Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Махмуди Мозафар Маджид Забихоллах

Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси
<
Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмуди Мозафар Маджид Забихоллах. Интеллектуальное развитие детей в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Махмуди Мозафар Маджид Забихоллах;[Место защиты: Академия образования Таджикистана], 2016.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Познавательные ценности обучения в педагогических взглядах ходжа насреддина туси

1. Биография Насреддина Туси в контексте педагогического наследия 18-32

2. Содержательные цели и значения знаний в социальной позиции учащихся .33-42

3. Совместные усилия учителя и ученика в освоении знаний 43-55

4. Целенаправленность выбора направления науки и учителя, способствующего развитию интеллектуальных способностей .56-69

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Дидактические аспекты организации обучения в педагогических трактатах ходжа насреддина туси

1. Умение организовать занятие (урок) в временных и содержательных рамках 70-83

2. Совместная деятельность учителя и ученика, направленные на изучение основ наук 84-89

3. Развивающие и функциональные цели и задачи урока в трактатах Ходжа Насреддина Туси 89-100

4. Познание факторов укрепления памяти и необходимость забывания 101-131

Выводы по второй главе

Заключение 132-138

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Активный процесс гуманизации образования в современных условиях развивается в двух направлениях: первое - использование всего нового, прогрессивного, чем располагает сегодня педагогическая теория и практика, второе - обращение к лучшим достижениям прошлого, к трудам представителей отечественной и зарубежной педагогики, творческие искания которых были пронизаны идеями гуманизма, заботой о воспитании и образовании человека.

Исходя из такого понятия изучение лучших педагогических

достижений прошлого, исследование и анализ важнейших направлений в
истории педагогической мысли принесут не меньшую пользу в развитии
современной системы образования, нежели те или иные нововведения.
Данный тезис мы доказали в ходе исследования педагогического наследия
известного персидско-таджикского выдающегося учного, ученика

автора работ по самым разнообразным направлениям математики и естествознания, в частности, астрономии, знатока педагогико-психолоческой теории, комментатора греческих текстов - Ходжа Насреддина Туси, (1201 -1274). Он - не только история, не только прошлое, а самый современный учитель. Во многих отношениях он - наш просветитель. Идеи и положения, содержащиеся в его учении о воспитании, имеют удивительно актуальное звучание в педагогической теории и практике.

Ходжа Насреддин Туси жил и работал в северном Иране: родился в Туси и жил в Кухистане под покровительством наместника халифа, рассорился с ним, переехал в Аламут, где занял промонгольскую политику и был причастен к сдаче крепости монголам, стал придворным астрологом монгольского ильхана и основателем Марагинской обсерватории близ Тебриза, где и работал, а умер в Ираке на пути в Багдад.

В молодости Ходжа Насреддин Туси изучал науки, юриспруденцию и Коран, а также путешествовал; затем обосновался в Кухистане, где

пользовался покровительством наместника халифа. Он предложил свои услуги халифу аль-Мустасиму в Багдаде, столице Аббасидского халифата. Получив отказ в уничижительной форме, Ходжа Насреддин Туси обиделся и в 1235 году удалился в исмаилитскую крепость Аламут, оплот ассасинов. Аламут был не только неприступной крепостью, но научным центром Ближнего Востока того времени, и Насреддин продолжал заниматься там учными изысканиями. Однако он не чурался и политики, возглавляя промоногольскую партию. Когда монгольский царевич, внук Чингисхана, Хулагу возглавил поход монголов на Ближний Восток, Туси способствовал сдаче исмаилитских крепостей, в том числе Аламута без боя, в 1256 году, монголам. Не знаю, как это назвать, кроме как предательством.

После этого Ходжа Насреддин Туси обратился к Хулагу и стал у него придворным астрологом, а затем и личным советником, и оставался таковым, когда Хулагу стал ильхамом, правителем созданного на завоеванной территории государством, в 1261 году, и до самой его смерти.

В 1258 году Ходжа Насреддин Туси принимал участие в походе Хулагу на Багдад, в котором вс ещ правил халиф аль-Мустасим, так некстати обидевший нашего героя четверть века назад. Хотя к этому времени Аббасидский халифат ослаб политически и экономически, превратившись в рядовое государство региона, Багдад оставался интеллектуальным, религиозным, культурным и научным центром исламского мира. В частности, здесь находился Дом Мудрости, исламская академия, с библиотеками, содержащими уникальные книги, где работали ведущие теологи, ученые и философы исламского мира.

Самыми известными его произведениями является: «Ахлоки Носирй» (Носирские нравы), «Огоз ва анч,оми чдхон». (Начало и конец света), «Ахлоки Мухташамй» {Мохташамские нравы), «Асоса-л-кутбос» {Основы кутбаса), «Шархи «Ишорот ва танбехот» (Поощрение и наказание), «Фусул» (Главы комментарий»,» Фусул ал акрид» (Главы

идеи) «Шеваи донишпажухй» (Методы приобретения знаний», «Ойини донишандузй» (Традиция обучения).

В условиях конструктивного диалога культур народы духовно обогащаются, постигая культурные достижения друг друга. В результате происходит умножение существующих и появление новых ценностей.

Указанные обстоятельства подсказали нам необходимость остановить свой выбор на трудах и педагогической воззрениях, внсших значительный вклад в педагогическую науку: его ценные идеи и практические советы не только сохранили сво значение, но и приобрели особую актуальность в условиях глобализации, диалога культур в мировом сообществе.

В этом плане для нашего исследования актуальнейшее значение имеет вывод об укреплении взаимопонимания между народами через диалог педагогических культур, через широкий культурно-творческий обмен, способствующий обогащению общечеловеческих ценностей и развитию культурных коммуникаций народов как неотъемлемой части жизни человечества.

