Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Сущность, структура, особенности содержательной основы и функции гражданско-патриотического воспитания как неотъемлемая часть формирования национального самосознания учащихся 22
1.1. Проблемы формирования гражданско-патриотического сознания учащихся в психолого-педагогических исследованиях 22
1.2. Сущность и структура целостной системы краеведческих занятий и мероприятий, формирующих национальное самосознание учащихся 35
1.3. Особенности содержательной основы краеведческой внеклассной деятельности как части формирования национального самосознания учащихся 64
1.4. Мировоззренческие функции и гражданско-патриотическая направленность краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях 81
Выводы по 1 главе 99
Глава 2. Содержательные компоненты системы краеведческих воспитательных технологий, формирующих духовно-ценностное, гражданское и нравственно-эстетическое отношение учащихся к родному краю и миру 102
2.1. Оптимизация логической взаимосвязи компонентов системы краеведческих воспитательных технологий в педагогическом процессе 102
2.2. Интеграция в структурно-педагогическое содержание занятий литературно-краеведческого материала как важное средство, обеспечивающее формирование гражданско-патриотического сознания учащихся 120
2.3. Разработка литературно-краеведческой программы самостоятельных и творческих работ и целенаправленное ее осуществление в педагогическом процессе как важный фактор формирования национального самосознания и гражданского патриотизма 149
2.4. Востребованность литературно-краеведческих произведений таджикско-персидских мыслителей в процессе формирования патриотического воспитания учащихся 162
Выводы по 2 главе 205
Глава 3. Литературно-краеведческая деятельность как одна из форм внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, направленной на формирование национального самосознания и гражданско-патриотических позиций учащихся 209
3.1. Организация и осуществление краеведческой внеклассной деятельности, способствующей формированию чувства гражданско-патриотического сознания 209
3.2. Содержание литературно-краеведческой деятельности, направленной на формирование сознательной и активной патриотической позиции учащихся 231
3.3. Адаптивная организационная структура литературно-краеведческой деятельности, нацеленной на интеграцию краеведческого содержания в целостный педагогический процесс 246
3.4. Интеграция литературно-краеведческих материалов в содержание уроков таджикской литературы - как средство формирования национального самосознания и гражданско-патриотических позиций учащихся 253
Выводы по 3 главе 305
Глава 4. Эффективность интегрированного подхода к содержанию литературно-краеведческих воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях, направленных на формирование гражданско-патриотического сознания учащихся 308
4.1. Эффективное применение системы литературно-краеведческой воспитательной технологии на уроках дисциплин гуманитарного цикла 308
4.2. Система учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, способствующая эффективному формированию гражданско-патриотических позиций учащихся на внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятиях и мероприятиях 318
Выводы по 4 главе 326
Заключение 329
Список литературы 335
- Сущность и структура целостной системы краеведческих занятий и мероприятий, формирующих национальное самосознание учащихся
- Интеграция в структурно-педагогическое содержание занятий литературно-краеведческого материала как важное средство, обеспечивающее формирование гражданско-патриотического сознания учащихся
- Содержание литературно-краеведческой деятельности, направленной на формирование сознательной и активной патриотической позиции учащихся
- Система учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, способствующая эффективному формированию гражданско-патриотических позиций учащихся на внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятиях и мероприятиях
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в мире
и в Таджикистане ставит серьезные вызовы современному социуму. В
нынешних условиях развития общества, обретения подлинной
независимости, роста национального самосознания, переосмысления
общечеловеческих нравственных ценностей проблема воспитания личности
является одной из важнейших в педагогической науке. Основная роль в
формировании и воспитании личности отводится образованию. Его
основными приоритетами стали воспитание патриотизма и формирование
национального самосознания молодежи, которые складываются под
воздействием исторических, социально-экономических, культурных,
демографических условий жизни народа. Об этих тенденциях
свидетельствует принятие в Республике Таджикистан основополагающих для воспитания личности законов и нормативно-правовых актов, а также государственных программ, важнейшим лейтмотивом которых являются идеи гуманизма, основанные на национальных и общечеловеческих ценностях, признание приоритета личности ребенка. Все это требует новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, и в первую очередь изменения целей образования.
Отвечая на вызовы современности, общеобразовательная школа Республики Таджикистан наряду с формированием в учащихся комплекса знаний, умений и навыков должна направить усилия на воспитание истинных граждан и патриотов своей Родины. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь учащегося. Эти ориентиры общеобразовательной школы и системы образования в целом определяются социальным заказом общества. Современная общеобразовательная школа может и должна стать учреждением социальной подготовки учащихся, где им предоставляется возможность
участвовать в разработке школьных правил и законов; в подготовке и проведении уроков, внеклассной и внешкольной работы. Это дает ученикам ощущение сопричастности к происходящему в их школах. В такой школе учебная и внеклассная работа организуется так, что учащиеся учатся уважать мнение других, проявлять терпимость и склонность к сотрудничеству. И все же школьные годы являются не только подготовкой к жизни, но и важным жизненным этапом, насыщенным социальной и познавательной активностью.
В настоящее время можно констатировать, что некоторые явления, не
свойственные таджикскому народу, приходят на смену национальных
ценностей. При этом значительная часть молодёжи выдвигает главным
приоритетом своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и многие даже
находят оправдание таким своим мыслям, меркантильным желаниям и
поступкам. Учёными-педагогами, психологами и социологами уже давно
доказано, что одним из сложнейших вопросов в воспитании является
отсутствие прозрачных жизненных ориентиров у подрастающего поколения.
Отток талантливой молодёжи за границу, нежелание её участвовать в
социально-экономической жизни Таджикистана, утрата молодым
поколением чувства Родины и как следствие национального самосознания всё это угрожает национальной безопасности страны.
Поэтому вопрос гражданско-патриотического воспитания молодежи приобретает особую актуальность, так как именно любовь к Родине является тем краеугольным камнем, который во все времена объединял таджикское общество. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща национальному образованию и педагогической науке и является именно тем принципом, который основан на неповторимом педагогическом опыте и традициях таджикского народа. В этой связи при выявлении условий и механизмов ускорения процесса социального, нравственно-патриотического созревания учащихся возрастает интерес к формированию патриотического сознания на основе психолого-педагогической интерпретации национальных
особенностей концепции становления личности через усвоение им национальных ценностей, заложенных в краеведении.
При этом именно краеведение является важнейшим средством реализации этого принципа так, как культурное, историческое и природное наследие имеет непреходящее значение в формировании мировоззрения и социализации подрастающего поколения. По нашим многочисленным наблюдениям массовое вовлечение учащихся в краеведческую деятельность естественнонаучной и гуманитарной направленности, как на уроках, так и в свободное от уроков время, в большей степени позволяет избежать опасностей деформации личности школьника, на возможность возникновения которой в современном обществе указывают социологи, педагоги и психологи.
