Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Культура межэтнического общения и условия ее формирования у старшеклассников во внеурочной деятельности 25
1.1. Сущность культуры межэтнического общения, критерии и уровни ее сформированности у старшеклассников 25
1.2. Модель процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности 46
1.3. Педагогические условия формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности 67
Выводы по первой главе 91
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности 98
2.1. Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы 98
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности 147
Выводы по второй главе 162
Заключение 167
Список литературы 176
Приложения 199
- Сущность культуры межэтнического общения, критерии и уровни ее сформированности у старшеклассников
- Педагогические условия формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности
- Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности
Сущность культуры межэтнического общения, критерии и уровни ее сформированности у старшеклассников
Происходящие в системе образования России серьезные преобразования характеризуются поэтапным введением федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) и реализацией их требований, которые выдвинуты на основе положений личностно ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного подходов к организации воспитательного процесса, учитывающих идеи о целостности развития личности учащегося, многообразии видов культурного опыта, включенных в содержание образования. Итогом освоения основной образовательной программы являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Согласно ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), главной целью школы является формирование социально зрелой, восприимчивой к культурным ценностям, конкурентоспособной личности, готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, обладающей высокой учебной мотивацией, сформированной системой социальных и индивидуально-личностных компетенций, ценностно-смысловых установок, способной ставить цели и строить жизненные планы, реализующей российскую гражданскую идентичность в поликультурном социуме [175]. ФГОС СОО учитывает региональные, национальные, этнокультурные потребности народов России, поэтому на региональном уровне образования одной из ключевых становится проблема этнокультурного образования, формирования культуры межэтнического общения и воспитания личности, способной вести диалог в поликультурном сообществе. Без данного результата немыслим «портрет выпускника» школы.
Задачи исследования потребовали детального рассмотрения современных трактовок понятий: «культура», «общение» и «культура межэтнического общения».
Понятие «культура» – сложное, междисциплинарное, интегрирующее в себе результаты исследования феномена культуры в различных областях знания – философии, психологии, истории, антропологии, культурологии, этнологии, педагогики и др.
По определению философского энциклопедического словаря, «культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности» [180, с. 292], итоги которой отражены в результатах материального и духовного труда, выражены в отношении к самому себе, к другим и ко всему окружающему, а также в нормах поведения, сознания, деятельности людей в конкретной сфере общественной жизни.
Принято считать, что ядром любой культуры являются общечеловеческие цели, идеи и ценности, способы их восприятия и достижения. С точки зрения педагогики, культура, представленная в специально отобранных видах культурного опыта, составляет основу содержания образования (культурологическая модель), осваивается и воспроизводится человеком в адекватных этому содержанию видах деятельности, способствуя его развитию и становлению как личности. Передача культуры от поколения к поколению не происходит автоматически, культурная преемственность осуществляется в коммуникативной деятельности через специально организованную систему воспитания и обучения с использованием форм и методов, направлений, механизмов развития личности [131, с. 130]
Э. Б. Тайлор рассматривал культуру и цивилизацию в качестве синонимов и характеризовал их как комплекс усвоенных человеком в процессе взаимодействия в обществе знаний, искусства, верований, законов, нравственности, обычаев, способностей, привычек [167, с. 18]. А. Кребер и К. Клакхон считали, что культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действия в будущем [211; с. 161.]. А. Я. Флиер понимает культуру как «особый механизм обеспечения коллективного человеческого существования», которое осуществляется согласованием форм и процедур совместной жизнедеятельности, солидарности, идентичности, единого понимания членами группы идеалов и ценностей [181; с. 3–4]. А. П. Садохин, обобщая общепринятые определения понятия «культура», актуализирует следующие ее характеристики: универсальность коллективного явления жизнедеятельности людей, так как ни одно человеческое сообщество или социальная группа не существует без присущей им культуры; выраженность в ценностях, правилах, обычаях, традициях; динамичность, возможность саморазвития и самообновления, постоянного порождения новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей; транслируемость –усваивается в процессе ее изучения; разнородность – разным популяциям людей свойственны разные этнические, региональные, социальные культуры; и главное – культура является основанием самоидентификации общества и его членов, самосознания группового и индивидуального «Я», различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с представителями других культур и народов [145, с. 19].
