Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в образовательных организациях Акишина Екатерина Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акишина Екатерина Михайловна. Историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в образовательных организациях: диссертация ... доктора Педагогических наук: 13.00.01 / Акишина Екатерина Михайловна;[Место защиты: ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»], 2018

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-педагогические аспекты освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века 32

1.1. Процесс освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ– начала ХХI века как актуальная педагогическая проблема 32

1.2. Этапы развития отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века в историко-педагогическом контексте 53

1.3. Современное состояние и особенности освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века в парадигме непрерывного образования 76

Выводы главы 1 .106

Глава 2. Теоретико-методологические положения разработки концепции освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века 111

2.1. Социально-культурные предпосылки разработки концепции освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века 111

2.2. Содержательные характеристики концепции освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века . 133

2.3. Педагогические условия освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века: взаимодействие моделей 176

Выводы главы 2 210

Глава 3. Педагогическое обеспечение процесса освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века 217

3.1. Педагогический контекст организации музыкально-творческой деятельности в процессе освоения современной отечественной музыкальной культуры 217

3.2. Внедрение инновационных педагогических технологий освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века 238

3.3. Разработка диагностического инструментария мониторинга эффективности освоения современной отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века 265

Выводы главы 3 289

Глава 4. Результаты экспериментальной работы по освоению обучающимися музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в организациях непрерывного музыкального образования 292

4.1. Описание экспериментальной базы внедрения концепции 292

4.2. Этапы экспериментальной работы по освоению музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века 323

4.3. Динамика музыкально-творческого развития обучающихся в процессе освоения отечественной современной музыкальной культуры 353

Выводы главы 4 387

Заключение 390

Библиография 398

Приложение А. Тезаурус 437

Приложение Б. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юные любители современной отечественной музыки (опыт поисковой исследовательской деятельности)» для обучающихся 3 класса начального общего образования 445

Приложение В. Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школьное научное общество исследователей современной отечественной музыкальной культуры ACADEMICAMUSICA» для обучающихся 10 класса среднего общего образования 459

Приложение Г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Отечественная музыкальная культура конца XX- началаXXI века» для обучающихся 14-16 лет 473

Введение к работе

Актуальность исследования. Государственная политика в области воспитания и образования детей и молодежи России, отраженная в таких документах, как Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497, в редакции от 02.02. 2017 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена и др., направляет педагогическую науку и практику на разработку современных концепций, подходов, технологий, способствующих эффективному освоению духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития нашей страны.

В этом контексте исследование историко-педагогических основ освоения обучающимися разного возраста отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века является актуальным направлением педагогики, раскрывающим сущностные составляющие и специфические характеристики всего процесса культурного становления современной эпохи. Музыкальная культура является важнейшей составляющей культуры человечества в целом на всех этапах его развития. Это целостный феномен, включающий знаки, тексты, философско-эстетические нормы, этические позиции, определяющие ценность музыки, а также все виды музыкальной деятельности, учреждения и социальные институты, обеспечивающие функционирование музыкальной культуры. Произведения академической музыки конца ХХ – начала XXI века концентрируют культурный и социальный опыт, создают особое информационное поле, стимулирующее личность к самопознанию и ценностному взаимодействию с окружающим миром. В области музыкального образования особенно важно обучать и воспитывать не только молодых музыкантов-профессионалов, но и любителей на материале всего творческого наследия, значительное место в котором занимает пласт современной музыки, без ее знания невозможно дальнейшее продвижение по линии музыкального развития. Таким образом, выявляется необходимость ознакомления нового поколения с достижениями современных творцов, вложивших в свои произведения собственное видение современных социокультурных процессов, свое личностное отношение к происходящим в стране и мире событиям, их оценку.

Очевидно, что включение в образовательный процесс музыкальных произведений той эпохи, в которой живут обучающиеся, является естественной задачей образования. Между тем существует ряд значительных преград, мешающих поступательному движению в этом процессе.

Прежде всего – это усложненная форма музыкальных произведений. Новый язык музыки, сформировавшийся на протяжении ХХ века и продолжающий развиваться, предъявляя слушателям и исполнителям все новые формы музыкального высказывания, представляет собой значительную сложность для области образования. Если во время восприятия сложного языка современной академической музыки присутствуют неразвитое воображение и неготовность к интеллектуальной работе, то это мешает связывать звуки в целостное гармоническое единство, понять замысел композитора, его стремление раскрыть проблемы современного мира. Таким образом,

многослойные звуковые миры, глубинно интерпретирующие самые значимые вопросы современной реальности, остаются закрытыми для их осознания широкой аудиторией, привыкшей к незатейливым мелодиям и простым ритмам.

В то же время анализ существующих учебных программ непрерывного музыкального образования показывает, что современный репертуар, то есть произведения, созданные композиторами конца ХХ – начала ХХI века, достаточно редко привлекаются педагогами для подготовки обучающихся. Наиболее востребованным остается традиционный подход, основанный на классическом репертуаре. Освоение произведений современных композиторов теоретически может включаться в процесс обучения, но на практике это осуществляется бессистемно и не имеет единой концептуальной основы.

Непрерывное музыкальное образование «сталкивается» с целым комплексом
проблем: так, явно устарел уровень оснащенности современными медиасредствами
материально-технической базы учреждений, продолжает доминировать

консервативное отношение к современной музыкальной культуре, практически
отсутствует дистанционное обучение с помощью медиасредств и др. Это выдвигает
требование модернизации сферы профессионального и общего музыкального
образования, расширения спектра изучаемых систем музыкальной культуры, что
определяет значимость разработки новых учебных материалов и пособий, вдумчивого
использования информационных ресурсов медиакультуры на занятиях, а также
включения образования в музыкальный континуум – пространственно-временное
состояние музыкальной культуры человечества, включающей в себя такие
составляющие, как народная музыка, классическая музыка, массовая музыка
(эстрадно-развлекательная музыка). Освоение современной отечественной

музыкальной культуры может осуществляться на уроках по разным учебным дисциплинам за счет расширения содержания образования с помощью музыкального материала, привлечения возможностей других видов искусства.

Включение занятий в общеобразовательных школах, организациях

дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в музыкальный континуум позволяет формировать культурную музыкальную среду, отличающуюся духовной наполненностью, что определяет ее воспитательное, развивающее воздействие. Осмысляя новаторство композиторов и их стратегии музыкальной выразительности, обучающиеся получают возможность погружения в эмоционально-образный мир, в структуру современного музыкально-звукового пространства. Особое внимание следует также уделить роли музыкального образования в противостоянии малохудожественным образцам массовой музыкальной культуры.

Хронологические рамки исследования охватывают конец ХХ – начало XXI
века. В русле проблематики диссертации, определение современной музыкальной
культуры опирается как на временной параметр, так и на смысловое и содержательное
наполнение создаваемых произведений, отражающих все разнообразие и
изменчивость данной исторической эпохи. Таким образом, современная музыкальная
культура, прежде всего, проявляется в академической музыке разных жанров и стилей,
созданных композиторами в конце ХХ – начале ХХI века. В исследовании определены
историко-педагогические основы освоения обучающимися в современных

образовательных организациях отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI; создана Концепция, реализация которой осуществляется в процессе

взаимодействия ряда моделей, учитывающих требования непрерывного образования, принципы культуросообразности и природосообразности, непрерывности и преемственности.

Методологически данная Концепция опирается на основополагающую идею культуроцентристской парадигмы образования о необходимости построения образовательного процесса с учетом культурного наследия. Следовательно, музыкальное образование представляет собой культуросозидающий процесс воспроизводства и созидания смыслов и ценностей музыкальной культуры – в первую очередь отечественной.

Кроме того, при разработке концепции учтены позиции аксиологического подхода, который направляет на интериоризацию ценностей отечественной музыкальной культуры современными обучающимися посредством инновационных технологий и методик обучения. При этом культурная идентификация обучающихся проявляется не только в интериоризации, но и в готовности к воспроизведению ценностей. В концепцию также включены положения личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов, что позволяет осуществлять педагогическое сопровождение творческой самореализации обучающихся, расширения субъектного опыта каждого из них, который согласовывается с личностно значимым смыслом содержания музыкального образования. Концепция исследования базируется на положениях, позволивших определить общую логику освоения обучающимися в современных образовательных организациях отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века, а также перспективы использования ценностей музыкальной культуры в процессе обучения и воспитания личности в системе непрерывного образования.

