Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретико – методологические вопросы физического воспитания на основе педагогических мыслей таджикских мыслителей
1.1. Проблемы исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей 15
1.2. Необходимость исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей IX –Х вв 40
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА II. Место идей патриотизма и физического воспитания в педагогических учениях таджикских мыслителей IХ-Х вв .
2.1.Идеи патриотизма и физическое воспитание в педагогических мыслях Абуабдулло Рудаки 52
2.2. Идеи патриотизма и физическое воспитание в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси 59
2.3. Идеи патриотизма и физическое воспитание в философско педагогических учениях Абуали ибн Сины 93
2.4. Значение изучения педагогических мыслей мыслителей IХ-Х вв. об идеях патриотизма и физическом воспитании в системе современного образования 117
Выводы по второй главе 134
Выводы и рекоммендации 139
Список использованной литературы
- Проблемы исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей
- Необходимость исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей IX –Х вв
- Идеи патриотизма и физическое воспитание в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси
- Значение изучения педагогических мыслей мыслителей IХ-Х вв. об идеях патриотизма и физическом воспитании в системе современного образования
Проблемы исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей
Касаясь основной идеи «Шахнаме», таджикский историк Х. Абдулло придерживается такого мнения, что: «Основная идея поэмы «Шахнаме» – это прославление родной страны, восторженный гимн Персии, призыв к единению, к централизации власти во имя отражения агрессора, во благо страны. Удивительно то, что сами персы никогда не начинают несправедливой войны. Богатыри и витязи в поэме беззаветно преданы родине и правителю, олицетворяющему отчизну. Будучи незаслуженно обиженными, богатыри прощают обиды правителю во имя государственных интересов» [182].
В рамках своих педагогических исследований, посвященных проблеме готовности будущих педагогов к военно-патриотическому воспитанию учащихся, Н.Заробеков отмечает, что: «Проблема образования, воспитания, подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни изучалась человечеством с древнейших времён. В ходе исследования народного педагогического наследия Авиценны, Рудаки, Фараби, Саади, Хайяма, Хосрова, Ширази, Фирдоуси, Бедиля, Руми, Джами, Дониш нами выявлено, что просветителей- учёных, поэтов, писателей, философов волновали проблемы умственного воспитания. Великие мыслители понимали, что знание - это орудие мышления, результат целенаправленного усвоения фактов, законов и пониманий науки, в которых отражены закономерности развития природы и общества.
Рудаки считал, что знание - это светоч ума человечества. Умный человек был, прежде всего, идеалом всех просветителей. Фирдоуси отмечает, что «ум освещает путь человеку». На формирование воспитания и обучения молодого поколения большое влияние оказывает изучение богатого идейно-педагогического наследия мыслителей раннего средневековья Востока.
В исследованиях уделялось недостаточное внимание высказываниям классиков таджикской литературы: Фирдоуси, Джами, С. Айни и др, по вопросам патриотического воспитания. Всё это отрицательно сказалось на воспитании, в частности, на гражданско-патриотическом воспитании» [49]
В своей докторской диссертации, посвященной проблеме теоретических основ нравственно-патриотического воспитания школьников младших классов на основе развития критического мышления, при изучении одной из тем «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси отмечает, что: «Абулкасим Фирдоуси в «Шахнаме» («Книга царей») показывает, что шахи и богатыри своим священным долгом считают защиту Отчизны от многочисленных врагов. Вся поэма Фирдоуси пронизана вопросами мира, нравственности, дружбы, разума, патриотизма, сплочённости, единения, правды и справедливости.