В рамках нашего исследования мы принимаем существующие определения понятия «культура» и рассматриваем ее в аспекте межсубъектного общения.
Потребность в общении – одна из сущностных характеристик и важнейших потребностей человека. В многонациональной стране возникает необходимость межэтнического общения. В ходе общения происходит обмен ценностями, их заимствование, культурное обогащение личности, но в то же время возможны и столкновения различий в традициях, взглядах и мировосприятии взаимодействующих сторон.
С точки зрения философии, общение – базовая потребность человека, характеризующаяся как субъект-субъектное взаимодействие, позволяющее человеку быть включенным в социум и культуру. Вне человеческого общения невозможна инкультурация, «очеловечивание» родившегося и формирующегося человека. В качестве субъекта общения выступает личность, социальная группа, общество в целом. В процессе общения происходит обмен опытом деятельности, информацией, способностями, умениями и навыками, результатами деятельности [180; с. 447].
В новейшем психологическом словаре находим определение общения как процесса установления и развития контактов между людьми в совместной деятельности, взаимодействие субъектов с помощью знаковых средств (речи, жестов, мимики, пантомимики, интонации, пауз, «контакта глазами» и др.) и направленный на изменение состояния, поведения, личностно-смысловых структур, ценностных ориентаций индивидов [194, с. 326].
Педагогический энциклопедический словарь определяет общение как необходимое условие полноценного психического и социального развития ребенка, выраженное во взаимодействии двух или более людей для установления и дальнейшего поддержания межличностных отношений, достижения результата совместной деятельности [131 с. 175] Педагогика выделяет три основные категории мотивов общения: познавательные, деловые, личностные.
А. В. Мудрик, определяя воспитательные функции общения (нормативную, познавательную, эмоциональную, актуализирующую), отмечает, что общение – это процесс взаимодействия школьника с «другими Я», с носителями различных взглядов и установок, при котором происходит обмен знаниями и духовными ценностями. [112, с. 59]. Понятия «культура» и «общение» органично соединяются в дефиниции «культура общения». Культуру общения О. И. Даниленко определяет как культуру поведения, соответствующую установленным в обществе канонам образцового поведения, принятым в данной культуре, данном социуме. Культура общения выражается в способах поведения – словах, интонациях, жестах, мимике, соблюдении различных норм этикета, взаимодействия и др. [47, с. 80].
Анализ научных исследований по проблеме определения сущности культуры общения (Т. Г. Грушевицкая [44], А. П. Садохин [145] и др.) позволяет утверждать, что культура общения характеризуется умением строить отношения с окружающими людьми, соблюдать правила приличия, воспитанность в выражении своего отношения к обществу и отдельным личностям, этносам, стране и др. Нормами высокого уровня культуры общения являются вежливость, приветливость, тактичность, эмпатия, самоконтроль поведения, умение предвидеть последствия от своих действий. Одним из актуальных факторов, способных регулировать межэтническое взаимодействие, является культура межэтнического общения.
Педагогические условия формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности
Анализ имеющейся отечественной литературы по теме исследования и изучения школьной практики позволили нам сделать вывод о необходимости проведения дальнейшей работы по совершенствованию деятельности школы по формированию у старшеклассников культуры межэтнического общения и повышению роли внеурочной деятельности в этом процессе. На наш взгляд, в этих целях необходимо выявить и внедрить в педагогический процесс, организуемый в рамках внеурочной деятельности, целый ряд педагогических условий, благодаря которым была бы обеспечена эффективность процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников.