Впервые в педагогической науке раскрыты закономерности освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века: опора на историко-педагогические основы этого процесса, что требует глубокого анализа и оценки музыкально-образовательного опыта выдающихся современных композиторов; включение образования в современный музыкальный континуум; соответствие возрастным особенностям обучающихся; ценностность осмысления музыкальных произведений и творческих биографий музыкантов; метапредметность в выборе и изложении учебного материала; событийность и диалогичность построения занятий; целостность методологических подходов и концептуальных позиций в организации освоения современной музыкальной культуры.

Степень разработанности проблемы. В изучении музыкальной культуры и ее роли в обучении и воспитании молодого поколения накоплен значительный научный опыт. Различные аспекты теории и философии культуры XX века рассмотрены в трудах выдающихся отечественных философов, эстетиков, культурологов: М.М. Бахтина, В.С. Библера, Вяч.Вс. Иванова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, С.Т. Махлиной, Е.М. Мелетинского, о. П. Флоренского.

В контексте исследования проведен анализ трудов зарубежных ученых, посвященных философии музыки, роли индивидуального творчества и особенностей художественного выражения – работы Т. Адорно, Р. Барта, М. Вебера, Г. Гадамера, Ж. Дерриды, В. Дильтея, Р. Ингардена, Э. Левинаса, К. Леви-Стросса, Х. Ортега-и-Гассета, П. Сорокина, П. Тейяр де Шардена, М. Хайдеггера. Процессы глобализации и связанные с ними тенденции информационного общества, отражающиеся в развитии

СМИ, интернет-ресурсов, систем мобильной связи, цифровых технологий, мультимедиа и т.д., освещались в работах Р.Ф. Абдеева, М.В. Афанасьева, В. Беньямина, П. Вирилио, А.Д. Елякова, М. Маклюэна, А. Моля, Н.Б. Кирилловой, К.К. Колина и др. Большое значение для данного исследования имеют фундаментальные работы отечественных ученых, посвященные культуре личности и общества в современных условиях, культурологическому подходу к анализу музыки (Л.А. Закс, Л.Н. Коган, В.В. Медушевский и др.). При выявлении историко-педагогических основ освоения музыкальной культуры и разработке модели музыкального континуума учтены идеи С.Л. Рубинштейна о «бытийном» (сущностном) образовании, о значимости «соучастия» субъекта образования в этом процессе, его пребывании в бытии.

В исследовании мы опирались на принятую Б.В. Асафьевым систему взаимоотношений видов музыкальной деятельности «композитор–исполнитель– слушатель», ставшую одной из центральных в педагогике искусства. Были также учтены идеи развития музыкальной культуры как сложной системной иерархии (М.С. Каган, А.Н. Сохор). История отечественной музыкальной культуры рассмотрена в трудах Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой и др. Для осмысления и раскрытия тенденций современной музыкальной культуры мы обратились к трудам В.Б. Вальковой, Е.В. Васильченко, И.И. Земцовского, Ц. Когоутека, С.И. Савенко, А.С. Соколова, Л.И. Уколовой, В.Н. Холоповой, В.С. Ценовой, А.М. Цукера, Т.В. Чередниченко, Н.Г. Шахназаровой, Е.А. Яблонской и др. Важными для исследования явились труды, посвященные изучению музыкального мышления, вопросам психологии познания и восприятия музыки, семантического анализа ее содержания (М.Г. Арановский, М.Ш. Бонфельд, Л.С. Выготский, Н.К. Велижева, Э. Курт, С. Лангер, Л. Мельникас, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и др.). В контексте проблематики диссертации изучены аспекты биографического подхода и выявления роли пассионарной личности-символа в становлении культуры (Т.Н. Петрова и др.)

За последние 20 лет были защищены философские, педагогические и
музыковедческие диссертации, в которых авторы обращались к различным сторонам
осмысления современной музыкальной культуры и образования, ее

взаимоотношениям с областью научно-технического прогресса, взаимовлиянию классической и массовой музыки, вопросам становления музыкально-педагогического образования в различных регионах России (Л.Т. Файзрахманова и др.). В непосредственной связи с рассматриваемой в данной диссертации темой находятся работы, посвященные особенностям музыкальной культуры как части гуманитарной культуры ХХ века (А.В. Зезюлько), «Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века», 2013 г.); характеристике социокультурного пространства современности и особенностей музыкальной культуры (Е.А. Киптило «Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве», 2010 г.; Т.И. Кузуб «Музыкальная культура ХХ века как феномен эпохи глобализации», 2010 г.; С.С. Танюшев «Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX–XXI вв.», 2010 г.). Значительный интерес представляют исследования, обобщающие международный опыт и анализирующие музыкальную культуру зарубежья (А.О. Бельтюков «Стилевой генезис массовой музыкальной культуры ХХ века (на примере США и Великобритании)», 2016 г.). В разработке педагогических технологий и

методик реализации концепции освоения отечественной музыкальной культуры были учтены положения, отраженные в работах И.С. Кобозевой («Региональное непрерывное музыкальное образование как национально-культурное явление», 2006 г.), М.М. Смирновой («Педагогическая система дополнительного музыкального образования как условие социальной адаптации обучающихся разных возрастных групп», 2011 г.) и др.

Изучение диссертационных исследований позволило проследить динамику развития непрерывного музыкального образования, представить характерные особенности современных образовательных организаций, раскрыть тенденции освоения музыкальной культуры и достижения передового педагогического опыта (В.П. Оснач «Организационно-педагогические условия непрерывного профессионального музыкального образования», 1996 г.; И.Н. Суетин «Система музыкального профессионального образования в России в XX веке (на примере Симбирской губернии - Ульяновской области)», 2014 г.; А.С. Базиков «Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления», 2002 г.; М.В. Дынник «Современная хоровая музыка в содержании образования студентов музыкальных факультетов педагогических вузов», 2004 г.).

Вместе с тем, несмотря на ценность существующих сегодня исследований, до сих пор теоретически не обоснована и практически не апробирована целостная концепция освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в ее приложении к сложившемуся непрерывному музыкальному образованию и требованиям современного этапа общественного развития. Не определены также и историко-педагогические основы процесса освоения современной музыкальной культуры.

Таким образом, выявлен ряд противоречий между:

выдающимися достижениями в области музыки конца ХХ - начала XXI века и устоявшимися педагогическими взглядами, отражающимися в ограничении репертуара для обучения на всех этапах непрерывного музыкального образования, в отсутствии объективной ценностной трактовки явлений современной музыкальной культуры;

очевидным стремлением молодых исполнителей и слушателей к познанию актуальных направлений и инновационного художественного языка современной музыкальной культуры и недостаточной теоретической разработанностью педагогического сопровождения обучающихся;

накопленным конструктивным опытом в использовании достижений отечественной музыкальной педагогики и неразработанностью теоретико-методологических положений организации и управления процессом освоения современной музыкальной культуры;

запросом обучающихся на современное содержание и формы музыкального образования и недостаточным уровнем подготовки педагогов к системному преподаванию современной музыкальной культуры и адекватному освещению ее наиболее значимых явлений.

Проблема исследования: каковы историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века в образовательных организациях?

Выявленные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили обращение к следующей теме «Историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в образовательных организациях».

Цель исследования: выявить и обосновать историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в современных образовательных организациях.

Объект исследования: непрерывное музыкальное образование, основанное на взаимодействии основного и дополнительного образования, общеразвивающего и профессионального направлений, включенное в музыкальный континуум.

Предмет исследования: историко-педагогические основы освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в современных образовательных организациях.

Гипотеза исследования. Освоение обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в образовательных организациях будет эффективным, если:

разработана и реализована Концепция освоения современной отечественной музыкальной культуры;

изучение музыкальной культуры будет базироваться на целостном представлении о необходимости организации музыкального континуума в целях создания неразрывной взаимосвязи со всеми явлениями и тенденциями культуры данной эпохи на основе разработанной научной концепции освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века;

разработан терминологический аппарат, который охватывает основные понятия, важные для освоения современной музыкальной культуры обучающимися, структурирующий их представления о «музыкальном континууме», «современной академической музыке», «массовой музыке»;

при реализации концепции учитываются социально-культурные предпосылки освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века (аспект противоречий государственной политики в сфере культуры и образования; аспект преемственности; аспект непрерывности образования; аспект возрастного соответствия требований и видов деятельности; аспект культуросообразности образования);

реализовано взаимодействие профессионального и общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании;

обоснованы и реализованы следующие педагогические условия: создание развивающей культурно-образовательной среды; углубление содержания занятий с учетом современного этапа становления культуры; внедрение инновационных технологий и методик образовательного процесса; мониторинг на основе разработанных критериев и уровней освоения музыкальной культуры конца ХХ -начала ХХI века;

организовано педагогическое обеспечение музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся на разных этапах непрерывного музыкального образования в русле проблематики современной музыкальной культуры.

