Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века Антонов Юрий Станиславович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонов Юрий Станиславович. Формирование нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Антонов Юрий Станиславович;[Место защиты: ФГКВОУ ВО Военный университет Министерства обороны Российской Федерации], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-теоретические основания исследования формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века 23

1. Теоретический анализ сущности и содержания понятий «мораль», «нравственность, «нравственные ценности», их взаимосвязь и различия 23

2. Анализ источниковедческой базы исследования педагогического наследия отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века 52

Глава 2. Опыт формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии в XVIII – XIX веке 84

1. Деятельность Петра I по воспитанию нравственных ценностей в русской армии в первой четверти XVIII века 83

2. Педагогический анализ деятельности П.А. Румянцева, Г.И. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова в формировании нравственных ценностей у военнослужащих русской армии 113

3. Влияние Русской православной церкви на формирование нравственных ценностей офицеров русской армии 148

Глава 3. Развитие научных и прикладных положений формирования нравственныхценностей военнослужащих русской армии XIX – начала XX века 174

1. Анализ факторов формирования нравственных ценностей военнослужащих русской армии XIX – начала XX века 174

2. Исследование деятельности М.И. Кутузова, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, в формировании нравственных ценностей военнослужащих русской армии 203

3. Педагогические условия использования нравственного наследия военачальников XVIII – начала XX века в воспитании офицерского состава современной российской армии 245

Заключение 268

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в государстве и его

Вооруженных силах в 90-е г. процессы, привели к разрушению советской идеологической системы, способной обеспечить целенаправленное нравственное влияние на российских граждан.

Моральный дух защитников Отечества был ослаблен. В результате череды реформ, заместители командиров частей по политчасти стали помощниками командиров по работе с личным составом, а в ротах и батальонах их вообще не стало. Рота перестала быть центром воспитательной работы, а непродуманные сокращения изменили качественные характеристики частей. В результате усиливается рост происшествий и преступлений.

Так, например, по итогам 2015 года, небоевые потери составили 475 военнослужащих, в том числе 119 (25,1 %) солдат, проходящих службу по призыву, 231 (48,6 %) солдат, проходящих службу по контракту, 36 (7,6 %) прапорщиков и 89 (18,7 %) офицеров.

Из 475 военнослужащих свели счты с жизнью 119 (25,1 %) российских военнослужащих, в результате убийств погибли 39 (8,2 %) военнослужащих, в результате нарушения уставных правил взаимоотношений 3 (0,6 %) военнослужащих. 314 (66,1 %) военнослужащих утратили возможность продолжать военную службу по состоянию здоровья1.

Переход к качественно новым Вооруженным силам Российской Федерации требует переосмысления всей системы воспитания военных кадров, важнейшей составляющей которой является нравственное воспитание, осуществляемое через формирование у военнослужащих нравственных ценностей.

Их значение подчеркнул Президент РФ В.В. Путин, выступая на совещании с представителями общественности в Краснодаре: «Как показывает, в том числе и наш собственный исторический опыт культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные «коды» - это сфера жесткой конкуренции. И это никакие не фобии, так оно и есть на самом деле. Это как минимум одна из форм конкурентной борьбы, такой же, как и борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша. В тоже время искажение национального, исторического, нравственного сознания не раз приводило целые государства к ослаблению, распаду и лишению суверенитета»2.

Для возрождения нравственных традиций современной армии целесообразно обратиться к нашей истории, которая изобилирует примерами высокой морали, нравственности и чести.

Полководцы и военачальники русской армии уделяли особое внимание духовно-нравственному и патриотическому воспитанию военнослужащих.

Россия всегда отличалась духовной силой, помогающей в свою очередь создавать дисциплинированную, сильную, хорошо организованную, боеспособную армию. Армия порождала великих военачальников, развивала и совершенствовала их

1 См. Указания первого заместителя министра обороны РФ от 14 марта 2016 г. № 205/2/134.

2 Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического
воспитания молоджи. Оригинал - (дата обращения: 12.09.2012.)

личностные нравственные основы, которые затем передавались последующему поколению полководцев и развивались ими.

Анализ литературы показывает, что проблема деятельности отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей у военнослужащих русской армии в прямой постановке не исследовалась.

Однако существуют исследования, в которых воспитание нравственных ценностей у военнослужащих рассматривалось в различных аспектах. Это исследования, проводимые И.А. Алехиным, В.И. Андреевым, А.А. Ароновым, В.И. Вдовюком, Е.П. Гаркушей, Е.Г. Гужвой, В.П. Давыдовым, Е.С. Ивановым, Н.С. Кравчуном, В.Л. Кулинковичем, С.И. Музяковым, П.В. Петрием, А.А. Савиным, А.С. Сушанским, Л.Н. Толстовой, С.В. Чирковым и др.1.

Духовно-нравственные ценности современного российского общества исследовали
В.А. Бобрышев, В.П. Бездухов и Т.В. Жирнова, М.Н. Губачев, А.М. Иванов,

О.П. Калмыков, О.В. Страхов 2.

