Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной культуры ребенка в православной семье Каменева Ольга Леонидовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каменева Ольга Леонидовна. Формирование нравственной культуры ребенка в православной семье: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01.- Москва, 2021

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования нравственной культуры ребенка в православной семье 20–83

1.1. Генезис и сущность феномена «нравственная культура» .20–48

1.2. Теоретико-методологические основы формирования нравственной культуры ребенка в православной семье на базе христианских добродетелей 48–63

1.3. Организационно-педагогические условия формирования нравственной культуры ребенка в православной семье 63–81

Выводы по первой главе. 81–83

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной культуры ребенка в православной семье .84–136

2.1. Разработка модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей» 84–95

2.2. Апробация модели формирования нравственной культуры ребенка на базе христианских добродетелей в православной семье 96–111

2.3. Диагностика эффективности модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье 112–133

Выводы по второй главе 133–136

Заключение 137–142

Список литературы 143–167

Приложения 168–181

Генезис и сущность феномена «нравственная культура»

Нравственная культура отличается непреходящим значением и всепроникающим характером, она обусловливает жизненные цели и идеалы человека, его представления о добре и зле, пороке и добродетели, указывает направления деятельности, определяет взаимоотношения с окружающими людьми, всем материальным и духовным миром. «Нравственная культура выступает своеобразной сквозной системой культуры, которая пронизывает все без исключения виды культуры, раскрывая нравственную ценность любой человеческой деятельности»12, — пишет доктор педагогических наук Г.П. Иванова. «История человечества подтверждает, что нравственная культура гуманизирует цели и средства деятельности людей»13, — отмечает доктор культурологии А.С. Франц.

Современные педагогика, этическая психология, культурология, философия, нравственное богословие активно исследуют методологические принципы, структурные и содержательные элементы нравственной культуры, ее связь с такими феноменами, как «нравственность», «мораль», «этика», «духовность», «добродетель».

Рассмотрим более подробно эти понятия.

О культуре упоминается в самом раннем памятнике латинской прозы — трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (II в. до н.э.) «De agri cultura». «Понятие культура происходит от лат. cultura — возделывание земли, изменение природы под влиянием человека»14. Культура есть сфера пересечения личностного и общественного бытия, интегрирующая основные идеалы, ценности, символы, нормы, традиции и верования человечества. С культурой общества, его целями и ценностями непосредственно связаны, в частности, цели образования и воспитания. «Образование есть не что иное, как культура индивида»15, — отмечает С.И. Гессен.

В современной науке количество определений понятия «культура» доходит до полутысячи16: то, что представляется бесспорным в одной культуре, подчас неприемлемо в другой. Типология культур может строиться по следующим критериям: связь с религией; географический признак; принадлежность к историческому периоду; отраслевая (политическая, педагогическая, экономическая, производственная, корпоративная, художественная и пр.); этническая принадлежность и др.

Так, русский философ, историк, естествоиспытатель Н.Я. Данилевский (1822–1885) выделяет десять основных культурно-исторических типов или цивилизаций, представляющих собой сплав культуры, истории и географии, ценностей и уклада: «1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический или аравийский и 10) германо-романский или европейский»17. Славянскую цивилизацию, которая базируется на религии, сильном государстве, развитых культуре и искусстве, философ рассматривает как отдельный и относительно молодой культурно-исторический тип, призванный заместить увядающий германо-романский. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры»18, — пишет немецкий философ Освальд Шпенглер (1800–1936), рассматривая цивилизацию как определенную стадию развития культуры, ее закат, за которым следуют разложение и гибель. В своей работе «Закат Западного мира» (известной в России как «Закат Европы», 1923 г.) мыслитель выделяет восемь великих культур: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко-римскую (античную), арабо-византийскую, культуру майя (мексиканскую), западноевропейскую. «Русско-сибирская» культура, по мнению Шпенглера, в его время только зарождается.