Задачи исследования:

  1. провести системный анализ философско-эстетической, исторической, педагогической, психологической, музыковедческой литературы и обобщить его результаты в целостной концепции, опирающейся на закономерности этого процесса с учетом требований непрерывного музыкального образования;

  2. раскрыть содержание и структуру концепции освоения современной отечественной музыкальной культуры в системе блоков: целевом, методологическом, содержательном, организационном, результативном и моделей: музыкального континуума в его взаимосвязи с явлениями и тенденциями развития культуры конца ХХ - начала ХХI века; соотношения и взаимодействия профессионального и общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании;

3) сформулировать терминологический аппарат, соответствующий цели и основным
направлениям исследования;

4) выявить социально-культурные предпосылки разработки концепции освоения
отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века и обосновать
компоненты освоения современной музыкальной культуры;

5) разработать педагогические модели освоения современной музыкальной
культуры в практике непрерывного образования;

6) обосновать педагогические условия освоения музыкальной культуры конца ХХ -
начала XXI века, значимые для музыкально-творческого развития обучающихся
разного возраста, механизмы их реализации, и апробировать педагогическое
сопровождение музыкально-творческого развития обучающихся в практике
непрерывного музыкального образования с учетом его и профессионального и
общеразвивающего направлений.

Методологической основой исследования являются:

- теории, концепции и идеи, раскрывающие сущность взаимоотношений
пространства и времени, пространственно-временного континуума (Аристотель, А.
Бергсон, Н.А. Бердяев, Дж Бруно, В. Виндельбанд, Г.В.Ф. Гегель, Н.Я. Данилевский,
Демокрит, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Г. Зиммель, Н. Кузанский, И. Ньютон, Платон,
Птолемей, Г. Риккерт, С.Л. Франк, О. Шпенглер, КГ. Юнг, Эвклид, А. Эйнштейн и

др);

теории ХХ века, направленные на исследование закономерностей культуры в контексте представлений о ее хронотопе (Р. Барт, Ж. Батай, Х.-Г. Гадамер, Ж. Делез, Ж. Деррида, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, А. Моль, М. Фуко, М. Хайдеггер, К. Ясперс);

труды отечественных мыслителей (М.М. Бахтин, В.С. Библер, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Ю.М. Лотман, П.А. Сорокин, П.А. Флоренский) и зарубежных (Т. Адорно, Р. Барт, М. Вебер, Г. Гадамер, Ж. Деррида, В. Дильтей, Р. Ингарден, К. Леви-Стросс, Х. Ортега-и-Гассет, П. Тейяр де Шарден, М. Хайдеггер, А. Швейцер и др.), посвященные пространственно-временному континууму, проблемам формирования модернизма и постмодернизма, а также специфике массовой культуры;

теория формирования семиосферы в культуре ХХ века Ю.М. Лотмана;

труды Д. Белла, М. Блока М. Маклюэна, Г. Маркузе, А. Моля, А.Дж. Тойнби, Э. Тоффлера, П. Тейяра де Шардена, М. Фуко, Ф. Фукуямы, X. Уайта, А. Швейцера, К. Ясперса и др., раскрывающие влияние научно-технического прогресса (информационно-коммуникативных технологий, массмедиа, различных глобальных коммуникаций, сотовой связи, Интернета и т.д.) на культуру;

фундаментальные труды, посвященные истории развития отечественной музыкальной культуры и анализу музыкальных произведений - работы Б.В. Асафьева, Л.Б. Закса, М.С. Кагана, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, В.С. Ценовой и др.;

концептуальные идеи художественного образования (в широком понимании этого термина) и творческого развития в процессе погружения в пространство искусства (А.И. Буров, В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский);

исследования в области музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Л.В. Горюнова, Т.А. Коломинский, Е.Д. Критская, Т.В. Надолинская, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.И. Уколова, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.).

труды, посвященные исследованию проблем и задач системы непрерывного образования в ее приложении к музыкальному искусству (А.Г. Асмолов, В.И. Горовая, В.А. Горохов, Л.А. Коханова, М.Н. Костикова, А.Н. Лейбович, Т.Э. Мангер, В.П. Соловьев);

положения об инновационном потенциале педагогических технологий и методик (Д. Дьюи, А.А. Зайцев, М.В. Кларин, С.Н. Лысенкова, Г.К. Селевко, И.Б. Сенновский, В.В. Сериков, П.Я. Юцявичене и др.);

исследования, посвященные области профессионального образования (А.А. Вербицкий, Г.В. Мухаметзянова, А.М. Новиков, Дж. Равен и др.);

исследования, посвященные теории дополнительного образования (В.В. Белова, В.А. Березина, Б.В. Всесвятский, В.А. Горский, А.У. Зеленко, Е.А. Звягинцева, Н.Н. Иорданский, Т.Л. Марголина, СТ. Шацкий и др.).

В процессе работы применялись следующие методы:

изучение и системный анализ литературы по философии, эстетике, искусствознанию, истории, педагогике, психологии, мемуарной литературе, архивным материалам; синтез концептуальных теоретических позиций, установление ведущих тенденций в современной теории и практике на основе теоретико-эмпирического анализа существующих систем музыкального образования;

обоснование и формулировка понятий, отраженных в терминологическом аппарате исследования; теоретическое моделирование;

метод педагогического эксперимента по апробации и внедрению концепции освоения обучающимися музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века на всех этапах непрерывного музыкального образования;

педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование, анализ результатов творческой деятельности обучающихся на всех этапах непрерывного музыкального образования.

Опытно-экспериментальная база: организации непрерывного музыкального образования как профессионального, так и общеразвивающего направлений -общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, специальные музыкальные школы-десятилетки, музыкальные колледжи, музыкальные и музыкально-педагогические вузы. За время экспериментальной работы в исследовании приняли участие более тысячи обучающихся и около 160 педагогов. Разработанные модели, технологии и дидактические конструкции освоения современной отечественной музыкальной культуры внедрялись в работу

образовательных организаций, среди них: общеобразовательные школы – МАОУ «Гимназия № 10», МАОУ «Гимназия № 33» (г. Пермь), ГБОУ «Школа № 1234», ГБОУ «Школа № 1748», ГБОУ СОШ № 1259, ГБОУ СОШ № 1619 имени М.И. Цветаевой, ГБОУ «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника» (г. Москва), МБОУ СОШ № 1 г. Красновишерск Пермского края, МОУ Гимназия № 24 г. Люберцы Московской области, МБОУ «Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля» г. Смоленска и др.; музыкальные школы – ГБОУ ДПО «ДМШ им. Ф.И. Шаляпина», ГБУДО «Детская музыкальная школа имени С.И. Танеева», ГБУДО «ДМШ им. Н.П. Ракова», ГБУДО «ДШИ им. М.А. Балакирева» (г. Москва), ДМШ № 2 (г. Электросталь), ГАУК «Культурный центр ЗИЛ», детский хор «Радуга» (г. Москва), МБОУ ДО «Хиславичская детская школа искусств» (Смоленская область) и др.; колледжи – Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина, и др.; вузы – ФГБУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ); ОГБОУ ВО «Cмоленский государственный институт искусств», ФГАОУ ВО ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал); Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) и др. Исследование включало в себя следующие этапы:

- поисковый этап (2008–2009 гг.) – изучение и анализ литературы по теме
исследования, обобщение педагогического опыта в области непрерывного
музыкального образования; выявление методологических основ и современных
тенденций музыкального образования, определение цели, объекта и предмета
исследования, формулировка гипотезы и задач исследования; проведение мероприятий
констатирующего этапа эксперимента;

- этап уточнения гипотезы и положений концепции (2010–2012 гг.) –
уточнение гипотезы, оптимального содержания экспериментальной части работы,
методов музыкально-творческого развития обучающихся; выявление, разработка
историко-педагогических основ и педагогических моделей; определение
педагогических условий освоения музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века
обучающимися разного возраста, контекста музыкально-творческой деятельности в
процессе освоения отечественной музыкальной культуры и критериев оценки уровня и
качества этого многоаспектного процесса; разработка положений концепции и их
уточнение;

этап апробации концепции в педагогической практике (2013–2017 гг.) – апробация концепции освоения музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века на различных ступенях непрерывного музыкального образования в организациях основного и дополнительного образования; выявление наиболее значимых социально-культурных предпосылок и компонентов освоения музыкальной культуры; изучение динамики музыкально-творческого развития обучающихся в процессе освоения отечественной современной музыкальной культуры;

обобщающий этап (2017 г. – по настоящее время) – оформление текста, окончательная формулировка выводов и методических рекомендаций, проверка и корректировка положений диссертации.