1 См.: Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX
века: дис… д-ра пед. наук: М.: ВУ, 2004; Андреев В.И. Нравственное воспитание солдат и сержантов
в подразделениях частей Сухопутных войск: дис... канд. пед. наук: М., 1981; Аронов А.А. Научно-
педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: дис… д-
ра пед. наук: М., 1990; Вдовюк В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование
профессионально-этической подготовки советского офицера: дис… д-ра пед. наук: М., 1983;
Вьюшин О.Д. Повышение эффективности нравственного воспитания курсантов военных училищ
МВД СССР: дис... канд. пед. наук: М., 1982; Гаркуша Е.П. Воспитание чести советского офицера у
курсантов военных училищ (на материалах ВМФ): дис… канд. пед. наук: М.: ВПА, 1989; Гужва Е.Г.
Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части: дис… канд. пед. наук. М.: ВУ,
2009; Давыдов В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших
военно-учебных заведений в процессе обучения: дис... д-ра пед. наук: М., 1977; Иванов Е.С.
Воспитание воинской чести у офицеров российской армии XVIII-го – начала ХХ века (исторически-
педагогический анализ): дис… канд. пед. наук: М., 1994; Кравчун Н.С. Развитие теории и практики
воспитания советских воинов : дис…д-ра. пед. наук: М., 1973; Макаров А.Г. Формирование
нравственного сознания и поведения курсантов ввузов в процессе занятий физической подготовкой и
спортом: дис... канд. пед. наук: М., 1984; Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности:
социально-философский анализ: дис… д-ра филос. наук: М., 2008; Петрий П.В. Духовные ценности
российского общества и армия: дис… д-ра филос. наук: М., 2001; Савин А.А. Социально-
педагогические основы формирования нравственно-психологического климата в офицерских
коллективах частей ПВО: дис... канд. пед. наук: М., 2000; Сушанский А.С. Духовно-нравственное
воспитание в военно-учебных заведениях России (XVIII - нач. XX века): дис... канд. пед. наук: М.,
2002; Толстова Л.Н. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII – начала XX
века (историко-педагогический анализ): дис… канд. пед. наук: М.: ВУ, 2005; Чирков С.В.
Педагогические основы формирования высоконравственных взаимоотношений в коллективе кафедры
ввуза: дис... канд. пед. наук: М., 1993.

2 См.: Бобрышев В.А. Управление процессом формирования системы ценностей российского
полиэтнического общества и идеологии реформ: социологический анализ: дис... канд. социол. наук.
Майкоп, 2005; Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента.
Диагностика и формирование: монография. М., 2008; Губачев М.Н. Социальная ответственность в
системе ценностных ориентаций современного общества: дис... канд. филос. наук: Уфа, 2004;
Иванов А.М. Духовно-нравственные ценности российской интеллигенции: дис... канд. филос. наук:
Чебоксары, 2007 ; Калмыков О.П. Общественное мнение как фактор развития ценностных
ориентаций госслужащих: дис... канд. психол. наук. М, 1999; Страхов О.В. Справедливость в системе
социально-экономических ценностей сельского населения в современных российских условиях :
дис... канд. социол. наук: М., 2004.

Формирование профессионально-ценностной ориентации изучалось

О.Г. Васюковым, Е.В. Дермелевой, К.Н. Ковыляевым, И.С. Петронюком, И.И. Савичем,

М.Л. Салогубом.1

В целом, высокая значимость формирования нравственных ценностей у военнослужащих армии и флота и отсутствие его научной разработанности и определяют актуальность проблемы исследования.

Научная задача заключается в выявлении основных тенденций и особенностей развития процесса формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII – начала ХХ в. и использовании его прогрессивного опыта в целях развития нравственного воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Объектом исследования является деятельность отечественных военачальников по обучению и воспитанию военнослужащих русской армии XVIII - начала XX в., а его предметом - основные тенденции и особенности процесса формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии в XVIII - начала XX в.

Цели исследования. Цель диссертационного исследования заключается в научном освещении деятельности отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала ХХ в., выявлении путей использования их опыта в воспитании личного состава Вооруженных сил Российской Федерации.

Исходя из актуальности проблемы, замысла и целей исследования вытекают основные задачи исследования:

  1. Осуществить теоретическое сущности и содержания понятий «мораль», «нравственность», «нравственные ценности», выявить их взаимосвязь и различия.

  2. Провести анализ источниковедческой базы исследования деятельности военачальников русской армии XVIII - начала ХХ в. по нравственному воспитанию военнослужащих.

  3. Изучить процесс становления и развития нравственных ценностей в русской армии XVIII в. и его особенности.

  4. Осуществить анализ эволюции нравственных ценностей во взглядах и деятельности военачальников русской армии XIX начала ХХ в.

  5. Выяснить роль Русской православной церкви в формировании нравственных ценностей военнослужащих русской армии и флота.

1 См.: Васюков О.Г. Формирование ценностных ориентаций курсантов юридического вуза при изучении социальной информатики: дис... канд. пед. наук: Самара, 2005; Дермелева Е.В. Специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций курсантов высшего военного учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук: Смоленск, 2005; Ковыляев К.Н. Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры: педагогическое исследование на материалах ввузов РВСН: дис... канд. пед. наук: М., 2003; Петронюк И.С. Педагогическое сопровождение становления ценностного отношения подростков к армии (в условиях кадетского корпуса) : дис... канд. пед. наук: СПб., 2008; Савич И.И. Формирование ценностного отношения курсантов военно-учебных заведений к педагогической деятельности офицера: дис... канд. пед. наук: Екатеринбург, 2006; Салогуб М.Л. Формирование готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных (средствами православного просвещения): дис... канд. пед. наук: Воронеж, 2006.