Английский историк, философ культуры Арнольд Тойнби (1889–1975) в работе «Постижение истории»19 рассматривает историю как полицивилизационный и поликультурный процесс, впервые выделяя православную цивилизацию и православную культуру наряду с западной, исламской, дальневосточной (Корея и Япония), индуистской.

Философ и политолог А.С. Панарин (1940–2003) в книге «Православная цивилизация»20 раскрывает особенности российской идентичности, которая никогда не была ни моноэтнической, ни монокультурной, а являлась по преимуществу ценностно-нормативной, неразрывно связанной с культурой и духовным наследием Византии. Русские люди начиная с XV в. мыслили себя как вселенский православный народ — хранитель «святоотеческой традиции, представленной не русскими, а святыми греческими именами: Иоанном Златоустом, Василием Великим, Григорием Богословом»21.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) как неотъемлемая часть культуры, некий, подчас неписаный свод правил и норм поведения, тесно связана с нравственностью, которую можно определить как совокупность сокровенных, внутренних мотивов, взглядов, чувств, определяющих поведение отдельной личности или всего социума. Учение о нравственности и морали называют этикой (от греч. ethos — нрав, характер, привычка), и уже в IV в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель пишет «Никомахову этику». «Моральность предполагает ориентацию на оценки других, сообщества, культуры. Нравственность — ориентацию на самостоятельно принятые принципы и ценности»22, — уточняют Н.Б. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. В первом случае поведение человека контролирует стыд; во втором — нравственный самоконтроль осуществляет совесть.

В гуманитарных науках известен как светский, так и религиозный подходы к изучению морали и нравственности. Доктор педагогических наук Т.В. Склярова пишет о том, что светская мораль «объясняет происхождение нравственности в процессе развития человеческого общества и в такой проекции может быть определена относительность нравственности, изменяющейся под влиянием человеческого фактора. Религиозная мораль утверждает абсолютное (Божественное) установление нравственных норм и определяет их неизменность и вечность»23.

На особый тип русской культуры и русской нравственности, возникшей на почве восточного православия, указывают славянофилы К.С. Аксаков, И.В. Кириевский, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, плеяду которых прот. Василий Зеньковский начинает с Н.В. Гоголя (1827–1852), называя его пророком православной культуры.

«Религиозность есть живая первооснова истинной культуры»24, — отмечает И.А. Ильин. Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.С. Соловьев и другие представители русской религиозной философии, а также современные педагоги С.Ю. Дивногорцева, А.А. Остапенко, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене и др. пишут о христианских истоках русской культуры и этики, считая ориентиром для нравственного возрастания абсолютные ценности. «Диалог между наукой и религией особенно актуален, когда речь идет о проблемах духовно-нравственного воспитания и — шире — о педагогике духовности» 25, — отмечают Н.Б. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков.

Организационно-педагогические условия формирования нравственной культуры ребенка в православной семье

Философский энциклопедический словарь123 трактует категорию «условие» как нечто, от чего зависит «обусловливаемое», существенный компонент взаимосвязанной системы объектов, явлений или процессов, из которых логически вытекает то или иное явление.

А.М. Алексюк, А.А. Аюрзанайн, Н.В. Ипполитова, П.И. Пидкасистый организационно-педагогические условия рассматривают как взаимодействие, совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на достижение поставленной цели.

В своем диссертационном исследовании Н.В. Ипполитова пишет, что организационно-педагогические условия есть неотъемлемая часть педагогической системы, «совокупность внутренних (обеспечивающих личностный аспект, личностное развитие субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие»124.

В.А. Андреев, В.А. Беликов, А.Я. Найн организационно-педагогические условия понимают как «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания»125. Г.А. Демидова уточняет, что организационные условия представляют собой внешние обстоятельства для реализации внутренних и сущностных — педагогических — условий. В рамках нашего исследования под организационно-педагогическими условиями мы понимаем комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных внешних (материально-пространственная среда) и внутренних (меры педагогического воздействия, содержательные компоненты) факторов в православной семье с целью достижения высокого уровня сформированности нравственной культуры ребенка.

