Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев : На материале Казахстана Юнусов, Ифтихор Бахтиерович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юнусов, Ифтихор Бахтиерович. Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев : На материале Казахстана : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ин-т содер. и мет. обуч. РАО.- Москва, 2004.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-8/2963-2

Введение к работе

Актуальность темы исследования: В свете процессов обновления общества и противоречивости развития духовной жизни народа стала более ощутимой (имевшая место в недавнем прошлом) проблема недооценки национальных культур, традиций и обычаев. Назрела необходимость в учёте традиций и обрядов для решения сложнейших и многогранных вопросов межнациональных отношений.

Возрастает значение использования в идейно-воспитательной работе как прогрессивных национальных традиций братских народов, так и интернациональных, трудовых, боевых традиций народа, которые складывались в ходе строительства новой жизни. Требуется глубокий анализ и теоретическое осмысление роли и значения этих традиций в формировании подрастающего поколения.

В связи с развалом СССР и образованием независимых самостоятельных государств особую актуальность и жизненную важность приобретают проблемы преемственности традиций, способствующие внутреннему развитию этих стран. Вместе с тем, говоря о необходимости соблюдения преемственности, последовательности, взвешенности в развитии традиций, нельзя забывать о том, что путь к прогрессу общества - это, прежде всего, преодоление устаревших традиций и привычек, застойных явлений, консерватизма.

Исследование роли традиций и преемственность в развитии культуры становится всё более актуальным, перспективным направлением в научно-исследовательском поиске. Это обусловливается, главным образом, происходящими в мире глубокими переменами в социально-политических, экономических, духовных отношениях, которые требуют серьёзного социально-научного анализа процесса передачи от поколения к поколению, от одного народа к другому их традиций, социокультурного опыта. В этом несомненное содействие окажет научное обобщение путей развития прогрессивных традиций народов СНГ и мирового сообщества.

Отмеченные положения нашли своё отражение в Конституции Республики Казахстан, в Законе Республики Казахстан «Об образовании», в концепции национальной программы школы Республики Казахстан и в

других директивных документах Парламента Pecny6flHKH_jCa.3axcTaH.

і ?ЛС. ІіЛЦ'«0.,л,.і»* ..*

> c;i--v > ч>> г

З і 02 Х-^і.і

Актуальность данной проблемы обусловливается и необходимостью психолого-педагогического, философско-социологического анализа традиций как важного компонента духовной жизни общества, их зависимости от материального производства, социально-политических отношений. Богатый исторический опыт народа, знания навыков предшествующих поколений всегда будут вызывать большой интерес у представителей не только общественно-политической мысли, но и любого гражданина.

Воспитанию молодежи на традициях народной культуры посвящено множество трудов известных ученых. В них рассматриваются значение и мудрость народных традиций, обрядов и обычаев, их роль в воспитании подрастающего поколения.

Идея отражения в содержании обучения, воспитания и развития личности школьников национальной специфики местности не является новой. На важность связи обучения и воспитания с окружающей детей жизнью, использования «местного элемента» в содержании образования, становления и развития личности, его нравственных качеств, как важного источника знаний, указывали еще основоположники русской (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, ВА Сухомлинский и др.) и зарубежной (ЯЛ. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистер-вег и др.) педагогики. Высказывания этих ученых получили свое дальнейшее развитие в трудах П.П. Блонского, Л. С. Выготского, М.М. Бахтина. Современный аспект формирования личности учащихся на традициях национальной культуры принадлежит Н.П. Денисюку, В.Д. Плахову, И.В. Суханову, Н.Р. Романовой, Д.М. Угриновичу и др. Среди трудов ученых Средней Азии и Казахстана следует отметить работы А. К' Алиева, И. Джаббарова, И.М. Муминова,, М.Б. Садыкова, Б.С. Саламова, Н.С. Сар-сенбаева, О.П. Умурзаковой, Ю.Х. Цавкилова, А. Чотанова, Н.М. Закови-ча, К. Калилова, НА Макатоваидр.

