Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические и методологические основы физического воспитания и патриотизма на основе педагогических воззрений персидско-таджикских мыслителей 19
1.1. Проблемы и необходимость исследования взаимосвязи физического воспитания и патриотизма на основе педагогических воззрений персидско-таджикских мыслителей 19
1.2 Проблемы физического и патриотического воспитания в устном народном творчестве 44
Выводы по первой главе 58
Глава II. Педагогические взгляды персидско-таджикских мыслителей IХ - Х веков о физическом воспитании и патриотизме 61
2.1. Идеи взаимосвязи физического воспитания и патриотизма в творчестве Абуабдулло Рудаки 61
2.2. Физическое воспитание и идеи патриотизма в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси .71
2.3. Физическое воспитание и идеи патриотизма в философско-педагогических воззрениях Абуали ибн Сины 105
2.4. Значение изучения педагогических воззрений мыслителей IХ-Х вв. о взаимосвязи физического воспитания и патриотизма в системе современного образования 128
Выводы по второй главе 146
Заключение 150
Библиография 156
- Проблемы и необходимость исследования взаимосвязи физического воспитания и патриотизма на основе педагогических воззрений персидско-таджикских мыслителей
- Проблемы физического и патриотического воспитания в устном народном творчестве
- Физическое воспитание и идеи патриотизма в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси
- Значение изучения педагогических воззрений мыслителей IХ-Х вв. о взаимосвязи физического воспитания и патриотизма в системе современного образования
Проблемы и необходимость исследования взаимосвязи физического воспитания и патриотизма на основе педагогических воззрений персидско-таджикских мыслителей
Исследования в области отечественной педагогической науки, включая вопросы реформирования отечественного образования, ретроспективного подхода в уточнении исторических взглядов этнопедагогики (народная педагогика) получили свое начало в годы приобретения государственной независимости в Республике Таджикистан. На повестку дня вынесены важнейшие вопросы народной педагогики, культурологии, этнологии, социо-культурной соотнесенности национального образования; разработка основ обучения и воспитания, их координация с применением эффективных методов совершенствования учебно-воспитательного процесса; внедрение передового педагогического опыта в учебную деятельность, укрепление идентичности и ценностей национальной культуры.
Процесс глобализации, наряду с другими факторами, повлиял и на качества обучения и воспитания. Сохранение национальных традиций и воспитание подрастающего поколения и молодежи в духе уважения к национальной культуре и общечеловеческим ценностям, призвано быть на ведущих позициях, что повышает, в свою очередь, актуальность современных педагогических исследований. В этой связи М. Раджабов пишет: “Обоснование актуальности исследования – это детали, способствующие автору понимать проблему исследования и его качественного выполнения” [117, 74]. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 2008 года, № 661 приняты “Меры по поддержке развития общественных и гуманитарных наук в Республике Таджикистан на 2009-2015 гг. ” [82]. В соответствие с шестым пунктом исследование истории и теории педагогики таджикского народа рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений в области общественных и гуманитарных наук. Поэтому исследование педагогической мысли является приоритетным направленнием в новейшей истории современной государственности в Таджикистане.
«Великий мыслитель, учёный Абуали ибн Сино писал: «Воспитание тела (физическое воспитание) – важнейший способ сохранения здоровья» [4, 340]. В древности наш народ физическое воспитание приравнивал к аскетизму. Великий ученый в «Каноне медицины» в целях физического закаливания организма определил несколько способов его достижения, выделяя среди них занятие физическими упражнениями, правильное и умеренное питание, соблюдение гигиены. Более того, ученый идеи физического воспитания рассматривал с соблюдением законов экологии и чистоты окркжающей среды.
Научно обоснованную педагогическую систему первым создал великий Ибн Сина. Он утверждал «Если обеспечить человеку чистый воздух, он проживёт тысячу лет». Эти взгляды не потеряли своей актуальности и сегодня. Занятия в свежем воздухе очень эффективны. Они способствуют формированию двигательной активности учащихся, но для этого надо организовать интересные игры и предложить учащимся легко выполнимые задания и упражнения» [4, 339].
