Введение к работе
Актуальность исследования. Приобщение. под[ясгажогс> поколения
к духовно-эстетическим, материально-историческим ценноегям культу
ры приобретает особое значение. Сегодня чрезвычайно лаяно чіюзна-'
ниє ... древних культурних ценностей", "ocjokjioo отношение к куль
ту рноед насилию", "внимание ... самобытности нацноналыюЛ культу
ри". Поэтому концепция современной обпеобгазовитольноіі ukoj.u выд
вигает требование усилить роль историко-культурного наследия и эос-
питапии учаишхея.
Велика роль архитектур в эстетическом воспитании, оюлышгоп,
особенно, если ото - национально-культурное Достояние, представ
ляющее общечеловеческую ценность. ~
Так, архитектурное наследие узбекского народа, богатое но содержанию и разнообразное по нормам, несет d ceto.неисчорпаамно возможности духовно-эстетического обогащения шдилстапцого поколения.
В процессе эстетического воспитания cjeACTnaviH' архитектура вирабативается ориоптацга учащихся в миро архптектурно-худокосг-ленных ценностей в соответствии с прсдстазлліпн;.-.! об их характере, слоившимися в том обиосгле и на оовромешюм отане; распаяется общиіі ху донос твеїшьіи кругозор; совершіістлуетея эетегичоскач культур, способность к эстетическое- созерцание, худог.остлешм-эсто-тнчесюму восприятию-анализу, эстетические вкус; Яормнруется потребность в глорческо.м самовыражении. С эститическж воспитанием сопрягается нравственное воспитание - патриотическое, интернациональное , национально-патриотическое - юоянтаназ национальной гордости; национального самосознания.
Такач работа чрезвычайно вапна а определсшоїм образом проводится в шюлах. Однаго нау ч.чо-метц"чеокие аспекті; мроблэ.-л недостаточно разработали, имеющийся опит.не подучил достаточное оснащения в пидагогическоі! лите fviry tio.
Некоторая основа л--'л ре,.оіі:п проблеми затокела в трубах классиков педагогики - Lvioncmro if.II., Макарони) А.О., Су::омлш:оіх?го В.А., илциэго С.Т.; в &лисофС:-о-!іедагогіі'-'с:г::>: работах. Ijopeaa З.Е., гЬгама і'і.С. , Разумного D.A. н ,гр.; п :!-.^'Шо-пс.:-,аіч)г:пескііх исследованиях Кпятковского Е.З., Лихачева ІчТ., Йеменского К.М. и др.
І. Каримов II.Л. Узбекистан - с-юй путь оСн-оллення а нсогресса. -Ташкент: Узбекистан, I9S2. - С 18-19, 67.
. 4 К теории остетяческого ; оипнташш стальников обращаются Гончаров И.Ф., Любинский И.Л., Скатарв'лкоЕ В.К. Теоретические разработки взаимодействия, различных видов искусства на личность школьников находил в работах Боловича U.K., Толстнх В.И. Роль художеств енно-остетического наследия в эстетическом воспитании рассматривают . Еогачсва И.А., Васильева Т.Л., Давыдова Л.И., Королев В.В., Круг-лов А.В., ЛаЕрова Н.ІІ., Леонова Е.В., Фролов Э.Д., -Чернышев Ю.Г., Яковенко Э.В..и др. Учителя-практики вносят определенний вклад в. ноучноч.їотодичесізіе аспекти освое:и;я историко-культурного наследия учакуипся (Еалтабаева СІЛ., Воеводина Л.П., Геозалян Л.С., Дорда-гонов Э., Диікил-Л.Л., Караев Г.С.,-Кузнецова Л.1І., Лолуа В.В., Маг.адназаров !,!., Матудайгене С.П., іїкртчап А.1ІІ., Рачкаускас К.И., Садыгов U.А., йілипене Б.В., Зфещдеев А.Н.). Значительное слово в педагогику эстетического воспитания внесли ученые Востока. Ценные мисли го этоиу поводу находім в трудах Фараби, Бе руни, ибн Сино, Навоя,"Фурката, Хамзн, Гуляма, Аибека. Определенный вклад в разработку теории истетичесвэго воспитания средствами искусства внесли философа Узбеки;таш - «ііврмухамедон С, Цурмагов .й.; учеше-леда-гоги дшщм^ритоЕи.С, Фа'ізуллина С.; в раз]>аботку проблеми эстетического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства, архитектура - Абдуллаев- Н., Иногашв Н., Касимов. К., Сулайманов А. Исследована проблема использования памятников архитектуры и изоб- . разительного нокусства при .обучении узбекской литературе (Суюнов М.}. Некоторое, вопросы культуры во взаимосвязи с архитектурными памятниками Узбекистана исследуются в» трудах Булатова Ы., Нугаченковой Г., Ремпеля Л. Архитектура как вид искусства с-его историей рассматривается .в трудах» Асанова А., Билярова М., Маузра М., Соболева II., Шишкина В., Щуази 0. Основы зодчества -» в трудах Аль-Фарабя, Абул-Ваіфл Буздааші, Абу Аля. ябн Сшш я Др.