Проведенное теоретическое исследование позволило выделить следующие необходимые организационно-педагогические условия формирования нравственной культуры ребенка в православной семье:

— православный уклад семьи как малой церкви;

— личный нравственный пример и согласованность действий всех участников педагогического процесса — семьи, школы, Церкви, государства;

— просвещение и самообразование детей, их родителей, школьных педагогов, священников-духовников православной гимназии.

Рассмотрим каждое из предлагаемых нами условий подробнее (рисунок 1). Со времен Крещения Руси в отечественном социокультурном пространстве складывается понимание православной семьи как малой церкви, вся жизнь которой строится согласно богослужебному кругу. Темы семейного домостроительства, уклада семьи как малой церкви и главного условия формирования высоконравственной личности христианина касаются в своих трудах свт. Феофан, Затворник Вышенский, священномученик Владимир (Богоявленский), прпп. Амвросий и Макарий Оптинские, Паисий Святогорец и Порфирий Кавсокаливит, христианские педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. Уклад православной семьи в XX– XXI вв. описали протоиереи Глеб Каледа, Александр Половинкин, Илья Шугаев, Борис Ничипоров, архим. Георгий (Шестун), Н.E. Пестов, Г.И. Шиманский и др.

В работах упомянутых авторов выделяются следующие основные элементы православного уклада: рождение семьи в Таинстве Брака (когда супругам подается благодать, освящающая их семейную жизнь, благословение на рождение и воспитание детей); исполнение супругами Таинств Исповеди и Причастия; посещение супругами, а затем и детьми церковных богослужений в воскресные и праздничные дни; общая атмосфера любви и уважения между членами семьи, прежде всего между отцом и матерью; иерархия, послушание младших старшим; ежедневная семейная молитва; периодическое чтение всей семьей Евангелия, Псалтири, житийной и нравственной художественной литературы; соблюдение супружеских и гастрономических постов; совместный труд, наличие обязанностей у каждого члена семьи; совместные дела милосердия; совместные церковные праздники; просмотр и обсуждение нравственных кинофильмов (семейный киноклуб); семейные интернет-группы («Семья», «Ближний круг») и др. Через православный уклад сохраняются, приумножаются, поднимаются на новый уровень традиции — религиозные, национальные, отечественные, которые достались нам от предыдущих поколений.

Брачные отношения с точки зрения православной антропологии установлены Самим Богом при сотворении человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Протоиерей Василий Зеньковский выделяет три стороны брака: биологическую (имея в виду супружеские отношения), социальную (когда, с одной стороны, все в семье действуют сообща, а с другой — имеется в виду социальная, творческая обращенность семьи к миру) и духовную (единство веры, духовных интересов)126. Целостное единство всех трех сторон брака в семье обеспечивает ее духовно-нравственное благополучие и здоровье. Если «устроена» лишь одна сторона брака, а две другие отсутствуют или запущены, это ведет к кризису семьи.

Подобно клеткам сложного организма, малая церковь входит в большую — Церковь Православную как тело Христово, получая при этом благодатную помощь, когда «силою Святого Духа освящается и благодатно восполняется человеческое естество, естественная соборность находит свое преображение»127.

К духовным основам православной семьи отнесем: ее святость и нерасторжимость как учрежденного Богом института; любовь как принцип бытия; иерархичность устроения семьи (по нисходящей — Бог, отец, мать, дети); соборность как духовная общность семьи и основа ее жизнедеятельности; признание ценности интересов каждого члена семьи (единство при сохранении уникальности каждой личности); взаимное уважение супругов, диалогичность общения; взаимопомощь членов семьи в раскрытии талантов; настрой супругов на продолжение рода, рождение детей.

