Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Доева Диана Казбековна

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания)
<
Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Доева Диана Казбековна. Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Доева Диана Казбековна;[Место защиты: Северо-Осетинский государственный университет им.Коста Левановича Хетагурова].- Владикавказ, 2016.- 188 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования

1.1. Сущностная характеристика понятий «культура», «художественно-эстетическая культура»

1.2. Дополнительное образование старших дошкольников в условиях этнорегионального образовательного пространства как основа формирования личности

1.3. Модель формирования художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Глава II. Экспериментальное формирование художественно эстетической культуры дошкольников в учреждениях регионального дополнительного образования

2.1. Диагностика уровня формированности художественно-эстетической культуры старших дошкольников .

2.2. Психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования

Выводы

Заключение

Библиографический

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящее время художественно-эстетическая культура приобретает первостепенное значение, благодаря изменениям характера социально-экономического развития общества; осознанием им своей фундаментальной роли в процессе воспитания подрастающего поколения; гуманизации и гуманитаризации общественной жизни.

Сегодня открываются перспективы для раскрытия интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей человека, предъявляются определенные требования к его знаниям и умениям. Однако их реализация возможна только в случае, когда общество обладает определенным уровнем художественно-эстетической культуры.

Современным представлениям о художественно-эстетической культуре посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Н.В. Гильченко, Г.В. Гегель, А.Т. Дарчиевой, Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевского, З.К. Каргиевой, Н.И. Кия-щенко, В.В. Краевского, Г.С. Лабковской, Б.Т. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.П. Лушиной, М.Н. Фроловской, Ф.К. Цаллаговой, В.Н. Шацкой и др. В ряде работ (А.Г. Асмолов, В.В. Лаптев, М.Н. Потемкин) раскрывается влияние художественных и эстетических основ воспитания на формирование художественной культуры личности, вопросы, связанные с выработкой художественно-эстетической концепции в педагогике, изменениями в сфере образования под влиянием эстетизации.

В современных философских, педагогических, психологических и социологических исследованиях активно изучается сущность, содержание и особенности формирования художественно-эстетической культуры (Т.А. Бары-шева).

Как показал проведенный анализ психолого-педагогической литературы, проблема формирования художественно-эстетической культуры обретает особое значение в старшем дошкольном возрасте, для которого характерно познавательное развитие. Наибольшими возможностями для разрешения данной проблемы обладают учреждения системы дополнительного образования, на огромный потенциал которых обращает внимание и Указ Президента Российской Федерации от 2014 года.

Однако, несмотря на активное использование художественно-эстетических средств в учебном процессе учреждений дополнительного образования, остается нерешенным вопрос удовлетворения повышенных познавательных и творческих потребностей некоторых дошкольников. Теоретическим и практическим вопросам организации дополнительного образования детей посвящены работы Л.М. Андрюхиной, В.А. Березеной, Л.Н. Буйловой, О.Е. Лебедева, Н.А. Морозовой, Н.А. Соколовой, А.И. Щетинской, Д.Е. Яковлевой и др.

Следует отметить, что в настоящее время существует множество кружков, организованных в рамках учреждений системы дополнительного образования, работа которых связана с эстетическим воспитанием подрастающего поколения. Планы работы многих из них, как и рабочие программы, не обеспечены каким-либо методическим обоснованием, а лишь связаны с профессиональными возможностями того или иного специалиста по изобразительному искусству. Некоторые кружки дублируют разделы дошкольной программы по

изобразительному искусству, работа других ориентирована лишь на подготовку дошкольников к конкурсам. Указанные недостатки требуют рассмотрения более тщательного, методически обоснованного подхода к построению учебного курса по изобразительному искусству для дошкольников в процессе дополнительного образования.

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы, существующий собственный опыт образовательной практики позволили выделить ряд противоречий, существующих в исследуемой области, между:

социальным заказом (ФГОС НОО) и потребностью современного общества в формировании художественно-эстетической культуры дошкольников и недостаточным использованием для этих целей потенциала дополнительного образования;

потребностью отдельных дошкольников в повышении собственной художественно-эстетической культуры и ограниченными возможностями удовлетворения этой потребности в рамках дополнительного образования;

-возможностью формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения этого процесса.

