Введение к работе
Актуальность исследования. В наши дни, в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества во многих отраслях науки и производства меняются к приоритетные направления. Так, в отечественной педагогической пауке проблема теории и практики эстетического воспитания подрастающего поколения всегда вызывала большой интерес. Но в современных условиях, условиях гуманитаризации и демократизации образования, возрождения традиций и культуры народов России, эта проблема становится особенно актуальной и приобретает приоритетное значение.
И совершенно правильно отмечается в государственном документе -в Решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» от 24 мая 1995 года: «Постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств».
Далее раскрываются эти обстоятельства. Первое из них носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода «защитный пояс», охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.
Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы «знаний, умений и навыков» и выявлением мотивирующей функции искусства в становлении личности.
Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
Становится все более очевидным, что прорыв в методологии образования связывается с проникновением искусства во все сферы образования.
Анализ литературы свидетельствует, что проблеме эстетического
воспитания школьников, формирования их духовной культуры посвящены
исследования. Труды многих ученых-философов, психологов, социологов,
искусствоведов (А.И.Буров, М.Ф.Овсянников, М.С.Каган, Л.И.Коган,
В.К.Скатерщиков, Б.Г.Лукъянов, ВА.Разумный, А.Ф.Лосев, В.В.Ванслов,
Л.П.Печко, Н.И.Киященко, А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский,
Е.И.Игнатьев, В^Н.Шацкая, О.А.Апраксина, Н.А.Ветлугина,
В.А.Сухомлинскин, Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, В.С.Кузин, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, Е.В.Шорохов, Т.Я.Шпикалова и др.
Теоретической основой к пониманию и раскрытию проблемы эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории послужили труды выдающихся русских историков и специалистов по отечественной истории и культуре Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, С.С.Стасова.
Следует отметить, что ряд научных работ, исследований посвящен вопросам культуры (отечественной и зарубежной) в системе исторического
5 j
образования подрастающего поколения. Но, к сожалению, практически нет
і исследований и, прежде всего, диссертационного характера, посвященных
проблеме эстетического воспитания и образования школьников в процессе
обучения истории (отечественной и зарубежной). I
Как правило, вопросы эстетического воспитания и образования
школьников и студентов рассматриваются в процессе преподавания так
называемых предметов художественно-эстетического цикла - музыки,
изобразительного искусства и т.п. |
Все сказанное определило выбор темы настоящего исследования, его
актуальность. \
Проблема исследования: раскрытие педагогических основ,
разработка и экспериментальная проверка эффективной методики
эстетического воспитания и образования учащихся 8-11 классов на уроках
истории России. ]
Цель исследования: повысить эффективность эстетического
воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения
отечественной истории. !
Объект исследования: процесс эстетического образования и воспитания учащихся 8-11 классов на уроках истории России в современной школе.
Предмет исследования: педагогические основы эстетического
воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения
отечественной истории. j
Гипотезой исследования является предположение о том, что успешное эстетическое воспитание и образование учащихся 8-11 классов на уроках истории в современной школе возможно при условиях: раскрытия проблемы эстетического воспитания образования школьников как
философской, педагогической и психологической проблемы; определения
I і
места и роли учебного предмета истории в системе эстетического воспитания и образования школьников, в их духовном развитии; разработки, научном обосновании экспериментальной проверке эффективной методики эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории; установления индивидуально-возрастных особенностей эстетического воспитания учащихся 8-11 классов в системе исторического образования; раскрытия педагогических основ эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.
В соответствии с указанными проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
-
Рассмотреть историю проблемы эстетического воспитания и образования школьников.
-
Раскрыть проблему эстетического воспитания и образования школьников как философскую, педагогическую и психологическую проблему.
-
Определить место и роль учебного предмета истории Ргоссии в системе эстетического воспитания и образования школьников, в их духовном развитии.
-
Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективную методику эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории.
5.Установить индивидуально-возрастные особенности эстетического развития учащихся 8-11 классов в процессе обучения отечественной истории.
6. Раскрыть педагогические основы эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.
Теоретической основой исследования явились труды известных философов, историков, педагогов, психологов, искусствоведов, видных
деятелей культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики исторического образования и эстетического воспитания.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
анализ философской, исторической, культурологической, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы;
- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки истории;
- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью
учащихся и педагогов;
беседы, анкетирование и интервьюирование;
психолого-педагогический развивающий эксперимент;
анализ продуктов деятельности школьников (сочинений, рисунков, авторских сценариев исторических событий, рассказов по картинкам и т.п.).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе-гимназии №2 г.Сургута.
Исследование проводилось с 1992 по 1998 гг.
Исследование было проведено в три этапа.
