нарастающей волне самопознания, самоощущения себя в огромном мире социальных отношений, развития нравственно-эстетического сознания и мышления» [97; с.36].

Говоря об общих тенденциях психического развития, Л.С.Выготский отмечал своеобразие отдельных возрастных периодов или стадий развития. При этом выделялось, что в поведении детей и подростков проявляется их отношение к окружающему социуму, нравственным, правовым и другим ценностям общества. Поэтому поведение и возникающее межличностное общение рассматриваются как факторы, определяющие связь с действительностью, оказывающие влияние на формирование и развитие социальных качеств личности [36]. При этом, Г.Г. Кульневич подчеркивает, что для вое 15 питания особенно важны те аспекты поведения, в которых проявляются и формируются взаимоотношения детей друг с другом и окружающими людьми [95]. Автор особо отмечает, что уже к моменту поступления в школу многие дети ( количество их растет с каждым днем) имеют различные отклонения от нормы в физическом и психическом развитии, что усложняет проблему адаптации и способствует появлению неадекватного поведения, формированию отрицательных черт характера, нарушению системы взаимоотношений с окружающими.

Наряду с относительно устойчивыми и стабильными возрастными периодами, когда развитие совершается за счет незначительных изменений личности ребенка, существуют кризисные периоды, когда за небольшой промежуток времени происходят резкие и капитальные изменения личности ребенка. Переходный возраст представляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним воздействиям, так и обострению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии. Приход в среднюю школу совпадет с началом переходного возраста - дети становятся младшими подростками. Психологически это является началом кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологически этапы взросления требуют бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.

Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность со стороны педагогов и родителей предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и способность для их преодоления. Именно это, как показывает практический анализ, дети встречают значительно реже.

Важнейшей причиной трудностей, сопутствующих переходу в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной дея 16 тельности. Её можно сравнить со сложностями адаптационного периода в первом классе.

Кроме объективной новизны ситуации обучения добавляется субъективный фактор - отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам: - дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена; - резкое усложнение учебной программы; - изменение системы контроля и оценки знаний; - необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу; - неуспешность взаимодействия с учителями или одноклассниками. Поэтому фундаментом формирования новых психологических и личностных качеств в процессе адаптации к условиям средней школы является общение в ходе разных видов деятельности (учебной, трудовой, творческой и т. д.). При этом, определяющей особенностью общения детей является его ярко выраженный личностный характер с ориентацией на значимых других (родителей и учителей), способствующий появлению новообразований, таких как поиск собственного «я», интерес к себе и своим возможностям; потребность быть принятым в социуме; развитие произвольности и самосознания.

Но отсутствие условий для самоутверждений, в том числе непонимание со стороны взрослых, окружающего социума, процесс может принять деструктивный характер и проявляться в девиантном поведении. Также необходимо учитывать и имеющий место в нашем обществе эмиграционный стресс вынужденных переселенцев, беженцев, мигрантов, по причине смены социальных условий и культуры быта. Данный процесс, по мнению А. В. Венгера, приводит к двум проблемам: с одной стороны, при столкновении и новыми этническими и социокультрными группами сверстников многие сформировавшиеся ранее способы установления эмоциональных контактов оказываются не адекватными; с другой - новые социальные нормы затрудняют процесс социализации, у ребенка развиваются неблагоприятные психологические состояния, приводящие к серьезной социальной дезадаптации [30].

В теории психического развития Д.Б. Эль конина доказано, что на младшем школьном возрасте заканчивается эпоха детства и начинается эпоха подростничества, который следует рассматривать как переход из детского общества во взрослость[194].

Однако, необходимо отметить, что при этом нет единого мнения о возрастных границах периода, но мы в своем исследовании будем придерживаться периодизации, предложенной Д.Б.Элькониным, выделившим в подростковом этапе два закономерно связанных между собой периода: младший и старший подростковый возраст. Согласно данной периодизации, основным психологическим содержанием младшего подросткового возраста является преимущественное усвоение мотивов, задач и норм деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. В последующем возрастном периоде происходит преимущественное усвоение предметных действий и формирование операционно-технических возможностей. При этом, согласно работам П.П. Блонского, Ф.Е. Василюк,А.С. Галанова, Л.И. Шрагиной ведущей формой деятельности выступает деятельность общения и с включение подростка в доступные формы общественной жизни[17;25;41;192].

