Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к роли ритуалов в этнокультурном воспитании .15
1.1 Сущность, структура и содержание этнокультурного воспитания .15
1.2 Функции традиционных ритуалов этнической культуре и регулировании социального поведения .31
1.3 Модельное представление этнокультурного воспитания подростков на основе традиционных ритуалов .51
Выводы по первой главе .76
ГЛАВА 2. Педагогические условия использования ритуалов в этнокультурном воспитании подростков ...78
2.1 Воспитательный потенциал традиционных ритуалов в содержании этнокультурного воспитания 78
2.2 Программа и методики использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании 104
2.3 Педагогические условия использования ритуалов в этнокультурном воспитании подростков 115
Выводы по второй главе 140
Заключение 143
Список использованной литературы
- Функции традиционных ритуалов этнической культуре и регулировании социального поведения
- Модельное представление этнокультурного воспитания подростков на основе традиционных ритуалов
- Программа и методики использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании
- Педагогические условия использования ритуалов в этнокультурном воспитании подростков
Введение к работе
Актуальность исследования. Человеческий ресурс, межличностные и групповые отношения людей в современных условиях глобализации и техно-логизации общества приобретают особую значимость, поскольку эти отношения в истории развития общества у разных народов сложились в разные уникальные культурные и жизненные ценности. У каждого, даже малочисленного народа наблюдается свой уникальный и самобытный традиционный уклад жизни, ментальные особенности и специфика восприятия и объяснения мира. Сохранение и развитие этнической культуры и традиционного образа жизни разных народов зависит от способов приобщения молодежи к такой народной мудрости. Соответственно необходимо этнокультурное воспитание молодежи, которое обеспечило бы молодежи разных этносов организованно и целенаправленно научиться беречь, развивать культурные ценности и идентифицировать себя с традиционным образом жизни своего народа. При этом этнические и психологические особенности сознания могут проявляться через осознанные стереотипы и установки и неосознаваемые ритуальные действия, создающие эмоционально окрашенный фон вокруг традиций, обычаев, обрядов, церемоний, событий социальной жизни.
В зависимости от степени организованности этнокультурное воспитание может проходить как спонтанное приобщение детей и молодежи к ценностям этнической культуры и как инкультурация - специально организованное приобщение молодежи к ним в системе образования. Влияние этнической культуры, норм поведения спонтанно, в ходе наблюдений и подражания другим в социокультурной среде облегчает им взаимопонимание с людьми даже без внутреннего их осмысления и понимания их значимости. Но в таком случае соблюдаемые детьми нормы поведения и ритуальные процедуры остаются формальными действиями и не задевают структуры сознания, остаются не связанными с этническими особенностями. При этом народные обычаи, обряды, традиции остаются событиями социальной жизни. Именно ритуальное сопровождение всех этих событий и поведение человека в этих событиях приводят к этнической идентификации. Такое воспитание, которое позволяет целенаправленно и организованно приобщать детей и молодежь к уникальным ценностям этнической культуры, приводящее их к идентификации со своим народом, можно назвать этнокультурным. Его актуальность определяется еще и тем, что наряду с образовательными стандартами школам предписана реализация «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации».
В статье В.В.Путина «Россия: национальный вопрос» отмечено, что для России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур национальный вопрос носит фундаментальный характер. По его мнению, любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. А этого можно достичь, если каждый гражданин нашей страны будет уважать в первую очередь традиции и культуру собственного народа, а потом будет способен к межкультурному взаимодействию с другими народами на благо всей страны.
Анализ научно-педагогических исследований в области этнокультурного воспитания позволяет выделить несколько позиций в оценке соотношения общекультурного и этнокультурного воспитания.
Научные основы народного воспитания изучал еще К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой и другие российские педагоги, которые заложили основу национального образования и воспитания в России.
Философские основы этнокультурного воспитания для разных этнических групп выявлены и оценены в исследованиях А.Г.Агаева, А.Б.Афанасьева, Л.Н. Гумилева, Б.К. Малиновского, А.П. Огурцова, А. Р. Рэдклифф-Брауна и др.
Проблемы соотношения этнокультурного и поликультурного образования подняты в исследованиях А.Ю. Белогурова, Г.Д.Дмитриева, СВ. Куликовой.
В более широком аспекте как духовно-нравственное воспитание молодежи рассмотрена проблема в исследованиях Р.Г.Абдулатипова, А.Я. Дани-люка, А.М.Кондакова, Д.М.Маллаева и др.
В психологических исследованиях (Х.Алиев, Ф.Зимбордо, В.С.Мухина, Ж. Пиаже, Т.Г. Стефаненко, Д.И. Фельдштейн, Дж. Финни, Н.И.Чуприкова, Д.Б.Эльконин,Э. Эриксон,) акцент сделан на влиянии на человека социального контекста культуры в форме содержания традиций, обрядов, обычаев и стереотипов на этапах жизненного перехода.