Вся обстановка дома, его внутреннее и внешнее содержание — эстетика, интерьер, музыка, которая в нем звучит, фильмы и передачи, которые смотрят члены семьи, книги и игрушки — призваны умиротворять, возвышать, пробуждать добрые чувства и мысли. Святитель Феофан Затворник пишет об окружении маленького ребенка: «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады — для глаз, священные песни для слуха и пр.»128.

«Семейный ритм» в атмосфере любви создает ощущение порядка, домашнего уюта, помогает проводить время с максимальной пользой, раскрываться талантам, сдерживать импульсивные желания.

В православной семье естественным является посильное соблюдение постов: супружеских и гастрономических. Пост не только укрепляет волю человека, но и по учению Церкви является сильнейшим орудием против лукавого духа, который «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Важным элементом православного уклада семьи является молитва как личностный диалог с Богом, она позволяет избегать ссор, преодолевать искушения, умирять враждующих. Более опытный молитвенник должен стать опорой для неопытного.

Разработка модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей»

Изучение генезиса и сущности категории «нравственная культура», осмысление методологических основ и организационно-педагогических условий формирования нравственной культуры на базе христианских добродетелей позволили приступить к опытно-экспериментальной работе по созданию и апробированию модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье.

Разработка, апробация и мониторинг модели осуществлялись на базе Православной гимназии Александра Невского в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей».

Прежде чем описать модель формирования нравственной культуры ребенка в православной семье, уточним сущность понятий «формирование» и «модель». Формирование — распространенная психолого-педагогическая категория, тесно связанная с такими феноменами, как становление, развитие, созревание (М.В. Куранова, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов и др.). В педагогике формирование рассматривается, в частности, как «целенаправленный процесс развития (или становления) личности под влиянием факторов социальной среды, воспитания и обучения»144. При этом, как отмечает И.П. Пидкасистый, «динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти»145.

Говоря о формировании нравственной культуры ребенка в семье, мы подразумеваем целенаправленный процесс становления добродетельной личности в специально созданных педагогических условиях через закрепление у ребенка понятий о добре и зле на онтологическом, когнитивном, ценностно-эмоциональном, а также поведенческом уровнях путем приобретения традиционных мировоззренческих и ценностных установок, а также устойчивых практических навыков доброделания, формирования нравственных привычек.

Моделью в педагогике называют некий образец, эталон, искусственно созданную конструкцию идеальной педагогической системы, которая облегчает выявление основных ее содержательных и структурных элементов: целей, задач, принципов, организационно-педагогических условий, критериев эффективности, ожидаемых результатов. Сам по себе процесс моделирования представляет собой проектирование некоего идеального процесса в рамках выдвинутой гипотезы. Сущность моделирования в педагогике исследовали Н.М. Борытко, А.Н. Дахин, Н.В. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, Е.И. Пассов, Ю.М. Плотинский, И.П. Подласый, Э.Г. Юдин, В.А. Ясвин и др. Согласно педагогическому словарю Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, модель — это «…искусственно созданный объект в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п., который, будучи аналогичен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта»146. Модель в образовании, как считает А.Н. Дахин, включает такие элементы, как «цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ»147. А.И. Уемов определяет модель в качестве некоей изучаемой системы, «исследование которой служит средством для получения информации о другой системе»148. Б.М. Бим-Бад в «Педагогическом словаре» толкует моделирование как «проектирование и исследование моделей реально существующих явлений и конструируемых объектов»149.

В рамках нашего исследования была разработана модель формирования нравственной культуры ребенка в православной семье (см. рисунок 3), которая представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков: теоретико методологического; организационно-содержательного (включает компоненты и организационно-педагогические условия); результативного (содержит критерии эффективности, уровни сформированности нравственной культуры и ожидаемые результаты).

Рассмотрим более подробно каждый из указанных блоков.

Теоретико-методологический блок описывает цель, задачи, теоретические положения и принципы педагогической системы.