Модель процесса формирования межличностных отношений подростков средствами музейной педагогики

Принцип гуманизма обусловлен необходимостью утверждения человечности в отношениях между людьми и означает признание ценности учащегося как личности, право на свободное развитие и проявление своих способностей, сочетание максимального уважения и требовательности.

Принцип сотрудничества обусловлен развитием умений работать в команде, культуры взаимодействия людей разного возраста, воспитателей и воспитанников, умение отстаивать свою точку зрения и уважительно относится к мнению других. Принцип сотрудничества реализуется во всех сферах жизни, отношениях, деятельности.

Принцип самодеятельности и самоорганизации означает необходимость развития в работе с детским коллективом, стимулирование инициативности, активности, способности к самоорганизации, постоянное участие учащихся в планировании работы и взаимодействие педагогов с детскими общественными объединениями, клубами, укрепление авторитета.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обусловлен закономерностью возрастного развития, вниманием к личности, своеобразию духовного мира, индивидуальным возможностям подростков .

Принцип непрерывности, преемственности осуществляется посредством обеспечения соответствия целей и задач содержанию, формам работы с детским коллективом и означает целенаправленность воспитания, взаимосвязь воспитательных мероприятий в течении всего учебного года, создание воспитательных ситуаций через реализацию тематических проектов музейной исследовательской работы.

Принцип романтики, интереса, игры связан со стремлением подростков к героическому, романтическому, необычному и позволяет раскрыть в эмоциональной, яркой форме боевые, трудовые события их истории родины, развивать интерес к поисковой деятельности, активно использовать игровые приемы, что позволяет развивать широкие связи детского коллектива с общественностью.

Принцип толерантности позволяет создать педагогические условия для воспитания культуры межнациональных отношений, изучение обычаев, традиций других народов, создание системы мероприятий для объединения представителей разных национальностей и религиозных конфессий, сохранение самобытной культуры, традиций, языка коренных народов, проживающих на территории города и республики в целом.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив обусловлен сущностью социальной детской организации, который осуществляется в едином коллективе воспитателей и воспитанников. Именно в коллективе происходят создание и реализация воспитательных ситуаций, развитие межличностного общения, формирование характера школьника. Нами также учитывались основные принципы музейной педагогики, такие как: - принцип тесной органической связи культуры и образования; - принцип интеграции работы музея и школы; - принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; - принцип комплексности в изучении видов искусств; - принцип личностно-ориентированного характера деятельности; - принцип результативности воспитания, предполагающий творческий подход учащихся к внеклассным мероприятиям; - принцип творческого взаимодействия на основе совместной деятельности, заинтересованности и вовлеченности родителей, шефов, социальных партнеров в жизнь классного коллектива.

Для решения воспитательных задач, стоящих перед образовательным учреждением в аспекте развития гуманистических межличностных отношений подростков по нашему мнению, должны быть учтены следующие факторы: - объективные, к которым мы отнесли социально-экономическую ситуацию в регионе в общем и городе в частности, в котором проживают учащиеся; социально-культурные особенности общества, региона и микросреды (социальные нормы и культурные ценности, идеалы общества и микросреды; уровень культурного, этического и эстетического развития общества; менталитет народа); - субъективные, к которым относятся опыт общения с окружающими ; особенности адаптации к условиям средней школы, развитие сплоченности классного коллектива, повышение самооценки и социального статуса учащихся.

Содержание модели нами было условно разделено на следующие компоненты: - системный компонент, нацеленный на развитие межличностных отношений через создаваемую в школе и классе воспитательную среду с использование потенциала музейной педагогики; - культурологический компонент, имеющий целью понимание образования как культурного процесса, который осуществляется в культуросооб-разной среде, все компоненты которого способствуют культурному саморазвитию и проявлению индивидуальности; - этнопедагогический компонент, позволяющий органично сочетать мировую культуру и национальные традиции, объединить учащихся, педагогов, родителей, представителей национальных культурных центров многонационального Дербента во внеучебной деятельности на основе организации школьной музейной деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе школ № 6 и № 8 г. Дербента. На разных стадиях экспериментальной работы в ней было задействовано более 200 учащихся и учителей школ, музейные работники и родители, руководители и сотрудники национальных культурных центров города. Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На каждом этапе определялись свои цели и задачи, решение которых было необходимо для проверки выдвинутой гипотезы. Поэтому для каждого этапа эксперимента нами была разработана технологическая карта, позволяющая наглядно и расширенно представить каждый этап.