Концепции этнопедагогики как науки о народном воспитании глубоко раскрыты в исследованиях Ш.М-Х. Арсалиева, Х.Х.Батчаевой, Г.Н.Волкова, О. Д. Мукаевой, Т.Н.Петровой и дагестанских исследователей Б.Ш.Алиевой, М.М. Байрамбекова, З.Т.Гасанова, А.М.Магомедова, З.М.Магомедовой, Ш.А. Мирзоева, З.Я. Якубова и др.
Этнокультурная идентичность и этническое самосознание рассмотрены как цель этнокультурного воспитания в исследованиях В.Вудта, В.Геннепа, Л.И.Гумилева, Дж.Финни, Ю.В.Мухлынкиной, Т.Г.Стефаненко и др.
Наряду с другими ценностями этнической культуры рассмотрен познавательный потенциал и значимость ритуалов в традиционной жизни этносов в исследованиях А.К.Байбурина, А.Н.Дупенко, Э.Дюркгейм, В.П.Левкович, В.Н.Нечипуренко, В.Тернера и др.
Проведенный в ходе исследования контент-анализ ряда педагогических журналов «Педагогика», «Этносоциум и межнациональная культура», «Известия ВГПУ», «Вестник ДНЦ РАН» и «Вестник ДНЦ РАО», за 2014 год показал, что среди 670 статей проблема использования традиционных обрядов и ритуалов в этнокультурном воспитании отражены всего в 65 статьях, что составляет около 10%. Это говорит о совершенно незначительном внимании педагогов и социологов к проблеме традиционного народного воспитания, даже в условиях сложной социальной напряженности.
Массовое тестирование учащихся в подростковых классов показал, что степень знакомства подростков с ритуалами, как одним из важных компонентов этнической культуры и традиционного образа жизни, планомерно снижается, начиная от семейных отношений (67,4%), социальным (61,7%), религиозным (60,0%), этнокультурным (31,4%) и школьным (27,4%). Однако значимость ритуалов в их личной жизни и в отношениях в социальных малых груп-
пах признали 42,2% подростков.
Сравнение этих позиций в формировании этнического самосознания с моделью стадийного его формирования Дж. Финни показывает, что особую актуальность проблема этнокультурного воспитания в подростковом возрасте приобретают ритуальные элементы культуры. Характерные подросткам эмоционально-оценочный, символический характер сознания и отношений требует исследования нескольких позиций влияния ритуальной символики на формирование их этнического сознания и идентичности:
выявление предпосылок и тенденций развития у подростков склонности к тайнам, условностям, символам ритуальным действиям в малых группах;
определение механизмов влияния на подростков систематического, монотонного и эмоционального воздействия символов социальной практики, действующего по «принципу домкрата»;
оценка функций ритуалов народной культуры в формировании этнического самосознания и идентичности подростков.
Сравнительный анализ разных научных позиций в оценке роли традиционных ритуалов в воспитании подростков позволяет выделить ряд противоречий в теории и практике этнокультурного воспитания:
основой базовой культуры личности являются духовно-нравственные нормы этнической культуры, а образовательная практика еще не находит оптимальной формы интеграции общекультурных и этнокультурных ценностей;
в научных исследованиях этнокультурное воспитание отождествляется с этнопедагогическим подходом, но без должного внимания остается воспитательный потенциал традиционных ритуалов, сопровождающих традиции, обычаи, обряды, церемонии и социальные события;
этнокультурное воспитание в разных его направлениях требует разные подходы к организации, но в воспитательной практике еще не разработаны адекватные методики и технологии ритуальной деятельности;
многие социальные отношения и события имеют ритуальный характер, аналогичный ритуальной специфике подростковой субкультуры, но пока не выявлены педагогические условия взаимодействия нормативного воспитания и субкультуры подростков.
Исходя из слабой разработанности проблемы в педагогических исследованиях и отсутствия практики использования ритуалов в воспитательной работе школы темой исследования определено: «Этнокультурное воспитание подростков средствами традиционных ритуалов».
Целью исследования является выявление и обоснование педагогических условий влияния ритуалов на формирование этнического самосознания, поведения и идентичности подростков.
Объект исследования - этнокультурное воспитание подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - потенциал традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков.
При этом мы предполагали, что включение подростков в процедуры ритуалов в тренингах народных традиций, обрядов, обычаев и норм социальных отношений приведет к формированию этнического самосознания и то-
лерантного поведения подростков. Эффективность такого процесса зависит от создания в общеобразовательной школе следующих педагогических условий:
выявление сущности и специфики этнокультурного воспитания на основе традиционных ритуалов;
выявление воспитательного потенциала традиционных ритуалов;
моделирование и использование методик организации ритуальной деятельности подростков, адекватной традиционному образу жизни;
разработка и реализация тренингов социального поведения подростков;
разработка объективных критериев оценки уровней этнокультурной воспитанности и рекомендаций к их использованию в воспитательной работе школы.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
-
Теоретически обосновать роль ритуалов в формировании этнического самосознания и поведения подростков.
-
Выявить воспитательный потенциал традиционных ритуалов и возможности его использования в этнокультурном воспитании подростков.
-
Разработать модель и программу этнокультурного воспитания средствами традиционных ритуалов.
-
Разработать ритуальные тренинги и методики их организации в этнокультурном воспитании подростков.
-
Выявить эффективные педагогические условия использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков.