С большим сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях Таджикистана слабо используются потенциальные возможности социализации подрастающего поколения, заложенные в краеведении, как на уроках, так и во внеклассной и внешкольной работе.
Краеведение жизненно важно для детей ещё и потому, что оно позволяет увлечь их познанием мира, потребностью проявить себя, сделать что-то значимое самостоятельно. Краеведение это по своей сути интегрированная наука. Оно позволяет познать и природу, и общество, и самого человека. При этом природа познается не в абстрактном, бездушном виде, а как родная природа, а растущий человек ощущает себя частью этой природы. Например, на уроках географии, краеведение - это ещё и экологическое воспитание, о котором много говорят в последнее время. На уроках истории краеведение дает ощущение исторической преемственности и причастности к обществу, в котором живёт человек. Внеклассная и внешкольная краеведческая деятельность позволяет лучше познать своих предков, а через это - себя. Так, например, генеалогические исследования позволяют прикоснуться к своему роду, а через него и к
человечеству. Такие поиски очень сложны и требуют трудоёмкой работы, но одновременно воспитывают исследовательские качества личности.
Краеведение обладает огромным интегративным потенциалом,
позволяющим включать в своё содержание многообразные знания и формы
практики. Оно является прекрасным и убедительным примером
интегрированного и междисциплинарного знания, которое включает в себя
географические, исторические, музееведческие, литературоведческие,
социологические, демографические, экологические, фольклорные,
биографические, бытописательские, библиографические аспекты, а методы краеведения строятся на интеграции наук. Кроме того, что не менее важно, краеведение соединяет в себе научную, научно-популяризаторскую и общественную деятельность, которой занимаются и учёные-специалисты и широкий круг лиц, преимущественно местные жители. Интеграция в краеведении различных наук и видов деятельности постепенно формирует научно-теоретическое ядро краеведения во взаимосвязи с просветительской работой.
Следовательно, интеграция различных наук и практической деятельности в рамках краеведения ставит на повестку дня вопрос о принципах этой интеграции. Успешная реализация постулируемого нами положения обусловливает необходимость разработки методологических оснований интеграции для краеведения и эффективных форм и методов активного воспитательного воздействия на учащихся богатых возможностей краеведения. При этом наиболее оправданным нами признается системно-деятельностный подход к решению проблем теории и методологии краеведения, так как, несмотря на глубокие и длительные традиции краеведения нельзя считать его окончательно сформировавшейся наукой.
Ведущие идеи интеграции гражданско-патриотического воспитания в процесс формирования национального самосознания учащихся воспитательной деятельности исходят из важнейших социально-педагогических функций краеведения:
-
Культуроформирующая функция проявляется в сохранении, передаче и овладении новыми поколениями культурой, то есть исторической памятью человечества, и в первую очередь, памяти родовой, имеющей непосредственное отношение к душе каждого воспитанного человека. Без краеведения невозможно существование самого человека и социума, ведь для воспроизводства человека как человека, каждый должен самостоятельно осваивать человеческую культуру, а затем включиться в её трансляцию будущим поколениям.
-
Интегрирующая функция выражается в интеграции наук, в единстве науки и практики, в связи поколений. Краеведение это способ активного, неравнодушного отношения человека к жизни, способ социальной самоорганизации людей, живущих в данной местности.
-
Воспитательная функция выявляется в понимании личности своего места и назначения в обществе, обусловленное определенным уровнем самосознания, социальной ответственности в реализации своих возможностей. Краеведение создаёт возможность диалога представителей разных поколений, разных образов жизни, обеспечивая этим их взаимодействие и взаимное обогащение. Нравственный долг это важнейшее чувство и мотив краеведческой деятельности.
-
Просветительская функция выражается в пропаганде и популяризации национальных ценностей в самых различных формах. Успех краеведения во многом зависит не столько от научных исследований, а столько от того насколько много людей вовлечено в освоение культурного наследия прошлого.
Краеведение обеспечивает сохранение исторической памяти и
воспитывает чувство сопричастности судьбы человека с судьбой социума в
данной местности. Оно позволяет понять и освоить свое культурное
наследие. При этом не менее важно в краеведении просветительская
деятельность по распространению знаний о родном крае и привлечении
широких масс населения, в первую очередь детей, в процесс освоения и
созидания культуры. Краеведение является одним из видов
жизнедеятельности человека, направленным на преобразование жизни с сохранением преемственности по отношению к опыту предшествующих поколений. Оно позволяет с раннего детства сформировать в сердце каждого сознательного человека любовь к месту рождения.
Концепция национальной воспитания Республики Таджикистан
подчёркивает необходимость формирования у учащихся любви к Родине, ее истории, родному языку, обеспечивающему познание национальной культуры и развитие самосознания подрастающего поколения.
В современных условиях общественного развития организация
краеведческой деятельности с использованием местного материала в классе и во внеурочной и внешкольной деятельности обеспечивает воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и уважения к национальным ценностям и является одной из важнейших задач школы, семьи и всего общества.
Краеведение это единственная наука, которая показывает красоту родного края и является одним из важнейших средств познавательного и нравственного воспитания подрастающего поколения, оно вмещает в их сердцах глубокое чувство любви к Родине, к родному краю. Знакомство с обычаями предков, с революционными, военными, литературными и трудовыми традициями людей, изучение народных обычаев и привычек, подвиг и отвага предков обязывает учащихся не только самим воспитываться в духе служения интересам народа и Родины, защиты национальных богатств, традиций предков, трудолюбия и терпимости, но и внушать будущему поколению эти лучшие человеческие качества.
Специалистами установлено несколько видов краеведения, наиболее
распространенным из которых является литературное краеведение,
преимущество которого заключается в том, что оно не только обогащает учащихся знаниями и духовными ценностями, но и развивает в них творческую деятельность, совершенствует их нравственные и патриотические качества, направляет знания учащихся на научно-исследовательскую деятельность.
Именно поэтому эффективная организация литературно-краеведческой деятельности в Республике Таджикистан, подвергающаяся всем рискам глобализирующегося мира, является наиболее актуальной и своевременной. Выбор темы исследования продиктован следующими обстоятельствами:
проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся приобретает особое значение в настоящее время;
краеведение является необходимой составной частью национального компонента образования, раскрывая школьникам специфические черты природы, истории и культуры страны, что имеет большое значение для формирования национального самосознания личности;
несмотря на то, что в учебных программах таджикской литературы представлены темы, связанные с литературно-краеведческой деятельностью, учителя литературы не знают, когда и как воспользоваться ими из-за отсутствия полной научной разработки методических пособий;
учителя испытывают некоторые затруднения, так как литературное краеведение, как учебная дисциплина, не преподаётся в вузах республики.
