Введение к работе
Актуальность „тема. Современная общественная обстановка, сопровождающаяся экономическим кризисом, национальными конфликтам, политической нестабильностью в нашей стране, характеризуется неудовлетворительным состоянием духовной культуры народній (яасо* Згот процесс вызывает огрошув озабоченность педагогов, учёных» родителей а других категорий общества, так как затрагивает и шдрасгающее поколение. Всемерной подъем духовной хулыура» в том чксже одной из ее составных частей - музыкальной культура является одним из условий возрождения нашей Родини. Этот яодьзк не мйолем без рештедьянх изменений в деле обучения я восавтанйя детей. Внимание к проблемам музыкального образования поможет обеспечить внход из этого положения.
К ва&нейишм проблеме музыкальной педагогией принадлежит ймодяональяая выразительность павия учащихся в школе жа:; компонент их Певческой культура. Однако аналаз постановки вокаль-но-хороеой работа свидетельствует о том, что в классных.» внеклассных коллективах чаще имеется в наличия стабильная ориентация на технологию воплощения художественного образа музики я игнорируется специфика я достаточная самостоятельность змоцао-йальйой вараэЕтельноотя пеняя /ЭВП/, чем к определяется встре-чаершея среди EsoitttiKOB неустойчивость ила неразвитость несла душого ЛВЛЭНЙЯ..
Оросл^ащвгя исторические истоки проблеыы, можно заметать,
что сатерзй ft шоцаональной выразительности человека существоі-
вал давпо, В этой области выделяются труда Гиппократа, Аристо
теля, М.Монтейя, Ф.Ларошфуко,.Ч.Дарвйна, Ч.Балла, Т.ІІадорита,
В.Квннона, В.М.Бехтерева, С.Л.Рубинштейна в так далее. Вопроса
звучащей речи разрабатывались в теориях выразительного чтеняя,
сценической речи, затрагивались в работах по вокальной педа
гогике, хоровому воспитанию, в исследованиях, посвященных пе
дагогическому мастерству учителя. ;.
Разнообразила направления изучения звучащей речи человека можно разделить на двз группы: первая - устная речь, вторая -пение. В первой группе исследований рассматриваются кетгаоненты звучащей речк и пути достидзкия вкразвтедьаости слова. Правде-
кают внимание работы В.А.Аргемова, С.Волконского, М.Кнебэль, Т.Ф.Завадской, Д.Коровякова, Е.Саричевой, Л.Л.Сабанеева, В.В. Суренского, Я.К.Целитяс и многих других.
Во второй группе исследований большинство авторов касались лишь некоторых: вопросов выразительности пения. Разработкой тех или иных аспектов ЗВП исполнителей разных возрастов в облаоти вокального и хорового обучения занимались В.Ц.Морозов, В.М.Шепелев, Б.Н.Бочев, Т.Н.Овчинникова, Г.С.Федоров, Г.М.Кот-ляр, Н.Н.Маслова, Т.В.Нагорная, В.В.Яременко и другие. Свой вклад в реиениэ указанной проблемы внесли вокалисты, педагоги М.И.Тлвнка, А.Е.Варламов, Ы.Гарсиа, Д.Аспелунд, И.Н.Назаренко, Н.Кочетов, И.П.Лрянашаиков, ф.И.Шаляпин, Э.Карузо, Л.Д.Дмитри-ев, А.П.Зданович л так далее. Особое вникание уделяли ЭВП в хора дирижеры, педагоги И.П.Пономарьков, В.Г.Соколов, П.ГЛес-иоков, Г.А.Дмигризвский, К.К.Пигров, А.В.Свешников, В.О.Попов, К.Птица, А.А.Юрлсв, Г.Струве, В.Л.Живов, А.Гаврилова и другие.
Обобщая теоретическое полоза низ проблема эмоциональной выразительности Пения миадншх школьников в хоре» ми йогам сделать внеод, что в целом исследований, прямо посвященных поставленной проблеме мало. Наработки в этой области связаны только о отдельными ее аспектами. Нет стройной системы по поводу представлений о структуре ЭВП учащихся» ее уровнях и способах их определения. Отсутствуют научно доказанные данные о факторах, влияющих на ЭВП вдадших школьников. Недостаток теоретических, методических, педагогических разработок Побудил нас шбрать данную тему наследования.
Цель носхаяоваяяяг теоретически обосновать а экопераяап-тальио определить содержание эмоциональной выразительности пения детей и факторы ве развития в хоре'у шйдлшх шксшьнжаов.
&№ЇП .ЙЕслйдовдний:
-
Разработать теоретические основы понятия шоавокаяь-ной выразительности пения детей в хоре, выявить ее структуру и уровни развития.
-
Создать диагностическую.методику определения уровней эмоциональной выразительности пения учащихся в сольном и хоровом исполнении.
-
Определить влияние различных факторов на развитие эмо-
дйональной выразительности пеняя младших школьников в хорз.
4. На основе проведенного исследования составить педагогические рекомендации для учителя музыки я руководителя хора.
Объект исследования - пение младших школьников.
Предмет исследования - эмоциональная выразительность пения детей, обучающихся в хоровом /классном или внеклассном/ коллективе.
Гипотеза: эмоциональная выразительность дения школьников, поющих в хоре, обусловлена рядом основных факторов: здоровьем детей, их эмоциональными особенностями, интересам, музикальним развитием, ближайшим округанием учащихся,.психологическим климатом в коллективе, методам* обучения и репертуаром хора.