Содержание диссертации построено по логике основных положений гипотезы и в соответствии с данными задачами.
Для решения данных задач были использованы следующие методики и методы исследования: этнопсихологическое диагностическое, тестирование, контент-анализ, включенное наблюдение этнокультурных событий, адаптированная методика «приписывания качеств» (Д.Кац, К.Брейли), методика выявления отношения подростков к стереотипам (Т.Г. Стефаненко), тренинг кросскультурных умений, построение схем - моделей ритуальных событий, методика имитации поведения в ситуациях социальной практики (П.Г. Дженкинс). Основным доказательным методом использован эксперимент, адаптированный к выявлению влияния ритуальных действий на этническое самосознание подростков. Для оценки достоверности результатов эксперимента использованы методы педагогической квалиметрии.
Методологическую основу исследования составляют этнокультурный (А.Г. Агаев, А.Б.Афанасьев, Г.Н.Волков, Л.Н. Гумилев, Б.К. Малиновский, А.П. Огурцов, Э. Эриксон и др.), аксиологический (Р.Г.Абдулатипов, Е.В. Бондаревская, А.Я.Данилюк, Д.М. Маллаев и др.), этнопедагогический (Б.Ш. Алиева, Ш.М-Х. Арсалиев, Х.Х. Батчаева, Г.Н.Волков, А.М.Магомедов, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, К.Б.Семенов и др.) и поликультурный (З.Т. Гаса-нов, Г.Д.Дмитриев, И.К.Капин, А.П. Садохин, Л.Л.Супрунова и др.) подходы к воспитанию личности, закономерности формирования и развития этнической идентичности (М.А.Зверева, Дж. Финни, Ю.В.Мухлынкина, Э.Эриксон и
др.), технологический подход к организации социальных тренингов, методики проектирования личности в этнорелятивистской социальной среде, (Ф.Зимбордо, А.Фернхейм, К Хорни) и технологии ритуального поведения (А.Н.Дупенко, Е.М.Куликов, В.П.Левкович, Е.А.Лисина и др.).
Теоретической основой исследования являются: теория этногенеза и этнической идентичности (А.Г.Агаев, В.Вудт, А.В.Геннеп, А.Н.Гумилев), теория развития этнического самосознания личности (Б.Г.Ананьев, К.Н. Поливанова, В.В.Столин, Т.Г.Стефаненко), теория этнической культуры и культурного разнообразия (Г.Ш.Каймаразов, Мукаева О. Д., А.В.Панкин, К.Б.Семенов и др.), теория ритуалов этнической культуры и традиционного образа жизни (Э.Дюркгейм, В.Н.Нечипуренко, В.Тернер, Ю.Н. Триль и др.), теория подростковой субкультуры и социализации (О.В.Буйвич, М.В.Осорина, К.Н. Поливанова, Т.Г.Стефаненко, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование отношений подростков к роли ритуалов в социокультурной жизни и эксперимент по выявлению влияния ритуалов на формирование этнического самосознания проводилось в гимназии №13 г. Махачкалы, лицее при Госуниверситете, в «Гимназии культуры мира» №18 г. Дербента, в Хучнинской средней школе Табасаранского района, Зильдикской основной общеобразовательной школе Хив-ского района с охватом более трехсот пятидесяти учащихся 7-9 классов.
Исследование состояло из четырех этапов.
На первом этапе проведен теоретический анализ проблемы, определена проблема, цель, объект и предмет исследования. В ходе такого анализа выявлена сущность и специфика этнического самосознания и поведения, выявлен воспитательный потенциал традиционных ритуалов и разработана модель этнокультурного воспитания средствами традиционных ритуалов.
На втором этапе методом контент-анализа этнологических исследований выявлялся потенциал влияния ритуалов на этническое самосознание. Материал, полученный в ходе контент-анализа, уточнялся результатами включенного наблюдения ритуальной жизни народов южного Дагестана (табасаранцев, лезгин, азербайджанцев, рутулов). Параллельно проведено массовое обследование отношений педагогов, родителей и подростков к роли ритуалов в поведении человека, которое позволило выделить шесть основных направлений содержания этнокультурного воспитания подростков.
На третьем этапе были разработаны программа и методики ее реализации, адекватные характеру основных направлений этнокультурного воспитания. По каждому направлению программы разработаны технологии тренингов ритуального поведения подростков в имитациях социальных событий. Для этого использовали тренинги по ритуалам традиционной жизни: рождение и уход за ребенком, ритуалы культуры питания, ритуалы народной медицины, ритуалы торжеств, ритуалы похорон, ритуалы общественного управления, ритуалы трудовых процессов, ритуалы семейно-бытовых отношений и др. Во всех тренингах учащиеся должны были представлять в своих ролях, как поступают люди, как представители разных народов, сопровождая свои действия ритуалами, принятыми в той или иной культуре, и объясняя их назначение в событиях этнокультурной жизни. Проявление этнокультурного самосознания в них оценивалось на трех уровнях: утверждения ритуальных
различий, понимания и принятия ритуалов иной культуры и толерантности.
В каждом проекте описание сопровождалось ритуальными процедурами, что показало их уровень понимания роли ритуалов в культуре и характере человека.