6. Определить педагогические условия эффективной реализации нравственного наследия военачальников русской армии XVIII - начала ХХ в. в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации.

Замысел исследования состоит в том, чтобы на основе современных методологических подходов, теории и практики педагогики проанализировать деятельность военачальников русской армии XVIII - начала ХХ в. по формированию нравственных ценностей военнослужащих русской армии, выявить основные тенденции и закономерности этого процесса, а так же возможность использования выявленных подходов в современной теории и практике воспитания военнослужащих.

Предполагается что реализация замысла возможна на основе:

выявления и систематизации самих нравственных ценностей, на которых воспитываются военнослужащие;

исследования отечественного педагогического опыта для совершенствования нравственного воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

Научная новизна исследования заключается:

  1. Осуществлено теоретическое обоснование сущности и содержания понятий «мораль», «нравственность», «нравственные ценности», их взаимосвязь и различия.

  2. Проанализирована источниковедческая база исследования, структурированная по первичным и вторичным источникам. Первичные источники -архивные материалы, содержащиеся в оригинальном издании, законодательные акты и нормативные документы (указы, уставы и наставления, инструкции, отчеты и т. п.), личные письма и мемуары современников исследуемого периода. Вторичные -юбилейные издания, работы авторов исследуемого периода по проблемам деятельности военачальников по формированию нравственных ценностей военнослужащих русской армии, различные сборники документов, литературу зарубежных авторов, диссертации, научные статьи, мемуары и т.п., освещающие события, происходившие в русской армии XVIII - начала XX в.

  3. Выявлены тенденции становления процесса формирования нравственных ценностей военнослужащих русской армии XVIII - начала XX в. во взглядах и деятельности Петра I, П.А. Румянцева, Г.И. Потемкина, А.В. Суворова:

понимание значения нравственных ценностей в формировании боевого духа русского солдата;

- тенденция к продолжению традиций по формированию нравственных
ценностей военнослужащих русской армии, выработанных предшествующими
поколениями военачальников;

роли достойного домашнего воспитания в формировании положительных нравственных качеств военачальников русской армии;

- забота о солдате как основа повышения его морального духа.

- развитие процесса формирования нравственных ценностей от простых и
эпизодических подходов к созданию достаточно стройной системы нравственного
воспитания солдата.

  1. Раскрыто влияние Русской православной церкви на формирование нравственных ценностей военнослужащих указанного периода, а так же формы и методы е воспитательной работы (такие, как литургия, священные таинства, молитвы, проповеди и др.).

  2. Обоснованы факторы, оказавшие влияние на эволюцию нравственных ценностей во взглядах и деятельности военачальников русской армии и флота в XIX -начале XX в.:

нравственная позиция глав государства;

уровень социально-экономического развития страны, культуры и образования;

войны и противоборство политических сил в государстве;

влияние западных стран и нравственные ценности полководцев предшествующих поколений.

  1. Систематизированы нравственные ценности военнослужащих русской армии XVIII - начала XX в. по охвату разных сфер сознания военнослужащих: общечеловеческой (патриотизм, честь, честолюбие, долг, честность, совесть и др.); военно-профессиональной (военная присяга, дисциплина, требовательность, единоначалие, воинский долг, верность боевым традициям и др.); религиозно-нравственной (Бог, истинная вера в Бога, богослужение, Св. писания, Св. предания, грех, молитва, церковные таинства, церковный пост и др.).

  2. Определены педагогические условия использования нравственного наследия полководцев и военачальников русской армии в воспитании офицерского состава современной Российской армии:

- разъяснение военнослужащим норм общественной морали,
нравственных ценностей, выработанных великими полководцами русской армии,
вошедшими в жизнь, быт и традиции современной армии и флота;

создание в воинских частях и на кораблях атмосферы высокой требовательности с уважением личного достоинства военнослужащего;

- воспитание высоких патриотических чувств, любви к Родине, уважения к
государственной власти, к командирам и начальникам;

особое внимание необходимо сосредоточить на формировании у личного состава сознательного отношения к выполнению воинского долга, готовности к подвигу, ответственности за поддержание высокой боевой готовности подразделения, укрепление воинской дисциплины и организованности;

- воспитание высоких нравственных ценностей должно осуществляться в
воинском коллективе и через коллектив, через создание в нем атмосферы
нетерпимости к недобросовестности, лжи и другим асоциальным поступкам;

большую роль в формировании у воинов высоких морально-боевых качеств играют произведения литературы и искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты содержат решение научной задачи, имеющей важное значение для развития военно-педагогической мысли и позволяют ликвидировать существующий пробел в историко-педагогической науке, касающийся исследования проблемы деятельности отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX в.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

результаты исследования могут быть использованы в подготовке аналитических материалов по теме диссертации и выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы по формированию нравственных ценностей у военнослужащих современной Российской армии;

введенные впервые в научный оборот архивные источники, касающиеся деятельности отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей в русской армии, могут быть использованы в расширении экспозиций центральных Военно-исторических музеев, музеев частей и соединений, посвященных подготовке военных кадров в русской армии, деятельности военного духовенства, офицерских собраний, библиотек, полковых музеев, а также в совершенствовании экскурсионной работы этих музеев.

в выработке рекомендаций командному составу, офицерам воспитательных структур и военному духовенству по проведению духовного, нравственного патриотического воспитания военнослужащих российских вооруженных сил.