Во многих опубликованных работах по нравственному воспитанию личности на традициях национальной культуры, религии и свободомыслия народов, вопросы духовной жизни освещались односторонне, зачастую превалировал иллюстративный подход, где рассказывалось подробно, как проводятся новые трудовые, календарные, семейно-бытовые обряды в различных районах, областях, краях, без какого-либо анализа, обобщений, выводов и предложений. Отсутствовало чёткое разграничение понятий

«традиция», «обряд», «ритуал», слишком узко рассматривалось понятие «обычай» (его больше связывая с прошлым), роль национальных традиций в общественном развитии раскрывалась поверхностно, либо преувеличивалась, либо допускалась ее недооценка.

Проблема формирования нравственно зрелой личности на традициях национальной культуры столь сложна и многогранна, что вопрос об их роли и месте в человеческой жизни привлекает внимание не только философов, историков, юристов, этнографов, педагогов, психологов, но и представителей культурологических наук и других областей знаний

Указанная проблема, не являясь специальным предметом исследования, нашла свое отражение и в отдельных философских трудах (А И. Ар-нольдова, А А Алимбетова, М С. Джунусова, А И Бромлея, А К. Уледова, Э.А Баллера, М М Хайруллаева, Х.П Пулатова, С Ш Шермухамедова, А К Валиева, М. Кудайкулова, И С. Кунантаевой, К А Дусенбаева и др ), которые посвящены вопросам истории и теории культурного развития народов, национальному вопросу, культуре быта, религии, проблеме воспитания и нравственности, этики, эстетики, идейно-политической работы

Все это подчеркивает актуальность и своевременность осмысления народных традиций, обрядов и обычаев как глобального, многопланового социального образования, позволяющего с новой стороны осветить широкий круг явлений общественной жизни, в свете нынешнего политического положения и теоретического мышления. Особую значимость приобретает механизмы выявления роли и места преемственности народных традиций в развитии культуры, изучения сложных диалектических взаимосвязей нашей культуры с культурой предшествующих эпох, позитивных и негативных сторон культурной жизни при нынешнем этапе развития анализа соотношения культуры и традиций. Такой подход имеет значение и для решения практических задач качественного обновления общества, прежде всего - повышения роли самого человека, создателя и носителя народной культуры

Вопрос о роли народных традиций в общественном развитии, их месте и значении в материальной и духовной жизни народов интересовал многих философов, историков, правоведов и других представителей общественных наук на протяжении многих веков

Проблемы народной педагогики и семейного воспитания исследовали современные учёные среднеазиатского региона, среди них: К.Ж. Вен-фиков, К.Б. Жарикбаев, Л.Э. Измайлов, М.А Орифи, СР. Раджабов, И.О. Обидов, К.И. Салимов, Х.Д. Джонназаров, АГ. Умаров, Н.Ш. Шодиев, др.

Особо следует подчеркнуть вклад автора первых публикаций по народной педагогике Г.Н. Волкова, первооткрывателя исследований татарской народной педагогики Я.И. Ханбикова, таджикской - М. Арипова, AM. Маннонова, М. Сайфуллаева и др., узбекской - АК. Минавварова, З.Ф. Миртурсунова, АИ. Мусурманова, Г.У. Убайдуллаева, Б.А Кадырова, СВ. Фахриддинова, грузинской - А.Ф. Хинтибидзе, азербайджанской -А.Ш. Гашимова, туркменской - К. Пирлиева.

Народные традиции с точки зрения возможностей использования их в учебно-воспитательной работе в школе исследованы С. Исанбаевым, А. Алиевым, Э. Мирзохоновым, М. Муродовым, Ж. Бишимовым, М. Сайфул-лоевой и др.

Названные авторы с большой научной полнотой и глубиной исследовали общие вопросы народной педагогики, её использование в школе. Тем не менее, в их трудах проблемы формирования нравственных качеств у детей средствами семейных традиций не нашли исчерпывающего решения. Авторы либо рассматривают их в узком смысле, либо ограничиваются отдельной формой народных традиций.

Идеи настоящего исследования обусловлены всем ходом развития историко-педагогической науки и педагогической практики, а также требованиями, предъявляемыми к ним на современном этапе развития нашего общества.