На четвертом этапе в ходе формирующего эксперимента выявились психологические механизмы и степень влияния ритуалов на формирование этнического самосознания и поведения подростков. Для этого проводились тренинги на имитацию моделей поведения по стереотипам, в межкультурных диалогах, проективных моделях национального характера. Мониторинг динамики формирования этнического сознания подростков проводилось по следующим признакам: признание ритуалов в этнической культуре, понимание важности ритуалов в социальной жизни, удобство ритуального поведения, степень идентификации со своим народом понимания значения ритуалов в межэтническом взаимодействии.
Основные защищаемые научные положения:
1 .Этнокультурное воспитание можно рассматривать как организованную социализацию, направленную на формирование этнического самосознания, поведения и этнокультурной идентичности школьников посредством социальных норм, традиций, ритуалов и обычаев этнокультуры и традиционного уклада жизни народа.
-
Использование ритуалов как средства этнокультурного воспитания подростков эффективно тем, что традиционные ритуалы имеют большой воспитательный потенциал, ритуальные процедуры адекватны структурным компонентам воспитания и подростки сами склонны к ритуальному сознанию и поведению в области своей субкультуры.
-
Воспитательный потенциал традиционных ритуалов выражается в: раскрытии духовности народа, связи с жизненными переходами, адекватности возрастным особенностям подростков, нормативности и регулируемости поведения, обязательности и строгости соблюдения всех процедур, эмоциональности и символичности ритуальных событий.
-
Формирование у подростков ритуального самосознания и поведения в каждом из направлений этнокультурного воспитания требует применения адекватных методик раскрытия воспитательного потенциала ритуалов: в этно-культуре - познавательно-рефлексивная, в социальных отношениях - познава-тельно-тренинговая, в семейных отношениях - описательно-тренинговая, в религиозных ритуалах - чувственно-рефлексивная, в школьной среде - норма-тивно-тренинговая и в подростковой субкультуре - проектно - культуротвор-ческая.
-
Эффективными условиями использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании являются: диагностика отношений подростков к ритуалам; выявление воспитательного потенциала традиционных ритуалов; разработка содержания и программы использования ритуалов в воспитании; использование методик, реализации воспитательного потенциала традиционных ритуалов; организация тренингов ритуального поведения; рефлексия этнокультурного самосознания и поведения.
-
Объективными критериями оценки результативности этнокультурного воспитания и выявления этнокультурной идентичности подростков явля-
ются: знание традиционных ритуалов, понимание функций ритуалов, готовность к ритуальному поведению, ритуальное поведение, способность к импровизации и развитию ритуалов.
Научная новизна исследования заключается в том, что: - выявлена аналогия структуры нормативного воспитания и ритуального самосознания и поведения подростков, что позволяет расширить воспитание народной мудростью, эмоциональной и символической насыщенностью.
на основе аналогии социальных ритуалов и ритуалов подростковой субкультуры выявлены педагогические условия, в которых подростки становились заинтересованными участниками воспитательного процесса;
разработаны специфические методики реализации воспитательного потенциала традиционных ритуалов, адекватные разным областям этнической культуры и традиционного уклада жизни народов;
экспериментально доказана эффективность механизмов влияния воспитательного потенциала традиционных ритуалов на формирование этнического самосознания и поведения подростков.
Теоретическая значимость исследования:
теория и методика этнопедагогики расширены закономерностями использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков.
разработана модель этнокультурного воспитания на основе традиционных ритуалов, в которой установлены сущностные механизмы взаимодействия содержания по шести направлениям; этнокультурных средств; воспитательного потенциала ритуалов; методик и технологий, адекватных ритуальным процедурам; тренингов ритуальных событий; уровней организации ритуальной деятельности; критериев оценки эффективности влияния ритуалов на этническое самосознание и поведение подростков;
выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия повышения эффективности этнокультурного воспитания сближением его организации с ритуальным характером отношений и поведения подростков в области своей субкультуры;
разработаны специфические методики раскрытия воспитательного потенциала традиционных ритуалов в каждом направлении этнокультурного воспитания;
обосновано структурное и содержательное построение ритуальных тренингов социальных практик в этнокультурном воспитании подростков.
Практическая значимость исследования:
предложены методики изучения отношений подростков с традиционной культуре и ритуалам в укладе жизни народа;
разработаны тренинги и методики использования традиционных ритуалов в ситуациях социальной практики подростков;
выявлены педагогические условия организации этнокультурного воспитания подростков в ситуациях влияния традиционных ритуалов;
- предложены объективные критерии оценки уровня этнокультурной
воспитанности учащихся.
