Введение к работе
Актуальность исследования. Современное развитие общества выдвигает требования дальнейшего совериенствования подготовки кадров учителей, что предполагает их высокую профессиональную подготовленность наряду с развитой общей культурой. Достивение этой задачи во многом зависит от постановка теоретического, методического и организационного уровня учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. И здесь очень ваяна тесная взаимосвязь обучения и воспитания. Значительное место в формировании общей культуры учителя-наставника принадлездт эстетическому воспитанию, призванному сформировать личность молодого учителя. "Чтобы получить эстетическое развитие и бить готовым к осуществлению эстетического воспитания в школе, - пишет один из ведущих ученых В.А.Сластенин, - будущий учитель должен овладеть основами... эстетики и историей развития различных видов искусства, критериями оценки многообразных эстетических явлений аизни и искусства, одним из видов художествонно-твовческой деятельности (выразительное чтение, рисование, леака, кинодело, музыка и т.п.), современными методами эстетического 'воспитания на уроде-, во внеучебное время, на факультативных занятиях (создание на уроке и во внеклассной работе эмоционально-эстетической атмосферы, эффективное использование произведений различных видов иснусства, организация художественных и творческих крузиов, проведение бесед, диспутов, конференций по проблемам эстетики..."
Особенно огромными воспитательными возмоаностяма в худогествен-ном образовании и эстетическом воспитании обладает изобразительное искусство, которое, как точно подмечает В.С.Кузин, "...являясь одной из форм общоствэнного сознания и отрадения действительности, с одной стороны воовувает знаниями, представлениями об он ругающем мире, с другой, - развивает и формирует чувства, эмоционально-эстетическое отношение к явлениям я событиям действительности..."
Указанные требования к эстетическому воспитанию полностью относятся к подготовке учителей-предметников по всем дисциплинам, и
Сластанин В.А. Формирование личности учителя советской школы в
профессиональной подготовки процессе. - П.і Просвещение, 1976. -
с.46. -7
Кузин B.C. Проблемы теории и практики художественного образования школьников в процессе обучения изобразительному искусству,,// Ху-доаественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. - М.: Мл РСФСР, 1983. - с.9.
в том числе на занятиях русского языка. Особенно большими возможностями обладает русский язык как учебный.предмет в эстетическом воспитании студентов национальных (узбекских) групп неязыковых факультетов (факультеты химия, биологии, географии, экономики сельского хозяйства и т.п.).
По выражению Н.Г.Чернышевского, "...худоаественное слово дейс: вует тем, что ставит перед нашил воображением предает как зстетичеі кий образ"1.
Прекрасно сказал о языке как средстве не только общения, но и действенного выражения внешнего мира через образно-худовественные средства писатель А.Н.Толстой в "Книге для детей": "Язык - орудие мышления. Язык есть те магические волны, посредством которых ХУДОЖ' ник, писатель, поэт... передает читателю... свои чувства, свои пла тическне видения, свои идеи. ХудоЕник произносимыми или начертаемы ми словами как бы играет на клавиатуре мозга своего читателя или слушателя" . Педагог, особенно педагог-литератор или преподаватель языка также напоминает, по образному вырааению писателя, "передатч ка", передающего студентам и школьникам свои знания, нравственно-эстетические идеалы, формируя в них гражданина и человека.
Значение эстетического воспитания в профессионально-педагогической подготовке учителя, его роль в повышении общей культуры пед гога-наетавника понимали многие выдающиеся мыслители прошлых веков Аль Фараби, Абдурахман Дкаш, Алишер Навои, великие просветители России Н.Чернышевский, Л.Толстой, Б.Белинский и другие.
В 20-е годы нашего столетия большое внимание проблемам эстети ческого воспитания и музыкального образования уделяют такие извест ные ученые и деятели культуры и науки как А.В.Луначарский, Н.Н.Бах тин» П.П.Елонский, Е.Я.Брюсова, Ю.Бонда, К.Д.Ушшский, Г.П.Рошаль, Н.И.Сад, С.Т.Шацкий, Н.С.Шер. В последние десятилетия анализу проб лем эстетического воспитания в системе школьного -и высшего педагогического образования (в философском и пснхолого-педагогическом
"Я.Г.Чернышевский об искусстве". М.: Академия худогеств СССР, 1950. - с.146.
Толстой А.Н. Книга для детей. Поли.собр.соч., "Худозественная ле тература", І947-І95І. - т.ХІУ. - с.ЗОЗ.