- в том, что полученные результаты диссертации могут быть использованы
для дальнейшего исследования педагогических подходов к процессу формирования
нравственных ценностей личного состава Российской армии, а также при создании
обобщающих трудов по истории Отечества, истории культуры России, истории
русской армии, для разработки учебных пособий, программ специальных курсов,
лекций для чтения в гражданских и военных учебных заведениях, в войсковых частях
в системе общественно-государственной подготовки.

Методология и методы исследования. Методологию исследования составили концептуальные положения диалектики о всеобщей взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления, закономерности и принципы педагогического процесса, принципы историзма, научной объективности и системности научного анализа, являющиеся общепринятыми в историческом и педагогическом исследовании. Тема диссертации предполагает использование аксиологического, личностно-социально-деятельностного и др. методологических подходов к анализу исследуемой проблемы.

Методами научного исследования являются: историографический, сравнительный, логический, системного анализа, терминологический, классификационный, эмпирический.

Теоретическую основу исследования составили труды известных ученых: И.А. Алехина, В.И. Андреева, А.А. Аронова, В.А. Бобрышева, В.П. Бездухова, О.Г. Васюкова, В.И. Вдовюка, Е.П. Гаркуши, М.Н. Губачева, Е.Г. Гужвы, В.П. Давыдова, Е.В. Дермелевой, Т.В. Жирновой, Е.С. Иванова, В.П. Иванова, О.П. Калмыкова, Н.С. Кравчуна, К.Н. Ковыляева, В.Л. Кулинковича, СИ. Музякова,

П.В. Петрия, А.А. Савина, О.В. Страхова, А.С. Сушанского, Л.Н. Толстовой,

С.В. Чиркова и др.

Источниковедческую базу исследования составили научные труды, изданные историками, философами, социологами, педагогами и психологами, военными учеными; официальные, архивные и военно-исторические издания; труды военачальников современности и прошлых лет. Проработаны общегосударственная и ведомственная нормативно-правовая базы, мемуарные, энциклопедические и справочные издания,

Диссертационное исследование осуществлялось на протяжении трех периодов:

Первый период (2010-2011 гг.) – подготовительный. Основные задачи: определить степень разработанности проблемы; обозначить объект и предмет исследования; определить цели и задачи исследования; обосновать программу исследования; обосновать программу деятельности по исследованию; осуществить сбор и систематизацию фактического рабочего материала; получить консультации у ведущих специалистов по исследуемой проблеме.

Второй период (2012-2013 гг.) – основной: углубленное изучение сбор,

систематизация и обобщение фактического рабочего материала; обсуждение полученных результатов с научным руководителем; подготовка статей; уточнение концептуального подхода к сущности и содержанию изучаемой проблемы.

Третий период (2014-2015 гг.) – заключительный. На этом периоде осуществлялось завершение научного исследования: оформление диссертации, формулирование научных выводов, рекомендаций; публикация научных статей; обсуждение результатов исследования на кафедре педагогики Военного университета, а также офицерами воспитательных структур частей и соединений ВС РФ.

В ходе проведенного исследования осуществлен анализ более 70 дел архивных документов и изданий дореволюционного периода; примерно 400 изданий современной и дореволюционной печати, в том числе более 40 докторских и кандидатских диссертаций; свыше 20 нормативно-правовых документов федерального и ведомственного значения; изучены периодические военно-педагогические и исторические издания России дореволюционного и современного периода.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Уточнение представлений о «морали», «нравственности», «нравственных ценностях», систематизация самих ценностей, а также процесса формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии как элементов общественной морали, которые становятся субъективной ценностной системой, в результате воспитания человеческих потребностей. Научное осмысление функций и влияния нравственных ценностей на практическую деятельность военнослужащего.

  2. Процесс утверждения «нравственных ценностей» в русской армии и на флоте в первой четверти XVIII в. при Петре I, основанный на традиционных нормах морали, сложившихся в русском обществе, осуществляемый посредством правовых актов,

в которых были заложены стимулы утверждения нравственных ценностей в сознании военнослужащих, а также выявленные принципы этого процесса.

  1. Педагогический анализ роли П.А. Румянцева, Г.А. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, А.В Суворова в формировании нравственных ценностей у военнослужащих русской армии.

  2. Роль Русской православной церкви в формировании нравственных ценностей у офицеров русской армии и флота. Исследование показало, что религия -это лишь потенциальная субстанция, способная формировать в сознании военнослужащего нравственные ценности, но сам процесс формирования на практике реализуется через профессиональных служителей культа.

  3. Выявление и анализ тенденций развития и эволюции нравственных ценностей во взглядах и деятельности М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова в контексте формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии в XIX в. таких как: влияние Петровских реформ на изменения в устройстве жизни и быта людей, на содержание их нравственного воспитания; усиление роли православной церкви в решении задач духовно-нравственного воспитания; опора государственных деятелей на религиозные и моральные нормы общественного сознания при разработке нормативных документов построения армии и флота и воспитания личного состава; преломление зарубежного опыта формирования нравственности военнослужащих через призму отечественного опыта нравственного воспитания и др.

  4. Предложенные пути использования нравственного наследия военачальников XVIII – начале ХХ в. в воспитании офицерского состава современной Российской армии такие как, выявление существующих противоречий между требованиями формирования нравственных ценностей военнослужащих и факторами затрудняющими эту работу; внедрение в сознание военнослужащих с помощью воспитательных мероприятий общечеловеческих, военно-профессиональных и религиозно-нравственных ценностей, выработанных в истории русских вооруженных сил их знаменитыми военачальниками; использование потенциала религии в решении задач духовно-нравственного воспитания военнослужащих армии и флота и др.

