Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Генезис национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Долженко Юлия Юрьевна

Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре
<
Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре Генезис национального образования в Ханты-Мансийском  автономном округе - Югре
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Долженко Юлия Юрьевна. Генезис национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Долженко Юлия Юрьевна;[Место защиты: Марийский государственный университет].- Йошкар-Ола, 2016.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Национальное образование как предмет историко-педагогического анализа 19

1.1. Национальное образование как основополагающее условие развития национального самосознания 19

1.2. Периодизация национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного ХМАО Югры 51

Выводы по первой главе 71

ГЛАВА II. История развития национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного хмао югры (1096-2015 гг.) 74

2.1. Зарождение и подъём национального образования в ХМАО-Югре (1096-1917 гг.) 74

2.2. Особенности развития национального образования в ХМАО-Югре в советский период (1918-1990 гг.) 102

2.3. Развитие национального образования в ХМАО-Югре в постсоветское время (1991-2015 гг.) 127

Выводы по второй главе 146

Заключение 149

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. В новых исторических, социально-экономических и политических условиях появилась необходимость налаживания всестороннего сотрудничества в различных сферах, в том числе и в образовательной области, развития национального (этнонационального, эт-но-культурного) образования, возрождения и развития национальных языков и культур, обеспечения единства и целостности образовательного пространства поликультурной России.

Наличие национально идентифицирующих себя личностей является важным условием благополучия страны в целом. Самовыражение любой нации невозможно без сохранения национальной культуры (традиций, цен-ностей, обычаев, обрядов, фольклора, искусства, ремёсел и т.д.), формирующей гражданина и государство.

Поиск приемлемых и цивилизованных путей национального согласия является центральным для современного российского общества, а для такого социального института, как система образования Российской Федерации, – прежде всего.

Сегодня такие поиски рациональных путей национального согласия в Российской Федерации отражены во многих национальных документах и проектах как государственного, так и регионального уровней: Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.); Федеральный закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (1996 г.); Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа», Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (2005 г.); Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.); Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012 г.); Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 года «О целевой программе ХМАО-Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»); Приказ директора Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об утверждении Комплексной программы обновления кадров для общеобразовательных учреждений, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей и Плана мероприятий Комплексной программы обновления кадров для школ, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей» (2014 г.).

Знания особенностей развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре, факторов, влияющих на его изменение (культурно-исторические и социально-политические события в условиях определенного временного промежутка), позволит выявить зако-3

номерности развития национального образования и прогнозировать дальнейшее развитие национального образования в регионе.

Отношение к национальному образованию, его основные цели, особенности и влияние на национальное самосознание коренных народов существенно различались в разные исторические периоды развития общества и региона. К настоящему времени отсутствуют научно обоснованные исто-рико-педагогические исследования, затрагивающие периоды до Христианизации Югры (1708 г.) и современный период 2003-2015 гг., раскрывающий опыт становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Степень разработанности проблемы. Национальное образование и реализующий его орган – национальная школа – является основополагающим условием развития любой нации в такой многонациональной стране, как наша Российская Федерация, системообразующим институтом развития и процветания общества. В научных работах (Л.Н. Ванчицкой «Становление и развитие национальной школы в условиях Обского Севера (20-30 годы), С.Л. Зубаревой «Генезис образования народов Севера», Л.Н. Ковешниковой «Формирование готовности к взрослой жизни подростков коренных малочисленных народов Севера», Л.Г. Лазаревой «К вопросу о периодизации исторического и социокультурного развития обско-угорских народов», Н.К. Файзуллиной «Школьное образование в Западной Сибири в середине 1950-х - середине 1960-х гг. (на материалах Омской, Томской и Тюменской областей)») осуществляется только частичное рассмотрение периодизации национального образования (1917-2006 гг.). Отсутствие полной периодизации национального образования в ХМАО-Югре, охватывающей все изменения, произошедшие с 1096 г. по 2015 г., затрудняет процесс выявления причин, взаимосвязей, изменений и особенностей обучения и воспитания коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Исторические этапы становления и развития национального образования в ХМАО-Югре, выявленные в результате данного исследования, могут способствовать расширению базы социального сравнения и формирования национального самосознания коренных народов (ханты и манси).

Изучение и анализ научных работ по теме исследования показывают, что к настоящему времени отсутствуют научно обоснованные историко-педагогические исследования, раскрывающие историко-педагогические условия и основные этапы зарождения, становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Вышеизложенное позволило выявить противоречия, возникшие между: – объективной необходимостью в научном осмыслении историко-педагогического опыта становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре, выявлении периодизации и особенностей развития национального образования и отсутствием комплексных исследований в данной области педагогики;

– значимостью владения знаниями об истории национальной школы коренных народов (ханты и манси) и отсутствием механизма вооружения этими знаниями будущих учителей образовательных учреждений с национальным компонентом;

– значимостью владения знаниями об истории национальной школы коренных народов (ханты и манси) и отсутствием механизма формирования этнического самосознания у будущих учителей образовательных учреждений с национальным компонентом.

С учётом выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы историко-педагогические условия становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре и возможности использования историко-педагогического опыта в современных условиях?

Необходимость разрешения выявленных противоречий, актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Генезис национального образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании исто-рико-педагогических условий становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и возможностей использования историко-педагогического опыта в современных условиях национального образования.

