Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Дайырбекова Гулмира Байсеитовна

Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии
<
Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дайырбекова Гулмира Байсеитовна. Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Дайырбекова Гулмира Байсеитовна;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2016.- 217 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования эстетического сознания учеников 5-9 классов методом проектов на уроках технологии 14

1.1. Психолого-педагогические и философские основы эстетического

воспитания учащихся общеобразовательных школ 14

1.2. Эстетическое сознание и возможности его формирования в 5-9 классах на уроках технологии методами проектов 47

1.3. Состояние процесса эстетического воспитания на уроках технологии в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан 71

Выводы по первой главе 88

Глава 2. Дидактические условия формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов на уроках технологии методом проектов 89

2.1. Содержание эстетической деятельности учащихся 5-9 классов на уроках технологии 89

2.2. Технология формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии 123

2.3. Эффективность технологии формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии 132

Выводы по второй главе 176

Заключение 178

Список литературы 182

Введение к работе

Актуальность исследования. Цель современной казахской школы -воспитать всесторонне развитое молодое поколение, достойное нового общества независимого государства, со сформировавшимся национальным сознанием и народной психологией. Основная цель системы образования - создать необходимые условия для формирования каждой личности на основе национальной культуры и народной педагогики.

В современных условиях с каждым днем возрастает важность и актуальность вопросов формирования в сознании учащихся общечеловеческих, гражданских и духовных ценностей. Поэтому политика реформирования системы образования должна проводиться, во-первых, в соответствии со спросом на труд, технологию, профессиональное образование, во-вторых, в направлении учета особенностей, способностей, активности каждого ученика, с соблюдением единства образования и национального воспитания. Отсюда не следует, что раньше не уделялось достаточно внимания вопросу национального воспитания. Однако, до сегодняшнего дня не нашли полного решения вопросы развития эстетического сознания учащихся через национальное воспитание, учитывающего необходимость усиления роли научных, социальных и практических требований современного общества, а также особенностей учебно-воспитательного процесса, связанных с местными экономическими, экологическими и этнокультурными проблемами.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы теории и практики эстетического воспитания достаточно разработаны зарубежными специалистами.

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечается в философии (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Ш.М. Германа и др.). Огромная заслуга в раскрытии вопроса эстетического воспитания принадлежит таким педагогам, как Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили,

Н.А. Дмитриева, Б.Н. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В.Квятковский и др.

Процесс развития эстетического воспитания исследовали: С.А.Аничкин, А.И. Буров, Ю.Б. Борев, Ш.М. Герман, Л.В.Локтева, И.А. Масеев, В.К. Скатерщиков и другие. В их исследованиях отмечается, что формирование эстетического сознания школьников напрямую соотносится с их духовным развитием и определяет степень развития эстетического воспитания.

Основными в понимании специфики формирования эстетического сознания, как процесса отражения действительности во всем своём многообразии свойств и признаков, в данном исследовании являются идеи А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, К.К.Платонова, С.Л. Рубинштейна, П.М.Якобсона и других.

В формирование знаний о значении национальной культуры и влиянии его на духовное развитие личности огромный вклад внесли казахские ученые - Ш. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, Ж. Аймауытов, А.Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев. В их произведениях высказываются очень ценные мысли, связанные с актуальными вопросами воспитания молодого поколения.

Одним из основных средств эстетического воспитания молодого поколения на национальной и патриотической основе является национальное искусство. Воспитательные возможности национального рукоделия рассматриваются в трудах исследователей Х. Аргынбаева, О. Жанибекова, С. Касиманова, А. Маргулана, С. Муканова, А. Тажимуратова и др. Мысли о воспитании подрастающего поколения, выводы, сделанные учеными историками, этнографами, философами, психологами занимают особое место в исследованиях Т. Басенова, М. Муканова, А. Нысанбаева, А. Сейдимбекова и др.

В общеобразовательных школах Казахстана изучение теоретических, методических, практических вопросов изобразительного и прикладного искусства рассматриваются в трудах Б. Альмуханбетова, К.Ж. Амиргазина, Е. Асылханова, Ж. Балкенова, К.К. Ералина, С. Жолдасбековой, А. Камакова,

О. Сатканова, С. Узакбаевой и др. В них особое внимание уделяется методам обучения прикладному декоративному и изобразительному искусству, национальному, эстетическому воспитанию учащихся, в основе которого лежит народная педагогика.