Степень достоверности и апробации результатов исследования

полученных при проведении исследования, обусловливаются: по работе с личным составом армии и флота; репрезентативностью эмпирической базы исследования, применением актуальных методологических и теоретических подходов к исследованию системы изданием печати; применением в процессе воспитания верующих военнослужащих в воинских частях и подразделениях результатов командирами всех степеней.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись поэтапным обсуждением с

военнослужащих университета; офицеров воспитательных структур; курсах переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, ежегодных выпусках сборника научных статей «Мир образования и образование в мире», «Военно-академическом журнале» и других публикациях.

Материалы диссертационного исследования были использованы при разработке учебного пособия «Военная педагогика», «Теория и практика воспитания военнослужащих ВС РФ», «Духовно-просветительская деятельность в системе воспитательной работы с личным составом и морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил)».

Диссертация состоит из введения, трех глав (глава 1. Историко-теоретические основания исследования формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века; глава 2. Опыт формирования нравственных ценностей у военнослужащих русской армии в XVIII – XIX веке; глава 3. Развитие научных и прикладных положений формирования нравственных ценностей военнослужащих русской армии XIX – начала XX века), заключения, библиографического списка литературы и 2 приложений. Основное содержание работы изложено на 310 страницах, включает 4 таблицы и 2 рисунка.

Анализ источниковедческой базы исследования педагогического наследия отечественных военачальников по формированию нравственных ценностей военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века

Вместе с тем различие между двумя понятиями «нравственность» и «мораль» есть, и впервые дал им различное толкование Г. Гегель. По мысли Г. Гегеля, мораль и нравственность выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия2. По Гегелю, мораль это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра, а нравственность это сфера субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Во второй половине XX в. неоднократно предпринимались попытки смыслового разделения понятий морали и нравственности, но они были не четкими. Например. Под нравственностью понимались: во-первых, «нравы как практикуемые нормы поведения, и мораль, закрепленная традицией и вековой привычкой; во-вторых, мораль на уровне ее общественных проявлений – в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки».

Современные ученые дали более четкое определение этим двум понятиям. Так, А.С. Арсеньев отмечает, что в сознании человека существуют два полюса – полюс морали и полюс нравственности, отличающиеся друг от друга тем, что мораль всегда задается человеку извне, а нравственность расположена в области личностного Я4. С этим суждением соглашаются В.П. Бездухов и Т.В. Жирнова: «Суть различий между данными категориями, - пишут они, - заключается в следующем. Имеющая предписательный и рекомендательный характер, мораль являет собой совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне – обществом, коллективом или группой. Нравственность – представляет собой субъективную ценностную систему человека. Иными словами, это то, что находится в его сознании, что определяет и характеризует его индивидуальную нравственность и содержание его общения с другими людьми»1.

С точки зрения педагогики такое различение свидетельствует о том, что мораль выступает в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию в первую очередь посредством нравственности отдельных людей, их обыденного сознания, которое не у всех находится на должном уровне и нуждается в воспитательном воздействии. Мораль, объективно существующая в человеческом обществе, предлагает всем представителям человеческого сообщества и гражданским лицам, и военным, и старым, и молодым образцы должного, разумного поведения и человеческого взаимодействия. Нравственность усваивается человеком в процессе социализации и превращается в личностные нормы отношения человека к обществу, другим людям и себе.

Некоторые ученые различие между моралью и нравственностью видят в том, что мораль, как форма общественного сознания фиксирует моральные требования и представления о должном, а нравственность – представляет собой реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними2. К данной трактовке возникает вопрос: а разве формы и модели поведения людей не содержат представления о должном? Очевидно, что такие «размытые» определения не вносят ясности в определение сущности названных понятий.

Для понимания различий между понятиями «мораль» и «нравственность», очевидно, следует обратиться к теории возникновения морали в обществе. Как известно, мораль является одной из форм общественного сознания, призванной выполнять функцию регулирования поведения людей. В морали общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных требований (правил поведения), подкрепленных силой массового применения, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования морали принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого исходящего повеления1. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и поступать, что хорошо и что дурно.

Мораль как общественное явление носит исторический характер, она формируется вместе с развитием человеческого общества. История – это деятельность людей, а для того чтобы действовать (трудиться, воевать, заниматься наукой и т.д.) люди должны взаимодействовать друг с другом, объединяться, жить в определенном сообществе. Такое общественное бытие является основой формирования общественного сознания, частью которого являются мораль, религия, наука и др. Как отмечает А. Харчев, ответом на объединение людей для совместной деятельности «и явилось возникновение морали»2. Если мораль носит исторический характер, то очевидно, что ее нормы постоянно находятся в движении. Прежде всего они постоянно прирастают новыми нормами, соответствующими исторической эпохе, и происходит отмирание тех ценностей, которые не соответствуют духу времени. Говоря о моральных нормах А. Харчев отмечает, что норма может выступать и в качестве границы дозволенного. Нормы могут различаться: а) по диапазону возможностей выбора от самого широкого до самого узкого; б) по характеру и степени «социального давления» на личность: от норм, дающих образец, пример и не содержащих прямого требования следовать ему, до таких, которые предполагают обязательность; в) по способу выражения нормы и форме, в которой она доводится до сознания индивида: от прямого предписания или запрета до оценки совершаемых или совершенных действий.