Объектом исследования выступает процесс становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Предметом исследования являются историко-педагогические условия становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Реализация данной цели потребовала решения ряда исследовательских задач:

1. Уточнить содержание понятия «национальное образование».

  1. Выявить и научно обосновать историко-педагогические условия становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

  2. Определить основные этапы становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

  3. Выявить приоритетные направления развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре и возможности использования историко-педагогического опыта на современном этапе.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1096 г. по 2015 г., что обусловлено спецификой влияния социаль-5

но-политических факторов развития региона на становление и развитие национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Географические рамки – современная территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югры).

В процессе исследования использовались следующие методы: сравнительно-исторический и ретроспективный анализ литературы, мемуарных и документальных материалов по проблеме исследования; историко-педагогическая систематизация и периодизация, обобщение теоретических положений и фактов с позиции историко-логического подхода.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности, целостности и единстве явлений и процессов окружающей действительности и детерминированности национального образования от социально-экономических условий и государственной политики в области образования; о социокультурной деятельности человека и роли образования в активной социализации личности; историко-педагогический поход (В.И. Андреев, И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилёв, П.И. Пидкасистый, И.П. Подла-сый и др.); аксиологический подход (Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, С.Т. Шацкий и др.); антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, П.П. Блон-ский, К.Н. Вентцель, К.Д. Ушинский и др.); культурологический подход (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский и др.).

Теоретической основой исследования являются положения, составляющие содержание: философских (Б.С. Гершунский, Л.А. Степашко, И.Т. Фролов и др.), социокультурных (В.С. Библер, Е.И. Ильин, Н.Б. Крылова, Н.Д. Ни-кандров и др.), этнопедагогических и этнопсихологических (Г.Н. Волков, В.Г. Крысько, Р.Х. Шаймарданов и др.) основ развития образования.

В основу исследования положены также работы, посвящённые проблемам мультикультурного и поликультурного образования (В.С. Библер, А.Н. Джуринский, Г.В. Палаткина и др.); истории отечественного образования (А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Д.И. Латышева, Е.Н. Медынский, А.И. Пискунов, и др.); национально-регионального образования, этнокультурного компонента в образовании (Д.В. Михаль-ский, Ш.М. Мухтарова, С.Н. Федорова, А.М. Цирульников, Р.Х. Шаймар-данов и др.); национального образования (обучения и воспитания) в России (в том числе и на территории ХМАО-Югры) (Л.Г. Ахметов, А.Л. Бугаева, Р.С. Бозиев, В.Г. Гайфуллин, Д.В. Городенко, С.Л. Зубарева, У.Н. Зуева, Л.В. Калугина, М.С. Кантор, П.Ф. Каптерев, Л.Г. Лазарева, А.Г. Маха-метшин, Т.И. Руднева, И.З. Сковородкина, Д.С. Ткаченко, Л.А. Харисова, Р.Х. Шаймарданов и др.); истории ХМАО-Югры (В.М. Куриков, Д.А. Редин, Б.У. Серазетдинов и др.); истории коренных народов (ханты и манси),

проживающих на территории современного ХМАО-Югры и их культуры (Е.Д. Айпин, И.Н. Гемуев, А.А. Дунин-Горкавич, К.В. Карьялайнен, Н.В. Лукина, Е.И. Ромбандеева, А.М. Сагалаев, Н.И. Синявский, З.П. Соколова, Г.Н. Тимофеев, Р.Х. Шаймарданов, Ю.Н. Шесталов и др.); формирования этнического самосознания (А.Л. Бугаёва, У.Н. Зуева, А.М. Рафиков и др.); национальной школы (Л.Н. Ванчицкая, Н. Дмитриев, Т.К. Донская, Л.Н. Ко-вешникова, В.И. Матис, В.В. Мирошниченко и др.).

Специфика данного исследования очертила его источниковую базу: – исторические документы по теме исследования, хранящиеся в фондах Музея народного образования Тюменской области г. Тобольска, Тюменской областной научной библиотеки им. Д.И. Менделеева (ТОНБ), Научной лаборатории исследования проблем физического воспитания и эт-нопедагогики Сургутского государственного педагогического университета (ЛИПФВиЭ СурГПУ), Государственного архива Омской области (ГАОО), Государственного архива общественных и политических объединений Тюменской области (ГА ОПОТО), Государственного архива Тюменской области (ГАТО), Государственного архива Ханты-Мансийского автономного округа (ГАХМАО), Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГУТО ГА в г. Тобольске); Государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр документации общественных организаций Свердловской области» (ГБУСО ЦДООСО); документация национальных школ и национально-культурных автономий ХМАО-Югры;

– нормативно правовые документы (Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) – Статьи 2, 6, 8, 9, 12; Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа». Общее образование для всех и для каждого (Проект); Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (1991 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.); Федеральный закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (1996 г.); Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (2005 г.); Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 года «О целевой программе ХМАО-Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2011-2013 годы»); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.); Приказ директора Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «Об утверждении Комплексной программы обновления кадров для общеобразовательных учреждений, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей и Плана мероприятий Комплексной программы обновления кадров для школ, включая развитие системы непрерывной подготовки и повышения квалификации учителей» (2014 г.);