Научно-методический анализ трудов ученых по проблеме исследования показал, что вопросы формирования эстетического сознания на уроках технологии не нашли сегодня своего всестороннего решения. Это привело нас к необходимости поиска технологий формирования эстетического сознания в предметном обучении учащихся, выявления педагогических условий для соответствующего эстетического образования в предметном обучении и определило выбор темы диссертационного иследования:

«Формирование эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии».

Целью исследования является разработка педагогических условий формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов на уроках технологии.

Поставленная цель исследования определила задачи исследования:

  1. Изучить состояние вопроса развития теории, содержания образования предмета «Технологии» в ретроспективе и переспективе организации эстетического воспитания 5-9 классов в предметном обучении.

  2. Разработать содержание элементов декоративно-прикладного творчества на уроках технологии.

  3. Определить сущность и структуру эстетического сознания учащихся на основе метода проектов.

  4. Определить дидактические условия формирования знаний и умений по художественной обработке изделий декоративно-прикладного казахского народного искусства в процессе обучения технологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём, в результате сравнительно-сопоставительного анализа концептуальных положений, категорий и понятий философии, эстетики, психологии, педагогики:

выявлены психолого-педагогические особенности формирования эстетического сознания школьников средствами казахского народного искусства;

уточнены содержание, структурные компоненты педагогического понятия «эстетическое сознание учащихся», разработаны критерии, доступные в практической деятельности учителям;

обоснованы возможности казахского народного искусства как системообразующего компонента, в процессе обучения технологии в 5-9 классах общеобразовательных школ;

разработана и экспериментально проверена эффективность технологии формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов на основе метода проектов на уроках технологии.

Теоретическая значимость исследования:

изучены теоретико-методические основы и педагогические возможности формирования эстетического сознания учащихся методом проектов;

уточнены теоретическая сущность и значение формирования эстетического сознания в системе художественных знаний и эстетического воспитания;

обоснована необходимость и возможность эффективного формирования эстетического сознания учащихся на уроках технологии в общеобразовательных учреждениях.

Практическая значимость исследования:

- внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных
школ педагогических рекомендаций по выполнению проектных работ,
способствующих формированию эстетического сознания учащихся 5-9
классов, составление учебной программы творческого проекта
«Аппликационные изделия с орнаментом в 5-9 классах школы с казахским
языком обучения»;

- предложено вспомогательное средство - учебно-методическое пособие, которое может быть использовано в учебно-воспитательной работе учителей школ, преподавателей колледжей и высших учебных заведений в подготовке будущих учителей по технологии.

Методологической основой исследования являются труды философов, педагогов, психологов, культурологов, историков по проблеме творческого развития личности; системный подход, с позицией которого эстетическое воспитание рассматривается как сфера формирования эстетического сознания (А.И.Буров, Ю.Б.Борев, И.А.Масеев, Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков и др.); концепция формирования эстетического сознания как процесса отражения действительности во всем многообразии свойств и признаков (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теоретические положения об активности эстетического сознания в формировании творческого потенциала личности в учебной деятельности (Л.В.Занков, Е.П.Крупник, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Д.Б.Эльконин и др); психологические теории взаимосвязи деятельности, сознания и личности (Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев).

Для решения поставленных задач нами использован комплекс методов исследования: теоретический анализ научно-методической и специальной литературы по данной проблеме; беседы с учащимися и их родителями, учителями-практиками; анализ программ по технологии, школьной, методической документации по технологическому образованию и декоративно-прикладному искусству изучения и обобщения педагогического опыта по эстетическому воспитанию учащихся; организация и проведение констатирующего и формирующего экспериментов; диагностическое изучение эстетической воспитанности и продуктов художественной деятельности школьников, фиксирующего уровень эстетических знаний и творческой активности школьников в процессе теоретической, практической, художественно-творческой подготовки.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Научно-педагогическая характеристика сущности и значения формирования эстетического сознания в системе художественных знаний и эстетического воспитания.

  2. Педагогические методы, определяющие возможность обучения проектным работам по развитию эстетического сознания учащихся 5-9 классов, с учетом содержательного характера приобщения к прикладному искусству в процессе использования национального орнамента на аппликационных изделиях.

  3. Творческий проект, способствующий эстетическому развитию учащихся 5-9 классов в процессе использования национального орнамента на аппликационных изделиях.

