Введение к работе
Актуальность темы исследования. Провозглашение суверенитета Российской Федерации, переход к рыночным отношениям, новое педагогическое мышление обусловливают новий подход к педагогика и шголнюй практике за рубежом. Имеьшая место ранее острая идеологическая борьба против педагогики капита/гисті.ческих стран, культивирование "образа врага" были направленії на неприятие любых буржуазных теорий. Многие советские педагоги, исследовавшие развитие педагогической мысли в капиталистических государствах, утверждали, что буржуазное воспитание, в том ч-.хле художественное образование, перевивает глубокий кризис, что оно поставлено на службу реакции. На протяжении ьсех лет Советской власти в художественном воспитании и образовании особое внимание, обращалось на идеологическую направленность искусства, его партийность и народность. В угоду кої/иунисти- ческой идеологии фальцифицироваяись достижения капиталистического мира в сфере воспитания, оо'разования и обучения, в том числе, например, высокая эффективность эстетического воспитания в Японии, приведшая к повышению производительности труда на предприятиях, успехи французской школы в развитии у подрастающего поколения интереса к художественной деятельности, утверждению, красоты быта. Идеологизация советского общества прервала культурные традиции России, что привело к падению нравственности, ибо без культуры в обществе не может быть нравственности, а без нушстзенчости не действуют ни экономические, ни социальные законы, не мо*ет существовать наука, культура, просвещение. В отих условиях художественное образование, художественная деятельность становится силой, способной остановить духовную деградацию общества и подчинить его высшим обіїече-яовечески:> целям.
Проэедоинко в конце ВО-х годов исследования педагогов и психологов Ю. В.Алиева, В./і.Куравлєва, Ё.З.Каяткоьсклго, Б.Т. Лихачева, Б.Н. Не-.енского, А. 6.Петровского и других пг.зэолнли выявить as-и-зйцую тенденций развития мировой педагогической мысли - дзпдоние к гумг-нной педагогике. Оыи гуманная подаго-
_ 4 -
гика есть общечеловеческая ценность, имеы^ан начало в природе человека. Искусство, художественное творчество цисту г.аыт действенньтми формами освоения мира дзтьми- Чзрез художественные образы и худокеотзекную деятельность ребенок познает мир, учится любить прекрасное а жизни и искусства, оценивать мир по закона;.! гармонии и красоты. Х/Цожестьенкоє образование в силу своей гуманистической направленности является общечеловеческой ценностью. Поэтому для педагогики и практики ь..-сол Российской Федерации большой интерес представляет критический анализ теории і: практики современного хуцоусстаенного образования зо Франции, выявление возможности исподьговклня го-го ценного, гуманного, общечеловеческого, что позволяет совершенствовать в пылая стране содержание веслитания эстетическое культури школьников как приоритетного направлен.:я Сизовой культуры. Овладение базовой культурой, но ученик авто-роз новой концепции воспитания в школах Российской Федерации, позволяет формировать личность, сочетающую в озо'е ииропенима-иие, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность .
Художественная деятельность, художественное образование должны стать составной частью воспитания творческой личности, так как в наше время учиться - значит открывать, изобретать, реализовывать природный потенциал человека. Это означает необходимость формирования у учащихся способности к культурной самореализации, самоорганизации и самереабилитацин.
Многовековой опыт французской школы, демократические традиции французских педагогов, огромный вклад народа Франции ь сокровищницу мировой художественной культуры вызывает особі/й интерес педагогической общественности к худокественнзь.у воспитанию во французской школе. Советские-; авторы, .едагоги Российской Федерации занимались исследованием проблем художественного образования французских школьников. К теме нашего исследования имеют отношение критические очер::н "Современная буржуазная эстетика" (под общей редакцией М.Ф.Сьскнниксва к В.іI.Самохина. М.: Мысль, ЮТ8), в которых анализируется суп;-
I. Вестник образования /Справочно-ннформ.изд. Мин.образ. РСФСР,-Просвещение, I9SI, № 8, о.13.
кость неочозлтивлзма, прагматизма, функционал кома, неотомизма з эстетике, социально-символическая эстетика, эстетика спирятуалиома Андге !/'зльро, экзистенциалистская эстетика Жа-на-Полл Сартра, "социально-критическая" астети:са Гербе ота Марку зо.
З нанці.датскои диссертации Ю. II. Рак"еевоЯ проанализирова-нн за» ієн гуле концепции эстетического воспитания иэ Фиаьцни конца XIX - начала XX века (до II мировой еойк-j). Ряд проблем эстетического воспитания з иконах 'Дранц.ш того же периода нашел осэещение в докторской диссертации А.Н.Д-чурляского. Вопросы форилропамия духовных (е тем числе эстетических) потребностей учащихся французской общеобразовательной вжолы 70-х голоз XX тега исследондкы Т.А.Резниковой. Отдельные стороны художественного образован/д учэщ/.хся школі! Франции после II мировой войны и до ІЇ70 г. кашли отра-кение в докторской диссертации Ь.Л.Вульфсона, посвященной ачалипу тенденций развития проезесокия в этой стране в названный период.