– периодическая печать, отражающая состояние национального образования в России и на территории современного ХМАО-Югры в разные исторические периоды: журналы «Вестник СурГПУ», «Ежегодник Тобольского губернского музея», «Образование и общество», «Педагогика», «Педагогическое образование и наука», «Этномир: образование и культура», «Югра», «Югорское детство»; газеты «Городской обозреватель», «ЛИЭО СурГПУ», «Мы вместе!», «Наш край», «Нефть Приобья», «Новости Юг-ры», «Сургутская трибуна»;

– педагогические, психолого-педагогические, исторические и археологические источники: Ф.Р. Мартин «Сибирика» (F.R. Martin «Sibirica») (1897 г.), Н. Дмитриев «Национальная школа» (1913 г.), Ф.А. Брокгауз, И.Е. Ефран «Новый энциклопедический словарь» (1916 г.), Г.Н. Волков «Этнопедагогика» (1974 г.), А.А. Дунин-Горкавич «Тобольский Север» (1995 г.), Л.Н. Гумилёв «Этногенез и биосфера» (2001 г.), Д.В. Городенко «Национальное образование в России: история и современность» (2008 г.); Л.Н. Ванчицкая «Школа народов Севера»;

– официальные электронные информационные ресурсы по теме исследования (Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: ; Официальный сайт Администрации ХМАО-Югры. URL: ; Официальный сайт Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры. URL: Программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант плюс»; Справочная правовая система по законодательству Российской Федерации «Гарант»; Электронный информационный ресурс (CD/DVD-ROM) Администрации Губернатора ХМАО-Югры и Комитета по информационным ресурсам (2005 г., 2007 г.) «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра»).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2009 по 2015 год в три этапа.

Первый этап (2009-2011 гг.) – изучение и анализ научных, исторических, философских, педагогических, нормативно-правовых, археологических источников; обоснование актуальности темы исследования; выявление и осмысление основных противоречий; раскрытие ключевого понятийно-терминологического аппарата исследования; определение методологического аппарата научного исследования; выявление и научное обоснование историко-педагогических условий становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; обсуждение результатов исследования в научном сообществе.

Второй этап (2012-2013 гг.) – определение основных этапов становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре; графическое оформление основных этапов

становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре в виде периодизации развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре, включающей семь этапов.

Третий этап (2014-2015 гг.) – внедрение результатов исследования в программу повышения квалификации педагогических кадров на базе научной лаборатории исследования проблем физического воспитания и эт-нопедагогики Сургутского государственного педагогического университета (ЛИПФВиЭ СурГПУ); выявление приоритетных направлений развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО – Югре и возможности использования историко-педагогического опыта на современном этапе; редактирование и форматирование текстового варианта диссертационного исследования, определение перспектив изучения исследуемой проблемы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  1. На основе изучения литературы по теме исследования уточнено содержание понятия «национальное образование» как системы взаимосвязанных элементов (обучения и воспитания) в рамках существования единого образовательного пространства, в которой интегрированы принципы культурно-исторической преемственности, целостности, вариативности, много-центровости, многополярности, сферности, открытости и динамичности, осуществляемое с использованием национальной культуры, истории, языка, обычаев, обрядов, традиций, духовных ценностей, религии, ментальности в национальных школах и образовательных организациях с национальным компонентом с целью формирования национального самосознания обучаемых.

  2. Выявлены и научно обоснованы на основе сравнительно-исторического и ретроспективного анализа историко-педагогические условия становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

– зарождение и становление мировоззренческих основ коренных народов ханты и манси (1096-1707 гг.) на народном (трудовом) воспитании, в основе которого лежало приобщение детей к ведению присваивающего, производящего и натурального хозяйства в рамках национальной религиозной культуры (язычество, шаманство) и целью которого было передать способы выживания в суровых климатических и социально-политических условиях;

– процесс христианизации коренных народов (1708-1917 гг.) и освоения северных территорий, богатых природными ресурсами; подъём национального образования, повышение уровня общей грамотности коренного населения в рамках «навязанного» религиозного воспитания (миссионерские, церковно-приходские, передвижные и др. виды школ); появление профессиональных образовательных учреждений и специализированных классов по профессиям, школ-мастерских;

– борьба советского правительства с безграмотностью, возможность получения бесплатного образования (1918-1937 гг.); внимание к культурам коренного населения, к решению проблем в различных сферах его жизни;

– смена образовательной политики государства в худшую сторону по отношению к коренным народам (1938-1971 гг.) после обнаружения на территории современного ХМАО-Югры природных ископаемых (нефти и газа): русский язык обучения выходит на первый план, оттесняя родной язык коренного населения;

– упразднение культуры коренных жителей в конце 80-х годов: переселение из родовых угодий в более крупные поселения – колхозы, что привело к потере исторически сложившихся культурных традиций, обычаев, обрядов и т.д.;

– создание в постсоветский период (1991-2015 гг.) научно-исследовательских центров по возрождению обско-угорских народов; модернизация материально-технической, методической и ресурсной баз национальных учреждений (национальных школ, национальных дошкольных учреждений, образовательных центров при национально-культурных автономиях, профессиональных учебных заведениях); формирование и корреляция этнокультурной самоидентификации учащихся, подготовка к жизни в социуме; формирование синхронного двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка.