Степень разработанности темы исследования
Необходимость и целесообразность использования краеведческого материала в обучении и воспитании отмечали в своих трудах выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Каменский, А. Дистервег, Ж.-Ж. Руссо и др. В России эту идею развивали: Н.Х. Вессель, Е.А. Звягинцев, Н.И. Новиков, Д.Д. Семенов, К.Д. Ушинский и др. Образовательное и воспитательное значение познания своего края подчеркивали П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, СТ. Шацкий.
Большинство из этих ученых утверждали, что формирование социально-активной личности ребенка на базе краеведения, можно осуществлять только в случае, если они будут активными субъектами краеведческой деятельности, реализуя при этом свои творческие и социальные способности в своей жизнедеятельности.
Если рассматривать эволюцию таджикского краеведения, то узнаем, что
в его развитие большой вклад внёс Садриддин Айни. Известно, что
важнейшая задача наших соотечественников - защита завоеваний
независимости, достигнутых посредством национального согласия.
Аналогичная ситуация господствовала и в первые годы Бухарской революции. Всё это обязало Садриддин Айни призывать пишущую братию знакомить народ с прошлым, настоящим и будущим своего края, с обычаями и традициями каждого села и города. Создание в 1925 году в Ташкенте научного общества «Таджиковедение» и опубликование большой книги под названием «Образцы таджикской литературы» ещё больше привлекло внимание таджикской интеллигенции к проблемам краеведения.
Садриддин Айни, Бахриддин Азизи, Х. Карим, К. Бахлулзаде с целью всестороннего знакомства с родным краем изучали его историю и культуру и в этом ключе публиковали свои статьи. Статьи Садриддина Айни «Краеведение» (журнал «Дониш - биниш» (впоследствии «Рохбари дониш») 1927, № 1, «Горные таджики» (журнал «Овози тоджик») 21 сентября и 5 октября 1924 г., «Четырнадцатый полюс» (журнал «Маориф ва укитувчи» 1924, № 5-6, с.31-32), «Памятники древности» (там же, 1924, № 7-8, с. 28-29), «Проточная вода или река Джилвон» (журнал «Маориф ва укитувчи», 1927, № 1-2, с.47-50) дают сведения о Таджикистане. Отрывки из произведений БахриддинаАзизи «Сорок келий» (журнал «Рохбари дониш», 1929, № 10-11, с. 37»), А. Дехоти «Дракон чабанской милости» (ПСС, т. 3, Душанбе, 1965, с.16), Хаким Карим «Соберём народную литературу» (журнал «Овози тоджик», 21 апреля 1930 г.), К.Бахлулзаде «Древние памятники Ходжента» (журнал «Маориф ва укитувчи», 1924, № 12, с.35-36) и другие были первыми шагами в изучении страны, её культуры и фольклора.
Садриддин Айни в статье «Краеведение» указал цели и задачи краеведения: «Краеведение - наука, двигающая наш современный мир вперёд. Конечная цель краеведения - разностороннее изучение страны, и всё подчинено этой цели. Краеведение изучает историческое прошлое страны,
рассматривает древнюю культуру, обычаи, памятники старины, старинные города, которые являлись политическими, промышленными и торговыми центрами и т.д.».
Таким образом, краеведение - это деятельность, направленная на изучение края. В действительности, понятие «край» является условным. Например, для школы край - это район, сведения, используемые как местный материал. В иных случаях, когда учащиеся совершают экскурсию и поход, пространство края становится шире.
Интеграцию краеведения с другими учебными дисциплинами
(географией, биологией, историей, химией, физикой, литературой и др.) освещают в своих работах такие ученые как: В.П. Соломин, Д.П. Финаров, А.В. Даринский, В.Ф. Любимов, Н.В. Добрецова и др. Родной край и окружающая природа рассматриваются ими как условия жизни и здоровья людей, как главные ценности нравственного воспитания.
Литературно-краеведческие работы и материалы, и их использование в воспитательной работе нашли своё решение в исследованиях Н.И. Анциферова, М.М. Абдувалиевой, М.А. Абузярова, Ю.Б. Веральского, Г.И. Гончаренко, Ф.Б. Ифнатева, Т.А. Кугаевской, В.Г. Липинак, А.Г. Лосева, Х.Г. Муродова, Т.Ф. Посадковой, Л.Л. Преемана, А.В. Рыжеволовой, Н.В. Рубановой, C.Б. Сабаева, Е.В. Тихомировой, З.Я. Холодовой, Т.Э. Эфендиевой, М.Д. Янко и др.
Известные учёные республики И. Каримова, К. Кодиров, С.С. Мирзоев, М. Лутфуллоев, С. Сулаймони, Ф. Шарифзода и другие в своих научных исследованиях и методических пособиях высказывали свое мнение по данной проблеме.
В решение проблем гражданско-патриотического воспитания в
отечественной педагогической науке особый вклад внесло творческое
применение классического наследия Востока, воплощенного в
произведениях выдающихся мыслителей таких, как Рудаки, Фирдавси,
Абуали ибн Сино, Носири Хусрав, Камол Худжанди, Ходжи
Мухаммадхусайн Хатлони, Мирзо Сиродж Хаким, Садриддин Айни и другие. Произведения этих мыслителей обладают огромным нравственно-патриотическим потенциалом и способствуют обогащению и углублению роли литературного наследия в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании личности.
Несмотря на это, учеными независимого Таджикистана, за исключением
кандидатской диссертации А.С. Саидмуминова «Проблема воспитания
патриотизма у учащихся старших классов средствами краеведения (на
материалах школ Республики Таджикистан)» (Курган-Тюбе, 2011), не
уделялось должного внимания проблеме краеведения, его роли в гражданско-
патриотическом воспитании учащихся таджикских школ, а тем более роли
литературно-краеведческой воспитательной деятельности в
общеобразовательных учреждениях. Методы и приёмы, соответствующие
использованию краеведческого материала местности на уроках и внеурочной
деятельности учащихся, остались вне поля зрения исследователей, а задачи
изучения краеведческого материала до сих пор не определены. Различные
виды внеурочной краеведческой деятельности, ее связь с учебными занятиями
не раскрыты полностью. До сих пор не получила всеобщего признания
организация различных видов письменных работ на краеведческие темы, что
становится не только причиной получения слабых знаний по краеведению, но
и тормозит процесс гражданско-патриотического воспитания как
неотъемлемой части формирования национального самосознания учащихся.
Недостаточная разработанность исследуемой темы в таджикской педагогической науке, отсутствие специальной подготовки будущих педагогов в вузах к организации и проведению краеведческой работы, нацеленной на формирование гражданско-патриотической культуры и национального самосознания учащихся, а также необходимость разработки педагогических основ системы краеведческих занятий и мероприятий обусловили актуальность темы исследования. Кроме того, отмечается ряд противоречий:
между общими формами гражданско-патриотического воспитания и возрастными особенностями учащихся старших классов;
между практикой преподавания таджикской литературы и отсутствием методической базы, использующей гуманистический, нравственный, эстетический и просветительский потенциал краеведческих материалов художественных произведений таджикской литературы, нацеленных на формирование гражданско-патриотического сознания;
между целенаправленной деятельностью учителей и отношением некоторой части учащейся молодежи к национальным ценностям.