С учетом выше изложенного была сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона?

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы исследования «Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования региона».

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры дошкольников старшего возраста в учреждениях системы дополнительного образования региона.

Объект исследования: процесс формирования художественно-эстетической культуры старших дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона.

Гипотеза исследования: формирование художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона будет наиболее эффективным, если:

- определены сущностные характеристики понятия «художествен
но-эстетическая культура»; выявлены его критерии и уровни развития у стар
ших дошкольников;

- рассмотрены потенциальные возможности учреждений системы допол
нительного образования для удовлетворения индивидуальных творческих по
требностей дошкольников в процессе повышения их художествен
но-эстетической культуры;

разработаны средства и проведена диагностика уровня сформированности художественно-эстетической культуры старших дошкольников в условиях дополнительного образования;

на основе многоуровневого модульного подхода спроектирована для учреждений системы дополнительного образования модель формирования художественно-эстетической культуры дошкольников с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных творческих потребностей;

- на основе разработанной модели определена совокупность психоло
го-педагогических условий, обеспечивающих формирование художествен
но-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях системы
дополнительного образования региона.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и структуру понятия «художественно-эстетическая
культура дошкольников» на основе анализа отечественной и зарубежной фи
лософской, психологической, педагогической и методической литературы.

2. Разработать и реализовать средства, позволяющие диагностировать
уровни сформированности художественно-эстетической культуры дошколь
ников в условиях учреждений системы дополнительного образования.

  1. На основе многоуровневого модульного подхода спроектировать и апробировать в учреждениях системы дополнительного образования модель формирования художественно-эстетической культуры дошкольников с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных творческих потребностей.

  2. На основе разработанной модели определить совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона.

Методологической основой исследования выступили системный (рассматривающий все явления во взаимосвязи и взаимообусловленности), аксиологический (определяющий художественно-эстетическую культуру личности как ценность), личностный (предполагающий ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности), деятельностный (требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения) подходы; положение гуманистической педагогики, рассматривающей дошкольника как ценность и субъект самостоятельного, творческого, культурного развития в процессе деятельности, общения и познания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, К.В. Гавриловец, Е.Н. Шиянов, Н.Б. Ромаева, Д.Б. Эльконин и др.).

Теоретическую основу исследования составили теории гуманистической педагогики и психологии (В.Г. Белинский, А.В. Запорожец, Т.А. Куликова, Н.К. Крупская, А.А. Милтс, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой и др.); теории личности, деятельности и общения (К.А. Албуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ас-молов, Н.В. Гильченко, Г.В. Гегель, З.К. Каргиева, З.Б. Цаллагова, и др.); теории и технологии обучения (А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лосьев, А.А. Милтс, В.Б. Миронов, Роджер Ван Оих и др.); теории эстетической культуры личности

(Т.А. Барышева, М.М. Бахтин, Н.А. Ветлугина, П.С. Выгодский, В.И. Волын-кин, Е.Ю. Ежова); работы, посвященные национальной культуре, в частности, быту осетин (Л.К. Гостиева, Т.А. Гуриев, З.В. Канукова, Т.Б. Кодзаев, В.К. Кочисов, Б.А. Тахохов, Х.Х. Хадиков, Е.Е. Хатаев, К.Л. Хетагуров и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез философской социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, контекст-анализ, моделирование); экспериментальные (методы опроса, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент); статистические (количественный и качественный анализ эмпирических данных; методы математической статистики).

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ДО «Республиканский Дворец Детского Творчества», МОУ ДО «Детский сад №3», МОУ ДО «Детский сад №5» (г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания)

Организация и этапы исследования: Исследование осуществлялось в период с 2010 по 2014 годы и включало три взаимосвязанных этапа.