Степень разработанности проблемы

Как в Таджикистане, так и в зарубежной научной литературе содержится достаточно материалов о педагогическом наследии Туси Следует отметить, что философские, педагогические взгляды Ходжа Насреддина Туси изучены и проанализированы учеными Ирана (Алирезо Мирараб Рази Ризо Али Наврузи, Хусейн Отифат Дуст., Мударисй, Занчонй Мухаммад, Расул Ризо Захро, Самиа Каёнй. Хасаналй Бахтиёр Насрободй, Фарзонаи Некнажодй, Саидхошими Гулистонй, Фарохонй Хасан, Юсуф Алиризо, Мухаммад Эхсони , Махмуд Музаффар и др.).

Особый интерес имеет монография диссертанта, посвящнная педагогическим идеям Насираддина Туси. В Таджикистане и Иране были изданы монографии и книги, где частично затронуты педагогические идеи мыслителей Средневекового Востока (Лутфуллоев М., Каримова И.Х, Кадыров Б.К., Кадыров А.Б., Маджидова Б., Афзалов Х., Сулаймони С,

Джавод Тахири, Хасанали Мирзабеки, Бахман Хурризод, Мостафо Араб, Файзалиев Дж, Пахлавонов А. Абдурахимов К., Раджабов М., Ходжаев, К., Шукуров О.Р. и др.), хотя недостаточно отражены педагогические идеи, о чм свидетельствует наш анализ, проведнный в ходе исследования.

Академик М. Лутфуллоев, анализируя ситуацию, отмечает: «…в
последние годы слышны громкие возгласы о том, что нужно поставить точку
на исследовании педагогических воззрений персидско-таджикских

классиков». По мнению авторов, в классической педагогике, кроме советов, наставлений и нравоучений, больше ничего нет». С таким подходом ученый не согласен. Он считает, что «сегодня одна из задач национальной педагогики состоит в том, чтобы ответить на эти возгласы». По нашему мнению, необходимо начинать изучение, анализ и исследование педагогических мыслей как современных классиков таджикской литературы, так и народной педагогики в целом. По мнению академика, «таджикская классическая литература напоминает океаны, которые полны педагогической мысли. Исследователям необходимо пересмотреть сво отношение к прошлому своего народа и в соответствии с требованиями времени взять у педагогики прошлого то, что необходимо и то, что отвечает поставленным целям и задачам».

В монографическом исследовании академика Ф. Шарифзода

отмечается, что «…в Таджикистане развитие культуры, образования, теории и практики обучения и воспитания опирается на опыт предков». Академик сосредотачивает сво внимание на задачах учителя в процессе урока, и особо подчеркивает роль учебников в развитии знаний учащихся.

В докторской диссертации А.Пахлавонова «Педагогическая мысль таджикского народа в XVI - XVII вв.» отмечается, что многие просветительские идеи основывались на содержательных воззрениях мыслителей Востока и, в частности, Таджикистана. С этой точки зрения объективная оценка взглядов на воспитание и развитие человека, а также выявление общих закономерностей развития педагогической мысли в XVI —

XVII вв. представляет большой научный и практический интерес для историко-педагогической науки.

Алирезо Мирараб Рази в своей кандидатской диссертации
«Сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических
произведениях Абу Хамида Газали и Насреддина Туси» отмечает, что в
истории отечественной педагогике впервые определены социально-

педагогические, историко-литературные предпосылки, способствующие
формированию нравственно-педагогической концепции творчества Абу

Хамида Газали и Насредина Туси.

В работе дается целостный анализ нравственных взглядов этих

величайших представителей педагогической мысли. Определено значение
нравственного учения Абу Хамида Газали и Насридина Туси в современной
истории педагогической мысли, выявлены принципы и методы обучения и
воспитания в их педагогических трудах. Впервые в диссертационном

исследовании рассмотрены сопоставительный анализ нравственных взглядов в педагогических произведениях Абу Хамида Газали и Насриддина Туси в монографическом плане. Идея преобразования структуры, системы обучения и воспитания Абу Хамида Газали и Насриддина Туси сыграла свою историческую роль в жизни народов Средней Азии, она признана одной из существенных составляющих общечеловеческой культуры, представляющей педагогическую ценность и на современном этапе.

В диссертации широко не раскрыто содержание ведущих идей этих мыслителей и в то же время слабо раскрыты новые педагогические технологии, которые ставят по-новому вопрос как о роли учителя в школьном обучении, так и его образовании. Вопросы сопоставительного анализа нравственных взглядов этих двух мыслителей представлены очень скудно.

В статье Хасана Фарахани «Исследования взглядов на воспитание

имама Мухаммада Газели и Хаджи Насреддина Туси» конглометрично

рассматриваются педагогические идеи этих двух мыслителей, хотя в отдельном параграфе приведены эти идеи, в которых не наблюдается связь между ними.

Исследовав точку зрения обоих учных, автор выяснил, что Газали рассматривал больше религиозные вопросы, но Хаджа вдобавок к ним уделял большое внимание исканиям в природе и судьбе, или был склонен к вопросам окружающего мира и науки.

Эпоха Хаджи Насира совпала с монгольским нашествием на Иран и затуханием споров среди религиозных школ, с вниманием к естественным наукам и астрономии. Хаджа вдобавок к памятникам религиозного характера также обращал внимание на практическую мудрость. Газели понимал науку, как умение отличать добро от зла, а Хаджа определял е как движение сил к способности. Однако они оба были едины в том, что наука - это познание существующих вещей, и оба ученых отмечали, что она социальна и находится в чистой человеческой природе.