Объектом исследования являются общеобразовательные учреждения Республики Таджикистан.
Предмет исследования - система литературно-краеведческой воспитательной деятельности, направленный на формирование чувства патриотизма и национального самосознания учащихся общеобразовательных учреждений.
Целью исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная апробация системы литературно-краеведческой воспитательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотической культуры и национального самосознания учащихся общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан.
В основу исследования была положена следующая гипотеза исследования: успешность гражданско-патриотического воспитания учащихся старших классов средствами краеведения достигается в случае, если:
организовать литературно-краеведческую деятельность как одну из форм внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, направленной на формирование гражданско-патриотических позиций учащихся;
обеспечить интегрированный подход к содержанию литературно-краеведческих воспитательных мероприятий в общеобразовательном
учреждении, направленных на формирование гражданско-патриотического сознания учащихся
- будет разработана и внедрена в деятельность общеобразовательных школ научно обоснованная и целостная система литературно-краеведческих занятий и мероприятий, нацеленных на воспитание патриотизма и национального самосознания учащихся старших классов.
В диссертации осуществляется решение следующих задач:
-
Определить сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания как неотъемлемой части формирования национального самосознания учащихся.
-
Выявить содержательные компоненты системы литературно-краеведческих воспитательных технологий, формирующих духовно-ценностное, гражданское и нравственно-эстетическое отношение учащихся к родному краю и миру.
-
Проанализировать опыт школ и экспериментально проверить в педагогической практике содержание и технологии литературно-краеведческих занятий и мероприятий, нацеленных на воспитание патриотизма и национального самосознания учащихся.
-
Определить степень отражения литературно-краеведческого материала в учебной программе по таджикской литературе.
-
Интегрировать литературно-краеведческие материалы в содержание уроков таджикской литературы с целью формирования гражданско-патриотических позиций учащихся.
-
Экспериментально доказать эффективность интегрированного подхода к содержанию литературно-краеведческих воспитательных мероприятий;
-
Разработать методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала школы средствами литературного краеведения.
Методологическую основу исследования составили теория познания, теоретические положения психологической науки о единстве познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); системный подход и
общая теория систем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин, В.А. Якунин и др.); деятельностный подход в обучении (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.Я. Буторин, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Ж. Пиаже, Е.А. Ракитина, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.);
Источниками исследования стали произведения классиков национальной и мировой культуры Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Национальной концепции образования, Концепция национального воспитания Республики Таджикистан и другие действующие законодательные акты в сфере образования (государственные стандарты, учебные планы, программы, учебники и учебные пособия).
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
теоретический анализ философской, педагогической, психологической, исторической и краеведческой литературы;
анализ учебных программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов;
обобщение и анализ опыта учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, школьных и краеведческих музеев;
диагностические методики (анкетирование, тестирование, беседы, диспуты);
наблюдения за учащимися, беседы с родителями, анализ материалов, собранных учащимися;
изучение опыта учителей-новаторов;
организация эксперимента, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Научная новизна работы заключается в уточнении содержания понятий «литературно-краеведческая деятельность», «интегрированный подход», «литературно-краеведческие материалы», «гражданско-патриотическое воспитание», обосновании интегрированного подхода к
краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях. На этой
основе разработаны цель, принципы, объекты, источники, сферы и
технологии литературно-краеведческой деятельности в
общеобразовательных учреждениях. В качестве системообразующего фактора целостной системы краеведческих занятий и мероприятий определена интеграция краеведческим содержанием педагогического процесса, нацеленного на формирование чувства гражданского патриотизма и национального самосознания учащихся. При этом ведущим элементом реализации краеведческой деятельности является интеграция литературно-краеведческих материалов в содержание уроков таджикской литературы - как средство формирования гражданско-патриотических позиций учащихся.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и
научном обосновании содержания и технологии использования литературно-
краеведческого материала в процессе формирования гражданско-
патриотического сознания учащихся на уроках и внеурочных занятиях.
Кроме того, в определении патриотически устойчивой личности учащихся как
целостности их нравственного, правового сознания и поведения, а также в
определении роли среды в формировании патриотически устойчивой личности
с учетом воздействующих на нее объектов и системных связей между ними.
Практическая значимость исследования состоит в научно-
обоснованной интеграции литературно-краеведческих материалов в
содержание уроков таджикской литературы. Результаты исследования
отражены в методических пособиях для учителей и учащихся, которые
используются в общеобразовательных учреждениях Республики
Таджикистан, где школьное литературное краеведение изучается как часть
таджикской литературы. Разработаны практические рекомендации,
позволяющие повысить эффективность литературно-краеведческих
воспитательных мероприятий, нацеленных на формирование гражданско-патриотического сознания учащихся в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, результаты исследования также позволяют разработать
программы спецкурса и спецсеминара для учителей общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации работников образования.
Этапы исследования. Исследование проведено в несколько этапов:
На первом этапе (2004-2006 гг.) - анализ состояния организации краеведческой деятельности и изучение практики учителей-новаторов в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан. Теоретико-методологический анализ научной и учебно-методической литературы в области педагогики, психологии, теории и методики краеведения. Проверка актуальности выбранной темы, разработка гипотезы исследования, определение ведущих идей и цели, постановка задач исследования.
На втором этапе (2010-2011 гг.) - анализ педагогических условий
использования литературно-краеведческих материалов учащимися на уроках
таджикской литературы. Проектирование программы и содержания опытно-
экспериментальной работы, уточнение гипотезы, проведение
констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
На третьем этапе (2012-2014 гг.) - организация формирующего этапа
опытно-экспериментальной работы и выявления её эффективности,
внедрение результатов работы в практику экспериментальных
общеобразовательных школ Республики Таджикистан.
На четвертом этапе (2014-2015 гг.) - анализ исследовательского
материала, обработка полученных данных, обобщение и систематизация
результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка
рекомендаций и общих выводов исследования, завершение оформления диссертационной работы, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
методологической обоснованностью исходных теоретических позиций,
интегрированным подходом к решению поставленной проблемы,
применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; подтверждается данными опытно-экспериментальной работы.
Кроме того, сопоставлением полученных результатов с передовым педагогическим опытом; репрезентативностью источниковедческой базы и объемом выборки в исследовании; научной апробацией выводов, прошедших опытно-экспериментальную проверку.
Содержание рекомендуемых учебных материалов по литературному краеведению в 5-11 классах, методы и приёмы использования литературно-краеведческих материалов нашли свою поддержку со стороны учителей школ названных регионов на педагогических и методических совещаниях, их реализацию предложено проводить в 2009-2010 гг.