На первом, поисково-подготовительном (2010-2011 гг.) этапе, изучалось состояние проблемы в теории и практике педагогики дополнительного образования, анализировался отечественный опыт по формированию художественно-эстетической культуры дошкольников в условиях УДОД, опыт внедрения художественно-эстетического воспитания в данную образовательную систему; на основе полученной информации выявлялись противоречия, формировалась проблема, цель, объект и предмет исследования; конкретизировались его задачи, методология, методы и средства реализации.

На втором, поисково-экспериментальном (2011-2012 гг.) этапе, уточнялись организационно-педагогические и психолого-педагогические условия реализации гипотезы; осуществлялась экспериментальная проверка отдельных слагаемых педагогической модели формирования основ художественно-эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства в УДОД; проводилась подготовка к реализации инновационной деятельности, конструировалась и экспериментально проверялась степень эффективности авторской модели формирования основ художественно-эстетического развития дошкольников в условиях ДОУ г. Владикавказа.

На третьем, заключительном (2013-2014 гг.) этапе, проводилась обработка результатов исследования, их обобщение и систематизация, шла работа над оформлением диссертации.

Научная новизна исследования:

в рамках понятийно-смыслового поля данного исследования уточнена ключевая дефиниция «художественно-эстетическая культура дошкольников» как часть общей культуры личности, включающая систему представлений о художественной картине и красоте мира, умения в области художественно-эстетических технологий и творческих потребностей в их использовании, знаний правовых, эстетических и этнических норм поведения в обществе, творческий подход к осуществлению изобразительной деятельности, а также наличие развитой художественной рефлексии;

на основе анализа существующих подходов к определению структуры художественно-эстетической культуры (Т.А. Барышева, М.М. Бахтин, Н.А. Ветлугина, П.С. Выгодский, В.И. Волынкин, Е.Ю. Ежова) определены рефлексивный и творческий компоненты художественной культуры дошкольников;

доказано, что в условиях становления системы дополнительного образования художественно-эстетическая культура представляет эффективный механизм решения задач подготовки детей к жизни в культурном обществе и удовлетворения их повышенных познавательных творческих потребностей;

разработана авторская модель формирования художествен
но-эстетической культуры старших дошкольников, представленная целевым,
методологическим, содержательным, процессуальным и результативным бло
ками, отражающая поэтапное взаимодействие преподавателя по изобрази
тельному искусству и дошкольников, способствующая формированию у них
художественно-эстетической культуры на основе национальных традиций,
удовлетворению их познавательных творческих потребностей;

выявлена совокупность психолого-педагогических условий, необходимых
для наиболее эффективного протекания процесса формирования художест
венно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного
образования региона, способствующая успешному функционированию автор
ской модели через организацию нестандартных форм обучения (занятие-игра;
занятие-сказка; занятие-путешествие; занятие-конкурс рисунков; заня
тие-творчество; занятие-воображение; занятие - национальные традиции, быт;
занятие-выставка (творческие отчеты)); внедрение воспитательных ситуаций с
целью приобщения дошкольников к аксиологическим основам художественной
деятельности; создание информационно-развивающей среды занятия с учетом
возрастных и индивидуальных способностей каждого ребенка; обеспечение его
творческой самореализации; отсутствие жесткой системы отметок; создание
ситуации анализа и самоанализа старшими дошкольниками процесса и ре
зультатов собственной художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений в теории и практике дополнительного образования о сущности художественно-эстетической культуры дошкольников; обосновании, наряду с традиционными (когнитивным, операционным и мотивационно-ценностным), рефлексивного и творческого художественного компонентов в структуре художественно-эстетической культуры дошкольников; разработке критериев и средств диагностики сформированности этих компонентов; создании модульной программы по предмету «Рисование» для элективного курса «Нетрадиционные технологии в изобразительном искусстве», разработанной с учетом комплектности на основе принципов преемственности и вариативности и позволяющей сформировать у дошкольников исследуемый феномен; представленных в авторской модели исследуемого процесса форм и методов ее реализации в условиях УДОД.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы обеспечивают успешное решение проблемы формирования художественно-эстетической