Методика формирования межличностных отношений средствами музей ной педагогики

Реализация проекта проходила в три этапа. Согласно схеме этнообу-чающий компонент преимущественно реализовывался на первом этапе (знакомство с основами народной культуры) что происходило посредством организации цикла лекций, тематических экскурсий и уроков по темам: устное народное творчество, творческое наследие дербентских писателей, поэтов, художников; декоративно-прикладное искусство; народный календарь; основы бытовой культуры.

Вся работа была разделена на шесть областей исследования. По каждой теме проводились викторины, экскурсии, деловые игры, выпускались газеты и традициях и обычаях народов, живущих на территории Дербента и в Дагестане в целом, о национальных праздниках, проводились встречи с интересными людьми, поэтами, художниками, внеклассные мероприятия на базе экспозиций музея.

Например, выставка живописи и графики «Художники о древнем Дербенте» включала в себя работы Б.З. Шалумова, К.В. Петрова, С.Х. Ягудаева. В картинах и рисунках отражены памятники архитектуры города, отдельные фрагменты большого архитектурного комплекса, природный ландшафт, старинные улочки и магалы, примечательные места пребывания выдающихся деятелей прошлого.

Целью выставки служила пропаганда достопримечательностей древнего города средствами изобразительного искусства, воплощение идей толерантности и многоконфессиональности города, любви и преданности малой родине. Как объект всемирного наследия древний Дербент является синтезом древних обычаев, привычек населения с современным развитием всех сторон жизни города, где можно ощутить как глубокую старину, так и современную инфраструктуру города. Поэтому очень ценна различная информация о городе. Выставка живописи и графики художников Б.З. Шалумова, К.В. Петрова, С.Х. Ягудаева- новая страница показа города изобразительными средствами, затрагивающая проблемы сохранности культурного архитектурного наследия прошлого. Художники в доступной форме преподносят идеи любви к городу, родине, толерантности, сохранения уходящей «натуры» Дербента, затрагивая таким образом воспитательные проблемы современности.

Три художника, разные по характеру и по манере отражения темы древнего Дербента, дают самобытную форму представления действительности города, его видов, красот и тем самым нацеливают подрастающее поколение на то, как нужно любить и сохранять свой город. Художник Ягудаев С.Х. закончил СШ №8 Дербента, являлся участником выставок Всемирной конференции древних городов мира (Китай), работы представлены в штаб-квартире ЮНЕСКО. Является заместителем главы администрации городского округа Дербента. Родиной Шалумова Б.З.также является г.Дербент, доктор технических наук, академик Международной Академии творчества, участник выставок в России, США, Канаде и др.

Регулярно проводимые выставки Агабалаева Мелик- Мамеда А., члена Союза художников, дипломата республиканских, региональных, всероссийских выставок так же оказали воспитательное влияние на детей, подкрепленное встречей с мастером и посещением его художественной студии. Работы художника находятся в Дербентском Художественном и Историко- архитектурном музее-заповеднике, в частных коллекциях России и за рубежом ( Англия, Польша, Турция, Украина и др.) Основное содержание картин- исторические сюжеты о древнем городе, эпизоды войн и сражений, изображение периода вхождения Дербента в государство Кавказская Албания, портреты выдающихся деятелей и полководцев, ученых и путешественников.

Как символ единения Ставрополья и Дагестана на культурном уровне проводилась выставка картин и батика « Переплетение культур- Великий шелковый путь» художников Рамазановой Л.М. и ее дочери Рамазановой З.Р. На выставке были показаны древние методики росписи по шелку, показ мастер-класса росписи, отражение древнего города, находящегося на пути из Китая в Восточную Европу. Рамазанова Л.М. и Рамазанова З.Р. являются членами Союза художников Росси, живут и работают в г.Железноводске Ставропольского края, который является побратимом Дербента.