плане) были посвящены труда Б.Г.Ананьева, Б.Т.Лихачева, Е.П.Березн*-на, А.А.Балян, А.И.Болотникова. АЛ.Бурова, Л.А.Воловича, М.А.Верб", Э.А.Гришина, Д.Н.Дкола, Е.И.Игнатьева, Н.М.Конышева, В.С.Кузина, '' В.И.Кальянова, О.В.Кре?,5енцова, Э.И.Кубдакиной, С.Г.Мелышчук, -"' Г.П.Петрова, С.И.Ростова, В.А.Сластенина, И.К.Толлыгпна, Л.А.Фали-пенко, Ю.А.Шарова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Проблемы эстетического воспитания студентов педвузов на занятиях русского языка и литературы решались в диссертационных исследованиях Т.С.Колесниченяо, Т.Н.Грасис, Л.И.Шиловой, Н.Ф.Яковлевой, Ф.И.Насыровой, М.В.Веселовской, О.В.Коваленко, Т.А.Заверашнской и др. Однако, как показывает анализ научно-педагогической литературы, практически отсутствуют исследования по выявлению возможностей изобразительного искусства в эстетическом воспитании студентов национальных групп педвузов Узбекистана на занятиях русского языка, не разработаны современные шзтодц эстетического воспитания средствами изобразительного искусства в аудиторное и внеаудиторное время, не разработаны вопросы, посвященные эстетическому воспитанию студентов средствами изобразительного искусства в кащональных (нерусских) группах в современных условиях, учитывающие специфику искусства республик, не разработаны методические рекомендации л использованию в педагогической деятельности полученных знаний. И поэтому, как нам представляется, эта проблема наименее исследована в современной педагогической науке, что свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Проблемой исследования явилось раскрытие в. теоретической я экспериментальном плане путей и методов эстетического воспитания студентов педагогических институтов Узбекистана на занятиях русского языка средствами изобразительного искусства и тем способствовать повышенна эстетической культуры будущих учителей. Данная проблема составила и цель нашего исследования.
Объект исследования; процесс преподавания русского языка в национальных группах в узбекских педагогических институтах.
Предмет исследования: теоретические основы и методика эстетического Боепитания студентов национальных (узбекских) групп педвузов на занятиях русского языка и во внеаудиторное вреди средствам изобразительного искусства.
Гипотезой исследования является предполояение о том, что 1ёыяв-
_ 6 -
ление педагогических условии эстетического воспитания студентов национальных (узбекских) групп педагогических институтов на занятиях русского языка средствами изобразительного искусства позволит теоретически обосновать и экспериментально проверить пути и методы осуществления эстетического воспитания. Конечный успех научно-теоретического обоснования принципов, содеркашш и педагогического ру ководства эстетических воспитанием студентов педагогических институтов средствами изобразительного искусства в процессе обучения русскому языку обусловлен раскрытием сущности, форм и методов эсте тического воспитания, психолого-педагогичесними подходами к решени проблемы, что в свою очередь является необходимым условием эстетического развития будущего учителя-предметника, а также в создании эффективной методики профессионально-эстетической подготовки, что итоге дает возможность учителям различных специальностей успешно овладеть теорией и методикой эстетического воспитания школьников.
Задачи исследования
-
Проанализировать эстетическое воспитание как философскую а лсихолого-педагогическую категорию, раскрыть ее теоретические оснс вы.
-
Описать и дать анализ современной практики эстетического воспитания на уроках русского языка средствами изобразительного ис кусства в педвузах Узбекистана.
-
Раскрыть, теоретически обосновать и проверить экспериментально-опытным путем педагогические условия эстетического воспитаї студентов педвузов на занятиях русского языка средствами изобразительного искусства.
4. Основываясь на полученных результатах исследования, обосновать и сформулировать научно-методические рекомендации со совершенствованию профессионально-педагогической подготовки нерусских студентов в сфере эстетического развития в процессе изучения русо го языка.
Теоретической базой исследования явились научные труды по философии, психологии, искусствознанию, научно-педагогическая литер; тура, посвященные методологии научных и педагогических исследован] в области эстетического воспитания как философской, цсихологическі и педагогической категорий.
для решения задач, предусмотренных в исследовании, применяло
- ? -
олшлекс методов, выбор которых -определялся задачами и. этапами проеденного исследования, а именно:
-
теоретический анализ научно-педагогической литературы, ос-ещаюцей историю вопроса и современное состояние исследуемой пррй-емы;
-
изучение и обобщение передового педагогического опыта и до-ументации;
-
педагогические наблвдения;
-
беседы, интервьюирование;
-
анализ результатов учебной и внеучебной (творческой) дея-ельности;
-
психолого-педагогический развивающий экспоримент;
7) метод экспертных оценок. ..,...
Базой нашего исследования явился Бухарский государственный пе-
;агогический институт им.ФДодваева (с 1992 г, - Бухарский государ-ітвєнннй университет).