1. Определены основные этапы становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре:

– этап зарождения и становления мировоззренческих основ (1096-1707 гг.);

– этап подъёма национального образования (1708-1917 гг.);

– этап интенсивного развития национального образования (1918-1937 гг.);

– этап надлома в функционировании национального образования (1938-1971 гг.);

– этап разрушения национального образования (1972-1990 гг.);

– этап «регенерации» национального образования (1991-2011 гг.);

– современный этап развития национального образования (2011-2015 гг.).

4. Выявлены приоритетные направления развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре и возможности использования историко-педагогического опыта на современном этапе: направленность образования на сохранение этнической идентичности коренных народов; создание педагогических условий для развития интереса обучаемых к истории и культуре своего народа в процессе обучения в общеобразовательных и профессиональных учреждениях; реализация инновационных проектов национального образования; формирование билинг-вальной личности посредством раннего синхронного обучения детей родному и русскому языку с целью развития национального самосознания и приобщения к национальной культуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования, расширяя представления о становлении и развитии национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре. В работе раскрыта сущность понятия «национальное образование», его взаимосвязь с национальным самосознанием; представлена периодизация национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с 1096 г. по 2015 г. с учётом социально-политических факторов и природно-климатических особенностей региона; дана характеристика всех этапов развития национального образования коренных народов (ханты и манси); определены приоритетные направления дальнейшего развития современного национального образования с учетом использования историко-педагогического опыта.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для дальнейшей разработки проблемы в сфере национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре.

Практическая значимость исследования. Основные выводы и материалы диссертации найдут применение в исследовании актуальных проблем коренных народов (ханты и манси) на всех уровнях образования, во всех типах образовательных организаций, в том числе национальных школах, образовательных организациях с национально-культурным компонентом (в дошкольных, средних образовательных организациях, а также профессиональных образовательных организациях при реализации программ подготовки педагогических кадров для образовательных организаций с национальным компонентом).

Созданная периодизация национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре может быть основой для более детального изучения в области исследования исторических, историко-педагогических, филологических, философских и социологических наук. Основные положения работы могут быть использованы для реализации программ дополнительного и профессионального образования.

Личный вклад соискателя состоит в изучении научных, исторических, философских, педагогических, нормативно-правовых, археологических источников; выявлении и научном обосновании историко-педагогических условий и основных этапов становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; обсуждении результатов исследования в научном сообществе; внедрении результатов исследования в образовательный процесс Сургутского государственного педагогического университета; оформлении текста диссертации и автореферата, 18 публикаций, в том числе монографии и 5 статей, из-

данных в научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Обоснованность и достоверность исследования обусловливается историко-педагогическим, аксиологическим, антропологическим и культурологическим подходами к изучению исторического пути становления и развития национального образования в ХМАО-Югре; широким кругом первоисточников, обеспечивающим репрезентативность полученных данных и их объективную аналитическую оценку; целостным подходом к исследованию национального образования; адекватностью методов исследования его целям и задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогического и специального образования в бюджетном учреждении высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет».

Результаты исследования и докладывались на Международной научно-практическойконференции«Этнокультурноеисоциально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера» (Ханты-Мансийск, 2013); всероссийских научно-практических конференциях «XXIV Всероссийские Менделеевские чтения «Образование и культура как фактор развития региона» (Тобольск, 2009); «IX Знаменские чтения» (Сургут, 2010); «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки», (Тобольск, 2012); «Современное состояние и проблемы образовательных учреждений с национальным компонентом» (Тюмень, 2013); «Ноосферная парадигма модернизации экономики региона: возможности и реалии устойчивого развития» (Уфа, 2015); региональной научно-практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования» (Сургут, 2010).

Основные положения исследования нашли отражения в 18 публикациях, 5 из которых в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. По результатам исследования в 2014 г. был проведён семинар в рамках повышения квалификации педагогических кадров «Национальное образование в ХМАО-Югре» в научной лаборатории исследования проблем физического воспитания и этнопедаго-гики Сургутского государственного педагогического университета.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Национальное образование – это система взаимосвязанных элементов (обучения и воспитания) в рамках существования единого образовательного пространства, в которой интегрированы принципы культурно-исторической преемственности, целостности, вариативности, многоцентро-вости, многополярности, сферности, открытости и динамичности, осуществляемое с использованием национальной культуры, истории, языка, обычаев, обрядов, традиций, духовных ценностей, религии, ментальности в нацио-12

нальных школах и образовательных организациях с национальным компонентом с целью формирования национального самосознания обучаемых.

2. Историко-педагогическими условиями становления и развития на
ционального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре
выступают:

– зарождение и становление мировоззренческих основ коренных народов ханты и манси (1096-1707 гг.) на народном (трудовом) воспитании, в основе которого лежало приобщение детей к ведению присваивающего, производящего и натурального хозяйства в рамках национальной религиозной культуры (язычество, шаманство) и целью которого было передать способы выживания в суровых климатических и социально-политических условиях;

– процесс христианизации коренных народов (1708-1917 гг.) и освоения северных территорий, богатых природными ресурсами; подъём национального образования, повышение уровня общей грамотности коренного населения в рамках «навязанного» религиозного воспитания (миссионерские, церковно-приходские, передвижные и др. виды школ); появление профессиональных образовательных учреждений и специализированных классов по профессиям, школ-мастерских;

– борьба советского правительства с безграмотностью, возможность получения бесплатного образования (1918-1937 гг.); внимание к культурам коренного населения, к решению проблем в различных сферах его жизни;