Достоверность результатов обеспечена сравнительным анализом
фундаментальных исследований в области этнологии и этнокультурного воспитания, репрезентативностью генеральной выборки при изучении отношений подростков к ритуальной жизни, разработкой тренингов, адекватных природе традиционных ритуалов, доказательством эффективности влияния традиционных ритуалов на этническое сознание и поведение подростков в вариативном эксперименте и использованием статистических методов в оценке результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе подготовки учителей к экспериментальной работе и в процессе эксперимента в школах Табасаранского и Хивского районов, городов Дербента и Махачкалы. Основные идеи и результаты исследования докладывались на кафедре общей и теоретической педагогики ДГПУ во время отчетов, а также на Международных и Всероссийских конференциях «Обеспечение психологической безопасности в экстремальных ситуациях: Международная конференция, Махачкала: ДГУ, 2010», «Безопасность жизнедеятельности в современном мире: образование как фактор защиты жизни и здоровья детей: Всероссийская конференция, Ростов на/ Д.: ЮФУ, 2009», «Мир через языки, образование и культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество: VI Международный конгресс, Пятигорск: ПГЛУ, 2010», «Теория и практика научной и профессиональной педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, школе и вузе: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010», «Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: Всероссийской научно-методической конференции, 14-15 апреля 2015, Махачкала.
По проблеме исследования опубликовано 11 работ, в т.ч. 4 в журналах из перечня ВАК при МО и НРФ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Функции традиционных ритуалов этнической культуре и регулировании социального поведения
Изучение проблемы человеческого самосознания тесно связано с изучением социальных структур, в которые индивид и включен, в недрах которых он усваивает язык культуры и нормы социальной жизни. С раннего детства каждый ребенок в кругу семьи и социального окружения овладевает родным языком и усваивает нормы культуры, к которой принадлежат его родители, родственники. Это происходит в процессе наблюдений, общения, выполнения требований взрослых с помощью вербальных и невербальных средств и способов освоения мира. При этом приобщение ребенка к нормам социальной жизни может проходить как механическое исполнение этих норм по образцу поведения взрослых, но и как результат размышлений над ними, осмысления их целесообразности и полезности для себя. В первом случае влияние окружающей среды или организованное взаимодействие взрослых с детьми принято называть этнокультурным воспитанием. Этнокультурным его можно назвать при условии проживания ребенка в среде традиционного образа жизни отдельного этноса, в семье, селе, районе. При этом различают традиционный практический социальный образ жизни этноса и его культура. Под этнической культурой понимают более широкое понятие, включающее «совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса…» [15]. Перечисленные ценности могут быть как в традиционной жизни этноса, так и в его культуре. Специалисты в этнологии и культуре различают их тем, что культурные ценности имеют творческих характер и создаются целенаправленно и по замыслу отдельных представителей народа или выступают как продукты коллективного (народного) творчества. Тогда можно сказать, что этническая культура включает как ценности традиционного образа жизни, складывающиеся по социальным потребностям, так и ценности, творчески созданные народом. Мы используем понятие этнокультурное воспитание как использование ценностей культуры как средств формирования этнокультурной идентичности, этнического сознания и поведения школьников как изначальных ментальных характеристик любого человека. Одной из малоисследованных ценностей этнической культуры, имеющей большой воспитательный потенциал являются традиционные ритуалы, которые рассматривается предметом исследования.
Во втором случае осознанное приятие и соблюдение норм жизни, ценностей культуры считают следствием активной работы сознания, а также средством формирования сознания ребенка. Но эта простая схема восприятия, принятия и освоения мира и установленных в нем порядков относится к обыденному представлению о мире и сознании человека.
В научном, психологическом представлении сознание признано сложным структурным понятием. Так в философии сознанием считают «специфически человеческую форму отдельного отражения и духовного освоения действительности» [83, С.294]. Если принять такое определение за истину, то сознание выступает как свойство мозга человека, зависящее только от его какой-то тайны, внутренней интенции, изучение обобщенных характеристик которой почти невозможно. Ведь каждый человек придает свой смысл явлениям, событиям, закономерным связям и знаниям о мире. Так будет невозможно иметь объективные знания, ценности культуры, обобщенные нормы общественной жизни.
При таком объяснении сущности сознания, человек уже при рождении должен иметь потенциальную способность по – своему воспринимать мир и определять его значение и ценность собственными мерками, с чем нельзя согласиться на основе знаний возрастной психологии. Видимо поэтому, в философии представлены содержание и структура сознания как продукта социальной практики человека, считая его продуктом социокультурного влияния.
Сравнительный анализ этих признаков, существенных свойств сознания в его психологическом аспекте показывает, что к его пониманию, как механизму осознанных действий человека, его интенции можно отнести только осмысленность собственных действий и абстрагирующую деятельность мышления. Остальные все свойства направлены на внешние условия среды обитания и культурного пространства. Значит, формирование сознания происходит на конкретной предметной основе и обусловлено им. А, поскольку дети и молодежь в самом начале жизни находится в среде культуры семьи, рода, села, города, народа, то, соответственно, его формирование обусловлено этой средой. С таких позиций сознание можно рассматривать как «форму отражения объективной действительности в психике человека». В своем эмпирическом, практическом аспекте сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образцов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, предвосхищающих его практическую деятельность…» [145, С. 266].
Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего -структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.
Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Первая трудность состоит в том, что все психологические явления предстают перед индивидом постольку, поскольку они осознаются, до их осознания они не становятся предметом внимания и влияния на человека. В связи с этим сознание рассматривалось как реакция психики человека на внешние события, или как функции психики в ее частных проявлениях.