На всех этапах экспериментальной работы осуществлены подготовка и публикация научных монографий и статей по теме исследования, организация и

проведение конференций, семинаров и круглых столов, отвечающих содержанию данной диссертации.

Личный вклад соискателя состоит в следующем:

в выявлении и теоретическом обосновании историко-педагогических основ освоения музыкальной культуры, ведущих тенденций непрерывного музыкального образования;

в разработке концепции освоения обучающимися музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в современных образовательных организациях, в определении закономерностей и принципов этого процесса применительно к требованиям непрерывного музыкального образования;

в обосновании и формулировке понятий, составляющих терминологический аппарат исследования;

в раскрытии социально-культурных предпосылок, которые оказывают влияние на процесс освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века и его содержательных компонентов;

в обосновании интеграционной специфики отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века и ее влияния на музыкально-творческое развитие обучающихся разного возраста;

в разработке педагогических моделей: музыкального континуума конца ХХ -начала ХХI века, соотношения и взаимодействия профессионального и общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании;

в выявлении и обосновании эффективности реализации педагогических условий освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века, значимых для музыкально-творческого развития обучающихся разного возраста;

в разработке педагогического обеспечения музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся на разных этапах непрерывного образования, включая инновационные технологии и методики освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века;

в проведении экспериментального исследования на широкой опытной базе, включающей общеобразовательные школы, организации дополнительного, среднего профессионального и высшего образования;

в систематизации полученных данных и представлении итогов теоретической и экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

впервые выявлены историко-педагогические основы, и разработана Концепция освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века обучающимися на разных ступенях непрерывного образования, что до настоящего времени не получило должного анализа в теоретико-методологическом и методическом аспектах;

впервые определены сущностные характеристики музыкального континуума: а) непрерывное взаимодействие в пространстве-времени эпохи музыкальных форм и стилей, составляющих народную, классическую и массовую (эстрадно-развлекат

среду, повседневно окружающую человека. Доказано, что включение обучающихся в представления о музыкальном континууме актуализирует для них личностную значимость освоения музыкальной культуры как источника знаний об окружающем мире;

- впервые раскрыта интеграционная специфика отечественной музыкальной
культуры конца ХХ - начала XXI века;

разработан терминологический аппарат, охватывающий основные понятия концепции и структурирующего представления обучающихся о «музыкальном континууме», «современной академической музыке», «массовой музыке»;

обоснованы теоретико-методологические положения разработки концепции освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века: опора на аксиологический, системно-деятельностный, личностно ориентированный подходы, идеи культуроцентристской парадигмы образования и принципы природосообразности, культуросообразности, преемственности и непрерывности приобщения обучающихся к художественным открытиям и образному языку современной музыки в процессе их музыкальной подготовки;

впервые выявлены и раскрыты социально-культурные предпосылки освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в таких аспектах, как аспект противоречий государственной политики в сфере культуры и образования; аспект преемственности; аспект непрерывности образования; аспект возрастного соответствия требований и видов деятельности; аспект культуросообразности образования и историко-культурного, эмоционально-образного, технологического компонентов;

впервые обоснованы и апробированы в практике педагогические условия освоения отечественной музыки конца ХХ - начала ХХI века в процессе музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся на разных ступенях непрерывного музыкального образования: создание культурно-образовательной среды; углубление содержания занятий с учетом специфики современной музыкальной культуры; внедрение инновационных технологий и методик образовательного процесса, в том числе на основе раскрытия образовательных возможностей информационных технологий, интернет-ресурсов, различных медиасредств;

впервые определены и систематизированы критерии музыкально-творческого развития обучающихся в процессе освоения современной музыки на всех этапах непрерывного музыкального образования. Доказано, что мониторинг на основе выделенных критериев и уровней освоения музыкальной культуры является достаточно объективным и содействует совершенствованию образовательного процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит:

во внесении значимого вклада в теорию музыкальной педагогики и музыкального образования и обоснования необходимости изучения современными школьниками и студентами отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века;

в выявлении и обосновании закономерностей освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века, опоре на историко-педагогические основы это процесса, что требует глубокого анализа и оценки музыкально-образовательного опыта выдающихся современных композиторов;

включение образования в современный музыкальный континуум; соответствие возрастным особенностям обучающихся; ценностность осмысления музыкальных произведений и творческих биографий музыкантов; метапредметность в выборе и изложении учебного материала; событийность и диалогичность построения занятий; целостность методологических подходов и концептуальных позиций в организации освоения современной музыкальной культуры. Данные закономерности являются фундаментом педагогического обеспечения реализации концепции освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века обучающимися на разных ступенях непрерывного музыкального образования;

- в разработке и реализации концепции освоения обучающимися отечественной
музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века в практике непрерывного
образования;

в разработке и обосновании педагогических моделей и влияния их взаимодействия на процесс освоения отечественной современной музыкальной культуры: модели музыкального континуума конца ХХ - начала ХХI века, модели соотношения и взаимодействия профессионального и общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании;

в определении специфики музыкально-творческого развития обучающихся в процессе освоения современной музыкальной культуры;

в теоретической разработке критериев освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века современными обучающимися. Среди них: когнитивный критерий, отражающий уровень освоения знаний о музыкальной культуре; критерий готовности к пониманию, воспроизведению и интерпретации музыкальных произведений; критерий развитости рефлексии и объективности эстетической оценки; критерий эстетического суждения (логика, аргументация, развернутость ответа); мотивационный критерий, отражающий уровень готовности к самостоятельному расширению знаний; критерий ценностного отношения к современной музыкальной культуре.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении необходимости, возможности музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся на всех этапах непрерывного образования в процессе освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI века.

В практику непрерывного образования внедрены модели музыкального континуума конца ХХ - начала ХХI века, соотношения и взаимодействия профессиональных и общеразвивающих направлений, Концепция освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры данного периода.

Разработанные критерии освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века являются современным диагностическим инструментарием и позволяют осуществлять достаточно объективную оценку уровня их музыкально-творческого развития на всех ступенях непрерывного музыкального образования, раскрывать динамику этого процесса.

В диссертации представлены методические рекомендации по освоению отечественной музыкальной культуры конца ХХ - начала XXI века обучающимися на занятиях музыкой в основной школе. Описаны инновационная технология «Дидактическая конструкция включения современного музыкального материала в процесс обучения в непрерывном музыкальном образовании (на примере творчества

выдающегося отечественного композитора С.А. Губайдулиной)»; технология идентификации с художественной формой, со средствами выразительности, которая опирается на идеи имитационного обучения, синестетические приемы, подключение и активизацию сенсорного мышления. Данные технологии позволяют представить обучающимся, как можно органично соединять в музыке духовные искания с новаторскими формами и средствами выражения, что является высшей целью искусства.

Представлены программы для современных образовательных организаций по изучению музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века. Внедрение разработанных программ, технологий и методик позволяет изучать произведения современных отечественных композиторов на уроках по разным учебным дисциплинам, расширяя учебный процесс музыкальным материалом, а также привлекать возможности других видов искусства.

Разработанные программы, технологии и методики музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся, диагностический инструментарий могут быть реализованы педагогами-практиками в области общего и дополнительного образования, преподавателями колледжей и вузов. Результаты исследования могут также применяться в различных учебных курсах на всех уровнях музыкального и музыкально-педагогического образования, в области переподготовки и повышения квалификации педагогов-музыкантов; в деятельности методических объединений с целью совершенствования непрерывного музыкального образования молодежи.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования

обеспечивается опорой на развернутую методологическую базу, соответствующую поставленным в исследовании задачам, совокупными методами исследования, его продолжительностью, всесторонней проверкой его положений и выводов на широком экспериментальном «поле», привлечением комплекса методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе профессиональной деятельности автора диссертационного исследования в качестве старшего научного сотрудника, ученого секретаря, заместителя директора и директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» на протяжении 9 лет. Результаты исследования апробировались в процессе подготовки и проведения ряда международных и всероссийских научных конференций и семинаров.