На примере физических упражнений племен скифов, сарматов, а также на основе трудов выдающихся таджикских ученых и поэтов Абу Али ибн Сины (Авиценны) и Абулкосима Фирдоуси В.В.Столбов приводит сведения о самобытной форме физического воспитания и идей патриотизма в восточной культуре.
Автор книги «Всеобщая история физической культуры и спорта» Л. Кун при описании таких героев, как Рустам отмечает: «нет скотников более ловких, лучших бегунов, метание диска, камня или копья» [74, 32].
К. Юлдошев отмечает, что «Педагогические взгляды Абуали ибн Сина раскрывают перед читателем большие заслуги учёного в развитии педагогической мысли. Вопросы дошкольного и школьного воспитания детей умно изложены в трактате «Тадбир манил» («О домоводстве», или «Этика семьи»). Абуали ибн Сина советовал начинать воспитание детей с момента отнятия ребёнка от груди. Ребёнок должен быть изолирован от зрения плохих поступков и стыдливых отношений. Напротив, в нём надо развивать доброе начало, обучать примерному поведению, хорошему такту, добрым поступкам.
Родителям ученый рекомендовал с детства приучать малышей к труду. В частности, с 6 лет учить детей выполнять несложные задания, уметь найти подход, заинтересовать элементарной работой. Такое воспитание формирует хороший характер» [192].
В своих научных статьях [23, 241 - 250]., [24, 241 - 250]., [25, 267 -273], [26, 160 - 165].наряду с вопросами истории древнего спорта, исследователь истории древнего спорта М. Бахриддинов уделяет также внимание вопросу физического воспитания и идей патриотизма в произведениях Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины.
В своей диссертационной работе Ш. Сафаров пишет: «Педагогические идеи Абуабдулло Рудаки, Абулкосима Фирдоуси, Абуали ибн Сина, Абурайхана Беруни, Шайха Муслихиддина Саъди Шерози, Абдурахмон Джами, Ахмада Дониша, Садриддина Айни и др. безусловно связаны с народными взглядами на формирование здоровой личности, основываются на идеале нравственного, трудового, умственного, физического и патриотического воспитания молодого поколения.
Отсюда, с одной стороны, крайне необходимо исследовать использование прогрессивных традиций народной педагогики и применение народных подвижных игр, игровых упражнений в учебно-воспитательном процессе школ и вузов, с другой стороны, определить средства и методы, которые положительно влияют на оздоровление подрастающего и молодого поколения» [139].
Состояние физического воспитания и идей патриотизма со времени арабских завоеваний до саманидского периода рассмотрено в диссертации Б. Махмадрасулова «Физическая культура таджикского народа в средние века». В частности, он пишет: «…предки таджикского народа большое внимание уделяли военно-физической подготовке населения. Об этом говорят подвиги легендарных героев таджикского народа Рустама, Сиявуша, Исфандияра, Спитамена, Темурмалика и мн. др. Главной чертой физического воспитания и идей патриотизма таджикского народа, как и других народов мира, в средневековье являлась его всеобщность. Оно было равным для всех (имелось лишь разделение по полу) и строго обязательным. Во время образования классов, физическое воспитание утрачивает свое единство, военизируется, подвергается действию культа, приобретает сословно-классовые признаки».
Касаясь основной идеи «Шахнаме», таджикский историк Х. Абдулло придерживается следующего мнения: «Основная идея поэмы «Шахнаме» – это прославление родной страны, восторженный гимн Персии, призыв к единению, централизации власти во имя отражения агрессора, во благо страны. Удивительно, что сами персы никогда не начинают несправедливой войны. Богатыри и витязи в поэме беззаветно преданы родине и правителю, олицетворяющему отчизну. Будучи незаслуженно обиженными, богатыри прощают обиды правителю во имя государственных интересов» [175].