В научной литературе существует несколько подходов к пониманию и обоснованию педагогических условий и их классификации. Согласно В. И. Андрееву, педагогические условия можно рассматривать как целенаправленно отобранный, сконструированный и применяемый в образовательном процессе, комплекс мер, методов, приемов организационных форм, образовательных технологий, оказывающих положительное влияние на результаты и эффекты обучения, воспитания и развития личности [4, с. 19]. Результаты исследований ученых и школьная практика, показали, что педагогические условия отражают внутренние и внешние обстоятельства и возможности, направленные на достижение цели и решение задач воспитательного процесса, в нашем случае – процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников.
Как считает В. В. Сериков, а мы разделяем его точку зрения, достижение любой педагогической цели, по сути, всегда предполагает создание условий, при которых она может быть достигнута. Педагог не может что-то сам непосредственно «вложить» в воспитанника. Он может только создать условия, при которых ученик начнет активно действовать, переживать события и тем самым изменять себя. Педагогические условия, как правило, – это последовательность ситуаций-событий, в ходе которых воспитанник действует, общается, переживает, обретает новый опыт и новые ценностные ориентиры [153, с. 90–104].
Проведенное нами теоретическое исследование и многолетний опыт работы в школе показали, что создание в рамках образовательного процесса комплекса педагогических условий, основными из которых являются:
– создание в школе информационной этнокультурной среды, способствующей обогащению знаний учащихся об этнокультуре, этнических ценностях, этнической картине мира, формированию образа родного края как полиэтнического пространства, развитию умений и навыков уважительного отношения к истории, языку, традициям, атрибутам культуры и образу жизни других народов, проживающих в регионе;
– широкое использование потенциала внеурочной деятельности в формировании культуры межэтнического общения у старшеклассников;
– внедрение в план внеурочной деятельности элективного курса «Личности-символы этносов и народов»;
– осуществление методического сопровождения деятельности педагогов и непрерывное повышение их квалификации в области организации этнокультурного образования обучающихся;
– проведение систематического мониторинга уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников, – может качественно повысить эффективность работы в этом направлении.
В качестве первого педагогического условия мы определили создание в образовательной организации информационной этнокультурной среды, способствующей обогащению знаний учащихся об этнокультуре, этнических ценностях и этнической картине мира, формированию образа родного края как полиэтнического пространства, развитию умений и навыков уважительного отношения к истории, языку, традициям, атрибутам культуры и образу жизни других народов, проживающих в регионе. Данное условие обосновывается существующими исследованиями в педагогической науке. Представители отечественной педагогики 20-х годов прошлого века определяют среду как условие существования ребенка, в которой протекает процесс воспитания и обучения.
В современных педагогических исследованиях (Т. В. Менг [109], В. И. Слободчиков [156], В. А. Ясвин [207] и др.) среда рассматривается как фактор образования и развития личности. Э. В. Ильенков считает, что этнокультурная информационная среда позволяет объединить национальные и общечеловеческие ценности, духовно-нравственные основы в единую систему [73, с. 62].
Опираясь на научные труды педагогов и психологов (Волкова Г. Н. [32, 34], Ивановой С. В. [70; 71], Кузнецовой Л. В. [94], Павлова И. В. [126; 127], Панькина А. Б.[129], Серикова В. В. [152; 153]), можно утверждать, что этнокультурная среда – это непосредственное окружение личности, пространственно-временное проявление этнокультурных ценностей как совокупности общественных форм отношений, мировоззренческих позиций, материально выраженных и духовно-нравственных идей, трансляция народного опыта жизнедеятельности, выраженного в традициях, обычаях, литературе, искусстве, науке и др. Этнокультурная среда основывается на культурном наследии, в котором отражается генетическая память этноса.