Цель модели — становление высоконравственной добродетельной личности, укорененной в духовных и культурных традициях российского народа. При этом решаются следующие задачи:

1) укрепление института православной семьи как малой церкви через изучение и воссоздание ее традиционного уклада;

2) религиозно-нравственное просвещение и самообразование детей, родителей, педагогов, священников;

3) создание условий для возрастания ребенка в добродетелях (на уровне духа, души и тела);

4) выявление и продолжение «наследственных» добродетелей, высоких нравственных качеств, повторяющихся в семье из рода в род, развитие стремления ребенка продолжать эти добродетели в своей жизни.

Теоретические положения модели:

— модель отражает онтологическое призвание человека к достижению совершенства — добродетельного, высоконравственного образа жизни на земле, жизни с Богом в вечности;

— модель формирует аксиологические ориентиры личности — абсолютные нравственные ценности воздержания, целомудрия, милосердия, кротости, радости, мужества, смирения, любви;

— деятельно-волевое наполнение модели заключается в формировании нравственного поведения и нравственных привычек ребенка.

Педагогические принципы модели:

— сотериологичность (доминанта вечных, нематериальных ценностей над временными и материальными и конечная цель — спасение человеческой души);

— экклезиоцентричность (введение человека в жизнь и традицию Церкви);

— сохранение свободы воли человека;

— индивидуальный подход (соответствие начальному уровню сформированности добродетелей, а также возрастным психологическим особенностям ребенка);

— культуросообразность (соответствие социокультурному опыту ребенка и его семьи, возможностям современной культуры при одновременном приобщении ребенка к лучшим произведениям отечественной и мировой художественной культуры и литературы, церковного искусства с высокими нравственными примерами).

Организационно-содержательный блок модели включает содержательные компоненты, системообразующие направления деятельности и организационно-педагогические условия формирования нравственной культуры ребенка. Рассмотрим более подробно элементы этого блока на примере целевой комплексной программы «Лествица добродетелей», реализованной в Православной гимназии Александра Невского (Нижний Новгород).

К содержательным компонентам модели относятся:

— субъекты (организаторы и участники) педагогической деятельности;

— среда как социальное и пространственно-предметное окружение субъектов педагогической деятельности;

— средства формирования нравственной культуры ребенка (предметы, явления, процессы, действия).

Диагностика эффективности модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье

Диагностика эффективности модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей» проводилась в несколько этапов:

1) теоретическое обоснование эксперимента — целей, задач, объекта, предмета, критериев, показателей, уровней сформированности нравственной культуры ребенка в православной семье на базе христианских добродетелей;

2) выделение, изучение состава контрольной и экспериментальной групп респондентов, их сравнительная характеристика;

3) определение методов педагогической диагностики для исследования уровня сформированности нравственной культуры ребенка в православной семье на основе выбранных критериев и показателей;

4) диагностика сформированности нравственной культуры ребенка в православной семье в соответствии с выбранными методиками, сравнительный анализ уровней сформированности нравственной культуры ребенка в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента;

5) дополнительное исследование уровня сформированности нравственной культуры участников программы «Лествица добродетелей» (детей и их родителей) — изучение качественной динамики межличностных отношений в семье, готовности к диалогу, психоэмоционального состояния и поведении детей и их родителей, уровней включенности в учебно-воспитательные мероприятия программы;

6) обобщение полученных результатов мониторинга, формулировка теоретических и практических выводов.

Цель данного опытно-экспериментального исследования — диагностика эффективности модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье на базе христианских добродетелей в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей» Православной гимназии Александра Невского.

Для достижения поставленной цели решался комплекс задач, таких как:

1) определение показателей, критериев и уровней сформированности нравственной культуры ребенка в православной семье на базе христианских добродетелей;

2) подбор методик диагностики нравственной культуры детей и их родителей на базе христианских добродетелей;

3) диагностика уровней сформированности нравственной культуры детей из православных семей в экспериментальной и контрольной группах;

4) сравнительный анализ уровней сформированности нравственной культуры детей в экспериментальной и контрольных группах до и после эксперимента;

5) дополнительное исследование участников программы «Лествица добродетелей» (детей и их родителей) с целью подтверждения результатов эксперимента;

6) формулировка выводов по результатам выполнения поставленных задач, определение эффективности модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье на базе христианских добродетелей.