Наиболее значимые из них: «Искусство, дизайн и современное образование» РГСАИ (23-24 мая 2016 г.); «Музыкальное образование и воспитание в российской провинции» ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» (1 июня 2016 г.); «Методы выявления и пути развития одаренности» ФГБУ «Российская академия образования» (29 сентября 2017 г.); «Актуальные проблемы эстетического воспитания и художественного образования детей» ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества» (17-18 октября 2017 г.); «Достояние России. Народная художественная культура – детям» ФГБНУ «ИХОиК РАО» (4 ноября 2017 г.); «Науки об образовании и образовательная практика: тенденции развития» ФГБУ «Российская академия образования» (22 ноября 2017 г.); «Современное художественное образование: практико-ориентированный подход» ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» (23-24 ноября 2017 г. Режим доступа: ); «Современное образование как фактор устойчивости

в системе «общество–школа–выпускник» ГБОУ Школа № 2010 им. Героя Советского
Союза М.П. Судакова (9–11 апреля 2018 г. Режим доступа:

; (23–27
июля 2018 г. Режим доступа: ) и др.

Результаты исследования апробировались в процессе руководства

инновационной базой Института, охватывающей различные города и регионы нашей страны – Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород и Нижегородская область, Екатеринбург, Казань, Пермь и Пермский край, Смоленск, Орел, Анапа и Краснодарский край, Таганрог, Барнаул, Ульяновск, Ярославль, Набережные Челны, Нижнекамск, Новосибирск, Якутск и др.

Разработанные модели, технологии и дидактические конструкции освоения современной отечественной музыкальной культуры внедрены в работу таких образовательных организаций, как общеобразовательные школы: МАОУ «Гимназия № 10», МАОУ «Гимназия № 33» (г. Пермь), ГБОУ «Школа № 1234», ГБОУ «Школа № 1748», ГБОУ СОШ № 1259, ГБОУ СОШ № 1619 имени Цветаевой, ГБОУ «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника» (г. Москва); МБОУ СОШ № 1 г. Красновишерск Пермского края; МОУ Гимназия № 24 г. Люберцы Московской области, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля» г. Смоленска и др.; музыкальные школы ГБОУ ДПО «ДМШ им. Ф.И. Шаляпина», ГБУДО «Детская музыкальная школа имени С.И. Танеева», ГБУДО «ДМШ им. Н.П. Ракова», ГБУДО «ДШИ им. М.А. Балакирева» (г. Москва); ДМШ № 2 (г. Электросталь); ГАУК «Культурный центр ЗИЛ», детский хор «Радуга» (г. Москва), Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Хиславичская детская школа искусств» (Смоленская область) и др.; колледжи – Московский областной базовый музыкальный колледж им. А.Н. Скрябина; и др.; вузы – Областное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Cмоленский государственный институт искусств» и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Приобщение обучающихся к новейшим проявлениям музыкальной культуры и их
освоение в непрерывном образовании актуальная задача современной педагогической
науки, так как сегодня в процессе изучения академической музыки происходит
формирование ценностных ориентаций молодежи, развивается готовность к
осмысленному, личностному, взвешенному отношению к реалиям современного этапа
развития культуры, к выбору собственного пути, что способствует продуктивному
вхождению личности в социокультурное поле не только в настоящее время, но и в
будущем. При этом в процессе освоения музыкальной культуры необходимо
учитывать специфику ее природы в единстве деятельности «композитор–исполнитель–
слушатель» и выделять специальные методы, связанные с практическими формами
обучения.

2. Историко-педагогическими основами освоения отечественной музыкальной
культуры конца ХХ – начала ХХI века являются: а) признание ценности современной
отечественной музыкальной культуры в личностном становлении обучающихся; б)

раскрытие для обучающихся глубокого содержания исторически сложившихся этапов
становления современной музыкальной академической музыки, что составляет основу
музыкального ценностного взаимодействия растущего человека с миром; в) опора на
полилогичный способ смыслообразования, что позволяет создавать диалоговые
сопряжения обучающегося и музыкального произведения, обостряя восприятие
интеллектуальной информации за счет эмоционального переживания в процессе
освоения музыкальной культуры; г) педагогически организованный процесс освоения
современной музыкальной культуры, что способствует формированию резистентности
эстетического вкуса обучающихся; д) учет психолого-педагогических позиций,
которые затрагивают область психологии художественно-творческой деятельности
личности, развития творческих способностей; е) положение о том, что процесс
освоения современной музыкальной культуры взаимосвязан с поступательным
развитием музыкального образования; ж) поддержка

активной творческой музыкальной деятельности обучающихся с учетом характерных тенденций современной музыкальной культуры; з) гуманитаризация культурно-образовательной среды организаций с участием различных учреждений культуры; и) осуществление фундаментальной, просветительски ориентированной подготовки музыкально-педагогических кадров.

3. Освоение отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в
современных образовательных организациях становится продуктивным при опоре на
концепцию, в основу которой входят: а) закономерности освоения обучающимися
отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века: опора на
историко-педагогические основы этого процесса, что требует глубокого анализа и
оценки музыкально-образовательного опыта выдающихся современных композиторов;
включение образования в современный музыкальный континуум; соответствие
возрастным особенностям обучающихся; ценностность осмысления музыкальных
произведений и творческих биографий музыкантов; метапредметность в выборе и
изложении учебного материала; событийность и диалогичность построения занятий;
целостность методологических подходов, концептуальных позиций в организации
освоения современной музыкальной культуры; б) принципы культуросообразности и
природосообразности, непрерывности и преемственности. Методологически данная
Концепция опирается на основополагающую идею культуроцентристской парадигмы
образования о необходимости построения образовательного процесса с учетом
культурного наследия, а также на взаимодействие теоретических позиций
аксиологического, личностно ориентированного и системно-деятельностного
подходов.

4. Внедрение в практику непрерывного образования концепции освоения
отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в современных
образовательных организациях эффективно реализуется посредством взаимодействия
следующих педагогических моделей: а) модели музыкального континуума конца ХХ –
начала ХХI века; б) модели соотношения и взаимодействия профессионального и
общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании. Данные
модели включены в блоки реализации концепции: целевой, методологический,
содержательный, организационный, результативный. В этом процессе учитываются
также социально-культурные предпосылки (аспекты противоречий государственной
политики в сфере культуры и образования политики, преемственности, непрерывности

образования, возрастного соответствия требований и видов деятельности,
культуросообр7азности образования) и содержательные компоненты освоения
музыкальной культуры – историко-культурный, эмоционально-образный и

технологический.

5. Педагогическими условиями освоения современными обучающимися
музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века, которые обеспечивают
музыкально-творческое развитие обучающихся на всех этапах непрерывного
музыкального образования, являются: создание культурно-образовательной среды;
углубление содержания занятий с учетом специфики современной музыкальной
культуры; внедрение инновационных технологий и методик образовательного
процесса, в том числе на основе раскрытия образовательных возможностей
информационных технологий, интернет-ресурсов, различных медиасредств;
постоянный мониторинг на основе выделенных критериев и уровней освоения
музыкальной культуры.

6. Определение качества образовательного процесса в ходе освоения отечественной
музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века объективно осуществляется на
основе следующих критериев: когнитивный критерий (уровень освоения знаний);
критерий готовности к пониманию, воспроизведению и интерпретации музыкальных
произведений; критерий развитости рефлексии и объективности эстетической оценки;
критерий эстетического суждения (логика, аргументация, развернутость ответа);
мотивационный критерий готовности к самостоятельному расширению знаний;
критерий ценностного отношения к музыкальной культуре и уровней, составивших в
своей совокупности диагностический инструментарий исследования, что позволяет на
постоянной основе уточнять и совершенствовать содержание разработанной системы.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав,
включающих в себя параграфы, заключения, списка литературы (364 источника на
русском и английском языках) и приложений, состоящих из тезауруса, программы
внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Юные любители
современной отечественной музыки (опыт поисковой исследовательской

деятельности)»; программы внеурочной деятельности по общекультурному
направлению «Школьное научное общество исследователей современной

отечественной музыкальной культуры ACADEMICA MUSICA» для обучающихся 10-го класса среднего общего образования; дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Отечественная музыкальная культура конца XX – начала XXI века» для обучающихся 14–16 лет.

Диссертация включает 5 схем, 6 рисунков, 14 таблиц и 8 диаграмм.