Ризо Али Наврузи, Хусейн Отифат Дуст в статье «Нравственное воспитание, сравнительное исследование взглядов Ходжи Насируддина Туси и Кольберга» отмечают, что каждый из этих двух мыслителей придавал значение нравственному воспитанию, однако основы нравственного воспитания, его задачи и методы, с точки зрения Хаджи Насируддина Туси, основываются на трудах, которые отражают идеологию монотеистов. Другими словами, Хаджа под осью нравственного воспитания подразумевает Бога и ищет основу морали и нравственного воспитания в шариате. Его окончательной целью является достижение счастья и близости к Богу. С его точки зрения, основы, цели и методы нравственного воспитания должны определяться на основе идеологии единобожия, чтобы привести человека к своей основной цели. С другой стороны, по мнению Кольберга, основы и цели морального воспитания не могут основываться на подобной точке зрения.

В статье Мухаммад Эхсони «Аспект воспитания детей на идеях
Хаджи Насреддина Туси» представлена квинтэссенция взглядов и

рекомендацией Хаджи Насир ад-Дина Туси по вопросу воспитания детей и соответствующих эффективных методов. Стало ясно, что воспитание детей является одним из серьзных направлений его деятельности, и несмотря на трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в своей политической и социальной жизни, он не оставил реализацию этой задачи и представил на обозрение необходимые рекомендации.

Поэтому он считает, что мотивационные методы имеют преимущество над сдерживающими и запрещающими методами. На этой основе сначала необходимо применять положительные и активные стратегии, и в случае неэффективности или обратного результата необходимо обратиться к сдерживающим методам. По мнению автора, несомненно, мотивационные методы необходимо использовать наряду с обеспечением видения и познания в том смысле, что мотивирование и побуждение должно быть сопряжено с предложением религиозных знаний и укреплением идейных убеждений, чтобы действия ребенка основывались на знаниях.

В то же время всесторонний анализ имеющихся публикаций
свидетельствует о том, что педагогические идеи Шахида Сани не

подвергались целостному, систематическому, последовательному и

относительно завершенному анализу. С учтом вышеизложенного и анализа
литературы о педагогическом наследии Насреддина Туси и целей, стоящих
перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована
проблема исследования: каково педагогико - дидактическое содержание
трактатов Ходжа Насреддина Туси и возможности его критического

применения в практике современного образования? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Безусловно, все вышеперечисленные труды представляют собой
интерес, ибо в них дана характеристика жизненного и творческого пути
учного, описаны отдельные страницы его биографии, частично

обозначены основные проблемы его научных изысканий, освещены

отдельные аспекты его педагогических воззрений.

Но несмотря на это, анализ историко–педагогической литературы,
периодических педагогических изданий, диссертационных исследований в
Иране, Таджикистане и России дат основание утверждать, что до

настоящего времени не было выполнено самостоятельного исследования, рассматривающего педагогико- дидактических воззрения Ходжа Насреддина Туси.

Противоречие между значительностью данной проблемы для
современной педагогической теории и практики и недостаточной е
разработанностью в научной, историко-педагогической литературе в

условиях глобализации культуры, и определило выбор темы

диссертационного исследования. «Интеллектуальное развитие учащихся - главная цель обучения в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси».

Исходя из этого, предпринята попытка на основе глубокого и
всестороннего изучения и анализа фактических материалов показать вклад
мыслителя в решение коренных проблем дидактики, в развитие

прогрессивных взглядов на цели, задачи и методы воспитания.

Цель исследования заключается в выявлении общих

закономерностей и специфических особенностей формирования и развития дидактических идей Ходжа Насреддина Туси, определения его места в современной теории и практике обучения и воспитания.

Объектом исследования является педагогическое наследие, его

жизнь и педагогические воззрения Ходжа Насреддина Туси.

Предметом исследования является интеллектуальное развития учащихся - главная цель обучения в педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси.

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что

интеллектуальное развитие учащихся - главная цель обучения в

педагогических воззрениях Ходжа Насреддина Туси будет эффективной,

если:

-определить педагогическое наследие Ходжа Насреддина Туси,

позволяющее создать целостную дидактическую систему формирования высоконравственной личности, дифференцированного влияния на свойства воспитуемых, подтверждающих возможности творческого использования воспитательного потенциала личности и учения педагога в гуманистическом воспитании, социализации личности с ориентацией на общечеловеческие ценности;

- определить систему педагогических ценностей и взглядов педагога и
как дидактика-новатора своего времени, сумевшего успешно адаптировать
эту систему для образования;

- раскрыть основные примы, методы обучения подрастающего
поколения, применявшиеся Туси.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Подвергнуть целостному, системному анализу педагогическое
наследие мыслителя и доказать традиционность, современность его

дидактической идеи;

2.Раскрыть теоретико-методологические основы педагогических

воззрений Туси;

3.Разработать научно-методические рекомендации по изучению

дидактических примов Туси;

4. Определить возможности применения педагогических воззрений Туси в современной педагогической системе.

Методологическая основа исследования базируется на положениях науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой, деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении частного, особенного и всеобщего; системном и комплексном подходе к изучению явлений; рассмотрении

педагогических проблем через призму социокультурного пространства; антропологическом подходе в воспитании и образовании, целостности этого явления в процессе формирования личности; приоритете общечеловеческих ценностей.

Источниками исследования послужили труды Шахида Сани,

исторические, философские, педагогические труды, посвящнные

педагогической деятельности представителей времн Шахида Сани,

материалы научной печати, а также работы, определяющие развитие школьного образования и педагогической мысли таджиков.