Апробация результатов исследования.
Опытно-экспериментальная апробация результатов исследования
осуществлена в 6-11 классах средних общеобразовательных школ № 17 Айнинский, № 1, 33 Вахшский, № 1, 12, 17 Фархарский, № 8, 9, 27 Мир Сайид Алии Хамадонийский, №№ 4, 9, 10, 12, 15 Шахринавский, №№6, 14, 50, 52 Гиссарских районов, №№3, 17, 22, 27 г. Худжанд, 1, 2, 3, 6, 9, 15, 30, 33 г. Пянджекент, №№17, 28, 37, 53, 54, №12, 26, 38, 59 г. Турсунзаде, №№ 82, 88, 94 г. Душанбе Республики Таджикистан.
В целом к опытно-экспериментальной работе было привлечено 11120 учащихся 6-11 классов.
Основные положения диссертационной работы и результаты
исследования отражены в 1 монографии и 40 научных статьях, 16 из которых опубликованы в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ.
Материалы исследования апробированы на городских, областных,
республиканских и международных конференциях в 2008-2009 гг., на
лекциях в Республиканском Институте повышения квалификации
работников образования (в 2010-2011 гг.), также в многочисленных научно-методических публикациях автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
-
Сущность понятия «литературно-краеведческое воспитание» как неотъемлемой части формирования национального самосознания и гражданско-патриотических позиций учащихся.
-
Научное обоснование интегрированного подхода к краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях.
-
Цель, принципы, объекты, источники, сферы и технологии литературно-краеведческой деятельности в общеобразовательных учреждениях.
-
Интеграция как основной принцип системы литературно-краеведческих воспитательных мероприятий в общеобразовательном учреждении, направленных на формирование гражданско-патриотических позиций и национального самосознания учащихся.
-
Обоснование обязательного использования литературно-краеведческого материала в системе краеведческой деятельности, отражающего содержание, технологии и источники гражданско-патриотического воспитания как неотъемлемой части формирования национального самосознания учащихся;
-
Методические рекомендации по реализации воспитательного потенциала школы средствами литературного краеведения.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 360 страницах. В тексте имеется 15 таблиц и 5 рисунков. Список литературы насчитывает 278 наименований.
Сущность и структура целостной системы краеведческих занятий и мероприятий, формирующих национальное самосознание учащихся
Неосознанное чувство Родины возникает у человека в семье задолго до школы, когда ребенок слышит колыбельную песню матери, наставления отца. Далее оно формируется под влиянием окружающей среды. Даже такой, на первый взгляд, простой факт, состоящий в том, что ребенку легко и радостно жить с папой и мамой в родном доме, способствует воспитанию любви к людям, построившим дом, тому месту, где ребенок живет. Это еще не патриотизм в полном значении слова, но это чувство, в дальнейшем обогащаясь и развиваясь, становится основой любви к Родине. Мир детства постепенно расширяется. Родители имеют возможность помогать постепенному осознанию ребенком чувства Родины. Рассказами, чтением народных сказок, беседами о наиболее выдающихся событиях в жизни страны они способствуют формированию патриотических понятий, чувств, реальных мотивов поведения.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в его душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности; духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота - самые тонкие, самые сложные процессы в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [214]. Непрерывное, начиная с раннего детства, с привития крупиц нравственности, неотделимой от патриотизма, воспитание личности невозможно без знания отличительных особенностей, присущих каждому возрастному отрезку.
В предыдущем параграфе мы упоминали о важности возрастного подхода в процессе формирования нравственно-патриотических качеств личности. Рассматривая этот процесс на примере старшеклассников, мы подразумеваем, что к этому периоду жизни у них сформированы основные личностные качества, определенны ценностные ориентации. Необходимо отметить, что процесс формирования нравственно-патриотического сознания - это, прежде всего процесс формирования личности, обладающей нравственно-патриотическими качествами. Принципиальное значение в этой связи имеет вопрос о представлении процесса формирования нравственных и патриотических качеств как объективно развивающегося, поскольку в нем находит свое концентрированное выражение внутренний потенциал человека, реализуется его социальная активность, осуществляется его развитие. С этих позиций рассмотрение формирования нравственности и патриотизма как развивающегося процесса, процесса становления и развития личности, представление этого процесса в аспекте формирования только представлений о нравственно-патриотических качеств, «без перестройки установок и мотивов личности, без становления персональной «картины мира» со всем порождающим ее комплексом сознания и самосознания» [146] будет односторонним. Учитывая, что формирование личности - одна из основных функций педагогического процесса, в том числе процесса формирования нравственно-патриотических качеств, который предполагает как основной результат развитие самого субъекта, полагаем, что эти два процесса отнюдь не изолированы, а напротив, взаимно обусловливают и дополняют друг друга. Именно в силу этого можно утверждать, что нельзя определить условия и средства формирования нравственно-патриотического сознания (тем более создать систему условий его формирования), не согласовывая ее с теорией личности.
Если рассматривать личность в социально-психологическом и педагогическом плане, важно подчеркнуть ее конкретно-историческую природу. Личность живет и действует в определенной социальной структуре, ее поведение обусловлено социальным опытом определенного конкретно-исторического сообщества, на личность воздействует социальная макросреда в целом и непосредственно та микросреда педагогической системы, с которой в данный момент личность взаимодействует.
В общем процессе развития личности, по мнению Л.П. Буевой, действуют «две тенденции: принятие, усвоение индивидом социальных норм, традиций и функций как своеобразный аспект приспособления личности к существующим социальным условиям и тенденция их развития, преобразования, в которой ярче всего проявляется человеческая, творческая индивидуальность» [51].
В каждом конкретном пространственно-временном поле развивать можно только то, что уже было заложено или существовало изначально во внутренних структурах субъекта. При этом можно опираться лишь на внутренние закономерности существования, развития и актуализации данных структур (физиологические, генетические, энергетические, информационные, психические) [190]. В этой связи считаем необходимым расставить акценты в соотношении толкования понятий «формирование» и «развитие».
Следует отметить, что в настоящее время существует некоторая неопределенность в толковании этих важнейших категорий педагогики, которая выражается в определениях «развития» через «формирование», и наоборот, «формирования» через «развитие». У Т.А. Ильиной находим: «Развитие человека - это процесс становления и формирования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, в числе которых целенаправленное... воспитание играет ведущую роль» [102]. Следуя определению Ю.К. Бабанского, «формирование личности - и процесс, и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания» [180]. Трактовка этих понятий посредством друг друга, очевидная в предыдущих определениях, представляется не совсем корректной. Наиболее последовательной в этом плане, по нашему мнению, представляется точка зрения И.А. Колесниковой, полагающей формирование как «процесс и результат взаимодействия человека со всей совокупностью внешних влияний (объективных и субъективных, целенаправленных и стихийных), вызывающих изменения в системе его свойств, качеств, проявлений», а развитие как «процесс последовательных, необратимых внутренних и внешних изменений, который характеризуется переходом от низших к высшим уровням и формам жизнедеятельности человека» [190]. Развитие личности как субъекта означает расширение, углубление социального опыта личности, распредмечивание его результатов, которые представляют собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития. Для индивида результаты предшествующего опыта выступают не в качестве «надиндивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленная адресация индивиду его возможностей выступить активным субъектом, постигать и развивать опыт предшествующих поколений [96]. Таким образом, человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. При этом, по мнению М.Б. Туровского, «личностные начала человека становятся символом могущества личности именно потому, что это начало обретает самостоятельное существование» [231].