Процесс освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ– начала ХХI века как актуальная педагогическая проблема

В данном параграфе раскрываются сущность и содержание основных понятий исследования: музыкальный континуум, классическая музыка, массовая музыка, непрерывное образование; обосновывается необходимость освоения современной отечественной музыкальной культуры в процессе музыкального образования; с позиций исследуемой проблемы определяется понятие «современная музыка». Рассмотрено понятие «освоение музыкальной культуры», которое трактуется, как комплексный процесс освоения информации об этапах и особенностях становления музыкальной культуры посредством интеллектуальных и эмоциональных усилий субъекта образовательного процесса, организованного на основе педагогического сопровождения. Освоение музыкальной культуры неотделимо от включения обучающихся в мир общечеловеческих ценностей, составляющих культуру и традиции мира и родной страны.

Музыкальная культура является важнейшей составляющей культуры человечества в целом на всех этапах его развития [3]. На протяжении ХХ века решающие глобальные изменения и потрясения – мировые войны, терроризм, появление неизвестных ранее заболеваний, изменения климата и открывшиеся человечеству бездны космоса породили в музыкальном искусстве максимальное напряжение, достигаемое композиторами с помощью сверхдиссонансных созвучий, новых грандиозных составов оркестров, сочетания акустических и электронных музыкальных инструментов, темповых и ритмических крайностей, которые, оглушая и поражая в момент своего возникновения, очень скоро становятся мейнстримом1 (в наше время этот термин иногда употребляется в смысле выражения «серые будни», и это говорит о том, что при всем своем напоре и мощном влиянии на психику человека музыка, в которой применяются сверхзвучания разного рода, попадая в орбиту массового искусства очень скоро становится «обыкновенной»).

Примером здесь может послужить ставшее обыденным восприятие современной молодежью такого направления музыкального искусства, как тяжелый рок, который существует для многих подростков постоянно как звуковой фон их жизни, несмотря на доказанное учеными – педагогами, психологами, музыковедами – во многом отрицательное влияние подобных звучаний на психику человека [7, c. 103-105].

По мнению исследователей, стихийно складывающаяся музыкальная среда, значительную часть которой составляют коммерческие формы музыки, негативно влияет на психологическое состояние слушателей. «Такие признаки, как полимодальность и динамичность стихийно складывающейся музыкальной среды обеспечивают ее высокую проницаемость и влиятельность на молодежную аудиторию, а непредсказуемость и преобладание коммерческих форм музыки придают ей потенциально опасный для общества характер. Навязчивые ритмы и агрессивные созвучия, попадая в резонанс с определенными, «первобытными» ритмами человеческого организма подавляют его интеллектуальные и духовные сферы, превращая сообщество граждан в толпу» [129, с.12].

А.Н. Сохором разработаны теоретические положения о том, что музыкальная культура как целостный феномен представляет собой иерархичную систему отношений. В эту систему включены не только знаки и тексты, но и философско-эстетические нормы и позиции, которые определяют ценность музыкального искусства. Также в эту систему включаются, по мнению ученого, и все виды музыкальной деятельности. Частями системы

1 Мейнстрим – от англ. mainstream – основное течение – характерное для определенного времени и наиболее массовое направление в области культуры в противоположность немассовым –альтернативным, элитарным направлениям, а также таким направлениям, как андеграунд и артхаус. являются и субъекты, и объекты, и учреждения, обслуживающие функционирование музыкальной культуры в обществе [255, с. 14].

В настоящее время происходит последовательная реализация ряда государственных стратегий и концепций, направленных на развитие образования и воспитания на всех возрастных уровнях.

Это, в первую очередь, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497, в редакции от 02.02. 2017 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р), Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года №1642) и др., В документах выделены основные позиции, утверждающие значимость модернизации образования для развития инновационной экономики, т.к. именно образование является основой для социально-экономического развития, постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к требованиям динамично меняющегося мира [146].

В этих документах определяется роль непрерывного образования, обладающего такими качествами, как динамизм, мобильность, гибкость, открытость к внешним запросам, что обусловлено активным применением проектных методов, проведением конкурсов и фестивалей, направленных на выявление и поддержку лидеров образования, которые успешно реализуют новые подходы в практике. Кроме того, значимыми качествами являются адресность ресурсной поддержки педагогических инициатив, комплексность подходов, что обеспечивает вовлеченность всех субъектов образовательного процесса в самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования.

В государственных концепциях подчеркивается, что в этом контексте образование позволяет сохранять достижения известных в мире научных школ, достижения культуры, выращивать новое поколение ученых и творцов, которые создают фундаментальные научные исследования, выдающиеся произведения искусства [144].

Очевидно, что непрерывное музыкальное образование требует в процессе модернизации проведения и апробации отвечающих современному запросу исследований, которые посвящены разработке новых методов изучения и освоения творческих высказываний авторов. Так осуществляется взаимосвязь образования и развития культуры, формируются эстетические представления молодежи. Следовательно, приоритетная задача обеспечения инновационного характера образования, которая постоянно заявляется в ключевых государственных документах последнего времени, не может быть решена без погружения в создаваемые в современную эпоху произведения и проявления творческой мысли художников, композиторов, театральных деятелей [145].

Содержание музыкального образования в теоретическом аспекте опирается на позиции педагогически оправданной системы освоения музыкальных знаний, навыков и умений, имеющей воспитательное направление и взаимосвязанной с опытом самостоятельной музыкально творческой деятельности, эмоционально-нравственного отношения обучающихся к действительности и процессом поступательного музыкально творческого развития. Освоение отечественной музыкальной культуры в процессе непрерывного музыкального образования включает:

- музыкальный материал, освоение которого направлено на развитие эстетического и культурного опыта личности;

- информацию о музыкальной культуре – ключевые знания и частную фактологию о творчестве выдающихся академических композиторов и исполнителях современности;

- формирование музыкальных умений и навыков.

Теоретические положения понимания музыкальной культуры и музыки как вида искусства включают:

1) обобщенные ключевые положения музыкальной теории, способствующие формированию целостного представления о музыкальной культуре. Данные положения характеризуют сущность музыкальной культуры как социального явления. Важно также раскрыть для обучающихся роль музыкальной культуры в общественной жизни. В этом случае внимание сосредоточивается на жанровых и стилевых особенностях музыки, связи творческой биографии композитора или исполнителя с историческими характеристиками эпохи и т.п.;

2) частные знания о музыкальном искусстве. Например, знания о выразительности музыкального языка, ритме и др., знания об истории создания музыкального произведения.

Новейшие формы музыкального высказывания представляют ряд трудностей для педагогов и обучающихся [1]. Включение столь сложного музыкального содержания в образовательные программы является многоаспектной задачей как для теоретиков [3], так и для практиков непрерывного музыкального образования [8].

В исследовании определена значимость включения образования в контекст эпохи, т.е. в пространство и время, в котором осуществляется развитие культуры. В логику исследования введено понятие музыкального континуума.

Музыкальный континуум – это пространственно-временное состояние всей музыкальной культуры человечества, которое продолжается в течение всех исторических эпох и включает в себя не только народную, классическую и массовую музыку, но и, что особенно важно в контексте диссертации, рождающуюся в каждый момент существования музыкального континуума музыку сегодняшнего дня – современную музыку.

Содержательные характеристики концепции освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века

Разработка концепции освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в музыкальном континууме образовательной среды, раскрытие ее содержания и структуры, а также апробация ее на практике в условиях непрерывного образования являются важнейшей задачей данного исследования.

Понятие «концепция» (от лат. conceptio – схватывание, понимание) трактуется в справочной литературе как определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Вместе с тем, в более современных изданиях, таких, например, как «Новая философская энциклопедия» под редакцией В.С. Степина; авторы специальное внимание обращают на тот факт, что сам акт постижения смыслов в концепции происходит в процессе речевого обсуждения, а его результат представлен в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий.

Концепция связана с разработкой и развертыванием знания, которое, в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты – устойчивые смысловые сгущения, возникающие в функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации.

Кроме того, отмечается, что элементы концепции, все ее составляющие коррелируют с целостностью личного опыта ее автора. И если английские эмпирики, такие, как В. Гамильтон и Ш.Х. Ходжсон, признающие в концепции важность перцептивного опыта все же подчеркивали ее специфику, выражающуюся в особой концентрации внимания, то современные авторы связывают личностный перцептивный опыт с воображением, метафорой, системой тропов, что было отмечено нами в п. 1.1.