Модельное представление этнокультурного воспитания подростков на основе традиционных ритуалов
Подросткам, привыкшим к мусульманской социокультурной жизни, свойственно послушание, преклонение перед авторитетом взрослых и точное выполнение предписаний, что характерно нормативным ценностям ритуалов [55, С.149].
Жизненный уклад подростков у народов Дагестана складываются так, что любая работа, события социальной жизни требуют значительных усилий, подражания взрослым и точного выполнения нормативной атрибутики, что аналогично технологиям и символическим нормативным действиям в ритуалах. Исследователи выявили закономерную связь, между ментальными нормативными условиями жизни подростков и развитием способности преодолевать трудности, что аналогично ритуалам как факторам облегчения социального поведения людей.
Оригинальные особенности подростков в дифференциации отражения актов восприятия сложных символов, понятийных идентификаций, высоты и громкости звуков, угла наклона зрительных образов, локального очага возбудимости внимания приведены в исследовании Н.И. Чуприковой [200].
Важно в целях нашего исследования отметить, что все эти объекты восприятия присущи ритуалам. Если ставим задачу формирования самосознания подростков через ритуалы национальной культуры, то необходимо выявить и оценить механизмы такого переходного процесса отражения атрибутов ритуалов до осознанного их значения, смысла, значимости и ценности в жизни человека.
Эти механизмы регулируются следующими положениями: - чем короче время реакции при различении объектов по какому-либо сигнальному признаку (слово, символ, музыкальный ритм, норма действий), тем раньше этот признак становится предметом восприятия и понимания его значения. При этом установлены фазы восприятия: разомкнутый контур, аморфная фаза замкнутого фактора, выделение резких сдвигов кривизны, воспроизведение общей формы символов и адекватное представление формы и смысла символов. Эта динамика имеет возрастное развитие образов-представлений и у школьников в подростковом возрасте достигается полного соответствия формы и значения символов [200, С. 297]; - понятийная идентификация объектов, символов, условностей достигается при постепенном сужении, ограничении категорий, к которым относится атрибут ритуала. При этом, если элементы символов предъявляются на очень короткое время, то их отнесение к наиболее общим сенсорным понятиям на сознательном уровне осуществляется с наибольшей надежностью [200, С. 297]. Считается, что такой уровень дифференцированного восприятия символов ритуалов уже доступен подросткам в связи с присущим им любопытством; - поскольку многие действия в ритуалах сопровождаются музыкой и ритмичными звуками, то важно выявить механизм их влияния на сознание подростков. В исследовании микрогенеза опознания различий высоты и громкости звуков, проведенных российскими психологами Б.М. Тепловым и М.Н. Борисовой, установлено, что в таком процессе восприятия выделяются две последовательные фазы различения: первая, более примитивная и глобальная (как звуки) и вторая, тонкая, расчлененная и дифференцированная. Как правило, практически всем доступна первая, эмоциональная фаза звукового или музыкального сопровождения ритуальных событий, а для смыслового восприятия необходимо углубиться в расчлененные ноты общей музыки или возгласов; - особым элементом церемоний, канонических обрядов являются их ритмические ритуальные действия или изобразительные оформительные средства, и эти связи особое значение приобретают в механизмах опознания зрительных раздражителей. В исследованиях М.Е. Киссина и М.С. Шехтера установлено, что опознание зрительных различий сначала происходит грубо, приблизительно, а затем все более точно [76]. Они при этом считают, что на любой фазе восприятия получается, хотя и недостаточно конкретное, но достоверное знание о наблюдаемом стимуле сопровождения ритуалов.
Ритуальные события часто захватывают эмоциональные сферы восприятия и реакции людей и важно выяснить механизмы влияния локального очага возбудимости чувств. Такие механизмы выявлены в исследованиях Н.И.Чуприковой. Ей удалось выделить пять этапов локализации и дифференцированного восприятия возбудителя чувств у наблюдаемых: - стадия, когда не обнаруживается никакая разница реакций на конкретный возбудитель среди других; - выделение зоны повышенных реакций, в которой находится возбудитель чувств; - сужение зоны возбудимости до самых близких индифферентных к возбудителю элементов; -укорачивание латентных периодов реакций на локальный возбудитель чувств; - становление разницы латентных периодов в различении реакций [200, С. 299-302]. Сравнение этих этапов реакций человека на зрительные символы показывает, что их осознание воспринимаемым субъектом происходит только на четвертом и пятом уровнях.
Видимо поэтому возникают сложности в осознанном восприятии, понимании значимости и поиске своего смысла ритуальных действий в социальных событиях у подростков. Они их часто наблюдают и выполняют механически, как это делают все другие.