Объектом диагностического исследования стали следующие респонденты:

— экспериментальная группа — 30 школьников из православных семей Православной гимназии Александра Невского, которые занимались по программе «Лествица добродетелей»;

— контрольная группа — 30 школьников из православной семей воскресной школы Благовещенского храма Пресвятой Богородицы в п. Павловская Слобода Московской области, которые не занимались по программе «Лествица добродетелей».

Предметом данного эксперимента стал уровень сформированности нравственной культуры на базе христианских добродетелей данных групп респондентов.

Критерии сформированности нравственной культуры выделены нами при разработке модели формирования нравственной культуры ребенка в православной семье, представленной в параграфе 2.1 диссертационного исследования. К ним относятся: онтологический, когнитивный, аксиологический, мотивационный, поведенческий.

Отметим также, что адекватное измерение показателей и уровней сформированности нравственной культуры личности есть проблемный узел современных наук (педагогики, психологии, социологии, культурологии), связанный со спецификой этой категории, ее поливариантностью, нелинейностью и дискретностью процесса становления нравственной личности под влиянием огромного числа факторов в течение всей человеческой жизни, а также сокровенным характером внутреннего мира человека, особенностями его нравственного сознания.

Большинство исследователей выстраивают шкалы уровня сформированности нравственной культуры, исходя из принципа приближения реального бытования личности к неким нравственным идеалам, определяя интегративные уровни.

Так, В.О. Блюмкин пишет о трех уровнях нравственной культуры личности155: 1) элементарной моральности, следовании простейшим правилам этикета, часто речь идет о подражании поведению взрослых; 2) уровне ориентации на внешние моральные регуляторы, когда задействованы самолюбие и соревновательность, а регулирование поведения личности осуществляется за счет общественного мнения; 3) высокий уровень моральной рефлексии, саморегуляции на уровне совести.

Е.М. Бабосов детализирует картину, предлагая восемь ступеней — уровней нравственной культуры личности156: 1) низкий, когда человек не обладает необходимыми знаниями и навыками, нарушает нормы морали; 2) уровень элементарной нравственности, когда усвоены простейшие нормы морали, правила поведения; 3) уровень мозаичного характера, когда моральное знание недостаточно усвоено, но соседствует с определенным человеческим достоинством, долгом, нравственным поведением и совестью; 4) преимущественно рационалистический уровень нравственной культуры, когда, обладая необходимыми знаниям, человек, однако, не руководствуется ими в своей повседневной жизни; 5) нравственная культура эмоционально-экспрессивного характера, когда для человека характерна обостренность чувств, но не хватает знаний и воли, чтобы реализовать их в поступках; 6) уровень ориентации в основном на внешние моральные регуляторы; 7) саморефлексивный уровень, когда достаточно развиты совесть, чувство собственного достоинства, которое, однако, может переходить в чувство уязвленного самолюбия, зависть; 8) высокий уровень нравственной культуры, когда знания и чувства дают адекватную нравственную оценку своим и чужим поступкам, при этом воля ориентирована на готовность воплотить нравственные идеалы в реальной жизни.

«Основные функции педагогических измерений — диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая. Последняя задача говорит о том, что само измерение — воспитание»157, — пишет директор Института образования человека, член-корреспондент РАО А.В. Хуторской, отмечая, что любой воспитательный метод несет в себе и диагностическую информацию об участниках педагогического процесса. Исследователь предлагает герменевтический (от греч. hermentikos – разъясняющий, истолковывающий) подход к диагностике воспитания, основанный на наблюдении, «вчувствовании» педагога в состояние ученика (предложенная педагогом шкала включает как самооценку воспитуемого, так и оценки его качеств со стороны двух учителей).