культуры старших дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона. Разработанная авторская образовательная программа «Нетрадиционные технологии в изобразительном искусстве», критерии сфор-мированности художественной культуры дошкольников (мотивы и ценности художественной деятельности; знания теоретических основ изобразительной деятельности; умения и навыки применения изобразительных технологий; анализ собственной изобразительной деятельности; творческий подход к ее осуществлению) и их уровневые характеристики могут быть использованы при создании образовательных программ в системе дополнительного общего образования по другим предметам; полученные выводы и разработанные методические материалы будут полезны преподавателям и методистам, работающим в системе профессионального художественного педагогического образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими позициями, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; соотнесением выводов и результатов с научными позициями ученых педагогов и психологов (Т.А. Барышева, М.М. Бахтин, Н.А. Ветлугина, П.С. Выгодский, В.И. Волынкин, Е.Ю. Ежова) относительно современного состояния проблемы формирования художественно-эстетической культуры личности; применением к результатам исследования методов математической статистики; апробацией и внедрением полученных результатов в практику, установлением качественного совпадения результатов с результатами, представленными в независимых источниках по данной тематике (Т.А. Барышева., В.А. Цагараев, Ф.К. Цаллагова).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Система дополнительного образования, развитие вариативности его содержания в области художественно-эстетической культуры являются эффективным механизмом решения задач подготовки детей к жизни и удовлетворения их повышенных познавательных творческих потребностей с учетом национальных традиций. Художественно-эстетическая культура дошкольниковчасть общей культуры личности, включающая систему представлений о художественной красоте картины мира, умений в области художественно-эстетических технологий и потребностей в их использовании, знаний правовых, этических и этнических норм поведения в обществе, творческий подход к осуществлению художественной деятельности и наличие развитой художественной рефлексии.

  2. Структура художественно-эстетической культуры дошкольников, наряду с традиционными (когнитивным, операционным и мотивационно-ценностным) компонентами, содержит рефлексивный, творческий и национальные компоненты. Критериями, характеризующими уровень сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников являются: мотивы и ценности художественной деятельности; знания теоретических основ изобразительной деятельности; умения и навыки применения изобразительных технологий; анализ собственной изобразительной деятельности; творческий подход к ее осуществлению; в соответствии с ними определяются высокий, средний и

низкий уровни сформированности художественно-эстетической культуры старших дошкольников в условиях УДОД.

  1. Модель формирования художественно-эстетической культуры старших дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона, представленная целевым, методологическим, содержательным, процессуальным и результативными блоками, отражает поэтапное взаимодействие преподавателя и дошкольников, позволяющее формировать у них художественно-эстетическую культуру на основе национальных традиций и удовлетворять их познавательные творческие потребности.

  2. Формированию художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях системы дополнительного образования региона способствует наличие следующих психолого-педагогических условий: организация нестандартных форм обучения (занятие-игра; занятие-сказка; занятие-путешествие; занятие-конкурс рисунков; занятие-творчество; занятие-воображение; занятие -национальные традиции, быт; занятие-выставка (творческие отчеты)); внедрение воспитывающих ситуаций с целью приобщения дошкольников к аксиологическим основам художественной деятельности; создание информационно-развивающей среды занятия с учетом возрастных и индивидуальных способностей каждого ребенка; обеспечение творческой самореализации дошкольников; отсутствие жесткой системы отметок; создание ситуации анализа и самоанализа старшими дошкольниками процесса и результатов художественной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» и ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический университет», на VII Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования»

(Москва, 2008), VI Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука, образование, молодежь» (Майкоп, 2009), II Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе» (Ставрополь, 2012), XXXIII научной конференции студентов и молодых ученых Южного Федерального округа (Краснодар, 2013), VII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научное творчество XXI века» (Красноярск, 2013), IV Международной научно-практической конференции «Современные технологии» в образовании» (Владикавказ, 2014). Результаты исследования нашли свое практическое применение в работе УДОД «Дворец детского творчества» г. Владикавказа, МОУ ДО «Детский сад №3», МОУ ДО «Детский сад №5» и др. учреждениях дополнительного образования, на факультете изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», в процессе переподготовки преподавателей по предмету «Изобразительное искусство» на базе ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования».