– смена образовательной политики государства в худшую сторону по отношению к коренным народам (1938-1971 гг.) после обнаружения на территории современного ХМАО-Югры природных ископаемых (нефти и газа): русский язык обучения выходит на первый план, оттесняя родной язык коренного населения;

– упразднение культуры коренных жителей в конце 80-х годов: переселение из родовых угодий в более крупные поселения – колхозы, что привело к потере исторически сложившихся культурных традиций, обычаев, обрядов и т.д.;

– создание в постсоветский период (1991-2015 гг.) научно-исследовательских центров по возрождению обско-угорских народов; модернизация материально-технической, методической и ресурсной баз национальных учреждений (национальных школ, национальных дошкольных учреждений, образовательных центров при национально-культурных автономиях, профессиональных учебных заведениях); формирование и корреляция этнокультурной самоидентификации учащихся, подготовка к жизни в социуме; формирование синхронного двуязычияв условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка.

3. Процесс становления и развития национального образования корен
ных народов (ханты и манси), обусловленный социально-политическими фак
торами развития региона, природно-климатическими условиями, культур-
13

ными особенностей нации, может быть представлен следующими историческими этапами:

– этап зарождения и становления мировоззренческих основ (1096-1707 гг.);

– этап подъёма национального образования (1708-1917 гг.);

– этап интенсивного развития национального образования (1918-1937 гг.);

– этап надлома в функционировании национального образования (1938-1971 гг.);

– этап разрушения национального образования (1972-1990 гг.);

– этап «регенерации» национального образования (1991-2011 гг.);

– современный этап развития национального образования (2011-2015 гг.).

4. Приоритетными направлениями развития национального образования коренных народов (ханты и манси) в ХМАО-Югре с учетом использования историко-педагогического опыта на современном этапе являются направленность образования на сохранение этнической идентичности коренных народов; создание педагогических условий для развития интереса обучаемых к истории и культуре своего народа в процессе обучения в общеобразовательных и профессиональных учреждениях; реализация инновационных проектов национального образования; формирование билинг-вальной личности посредством раннего синхронного обучения детей родному и русскому языку с целью развития национального самосознания и приобщения к национальной культуре.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (256 наименований), 7 приложений. Объем основного текста – 155 страниц. Текст включает 8 рисунков, 4 таблицы.

Национальное образование как основополагающее условие развития национального самосознания

В трактовке А.В. Луначарского понятие «образование» связывается с гуманистической идеей саморазвития человека, самоценности каждой личности. Веками складывающаяся, постоянно развивающаяся и конкретизирующаяся мечта о физическом, моральном, интеллектуальном, эстетическом облике человека.

В основе понятия «образование» лежит идея самореализации человеком природного предназначения своего «Я», образ которого, как идеал, должен предвосхищать в сознании человека его образовательную деятельность.

Как отмечает И.А. Стародубцева, «А.В. Луначарский по сути дела в трактовке образования придерживался тех же взглядов, что и Ян Амос Коменский. В основе педагогической философии «Великой дидактики» лежит идея созидания из ребёнка человека. Этой задаче и должно служить образование: «чтобы человек стал человеком, он дол жен получить образование». Поэтому образование человека должно идти на естественном фоне свободы развития его возрастных интересов, природной любознательности, цвести цветами радости открытий себя и окружающей природы» [216, с. 14].

Современные научные деятели и исследователи (М.Н. Берулава [13], И.В. Бестужев-Лада [15], Б.Т. Лихачёв [124], М.М. Поташник [178, 179], Л.А. Степашко [217], С.Л. Зубарева [90, 88, 89] и др.) отмечают, образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; практика социализации человека и преемственности поколений; механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства; процесс трансляции различных форм культурных образцов человеческой деятельности; функция развития региональных систем и национальных традиций; социальный институт, через который передаются и воплощаются культурные ценности и цели развития общества; активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке; система, представляющая собой развивающую сеть учреждений разного типа, уровня, направлений, вида.

Такое неоднозначное понимание образования вызывает неопределённость в осмыслении данного явл ения. Для внесения ясности в понятие «образование» обратимся к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), где под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым бл агом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [228, с. 3]. А «процесс», в свою очередь, представляет собой «совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует исходное состояние в заданное (желаемое), входящие элементы в выходящие» [173, с. 152-153]. В результате, «образование» представляет собой совокупность определённых элементов (воспитание, обучение), находящиеся в определённых отношениях друг с другом (целенаправленный процесс) и со средой; подвергающиеся воздействию «социальных институтов» (в интересах человека, семьи, общества и государства). А это, ни что иное, как «система».

Таким образом, «образование» представляет собой систему взаимосвязанных элементов (подсистем): обучения и воспитания. При этом необходимо иметь в виду, что «основными целевыми компонентами понятия «образование» являются также: усвоение и использование духовного наследия; развитие творческих потенций личности; установка творческой личности на созидание и создание условий для этого» [184, с. 129-130].

Образование включает в себя две подсистемы: обучение и воспитание. В основу различения понятий «обучение» и «воспитание» внутри единого процесса образования личности положено несколько оснований.

Первое: диада «искусственность-естественность» образовательного материала. Обучение имеет дело преимущественно с искусственными – знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными объектами и системами. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, с пособные вызывать эмоциональные переживания.