  4. Учебно-методические пособия, научно-методические рекомендации, обосновывающие возможность формирования эстетического сознания учащихся общеобразовательных школ посредством приобщения к прикладному искусству в процессе изготовления национального орнамента на аппликационных изделиях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечиваются методологической обоснованностью научного аппарата, применением аналитических методов, адекватных целям и задачам исследования; практической апробацией разработанного метода проектов, применением методов математической статистики при обработке результатов опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования проводилась в ходе исследования путем реализации на практике основных идей по формированию эстетического сознания учащихся на уроках технологии в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан. Кроме того, по теме диссертационного исследования опубликовано 25 научных работ, в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также на научно-практических конференциях сделано 13 докладов, из них 4 доклада на

международных конференциях.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Эстетическое сознание и возможности его формирования в 5-9 классах на уроках технологии методами проектов

Лучшие образцы национального прикладного искусства, веками передающееся из поколения в поколение, оказывают большое влияние на формирование, развитие, национальное воспитание личности. Поэтому применение в общеобразовательной сфере, в частности, в учебном процессе произведений национального прикладного искусства, которое имеет огромное воспитательное значение, является необходимостью в современном обучении.

В трудах президента Н.А. Назарбаева «Будущее Казахстана в идейном единении общества» сказано: «Культурные традиции во все времена являются источником социального процветания. В Казахстане поддерживается развитие национального искусства, культуры» [104. С.11]. Слова Президента нашей страны являются подтверждением открытия новых возможностей процветания национальных ценностей. Этот вопрос освещается в Законе республики Казахстан «Об образовании»: «Создать необходимые для получения образования условия, направленные на формирование, развитие и профессиональной подкованности отдельного человека на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [78. С.28], в Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан подчёркнуто: «Основные цели и задачи среднего образования - формирование личности, способного принимать ответственные решения на основе знания и профессиональных навыков, в условиях быстроизменяющегося мира, воспитание учеников в духе гражданственности, патриотизма и любви к Родине, создание условий для получения профессиональных умений с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда[79. С. 18]. Эти поставленные задачи можно воплотить в жизнь через содержания образования таких специальностей как искусство, технология, которые помогают воспринимать мир как единое целое.

Ухудшение в последнее время воспитательной работы среди молодёжи -это последствия удаления от национального воспитания. Основной недостаток в получении знаний и воспитания школьников на уроках по технологии - отсутствие системного изучения национального прикладного искусства и учёта заложенных природных данных обучающихся. Отрицательное влияние оказывает и тот факт, что уроки технологии проводятся не на должном уровне по сравнению с другими учебными предметами.

Поэтому, цель настоящего времени – воспитание, формирование личности на национальной основе. Такая работа должна проводиться в тесной связи и единстве с системой учебно-воспитательных работ в школе.

Изучены педагогическая литература и педагогические идеи, концепции, изложенные в научно-исследовательских трудах о влиянии искусства на развитие человека в разных этапах его жизни и необходимости учёта возрастных особенностей. Они являются методологической основой, открывающей дорогу на получение художественного образования и формирование эстетического вкуса молодого поколения.

У истоков формирования личности лежат теоретические сведения о влиянии искусства на эстетическое, духовное развитие, формирование мировоззренческих взглядов, философские, эстетические мнения мыслителей-критиков Аристотеля, Платона, об эпохе Возрождения, где Леонардо, Альберто, Дюре и др. подняли искусство на уровень науки, ведущей к пониманию, изучению реальной действительности, которые отражены в трактатах великих представителей искусства, французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо и др., выделении социального аспекта, политического и общечеловеческого характера искусства, философских и эстетических концепций их последователей – Канта, Гегеля.

Проблема эстетического воспитания всегда была и остаётся актуальной в плане формирования духовной личности ребёнка, в перспективе его развития. Эту проблему рассматривали классики философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие; современной философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачёв, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие; так и другие зарубежные философы и просветители: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и другие; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Ш.М. Герман и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие; современные педагоги: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и другие.

Проблема выявления роли эстетического воспитания для формирования духовного облика человека постоянно интересовала исследователей.

Изучению этой проблемы посвящены работы античных мыслителей, философов, педагогов эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху Возрождения опиралось на материалистическую ветвь античной мысли (Аристотель).