С учтом цели, задач и специфики исследования были использованы следующие методы:

- анализ философской, историко–педагогической, востоковедческой
литературы, посвящнной творчеству и педагогической деятельности
Туси;

отбор, систематизация и обобщение педагогических идей Шахида Сани;

сопоставительный анализ оценки педагогических взглядов Туси, раскрывающих дидактическую основу обучения.

Методы исследования. Применялся диалектический метод познания, предполагающий теоретический, сравнительно-исторический и системно-структурный анализ; раскрытие сущности педагогических явлений с учтом обусловленности образования материальной жизнью общества, уровнем его духовного и культурного развития; историческое ретроспективное изучение источников и документов; обобщение и систематизация, сравнение, сопоставление и т. д.

Основные этапы исследования.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа,

каждый их которых имеет определнные цели и задачи:

Первый этап (2009 – 2010 гг.) имеет поисково – познавательный характер, на основе которого определены и сформулированы проблемы исследования педагогической мысли Туси;

На втором этапе (2011-2012 гг.) выявлены идейные истоки

формирования и развития педагогических идей Туси на основе

изучения его наследия, педагогических, философских и богословских

взглядов и мыслей отечественными и зарубежными учеными, посвященных наследию Туси.

На третьем этапе (2013-2015гг.) обобщались результаты

исследовательской работы, оформлялись выводы и рекомендации по

исследованию.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

систематизированы педагогические взгляды Туси, проанализирована его многолетняя педагогическая деятельность и на этой основе сформировано новое представление о Туси как педагоге-дидактике;

предложена идея конструктивного сотрудничества между учителем и учеником, что подтверждает толерантные и гуманные качества Туси;

доказано, что Туси в своих трактатах предлагает педагогические факторы выявления способных детей, пути развития их интеллектуальных возможностей;

установлено, что Туси ещ в сво время ввл в процесс обучения метод дискуссии с учащимися, что в некотором роде доказывает его демократические взгляды в отношении школьников;

- доказано, что Туси впервые предложил идею о том, что обучающиеся
имеют права самостоятельно выбирать учителя и наставника;

- выявлена миссия учителя, как фактора доброго отношения субъектов
образования, возвышающего авторитет наставника, что способствует
дальнейшему развитию общества.

Теоретическими основами исследования являются: социально-
историческая детерминация педагогических явлений и процессов;

культурологический, аксиологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать образование как одну из основных составляющих культуры.

Источники исследования: труды Туси, его эпистолярное наследие, работы и воспоминания о нм в оригинальном изложении, историко-педагогические труды по исследуемому периоду, работы современных авторов по проблемам философии, образования, педагогики ислама, истории педагогики, дидактики, методологических проблемах историко-педагогических исследований. В частности, его педагогические трактаты.

Самыми известными его произведениями являются: «Ахлоки Носирй» (Носирские нравы), «Огоз ва анч,оми чдхрн «(Начало и конец света), «Ахлоки Мухташамй» {Мохташамские нравы), «Асоса-л-кутбос» {Основы кутбаса), «Шархи «Ишорот ва танбехот» (Поощрение и наказание), «Фусул» (Главы комментарий»,» Фусул ал акрид» (Главы идеи) «Шеваи донишпажухй» (Методы приобретения знаний», «Ойини донишандузй» (Традиция обучения) имели большое значение для исследования педагогических идей мыслителя.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования обобщнных научных данных и фактологического материала диссертации при обновлении содержания учебных курсов по теории и истории педагогики, при разработке курсов дидактики ислама и т.д.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Научное обоснование необходимости исследования
педагогического наследия Туси о воспитании и изучении для е
дальнейшего использования в системе образования;

2. Специфика социально - экономических, культурно - политических
и психолого - педагогических факторов развития средневековья
определяла особенности становления и развития обучения, что
способствовало развитию педагогических идей, оказавших существенное

влияние на организацию образования, совершенствование учебно-воспитательной работы школ и т.д.;

3. Процесс взаимовлияния и взаимосвязи мусульманской,

педагогической мысли дал возможность учителям, в том числе Туси ,
осуществить разработку идеи обучения и воспитания, повышающей е

эффективность в условиях исламского мира, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие системы образования;

4. Общепедагогические и общедидактические идеи Туси

способствуют решению проблем системы обучения и воспитания; частично
совершенствуют содержание образования; внедрение в учебный процесс

педагогической культуры, использование забытых методов обучения и т.д.

Достоверность и обоснованность полученных результатов базируется на результатах критического анализа и синтеза теории и практики педагогических идей Туси

Личный вклад соискателя:

1. Обосновано теоретическое положение педагогических идей Туси;

  1. Подвергнуто целостному, системному анализу педагогическое наследие мыслителя и доказана традиционность, современность его дидактической идеи;

  2. Раскрыты теоретико-методологические основы педагогических воззрений Туси;

4.Разработаны научно-методические рекомендации по изучению

дидактических примов Туси;

5. Определена возможность применения педагогических воззрений Туси в современной педагогической системе.

Личное участие автора состоит также в получении научных результатов, изложенных в работе и в опубликованных статьях, тезисах, монографиях, выражается в теоретическом и научно-практическом обосновании комплекса методов, адекватных решению поставленных задач, обеспечению учителей научно-методической литературой.

Внедрение результатов исследования. Разработаны в ходе

исследования теоретические положения и практические рекомендации по использованию педагогических идей Туси на образовательную систему Ирана и Таджикистана.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования доложены на ежегодных научно-практических конференциях вузов Таджикистана (2008-2015 гг.), опубликованы 2 монографии и более 15 статей.

Объм и структура работы определяются е задачами и логикой
развития исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографии.