. Велика роль памятников древнего зодчества в воспитании учащихся, тем более я:настоящее время, когда культурное наследие народа становится его особенной национальной гордостью. Однако анализ состояния проблемы в практике школ показал: воспитательный потенциал данного искусства .используется недостаточно; приобщение учащихся к памятникам Востока, Средней Азии, Узбекистана носит случайный или несистемный, а в ряде случаев и поверхностный характер; отсутствуют, как теоретические , так и практические материалы, лрэграммы, пособия по изучению архитектура как вида искусства,
рекомендации по эстетическому воспитанию игольников а этом про-'
цессе. .
С одіюіі стороны, признание за'данным искусством больших лоз-,, мояностей в эстетическом воспитании детей; с другой - отсутствие необходимых, методических материалов, что "тормозят полноценное эстетическое и всестороннее воспитанно ыголышков, в то врет, гак Узбекистан чрезвычайно богат национально-архитектурными ценностями, яшвшіцуліся в то же время мирови/.:й шедеврами древнего зодчества. Велико культурно-историческое в худонествонпо-эстетйческоэ значение древней .архитектуры Узбекистана, поскольку она - зергл-ло истории узбекского народа, жизни городов, сел, истории религия . и искусства, показатель художественных иду!, образов и «]ор/.« в их-. историческом развитии.
Социальио-общсственіше требования, недостаточность тоороти-. ческой разработашюсти проблемы при ванноеги ее'іїраі-тичасгаго ре'-."'. шения.во внеклассной работе школы, особенно со старЪоклясспякакя,.-определили тшу исследования - "Эстетическое, воспитание старшеклассников в процессе внеклассного изучения памятников архктекту-.. ,'ры Узбекистана"..
Объект исследования: эстетическое воспитание ста;аеклассии- '
гав в процессе внеклассного изучения памятников архитектуры Узбо- у
кистана. . ., --...,--'. ...У ...'.'. -у.-,
Предает исследования: Система эстетического воспитания ста]>-.-'
шеклассняков во внеклассной работе по изучению архитектурах па-
мятников Узбекистана (Самарканда) 1 :
Цель исследования; научно обосновать. слсте?ф эстетнчесгого
воспитания-сгарозклассников в процессе внеклассного изучения па-
мятшшов архитектур Узбекистана (на нрийере архитектурных понят- ,
-никоя Самарканда). '.'--.-' -;''. '
-. , Гипотеза исследования. Намеченный уровень эстетического воспитания - эстетическое сознание старшеклассников, прежде всего их. эстетическое отношение к 'каиягнакам архитектуры Узбекистана достигается на основе: - :
" -научно обоснованно.'! с.їстєпі, реализуемой ь педагогическом процессе, о снов нш ті; ісмпонентами готорого является: омоцлонально-психологическиі: настрої!, 6пгшідз.ацііошіо-усталоврчніаі, познавательный, практически-аналитический, твортескн-огрзкательпый, социаль-яо-нратічос-аііі;, непосредственно го обідання с памятниками архитектурное учетом: современных'задач'-эстетпче-ского воспитания; со-
цаолышх требований к личноегл школьника; психологических особенности'1, данного возраста; шшшидуально-психологяческих характеристик учащихся; специфики кдожкових занятий; специфики особенностей и воогштнтолышх функций архитектуры, ео восприятия - анализа и эстотичосгай оценки; местных условий; исключительной художественно-эстотическоа и нравственной ценности архитектурных памятішков Узбекистана , их национально-исторической и общечеловеческой ценности; привлечении педколлектива, родителей, общественности и союза архитекторов.