Одним из самых существенных пороков идеалистической эстетики был отрыв эстетической культуры от материальных условий жизни общества, а эстетического воспитания -от социальных предпосылок, при воздействии которого оно осуществляется и от которого оно зависит.

Эстетическое чувство, эстетическое отношение человека к действительности и эстетические оценки рассматриваются идеалистической философией вне их социального, классового смысла, вне зависимости от общественной практики людей. Отсюда следует, что эстетическое воспитание само по себе способно переделать человека и даже окружающую его среду.

В эстетике русских демократов был поставлен вопрос об эстетическом воспитании как составной части формирования духовного облика «новых людей». От М.В. Ломоносова к революционным демократам В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбову развивается и отстаивается традиция служения искусству народу, единства идейности и художественности.

Очевидно, что домарксистская материалистическая эстетика, и особенно эстетика революционеров-демократов, близко подходит к научному обоснованию теории и практики прогрессивного эстетического воспитания, но и она не была в состоянии раскрыть истинную природу эстетического отношения человека к действительности, включающую в эстетическое воспитание все сферы личности.

Таким образом, только в диалектико-материалистической эстетике были развиты лучшие идеи, которые совершили коренной переворот во взглядах на эстетическое воспитание и показали его роль в жизни. Материалистическая эстетика опирается на диалектическое единство человека и окружающего его мира, включающего все подструктуры, влияющие на его формирование, в том числе и образование.

Состояние процесса эстетического воспитания на уроках технологии в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан

О множестве познавательного наследия казахского народа можно судить по работам ученых-исследователей (А.Калиев, С.Оразаев, М.Смаилов, М.Сагындыов, А.Табылдиев и др.).

Использование новых инновационных (компьютерных) технологий в организации самостоятельной и развитии творческих способностей учащихся 5-9 классов, разработка эффективной методики является на сегодняшний день актуальной проблемой.

Учёные-педагоги отмечают, что познавательные, эмоциональные и волевые компоненты находятся в единстве с эстетическим вкусом учащихся. Место, которое занимает новая информационная технология в развитии творческих способностей и формировании эстетического вкуса учащихся, расширение и ускоренное развитие науки и техники оказывают свое влияние и на начальную школу, являющейся основой всего образования.

Основная особенность новой информационной технологии - это возможность заниматься поисковой, творческой работой самостоятельно или в группе, заниматься творческой работой, исследовать, видеть результаты своего труда, критически оценивать себя и получать удовольствие от своих достижений.

Теперь рассмотрим, что такое «творческая способность», какие отличительные особенности она имеет. По мнению И.Д.Левитова, творческой способностью учащихся называется умение выполнять что-то новое, в результате своей деятельности, проявление индивидуальных склонностей и практических умений ученика. Многие психологи отмечают, что с возрастом расширяются возможности нервной системы, однако, объясняя и то, что самые необходимые и ценные свойства, нужные для развития ребёнка, постепенно теряются, поэтому необходимо эффективно использовать важные периоды развития учащихся [91].

Склонность - это направленность человека заниматься определённой деятельностью, проявление первых признаков пробуждения мыслей, внимания, относительно предстоящей работы. Поэтому мы должны учесть, что склонности, выявленные в детском возрасте - это будущие показатели способностей детей и нашей прямой обязанностью является своевременное выявление, развитие соответствующих способностей учащихся.

Очень ценны идеи, высказанные Н.Н.Волковым о развитии творческих способностей учащихся младших классов. Мы, присоединяясь к мнению ученого, считаем, что развитие творческих способностей учащихся 5-9 классов приводит к получению, ранее не известных им, новых результатов в процессе использования самостоятельно полученных знаний, умений и навыков [34].

Труды И.Л.Лернера, А.Н.Лука, Д.Н.Богоявленской направлены на определение структурных компонентов творческих способностей учащихся [90, 94, 31]. Относительно исследуемой проблемы особый интерес для нас представляет работы И.Л.Лернера и А.Н.Лука. А.Н.Лук, рассматривая структурные компоненты творческих способностей с иной точки зрения, подразделяет творческие способности на 3 основные группы[94. С.85]. 1) способности, связанные с желаниями (интерес и приспособленность); 2) способности, связанные с темпераментом (настроение); 3) интеллектуальные способности По нашему мнению, мысли А.Н.Лука относительно структурных компонентов творческих способностей учащихся являются ценными, и объясняется это следующим:

1. Для достижения определённого успеха или развития определённых способностей, в результате любой деятельности сначала у ученика должно появиться желание, интерес к определённому виду деятельности, если этого нет, то результаты будут низкими.