Б кандидатской диссертации Е.О.Ришер (1991 г.) эстетическое воспитание с современной французское иконе рассматривается как срг-дство нразственногс воспитания учаїдихс.ч. Проанализированы ссдэр>.ание, фср.-.w и методы нравственно-эстетического воспитания в учебном процессе, по внеурочной работе, в деятельности внешхельних ууреадзиий и культурных центров.
Проблемы художественного "образования- в школа Франции 70-'80-х годов XX века не били предметом специального изучения'в соззтекой педагогике. К тому т.е следует учитывать, что ео Фракции в 70-80-е ;'оды проведены школьные реформы, затронувшие содержание, ферш и метода художественного образования. Большинство теоретиков- художественного образования и учителей дисциплин этого цикла рассматривает искусство как средство лриобзденчя молодого поколения к обгцечеловеческим ценностям через личное эмоциональное переживание, собственный внутренний опит. Соответственно этому разрабатываится средства, организационные формы и методу художественного образования.
Как енраьедлнво утверждает Б.Н.Йеменский, деятели педагог;;, >и и учителя ьаа.еЛ страны, к сожалении, ящ-ч глубоко не
- б -
осознают, что различные виды искусства способны вводить ребенка в ьир природі, в мир характеров окружающих его ладей, в мир красоты и нравственности.*' '. >
Отсутствие в советской педагогике специальных исследований по названной проблеме, ео теоретическая и практическая значимость определили вь;бор телы нашего исследования - "Художественное образование учащихся общеобразовательной шполы йранции (70-60-е годя XX века)".
Объектом исследования язляется педагогика и школьное образование, обучение и воспитание во Франции ь 70-80-е годы XX века.
Предмет исследовании - содержание, методы и организационные форми художественного образовании и обучения во французской общеобразовательной школе рассматриваемого периода.
Цель исследования: критический анализ теорий, содержания, методов и организационных форм художественного образования ь общеобразоьательной школе Франции 70-80 годов XX века.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задали исследования:
1, Охарактеризовать теоретические аспекты, обуслоЕливаа-
щне содержание художественного образования учасахся современ
ной французской школы.
2. Раскрыть содержание художественного образования уча-
цігчся этих школ (преимущественно на материале ооучения плас
тическим искусствам).
' 3. Выявить и критически оценить наиболее распространенные методы, средства и формы организации художественного образования французских школьников.
Методологической основой исследования явился диалектический подход к воспитанию, образованию к обучение, раскрытие сущности педагогических язпений на основе анализа конкретных ситуаций. Автор.руководствовался такими принципами научных исследований, как объективность и достоверность фактов.
I. Учительская газета, 1991, декабрь, V 50.
Принималось во внимание то обстоятельство, что в нишей страна произошел переход от конфронтации к сотрудничеству народоз и стрен, независимо от их идеологии, общественного строя, отдается приоритет общечеловеческим и демократическим ценностям над классовыми, утверждается политический плюрализм, бережное отношение к культурному наследие, обмен духовными ценностями с зарубежники государствами.
Процесс воспитания мыслится как развитие способностей учащихся а деятельности, как ззаимодействие учителя и учащихся, направленное на формирование у последних общечеловеческих ценностных ориентации и качеств личности, как вариативность результагоЕ одного и тоге же педагогического действия, как развитие неповторимости'человеческой индивидуальности (уникальности личности).
Художественная культура (часть духовной общечеловеческой культуры) рассматривалась в качество источника и ваянейшего средства свиотворчестза личности, а овладение этой культурой -кая процесс вклоченил учащихся в творческув деятельность, способе тдуащую освоении и преобразованию действительности по законам красоты, как превращение прекрасного, выработанного человечеством, во внутреннее богатство личности. Имелось б виду, что художественная культура школьников в конечном ит-ога проявляется как индивидуальный творческий опит личности.
В решеиии поставленных задач применялись следующие мето-ды исследования:
изучение и анализ трудов французских авторов;
изучение и «наяна социально-политической, философской и психолого-пецагогической литературы СССР и Российской Федерации ;
изучение государственных документов, учебных програші и учебных пособий по предметам художественного цикла французской общео^рааоватьльной школы;
наблюдение учебно-воспитательного процесса во французской ілколе (ыггор работал в ISB3-I985 г.г. з качестве преподавателя г.:цея и кол лета, в городах Дкяон и Сен Кермен Ан Лэ, посе.тиг болте 50 уроков по предметам художественного цикла);
беседы с французскими педагогами, составителями учес-ных программ по дисциплинам художественного цикла для коллежей и лицеев, руководителями учебных заведений, учителями и школьниками ;
обобщение опыта преподавания пластических искусств в общеобразовательной школе Франции.