Задачи исследования:
1, Изучить состояіше проблемы в тоории и практике школ.
-
Виявить возможности кдокка да изучению архитектуры, в частности, памятников зодчества в эстотическом воспитании старшеклассников.
-
Определить педагогические основи проблемы.
4, Разработать и экспериментально проверить систему эстети
ческого воспитания старшеклассников в процессе внеклассного изу
чения, памятников архитектур Узбекистана..
. Метолологич секач ос ноя а исследования: педагогические идои мыслителей Востока; филосо$хзко-теоретические положения о воспитании личности, роли в этом теории познания, художественного отражения действительности; государственна документи по вопросам эстетического воспитания; ос новіше положения по проблеме исследова-ішя в современной философии, эстетике, искусствоведении, психологии, педагогике.
Методи исследования. Изучение: методологических источников, философскб-эстЬтичоских и искусствоведческих "работ, истории Угбе-кистана, научно-педагогических .исследований, психологической, пе-дагогическоЛ и шгодлчесюй ли те ра тури, программ и учебников; теоретический аналіз проблеми па основе изучения вышеуказанных источников: изучение, анализ и обобщение педагогического опита; педагогическое наблюдение, опгос. беседа, анкетирование (учителей и учащихся); эксперимент: изучение, анализ результатов, оценка уровня эстетичосюго воспитания старшеклассников; сравнение, со-постацление и обобщение итогов исследования в контрольных и экспериментальных параллелях; соотношение и анализ теоретических положений исследования с его практическими результатами; методы математической статистики.
7..
Научная ноаязпа исследования заключается в. научном о бос повалял слетели эстетического воешітаїшя стар-екласенлков d процессе внеклассного (крушеового) изучения древней' архитектур; гкяглонлл возшшэстеЛ данного крукка л эстетическом воспитании старшеклассников; л научно;.! о бос нов ami п содержания v 0 jm , истодов л средств, общепедагогяческлх л голкретно-методпческнх рекомендации id соло;>-зеногволаллю эстетического воеллгалдя сгариоііяассішков л процеесо внеклассного изучения памятников зодчества Узбекистана.
Теоретическая значимость исследования - в разработка критериев л слетели эстетического воспитания сіар.^классілпіоп л пгоцес-со внеклассного (круетгаого) изучения архитектурах памятников; греболанпП: к содерг.ашго эстеглчесюго воспитания в далгом нро'цос-се, к программе, содерглтельио;4у матеріалу, отбору произведен;]!! _ . архитектура для их восприятия а анализа, к аналитическому пзучошгг, архл-'екгурних памятников; содержим» и мстодкке залі тля.
Практическая ценность последоваш:я заключается а разработке программ! круика "Архитектура как вид искусства", методических разработках, рекомендациях по совершенствованию эстетического гао-плташщ учащихся старшие классов икол Узбекистана в процесса внеклассного (круїжового) азучеїшя архитектурах шлягняков Узбекис-ram, которие шгут бить легользоваш па только во. внеклассной работе, по л в учеблоП практике в процессе эстетического восгаїгашія л образования старшеклассников обцеобрезоаателышх школ, а такш в шолах лекуесгв л со лнепкольпах учреждениях {з крузках по изучению архитектура).
.'<1ате.рналц исследования і о гут бцть лепользов ащ в чтений лек
ций студента;.: педагогических вузов, ifa ідрсах усоверизііствсвания
учлтеле'і. ... "
На залиту вилося тел следу .vii; де попроси;
-
.Содеріаїк.е, система Горл л методов эстетичосгого воспитания стар_іеіпассшіков в процессе внеклассного изучения пзиягкякоэ архитектур! Узбекистана.