2. Настроение - это, можно сказать, основной, необходимый показатель в выполнении любой работы. Поэтому в процессе развития творческих способностей, настрой учащихся 5-9 классов на выполнение определённой работы влияет на результаты их деятельности. 3. Любая деятельность претворяется в жизнь только на основе умственных способностей. Так, работы творческого характера требуют от учащихся умственных способностей для планирования предстоящей работы, а затем осуществления на практике.

И.Л.Лернер считает, что начало, основа любой деятельности творческого направления - есть творческое мышление, критерием его развития является способность внутреннего планирования, мысленного действия [90].

Мы полностью согласны с автором, потому что никто не может заниматься творческой деятельностью без мыслительных действий счета, анализа, планирования и т.п., это есть особое качество человека - интеллект.

По данным психологических исследований, способность мыслительной деятельности учащихся непрерывно развивается в процессе основной учебной работы и формирования умений, здесь преобладает необходимость проявить себя творчески. Это порождает всегда радостные чувства, связанные с формированием личности, претворением в жизнь своих способностей и его удовлетворением.

В.В. Давыдов, характеризуя новые психологические качественные свойства, проявляющиеся в этот период, говорит: «Чем больше шагов делает ученик в своей деятельности, он может сравнивать различные варианты заданий и следить за решением задач» [41. С.47].

Необходимый контроль над учебной деятельностью, самоконтроль, требование устного объяснения решения задач, оценивание знаний учащихся 5-9 классов создаёт благоприятные условия для выполнения действий по внутреннему плану, составления мысленного плана.

Проведённые исследовательские работы связаны с творческими действиями учеников 5-9 классов, особенно на уроках технологии и в процессе различных игр.

Наряду с происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, особенности инновационной практики проявляются в школах, где быстро ориентируются на новые методики, там они нашли своё отражение. Изменяются содержание и формы работы школы, заметны происходящие здесь процессы гуманизации и демократизации. Для претворения в жизнь названных изменений школе нужен не набор простых учителей, а новый учитель, имеющий особый характер, интеллект, человеческие качества и особый личностный уровень, способный решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием каждого ученика, самостоятельно и с творческим энтузиазмом.

Педагоги нового поколения характеризуются стратегией добра, направленной на уважение личностных достоинств ученика, развитие его способностей, склонностей, самостоятельного мышления, организацию эмоционально приятного педагогического процесса, удаление из него всех видов педагогического насилия.

Технология формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии

В Программе по технологии, в частности, отмечается, что метод проектов является основным методом обучения, который используется в образовательной области «Технология» [140].

Преимущество проектно-технологического метода технологии, по сравнение с предыдущими, прежде всего, состоит в том, что ученики во время этой деятельности более активно привлекаются к самостоятельной, практической, плановой и систематической работе, в них воспитывается стремление к поиску путей создания нового или качественного совершенствования существующего изделия (материального объекта), формируется представление о его будущем применении: развиваются моральные и трудовые качества ученика, мотивы выбора профессии. При этом следует особое внимание уделять состоянию интереса учеников к этой работе. Учитель должен особое внимание уделять недостаткам в работе. Необходимо следить, чтобы ученики доказывали свой замысел до конца, особенно на технологическом этапе.

Опираясь на научную литературу по вопросу теории и практики проектно-технологического подхода в технологии, можно определить структуру и последовательность проектно-технологической деятельности учащихся в таком виде: 1. Этап подготовки и организации проектно-технологической деятельности. 2. Этап творческого конструирования. 3. Этап технологического процесса. 4. Заключительный этап. Составная часть проектно-технологической деятельности имеет чётко определённые этапы и стадии его осуществления.

Первый этап - подготовка и организация. На этом этапе учащиеся должны выбрать объект труда и поставить перед собой творческую проблему, определить значение проектного объекта. На этом этапе учащиеся предлагают различные варианты конструкции изделия, осознают варианты предложенной конструкции.

Второй этап - творческого конструирования. На этом этапе школьники составляют эскизы изделий, выбирают необходимые материалы и инструменты, определяются с более оптимальной технологии изготовления проектного изделия.

Третий этап - технологический, учащиеся выполняют определённые технологическим процессом операции, проводят самоконтроль собственной деятельности. Технологический этап требует от ученика соблюдения технологии, трудовой дисциплины и культуры труда.