Проблемы физического и патриотического воспитания в устном народном творчестве
Фольклор таджикского народа имеет тысячелетние традиции, богат и разнообразен; содержит героический эпос, трудовые песни, колыбельные, обрядово-праздничные и траурные народные песни, обрядово календарные и пр. В устном народном творчестве популярными являются четверостишия (рубаи), волшебные и сатирические сказки, распространены также юмористические рассказы-анекдоты (латифао). Все вышеперчисленные послужили руководством у подрастающих поколений для их физического воспитания и укрепления патриотических чувств.
Под аккомпонемент дутара исполнялся цикл эпических песен монументального произведения таджикского народного эпоса «Гуруглы». Это произведение в устно-песенном исполнении лучших сказителей содержит более ста тысяч рифмованных строк, исполнители которых в народе пользовались особой популярностью и уважением.
С народным фольклором далеких предков таджикского народа -создателей древних героических сказаний, своими корнями связана литература таджиков. Рустам символизирует самого любимого героя таджикского эпоса, сильного и могущественного. Отдельные сюжеты, связанные с его образом, сохранились в согдийских памятниках письменности первых веков нашей эры, дошедших до настоящего времени. Уже на ранних этапах своего становления — в IX—Х векax — в государстве Саманидов в таджикскую классическую литературу, в том числе поэзию, вошли герои древнейших преданий и легенд.
Активная деятельность по записи текстов, охватывающих литературные материалы древности и средневековья, произошла только в XIX веке. Несмотря на это, общую картину развития фольклорных традиций таджикского народа удаётся восстановить по памятникам древнеиранской и средневековой персидско-таджикской письменности. В начале I-го тысячелетия до нашей эры можно вспомнить устнопоэтическое творчество иранских народностей (хорезмийцы, саки, согдийцы, бактрийцы, парфяне и др.) по направлениям космогонического и теогонического мифотворчества, создания героико-эпического произведения. В древнем эпосе действуют дэвоборцы, богатыри, «культурные герои», которые противостояли силам зла и тьмы, борясь за защиту своей Родины и проявляя высокие патриотические чувства.
Народное творчество с середины 1-го тысячелетия до нашей эры и до середины 1-го тысячелетия приобретает характер соприкосновения с исторической действительностью, отражаясь в социальных утопиях, идеях о равенстве людей, необходимость всеобщего благосостояния под властью справедливого правителя. Всё это, в первую очередь, проникают в эпос. В этот исторический период растет число жанровых форм фольклора: появляются так называемая чома, представляющая собой малое стихотворное сказание, пословицы, поговорки, обрядовые песни, оды-прения (своего рода тенцоны) и притчи.
Народный таджикский фольклор продолжал развиваться в 7-8 веках, когда в связи с нашествием войск Арабского халифата письменная литература на иранских языках почти прекратила свое существование. Он превратился в источник и стимул возрождения и развития литературы в 9-10 веках. Устное народное творчество и таджикская классическая литература с этого времени получили свое развитие в тесной взаимосвязи друг с другом. Из народного творчества (образы, эпические и сказочные мотивы, отдельные жанровые формы) многое черпали Абу Абдаллах Рудаки (858-941) - родоначальник персидско-таджикской литературы и его современники. В древности и, особенно, в средневековье физическая культура таджикского народа стала богатой и разнообразной. В период существования Согдианы и Бактрии были уже популярны и известны искусные акробаты-канатоходцы. Участвуя в походах царя Дария на Грецию, согдийцы и бактрийцы показывали высокую военно-физическую подготовленность, заимствовали у других народов такие физические упражнения, как метание копья, гимнастические упражнения, бег, ходьба и пр.
Физические упражнения, как установила современная наука, возникли в процессе трудовой деятельности и охоты древних людей. По мере развития человеческого мышления в процессе передачи опыта, когда люди из поколения в поколение сохраняли орудия и передавали навыки их изготовления и использования; выполнялись подражания, наблюдения, копирование, инициации (посвящения), а позже различные религиозные ритуалы и обряды на основе которых развивалось физическое воспитание.
