Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству с. 15-61
1.1. Сущность и содержание композиционного мышления с. 15-35
1.2. Психолого-педагогические условия формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству с. 35-47
1.3. Теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования с. 47-59
Резюме по первой главе с. 59-61
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования с. 62-115
2.1. Организация экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся ... с. 62-86
2.2. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования с. 86-110
Резюме по второй главе с. 110-113
Выводы с. 114-116
Литература с. 117-128
- Психолого-педагогические условия формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству
- Теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования
- Организация экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся
- Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования
Психолого-педагогические условия формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству
В различных исследованиях, посвященных изучению специфики композиционного мышления: истории и теории изобразительного искусства, психологии художественного творчества, методики обучения изобразительному искусству, часто употребляются термины и понятия схожие с понятием «композиционное мышление» [11, 16, 20, 54, 116, 118, 126].
В своем историческом развитии понятие «композиция» проходит сложный путь. Трансформация представлений о композиции обусловлена формированием как теории, методологии, обучения художественной практики, так и явлениями динамично меняющегося научного и теоретического мышления каждой исторической формации. Понятие композиции возникло из обиходной речи как слово естественно присущее языку и не требующее определения. Постепенно оно перешло в профессиональный язык искусства, а со временем стало структурно и содержательно развиваться, что подчеркивает его динамичный характер. Акцентируя внимание на деятельностной природе композиции, Леон Баттиста Альберти подчеркивает, что «композиция есть то правило живописи, при помощи которого отдельные части видимых предметов сочетаются на картине» [5, с. 46].
В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона дается следующее определение композиции: «...это сочинение художником его произведения, т.е. перенесение... тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в ... воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание» [21]. Далее Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон раскрывают ряд правил, которые выведены на основе анализа лучших произведений изобразительного искусства и которые, в свою очередь, подчеркивают значение и смысл определения понятия «композиция». Во-первых, в композиции не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней, ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит композиции, как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания.
Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе.... Все, что дозволительно для него (художника, мастера, скульптора) при воспроизведении этих форм и образов, и не только дозволительно, но даже, в некоторых случаях, требуется как необходимое условие, это - устранение случайных черт, без которых не обходится ничто в природе и которые, однако, способны заслонять собой существенные, характерные черты предмета. ... Далее, не следует забывать, что каждая отрасль искусства имеет свою область и свои границы, за которые нельзя переступать безнаказанно, что у каждой отрасли есть средства для выполнения известного рода задач, а для выполнения других - не существует. ... Наконец, достоинство композиции зависит, главным образом, от степени талантливости художника - от силы его фантазии, его вдумчивости, строгого отношения к самому себе, знания меры, артистического чутья» [21].
В Большом энциклопедическом словаре понятие «композиция» (от лат. compositio) означает составление, связывание; построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Большая советская энциклопедия дополняет: «Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей и взаимосвязей, явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны с видом искусства, идеей и материалом произведения... В пластических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объем, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст...). Композиция организует как внутреннее построение произведения, так и его соотношение с окружающей средой и зрителем» [143].
Понимание композиции как особого художественного языка получает свое формирование в научном исследовании теории композиции выдающегося художника-педагога Е.В. Шорохова. Автор, с одной стороны, рассматривает композицию как часть теоретического искусствоведения, а с другой, как учебную дисциплину [132].
Е.В. Шорохов (1986) дает развернутый анализ различных определений понятия «композиция», данных известными художниками В.А. Фаворским, К.Ф. Юоном, Е.А. Кибриком, Б.В. Иогансоном и другими, а также искусствоведами М.В. Алпатовым, Л.Ф. Жегиным, Б.А. Успенским. Автор делает вывод, что наиболее полным следует считать определение, данное искусствоведом, психологом, художником Н.Н. Волковым, но вносит в него ряд дополнений, в результате которых определение звучит так: «Композиция произведения изобразительного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характеризующаяся как целое с фиксированными, закономерно связанными между собой и с целыми частями (элементами), в котором ничего нельзя переместить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, находящееся в неразрывном единстве со смыслом (идеей, содержанием) произведения» [132, с. 10-11]. Это определение понятия «композиция» в изобразительном искусстве является основным, определяющим главную художественную форму произведения искусства.
Анализ различных определений понятия «композиция» в изобразительном искусстве, его многозначное (полисемичное) строение позволяют убедиться в необходимости организации и развития композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования. Обучающийся должен четко осознавать смысл понятия «композиция», уметь мысленно моделировать сущность интересующего его явления.