На заключительным этапе учащиеся выполняют корректировку выполненного изделия по сравнению с запланированным, осуществляют испытания объекта, проводят самооценку и анализ итогов проекта, защищают свой проект.

На каждом из этих этапов ученики осуществляют соответственно определённую систему последовательных действий при решении проблемной задачи проекта.

При этом важная роль, несмотря на самостоятельность ученика, отводится учителю. Самая главная его задача -определить структурный план работы, предложить учащимся интересные и посильные, с учётом развития уровня их физических, интеллектуальных, творческие способности, проектные задания (объекты); помогать каждому ученику в решении тех или иных проблем, возникающих как на каждом этапе, так и в целом, например, в выборе рационального подхода к решению проблемы, определении оптимального варианта технологии изготовления материального объекта.

На 1-м этапе учащиеся должны выбрать объект труда и поставить перед собой творческую проблему, определить значение проектного объекта. При этом важная роль , несмотря самостоятельноть ученика, отводиться учителю, на этом этапе учащимся предлагают различные варианты изделия, осознают варианты предложенной конструкции. Мы на этом этапе ученикам даем направление на нациольнальном декоративном искуссстве, о композиций орнамента, показывая национальные изделия и вообуждаем чуство своему наций, народным искусствам, орнаменту

Чтобы наций сохранилась у них должно быть язык, территория и национальная традиция и искусство. Наш национальном искуссве большою роль занимает казахский аппликационных изделий с орнаментам.

Цель творческого проекта: 1. Обучить учащихся научному поиску на основе совмещения новых технологических методов и достижений педагогической науки с целью усиления самостоятельной работы учащихся. 2. Воспитать учащихся на основе национального самосознания усилинием поисковой работы через библиотеки и интернет. 3. Развивать элементы новых технологий, совмещая с народной педагогикой.

Творческий проект не только осуществляет тесную связь учителя и ученика, улучшает качество усвоения учащимися знаний, но открывает дорогу самостоятельным поискам знаний учащимися: - глубокое усвоение знаний, поиск информации; - соединение теории и практики; - относятся с уважением друг к другу, соблюдать культуру взаимоотношений; - умение отстаивать и аргументировать своё мнение; - осуществлять поиск через свободный выбор, личное мнение, обсуждение группой. Только критическое мышление, а именно творческое мышление, способствует развитию личности, приводит к новым открытиям. Остановимся на основных идеях и утверждениях творческого проекта. Развивая национальный стиль, учащийся должен уметь находить необходимую и пригодную для него информацию и для самостоятельного его освоения должен овладеть разнообразными приёмами и способами:

Эффективность технологии формирования эстетического сознания учащихся 5-9 классов методом проектов на уроках технологии

В содержании занятий экспериментальных групп входило ознакомление с историей развития народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с композиционными основами создания образа изделия с учетом его назначения приёмов технологической и художественной обработки изделий; связей с другими учебными предметами (химическими и физическими свойствами материалов; математики-понятий о пропорции, симметрии, подобии форм, их соразмерность и др.); ознакомление с техникой безопасности и личной гигиеной при выполнении декоративно-прикладных видов работ.

В основу метода ознакомления учащихся с элементами художественных форм в изделии, в эксперименте были поставлены перед учащимся совокупности вопросов, заданий и задач, направленных на развитие у учащихся художественных представлений, подводящих их к решению творческих задач.

Цель работы: правильно организовать и руководить работой учащихся по изготовлению предметов прикладного искусства. Формировать навыки красивого оформления работы, чтобы её внешний вид доставил всем эстетическое удовольствие. Учащийся должен предварительно ознакомиться с историей предмета. Формировать умение учащихся давать объективную оценку собственной работе. Всё это окажет влияние на незатухающий интерес к жизни подрастающего поколения и повысить требования к эстетическому вкусу.

Расположение орнамента на основном фоне:1. Оставить 2-3 см по кромкеткани2. Учесть вместимость ткани3. Сперва приложить орнамент,обратить внимание насимметричное расположение идругие особенности4. Отметить положениеорнамента, нанести клей иприклеить

Вышивание Тема: Вышивание народа-это достояние нации Можно вышивать, используяразличные способы вышивкикрая орнамента /вид вышивкивыбирает учащийся сам/

Окаймление кромки орнамента Изготовление бахромы для изделия Изготовление бахромы дляизделияКакие технологийиспользуется,иследовательские работы Окаймляется скрученной нитью, вышивается.