Занимаясь охотой, согласно данным археологии, этнографии и письменных источников, предки таджикского народа выполняли такие физические упражнения, как метание, бег, прыжки, скалолазание, кулачный бой, скольжение и др.
Появление метательного оружия, совершенствование орудий труда, одомашнивание и применение в хозяйстве животных положили основу зарождения новых видов физических упражнений. Это - верховая езда, стрельба, облавная охота верхом на лошади, упражнения, связанные с боевыми колесницами, охота с собакой и др.
В первобытном обществе, как и другие народы Центральной Азии, предки таджикского народа определяли народного героя. Например, первого героя, урожайность года с помощью физических упражнений и единоборств. Таджикский народ понимал, что залогом здоровья является физическое воспитание. Здоровье и здоровый образ жизни многие народные афоризмы рассматривают как величайшее богатство, как неповторимое благо для человека.
В устном народном творчестве говорилось и о эндогенных факторах физического воспитания, отмечая, что в здоровом теле человека скрывается его здоровый дух. Так, состояние человеческого организма часто выражает внешний вид, поэтому таджики говорят: «Сначала посмотри на состояние лица, только потом спроси о здоровье» (Ранг бину ол пурс).
Национальные формы физического воспитания изобилируют также во многих календарно-бытовых праздниках и развлечениях. Прежде всего, это жизнерадостный весенний праздник «Навруз» (день весеннего равноденствия), отмечаемого ежегодно 21-22 марта. В этот праздник организовываются и проводятся большие согласно программе национальные игры и соревнования.
В представлении таджикского народа идеалом физического воспитания является воспитание молодой, здоровой, жизнерадостной, сильной и отважной молодежи. Комплекс мер, который включает в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, отраженные в народном таджикском фольклоре, обеспечивает нормальное физическое развитие подрастающего и молодого поколения. Кстати, в современной педагогике рекомендуется разумное использование приемов и методов физического воспитания с учетом возрастных особенностей детей и молодежи.
Физическое воспитание и идеи патриотизма в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси
В исторических источниках до IX века не упоминается о существовании исследования, поэзии или отдельных книг на таджикском языке, посвященных воспитанию тела или физического воспитания и идей патриотизма. Отсутствие книги также является естественным, поскольку для появления на этом языке совершенной письменной литературы, способной в качестве источника послужить исследованию вопросов педагогики, в том числе аспектов национального воспитания, язык должен иметь силу официального государственного языка, который состоялся именно в Х веке.
Сегодня на основе литературы того времени рассматриваются педагогические воззрения мыслителей. Двухвековая борьба народов и народностей Хорасана и Мавераннахра за свободу, приобретение политической независимости было важнее всего. Художественная литература, представленная на таджикском языке, поставила вопрос о необходимости пересмотра исторической памяти, народных традиций. В содержании и идеях эпоса предков арийцев встречаются факты исторической и национальной гордости, событий в жизни народов ареала. Всё это было нужно для укрепления политической и национальной безопасности.
Формирование национального самосознания, физического воспитания и усиления патриотических чувств и убеждений вследствие приобретения независимости и появления таджикской государственности по имени Саманидов началось написание исторических преданий и мифологий, имевших огромное воспитательное значение. Появились рассказы и легенды о подвигах предков, молодых героев с богатырской силой и прочным духом, дошедшие до наших дней устным образом и в письменном виде.
Как результат, появилось несколько «Шахнаме» в прозаической форме, в которых наряду с подвигами, мощью, битвами и выдающимися физическими чертами героев, включая стойкость, знание способов сражения и ведения войны, описываются характеристики, связанные с геройством, что влияло на формирование последующего физического воспитания и идей патриотизма героев, военачальников и защитников Отчизны. Каждый юноша после прочтения или прослушивания таких шахнаме стремился к формированию своего физического воспитания и идей патриотизма и силы. Если такие «Шахнаме», с одной стороны, имели мифолого-исторические аспекты, с другой - считались как полезная воспитательная поэма. Согласно историческим комментариям «Таърихи Балъами», первым произведением такого типа является «Шахнаме» Абумуайяда Балхи, считающимся ценным историческим, мифологическим и эпическим источником. Эта книга считается первым «Шахнаме» в прозаической форме начала Х-го века и, к сожалению, за исключением заимствований нескольких фрагментов в «Таърихи Сиистон», от этой книги ничего не сохранилось.