В рамках нашего исследования под информационной этнокультурной средой мы понимаем естественную для ученика обстановку, включающую непосредственные межэтнические контакты, а также предметные информационные атрибуты – стенды, выставки, информационные бюллетени, библиотечные фонды, периодические издания, электронные средства информации и др. В этой среде происходит трансляция этнокультурной информации, ценностей, норм поведения и др. Этнокультурная информационная среда представляет собой реальность, в которой происходит развитие старшеклассников. Эта реальность, по определению Л. С. Выготского, преломляется во внутреннем мире ребенка и является ключевым, определяющим условием развития личности [35, с. 5].
Предъявляемые средой образцы поведения интериоризируются воспитанником, являются предметом осмысления (образования смыслов), идентификации себя с носителями этнокультурных ценностей. Идеалы и ценности, заданные во внешней информационной этнокультурной среде в вербальной и предметной формах посредством коммуникативных событий и предметов материальной культуры, различных носителей этнокультурных ценностей, преобразуются в интегральное качество личности – культуру межэтнического общения.
Вторым педагогическим условием, на наш взгляд, является широкое использование потенциала внеурочной деятельности в процессе формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников. Оно предполагает включение в программы внеурочной деятельности старшеклассников мероприятий и проектов, обеспечивающих накопление опыта взаимодействия с представителями различных культур. опыта рефлексии ментальных оснований их поведения, преодоления собственных этнических предубеждений и др.
Как показала практика, работа старшеклассников над проектами с этнокультурным содержанием во внеурочной время (интегративные образовательные экспедиции, фестивали-конкурсы, этнокультурный форум и др.) является важным условием активизации взаимодействия старшеклассников с представителями различных культур, накопления опыта рефлексирования их ментальных проявлений и этнических предубеждений, самовыражения и самореализации, проявления культуры межэтнического общения старшеклассников. В непосредственной деятельности (составление плана, сценария мероприятия, разыгрывание сценок) в роли организатора или активного участника проекта, как отмечает А. В. Мудрик, а мы согласны с его точкой зрения, старшеклассники получают возможность удовлетворять возрастные потребности в общении, достижении, обособлении, уединении, проигрывании ролей [113, с. 246]. Понятие «внеурочная деятельность» наполнилось новым научным смыслом и значением в связи с введением ФГОС. Сущность внеурочной деятельности в ФГОС начального общего образования [172], основного общего образования [173], среднего общего образования [175] полностью не раскрывается, отсутствует его определение, но расписаны направления, формы, основания и особенности организации. Так, внеурочная деятельность, согласно ФГОС, проводится по пяти направлениям: спортивно оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному – через такие формы, как экскурсии, кружки, спортивные клубы и секции, круглые столы, конференции, диспуты, художественные студии, школьные научные общества, детские организации, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, краеведческая работа, общественно полезные практики, военно патриотические объединения и др. [174, с. 25].
Первостепенная задача стандартов нового поколения – создать единое образовательное пространство как системы образования в целом, так и образовательной среды школы. Идея единой образовательной среды подразумевает освоение обучающимися основной образовательной программы через целостную систему, состоящую из учебной деятельности и внеурочной деятельности как продолжения и дополнения к уроку, как системного ресурса образования.
Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности проводилась на базе МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары. Результаты исследования апробированы в ряде школ: МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары, МБОУ «СОШ № 50» г. Чебоксары. Для эксперимента были определены учащиеся старших классов в количестве 112 человек. Результаты исследования были апробированы на 254 учащихся. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 27 педагогов, которым было обеспечено методическое сопровождение.
Для нашего экспериментального исследования уже в самом его начале было важно определить этнический состав учащихся. Изучение личных дел учащихся старших классов позволило нам констатировать, что по этническому составу экспериментальная группа (56 учащихся) представляет собой поликультурное общество: еврей – 1 ученик, башкирка – 1 ученица, украинка – 1 ученица, татары – 2 человека, чуваши – 32 учащихся, русские – 12учащихся, не определились в национальной принадлежности 7 учеников. В контрольной группе наблюдалась следующая этническая картина: армянка – 1 ученица, мордовка – 1 ученица, татарка – 1 ученица, чуваши – 31 учащихся, русские – 22 учащихся.