Содержательные цели и значения знаний в социальной позиции учащихся

Ходжа Насреддин Туси, (1201 - 1274) – персидско- таджикский учный, выдающийся деятель науки, ученик ибн Юниса, автор работ по самым разнообразным направлениям науки и естествознания, в частности, астрономии, знаток педагогико- психолоческих теорий, комментатор греческих текстов.

Жил и работал в северном Иране, родился в Тусе, жил в Кухистане под покровительством наместника халифа, рассорился с ним и переехал в Аламут, где занял промонгольскую политику и был причастен к сдаче крепости монголам, стал придворным астрологом монгольского ильхана и основал Марагинскую обсерваторию близ Термиза, где и работал, а умер в Ираке на пути в Багдад. Несмотря на это азербайджанцы почему-то считают ат-Туси своим. Например, Шемахинская астрофизическая обсерватория носит его имя.

В молодости Ходжа Насреддин Туси изучал науки, юриспруденцию и Коран, а также путешествовал; затем обосновался в Кухистане, где пользовался покровительством наместника халифа. Он предложил свои услуги халифу аль-Мустасиму в Багдаде, столице Аббасидского халифата. Получив отказ в уничижительной форме, Ходжа Насреддин Туси обиделся и в 1235 году удалился в исмаилитскую крепость Аламут, оплот ассасинов. Аламут был не только неприступной крепостью, но научным центром Ближнего Востока того времени, и Насираддин продолжал заниматься там учеными изысканиями. Однако он не чурался и политики, возглавляя промоногольскую партию. Когда монгольский царевич, внук Чингисхана Хулагу, возглавил поход монголов на Ближний Восток, ат-Туси способствовал сдаче исмаилитской крепости, в том числе Аламута без боя в 1256 году, монголам. Не знаю, как это назвать, кроме как предательством. После этого Ходжа Насреддин Туси обратился к Хулагу и стал у него придворным астрологом, а затем и личным советником, и оставался таковым, когда Хулагу стал ильхамом, правителем созданного на завоеванной территории государства, в 1261 году, и до самой его смерти. В 1258 году Ходжа Насреддин Туси принимал участие в походе Хулагу на Багдад, в котором все ещ правил халиф аль-Мустасим, так некстати обидевший нашего героя четверть века назад. Хотя к этому времени Аббасидский халифат ослаб политически и экономически, превратившись в рядовое государство региона, Багдад оставался интеллектуальным, религиозным, культурным и научным центром исламского мира. В частности, здесь находился Дом Мудрости, исламская академия, с библиотеками, содержащими уникальные книги, где работали ведущие теологи, учные и философы исламского мира.

Придворный астролог предостерегал ильхама от похода,

предсказывая: нет счастья в покушении на род Аббасидов и в походе войска на Багдад, - как придворный астролог, он ошибся в свом предсказании, но, по большому счету, был, как мы увидим, прав. Подойдя с войсками Хулагу к Багдаду, Ат-Туси был назначен вести с халифом переговоры о капитуляции. К сожалению, переговоры оказались безуспешными: аль-Мустасим отнсся к серьзной монгольской угрозе более чем легкомысленно. Багдад был взят монголами, и отдан армии в течение на разграбление.

Город был разрушен полностью, а его жители истреблены так безжалостно, что взятие Багдада монгольской армией современные авторы сопоставляют по масштабам с применением ядерного оружия. Цифры потерь гражданского населения оцениваются от 100.000 до 1.000.000. Дом Мудрости был уничтожен, книгами запруживали реку Тигр так, что, говорят, воды е сначала стали чрными от смытых чернил, а затем красными от крови учных и философов.

Исламский мир так и не оправился после падения Багдада и оно ознаменовало конец исламского Золотого века. Багдад не был восстановлен и в течение нескольких веков лежал грудой развалин. Ирригационная система, поддерживавшаяся в течение тысячи лет, пришла в негодность, что спровоцировало сельскохозяйственный кризис в регионе. Пошл на спад интеллектуальный потенциал ислама. Сама исламская цивилизация замкнулась и стала ксенофобской.

Кстати говоря, монгольская армия включала, помимо собственно монгол (и китайцев), и христиан: грузин, армян и даже антиохийских французов. А также переговорщика-мусульманина ат-Туси. (Сам Туси был шиитом, а Аббасиды - суннитами, что вряд ли оправдывает произошедшее.)

Туси, приняв участие в походе монголов на своих единоверцев, окончившемся гуманитарной катастрофой на Ближнем Востоке, вовсе не пришл в ужас, а продолжал верой и правдой служить Хулагу, ставшему ильхамом. Сразу же по окончании похода Ат-Туси основал Марагинскую обсерваторию близ Тебриза.