По мнению В.Г. Власова (1996), следует обратить внимание на профессиональное понятие композиции в сфере культуры, искусства и образования, которое обеспечивает коммуникативную функцию, т.е. является средством общения специалистов между собой, создавая необходимые условия для взаимопонимания зрителей, художников, критиков, искусствоведов, педагогических работников и обучающихся [30].
Теоретическая модель формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования
Если настоящее произведение искусства отличает единство прекрасной формы и глубокого содержания, то именно форма и содержание изобразительного искусства, взаимодействуя в художественном образе, усиливают своё воздействие. Следует отметить, что художественный смысл композиции не просто сочетается с общей формой произведения, он проявляется в каждом фрагменте композиции, в каждой её детали. В изобразительном искусстве невозможно отделение формы от содержания. В живописном произведении художественный смысл проявляется именно через форму. И лишь благодаря пристальному вниманию к форме возможно постижение замысла и его содержания. Иначе композиционное мышление превращается в необоснованное фантазирование, никак не связанное с конкретным художественным образом композиции, то есть становится абстрактным мышлением.
Необходимо отметить, что важнейшими показателями продуктивности композиционного мышления (степени его сформированное) являются: - умение образно и ассоциативно воспринимать, представлять, воображать, творчески мыслить при логическом анализе предполагаемого результата, где через форму, пластику, цвет передается глубина содержания замысла композиции; - наличие выразительности изобразительной композиции произведения при усвоении и применении специальных композиционных знаний, умений и навыков в области искусства; - наличие цельности и гармоничности композиционного произведения изобразительного искусства. Особенности композиционного мышления у обучающихся проявляются: - в ярко выраженном стремлении к композиционной новизне при оригинальности и необычности выдвигаемых художественных идей; - в композиционной гибкости: 1) смысловой, при которой проявляется способность видеть объекты и явления композиционно под новым углом зрения, видеть их композиционную взаимосвязь с целью активного применения в своей практической работе; 2) образной, при которой проявляется способность художника изменить восприятие изображенной натуры с той стороны, которая скрыта от зрителя и показать ее новые стороны; 3) спонтанной, при которой проявляется способность изображать многочисленные варианты композиционных идей в обстановке не содержащей подсказок для этих идей.
Анализ представленных особенностей композиционного мышления позволил выявить ряд препятствий, которые встают на пути к новому, оригинальному, художественно-образному мышлению, а также определить позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование композиционного мышления: положительно влияющие - мотивации на художественное творчество, уверенность, эмоциональность, знания; отрицательные - привычка делать все по образцу, по заранее разработанному композиционному плану, страх перед неизвестным, новым, стереотипность в передаче художественного образа.
Композиционное мышление можно считать «краеугольным камнем», основой творческой деятельности личности на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
Условно выделяя композиционное мышление из структуры общего вида мышления (конкретно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-теоретического), следует отметить, что его можно охарактеризовать по общим позициям: широта - степень свободы манипулирования художественными образами от общего к частному; глубина - проникновение в сущность сложных вопросов композиции и глубокое их изучение; самостоятельность - умением учащихся выдвигать новые творческие задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи художника-педагога или других обучающихся; критичность - объективно оценивать свои и чужие творческие работы, анализируя тщательно и всесторонне, проверяя все выдвигаемые утверждения, положения, выводы; гибкость - выполнение эскизов композиции на основе трансформации абстрактных объектов (слов, образов), нахождение новых ассоциативных связей абстрактных объектов между собой; быстрота - нахождение оптимального варианта эскиза композиционного поиска, путем отсеивания неудачных, неподходящих вариантов решений; оригинальность - возникновение неординарных, нетривиальных, интересных творческих композиционных идей.
Известно, что в мышлении, как и в деятельности, психологи выделяют пять основных этапов познания: анализ — мысленное разъединение целого на части; синтез — объединение частей в единое целое; сравнение и обобщение; абстрагирование; конкретизация и систематизация [22, 73, 101].
Итак, процесс композиционного мышления характеризуется теми же основными составляющими, которые присущи мышлению вообще и творческому в частности. Обучающиеся системы дополнительного образования на занятиях композицией изобразительного искусства совершают мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классификации информации, направленные на создание целостного художественного образа композиции, а также формируют свои собственные представления, понятия, суждения, умозаключения.
Организация экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся
Таким образом, на начало эксперимента уровень композиционного мышления обучающихся системы дополнительного образования в контрольной и в экспериментальной группах соответствовал низкому и среднему (таблица 1). Высокий уровень сформированности композиционного мышления не был отмечен ни у одного испытуемого. Это позволило нам произвольно выбрать контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальной группе осуществлялась проверка эффективности разработанной модели и авторской программы, направленных на формирование композиционного мышления у обучающихся.