Целью всего опытно-экспериментального исследования стала апробация педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности, которые были выявлены и обоснованы в ходе теоретического исследования.
Результативность эксперимента проверялась в соответствии с критериями и уровневыми характеристиками сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в 2012–2019 гг. в три, условно выделенных нами, этапа. На каждом из его этапов решались в основном свои задачи.
Так, на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования (2012–2013 гг.) ставились и решались следующие основные задачи:
– осуществить отбор методов диагностики исходного уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников;
– определить исходный уровень сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников;
– разработать программу внеурочной деятельности по формированию культуры межэтнического общения у старшеклассников;
– составить программу подготовки учителей школы к участию в опытно-экспериментальной работе по формированию культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности;
– подготовить учебно-методические материалы для организации и проведения опытно-экспериментальной работы и др.
Содержание опытно-экспериментального исследования на первом его этапе включало в себя:
– анализ научной литературы с целью отбора методов изучения исходного уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников;
– проведение стартовой диагностики уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников и анализа полученных по её итогам результатов;
– разработка программы элективного курса «Личности-символы этносов и народов»;
– составление программы интегративных образовательных экспедиций по изучению истории и культуры родного края;
– подготовка плана мероприятий, способствующего актуализации внеурочной деятельности этнокультурного содержания;
– реализация программы курса «Этнопедагогика и образовательный процесс современной школы» как условия подготовки педагогических работников к реализации модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности.
На первом, констатирующем, этапе эксперимента, исходя из разработанных нами критериев и показателей: мотивационно-ценностного (интерес и положительное отношение к культуре другого народа, признание ценности этнокультурного разнообразия и необходимости его сохранения; ориентировка в процессе взаимодействия в поликультурной среде на этнокультурные и общечеловеческие ценности; стремление к пониманию и владению основами культуры других народов (в том числе языком), стремление к саморазвитию и совершенствованию в процессе постижения других культур); когнитивного (знания об истоках национальной культуры и языка, историческом пути этносов ближайшего окружения; знание содержания литературных и фольклорных источников, представление о роли известных личностей в развитии этноса и др.); деятельностного (опыт общения с представителями других этносов, использование в ходе общения своих этнокультурных знаний; умение решать коммуникативные задачи в процессе общения с представителями другого этноса, осуществлять диалог в поликультурной среде, транслировать этнокультурные ценности при участии в общественных, научных, культурно-массовых мероприятиях; толерантно относиться к сложностями говорения представителей различных этносов на родном языке при выражении мыслей в устной (говорение) и письменной речи; обладание навыками осмысления художественных произведений, созданных представителями других культур), осуществлялся выбор методик диагностики уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников.
В основе диагностического инструментария определения исходного уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников нами были использованы такие методы, как: анализ итогов успеваемости по учебным предметам с этнокультурным содержанием программы, анкетирование, педагогическое наблюдение, опрос, контент-анализ, экспертная оценка и др.
На констатирующем этапе было определено отношение старшеклассников к изучению чувашского языка (как государственного языка Чувашской Республики) в школе, так как отношение к языку, его знание и пользование им являются одним из показателей сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников. Методом анкетирования и беседы удалось выяснить отношение учащихся к изучению чувашского языка в школе. Старшеклассникам было предложено ответить на ряд вопросов.