Сначала Хулагу не видел оснований выделять значительную сумму на организацию научного центра, и тогда ат-Туси, как рассказывает легенда, провл эффектную рекламную компанию, другими словами, развел патрона. Астролог и личный советник предложил Хулагу как-то вечером прогуляться по горам и осмотреть военный лагерь с высоты. С собой находчивый прихватил большой медный таз. Надо полагать, победителю Багдада и будущему ильхаму, недоступ было поинтересоваться, зачем им в горах может понадобиться это жестяное изделие. Проходя по скалистым склонам и наблюдая, как лагерь погружается во тьму и готовится к отбою, государственные мужи обсуждали, конечно, государственные дела, причем астролог непринужднно помахивал тазом (медным). Но когда на горы спустилась ночная тишина и покой, Туси пустил вниз по камням таз, который начал скатываться в долину, производя ужасный грохот. Лагерь мгновенно всполошился! Туси, указывая на суету внизу, назидательно сказал: "Мы знаем причину шума и спокойны, а войска не знают - и волнуются. Вот, если мы будем знать причины небесных явлений, то будем спокойны на земле. Пораженному ильхаму ничего не оставалось, как тут же на склоне выписать предприимчивому астрологу чек на 20.000 золотых динаров. (По моим прикидкам из стоимости золота, это около полумиллиарда долларов, хотя, похоже, золото в те времена ценилось выше). Это, конечно, легенда (не про сумму, а про таз), а вот не легенда, когда после создания обсерватории и библиотеки при ней, предприимчивый ат Туси, вспоминая разграбление багдадского Дома Мудрости, просил Хулагу не убивать бесполезно захваченных учных, а доставлять их Марагу, и, аналогично, книги и рукописи не пускать на самокрутки и не запруживать ими реки, а привозить сохранно в новую библиотеку. Таким образом, Марагинская обсерватория вскоре стала крупнейшим научным центром Востока. Как бы мы не относились к Ходжа Насреддину Туси - политику, однако учным он был выдающимся. Легко и непринужденно можно увеличить текст страницы вдвое, занявшись описанием его научных достижений, но это было бы насилием над читателем. Упомяну лишь "Ильханский зидж" (посвященный, естественно, ильхаму), астрономические таблицы ярких звезд, но это лишь малость из достижений Ходжа Насреддина Туси . http://www.astromyth.ru/Library/AlTusi.htm

Целенаправленность выбора направления науки и учителя, способствующего развитию интеллектуальных способностей

Насираддин Туси отмечает, что «Ученый науки должен постоянно искать и находить и ради е достижения быть разумным, изучать вс, что связано с наукой. Не зря по этому поводу говориться: каждый, кто ищет и стремится достичь желаемого, тот обязательно добьтся его и каждый, кто долго стучит в чью-то дверь, она обязательно откроется и он войдт в дом». И ещ сказано: «Человек в результате своего старания добьтся исполнения своей мечты».

И ещ говориться: «В изучении наук трое заинтересованы: ученый, учитель и отец (если он жив)».

Ученый на пути к поискам знаний должен иметь высокие нравственные помыслы, он должен лететь на обеих крыльях и тогда он добьтся желаемого. Поэтому он должен изучать все книги, относящиеся к его теме с тем, чтобы выбрать из наиболее приемлемых. Однако если он обладает высокими нравственными помыслами, но не занимается наукой или, наоборот.

Ученый должен изучать науку с «начала и до конца ночи», «между двумя ишоъ (молитва), (когда ещ не прошла одна треть ночи) и на рассвете (2)- благоприятное и благодатное время. По этому поводу сказано: «Каждый, кто бодрствует ночью, днем сердце его полно радости и счастья».

По его мнению, «ученый должен ценить юношеский период и период молодости своей жизни, он должен беречь психику свою и не загружать е через мерным грузом. Он должен в этом деле соблюдать норму, осторожность и умеренность» (3).

Имея стремление и будучи серьзным не обладает высокими помыслями в обеих случаях он в науке ничего не добьтся. Очень важно, чтобы учный имел глубокие знания и точные знания в изучаемой области наук и постоянно совершенствовал свои знания, трудился и оставил после себя науку. Ибо после человека, кроме его наследия в области наук, больше ничего не останется и только оно, - знание, делает учного вечно живым. По этому поводу сказано: «Учные не умирают, хотя внешне они мертвы» (4). Заниматься научной деятельностью - одно удовольствие. Иногда ученого может охватить лень (5). Это происходит в результате накопления мокроты (6) и повышения потливости тела. Это можно устранить путм уменьшения еды (7). Помните, забывчивость есть результат увеличения мокрота, увеличения мокроты происходит в результате частного употребления воды, а употребление воды также является результатом обжорства.

Сухой хлеб устраняет мокроту и потливость. Кишмыш также обладает этими свойствами Конечно, не следует злоупотреблять в принятии названных видов пищи, ибо они могут стать причиной жажды и употребления большого количества воды, что приводит к увеличению мокроты. Регулярная чистка зубов также уменьшает выделение мокроты, укрепляет память и развивает речь (8). Рвота тоже уменьшает мокроту и потливость тела. Сокращение питания имеет большую пользу: восстанавливается здоровье, человек станет чистоплотным, непорочным, честным, целомудрым и т.п. Обжорство приводит к различным болезням (9), усталости, угнетнному, подавленному состоянию и забывчивости. По этому поводу сказано: «Обжорство устраняет сообразительность» (10). Надо, чтобы учный не употреблял жирную еду. Он должен начинать питание с употребления впускных вещей, которые пробуждают аппетит (11).

При употреблении пищи и перед сном ученый должен преследовать одну цель: иметь силу и возможность по выполнению божьих предписаний-соблюдать намоз (молитву) и урузу (пост) (12). Комментарий 1. Высокие помыслы означают что-то между высоким и низким полтами. Высокий полт означает достижение того, что находится выше возможности и способности. Низкий полт означает отказ от всякой деятельности ради достижения цели. О высоких помыслях бытует ряд преданий, исходящих от его Высочество Али: «Достоинство человека определяется его помыслами» (Комментарии Гурур-ал-хикам,Том1.с.41). Его Высочество Али говорил: «Слава и уровень человека определяются его помыслами, а не старыми костями» (Комментарии урур-ал-икам, Том 2, с.104) Его Высочество Али говорил: «Самые лучшие помысли – высочайшие из них» (Комментарии Гурур ал хикам, т.5, с.174) Его Высочество Али говорил: «Каждый, кто имеет высокие нравственные помысли, достоин признания». (Комментарии Гурур ал-хикам, том 5, с.288) Его Высочество Али говорил: «Каждый, кто достигнет высоты нравственного помысла, люди считают его великим». (Комментарии Гурур-ал-хикам, том 5, с.313).