Другое прозаическое «Шахнаме» относится к перу Абуали ибн Мухаммада Балхи. А «Шахнаме» Абумансури написано четырьмя зороастрийскими учеными под руководством Абу Мансура Мухаммада ибн Абдулло Муаммари, которое, к счастью, дошло до наших дней. В них, как было указано выше, рассмотрены вопросы физического воспитания и идей патриотизма предков, научно исследованы с педагогической точки зрения.
Эти произведения, наряду с другими литературными, историческими, научными и мифологическими первоисточниками, стали основным источником великого произведения - «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси. Если обратить внимание на содержание и контент всех книг «Шахнаме» до Абулкосима Фирдоуси, то внешне представляется, что последнее представляет собой сборник военных, лирических дастанов и различных распространенных рассказов и преданий с огромным воспитательным акцентом. Безусловно, любое художественное произведение, созданное независимо от жанра и темы, имеет в себе воспитательный аспект и направляет читателя на удивительное воспитательное пространство. «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси относится к числу величественных исторических произведений, воплощающих в себе ценные педагогические воззрения. По мнению М. Гиесиева, «Величайшие ученые и мыслители разных исторических эпох, создавая оригинальные произведения, в центре внимания ставили проблему воспитания и обучения подрастающего поколения. Так, поэма «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси, являясь историческим эпосом персоязычных народов, представляет собой описание исторического опыта и высоких нравственных ценностей.
Данное произведение составляет основу педагогической мысли персоязычных народов, в том числе таджикского народа и, как следствие, всестороннее изучение «Шахнаме» Фирдоуси, наряду с произведениями других персидско-таджикских мыслителей X-XI веков, представляется наиболее целесообразным» [36].
По мнению Камол Айни и Зохид Ахрори, «в принципе «Шахнаме» является исторической книгой народов иранской расы, признанных традиций народа, историей философии и мудрости, воспитания и нравственности, жизненной этики, устройства жизни, правила царствования, принципы мер правильности ведения государственных дел, гуманного отношения к поданным, военного дела, патриотизма, любви к Родине, защиты Родины и обеспечения ее независимости, спорта и т.п..
В процессе чтения «Шахнаме» в орбите других важных положений и проблем жизни тогдашнего общества, иначе говоря, жизни Фирдоуси, широко встречаются также воспитательно-нравственные положения и проблемы, каждое из которых занимают свое достойное место, составляя составной элемент произведения» [10, 6].
Следовательно, составной элемент «Шахнаме» Фирдоуси состоит из воспитательно-нравственных воззрений. Наряду с другими вопросами, Абулкосим Фирдоуси уделял особое внимание физическому воспитанию человека. Ниже в этом разделе данной главы рассмотрим эту сторону воспитания.
Значение изучения педагогических воззрений мыслителей IХ-Х вв. о взаимосвязи физического воспитания и патриотизма в системе современного образования
С целью совершенствования форм, методов и средств воспитания, обечпечения постояннной связи между родителями, учебными завдеениями и представителями общества в воспитании подрастающего поколения в соответствие с Законом Репсублики Таджикистан “Об от ответственности родителей в воспитании обучения и воспитания” разработана “Государственная Программа воспитания подрастающегося поколения в Республике Таджикистан на 2013-2017 гг.” [37], принятая на основе Плана мероприятий для осуществления мер, указанных в многочисленных Посланиях Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли Республики Таджикистан [45].