Сокровищницей нравственности и патриотизма является поэма, которую А.Фирдоуси переложил в стихи. Красной нитью через всю поэму проходит основная идея произведения – борьба «Добра и Зла» –, находя своё отражение в различных ситуациях, поведении и деяниях героев». [89]. Педагогические мысли Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины рассомтрены в работах таджикского исследователя А.Халимова [176-180]. Несмотря на то, что Р. Хокироев изучил «Шахнаме» в филологическом аспекте, относительно идей патриотизма и физического воспитания в «Шахнаме» он подчеркивает: «Ряд героев «Шахнаме» - Рустам, Сиявуш, Эрадж, Сухраб, Фаронак, Гурдофарид и другие, являются ярким примером духовно и физически прекрасного человека, так как им свойственны физическая сила, храбрость и разум. Идеал совершенного человека пронизывает «Шахнаме», и поэт противопоставляет совершенного человека второму типу людей - сторонникам тьмы и зла, которым свойственны такие низкие качества, как вражда, измена, алчность, самолюбие и т.д». [185]
Исследователи Г.Наджмиддинов и У.Курбонов об Абуали ибн Сине пишут следующее: «Абу Али ибн Сино, ведущий ученый Восточного Возрождения написал специальную книгу «Тадбир ал - анозил», посвященную проблемам воспитания. Там отражены задачи родителей по воспитанию детей. В произведении отражены мысли о задачах, о долге родителей по воспитанию детей, их взаимоотношения, особенно показано, как своим трудолюбием родители прививают ребенку любовь к профессии, ремеслу. Устройства жизни детей, их умение правильно и эффективно использовать время ребенка является гарантом правильности семейного воспитания, устройства дальнейшей жизни детей. В нём показано, что воспитание ребёнка в семье является очень сложным и тонким процессом, поэтому оно должно начинаться с рождения и должно продолжаться постоянно» [96].
Хотя исследователи Х. Абдулло, М.Азизов. Л.Кун, У.Курбонов, Г.Нажмидинова, Ш.Сафаров, В.Столбов, Р.Хокироев, А.Халимов, У.Юлдошев и другие в своих научных исследованиях не рассматривают отдельно идеи патриотизма и физическое воспитание с точки зрения Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины, тем не менее, они упоминают о педагогических мыслях и учениях Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины. Научные исследования вышеуказанных авторов свидетельствуют о высокой педагогической ценности мыслей трудов этих мыслителей.
В круг задач данного диссертационного исследования не входит анализ и рассмотрение выполненных до настоящего времени исследований о педагогической мысли таджикского народа и педагогических учениях персидско-таджикских мыслителей, так как исследователь М.Раджабов выполнил докторскую диссертацию на тему «Оценка педагогических исследований таджикских исследователей в период независимости Таджикистана».
Необходимость исследования идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических учений таджикских мыслителей IX –Х вв
Дело в том, что неповторимые лица литературы Х-го века и его конца дали миру двух уникальных звезд. Другими словами, в начале - Абуабдулло Рудаки, а в конце – Абулкосим Фирдоуси. Если Абуабдулло Рудаки дал начало воспитательным мыслям и педагогическим учениям, то Абулкосим Фирдоуси завершает их благополучным окончанием.
В этой части дастана, с другой стороны, можно увидеть, что традиция физического и духовного воспитания аристократов Абулкосимом Фирдоуси в отношении сына Сиявуша – Фуруг – не наблюдается, и можно заметить, что физическое воспитание и обучение искусствам аристократов – защитников Родины не происходят в одной форме - это можно проследить в отношении воспитания Кайхусрава в сравнении с воспитанием Сиявуша, а также в отношении последующего воспитания сына Сиявуша – Фуруга.
Поскольку в данном исследовании объектом исследования является определение места идей патриотизма и физического воспитания в педагогическом учении Фирдоуси на основе дастанов «Шахнаме», такую методологию воспитания рассмотрим в других дастанах «Шахнаме».
Другим вопросом является то, что в «Шахнаме» физическое воспитание и внимание этому виду воспитания не заканчивается достижением зрелого возраста, так как особенно воины, герои во всех случаях нуждаются в физическом воспитании, и они до начала сражения проверялись и экзаменовались самим царем и мобадами. Этот вопрос ярко отражен в части дастана Кайхусрава в главе «Счет Кайхусравом героев». [159,386-388] В другом случае такое обстоятельство указывает на то, что независимо от возраста человек нуждается в физическом воспитании.
По этому поводу Геродот пишет: «Воспитание детей происходит между 5-ти и 25-ти летними возрастами, они обучались езде и стрельбе, первый этап обучения иранского младенца продолжался до 16-ти летнего возраста, а согласно сведениям Страбона – до 16-ти летнего возраста. По сведениям Платона, иранские аристократы отдавали своих детей в 14-ти летнем возрасте специальным попечителям или воспитателям. Этапы обучения и воспитания детей разделялись на три периода: первый этап – воспитание детей от 1-го до 5-ти или 7-летнего возраста, второй этап – от 7-ми до 15-летнего возраста и третий этап от 16-ти до 20-ти или 24-летнегоо возраста. В то время воспитание детей было возложено на матери, в воспитании детей благородного происхождения и в официальном обучении и воспитании участвовали не только женщины но и распорядители царских гаремов. [58,87]
Педагогическое учение Абулкосима Фирдоуси берет свое начало в источниках и опыте воспитания Древнего Ирана, другими словами, арийского.