На встрече с учащимися в школьном музее раввин Дербентской синагоги, старое здание которой считается одним их древнейших сохранившихся на территории Дагестана культовых иудаистских зданий, раби Исаков рассказал, что его предки с обеих сторон из Дербента. В Махачкале будущий раввин учился в школе и художественном училище, а потом продолжил образование в Москве, в знаменитой Строгановке, на факультете монументально-декоративной живописи. Дипломная работа Исакова называлась «Времена года» и представляла собой эскиз для здания Департамента материнства и детства состоящий из четырех частей. Весна - это хупа, лето - материнство, осень - сбор урожая, зима - отдых. Раввин в беседе поделился своими планами: создать в Дербенте учебный комплекс - открыть детский сад, еврейскую школу, художественную студию, где преподавать будет он сам, организовывать выставки, мастер-классы.

В конце встречи раввин подарил школьному музею буклет с репродукциями своих картин «Бар-мицва», «Шамеш», «Марьина роща», «Шофар». Гость уверен, что особенности древнего города накладывают отпечаток на местных жителей, древние крепостные стены, неторопливый ритм дербентского бытия предполагают иное мировосприятие - особое, доброжелательное спокойствие. Всего в буклете представлено более 30 полотен, и каждое сопровождается высказыванием Ребе. На первой странице написано посвящение альбома, являющееся кредо раввина: «Все следует делать с радостью. Даже каяться можно радостно».

Руководитель национального татского центра «Сохнут» и детских программ семейного центра «Ацмаут» Анжела Рувинова также принимала активное участие в организации национальных вечеров встреч с культурой татской диаспоры Дербента, который на протяжении нескольких веков был одним из важнейших городов еврейской диаспоры Восточного Кавказа. До революции в древнем городе действовало десять синагог, однако город, к сожалению, забывает древнюю историю евреев, живших в нем с первых дней его основания. Несмотря на то, что в Дербенте осталась лишь небольшая община горских евреев, в городе успешно действует новая синагога, выпускается газета «Ватан» на родном языке. На улице Буйнакского, 46, располагается музей горских евреев "Очаг". Руководит им Ирина Хаимовна Михайлова.

Усилиями энтузиастов в музее собраны уникальные старинные экспонаты национального татского жилища: колыбелька - гуфэре, подвесная люлька, разноцветные шали и платки: мендиль (маленькая косынка, завязывается выше лба), дугъур (шелковая шаль с бахромой), келегьи (платок из натурального шелка без бахромы), чутгьу (кисуй рош) - женский головной убор для волос. Почти вся посуда, собранная здесь, была обиходной : хюьм (кувшин), тас (таз), сирку (деревянная ступка), тиен (чугунок), десте-гьвенг (бронзовая ступка), жом (пиала), пейлешур (емкость для мытья стаканов), бодье (миска), гъэжгьу (медная кастрюля), пиченке (бочонок для вина), дас-тар (каменная ручная мельница, гирдовиж (сито), чанах (деревянный плоский таз для меры для пшеницы 5 кг), тешд (большой медный таз), тэфд (бубен), пилетей-нефти (керосинка), зембиль (плетеная корзина) и др. Также среди экспонатов имеются медные кувшины для воды (сову), а в книжном шкафе преобладают книги горско-еврейских писателей и религиозные фолианты в старинных переплетах.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формирования межличностных отношений средствами музейной педагогики

Метод чувственного восприятия (сенсорный опыт) является одним из ведущих в школьном детском музее: прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не сами предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации детей в процессе активного освоения музейного пространства. Практически все предметы в школьном музее дети могли трогать руками, физические и эмоциональные ощущения от общения с предметами больше, чем слова, давали представления об особенностях материалов, об их сходстве, различии, о способах освоения.

В школьный музей использовались и документальные источники, помогающие персонифицировать материал и проиллюстрировать, как отразились те или иные события, даты, личности на судьбе других людей. Свидетельства о рождении, письма, дневники, старые фотографии оказывали непосредственное эмоциональное воздействие. Кроме того, изучение подобных материалов развивало аналитические и творческие способности, помогало детям осознать понятие исторического времени, уяснить, что история существует в виде разных интерпретаций.