Более того, такие представители постмодернизма, как Ж. Делз и Ф. Гваттари на вопрос «Что такое философия?» отвечают, что философия – это ни что иное, как «творчество концептов».

В своей книге «Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем» профессор А.Г. Теслинов, в свою очередь, приводит примеры гуманитарных взглядов на феномен концепта. Среди них:

«концепт» – это способ познания реальности – «познание является или интуитивным или концептуальным (И. Кант);

«концепт» – работа или результат восстановления целостности перцептивного опыта (В. Гамильтон, Ш.Х. Ходжсон);

«концепт» – это некая индивидуальная познавательная форма, работающая на основе символизации интуиции над смыслопорождением данности (С.А. Алексеев-Аскольдов);

«концепт» – это смысловая единица метаязыка, это «смысловая форма, возникающая и функционирующая в… контекстах дискурсивных практик» (С.С. Неретина) и др.

Таким образом, концепт, составляющий основу любой концепции – это развивающаяся, «живая» категория, возникающая на основе личного опыта исследователя, природа которой носит коммуникативный характер и связывает формы коммуникации и формы сознания.

Схематически строение концепции представлено на таблице 3.

Эффективность реализации концепции, представленной в данном исследовании, связывается с целостным представлением о музыкальном континууме, связью с явлениями и тенденциями культуры рассматриваемого времени, опорой на выявленные историко-педагогические основы.

Она может быть достигнута в том случае, если:

- будет создан терминологический аппарат, охватывающий основные понятия, важные для освоения современной музыкальной культуры обучающимися, структурирующий их представления о «музыкальном континууме», «современной академической музыке», «массовой музыке»;

- музыкальная подготовка обучающихся будет осуществляться на основе принципов культуросообразности и природосообразности, непрерывности и преемственности в освоении ценностей, содержащихся вмузыкальных произведениях конца ХХ – начала XXI века;

- будет реализовано взаимодействие профессионального и общеразвивающего направлений в непрерывном музыкальном образовании;

- содержание занятий будет учитывать влияние внешних формирующих и направляющих процесс освоения отечественной музыкальной культура конца ХХ – нала XXI века социально-культурных предпосылок, включая аспект противоречий государственной политики в сфере культуры и образования;

- аспект преемственности; аспект непрерывности образования; аспект возрастного соответствия требований и видов деятельности; аспект культуросообразности образования;

- будут созданы возможности для освоения обучающимися музыки конца ХХ – начала ХХI века в таких ее компонентах, как историко-культурный, эмоционально-образный, технологический;

- будут внедрены следующие педагогические условия: создание развивающей культурно-образовательной среды; углубление содержания занятий с учетом современного этапа становления культуры; внедрение инновационных технологий и методик образовательного процесса; мониторинг на основе разработанных критериев и уровней освоения музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века;

- будет организовано педагогическое сопровождение музыкально-творческой деятельности и развития обучающихся на разных этапах непрерывного музыкального образования.

Развитие концепции носит коммуникативный характер – она складывается в процессе разнообразного общения, обсуждения и критики включенных в нее концептов – с научными источниками, авторами программ и методик, учителями-практиками, коллегами.

Концепция – первый, но важнейший шаг в создании теории, и именно поэтому в данном исследовании ей придается особое значение.

Предлагаемая в данном исследовании Концепция представляет собой систему базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению актуальных проблем освоения обучающимися отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века в современных образовательных организациях.

Актуальность Концепции определяется тем, что на протяжении ХХ века произошли кардинальные изменения в жизни человечества, повлекшие появление новых черт музыкального искусства. Решающая роль в этом процессе принадлежит техническому прогрессу, позволившему не только далеко продвинуться в отношении новых технологий искусства, но и преобразовать художественную среду, изменив сам язык искусства.

В связи со сложностью восприятия современного академического искусства внимание большей части населения привлекает массовая культура. В результате искусство сводится к пониманию музыкального произведения как продукта сферы услуг и товарно-денежных отношений, простого в восприятии и понятного без специальной подготовки. По этой причине традиционное соотношение составляющих музыкальной культуры – классической, фольклорной и массовой музыки – все больше изменяется в сторону массовой культуры под влиянием процессов глобализации и развития медиасферы в целом.

Внедрение инновационных педагогических технологий освоения отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века

Проблематика, рассматриваемая в данном параграфе, является достаточно объемной и охватывает широкие сферы образовательного процесса, включая его методологию, вопросы внедрения принципов, направлений, технологий, методов освоения современной музыкальной культуры в практике непрерывного образования, а также специфику приобщения обучающихся к художественным открытиям отечественной музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века.

Существует ряд классификаций общедидактических методов, подробно перечисленных исследователями. Так, П.И. Пидкасистым [218, с. 238-256] показано, что общедидактические методы универсальны и, безусловно, применимы и к освоению музыкальной культуры. С точки зрения Э.Б. Абдуллина и Е.В. Николаевой, необходимо, однако, при этом учитывать специфику природы музыкальной культуры как вида искусства в единстве деятельности композитор-исполнитель-слушатель и, соответственно, выделять специальные методы, связанные, в основном, с практическими формами обучения [1]. Этой точки зрения придерживаются и другие ученые (Л.А. Безбородова, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский и др.).

В таблице 6 приведена обобщающая классификация общедидактических методов обучения по внешним формам получения знаний, навыков и умений с учетом специфики музыкального образования, выстроенная в контексте тематики диссертационного исследования.

Особое место в ряду методов музыкального образования занимают арттерапевтические методы (вокалотерапия, ритмотерапия, музыкотерапия), которые направлены на регуляцию психологического состояния учащихся средствами музыки и специально созданных для этого упражнений.

Хотелось бы также отметить такой творческий метод обучения, как музыкальная импровизация и «сочинение сочиненного», разработанный научным сотрудником ФГБНУ ИХОиК РАО, к.п.н. В.О. Усачевой.

Данный метод позволяет обучающимся, сочиняя и импровизируя «свое», пройти путь автора музыки – от возникновения художественной идеи до ее материализации в форме музыкального произведения, раскрывает им истоки возникновения искусства как способности человека особым образом преобразовывать действительность, познавать окружающий мир и себя в этом мире [276].

Постижение многообразия и единства окружающего мира через искусство, а также активное развитие междисциплинарного подхода к обучению позволило выделить полихудожественные (в общем образовании приняты также термины «интегрированные», «междисциплинарные») методы, предполагающие решение одной образовательной задачи средствами разных учебных дисциплин и видов искусств.

Кроме того, данные методы позволяют создавать условия для решения нескольких междисциплинарных задач через освоение одной темы, обсуждение конкретной многоаспектной проблемы, изучение художественного образа [106; 264].

В образовательном процессе, где активно используются данные методы, обучающиеся быстрее и качественнее осваивают новую информацию и навыки (применительно к музыкальному образованию – эффективнее развивается музыкальная память, музыкальное воображение), поскольку необходимо одновременное решение технических, художественных и исполнительских задач, происходит воздействие на аудиальную, визуальную, кинестетическую системы восприятия информации.

Более того, задания, построенные на стимулировании обучающихся «изобразить музыкальное произведение в рисунке», «пересказать литературный сюжет средствами музыки» и т.п., выводят каждого обучающегося за рамки привычных действий, раскрывая возможности нестандартного мышления и более разнообразного индивидуального выражения эмоций.

В последние годы в педагогике появился термин «инновационные методы обучения» применительно к новым (авторским) или значительно преобразованным в музыкально-педагогической практике способам решения задач музыкального образования.

Авторские методики могут предлагать новый функционал сольфеджио, когда через пение обучающиеся получают навык игры по слуху (С.М. Мальцев «Комплексная методика творческого развития пианиста»), комплексное занятие музыкой: теорией, исполнительством и композицией (Г.И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»), систему развития общих способностей на основе музыкально-творческого воспитания, когда детям разного возраста даются основные понятия музыкальной грамоты, теории музыки и сольфеджио в понятных для ребенка образах (В.В. Кирюшин «Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение уникального языка музыки»). Интересен своей технологией проект «Дети на оперной сцене» в общеобразовательных школах Пермского края и республики Марий Эл (Йошкар-Ола), проходящий под руководством научных сотрудников ФГБНУ ИХОиК РАО – прежде всего, методологически и организационно поддержку проекту оказывает к.п.н. М.С. Красильникова.

Творческая деятельность детей в этом проекте расширяется за счет участия в постановке профессионального оперного спектакля, причем дети выступают не только как подготовленные слушатели, но и как артисты – соисполнители хоровых партий, исполняемых совместно с профессиональными певцами.