По мнению Х.Афзалова: «В Древнем Иране и вообще во всем первобытном человеческом обществе использование таких учебно-воспитательных принципов и методов имели общий (универсальный) характер. Но в землях иранских рас они очень искусно использовались в соответствии с философскими целями воспитания. В этом направлении в воспитании детей они добивались хороших результатов. Способ использования этих методов и подготовка детей иранских рас к повседневной жизни ученые и путешественники античного древнего мира, как Геродот, Страбон и другие дали высокую оценку». [6]
Более того, в «Шахнаме» Абулкосим Фирдоуси изображает способ воспитания в Древнем Иране в образе своих персонажей, который в то время считался наилучшим примером обучения и воспитания подрастающего поколения, не потерявшим свою ценность по сей день.
В последующих дастанах «Шахнаме», в том числе в дастане «Кайкубод» [160,5-28], дастане «Кайковус» (160,28-41), дастане «Хафтхони Рустам» [160,41-113] он приводит сведения о выдающейся черте физическо-геройском формировании Афрасиаба, Зола и Рустама, однако воздерживается от сообщения о способах идей патриотизма и физического воспитания и охвате детей благородного происхождения.
По мнению М.Раджабова, исследователя педагогических мыслей Абулкосима Фирдоуси: «Патриотизм с точки зрения Фирдоуси является нравственным качеством личности. Именно эта воспитательная идея стала поводом основной цели Фирдоуси и причиной творения «Шахнаме». Другие идеи и мысли питаются от этих источников. По мнению Фирдавси, сохранение, благоустройство и свобода страны являются задачами каждого человека, начиная от раба до царя, поскольку каждая страна, являющаяся свободной, может заниматься восстановлением справедливости и равноправия.
Абулкосим Фирдоуси, будучи известным поэтом, мечтал, чтобы его Родина не оказывался объектом напасти и вреда чужих и оставалась благоустроенной. От Каюмарса до сасанида Яздигарда, от Сома до Рустама – все посвятили свою мощь на этом пути. Величайший персонаж «Шахнаме» -Рустами Зол – существовал с этим намерением. В чувствительных и опасных моментах доблестные женщины, как Гурдофарид, в мужской одежде и снаряжении рисковали своей жизнью ради защиты Родины». [121].
Вместе с тем, можно увидеть, что цель и намерение Рустама от воспитания Сиявуша, пастухов от воспитания Кайхусрава и, наконец, Тахмины от воспитания Сохраба заключались в воспитании физически сформированного человека, необходимого в будущем для защиты Родины.
Идеи патриотизма и физическое воспитание в «Шахнаме» Абулкосима Фирдоуси
С целью совершенствования форм, методов и средств воспитания, обечпечения постояннной связи между родителями, учебными завдеениями и представителями общества в воспитании подрастающего поколения в соответствии с Законом Репсублики Таджикистан “Об от ответственности родителей в воспитании обучения и воспитания” разработана “Государственная Программа воспитания подрастающегося поколения в Республике Таджикистан на 2013-1017 гг.” [114], принятая на основе Плана мероприятий для реализации указаний, указанных в Посланиях Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан. [48]
Основные цели Программы включают повышение уровня воспитания
Для реализации направлений упомянутой Программы, прежде всего, необходима подготовка педагогических кадров в сфере высшего профессионального образования и их поощрение для реализации новшеств и иновационных проектов в области воспитания, в том числе физического.
Результаты исследования и проведенных опросов среди студентов высших профессионыльных учебных заведений: Института физической культуры Таджикистана имени Саидмуъмина Рахимова и Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, рабочие прогргаммы преподаваемых предметов кафедры педагогики и психологнии Института физической культуры имени Саидмуъмина Рахимова и общевузовской кафедры педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, а также содержание учебника “Педагогика” [] показали, что обучение идей патриотизма и физического воспитания на основе педагогических мыслях таджикских мыслителей не будет лишено пользы.