Зтапы исследования:
Первый этап (1987-1989 гг.) - в этот период изучалась и обоб-
іалась психолого-педагогическая литература, труды по философии и
[скусствознанию, анализировалась работа Бухарского и других педаго-
'ическпх институтов по проблеме исследования, обобщался массовый
яшт эстетического воспитания студентов и шкодышков Узбекистана в
[роцессс преподавания языковых дисциплин. Были использованы такие
етоды исследования, как.наблюдения, беседы, анкетирование, лнтер-
іьюпрование со студентами, педагогами школ, анализ учебной донумен-
ацая. :
В результате диссертантом были собраны и обобщены эмпирические (окументы, отражающие состояние эстетического воспитания студентов іедагогичееких институтов Узбзкистана средствами изобразительного искусства, что позволило к концу первого этапа работы сформулировать іроблеиу, предмет, задачи, общую гипотезу, понятийный аппарат не-, іледования, методы исследования и приекц их использования.
' Второй этап (І989-І99І гг.) - на нем была развернута опытно-ікспвриментальная работа, включающая психолого-педагогический разбивающий эксперимент и комплекс остальных методов исследования. Ра-іота сопровождалась дальнейшим изучением научно-теоретических ис- . уіедований, решающих проблем эстетического воспитания в школе, И' .::
вузе» предварительным обобщением результатоз эксперимента, что дало воэмоеность уточнения и обогащения гипотезы.
Третий, заключительный этап (I99I-I994 гг„) - систематизировались и обобщались результаты исследования, полученные в ходе уточняющего эксперимента, которые позволили сформировать общие вывода проведенной работы. Осуществлялась апробация исследования в виде внедрения его результатов в практику работы педагогических институтов республики (выступления на научно-методических семинарах и нау* но-практических конференциях, статьи и пособия). Одновременно материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования зашго-чается в том, что в ней на основе научно-теоретических обобщений и экспериментально подтвержденного исследования комплексно исследуются проблемы эстетического воспитания студентов педагогических иней тутов Узбекистана в процессе преподавания русского языка, выявлены педагогические условия эффективности эстетического воспитания будущих учителей средствами изобразительного искусства. С позиции педагогики высшей шнолы выявлены и научно обоснованы принципы и методы организации педагогического руководства эстетическим воспитанием в условиях специфики национальной культуры и искусства республики, ч^ раскрывается как органическая часть формирования эстетической культуры современного педагога.
Практическая значимость диссертации состоит в научной разрабо1 ке и экспериментальной проверке системы конкретных научно-методачеі них рекомендаций по использованию изоискусства в эстетическом воош тании студентов педагогических институтов в процессе преподавания русского языка, создании эффективной методики, позволяющие препода вателям практического курса русского языка в национальных группах педагогических институтов Узбекистана осуществлять эстетическое во питание будущих учителей на материалах изобразительного искусства. Полученные результаты исследования могут быть использованы при под готовке программ для национальных институтов сошных и автонвмных республик России* других республик, написании пособий по практичео кому курсу русского языка.
Степень достоверности и, обоснованности полученных диссертанто результатов проведенного исследования обеспечивается использование методологических принципов современной педагогической науки —.сие-
темным анализом педагогического процесса, применением .методов исследования, адекватных анализируемым явлениям,' принципам историзма.и единства исследования, обучения и воспитания, а также опытно-экспериментальной проверкой ШБОдов и корреляцией их результатов, достаточной продолжительностью исследования.
Апробация .и,внедрение результатов диссертационного исследования., Основные результаты работы были апробированы в выступлениях и сообщениях на еаегодных научных конференциях Бухарского государств венного педагогического института (1987-1994 гг„), на мездународной научно-практической конференции (Ташкент, 1993), Центральноы совете педобщества РСФСР (Москва, 1987), Институте усовершенствования учителей (Бухара, 1987-1992), заседаниях кафедры русского языка Бухарского госпэдинститута и на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования института общего образования ?Ланистерства образования Российской Федерации (1994, 1995 гг.).
Результаты исследования внедрены в практику работы педагогичес
ких вузов Узбекистана в ваде двух учебно-методачесних пособий по
русскому языку для студентов педагогических институтов (1992, 1994
гг.), а такзе статей л методических рекомендаций по составлении ра
бочих программ по русскому языку, которые могут быть использованы
педагогами общеобразовательных школ республики. ..,
Разработанные диссертанткой тексты используются в курсах повы
шения квалификации учителей русского языка Бухарского ПУУ. >:
Структура и объем работы: диссертация состоит аз введения, двух глав, заключения. Исследование содерздт 129 страниц основного машинописного текста, 8 таблиц. Библиография насчитывает 150 наименований. :