Среди других инновационных методов можно отметить те, которые тесно взаимосвязаны с информационно-коммуникационными медиатехнологиями. В рамках освоения новых понятий современности–медиатекст и медиапедагогика– появляются такие специализации, как, например, «Музыкально-педагогическая информатика» (Г.Р. Тараева), «Музыка в структуре медиатекста» (Т.Ф. Шак).

Следующим важным направлением разработки методов обучения является стимулирование познавательной мотивации, которая по праву может быть названа движущей силой обучения, так как именно от нее зависят результаты дидактического процесса.

Мотивы к обучению разделяются на познавательные, профессиональные, социальные, в том числе статусные, традиционно-исторические, утилитарные, эстетические (отметим, что перечисление сделано в алфавитном порядке, без предположения большей или меньшей значимости того или иного мотива). Источник мотивации может быть внутренним (обучающийся сам захотел что-то узнать, освоить, создать) и внешним – исходящим от семьи, от ближайшего круга общения, от педагогов, от общества в целом, в форме требований, указаний, подсказок, личного примера.

Согласно Л.С. Выготскому, направление интереса должно быть связано с самим изучаемым предметом, а не с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п.

В связи с этим, ученый подчеркивал, что необходимо построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно пробуждает их интерес [68, c. 84-87].

Динамика музыкально-творческого развития обучающихся в процессе освоения отечественной современной музыкальной культуры

Изучение динамики музыкально-творческого развития обучающихся являлось важным направлением практической работы, которая демонстрировала валидность выдвинутых теоретических положений, их соответствие реальным представлениям о возможностях внедрения обоснованной в исследовании концепцииосвоения отечественной музыкальной культуры в организациях непрерывного музыкального образования. Интенсивность и результативность музыкально-творческого развития является в нашем исследовании показателем эффективности реализацииконцепции.

Кроме того, одной из ведущих методологических установок диссертации стало положение о взаимосвязи и взаимовлиянии музыкально-творческого развития и интериоризации растущим человеком ценностных смыслов, которые содержатся в произведениях искусства и явлениях культуры и направляют процесс личностного самоопределения, включая эстетическое отношение к миру, осознанные жизнестроительные и поведенческие стратегии, рефлексивную позицию, которая оказывает влияние на готовность к саморегуляции, повышение самооценки, формирование способности к критическому восприятию получаемой информации.

Это обобщенное представление об общеразвивающем влиянии концепции дополняется и данными о том, как освоение музыкальной культуры современности оптимизирует профессиональную подготовку студентов колледжей и вузов в сфере культуры и искусства.

Таким образом, музыкально-творческое развитие оказывается имманентным профессиональному становлению, а предоставление обучающимся возможности более глубоко погрузиться в художественный мир современных композиторов и выразить свое видение на основе интерпретаций – музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических, а также формулируя определенные эстетические суждения об услышанном (или самостоятельно исполненном) произведении – значительно расширяет содержательную и формальную части образовательного процесса в школах, колледжах, вузах, а также в организациях дополнительного образования.

Для изучения динамики музыкально-творческого развития были выделены специальные группы обучающихся; они получили название «экспериментальных». При этом учитывался:

- во-первых, фактор возраста: младшая группа (1-4 классы), подростковая группа (5-8 классы), студенты колледжей и музыкальных училищ (16-21 год), студенты вузов (18-25 лет);

- во-вторых, фактор уровня освоения музыкального искусства – профессиональный или общеразвивающий. С этой целью были выделены группы, осваивающие музыку в общеобразовательных школах (2 группы), группы, осваивающие музыку профессионально (4 группы), а также группы обучающихся в организациях дополнительного образования (1 группа).

Такая дифференциация позволила более детально рассмотреть особенности не только внедрения, но и влияния разработанной концепции на музыкально-творческое развитие обучающихся.

Апробация реализации концепции осуществлялась в экспериментальной и контрольной группах, в которую вошли учащиеся 6-7 классов, (ГБОУ СОШ № 1259 и ГБОУ СОШ № 1619 имени М.И. Цветаевой).

Изменения, которые произошли в наблюдаемых группах обучающихся за время проведения эксперимента, выявлялись путем сравнения данных, полученных в начале работы на констатирующем этапе, и данных, зафиксированных после осуществления формирующего эксперимента на контрольном этапе.

Как уже было отмечено, работа проводилась на всех этапах непрерывного музыкального образования, начиная с младших классов общеобразовательных школ до музыкальных и музыкально-педагогических вузов. Обозначим эти этапы:

- общеобразовательная школа (младшие классы), урок музыки;

- общеобразовательная школа (5-8 классы), урок музыки;

- специальные музыкальные школы (1-10 класс), инструментальные классы, урок ритмики, урок музыкальной литературы;

- детские музыкальные школы и детские школы искусств, область дополнительного образования (1-7 классы);

- музыкальные колледжи и музыкальные училища, область среднего профессионального образования (1-4 курсы);

- музыкальные вузы, область высшего профессионального образования (бакалавриат);

- музыкально-педагогические вузы и музыкальные факультеты педагогических

вузов, область высшего профессионального образования (бакалавриат).

Таким образом, мы видим, что и наблюдение, и занятия, предложенные на формирующем этапе эксперимента, проводились на широкой экспериментальной базе, охватывающей практически все ступени и направления непрерывного музыкального образования.

Каждый этап непрерывного музыкального образования обладает собственной спецификой, собственными требованиями и педагогическими условиями, которые необходимо было учитывать в исследовательской работе. Принимались во внимание цель каждого конкретного образовательного учреждения, возрастные особенности обучающихся и уровень их подготовленности к восприятию музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века, а также возможности оценивания продвижения испытуемых по линии выделенных в исследовании показателей.

Согласно теории вероятностей, при многократном повторении случайные явления, результат которых в каждом конкретном случае предсказать невозможно, приобретают черты устойчивости, и их конкретные особенности (свойственные каждому отдельному случаю) практически не отражаются на средней величине результатов значительной массы подобных проявлений – то есть, средний результат серии опытов становится закономерным, теряя случайный характер. Это явление отражено в теоремах (неравенство Чебышева, теорема Бернулли и др.), которые в своей совокупности представляют Закон больших чисел [107].

В данном исследовании для наглядности в диаграммах, отражающих музыкально-творческое развитие обучающихся в области освоения музыкальной культуры конца ХХ - начала ХХI веков, даны средние значения по каждому из выделенных критериев.

С учетом значительного количества участников эксперимента – за время исследования было привлечено к работе около двух тысяч обучающихся на всех ступенях непрерывного музыкального образования – нами были испотльзованы следующие наиболее простые, но в то же время эффективные методы выявления и фиксации выделенных в исследовании показателей, такие, как опрос учеников, их педагогов и родителей (устный и письменный), анализ документации, метод экспертной оценки (на зачетах, экзаменах, концертах, конкурсах и музыкальных фестивалях). Для выявления корреляции данных о личностном становлении обучающихся и их музыкально-творческом развитии применялись количественные методы – например, анкетирование по методике выявления ценностных ориентаций М. Рокича (в адаптации А. Гоштаутаса, А.А. Семенова и В.А. Ядова) и др. Данный метод был выбран за основу исследования ввиду его доказанной результативности при исследованиях процессов становления личности и устойчивости ценностных ориентаций.

Напомним критерии, по которым осуществлялась оценка музыкально-творческого развития обучающихся и уровня освоения музыкальной культуры конца ХХ – начала ХХI века, и приведем виды диагностики, с помощью которых они были выявлены и зафиксированы на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы.

Группы «Обучающиеся в общеобразовательных школах». 1. Когнитивный критерий (отражающий уровень освоения знаний).

Диагностика осуществлялась с помощью авторского метода комплексной оценки уровня освоения музыкальной культуры. Он заключается в следующем: в общеобразовательной школе (младшие классы) детям предлагалось прослушать музыкальное произведение (или его фрагмент) и устно ответить на ряд вопросов, касающихся:

- общего впечатления от услышанной музыки;

- фактологической стороны вопроса (на уровне и в объеме, соответствующих возрастным особенностям младшего школьного возраста) – обучающиеся отвечали на вопросы о том, как называется произведение, кто его автор, на каком музыкальном инструменте оно исполнено, в какое время было создано (давно или недавно);

- определения того, какие особенности формы данного произведения слушатель может отметить (есть повторения или нет, звучит один голос или много и т.п.).