В рамках исследования, прежде всего, среди студентов Института физической культуры Таджикистана имени Саидмуъмина Рахимова и Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни был проведен опрос по пониманию понятий идей патриотизма и физического воспитания и спорта, так как было необходимо определить – что студенты-будущие педагоги понимают и воспринимают под понятием “физическое воспитание” и “спорт”.
Значение изучения педагогических мыслей мыслителей IХ-Х вв. об идеях патриотизма и физическом воспитании в системе современного образования
Физическое воспитание подрастающего поколения и молодежи, как основной столп идеи государственности, считается одним из основных и важнейших направлений в процессе общественного развития и упрочения безопасности и стабильности. Цивилизованные народы, в том числе таджики, проявляли особый интерес к физическому воспитанию ребенка с древнейших времен, прилагали усилия для воспитания подрастающего поколения в духе человеколюбия, национальной идентичности, благородства и патриотизма, просветительства и самосознательности и доброго нрава. Этот вопрос мы рассмотрели на основе педагогических учений Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины.
Традиции национального воспитания, особенно идей патриотизма и физического воспитания, продолжились в период государственной независимости Республики Таджикистан и развиваются через семьи, учебные заведения и общественные организации в различных формах. В современное время физическое воспитание на основе национальной педагогики способствует повышению уподрастающего поколения патриотических чувств.
Медлительность в привлечении части подростков и молодежи к дополнительным и различным внеклассным занятиям по физическому воспитанию приводит к занятию ими другими делами, особенно просмотру антиморальных и насильственных фильмов, воровству и мошшеничеству, бродяжничеству и другим антигуманным поступкам.
С другой стороны, вследствие проникновения различных культур, разных религиозно-конфессиональных и экстремистских течений подростки и молодежь совершают правонарушения, что связано с отсутствием их охвата физическими и спортивными занятиями.
Занятия по физическому воспитанию и различные спортивные мероприятия, имеющие огромный вклад в воспитании подрастающего опколения и молодежи, не проводятся из-за отсутствия во всех учебных заведениях необходимых условий, как спортивных залов. Поэтому, различные спортивные кружи должны вводится во всех образовательных ступенях.
Воспитательные уроки, предусмотренные в один час в неделью, вивду отсутствия капиталовложения в них, не проводятся согласно требованиям. Кроме того, в деле продвижения воспитательных работ существуют многочисленные недостатки. Поэтому, разработка государственной программы и привлечении всех структур к процессу продвижения обучения и воспитания могут разрешить эти трудности и реализовать соответствующее физическое воспитание подростков и молодежи.
Физическое воспитание занимает важное место в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, ибо общественное развитие имеет большую зависимость от здоровой и физически сформированной молодежи.
Вместе с тем, роль начальных и средних профессиональных учебных заведений очень велика в формировании личности учащихся и студентов и нахождении ими своего места и положения в обществе.
Наряду с получением профессии на образовательных ступенях, учащиеся и студенты также узнают о физическом воспитании и взглядов своих предков в отношении идей патриотизма и физического воспитания от своих преподавателей.
Следует отметить, что интенсивное развитие средств массовой информации и комуникационных технологий в современное время проникло и в воспитательный процесс. Широкий доступ к информации и материалам, распространяемым через телевидение, Интернет и другие средства массовой информации, оказывает непосредственное влияние на психику подрастающего поколения и молодежи посредством низкокачественных материалов, отдаленных на мили от здорового образа жизни, национальной морали и этики (насилие, преступление, наркомания и другие аналогичные нежелательные проявления).
Вместе с тем, в системе высшего рпофессионального образования не подвергаются обширному анализу и изучению задачи, связанные с аспектами воспитания студентов на должном уровне. Одной из таких проблем, не изученных на достаточном уровне, является определние качества и целевого развития национального воспитания.
С учетом огромного значения задач организации системы идей патриотизма и физического воспитания подростков и молодежи следует уделить особое внимание на подготовку специалистов в области идей патриотизма и физического воспитания (преподавателей, тренеров, психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей). В этом вопросе на высшие профессиональные педагогические учебные заведения возлагается огромная ответственность за подготовку будущих преподавателей и тренеров, наделенных обширным мироовозрением об аспектах идей патриотизма и физического воспитания.
Резльтаты исследования темы показывают, что для реализации педагогигческих мыслей таджиксикх мыслителей, в том числе педагогических мыслей Абулкосима Фирдоуси и Абуали ибн Сины в отношении идей патриотизма и физического воспитания следует выполнить слледующее.