Необходимость теоретического исследования и практической разработки эффективных методов и средств использования народных традиций и обычаев в формировании нравственных качеств у детей обусловила актуальность темы исследования «Формирование нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев (на материале Казахстана)».

Цель исследования - научно-педагогическое обоснование эффективных форм и методов нравственного воспитания подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев.

Объектом исследования являются народные традиции, обряды и обычаи как фактор формирования у подростков нравственных качеств.

Предмет исследования - процесс формирования нравственных качеств у подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев.

Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что воспитание нравственных качеств у подростков на основе народных традиций, обрядов и обычаев будет успешным при условии систематического и преемственного взаимодействия всех воспитательно-образовательных социальных институтов: семьи, общеобразовательной школы, дошкольных и внешкольных учебно-воспитательных учреждений, учреждений культуры и других институтов развития личности.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:

на основе изучения литературных источников выявить специфические особенности народных традиций, обрядов и обычаев, обобщить и систематизировать их в целях рационального использования в формировании нравственных качеств у подростков;

определить педагогический потенциал народных традиций, обрядов и обычаев в воспитании нравственных качеств у подростков;

выявить показатели сформированности нравственных качеств подростков, на воспитание которых влияют народные традиции, обряды и обычаи;

провести дидактический анализ путей, методов и форм воспитания нравственных качеств у подростков средствами народных традиций, обрядов и обычаев;

разработать методические рекомендации по использованию народных традиций, обрядов и обычаев для формирования нравственных качеств у подростков.

Методологическую основу исследования составляют современные философские, социологические, психологические и педагогические труды об общих законах развития общества, передовые идеи народов Центральной Азии, научные концепции и теоретико-методологические основы психологических и педагогических наук; Конституция Республики Казахстан, Закон «Об образовании», «Концепция национальной школы» и другие нормативные документы по вопросам образования Республики Казахстан;

мысли и идеи классиков Средней Азии и Казахстана, посвященные вопросам образования и воспитания подрастающего поколения.

Методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; социально-педагогический анализ программ, учебников и учебных пособий по воспитанию детей на основе традиций народной педагогики; сбор и обработка этнопедагогического материала в сельских и городских районах; изучение и обобщение опыта совместной деятельности семьи, школы и общественности по использованию народных традиций, обрядов и обычаев; наблюдение, опросы, тестирование и анкетирование; опытно-экспериментальная работа; качественный и количественный анализ результатов исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1998-2000гг.) проводился анализ философской, этнографической, психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме диссертационного исследования; изучался опыт использования народных традиций, обрядов и обычаев у народов Южного Казахстана; осуществлялся сравнительный анализ содержания, традиций семейного воспитания, влияния окружающей среды, и др.; осуществлялась подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы по использованию народных традиций, обрядов и обычаев; был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001-2002 гг.) обобщался полученный материал; проводилась опытно-экспериментальная работа, определялись основные направления использования народных традиций, обрядов и обычаев в нравственном воспитании подростков; разрабатывались методические рекомендации.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) завершалась опытная работа, проводился анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, обработка полученных данных, литературное оформление диссертационного исследования.

Базой для исследования явились общеобразовательные школы № 15, № 4 им. Аль-Фараби, №1 им. Юсуф Саремий Сайрамского района Чимкентской области, №№ 51,52, 54 г. Чимкента, а также в исследовании участвовали семьи, родительские комитеты и общественные организации го-

рода Чимкента и сельских районов Сайрамского района Чимкентской области.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследований, количественного и качественного анализа материалов; применением совокупности методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; разнообразной базой опьпной работы, практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента.