Второе. В актах обучения преобладает логический, когнитивный компонент. В воспитании – ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий.

Третье. В процессе обучения идёт освоение знаний, умений, способов познавательной и предметно-технологической деятельности. В воспитании -обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм отношений. В этом смысле можно говорить об обучении как системе формирования интеллектуальных и технологических способностей, о воспитании как процессе влияния на становление характера человека.

Давая собственное определение понятию «образование» как, во-первых, процесса поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений и , во -вторых, результата этого усвоения, выраженного в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека, Б.Б. Айсмонтас так определяет другие базовые понятия [24, с. 526]:

Учение (обучение) – это целенаправленный процесс овладения людьми знаниями, навыками и умениями с учётом требований современной жизни и деятельности.

Воспитание – это целеустремлённое, организованное формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в обществе, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие у них высоких морально-политических, психологических и физических качеств, а также привычек поведения, соответствующих требованиям социального окружения и деятельности.

Развитие – это хорошо организованный процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей в соответствии с требованиями их деятельности и условиями жизни, дальнейшего формирования личности человека в ходе его обучения, воспитания и социализации.

Периодизация национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного ХМАО Югры

На основании выделенной периодизации национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного ХМАО-Югры семь этапов условно можно объединить по трём группам. Первая группа описывает особенности зарождения и развития национального образования в «досоветский» период, вторая затрагивает развитие национального образования в «советский» период, третья – «постсоветский период». Данное условное деление позволяет максимально полно раскрыть особенности, сходства и различия функционирования национального образования коренных народов.

В первую группу были внесены два периода становления и развития национального образования коренных народов (ханты и манси), проживающих на территории современного ХМАО-Югры: 1) этап зарождения и становления мировоззренческих основ коренных народов: ханты и манси (1096–1707 гг.); 2) этап подъёма национального образования коренных народов: ханты и манси (1708–1917 гг.). Определить особенности национального образования с 1096 г. по 1707 г. позволяет анализ археологической, историко-педагогической и научной литературы таких авторов, как: Е.Д. Айпин [160], П.С. Бахлыков [8], И.В. Белич [10; 11], Л.Н. Ванчицкая [31; 251; 30], Д.В. Городенко [41; 42], Г.М. Дмитриев-Садовников [73; 74; 198], А.А. Дунин-Горкавич [78], В. Карцев [104], В.М. Кулемзин [117; 121], В.М. Куриков [3; 118; 155], Т. Лозямова [125], Х.М. Лопарев [126; 127], Н.В. Лукина [117; 121; 136; 142; 191; 192; 193], Т.А. Молданова [138], Т.Р. Пятникова [187; 188], Е.И. Ромбандеева [195], Н.И. Синявский [172; 205; 206; 207], З.П. Соколова [212], Р.Х. Шаймарданов [172] и др.

Первые упоминания о Югре и её жителях датируются 1096 г. в русских летописях (Приложение 1). Поэтому именно эта дата является началом первого периода национального образования. До 1096 г. коренные жители (ханты и манси) – обские угры (угорские племена), осуществляли воспитание подрастающего поколения, но , к сожалению, достоверной и нформации не сохранилось. Все попытки археологов и историков описать особенности быта, культуры, традиций обских угров до 1096 г. являются недостоверными.

Национальное образование «зародилось» с того момента, когда коренные жители начали передавать свой накопленный опыт подрастающему поколению через трудовую деятельность . Национальное образование в этот период было представлено только воспитательным процессом на основе трудовой деятельности в первобытном обществе. Воспитание осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослого населения с учётом суровых климатических условий, которые замедляли социально-экономическое развитие населения.

Большое влияние на культуру угорских племён юга Западной Сибири оказали ираноязычные степные кочевники – саки и сарматы. Ираноязычные степные кочевники привнесли значительные изменения в культуру угорских племён юга Западной Сибири. От них угры восприняли «многие навыки скотоводства, комплекс ко чевнического вооружения и конного снаряжения, обряд погребения умерших в могилах под земляной насыпью – курганом. Через иранских кочевников население западносибирской лесостепи установило оживлённые торгово-обменные связи с древними государствами Средней А зией, Древним Китаем, государством хунну, греческими колониями Северного Причерноморья» [98, с. 61].

В конце XII в. – первой половине XV в. Югру завоёвывают новгородцы, которые осуществляли опустошительные рейды по окрестностям. В конце XV в. новгородцы совершили свой последний поход на Югру, были разгромлены коренными жителями.

В XII в. на территории современного ХМАО-Югры образовываются угорские княжества. На территории современного ХМАО-Югры к концу XVI в. располагались 8 угорских княжеств, входившие в состав России: Куноватско-Ляпинское княжество (левая часть), Сосьвинское княжество, Кажымское княжество, Кодское княжество, Белогорское княжество, Кондинское княжество, Бардаково княжество, княжество «Пегая Орда». Белогорское княжество являлось важнейшим религиозным центром обских угров.

В этот период также происходит включение Югры в систему мировой пушной торговли. В начале ХV в. на территории современного ХМАО-Югры образовалось Тюменское ханство Шейбанидов, в конце века на и х смену пришло Сибирское государство Тайбугидов. Тюркизация коренного населения оставила свой отпечаток на особенностях быта, культуры и языке обско-угорских народов: устройство семьи, отношение к женщине, религиозные представления, орнаменты на одежде, скотоводство, металлургия, кочевой образ жизни, особенности построения жилища и т.д.