Научная ковкзна.исследования состоит в т:ігстекатпзащта разрозненных данных о сущности, структуре я уровнях эмоциональной выразительности пеняя детей; в определении критериев оценки уровней ЭВП мкаданх скольникав прк исполнения музикальних произведения различных эмоциональных модальностей; в разработке методики изучения эмоциональности /общей/ учащихся а диагностической методики определения уровня эмоциональной выразительности пеняя в индивидуальном исполнении и в хоровом коллективе.
Практическая значимость исследования заключается в выработке педагогических рекомендаций в связи с выявленными факторами до развитии эмоциональной выразительности пения детей в хоре. Йетодякк изучения обаей эмоциональности и певческой эмоциональной выразительности у детей младшего школьного возраста н реко-шндацйй по использованию или учету раэлячнах факторов, влияющих, на развитие ЭВП школьников в хоре, позволят учителям музыки, руководителям внеклассных хоровых коллективов совершенствовать методику вокально-хоровой работы в школах и других учебно-воспитательных учреждениях.
Положения, выносимые на задиту:
1. Эмоциональная выразительность пения младших школьников является необходимым и относительно самостоятельным компонентом их певческой культуры как часта обще'? музнкачьнс-нспсшительс-кой культури. Под эмоциональной выразительностью пения школьников понимаются специфические эмоциональные проявленкя певцов в процессе исполнения музыки. Специфика эмоциональных проявлении
учащихся в пени выражается в том, что они обусловлены эмоцио-нально-сшсловым содар^анкэи худохеотванного образа музыкальных произведений и особенностями певческой деятельности детей.
-
Структура эмоциональной выразятельноогн пения школыш-ков включазт следующие основные исполнительские средства, входящие в зону интерпретации музыкальных произведений: характер певческого звучань, подкрепленный определенным характером фонационного дыхания, сопровождаемый соответствующими мимическими и пантомимическими проявлениями.
-
При исполнении вокально-хоровнх произведений шедшими школьниками'выделяются три основных уровня эмоциональной выразительности нения: високий - очань выразительное пение, средний - выразительное пениз, низкий - мало выразительное делив. Диагностика уровней эмоциональной выразительности пения как в сольном, так и в хоровом исполнении позволяет дать оценку ЭБП учащихся начальных классов в количественном и качественном отношение .
-
Уровень развития эмоциональной выразительности пения младших азсолькиков в хоре зависит от различных факторов, связанных с музыкальный репертуаром, возрастными и индивидуальными особенностями школьников, условиями обучения их хоровому пению. Наиболее важными являвтся следующие фактора: эдорозьа детей, их интересы і музыкальное развитие, емоцвоаальйые ооо- бенностя, йлидайшее окружение учащихся, психологический климат коллектива, метода обучения и исполняэкед цу8цкадьаые произведения.
Апрооагош, работы проводилась на заседаниях лаборатории преподавания музыки в школе, методологических<семинарах аспирантов, заседаниях мо-лодых ученых в НИИ художественного сосгш-тания АПН СССР /1989-1991 гг./» на республиканской конференций, посвявдняой идейно-политическим, социально-псвхоаогичэоким Е эстетическим аспектам воспитания молоде»!, На базе Молдавского госунжвероитата /апрель 1990 г., г.Кишинев/; на научно-практв-ческом семинаре "Эстетическое развитие личности * педология" при НИИ худоавстванкого воспитания АПН СССР /февраль 1991 г., г.Москва/; на научно-практической конференции молодых ученых по приоритетным проблемам учебно-воспитательного процесса вые-
вей И средней школы /1991 г., г.Кировоград/; через публикацию сгахзй по теш исследования.
Методологической основой исслздованкя служат положения эотзтшш» психофизиологии и музыковедения о форі.ах бытия музыкальная произведений, о деятельности человека в области искусства как средстве самовыражения и самореализации его потенциальных возможностей, о влиянии на развигяе ребенка факторов социального,' психологического и физиологического порядка, -о роли эмоций в воспряягяи и воспроизведении музыкально-эстетической ннформашш в процесса общения мззду лвдьш.
В работе были использована следушаэ ЬШШІ'
теоретический вііалш проблеми в литературе по эстетике, музыковедению, психологии, физиология, соддологли, педагогике, методике преподавания музыки и обучения вокально-хоровому искусству)
педагогическое наблюдение;
-беседа, анкетирование, интервьяированле;
индивидуальное обследование учащихся с использованием инструментальных методов, специальных заданий я прочее;
изучение практических работ испытуемых /продуктов эететячес-кой деятельности/: магаятофоянлх записей фрагментов вокально-хорового исполнения школьников с помощью рейтинга компетентных судей я других способов;
констатирующий педагогический эксперимент и обработка его результатов: математические, статистические методы, составление таблиц, диаграмм я так далее.
Базой исследования служили различные классные и внеклассные хоровые коллективы городов Москвы и Тулы: общеобразовательной школа #600 г.Москвы, Тульского Дворца пионеров я тальников, общеобразовательных шкал ,Ш2,20 г.Гули.
Структура диссертация включает введение, две главк, список использованной литературы и приложения. Работа содержит таблицы и диаграмм по результатам обобщения теоретически и экс пе рим9нтальннх данных.