Научная новизна исследования:

выявлены народные традиции, обряды и обычаи, способные оказать воздействие на подростков в формировании их нравственных качеств; уточнены воспитательные возможности отдельных' народных традиций, обрядов и обычаев;

определена значимость народных традиций, обрядов и обычаев в контексте воспитания нравственных качеств у подростков как целостного явления, связанного с изучением мировоззрения, среды обитания, образа труда, быта, творчества этноса в конкретном регионе;

выявлены методы, средства и формы использования народных традиций, обрядов и обычаев, обеспечивающие успешное воспитание у подростков нравственных качеств;

разработаны методические рекомендации по использованию народных традиций, обрядов и обычаев для формирования нравственных качеств у подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении социально-педагогических факторов взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов в осуществлении воспитания подрастающего поколения средствами народных традиций, обрядов и обычаев.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты создают предпосылки для научного обеспечения педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных качеств у подростков на основе национальных традиций, обрядов и обычаев. Разработанные рекомендации могут быть использованы родителями, воспитателями школ, молодёжных комитетов, дошкольных и внешкольных

учебно-воспитательных учреждений при организации и проведении мероприятий, связанных с семейными и народными традициями, обрядами и обычаями, в процессе повышения квалификации работников образования и социального воспитания, для педагогического просвещения родителей, а также в образовательном процессе педагогических вузов, колледжей и училищ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования поэтапно докладывались и получили одобрение на международных (г.Чимкент, 1998,1999,2000, 2001 гг.) и республиканских (г.Чимкент, 2001, 2002) научно-практических конференциях; на заседаниях кафедры общей педагогики Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова; на ежегодных студенческих конференциях, конференциях профессорско-преподавательского состава, конференциях молодых учёных и аспирантов Южно-Казахстанского педагогического университета, Южно-Казахстанского технического университета имени М.Луэзова, Среднеазиатского института мировой экономики и права, Института усовершенствования учителей Чимкента и Чимкентской области.

Методические рекомендации внедрены в школах № 15, № 4 им. Аль-Фараби, №1 им. Юсуф Саремий Сайрамского района Чимкентской области, №№ 51,52, 54 г. Чимкента; основные теоретические положения и выводы исследования используются при подготовке студентов в Южно-Казахстанском педагогическом университете. Положения, выносимые на защиту:

1. При существующей нестабильности социально-политических настроений в обществе, неустойчивости духовно-нравственных идеалов молодежи проверенные веками национальные традиции и прогрессивные идеи народной педагогики обладают богатым воспитательно-образовательным потенциалом, способным оказать положительное влияние на формирование нравственных качеств подрастающих поколений.

2. Народные традиции, обряды и обычаи впитали в себя многовековой уклад жизни народа - особенности его трудовой деятельности, характерные черты быта, климато-географические условия обитания и т.д. и как органическая часть народной культуры играют воспитательную роль, включаясь в социально-педагогическую деятельность не как самоцель, а

как компонент, обеспечивающий формирование нравственных качеств личности подростка.

  1. Воспитание подрастающего поколения на народных традициях, обрядах и обычаях будет эффективным при условии взаимодействия всех социальных институтов развития личности, базирующегося на интегрированном воспитывающем влиянии этнокультурной среды.

  2. Осуществление воспитательной работы в реальной жизнедеятельности людей обусловливает органическое внедрение народных традиций, обрядов и обычаев в процесс социализации подростков, создает необходимые условия для возрождения и развития форм народной культуры, являющихся духовно-нравственной основой общества, способствует глубокому знанию молодым поколением творчества своих предков и помогает сохранить преемственность народной культуры от поколения к поколению.

Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, иллюстративных материалов, схем, графиков, диаграмм, библиографии и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель, гипотеза, поставлены задачи, раскрыты методологические и теоретические основы, указана база исследования, выделены этапы опытной работы, раскрыты методы исследования, научное и теоретическое значение, показана практическая значимость диссертационной работы, указываются пути апробации и внедрения полученных результатов, изложены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Научно-педагогические основы традиций, обрядов и обычаев, их влияние на нравственные качества учащихся» содержит анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме воспитания нравственных качеств у детей, здесь раскрыты основные подходы к исследованию взаимосвязи семейных традиций и обрядов как составной .части общечеловеческой морали и нравственного воспитания подростков.

Во второй главе «Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств у подростков на основе традиций, обрядов и обычаев» освещаются вопросы соотношения идей народной педагогики и содержания

воспитательной работы в городских и сельских школах Республики Казахстан, пути и средства применения народных традиций в практике воспитательной работы современной школы, анализируются результаты опытной работы по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.