-
Методика занлтніі, ліітеисп.:.лц;іруаі:;ая зете тич есте восплга-шіе старшеклассников в процессе лзучоїнія лаглтннксв- архитектуру Узбекистана (ло ипокдассікхі кру:::ковой работе).
-
Реюмендацил по совершенствованию эстетического воеллта-шія старію класенлкев в процессе внеклассного научения ааідпгшіков зодчества (для руководителей круглоп л пакультатпвти курсов по -архитектуре).
^-пстозерносгь 'результатов псслеловашія л работе достигается опорой ііа соответствующе методологические положения, теоретические психолого-педагог^ческие основи, опгшалыюе содержание у методику исследования. .Достоверность заключается в научно-теоретическом, экспериментально-эмпирическом подходе к решению проблеми; поэтапном исследовании шллчествешю-качзств енних показателей в оксперименталыих и контрольних группах в их сравнении и сопоставлении на трех уровнях (шізкоаі, среднем, високим); в фактическом материале - творческих работах старшеклассников; в анализе и обобщении результатов ш всех этапам исследования; сопоставительном шшлязе гоорогнчесіах лолог:еяни с практическими результатами последов алия.
Исследование проводилось в три этапа:
На петом этапе - юпетатнрушцем (I9UG-I98o гг.) - изучение и анализ ллтерааури ш теме исследовании! с последующе! теоретичес-ішм анализом; со стопная проблеми в практике школ. Теоретическое обоснован;:с нробле;и. Определение цели, задач, Лормировапне гипо-тези, научдоЛ ловпзш а практическое значимости работ, разработка методики исследования, его этапов, уровнен остетлчесюго воспитания старшеклассников в процессе пзучошш памятников архитектуры, их показателей и критериев. Составление анкет, вопросников, тестов, окслери.'.юнталыю-проверочшх штериалов. Отбор экспериментальных и контрольних груші. Последованне начального уровня эстетического воспитан^ учаціїхся средствами архитектуры, в частности, в процессе приобщении к памятникам,зодчества Узбекистана; разработка системи эстетического воспиташія старшеклассников в процессе кружкового л-еучения памятников архитектуры "Узбекистана, экспериментальной пхюграши, круисових запятил по архитектуре Узбекистана. Обобщался опит работи шюл й; 1,2 г.Сирдарьи, J; 8 г.Гулио-тапа, & 50 г.Ташкента.
На втором этапе - ^ормируыщем (ІУ89-І9Л гг.) - работа, в ходе которое проверялись разработанные авторам пути, средства и условия осгетнчесюго воспитания старшеклассников в процессе изучения памятников зодчества. JJ эксперименте участвовало 120 учеников. Экспериментальная работа проводилась' в средних школах И 8 r.Vy-листана a J5 2 г.Сирдарьи.
На третьем этапе (1992-1924 гг.) - главное внимание било сосредоточено на организации проверки полученнія результатов, виводов; оформлению итогов леследовашш; разработке соответству:ощпх методи-
чесиїх рекам ендацлЛ.
Апробация па бо ты л внедрение результатов исследования. Лл рс -бацил осуществлялась в обсуждениях результатов нсслєдонлііил іш паучно-гоорегпческлх л. научно-практичуских юнгсреіяднлх ТадІТйІ см. Низами (1991,1992); Гулистанского ПШ (1991,1992,1»!); ш Всесоюзної: научно-кетоднческоїі конференции (.'.їосква, IS9I).
Внодреш'.о результатов в практику шол осу кос та ля лось путем применения разработанных рекомендаций в ряде шол городов Гул легши (пік. '" 8), Cup-дарьл (шк. .'.'J.' 1,2), Таланта (ш;.." 50), а таїс.та посредством опубликования результатов диссертационного ао-слодовашія.
Структура диссертации, диссертация состоит яз введеная, двух глав, заключения, выводов, рекомендації:!, библиографии, приложения.