Особое значение сыграл приход на территорию Югры войско Ермака и основание, впоследствии, русских городов. Русское население тщательно изучало особенности жизни и языка кор енных народов: ханты и манси. Кроме положительных черт, коренное население переняло у русских и пагубные привычки: пристрастие к спиртному, табаку и азартным играм. Остановить этот процесс и по сей день невозможно.

К концу XVI в. основой общественной организации обских угров являлась состоявшая из отдельных семей соседская община, члены которой проживали в поселениях-юртах. Несколько юртов составляли сотню – объединение племенного типа, во главе которого стоял наследственный вождь. Аборигенное население (в основном из родоплеменной знати) приобщали к русским обычаям и культуре для проведения на местах успешной московской политики. Население, проживающее на территории современного ХМАО-Югра были поделены на три основные категории зависимого населения: свободные люди, ясачные люди и рабы.

Особенности развития национального образования в ХМАО-Югре в советский период (1918-1990 гг.)

Одновременно была развёрнута сеть подготовки педагогических кадров на местах. Так, для народов Обского Севера в 1927/28 учебном году при Тобольском педагогическом техникуме было открыто отделение с интернатом для коренных народностей. Оно просуществовало до 1932 года, вплоть до организации на территории Обского Севера двух национальных педучилищ – в Обдорске (г. Салехард) и Остяко-Вогульске (г. Ханты-Мансийск) [81, с. 114-115].

На современном этапе преемником Института народов Севера и продолжателем его традиций по подготовке педагогических кадров для школ Севера является Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (РГПУ). На факультете народов Севера РГПУ открыт ряд новых кафедр – традиционной культуры народов Севера, литературы и русского языка и др . Принципиальная новизна в подготовке педагогов – двухступенчатая система обучения будущих специалистов. Первая ступень предполагает подготовку учителей национальных школ Севера, вторая – более высококвалифицированных специалистов, которые п олучат право работать в педучилищах, колледжах, институтах. На второй ступени студенты имеют возможность помимо педагогической специальности приобрести подготовку для работы редактором национальной прессы, радиовещания и телевидения, сотрудником национального музея или национальной редакции издательства [251, с. 24].

В июне 1940 года в Ханты-Мансийске была проведена окружная конференция по языку, на которой было принято решение создать единый литературный язык для всех групп ха нтыйской народности, положив в основу шеркальский говор среднеобского диалекта. Коллегия Наркомпроса РСФСР это решение утвердила, а во второй половине ноября исполком окружного Совета депутатов трудящихся Ханты-Мансийского национального округа создал специальную комиссию, которая приступила к созданию единого литературного хантыйского языка. В

результате проведённой работы уже в 1941/1942 учебном году в 52 школах Ханты-Мансийского национального округа обучение детей ханты, манси и ненцев велось на родных языках. Однако в годы Великой Отечественной войны из-за ухода многих учителей на фронт обучение в национальных школах на родном языке практически было прекращено. Только после её окончания работа в этом направлении была возобновлена [251, с. 22].

Военное время 1941-1945 гг . наложило свой отпечаток на национальное образование в ХМАО-Югре. Сибирская школа в дни войны понесла большой урон: сократилось число учащихся и школьный фонд. Некоторые учебные заведения были отданы под госпитали, военно-призывные и другие объекты. Те немногие учебные заведения, которые остались функционировать, перешли на двусменный график обучения.

Национальное образование не развивалось. В данный период актуальным вопросом в сфере образования стало развитие п атриотизма. В августе 1941 г . учителя Самаровского района призывали работников школ Ханты-Мансийского национального округа к перестройке своей работы: «Превратим каждую школу в центр оборонной пропаганды, в кратчайший срок сами овладеем военными знаниями, организуем обучение всего населения основам противовоздушной, химической и санитарной обороны. В течение первого полугодия добьёмся, чтобы все учащиеся старших классов имели оборонные знаки»; «Каждый учитель, каждый школьник-старшеклассник должны быть на с воих постах подлинными бойцами, помогающими нашей героической Красной Армии ковать победу над коварным, неукротимым в своей злобе врагом. Нет сомнения, что в осуществлении этой задачи советское учительство и наша замечательная школьная молодёжь с честью выполнит свой долг перед любимой Родиной» [62, ГА ХМАО. Ф. 32. Оп. 1. Д. 41. Л. 94].

Во время войны, как отмечает Б.У. Серазетдинов, многие дети работали на Сургутском консервном заводе, на рыбопромыслах, принимали участие в весенне-полевых работах. Привлечение школьников к работе в колхозных артелях было вызвано, конечно, резким сокращением трудоспособного населения. Но, с другой стороны, полученные на трудодни продукты и бесплатное питание, организованное для учащихся во время сельскохозяйственных кампаний, были важным подспорьем для семьи [204, с. 107].