Ритуалы в своем внешнем выражении реализуются через словесно-знаковую сигнализацию, через семиотические средства самовыражения, значительно упрощающие передачу информации. Но опознавание этой информации также аналогично принципу дифференциации. При этом наблюдаются явления двух порядков:
Программа и методики использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании
Конкретизируя модель этнокультурного воспитания, и опираясь на основные направления его реализации, для обоснования объективности существенных связей компонентов и продуктивности их влияния на формирование этнокультурной идентичности подростков была разработана программы и технологическое обеспечение новой системы организации этнокультурного воспитания средствами традиционных ритуалов. Поскольку теоретический анализ проблемы и результаты тестирования педагогов, родителей и учащихся показали, что роль ритуалов в этнокультурном воспитании пока в научных исследованиях и образовательной практике не находит должного внимания, разработанная программа является авторской и экспериментальной. По своей цели, содержанию и ожидаемым результатам ее можно считать подпрограммой «Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников» [50] , которая принята составной частью образовательных стандартов общего образования.
В соответствии с требованиями к образовательным программам данная программа содержит: название, аннотацию, концепцию реализации, цель и задачи, принципы, содержание, технологии, средства и методики их реализации, ожидаемые результаты, методики и критерии оценки эффективности. Исходя из темы, предмета исследования и модели этнокультурного воспитания, она названа «Программа использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков». Программа построена на основе педагогической идеи о том, что структура процедур обряда в ритуалах аналогична структуре нормативного воспитания. Соответственно этнокультурное воспитание, построенное на традиционных ритуалах, будет эффективным, за счет эмоционального, символичного, таинственного, обязательного для исполнения характера взаимодействий педагогов и учащихся, аналогичных ритуальным действиям в этнической культуре. Этнокультурное воспитание подростков на основе ритуалов получает дополнительную поддержку еще и тем, что в ритуальной деятельности возникают условия учета таких специфичных для подростков особенностей как склонность к таинствам, правилам, клятвам, секретам, ритуалам, что послужит одним из движущих сил педагогического взаимодействия.
Целью программы является формирование этнокультурной идентичности и поведения подростков созданием условий использования воспитательного потенциала традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании. Для реализации такой цели необходимо решать ряд задач: 1.Выделение основных направлений использования традиционных ритуалов в воспитательной работе с подростками. 2.Выявление воспитательного потенциала традиционных ритуалов. 3.Разработка педагогических технологий по каждому направлению использования ритуалов этнической культуры. 4.Разработка методик реализации технологий использования ритуалов в воспитательной работе, в которых будут выделены подготовительный, активного включения подростков в ритуальные действия и рефлексивный этапы. 5.Выявление механизмов влияния воспитательного потенциала ритуалов на формирование этнокультурной идентичности подростков. 6. Предложение критериев оценки этнокультурной компетентности подростков.
В рамках решения поставленных задач разработан проект программы, эффективность реализации которой предполагается проверить в эксперименте. При разработке программы учтены следующие исходные положения (принципы) взаимодействия процедур нормативного воспитания с воспитательным потенциалом традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков: культуросообразность, природосообразность, ритуальность, эмоциональность восприятия, символичность сознания, связь с традиционным образом жизни и этнорелятивизм. При этом под культуросообразностью понимается использование ценностей этнической культуры в содержании и технологиях использования ритуалов, природосообразность требует учета склонностей подростков к ритуальным действиям в своей субкультуре и межличностных отношениях. Технологичность этнокультурного воспитания позволяет четко планировать взаимодействие подростков в ритуальных мероприятиях. Интегративность возникает на этапах взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, учебного процесса и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также при вложении в каждое мероприятие различных функций традиционных ритуалов, а также в соблюдении аналогий в воспитательной и ритуальной деятельности подростков.
Во многих педагогических исследованиях пытаются различить этническую культуру и события повседневной жизни народов, художественную культуру от устного народного творчества. Реально и объективно они выражают мировоззренческие и творческие возможности жизни народа, а отличают только методами создания, овладения и развития ценностей. В данном исследовании, имеющей больше технологический характер содержание отбирается из этнической культуры, а ритуальные процедуры – из традиционного образа жизни этноса. Под требованием этнокультурной идентификации понимается построение процесса воспитания с ориентиром на формирование этнокультурной идентичности, т.е. выработки у подростков способности к отождествлению своего сознания и деятельности на культуру и традиции своего этноса. Это является и конечной целью этнокультурного воспитания.
Содержанием программы являются подробно охарактеризованные в п.2.1 шесть основных направлений этнической культуры и традиционного образа жизни этносов: ритуалы в этнокультуре, семейные ритуалы, ритуалы в социальных событиях, религиозные ритуалы, ритуалы школьной жизни и ритуалы подростковой субкультуры. В программе по каждому из этих направлений предложена примерная тематика ритуальных мероприятий с указанием основной цели, атрибутов организации и указанием механизмов воспитательного влияния на самосознание и социальные отношения подростков
Педагогические условия использования ритуалов в этнокультурном воспитании подростков
Анализ численных показателей, приведенных на данной таблице, определяющих характер отношений подростков к роли ритуалов в жизни человека, позволяет считать более эффективным второй вариант организации этнокультурного воспитания, в котором использовались методики, раскрывающие функции ритуалов по регулированию социального поведения. Такой вывод подтверждается следующими сравнительными характеристиками. Количество подростков, позитивно воспринимающих традиционные ритуалы как регуляторы социальных отношений, во втором варианте эксперимента оказалось на 11,3% (93,8% - 82,5%) больше чем в первом. Если отношение к традиционным ритуалам как нормативно заданным требованиям к поведению человека в этнической культуре и в социальных взаимоотношениях людей оказалось в обеих вариантах примерно одинаковым, то показатель личной значимости ритуалов во втором варианте эксперимента оказался на 5,5% больше чем в первом варианте. Значительное различие наблюдается в направлениях ритуалов в школьной практике – 10,8%, в субкультуре – 10,1%, социальных отношениях – 8,9%, в семейных отношениях – 3,9%, этнической культуре – 2,3% и в религиозных ритуалах – 4,7%. По сравнению с контрольными группами в экспериментальных группах средний показатель отношений повысился 22,5%, что является следствием целенаправленного приобщения подростков к содержанию традиционных ритуалов в различных областях социокультурной жизни. А в экспериментальных группах второго варианта кроме этого подростки в ходе тренингов сами исполняли ритуалы и реально чувствовали облегчение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Наблюдаемое различие показателя отношений в экспериментальных группах второго варианта можно с уверенностью считать следствием различий в методиках приобщения к традиционным ритуалам. Об этом свидетельствуют отзывы организаторов, непосредственные наблюдения и беседы с подростками.