Педагогический анализ деятельности П.А. Румянцева, Г.И. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова, А.В. Суворова в формировании нравственных ценностей у военнослужащих русской армии

Из этих документов становится очевидным, что еще до составления Воинского и Морского уставов Петр I, во время заграничного путешествия поручил Адаму Вейде и Якову Брюсу составить описание военных законов, действовавших на Западе. В результате в 1699 г. Адам Вейде представил на заключение царя проект «Воинского наказа или воинских артикулов», в которых Петр I обнаружил «многие прегрешения». Поправки царя ко всему тексту документа позволили выпустить нормативный документ, действовавший до принятия Воинского и Морского уставов. Этот документ представляет большой интерес для исследования проблем формирования нравственных ценностей, так как многие его положения были основаны на моральных ценностях российского общества. Именно этот документ в течение почти 10 лет становления регулярной армии закладывал фундамент воспитания личного состава армии и флота. Именно на его положениях, которые, впрочем, были повторены в названных выше уставах, формировали свои взгляды в области нравственности военачальники русской армии и руководствовались в практической деятельности.

30 марта (10 апреля) 1716 г. Петром I был утверждн «Устав воинский сухопутный» – военно-правовой документ, закрепивший создание в России регулярной армии и определивший порядок е жизни и деятельности1. «Устав воинский сухопутный» 1716 г. по богатству содержания значительно превосходил все уставы западноевропейских армий и оказал заметное влияние на развитие российского уголовного права. Его положения без особых изменений действовали вплоть до конца 19-20-го столетия.

Устав воинский Петра I состоял из трх частей. В первой нашла отражение структура организации войск. Устав предусматривал формирование лгкого корпуса («корволанта»), а также корпуса резерва. Специальные главы были посвящены генеральному (полевому) штабу, квартирмейстерской службе, полевой службе, устройству лагеря, караулам, проведению смотров, организации полевых лазаретов, почты и т. д. Особо излагались права и обязанности высших военных чинов.

Устав воинский с Артикулами // ПСЗ. Т. 5, № 3060. Вторая часть Устава называлась «Артикул воинский» и содержала сведения о нормах государственного и уголовного права, об устройстве военных судов и порядке рассмотрения в них дел, а также положения, касающиеся воинской дисциплины и внутренней службы. Уставом вводилась военная присяга и определялся порядок е принятия. Многие нравственные нормы военной службы содержались в этой части устава.

Третья часть Устава – «Об экзерциции» – посвящена строевой службе, военному обучению и воспитанию, правам и обязанностям полковых чинов. Особое внимание уделялось вопросам развития инициативы у офицеров и солдат в боевой обстановке, вопросам воспитания у них высоких патриотических чувств, храбрости и воинской чести.

Морской устав Петра I во многом копирует Устав воинский, приспособив, однако, его положения к службе во флоте1.

Вопросы нравственного воспитания военнослужащих армии и флота, роль военачальников русской армии в их разрешении в середине XIX в. находились в центре внимания, созданного 20 июля 1855 г. Комитета по образованию войск. Документы этого Комитета имеются в РГВИА в фонде 8682.

В начале XX века многие вопросы нравственного воспитания решались специально созданной комиссией по разрешению религиозно-нравственных нужд армии. Материалы работы этой комиссии хранятся в фонде 400 РГВИА3.

Исследование показывает, что формирование нравственных ценностей военачальников русской армии происходило в военных учебных заведениях, то в этой связи, необходимо выделить те документы петровского времени, которые заложили основы нравственного воспитания в этих учебных заведениях. К этим документам следует отнести указы Петра I по подготовке офицерского состава в гвардии4; Указ Петра I по созданию первой военной школы на базе Преображенского полка, 1698 г.1; материалы по созданию и деятельности мореходной школы в Азове2; Указ Петра I по созданию «Школы математических и навигационных наук» в Москве3; прочие указы Петра I об обучении и военных школах4.

Характеризуя нормативные акты Петра I А.З. Мышлаевский отмечал, что «…в основе системы воспитания войск были положены, не только угроза жестокого наказания за недобросовестную службу, неисполнение требований закона, но и признание в солдате человеческого достоинства, а главное – укрепление в нем лучших нравственных сторон. Солдата не следует бить; солдатом не может быть вор; безнравственный человек не может быть начальником; в солдате следует развивать чувство военной чести, начала товарищества, взаимной поддержки и христианской любви; солдат не должен делать того, что терпимо только в среде простой черни; солдату стыдно воевать с женщинами, детьми, стариками и другими, кто не может оказать сопротивления; начальнику следует на солдата смотреть, как отцу на детей, и т. д. – Вот те мысли царя, разбросанные частью в Уставах, частью в отдельных его указах, которые не оставляют сомнения в том, что Петр I в солдате видел прежде всего человека, развитие нравственных начал которого обеспечит дисциплину более надежно, нежели суровая система взысканий»5.

К документам второй четверти и половины ХVIII в. относятся: «Инструкция определенным при армии нашей генерал-инспектору и военным инспекторам», 1731 г.; «Экзерциция пешая», выпущенная в 1731 г. Б. Минихом; Указ императрицы Елизаветы Петровны «О чинении в полках экзерциции, как было при жизни императора Петра Великого», 1741 г.; Приказ президента Военной коллегии «О разрешении производства и назначения в следующий чин неграмотных офицеров»1 и др.