Так, для обоснования ответа на вопрос: «Как ты считаешь, нужно ли изучать чувашский язык в школах города?» учащимся было предложено 10 ответов: чувашский язык – Государственный язык Чувашской Республики; хочу понимать чувашскую речь, чтобы знать, о чём говорят окружающие меня люди; знание чувашского языка мне нужно, чтобы считать себя достойным сыном своего народа, это язык моих предков; знание чувашского языка мне нужно для оказания помощи в изучении чувашского языка своим будущим детям; нужен для общения с друзьями; нужен для общения с родителями и родными; знание чувашского языка мне нужно, чтобы сделать карьеру; смотреть телепередачи на чувашском языке; для успешной учёбы в вузе или техникуме; свое объяснение. При этом ученик мог выбирать насколько обоснований. Учащиеся 10–11 классов дали следующие ответы: 28 респондентов экспериментального класса и 32 ученика контрольного класса дали ответ: «Чувашский язык надо изучать в школах города» и обосновали свой ответ следующим образом:
1) чувашский язык – Государственный язык Чувашской Республики – 23 человек из экспериментальной группы и 24 человека из контрольной группы;
2) хочу понимать чувашскую речь, чтобы знать, о чём говорят окружающие меня люди – 6 человек из экспериментальной группы и 6 человек из контрольной группы;
3) знание чувашского языка мне нужно, чтобы считать себя достойным сыном своего народа, это язык моих предков – 18 человек из экспериментальной группы и 17 человек из контрольной группы;
4) знание чувашского языка мне нужно для оказания помощи в изучении чувашского языка своим будущим детям – 1 человек из экспериментальной группы и 2 человека из контрольной группы;
5) нужен для общения с друзьями в деревне – 1 человек из экспериментальной группы;
6) нужен для общения с родителями и родными – 9 человек из экспериментального класса и 3 человека из контрольной группы;
7) знание чувашского языка мне нужно, чтобы сделать карьеру – 0 человек;
8) смотреть телепередачи на чувашском языке – 0 человек;
9) для успешной учёбы в вузе или техникуме – 2 человека из экспериментальной группы и 1 человек из контрольной группы
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности
На формирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась апробация педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности. Опыт апробации педагогических условий и организации опытно-экспериментальной работы, промежуточные исследования и результаты достижений старшеклассников в ходе формирующего этапа эксперимента представлены нами в научных публикациях [49;50;51; 52].
Педагоги, участвовавшие в апробации педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности, приняли участие в SWOD-анализе процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности и отметили следующее: сильные стороны – развивается интерес к истории и культуре родного края и Отечества, углубляются знания по предметам школьной программы, повышается этнокультурное сознание учащихся и учителей, формируется чувство патриотизма, ориентированность на индивидуальные особенности школьников; возможности – вовлечение большого количества учащихся в данную деятельность, содержательное наполнение свободного времени учащихся, приобретение навыка общения на родном языке, опыта организации исследовательской и культурно-досуговой деятельности, умения планировать деятельность. Слабые стороны и угрозы педагоги не определили.
Динамика этапов процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности обеспечивалась последовательным переживанием воспитанниками ключевых личностно развивающих коммуникативных ситуаций: ситуация актуализации интереса к другому этносу, ситуация вхождения в диалог с представителями другого этноса, ситуация преодоления собственных этнокультурных стереотипов, ситуация интеграции делового и межличностного компонента в межэтническом общении. Актуализация данных ситуаций обеспечивалась такими условиями, как: создание в школе информационной этнокультурной среды, способствующей обогащению знаний учащихся об этнокультуре, этнических ценностях, этнической картине мира, формированию образа родного края как полиэтнического пространства, развитию умений и навыков уважительного отношения к истории, языку, традициям, атрибутам культуры и образу жизни других народов, проживающих в регионе; широкое использование потенциала внеурочной деятельности, позволяющих включать в программы внеурочной деятельности мероприятий и проектов, обеспечивающих накопление опыта взаимодействия с представителями различных культур, опыта рефлексии ментальных оснований их поведения, преодоления собственных этнических предубеждений; внедрение в план внеурочной деятельности элективного курса «Личности-символы этносов и народов»; осуществление методического сопровождения деятельности педагогов и непрерывное повышение их квалификации в области организации этнокультурного образования обучающихся; систематический мониторинг уровня сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников. Педагогические условия способствовали эффективному формированию культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности. В качестве доказательства приводим примеры отзывов старшеклассников, высказанных во время рефлексии.