Проявляя активность, отмечает А.А. Вербицкий, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне целей. И если объективная ситуация препятствует достижению этих целей, субъект переструктурирует ее в мышлении и в практическом действии..., преломляет внешнее через внутреннее [60]. Отсюда следует, что стремление повысить статус индивида должно быть связано с позицией личности.
В психолого-педагогической литературе термин «позиция личности» имеет множество толкований и соответственно многообразное содержательное наполнение. Он применяется в обозначении статуса, положения, отношения, системе отношений, направленности, ценностных ориентации, системы установок и др.
Позиция личности формируется на всех этапах онтогенетического развития человека в зависимости от изменений социальной действительности. В работах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева понятие «позиция личности» определяется как сложная система отношений личности к явлениям социальной действительности. B.C. Мерлин включает в понятие «позиция личности» мотивы, определяющие ее характер, педагоги, в частности Е.В. Бондаревская, раскрывают это понятие как совокупность общественно направленных деятельностей и ценностных отношений личности к действительности, включая в их число отношения к интересам общества, к учению, к людям, к самому себе. Позиция личности - явление объективное, сердцевина личности как социального феномена, ведущей характеристикой которого является направленность. В связи с этим позиция личности может быть охарактеризована как системное отношение соответствующих психических компонентов, позволяющее личности определенным образом осуществлять свое взаимодействие с внешней, прежде всего социальной, и внутренней, субъектной средой.
Интеграция в структурно-педагогическое содержание занятий литературно-краеведческого материала как важное средство, обеспечивающее формирование гражданско-патриотического сознания учащихся
В условиях перехода Республики Таджикистан к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Система образования органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни.
При этом важной составляющей в воспитании патриотизма учащейся молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении единства общества является систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по разъяснению значения государственных символов - флага, герба, гимна. Изучение истории государственных символов играет большую роль в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с предками, отстоявшими честь, свободу и независимость Таджикистана.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в общеобразовательные учреждения, которые зачастую демонстрируют безразличное отношение к проводимым на местах мероприятиям патриотической направленности [187].
Патриотическое воспитание приобретает сегодня исключительную значимость, поэтому в Республике Таджикистан давно назрела необходимость разработки и принятия на государственном уровне программы патриотического воспитания подрастающего поколения.
Она призвана обеспечить решение следующих задач:
- развитие чувства любви, гордости за свой город и страну, ответственности за их судьбу, сопричастности к решению проблем городского общества и государства;
- сплочение, консолидация усилий молодежных структур и организаций, направленных на решение задач социально-экономического и культурного развития города и страны;
- раскрытие духовного, творческого, интеллектуального потенциала молодежи Таджикистана;
- обеспечение преемственности поколений, сохранение и приумножение лучших традиций таджикского народа и его характерных качеств.
Эта программа должна иметь конкретные цели:
- стремиться к возрождению былого величия Родины, пробуждать интерес к прошлому страны;
- формировать у молодежи патриотические чувства, гордость за принадлежность к великому народу, к его истории и культуре;
- приобщать молодежь к духовным ценностям Родины, развивать их интеллект, творческое мышление, практическую смекалку, создавать условия для самовыражения, личностного развития;
- поддерживать знакомство с родным краем, городом и его окрестностями как значимыми объектами в жизни Таджикистана:
а) выявлять этнографические особенности;
б) изучать историю своей малой Родины от древнейших времен до наших дней;
в) изучать географическое положение, природу, экономику, культуру;
г) познакомиться с жизнью замечательных земляков (работников культуры, искусства, литературы, видных ученых, военачальников, участников ВОВ и др.).
д) воспитать у молодежи стремление защищать и сохранять памятники истории, культуры и природы.
Особенность современного патриотического воспитания заключается в том, что растет значение местного компонентов. Выражается это в составлении государственных и местных (городских, районных, школьных и т.д.) программ, в которых может быть отражена специфика патриотического воспитания в семье, школе, организациях и общественных объединениях данной местности [170].
Основной путь воспитания достойных граждан и патриотов - это формирование нужных качеств через учебный процесс в школе, где ребенок находится большую часть времени. Для патриотического воспитания учащихся должны использоваться все предметы обучения. Необходимо иметь в виду в первую очередь такие предметы как, литература и история, но даже на уроках физики, химии и математики можно воспитывать настоящих патриотов, так как все отрасли науки и культуры несут в себе мировоззренческий потенциал.
Второй путь - это проведение различных патриотических мероприятий и гражданских акций в школе, в системе дополнительного образования и в деятельности общественных организаций. Уже стало хорошей традицией полученные знания, приобретенные навыки, демонстрировать на проводимых различных культурно-массовых и патриотических мероприятиях. Достойный вклад в дело патриотического воспитания молодежи вносят ветераны войны, ветераны правоохранительных органов, которые регулярно бывают в школах и вузах, проводят кропотливую работу по пропаганде героических событий истории нашей Родины. Активно участвуют в патриотическом воспитании молодежи местные советы, при непосредственной поддержке которых действуют разнообразные спортивные, патриотические, культурно исторические, военно-спортивные клубы и центры.
В гуманитарно-патриотическом воспитании трудно переоценить значимость туризма и краеведения. Эти виды деятельности имеют большое преимущество среди других методов патриотического воспитания. Во-первых, туризм способствует познавательному и исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как к одной из популярных и педагогически ценных форм. В условиях края туристы часто становятся краеведами, а краеведы - туристами. Еще К.Д. Ушинский обратил внимание на то, что «весьма полезно при изучении истории живо представить ту местность, где события совершаются, природу этой местности и, если возможно, то время года, в котором это событие происходило» [236, с.142]. Во-вторых, сами педагоги в планировании туристской работы пользуются педагогическими принципами: научности, коллективизма, последовательности и систематичности, доступности, наглядности.
Туристко-краеведческая деятельность является целостным воспитательным процессом. Эта деятельность способна одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процесса [84].
Интересен в этом плане опыт варзобцев. Пятнадцать лет исполнилось Варзобскому центру детского и юношеского туризма и экскурсий. В списке первоочередных задач в сфере молодежной политики выступает на первый план культурно-патриотическое воспитание.