В годы царствования Екатерины II выходят в свет: Пехотный строевой устав 1766 г.2; разработанный П.А. Румянцевым в 1770 г. «Обряд службы»3; «Мысль» Румянцева-Задунайского, о состоянии армии, об устройстве войск, о содержании их, о дисциплине и военной полиции, о заведении военных школ и пр., 1777 г.4; различные мысли о воинском учении, изложенные юнкерами кавалерийских польских полков5; военно-педагогические взгляды А.В. Суворова, которые нашли свое отражение в «Полковом учреждении» (1764-1765 гг.)6, «Науке побеждать» (1795-1796 гг.)7, ряде приказов, инструкций, писем и др.

К материалам Екатерининской эпохи относятся документы педагогической деятельности М.И. Кутузова, И.И. Бецкого о совершенствовании военного образования в России на примере Сухопутного кадетского корпуса 8. Значительное количество документов, касающихся формирования нравственных ценностей у обучающихся в военно-учебных заведениях находится в фонде Главного управления военно-учебных заведений России 9. Это документы, касающиеся организации и содержания духовно-нравственного воспитания в военных учебных заведениях, разбора безнравственных проступков воспитанников и педагогов и принятия мер по недопущению подобного впредь, регламентации поведения воспитанников в стенах и за пределами военно-учебных заведений и др.

Анализ факторов формирования нравственных ценностей военнослужащих русской армии XIX – начала XX века

Воинские статьи дают по этому предмету следующие указания: «Общие требования от военнослужащих». Во главе вооруженных сил стоит царь; он первый начальник глава и воинский государь всех военнослужащих. Ему и его наследникам все должны подчиняться по данной тяжелой присяге; сообразно с этим все военнослужащие должны быть верными, желательными, послушными и деятельными царю и всеми средствами содействовать благополучию и благосостоянию армии и государства. Успех всех дел зависит от Бога, поэтому всякий военнослужащий должен быть богобоязненным христианином, а следовательно и «христианского жития». Божьба, богохульство, пиры и бражничание во время службы Божей и в праздничные дни, как идущие в разрез с этим требованием, составляют преступление. Всякий должен воздерживаться от пьянства и не принуждать других к чрезестественному и безмерному питию. Обязанности службы, в каком бы виде она ни предъявлялась и с какими бы трудами не была связана, следует исполнять вполне охотно и добросовестно»2.

В документе появляются статьи, регламентирующие нравственное поведение военнослужащих на завоеванных территориях иностранных государств. По сути дела это были первые нормы международного права, выработанные Петром I, возможно, на основе изучения военных уставов зарубежных стран. Так, в «Уставе прежних лет» было записано: «Жителей, как нашей страны, так и союзной, ни в какой форме не насиловать, не оскорблять и не разорять; в населении враждебной страны – щадить родильниц, беременных, старых людей, священнослужителей и иных, которые противления чинити не могут»1. Особое внимание было обращено на повседневное поведение военнослужащих русской армии. Военнослужащий не должен впадать в преступления общеуголовные в виде оскорбления особы Его Величества, убийства и подговора к ним, грабежей, блуда, изнасилования, двоебрачия, воровства и содействия к нему, поджогов, разбоев, ложной присяги. Одновременно запрещались бунты, возмущения, сокрытие преступников и попытки их освобождения. Специальную обязанность военнослужащих составляло сохранение общественных зданий, как например, церквей, больниц и школ, а также частного имущества, которое так или иначе может пригодиться войскам (мельниц, хлебопекарен, солеварен, колодцев, перевозочных и продовольственных средств края). Устав предписывал бережно хранить казенное имущество, не портить, не бросать, не проигрывать, не закладывать, не брать в заклад и не покупать заведомо краденое. Всякие преступные отношения с неприятелем строго возбранялись. Военнослужащий не должен был сообщать противнику известий, вступать с ним в переговоры и тайную корреспонденцию, иметь сношения с лазутчиками или не доносить о них. Строго воспрещалось распространять в своих войсках ложные слухи, могущие возбудить тревогу. Наконец каждому военнослужащему предоставлялось право сообщать начальству о своих личных изобретениях или идеях, «которые клонятся ко вреду неприятеля». Устав требовал от военнослужащих бережного отношения к имуществу населения, не допускать грабежей и других видов нанесения материального ущерба. От начальников требовалось строго соблюдать требование Устава, не ущемлять подчиненных в их правах, не оставлять без наказания допущенные ими нарушения. Особо подчеркивалось, что своими злоупотреблениями по службе и довольствию подчиненных не давать повода к бунтам и заговорам.

На основе народной традиции уважения к старшим на Руси Устав предписывал нижним чинам любить и почитать командиров, как «полкового воеводу или комендора». Такое же почтение предписывалось оказывать и прочим начальникам по «последованию данного чина», то есть по принципу младший подчиняется старшему, этот старший подчиняется старшему над ним и т.д. Приказания начальников должны выполняться беспрекословно и охотно, а подчиненный не должен ни при каких обстоятельствах оскорблять начальника, «ни словом, ни кулаком, ни приемами ружья» под угрозой смертной казни.