В ходе проведения первого этапа педагогического эксперимента была подготовлена база для проведения последующих этапов экспериментальной работы по формированию композиционного мышления в процессе обучения изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Разработанная авторская программа «Композиция» была направлена на формирование композиционного мышления у обучающихся. Содержание программы рассчитано на два года обучения. Программа включает пояснительную записку, тематическое планирование, характеристику критериальных показателей оценки сформированности композиционного мышления обучающихся, формы проведения занятий, методические рекомендации, список литературы. Программа представляет собой цикл из 60 занятий. Продолжительность одного занятия 4 академических часа. Режим проведения: 1 занятие в неделю. Реализация программы осуществлялась в три этапа: начальный, деятельностный, итоговый.
Задачи этапов: 1) на начальном этапе - формирование знаний о сущности композиции; формах, средствах ее построения; соотношения изображенных форм, пропорций, наложение цвета, пятен и т.д. На данном этапе в основном используются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, алгоритмизировано-поисковые методы обучения. Художественные образы создаются по образцу; но уже используются и элементы творческого подхода к решению композиционных задач. Также применяются методы, направленные на активизацию мышления, формирование умения обобщать, выделять главное и второстепенное в композиции, обосновывать выбор средств для построения композиции; 2) на деятельностном этапе - формирование творческих умений применения полученных на предыдущем этапе знаний, репродуктивных умений построения композиции, выбора цветовой гаммы, пропорций, поиск эффективного решения поставленной композиционной задачи; усиление положительной мотивации к творческой мыслительной деятельности, развитие самостоятельности при выборе средств и методов решения композиционной задачи; овладение знаниями и технологией творческого композиционного мышления при воспроизведении художественного образа на полотне. Используются проблемные, эвристические, исследовательские, тренинговые, игровые методы обучения, а также методы активизации и стимулирования композиционного мышления. К концу данного этапа обучающиеся уже могут самостоятельно осуществлять (по И.Я. Лернеру) перенос знаний и умений в новую композиционную ситуацию, при воспроизведении собственной идеи, образа; устанавливают целостность структуры композиции, используя для этого имеющиеся изобразительные средства; умеют комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы, что позволяет судить об уровне сформированное у них композиционного мышления [76, 77]; 3) на итоговом - формирование полной самостоятельности при решении композиционных задач и воплощение задуманного в художественный образ, что дает возможность в полной мере передать настроение, характер, идею картины, делает ее понятной зрителю, заставляет сопереживать, сорадоваться, негодовать и т.д. по замыслу художника. Используются проблемно-поисковые, исследовательские методы, методы организации самостоятельной деятельности обучающихся, стимулирования и активизации композиционного мышления, а также дискуссии и деловые игры, методы коллективного поиска решений («мозговой штурм»), метод ассоциаций: ассоциации по контрасту, цвету, форме, аналогии: символическая, фантастическая и др.; диалог с деструктивной отнесенной оценкой и др. Результатом данного этапа является сформированность композиционного мышления как глубинного личностного качества с высоким уровнем сформированности образно-ассоциативного мышления, выраженной оригинальностью и гибкостью художественно-творческого мышления, сформированной способностью воплощения художественного образа в изобразительном материале; устойчивой мотивацией на художественно-творческую деятельность, что позволяет юному художнику выразить свою индивидуальность, создать свой собственный почерк, стиль художественного творчества.
Учебный материал программы структурирован, опирается на основные и специфические дидактические принципы. К основным дидактическим принципам относятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения изобразительному искусству; принцип активности и сознательности (сознательное отношение обучающихся к выбранной деятельности, их познавательная активность, позволяющая получать новые знания, актуализирующая самостоятельность и осознанное получение новых знаний, новой информации); принцип последовательности, систематичности; принцип индивидуальности (учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося, его творческого потенциала) и др.
К специфическим следует отнести принцип преемственности, предполагающий необходимость учитывать традиции отечественной художественной школы; принцип интеграции, связь разных видов искусства, дополняющие и обогащающие художественно-творческую деятельность; принцип связи искусства с жизнью; принцип авторской свободы проектирования.
Формы проведения занятий. Урочная художественно-творческая деятельность, свободная дискуссия, мастер-классы, выставки художественного творчества, внеурочная художественно-творческая деятельность, интерактивные формы обучения.
Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования
Практическая реализация комплекса педагогических условий и модели процесса формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования осуществлялась поэтапно. Были выделены три этапа: начальный, деятельностный, итоговый. Для каждого этапа в соответствии со сформулированными задачами были подобраны наиболее эффективные формы и методы, обеспечивающие возможность решения поставленных задач и достижения выдвинутой цели исследования.
На начальном этапе обучающиеся получали знания о сущности композиции, формах, средствах ее построения. Изучали соотношения форм, пропорций, линий, позволяющих создать целостное представление о создаваемом образе, сюжете. На данном этапе педагогом в основном применялись объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, алгоритмизировано-поисковые методы обучения. Педагог добивался чтобы художественные образы создавались по образцу, но при этом использовались и элементы творческого подхода к решению композиционных задач. Особое внимание на данном этапе уделялось педагогическим условиям, активизирующим мышление юных художников, формированию умения обобщать, выделять главное и второстепенное в композиции, обосновывать выбор средств для построения композиции.
На втором этапе, деятельностном, основное внимание уделялось формированию творческого умения применять полученные на предыдущем этапе знаний, репродуктивным умениям построения композиции, выбору цветовой гаммы, пропорций, поиску эффективного решения поставленной композиционной задачи. Создавались условия для усиления положительной мотивации обучающихся к творческой мыслительной деятельности, формированию самостоятельности при выборе средств и методов для успешного решения композиционной задачи, овладению знаниями и технологией творческого композиционного мышления при воспроизведении художественного образа на полотне. Применялись проблемные, эвристические, исследовательские, тренинговые, игровые методы обучения, а также методы активизации и стимулирования композиционного мышления. Было отмечено, что к концу данного этапа обучающиеся научились самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую композиционную ситуацию при воспроизведении собственной идеи, образа; устанавливать целостность структуры композиции, применять для этого имеющиеся изобразительные средства. Обучающиеся могли комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы, что позволило судить об уровне сформированности у них композиционного мышления.
На третьем, итоговом, этапе формирования композиционного мышления было отмечено, что обучающиеся проявляли полную или почти полную самостоятельность при решении композиционных задач. Их художественные работы отличались тем, что передавали характер, настроение задуманного в художественных образах, идея картины была понятна зрителю. На данном этапе применялись проблемно-поисковые, исследовательские методы; методы организации самостоятельной деятельности обучающихся, дискуссии, деловые игры и т.д. Результатом данного этапа являются сформированность компонентов композиционного мышления: образно-ассоциативного мышления и воображения, оригинальности и гибкости, воплощение художественного образа в изобразительном материале.
Мотивапионный компонент, имманентно присущий каждому из компонентов композиционного мышления рассматривался нами как в интеграции с формированием каждого отдельно взятого компонента, так и композиционного мышления в целом. Композиционное мышление рассматривалось как интегративное глубинное личностное качество обучающегося с высоким уровнем сформированное образно-ассоциативного мышления, выраженной оригинальностью и гибкостью художественно-творческого мышления, сформированной способностью воплощения художественного образа в изобразительном материале, устойчивой мотивацией на художественно-творческую деятельность, позволяющее юному художнику выразить свою индивидуальность, создать свой собственный почерк, стиль художественного творчества.
Результаты формирующего эксперимента показали положительную динамику развития компонентов композиционного мышления, что нашло свое подтверждение в творческих работах юных художников. Значительное место в процессе формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования в области изобразительного искусства отводится организации и проверке комплекса педагогических условий. Творческая атмосфера, погружение в среду творческой напряженности, учет индивидуально-личностных особенностей и др. позволили повысить эффективность формирующего эксперимента. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о достоверно более высоком уровне сформированное композиционного мышления у обучающихся экспериментальной группы.
Художественно-творческие работы обучающихся, которые выставлялись на конкурсах, выставках получили высокую оценку экспертов и нашли отклик у зрителей. Работы наших обучающихся выгодно отличались от работ других юных художников по масштабности задуманного сюжета, подходам к его воплощению, эмоциональной насыщенности художественного образа, целостности и гармоничности, колористическим решениям, активностью выразительных средств композиции и т.д. Сами обучающиеся стали отличаться самостоятельностью, смелостью в выборе сюжета композиции, способностью к критическому анализу собственных работ, интересом к художественно-творческой деятельности, эмоционально-ценностным отношением как к своим работам, так и к работам других художников. Все это позволяет утверждать, что поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение, выбранные подходы верны и обеспечивают достаточно высокую эффективность процесса формирования композиционного мышления у обучающихся в системе дополнительного образования в области изобразительного искусства.