Другой воспитательной методикой, используемой в процессе экспериментальной работы, являлись различные деятельностные формы: использование ролевых игр и других форм креативной деятельности помогали установить невербальный контакт учащихся с музейным предметом: они постигали взаимоотношения вещей, обретали способность анализировать и физически переживать музейный предмет, оживляя его. Как средство замены прямого педагогического воздействия на детей, игра облегчает образовательный процесс в музее и является особым методом стимулирования активности учащихся, обеспечивая их трансформацию из «объекта» воспитания в «субъект» деятельности. Игра должна иметь непосредственное отношение к теме занятия или конкретному музейному предмету, а не быть случайной.

Поэтому педагогу нужно владеть актерской игрой и импровизацией ( в случае совместных действий с детьми) - он одновременно направляет игру и наблюдает ее, его основная задача - научить детей самостоятельно, творчески, с удовольствием играть. Игры могут быть использованы для разных целей: релаксации (чтобы побудить детей свободней чувствовать себя в обстановке музея), ориентации (стимулировать процесс зрительного знакомства с предметом), социализации (помочь общению детей с музейным педагогом и друг с другом), мотивации (стимулировать познавательную активность учащихся).

В школьном музее часто применялся такой метод работы как театрализация (кукольное действо, актеры, дающее представление в музее, костюмированный экскурсовод). Этот метод значительно увеличивал количество посетителей в музее, но и требовал от педагогов высокого профессионализма- и в постановочной, и в сценарной части.

Одна из перспективных форм музейной работы - массовые мероприятия каждой выставки, которые становились кульминационными в «Календаре событий». Среди них можно выделить два основных направления: театрализованные праздники, театрализованные шоу-представления, где еще раз обыгрывалась содержательная сторона экспозиционной части проекта, задавались творческие ситуации, для решения которых участникам и зрителям необходимо было использовать информацию, полученную на выставке; тематические мероприятия ( общение с музейными предметами или показ приуроченной к этому мероприятию мини-выставки).

Разработанный проект «Музейная педагогика» и подпроекты «являлись частью программы развития школы и смысл их заключался в привлечении учащихся в гражданском строительстве общества и предполагалось, что участие в проекте обогатит социальный опыт детей, заинтересует и привлечет к себе известных представителей творческой интеллигенции города, будет способствовать проявлению творческой одаренности детей, а также станет поддержкой творческих инициатив и поможет выработать основу для формирования позитивных гуманистических межличностных отношений как основы для гражданского становления школьников. Школьный музей стал центром воспитательной работы, его опыт способствовал созданию и внедрению нового проекта « Музейная педагогика», включившего в себя новые актуальные и востребованные направления деятельности и ставшего для учащихся пространством гражданского становления.

С этим проектом соединены некоторые другие подпрограммы и проекты, деловые игры. Другими словами, организовано образовательное пространство, способствующее развитию личности ребенка, преемственности духовных, культурных, национальных традиций. Мы обратились к музейной педагогики потому, что она на наш взгляд, оказывает неоценимую помощь в воспитании и обучении. Школьники попадают в сферу такой культуры, где нет места вандализму, а есть интересы, в корне отличающиеся от девиаций. Экспозиция является эффективным педагогическим инструментом. В основе музейной педагогики лежит собственно педагогика, психология, история, культурология, искусствоведение. Регулярно меняющиеся экспозиции мы рассматриваем как эффективный педагогический инструмент. Она открывает перед учеником панораму истории жизни и творчества многих известных людей. Мы создали в нашем школьном музее постоянно действующие экспозиции, кружки народного творчества, изостудию, работающие на организацию экспозиций. В выставочном зале музея экспонируются творческие работы юных художников, дизайнеров. А картинная галерея открыла дорогу музейному всеобучу.

Мы по-новому взглянули на проблему научно-исследовательской работы музея. Приоритетным направлением стала педагогическая проблематика, изучение проблем детской субкультуры, традиций семейного воспитания. Теперь нас не устраивает музей, где посетитель пассивен. Началась учеба музейного актива и поисковые экспедиции, открылись школьные экскурсионные бюро, школа юных экскурсоводов, сложилась система детского самоуправления, стали проводится фестивали.