Его Высочество Али говорил: «Кротость и терпимость связаны друг с другом. При высокой нравственности обнаруживаются эти два добрые качества человека (Нахч-ул-балогат, Мудрост, с.460). 2. Рассвет означает то что, закрыто, скрыто, в конце ночи он победит темноту (ночь). 3. Умеренность (рафоат) означает помощь, мягкость, снисходительность; мадоро (осторожность (предусмотрительность). Она является антиподом слова «унф» (грубость,резкость) или слово «хурк»-глупость, слабоумие.

Совместная деятельность учителя и ученика, направленные на изучение основ наук

Рассказ о путях укрепления памяти и причинах забывчивости (1)» Самым влиятельным способом укрепления памяти являются: -стремление и усилия; -наблюдение (за собой); -выполнение ночной молитвы в состоянии уважения, почитания, скромности. -сокращение объма питания; -чтение Корана Сказано: «В укреплении памяти ничего так сильно не оказывает содействия, как чтение Корана, особенно Аятулкурси (2)». Необходимо знать, что чтение Корана по тексту обладает наибольшим преимуществом. В этой связи Пророк сказал: «Самый лучший из моих последователей тот, кто читает Коран по тексту» (3): -большой привет Пророку (4) -чистить зубы щеткой (мисваком) (5) -употребление мда (6) -употребление кундура (растение для укрепления памяти) с сахаром (7). -ежедневно по утрам на завтрак есть 21 штуку красного кишмиша (ирмизї).

Все они вместе укрепляют силу памяти и оказывают лечебное воздействие по многим болезням. Относительная норма в познании факторов укрепления памяти и причин забывчивости следующая: -вс то, что уменьшает мокроту, укрепляет память, и, наоборот все то, что увеличивает мокроты приводит к забывчивости. Факторы забывчивости следующие: -рост греха (9) -постоянные думы о земном благе (10); -излишнее увлечение, время провождения (11); -излишняя привязанность к земной жизни (12). Мы в главе 6 при рассмотрении таваккул (упование) говорили, что для умного человека не подобает много думать о земных благах, ибо земная забота приводит к печали и не имеет пользы. Светские думы приводят с собой темные мысли. (13). И наоборот, если мысли будут заняты потусторонним миром, на сердце становится светло.(14) Учение отбросить в сторону всякие печали (15) -употреблении петрушки; -употребление кислого яблока; -взгляд на просвещнного человека; -чтение надписей на надгробных камнях; -пройти между караваном верблюдов; -бросание живой вши на землю; -ставить банки на спине Все это является причиной забывчивости. 1. Для подробной информации о средствах и способах укрепления памяти и причин забывчивости вы можете обратиться к книге «Укрепление памяти и причины забывчивости» и других книг автора настоящего исследования. В этой книге рассматриваются две темы с разных точек зрения. 2. В Суре «Корова» («Баккара») аят 254 «Аятулкурси» говориться, что в этом аяте упоминается название трона (курси) и Бог 16 раз упоминает это название. В некоторых преданиях говорится, что «Аяталкурсы» упоминается только один раз. Пророк Мухаммед, да благословит Его Аллах, говорит: «Самый большой аят в Коране - это Аяталкурсы» (Тафсири Рх-ул-маъони Том 10, с.10). Его Высочество Али о преимуществах «Аятакурсы» говорит: «Если бы вы знали значение этого аята, то никогда вы его не оставили бы» (Тафсири Рх-ул- маъони, Том 3, с.10). 3. Его Превосходительство Посланник говорил: «Аятулкурсы» - это клад, который хранится под аршом (под троном Аллаха), он был ниспослан мне, до меня никому из пророков такой подарок не был послан». Его Высочество Али говорит: «С тех пор как я слышал эти слова, нет ночи, чтобы я его не читал».

Его Высочество Али говорит: «Пророк вместе со своими указаниями мне поручил: «Коран есть превосходное и величайшее слово и сура Бакара является главой Корана, а Аятулкурсы - главой суры Корана». Он также сказал: «Аятулкурсы» состоит из 50 слов и в каждом слове содержится 50 благодеяний» (Комментарий Гурур-ал-хикам).

Имам Садык говорил: «Без сомнения, вс в мире имеет свою высшую точку, а высшей точкой Корана является «Аятулкурсы».

Пророк Мухаммед, да прославит Его Аллах, сказал: «Взглянуть на три вещи есть почитание (бога): на фото отца и матери, Коран и реку» (Бихор-ул-анвор; Том 10. с.368).

Исхак бинн Аммар говорил: «Я сказал Имаму Садыку, что буду твоею жертвой. Я выучил наизусть весь Коран. Что превыше: читать наизусть или взгляд на Коран? Его Высочество ответил: «Читай Коран так, как будто смотришь на него, этот прим более подходит. Разве ты не знаешь, что смотреть на строки Корана является ибодатом (почитанием). (Васоил-ул-шиъа. Том 4,с.854). 4. Имаму Хасану однажды задали вопрос: «Почему человек иногда забывает что-то, а потом вспоминает его?»