Основной задачей Центра является организация туристско-краеведческой работы по всем целевым программам движения и, в первую очередь, наиболее патриотическим: «Великая Отечественная война», «Земляки», «Родное село», «Летопись родной школы», «Школьные музеи» и многое другое.
В настоящее время в Центре заложен познавательный компонент, воспитание на лучших традициях таджикского народа, отечественной истории и на общечеловеческих ценностях. Педагоги, имеющие высокую квалификацию, регулярно проводят тематические конференции; краеведческие викторины; смотры-конкурсы; создают историко-краеведческие комплексы, которые становятся очагами гражданско-патриотического, духовно нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи.
Содержание литературно-краеведческой деятельности, направленной на формирование сознательной и активной патриотической позиции учащихся
В нашем исследовании мы научно и педагогически обоснуем интеграцию краеведческого содержания в целостный педагогический процесс, что предполагает наличие адаптивной краеведческой среды и атмосферы.
Под адаптивной краеведческой средой мы понимаем совокупность созданных источников краеведческого содержания, достаточно полно удовлетворяющих запросы целостного педагогического процесса.
Под краеведческой атмосферой мы понимаем нравственно-психологическую ориентацию (настрой) ученического и педагогического коллектива школы на изучение родного края.
В сознательном формировании адаптивной краеведческой среды и атмосферы действуют следующие факторы:
- организационные;
- личностные;
- профессионально-педагогические;
- методические;
- научно-методические;
- ресурсного обеспечения.
К организационным факторам, влияющим на создание источников краеведческого содержания и нравственно-психологического настроя коллектива школы на изучение родного края, относятся:
- создание школьного краеведческого музея, краеведческих «уголков»; комнат боевой и трудовой славы;
- создание архитектурных памятников в районе школы;
- развертывание сети краеведческих кружков, клубов юных краеведов;
- вовлечение учащихся в краеведческие кружки центров дополнительного образования, школьные экскурсионные станции;
- создание на базе школы (музея) научного краеведческого общества учащихся;
- организация сотрудничества с государственными музеями с целью проведения музейных уроков, экскурсий;
- создание объединения учителей, занимающихся краеведческой работой;
- создание, в случае необходимости, новых органов, введение новых субъектов управления с последующим распределением функциональных обязанностей между управленцами по организации системы краеведческой работы.
К личностным факторам, оказывающим существенное влияние на создание адаптивной краеведческой среды и атмосферы, относятся готовность ученика и готовность учителя к краеведению. «Готовность» как психологическое явление включает интерес к краеведческой работе, информированность в сфере краеведения, наличный опыт поисковой (организационно-поисковой) работы.
Психологической готовности учащихся школы к краеведческой работе способствует поисковая работа по сбору материалов о выпускниках данной школы.
Содержание готовности учителя школы к работе с детьми на базе краеведения составляют знания и опыт нормативно-правового, концептуального, информационного, исследовательского, диагностического и методического обеспечения.
К профессионально-педагогическим факторам, создающим адаптивную краеведческую среду и атмосферу, относятся:
- осознание педагогами воспитательных ценностей краеведения;
- включение в учебный план комплекса учебных дисциплин, ведущих к научному и всестороннему изучению края;
- непрерывное из года в год и систематическое введение краеведческого содержания в педагогический процесс с постепенным его усложнением;
- создание, сохранение и развитие краеведческих традиций школы;
- поддержка коллективного и индивидуального краеведческого опыта;
- использование опыта краеведческой работы других образовательных учреждений.
К методическим факторам относятся:
- подготовка (подбор, расстановка, обучение внеклассной и внешкольной работе) учителей к проведению краеведческой деятельности;
- обмен краеведческим опытом отдельных учителей;
- обучение учителей технологиям индивидуальной краеведческой деятельности;
- организация учебы музейного актива учащихся;
- обучение управленческим умениям новых субъектов управления краеведческим движением (в классе, школе, городе, районе);
- создание методических пособий для учителей разных учебных предметов;
- разработка новых вариантов поурочных, тематических планов, дидактических и воспитательных материалов, оригинальных разработок уроков и внеклассных занятий с краеведческим содержанием.
Научно-методические факторы обеспечивают введение учащихся и учителей в деятельность исследовательского характера, что значительно обогащает адаптивную краеведческую среду и соответствующую атмосферу. К таким факторам относятся: создание научного общества учащихся; привлечение преподавателей вузов и научных сотрудников к руководству исследовательскими работами школьников.
Сотрудничество идет по нескольким направлениям: учеба школьного музейного актива, его консультирование, участие в совместных археологических экспедициях по изучению родного края, руководство поисковой работой учащихся и учителей, обобщением ее результатов, профессиональная ориентация учащихся и др.
К факторам ресурсного обеспечения относятся:
- создание архива школьного музея;
- систематизация, в целях образовательного процесса, накапливаемого краеведческого материала;
- отбор и учет необходимого школе краеведческого материала в учреждениях культуры, дополнительного образования и др.;
- накопление краеведческой литературы в школьной библиотеке;
- привлечение внебюджетных средств для исследовательской краеведческой работы, оплаты творческих командировок педагогов.
Перечисленные выше факторы способствуют интеграции в целостный педагогический процесс краеведческого содержания.
Кроме выше перечисленных факторов существуют базовые факторы, которые усиливают специально формируемую адаптивную краеведческую среду и атмосферу. Под «базовыми факторами» мы понимаем явления, объективно сложившиеся до начала процесса сознательного целенаправленного формирования краеведческой среды и атмосферы. К ним можно отнести:
1) микрорайон школы, благоприятный для организации краеведческой работы, начиная с младших классов;
2) богатая событиями история школы, служащая источником краеведческих занятий;
3) школьные традиции, развившиеся на богатой истории школы.
Таким образом, наше исследование выявило общее условие успешной интеграции краеведческого содержания в целостный педагогический процесс, а именно формирование адаптивной краеведческой среды и атмосферы. Это условие целенаправленно создается под влиянием формируемых актуальных факторов и усиливается наличием базовых факторов, которые предшествуют целенаправленному формированию адаптивной краеведческой среды и атмосферы.
Созданная адаптивная краеведческая среда и атмосфера позволяют развернуть полноценный педагогический процесс с опорой на краеведение.
Система учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений, способствующая эффективному формированию гражданско-патриотических позиций учащихся на внеклассных и внешкольных литературно-краеведческих занятиях и мероприятиях
Значение внеурочных гуманитарно-краеведческих занятий в формировании нравственно-патриотического сознания учащихся очень велико, поэтому мы подвергли опытно-экспериментальному исследованию научно-методические стороны формирования нравственно-патриотических качеств учащихся.