Чтобы проследить за динамикой формирования этнокультурного сознания и поведения подростков за период эксперимента, приведем результаты эксперимента по критериям эффективности этнокультурного воспитания, выделенным нами в модели и программе. Эти результаты получены в ходе систематических наблюдений, анализа тренингов и проектных работ учащихся и отзывов родителей о поведении и отношениях своих детей за период эксперимента. Результаты приведены в таблице 7.
Анализ полученных результатов по формированию этнокультурного поведения подростков за период эксперимента, показывает значимые изменения в динамике их отношений и поведения. Так в экспериментальных группах, число подростков, поведение которых соответствовало критериям ритуального поведения, стало на 41,4% больше чем в контрольных классах. Сравнение результатов эксперимента в двух вариантах позволяет считать более эффективным второй вариант, основной акцент в котором сделан на тренинги и отработку умений ритуального поведения. В экспериментальном втором варианте средний показатель позитивных изменений в ритуальном поведении оказался на 14,8% больше чем в первом варианте.
Импровизационно-прогностичный уровень был определен по показателям способности к импровизации традиционных ритуалов (76,9% по всем респондентам и 88,8% во втором варианте эксперимента) в соответствии с современными этнорелятивистскими процессами в традиционном образе жизни этносов. При этом ритуальными воспринимались непреходящие ценности этнической культуры, которые и сегодня, несомненно, остаются критериями достоинства человека в представлениях разных народов.
Естественно, за короткий период эксперимента довести значительное количество подростков до уровня развития и создания новых ритуалов современной жизни не удалось бы, но по результатам эксперимента таковых оказалось более половины участников (59,4% по всем участникам и 71,3% во втором варианте эксперимента). Эти показатели определены по результатам анализа проектов по направлению приобщения подростков к ритуалам в их субкультуре.
Смежной с проблемой этнокультурного воспитания остается проблеме межэтнического взаимодействия, этнокультурного самосознания и межкультурного диалога в интегративном социальном и воспитательном пространстве. Реально подростки всегда находятся в пространстве взаимно переплетающихся областей традиционного образа жизни своего этноса, образовательного и воспитательного пространства школы и под влиянием массовой культуры, настойчиво навязываемой молодежи средствами массовой коммуникации. Хотя предмет нашего исследования ограничен в области использования традиционных ритуалов на самосознание и поведение подростков, мы выявили и механизмы взаимодействия условий эксперимента на другие области влияния на подростков. Для этого мы использовали модифицированную методику «приписывания качеств» (Д. Кац, К. Брейли). Только вместо предложенных в методике Д.Кац и К Брейли отвлеченных качеств мы предложили подросткам для выбора специфичные для народов Дагестана качества, охарактеризованные в гл.1 п.2. В общий перечень были включены 32 качества, специфичные традиционной жизни разных народов Дагестана, общечеловеческих ценностей и качеств человека в современной массовой культуре (Прил. 2). Поскольку качества человека в разных культурах были тасованы, свободный выбор их можно было считать за показатель этнокультурной идентичности подростков. Этот перечень был предложен подросткам со свободой выбора в начале и конце эксперимента. Сравнение результатов показало степень влияния новых педагогических условий использования ритуалов в этнокультурном воспитании на позитивные изменения в этнокультурном самосознании и поведении подростков. Оценка результатов показало, что в начале эксперимента и контрольных и в экспериментальных группах нельзя было установить какое-либо соответствие выборов учащихся с их этнической принадлежностью. К концу эксперимента более 70% выбрали 4-5 качеств, адекватных образу совершенного человека в этнокультуре своего народа. При этом два раза сократилось количество подростков, выбравших качества образа воспитанного человека, пропагандируемого в массовой культуре. О высокой степени межэтнического взаимодействия свидетельствуют выбор подростками почти всех общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, а также выбор качеств, специфичных другим народам Дагестана. Соответственно метод приписывания качеств позволил оценить достоверность результатов эксперимента по эффективности использования традиционных ритуалов в этнокультурном воспитании подростков.