Развивающие и функциональные цели и задач и урока в трактатах Ходжа Насреддина Туси

Насреддин Туси отмечает: «Необходимо, чтобы ученик внимательно изучил все мелочи науки и сделал е своей привычкой, ибо мелочи науки (знаний) свидетельствуют от способности ученика уметь размышлять и приходить к умозаключению, поэтому сказано: «Хочешь добиться чего-то, будь внимательным и думающим». Ученик в начале разговора должен думать о том, чтобы его разговор был полезным, ибо говорят, что слово, как стрела, выпустил е из лука, уже не вернешь. Следовательно, прежде чем произносить слово, всегда надо подумать о том, стоит ли говорить или нет. Это узаконено мусульманским законодательством (фик).Ученик должен рационально использовать сво время и пользоваться знаниями (опытом) других лиц. Пророк сказал: «Мудрость, утерянная вещь муъмина (верующая) где бы не встретил е, обязательно подними». И ещ: «Восприми вс чистое и непечальное слово, выпусти вс нечистое и грязное». Каждый, кто обладает здоровым телом и умом, тот не имеет морального права отказываться от науки. Каждому обучающемуся необходимо признаться, что наука, знание и понимание - это дар божий и поддержать нуждающихся необходимыми предметами жизни. Он должен просить у Бога успеха и удачи, ибо Бог всегда поддерживает просителя. По этому поводу в Коране сказано: «Каждый, кто в свой работе надеется на Бога, всегда выполняет свои обещания, и все, что хочет, обязательно сбудется, но он во всех делах установил свой объм и меру».

Говоря о щедрости учного, Туси отмечает, что «ученый должен быть щедрым. Он не должен смотреть на вещи людей с завистью. Пророк говорил: «Остерегайся зависти и жадности, ибо они являются свидетельством скудости», настоящей нищеты». Следовательно, учный не должен идти на поводу зависти, не стремиться к роскоши и богатству.

Пророк говорил: «Поскольку люди боятся бедности, поэтому все они живут в нищете. Раньше традиция была такова: людей учились профессиям и специальностям, затем приступали к освоению наук. И все это давало им возможность, чтобы не завидовать богатству людей. В нравоучениях мудрецов сказано: «Каждый, кто с завистью смотрит на богатство людей, непременно обеднеет. Если учный завистливый, к нему не приходят брать знания, такой ученый никогда не сможет сказать правду.

По его мнению, ученик обязан готовить себя к повторению заданий. Он должен выделить для этого определенное время, и пока полностью не усвоит задание не должен успокоится. Надо, чтобы задания полученное в среду, было повторено 5 раз, задание вторника - 4раза, задание понедельника-2раза и задание субботы-один раз. Ибо такой порядок, с точки зрения освоения, более приемлем.

По мнению Туси, ученик при повторении урока не должен боятся, не думать об усталости и немощи, ибо урок и повторение должны усиленно работать. Но, с другой стороны, ученик не должен работать до изнеможения, ибо в этом случае он не в состоянии будет повторять задание. Всегда надо помнить такое правило: «Самый лучший вариант - соблюдение среднего уровня». Ученик обязан последовательно заниматься изучением наук и не срывать обучение на пол пути».

Говорят, что «время обучения-с пелнка до могилы». Самое лучшее время для учения - «начало молодости», раннее утро, промежуток между молитвами запада и вечерней молитвой. Подобает, чтобы ученый вс сво время тратил на изучение наук и каждый раз, если ученый чувствует усталость, то переходить как изучению другой науки. Исследование показало, что Туси ночами не спал. Он рядом с собой держал тетрадку, и когда он чувствовал усталость то одной науки, тут же брался за изучение другой науки. Рядом с ним стояла кувшин с водой и каждый раз, когда его одолевал сон, он тут же ополаскивал себя водой. Ибо вода отгоняет сон. Он всегда подчркивал: «Сон одолевает человека в результате тепла и жары».

Говоря об использовании свободного времени учеником ради роста в науке, Туси отмечает следующее: Учному следует все свое время посвятить изучению наук с тем, чтобы увеличить свой научный багаж. Для этого он всегда должен держать в руке карандаш для того, чтобы записать вс полезное, что услышит. В этой связи говорится: «Человек, вс что запоминал человеком, однажды забудет, а то, что записано карандашом, никогда не забудет, оно остатся». Сказано также: «Знание-это то, что исходит из уст великих мужей, ибо они-самое лучшее услышанное сохраняют в памяти и рассказывают самое ценное из-того, что помнят».

Некто завещал своему сыну, чтобы он каждый день изучал часть из науки. Это хотя мало, но со временем увеличится. Наука многогранна, а человеческий век короткий. Следовательно, искатель науки не должен тратит попусту сво драгоценное время. Он должен ценить сво время и тратить его на пользу науки. В этой связи сказано: «Ночь длинна не соврати е своим сном, день светит, не преврати его своим грехом в темень. Искателю науки следует от мира всего воспользоваться знанием и опытом (3), не жалеть о прошедшем, напротив, думать о сегодняшнем и будущем (4); преодолеть все трудности на пути к науке; неподхалимничать и неугодничать, ибо они нехорошие черты человека, их можно допускать только ради познания науки. Следовательно, искатель науки иногда, ради приобретения знаний, вынужден прибегнуть к подхалимству и угодничеству своему учителю, сокурснику и другим лицам, которые достойны подхалимства. Сказано также: «Знание-это величие и слава, в нм нет места для погрешностей, оно достигается только благодаря терпимости и большим мукам (где отсутствует греховность). В зависимости от уровня воздержанности растт научный уровень учного, мечеть станет процессом учения и увеличится польза от не науке. Признание богобоязненности. Воздержание от обжорства и многословия, которые в жизни не принесут ему никакой пользы (4). По возможности воздерживается от прима пищи, приобретенной на базаре (рынке). Ибо есть опасность, что она запачканная нечистотами и далека от Бога, близка к небрежности. Ибо на не пали взгляды. Некоторые великие говорили: «Это слово исходит из уст Пророка Мухаммеда. Пророк говорил: «Подобает, чтобы учный часто читал молитву (15), и его намаз (молитва) должен быть любви обильным, ибо он содействует обучению и изучению науки.