Работа над диссертацией проводилась с 1963 года. Перевод источников с француйсзого языка сделан автором самостоятельно.
Основными источниками явились:
официальные публикации государственных органов Франции; заявления руководителей государства, директивы Министерства образования, учебные планы и учебные програлмы;
публикации французских специалистов в области эстетики, искусстьа, педагогики, психологии;
труды советских авторов, педагогов Российской Федерации.;
педагогическая и общественно-политическая периодическая печать.
Большуа помощь в исследовании проблемы оказали труды советских историков педагогики Б.Л.Вульфсона, U.K.Гончарова, А.Н.Дизфикского, Н.Д-Никандрова, А. И. Писку нова, К.Й.Саяимоэой, й.А.Саповой, М.А.Соколовой, Т.Ф.Яркиной. Автор обращался к работам видных советских теоретиков воспитания - О.С.Богдано-аой, В.И.Куравлева, А.В.Изащенко, Е.В.Квятковского, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, Н.И.Петровой, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Г.И.ІдукиноЙ и других, психологов Л.И.Бож.ович, Л.Б.Выготского, А.Г.Ковалева, А.В.Петровского. Автор опирался на исследования советских специалистов по искусству - А.Л.Андреева, Г.З.Апресяна, Д.Б.Кабалевского, М.С.Кагана, Ю.Б.Борэва, Д.С. Лихачева, Ю.Л.Лукина, А.С.Мигунова, Б.Н.Нашенского, В.К.Ока-терщикова и других.
Научная чокизка я теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в том, что впервые в педагогике Российской Федерации дана аргуыентированкая характеристика теоретических основ, содержалия, форы и методов художественного образования учащихся общеобразовательной школы Фракции 70^30-х годов XX века. На основе анализа источников, докумзи-тое, публикаций французских педагогов, наблюдений автора и
обобшения опыта виявлено современное состояние художественного образования французских икольникоч. Установлено, ито характерными чертам этого образования является его гуманный характер, свяиь с жизнедеятельностью, прогрессивной практикой французского общества, направленность на развитие природных способностей, самостоятельности и творчества учащихся в художественной деятельности, формирование у них способности к культурной самореализации. Вместе с тем а теории и практике преподавания пластических искусств есть негативные каления (некоторый практицизм и педоцентризм) и трудности, связанные с недостатком средств, выделяемых на ну*да просвещения.
В целом исследование способствует включению в общий контекст развития педагогической мысли во Франции важнух для педагогики Российской Федерации положений, направленных на обновление художественного образования с позиция гуманизма и демократизации школы и личности, необходимости учета уникальности каждого школьника как творчески развивающейся личности.
Основные результати диссертационного исследования заключается в следующем:
дана характеристика наиболее распространенных эстетических теорий, на которых базируется содержание, формы и методы художественного образования и обучения;
раскрыто содержание художественного образования учащихся общеобразовательной пкояы Франции (преимущественно на материале обучения пластическим искусствам);
выявлены и критически оценены наиболее распространенные формы и методы художественного образования в контексте развития у школьников худо«ественно-остетического вкуса, творческих способностей, формирования умений, наьыков и потребности создавать прекрасное в искусстве, повседневной жиа^и.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются опорой на общенаучные принципы нетерпко-педагогических исследований, па идеи видныч галтелей искусства, педагогики; использование;.: методов, адекватных задачам исследования; научным анализом полученных данных; апробацчей результатов.
Практическая значимость результатов посяедоиания. Научнее подходы, выводы и оценки диссертации позволяют обогатить содержание курсов педагогики и истории педагогики для педагогических институтов, программы спецсеминаров по истории и современному состоянию зарубежной педагогики і: сколы. Результат исследования могут быть использованы при проведении научных исследований по проблемам воспитания, образования и обучения за рубежом.
Апробацій и внедрение результагоз исследования проводились в докладах на Сезеро-К&вкаэских психолого-педагоі'ичесі:и.і чтениях в 1908 г., на научно-практических конференциях пс итогам научной работы в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков в.1986-1991 гг., аз. лекциях и семинарских занятиях по педагогике с советскими и иностранными студентами, обучавшимися в том т>е институте, в методических материалах по изучению курса зарубежной педагоги?и, которые использовались также студентами Ставропольского, Карачаево-Черкесского пединститута, Тбилисского государственного университета ям.й.Д-кавахйавили. Основные положения диссертации изложены ь двух публикациях и депонированных рукописях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из ьгедения, двух глав, заключения и библиографии.