«Мои родители выписывают газеты на чувашском языке. Раньше я их даже не просматривал, считал неинтересными. Теперь стараюсь читать, потому что некоторые сведения можно использовать на занятиях и во время мероприятий, проводимых в школе», – Иван (высокий уровень этнокультурной компетентности).
«В школе мы читаем тексты на чувашском языке, учим стихи великих поэтов. И это приветствуется нашими учителями, нравится мне», – Александр (высокий уровень).
«Теперь я не стесняюсь говорить по-чувашски, если даже у меня не совсем хорошо получается», – Екатерина (средний уровень этнокультурной компетентности).
«Я стала призером олимпиады по чувашскому языку и литературе!» – Наташа (Высокий уровень).
«Мне очень нравятся занятия, на которых все говорят на тех языках, которыми владеют: кто на чувашском, кто на русском, кто на английском, я – на украинском», – Юлия (средний уровень этнокультурной компетентности).
«Теперь, когда мы с классом посещаем чувашский драматический театр, редко кто из нас берет наушники с синхронным переводом», – Ксения (средний уровень).
Самоанализ старшеклассников по методике «Шкала самооценки» позволяет делать вывод о развитом чувстве гордости, добродушии, исполнительства, ответственности, приветливости, честности, трудолюбии, умении сочувствовать, жить в согласии и дружбе (шкала составлена на основе нравственных идеалов совершенного человека, выделенных академиком РАО Г. Н. Волковым). В ходе рефлексии старшеклассники отмечают изменения своего отношения к пользованию родным языком в социуме и учебной деятельности: общение с родителями, учителями, чтение газет, просмотр телепередач.
В ходе опытно-экспериментальной работы отслеживались изменения уровня культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности. После создания педагогических условий формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников во внеурочной деятельности и реализации модели процесса формирования культуры межэтнического общения у старшеклассников в рамках эксперимента нами была проведена повторная диагностика по следующим методикам: анкетирование, социологический опрос, анализ портфолио, наблюдение, беседы, анализ результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся, экспертная оценка и др. Анкета была составлена таким образом, что позволяет определить уровни по мотивационно-ценностному критерию (вопросы № 3, 7, 8, 22, 23, 24, 25, 26, 29, 30, 31), по когнитивному критерию (вопросы № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 21), по деятельностному критерию (вопросы № 5, 6, 9, 10, 16, 18, 19, 21, 27, 28, 29). Результаты диагностики после эксперимента по мотивационно-ценностному критерию представлены в табл. 12.
По мотивационно-ценностному критерию уровни сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников распределились таким образом: в экспериментальной группе с высоким уровнем – 26,8 % старшеклассников, что на 14,3 % выше показателей в контрольной группе, со средним уровнем в экспериментальной группе 60,7 % учащихся, что выше показателей контрольной группы на 23,2 %, с низким уровнем в экспериментальной группе12,5 % школьников. Сравним с результатами в контрольной группе, где данные ниже на 37,5 %. В экспериментальной группе наблюдаем значительные изменения уровня культуры межэтнического общения старшеклассников. Произошла незначительная положительная динамика и в контрольной группе относительно начальных показателей. Это объясняется тем, что в учебный план 10–11 классов включен предмет «Чувашская литература», целью которого является организация обучения по принципу диалога культур и формирование интереса к изучению художественной литературы, фольклорных источников, произведений профессиональных художников и народных умельцев. Различия в ситуациях развития представителей экспериментальной и контрольной групп состояло в том, что в последней воспитательный процесс шел в традиционном плане, в соответствии с общепринятыми подходами к этнокультурному воспитанию, тогда как в экспериментальной группе создавались указанные выше дополнительные условия. Разница в показателях в экспериментальной и контрольной группах показана в гистограмме 2 «Уровни сформированности культуры межэтнического общения у старшеклассников по мотивационно-ценностному критерию после эксперимента».