На I этапе (1992-1993 гг.) изучалась и анализировалась философская, историческая, искусствоведческая, культурологическая и психолого-педагогическая литература, инструктивные материалы Министерства общего и профессионального образования российской Федерации, выяснялось состояние работы по данной проблеме в массовой практике общеобразовательных школ. Все это позволило разработать примерное содержание экспериментального курса культуры и искусства для уроков истории в 8-11 классах, разработать методику эксперимента и наметить педагогические пути, методы и средства преподавания этого курса.
(Систематический анализ специальной литературы осуществлялся и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.)
На II этапе (1993-1997 гг.) проводился психолого-педагогическин развивающий эксперимент.
Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения отечественной истории по программе с расширенным экспериментальным курсом литературы и искусства в 8-11 классах (экспериментальные классы) при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением отечественной и зарубежной истории в параллельных 8-11 классах (контрольные классы). Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах уроки велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий. С применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов, написанием рефератов на темы культуры и искусства России в разные периоды их истории.
В результате систематических анкетирований, проведения контрольных сочинений, написания докладов и рефератов и их анализа, наблюдений, сравнивались результаты экспериментального преподавания курса культуры и искусства России на уроках истории и результаты традиционного преподавания курса культуры и искусства и на этой основе устанавливались различные уровни эстетического развития, знания культурно-исторического прошлого и настоящего России, уровни сформированности художественно-эстетических, культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений у учащихся 8-11 классов.
На III этапе (1997-1998 гг.) проводились итоговые, сравнительные уроки, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современные задачи и требования преподавания истории,
возрождения и дальнейшего развития культуры народов России, задачи
эстетического воспитания школьников, успешное эстетическое развитие'
старшеклассников, продуктивное формирование у них культурно- і
і исторических понятий, представлений и предпочтений могут наиболее'
эффективно осуществляться посредством выделения приоритетного значения і
расширенного раздела культуры и искусства России в системе исторического;
образования в 8-11 классах.
-
Историческое образование органически включает в себя культуру и искусство в самых различных его видах и жанрах каждого народа на любом этапе его исторического развития. Культура и искусство являются! своеобразным отражением истории развития человеческого общества, истории становления того или иного государства. Одновременно прослеживается огромное влияние культуры и искусства на развитие; государства. То есть культура и искусство являются составной частью жизнедеятельности любого общества.
-
Под словом «культура» мы понимаем не только систему ценностей (духовных, материальных), но и динамичный процесс развития этих ценностей в определенном историческом контексте, что способствует формированию исторической памяти.
-
Успешное обучение курсу культуры и искусства России на уроках истории и на этой основе, в целом, всему предмету истории в 8-11 классах во
многом обеспечивает понимание старшеклассниками огромного вклада народов нашей страны в мировую культуру, в мировую цивилизацию.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования
заключаются в том, что в нем: разработана и экспериментально проверена
одна из педагогических моделей преподавания истории в 8-11 классах на
основе выделения приоритетного значения расширенного раздела культуры и
искусства России на уроках истории; определены место и роль этого курса в
системе исторического образования и эстетического воспитания
старшеклассников; дано его педагогическое обоснование; определены место
и роль учебного предмета истории в общей системе эстетического
воспитания и образования старшеклассников, в их духовном развитии;
установлены индивидуально-возрастные особенности эстетического
развития учащихся 8-11 классов в процессе обучения истории; раскрыты педагопгческие основы эстетического воспитания и образования старшеклассников в процессе обучения отечественной истории.
Практическая ценность исследования заключается: в разработке и педагогическом обосновании экспериментального курса культуры и искусства как основы эстетического воспитания и образования на уроках истории в 8-11 классах; в разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективной методики эстетического воспитания и образования старшеклассников на уроках истории; в разработке методических рекомендаций и оригинальной системы наглядных учебно-методических пособий (таблиц) к курсу истории России в 8-11 классах.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ для общеобразовательных учреждений, при составлении и корректировке учебных планов, разработке лекционных и практических курсов по истории, мировой художественной культуре, предметам искусства и педагогике в институтах усовершенствования и
повышения квалификации учителей, в педагогических институтах и
университетах, в педагогических училищах, колледжах, при подготовке!
учебников, учебных и методических пособий по истории, культуре для:
общеобразовательной школы. і
Достоверность исследования обеспечена опорой на результаты'
современных исследований по педагогике и психологии, исторической науке; I
адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам;!
4 подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе
исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе-гимназии №2 г.Сургута.
Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996-1998! гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1998 гг.), на тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на педагогических советах гимназии №2 г.Сургута. Результаты исследования внедрены в школьную практику и в виде! опубликованных работ диссертанта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу вошли также рисунки, таблицы.