На основании христианских заповедей Устав предписывал нижним чинам проявлять друг к другу христианскую любовь и всячески поддерживать друг друга. Требовалось воздерживаться от взаимных оскорблений, брани, нарушающей честь слов, проявлений старой ненависти, в бою не оставлять без помощи, препятствовать проявлению в драках «племенного эгоизма».

Значительное место в Уставе занимают требования к действиям военнослужащих в бою, по большей части имеющие нравственный характер. Так, наиболее почитаемыми были храбрость, смелость и находчивость военнослужащих и презираемыми - малодушие и трусость. «Никто не должен в бою медлить, а тем более чинить начало к побегу». Трусов и малодушных следует, принуждать к бою не только начальникам, но и ближайшим солдатам «битьем, рублением и колотьем. Если труса убьют – преступления нет»1.

В уставе были прописаны нормы поведения военнослужащих при захвате городов и других населенных пунктов. Только с разрешения старшего начальника можно было пользоваться добычей, не создавая при этом ссор и драк из-за нее. Запрещалось отпускать и убивать взятых в плен.

Педагогические условия использования нравственного наследия военачальников XVIII – начала XX века в воспитании офицерского состава современной российской армии

Русской православной церкви так же была уготована немаловажная роль в процессах преобразования Российского государства. Русская православная церковь представляла собой составную часть общества России, играла роль религиозной «скрепки». Выступая на архиерейском соборе по случаю 1025-летия Крещения Руси, Президент Российской Федерации отметил: «Принятие христианства стало шагом, определяющим судьбу и общественный выбор государства, ключевым моментом в религиозной и цивилизационной истории России. Христианская вера нравственными основами явилась формирователем нашего национального характера и менталитета народов России, раскрыла созидательность народа России, помогла государству встать на ведущее место в мировых и общеевропейских цивилизациях»1.

В XVIII в. началась новая глава в истории русской церкви, которая в соответствуя названию высшего органа управления церковью – Святейшего Правительствующего Синода называлась синодальным периодом. Под действием реформ Петра I и их последствий поменялся религиозный, социальный и культурный уклад жизни Русской православной церкви. Вплоть до XVIII в. мировосприятие, нравственные ценности и быт русского народа в полном объеме были сформированы церковью, и только ей. Семейные, общественные и государственные основы жизни подчинялись церковным правилам. Мировосприятие и поведение народа складывались исключительно на основе учения православной церкви и оставались незыблемыми до 18-го столетия. Все законодательство государства было ориентировано на церковные нормы. В том числе и повседневная жизнь регулировалась не столько государственными предписаниями, сколько церковным уставом. Представителям всех сословий, от царя и боярской общины и заканчивая посадскими людьми и крестьянами, в равной мере необходимо было подчиняться данным правилам. Во всех слоях населения иерархи и духовенство общались с людьми, которыми не только признавалась необходимость выполнения религиозных требований церкви, но и приветствовалось стремление посильно выполнять их. «Религиозно-нравственные представления царя и беднейшего крестьянства, - пишет церковный историк, -были в общем и целом тождественны»1.

Реформы Петра I нанесли удар по традиционным представлениям. Утрачивается право митрополитов или патриархов высказывать свое верховенство над светской властью, свои предостережения и замечания. Русская православная церковь становится придатком государственной власти. Церковь, которая служила до тех пор Царству Небесному, обязана была, по замыслу Петра I, нести службу теперь также для царства земного. Под влиянием идей запада Петр I относил царству земному самостоятельную ценность, которая до этих пор была незнакома Руси Московской. Петр I выдвинул на первый план понятие государства и саму идею государственной службы и осуществлял реформу русской церкви в этом же направлении. На церковь он возложил заботу о том, чтобы русский народ добровольно подчинялся новым требованиям, а в царе видел исполнителя воли Божьей. Как пишет церковный историк, «не только для проведения своих реформ, но и вообще Петром I признавалась необходимость религии в интересах нравственного воспитания…»2. Такое воспитание должно было, по замыслу Петра, пронизывать все государственные структуры, в том числе и формируемую регулярную русскую армию. Военнослужащие, которые воспитывались с раннего детства по православным канонам, неся службу в армии, не были лишены религиозного «окормления», возможностей по удовлетворению религиозных нужд, в то же время были легко восприимчивы к влиянию религии на их сознание. Царь прекрасно осознавал тот факт, что церковный институт с его выработанными столетиями подходами к становлению религиозной ментальности всегда был и является и по сей день мощнейшим идеологическим фактором, инструментом воспитания, который способен поднять боевой дух православного войска, направить его на защиту православной Веры, Царя и Отечества.

Решить данную задачу Петр I собирался через опыт построения зарубежных армий, который им тщательно изучался. Там данной проблемой занимались профессионально обученные военно-духовные лица. Данные обстоятельства и вынудили царя к принятию решения о включении во вновь сформированные полки новой штатно-должностной категории – военного священника от Русской православной церкви.

Петр I выдвинул инициативу по созданию Военно-морского духовенства образовано. В 1706 г. организовано взимание с церковных приходов особого сбора – подможных денег для полковых священников и флотских иеромонахов. Уставы Воинский 1716 г.1 и Морской 1720 г.2 детально описывают обязанности священников и иеромонахов, в том числе в решении задач духовно-нравственного воспитания солдат и офицеров армии России.

Как показало исследование, религиозно-нравственное воспитание у военного духовенства стояло на первом месте в течение всего времени своего существования. Данный факт отчетливо виден при анализе военной литературы3, а так же среди ряда педагогических сочинений