Нужно, прежде всего, подчеркнуть то, что использование литературно краеведческого материала на уроке значительно отличается от внеурочной литературно-краеведческой деятельности. Содержание литературно краеведческой деятельности на уроке определяется программой таджикского языка и литературы, а внеурочное краеведение выражается в форме краеведческого кружка, похода и экскурсии, экспедиции, вечеров, выставки, недели таджикского языка и литературы, конференции и других мероприятий, реализуются согласно плану воспитательных работ школы или других воспитательных учреждений.
Опыт показал, что взаимосвязь учебного и внеурочного литературного краеведения укрепляет связь учебных предметов с жизнью и красивой природой местности, историей и культурой края. Таким образом, повышается интерес у учащихся к изучению родного языка и родной литературы, обогащается их словарный багаж и научно-творческие навыки.
Опыт доказал, что самым полезным методом развития речи учащихся является организация поисковой деятельности учащихся, сбор материалов об истории края, о привычках и традициях и устном народном творчестве.
Таким образом, учащиеся, выполняя задания учителя, развивают свои нравственно-патриотические качества.
Для развития нравственно-патриотических качеств учащихся полезны рассказы и беседы с пожилыми людьми, ветеранами войны и труда, составление плана обсуждаемой темы, анализ содержания материалов, имеющих литературно-краеведческие особенности, самостоятельная обработка литературно-краеведческой части материала и объяснение их содержания своими словами, ответы на вопросы учителя. Кроме того на уроках таджикского языка и литературы важны следующие задания:
а) составление плана рассказа о военных сражениях;
б) написание основного содержания мысли рассказчика-участника событий; составление вопросов о героях и написание ответов в форме тезисов, написание рецензий на рекомендуемую литературу;
в) написание реферата, доклада, информации о героях войны и труда на основе местного материала в письменной форме;
г) написание диктанта, изложения, сочинения, очерка и т.д.
Виды внеурочной литературно-краеведческой деятельности как литературно-краеведческий кабинет, литературно-краеведческий кружок, внеклассное чтение, связанное с местным материалом, литературно-краеведческие экскурсии, походы и экспедиции, организация литературно-краеведческого музея, недели, вечеров, викторин и конференций, методы их использования и опыт педагогов республики в этой сфере заслуживает особого изучения и одобрения.
На наш взгляд, организация различных форм внеурочной литературно-краеведческой деятельности даёт возможность учащимся следующее:
1) расширять и закреплять полученные знания по родному языку и литературе в ходе классных занятий;
2) использовать эти знания с целью изучения истории края;
3) воспринимать и восстанавливать связь между языком и литературой своей местности с общенациональным языком, литературой и культурой;
4) формировать навыки изучения языка и литературы предков во взаимосвязи с нынешней жизнью страны;
5) определить роль общественной среды в формировании характера, мировоззрения и творчества местных литераторов;
6) развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.
Накопленный в течение многих лет опыт и проведённые эксперименты показали, что литературно-краеведческая деятельность реализуется именно посредством поиска и выбора объекта исследования, составления карты похода, чтения источников по исследуемой теме, совершения экскурсии, похода и экспедиции с целью сбора материалов и их обработки, пропаганда собранных материалов и т.д.
Стоит упомянуть, что с целью пропаганды и превращения в общедоступность собранного литературно-краеведческого материала необходимо создание литературно-краеведческого музея, литературно краеведческого кабинета, организация выставок, викторин, вечеров, литературно-краеведческих конференций, написание различных творческих работ (сочинение, изложение, очерк), что повышает ценность краеведческой деятельности.
Таким образом, внеурочное краеведение даёт возможность учащимся совершенствовать полученные знания по желанию сердца, с интересом и творчески изучать историю, язык, литературу, культуру местности, воспитать патриотические чувства к нашей Родине - Таджикистану. Сбор и изучение местного материала даёт возможность учащимся по-новому увидеть всю окружающую красоту, оценить её, поближе познакомиться с памятными местами своего места рождения и жительства.
Наконец, исследование доказало, что речь и творческая фантазия учащихся развивается тогда, кода учитель на уроках и внеурочной деятельности широко использует краеведческий материал с учётом реальных условий местности, школы, языка, литературы, национальной культуры и национальных традиций.
Проведенное психолого-педагогическое и экспериментальное исследование проблемы формирования нравственно-патриотических качеств старших школьников на заключительном этапе позволило выделить несколько типологических групп старших школьников в соответствии с уровнем сформированности у них нравственно-патриотических качеств.
Задача группировки объектов сводится к разбиению некоторого множества объектов на несколько непересекающихся групп по принципу сходства свойств на основе анализа эмпирической таблицы данных об этих объектах.
Группировка объектов проводится с целью получения более краткого описания больших массивов информации в виде групп данных, обладающих сходными свойствами. Большое количество индивидуальных описаний сводится к значительному меньшему числу.
Хотя при этом возможна частичная потеря информации о каждом отдельном объекте, этот метод дает возможность получения более наглядной общей картины, позволяет лучше уяснить структуру всего множества данных, наметить дальнейшие направления исследований, что особенно важно на предварительных этапах обработки информации. Именно на этих этапах в большинстве случаев возникает необходимость группирования.
Таким образом, группировка - наиболее целесообразный способ анализа информации. Исходные данные используются без каких бы то ни было ограничений. Оценка взаимосвязи между признаками на основе подсчета частотности различных комбинаций их значений непосредственно отражает логику эмпирического психолого-педагогического анализа.
Достаточно перспективными в этом плане являются так называемые специальные методы группировки, где вводятся определенные формальные критерии содержательной значимости групп, на основе которых их поиск автоматизируется.
Один из наиболее эффективных методов, использованный нами для типологии групп старших школьников по уровням сформированности нравственно-патриотических качеств - алгоритм ALOT с сокращенным перебором.
В данной работе программа составлена для случая, когда группы объектов (таксоны) описываются конъюнкциями (операции, формализующие логические свойства этих объектов). Описание алгоритма приводится для этого частного случая.
Выбор 1-го таксона.
Шаг п1. Ищем простейшее множество а1, являющееся множеством истинности некоторой элементарной высказывательной функции (э. в. ф.) S1; f(S1) максимальна. При этом перебор осуществлялся по всем признакам сформированности нравственно-патриотических качеств (выделенных в предыдущих параграфах) и по всем э. в. ф., которые истинны на N1 объектах (параметрах) исходного множества Q(1 - ) = N1 = Q(1 + ). Величина Q зависит от желаемого числа групп К0: Q = N/К0. К0 полагается равным минимальному числу групп (в нашем случае - 2), которое можно предположить. Число К0 является лишь ориентировочным, и в принципе в зависимости от структуры данных может быть выделено больше или меньше, чем К0 групп. Величина характеризует предположительную неоднородность таксонов по числу содержащихся в них объектов. Если S1 выбрать не удавалось (это возможно, когда всем э. в. ф. удовлетворяет либо слишком много, либо слишком мало объектов), то значение увеличивалось. В пределе перебор производился по всем сформированным простейшим множествам (и соответствующим э. в. ф.).