Основные цели Программы включают повышение уровня воспитания подрастающего поколения, агитацию и пропаганды этики общения, соблюдение национальных и общечеловоеческих ценностей, самосознание, воспитание учащихся и студентов в духе благородности и доброго нрава, уважение к Конституции (Основному Закону) Республики Таджикистан, действующим законодательствам Республики Таджикистан, создание необходимых условий для поддержки опекунства и воспитания подрастающего поколения, налаживания системы воспитательных работ с целью привлечения членов общества к вопросам воспитания и подготовки отраслевыых специалистов, обеспечения здорового образа жизни, предупреждения неприемлемых явлений и поведений, преступления и т. д., выраженные в следующих положениях:
- укрепление системы воспитания подрастающего поколения; совершенствование стандартов образования, учебных планов и программ, учебников, учебно - методических пособий с целью повышения положения воспитания в обществе на основе национальных традиций;
- формирование и укрепление взаимных задач и обязанностей семьи и учебных заведений, объединений и других общественных институтов;
- связь учебного заведения с семьей и уважительное отношение родителей и учителей с целью приобретения знаний, добрового нрава, способностей, интеллектуально - духовной силы детьми;
- разработка и реализация специальных программ по интеллектуальному развитию подрастающего поколения и их здоровому образу жизни;
- внедрение новых методов и форм воспитания подрастающего поколения в современных условиях;
- формирование национальной идеи и сознания, уважение к общечеловеческим традициям, чувство патриотизма, здоровый интеллект и достаточный ум, добрые человеческие черты, в том числе доброе поведение, мышление и речь;
- пропаганда и агитация нравственных наставлений предков, толерантность, одобряемое общение и человеческие достоинства;
- налаживание пропаганды и агитации через средства массовой информации с целью развития и формирования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях;
- обеспечение здорового образа жизни, предотвращение преступных действий и недостойных поведений;
- улучшение материально - технической базы учебных заведений, научно - методическое обеспечение воспитательного процесса.
Для реализации направлений, упомянутой Программой необходима подготовка педагогических кадров в сфере высшего профессионального образования, их поощрение по части реализации иновационных проектов в области, в том числе, физического воспитания.
Результаты исследования и проведенный опрос среди студентов высших профессионыльных учебных заведений: Института физической культуры Таджикистана имени Саидмуъмина Рахимова и Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, рабочие программы учебных дисциплин кафедры педагогики и психологнии Института физической культуры имени С.Рахимова и общевузовской кафедры педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, а также содержание учебника “Педагогика” [107] показали, что обучение физическому воспитанию и идей патриотизма на основе педагогических воззрениях персидско-таджикских мыслителей может послужит оптимизации и совершенствования процесса образования.
В рамках исследования среди студентов Института физической культуры Таджикистана имени С.Рахимова и Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни был проведен опрос о понимании понятий физического воспитания, спорта и идей патриотизма. Необходимо было определить, что студенты -будущие педагоги понимают и воспринимают под понятием “физическое воспитание”, “спорт”, “патриотизм”.
К слову, “физическое воспитание” - составная часть культуры и отрасль социальной деятельности, состоящая из комплекса возникших и использующихся духовных и материальных ценностей в обществе, направленного на укрепление здоровья, развитие физической способности человека, а также на пропаганду здорового образа жизни.
Физическое воспитание в общеобразовательных, профессиональных средних учебных и высших заведениях считается одним из важных секторов планомерной учебной системы, проводится специалиствами в соответствии с гоусдарственными стандартами обучения, учебными планами и программами. Спорт представляет собой столп физического воспитания и идей патриотизма и сформирован в форме специального опыта готовности человека к состязаниям и соревновательной деятельности с целью достижения спортивных результатов.
Опрос по указанным понятиям был проведен среди студентов факультетов спорта, физического воспитания и идей патриотизма, подготовки к военной обороне выборочным способом среди 50 человек из каждого факультета. Из их числа 35 человек (70%) из факультета спорта, 28 (56%) – из факультета физического воспитания и идей патриотизма, 24 (48%) – из факультета подготовки к военной обороне и физического воспитания и идей патриотизма считают спорт одним из столпов физического всопитания. Результаты опроса в этой части показали, что из общего числа респондентов 87 человек (52%) считают спорт столпом физического воспитания и идей патриотизма.