В 1940-1944 гг . на территории современного ХМАО-Югры было около 20 национальных школ, большей частью начальных [45, ГА ОПОТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 595. Л. 1 об. – 2; 49, ГАПОТО. Ф. 124. Оп. 2. Д. 18. Л. 116-118; 50, ГА ОПОТО. Ф. 124. Оп. 2. Д. 57. Л. 101 об. – 102]. Тяжёлые 1940-1944 гг. повлияли на количество учащихся в образовательных учреждениях, особенно в национальных школах. Например, в Ларьякском районе учащиеся ханты за 1940-1944 гг . заканчивали только 4-й класс, а выпуск в последующих классах почти полностью отсутствовал. Выпуск 4-го класса – 195 чел., 5-го класса – 17 человек, 6-го класса – 8 человек, 7-го класса – 5 человек, 8-го класса – 2 человека, выпуски 9-го и 10-го классов отсутствуют.

Интересный факт, что количество детей ханты за годы Великой Отечественной Войны (в Ларьякском районе) [142] не только не снизился, а даже наоборот – увеличился: к 1944 г. общее количество учащихся увеличилось на 12%, в т. ч. детей ханты на 10% (Приложение 3).

В соответствии с постановлением III Пленума ОК ВКП (б) по вопросам организационно-хозяйственного укрепления национальных колхозов округа и учитывая острый недостаток в Ханты-Мансийском национальном округе учителей начальных классов, владеющих языками народностей Севера бюро окружкома ВКП(б) в 1944 году с 20 мая по 20 августа 1944 г. запланировало провести окружные учительские курсы по подготовке учителей для начальных национальных школ с контингентом учащихся в 30 человек. На курсы должны были отбираться «лучшие, проверенные лица (желательно комсомольцы) в возрасте от 16 лет и старше, имеющие семилетнее образование и обязательно владеющие одним из языков народностей Севера». С каждого района должны были выбрать определённое количество кандидатов: из Ларьякского района – 2 чел., Самаровского – 3, Сургутского – 4, Микояновского – 8, Березовского – 6 и Кондинского – 7 [47, ГА ОПОТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 756. Л. 142 об.].

Развитие национального образования в ХМАО-Югре в постсоветское время (1991-2015 гг.)

Решение проблем национальной образовательной политики РФ тесным образом связано с анализом эффективности функционирования действующих национальных образовательных учреждений. Обобщение такого опыта необходимо для поиска оптимальных путей развития системы национального образования в поликультурном обществе.

Государственная политика в области национального образования Российской Федерации за 1991–2015 гг. принимает разнообразные меры, которые влияют на жизнь национальных школ, которые надеются на благоприятные условия сохранения, возрождения и развития национального образования в регионе.

И всё же в нашем округе в последние десятилетия, не смотря на активное возрождение культуры обско-угорских народов, рост этнического самосознания, актуализируется проблема сохранения и развития языков малочисленных народов, в том числе и мансийского языка.

Следует отметить, что обобщение педагогического опыта постсоветского периода в решении организационно-методических задач национального образования неоднократно привлекало внимание учёных. В 2015 г. над проблемами национального образования наиболее активно работают такие научно-образовательные учреждения, как: – Центр этнообразования АУДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» (г. Ханты-Мансийск); – Институт народов Севера Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск); – БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (г. Ханты-Мансийск); – Лаборатория исследований проблем физического воспитания и этнопедагогики (г. Сургут, СурГПУ). Мероприятия проводимы научно-образовательными учреждениями (конференции по проблемам национального образования, акции по поддержке изучения родного языка, инновационные проекты, например, «Языковое гнездо», культурно-массовые мероприятия, курсы повышения квалификации по профессиям, необходимым для коренных жителей (ханты и манси) и др.) способствуют формированию национального самосознания, сохранению культурного наследия и развития национального образования в регионе.

Таким образом, в период с 1991 г. по 2011 г., на этапе «регенерации» национального образования коренных народов: ханты и манси, начинается процесс возрождения национального образования (воспитания и обучения) коренных народов в ХМАО-Югре: - Создаются научно-исследовательские центры по возрождению обско-угорских народов; по реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера» (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 4 декабря 2001 года № 89 -03); «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 июня 2003 года № 37-03); - Идёт процесс модернизации материально-технической, методической и ресурсной баз национальных учреждений (национальных школ, национальных дошкольных учреждений, образовательных учреждений (центров) при национально-культурных автономиях, профессиональных учебных заведений);

С 2012 г. отмечается тенденция повышения активности к изучению родного языка посредством организации и проведения разнообразных мероприятий, с целью привлечения детей и молодёжи коренных народов ХМАО-Югры к активному использования родного языка, сознательному отношению к языку как важнейшей ценности, пониманию необходимости внесения своего личностного вклада в сохранение духовных традиций родного народа.

На современном этапе развития национального образования коренных народов: ханты и манси, на административном уровне осуществляется работа по: – сохранению этнической идентичности коренных народов ХМАО-Югры; – изучению, сохранению, развитию и возрождению культурного наследия коренных народов Севера, проживающих на территории ХМАО-Югры; – реализации инновационного финно-угорского проекта «Языковое гнездо» с целью распространения информации о методике «Языковое гнездо» и способствованию появлению «языковых гнёзд» в финно-угорских регионах (совместно с Финляндией); – реализация государственной прогр аммы ХМАО-Югры «Развитие образования» на 2014-2020 годы (в соответствии с распоряжением Правительства РФ).

Основной целью национального образования к 2015 г. стало удовлетворение этнокультурных образовательных потребностей коренных народов (ханты и манси), формирование и корреляция этнокультурной самоидентификации учащихся, подготовка к жизни в социуме; формирование синхронного двуязычия в условиях максимально раннего включения в процесс освоения родного языка.