Анализ изготовленного изделия Готовые изделя Сделав методом сравнения анализ и синтез готовогоизделия, определив достижения и недостаткиработы, устранить допущенные недостатки Опираясь на учебный план для 8 класса, знакомим учеников с технологий изготовления сырмака. Сырмак с орнаментом выполняется следующим образом. Орнамент вырезается из ткани, приклеивается к войлоку сырмака и окаймляется. Для орнамент сырмака берётся любая ткань, типа: велюр, бархат, сукно. Для изготовления сырмака необходимы войлок, толстые иглы, шерстяные нити, кайма.

Обучаем современным технологиям изготовления войлока, подбирая элементы народной педагогикой. На сегодняшний день также используем технологию ручного изготовления войлока соединением шерсти с помощью мыла (нунофельтинг) (Рис.7,8)

Не только изготавливаем войлок, но из изготовленного войлока делаем аппликационные изделия с орнаментом. Сейчас делаем аппликационные изделия с орнаментом, используя вместо войлока ткани.

Наши экспериментальные уроки проводились на основе дидактических материалов, приготовленных учителями предмета технология

Образователная: Совершенствование знаний учащихся о роли и значении орнаментав жизни, истории и культуре казахского народа. Воспитательное: Освоение технологии изготовления изделий, повысить интерес учащихся к национальному искусству и с связи с народной педагогикой воспитиваем любовь к родине, родной земле, культуре. Развивающая: Изготовлением предметов прикладного искусства воспитывать умение мастерить, деловитость, взыскательность вкуса, экономичность учащихся.

Наглядность: Виды войлока (2 3м. 1,80 90м. 5 4м), виды орнамента, аппликационные изделия. Видеозапись, домбыра. Межпредметная связь: Литература, эстетика, математика, черчение, рисование, история. Метод обучения: Провести урок на основе организации связи теории и практики. Применение модульной технологии, технологии сбора информации, технологии опорных чертежей. Необходимое оборудование: цветная бумага, образцы, виды орнамента, ножницы, клей ПВА, образцы вырезанных узоров, ткани. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Опрос домашнего задания. 1.Создание проблемной ситуации. Вопрос: Какие условия должны быть обязательно выполнены, чтобы казахский народ как отдельная страна сформировал своё государство? Ответ: - необходима своя территория /государство Казахстан/; - язык /казахский язык/; - культура / музыка, зодчество, прикладное искусство/. Учитель: Прикладное искусство -искусство, тесно связанное с жизнью, сформировавшееся и развившееся вместе с жизнью и бытом народа. Предметы прикладного искусства, обогащая красотой жизнь страны, приносили людям духовное наслажение. Разнообразные цветные узоры, нанесённые на произведения и изделия прикладного искусства, подчёркивают единство человека с природой.

Мастера прикладного искусства умели красоту природы взять за основу в произведениях искусства.

Многовековая кочевая жизнь оказала сильное влияние на формирование характерных особенностей национального искусства.

Следовательно, предметы прикладного искусства создавались с наиболее удобными полезными в кочевой жизни внешними формами и украшались орнаментом, характерными для каждого мастера, выражающими его думы, его кругозор. Сначала, рассматривается прочность и производительность, а затем уже в аспекте цвета и красоты достигается естественная гармония.

При проведении проектных работ по курсу «Творческий проект» вели поисковые работы, исследуя изделия национального прикладного искусства: войлок, текемет, сырмак, додеге. Остановимся кратко на этом.

Тема творческого проекта: Изготовленные давлением аппликационные изделия из шерсти. Ученицы кратко рассказывают об особенностях изготовления предмета. 1-ая ученица - Жалелова Сандуаш: - В искусстве изготовления войлока в народе наиболее распространены изготовление текемета, строчение сырмака, шитье тускиза и другие. - Текемет - ковер, с одной стороны хорошо сохраняющее тепло, с другой стороны украшает интерьер юрты, дополняя убранство юрты и гармонично сочетаясь с повешенными на кереге коврами, тускиизами, с остовом и шнурками юрты. Хотя основа изготовления текемета всегда одна и та же, способы нанесения узора из цветной шерсти в разных странах у разных народов различны и в каждой стране выполяются в соответствующей данному народу системе.