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список (234 наименования) и приложения.

Дополнительное образование старших дошкольников в условиях этнорегионального образовательного пространства как основа формирования личности

Образование человека происходит в культуре, и важно, чтобы человек видел культуру как антропологический феномен, среду своего обитания, в которой происходит его рост и развитие. «Культура... стала в процессе развития теоретического мышления одним из определений человека» (А.А. Абрамова). Само слово culture - в переводе с латинского является производным от глагола colere, у которого три главных значения: 1) обрабатывать, возделывать, 2) взращивать, 3) населять, обитать. Таким образом, это значит и жить в каком-то месте, и обживать его, обрабатывать землю в своем месте [121]. Но «поскольку предметом заботы было не только само место, земля, но и божество, которое его охраняло, то развилось особое значение: «почитать Бога», откуда - cultus -«попечение, забота о Божестве», и «культ», но поскольку и божество заботится о человеке, то второе значение латинского слова cultus - «попечение о человеке» [121]. Новый смысл понятие «культура» впервые получило у Цицерона с известным его выражением «культура души», создавшим образ возделываемой человеком души, понятие заботы, попечения человека о своей душе. «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа, -отмечает Цицерон. - Возделывание души (culture animi) - философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

В многочисленных определениях культуры, в которых отражены разные аспекты этого явления, прежде всего подчеркивается, что продукты природы -то, что свободно произрастает из земли, продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял [192], т.е. культура есть нечто, к чему приложено усилие человека, нечто усовершенствованное человеком в отличие от данного природного. Известно, что культура, вторая природа, таким образом охватывает все то, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия, человеческой деятельности, т.е. в культуру включается все, что создано людьми и относится к их жизни, все, что причастно человеку - вещи, сделанные человеком, т.е. материальные объекты, и материализованные в языке проявления мыслительной деятельности человека, «все, что искусственно, что природой не рождается» [193]. Н.М. Смирнова [192] приводит в одной из своих работ определение культуры - как общего объема творчества человечества.

Культура является фундаментальной характеристикой человека, одним из его определений. Понятие «культура» выражает специфику человеческой деятельности, способа бытия людей и является реальной средой существования человека, «искусственно формируемой человеком средой обитания» [187]. «Культура-это специфика человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории само по себе надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом связана с сущностью человека, является частью определения человека как такового» [Benoist A.]. Пико делла Мирандола в эпоху Возрождения говорил, размышляя о природе человека, что он является творением неопределенного образа [Pico della Mirandola]. Ш.А. Амонашвили неоднократно отмечал, что «человек есть искусственное создание истории и культуры, а не природное» [7], что «человек... неестественное существо в том смысле, что он не порождается природой» [7], что «человек есть...существо, возникновение которого непрерывно возобновляется с каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [27], что «личностные структуры основаны на искусственности человеческого феномена, т.е. не данности человеческого в биологическом, лишь потенциально человеческом существе» [7]. Культура -«способ существования и самоосуществления человеческой индивидуальности» [122], и «всякая человеческая деятельность по своей мотивации, технологиям и преследуемым результатам обязательно культурна» [122]. Понятие «культура», таким образом, выражает родовую специфику человеческой деятельности как способа бытия людей вообще, и культура «есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, способ ее осуществления», это своего рода «принцип связи человека с предметом» [160]. Человек рождается как проект человека, и «ребенок рода Homo sapiens становится человеком лишь тогда, когда он приобщается к тому порядку феноменов, который мы называем культурой» [White], и всю жизнь происходит становление, рост и развитие человека в среде культуры, искусственно формируемой человеком среде обитания. «Культурное существо означает, во-первых, существо недостаточное, во-вторых, существо творческое, для того, чтобы восполнить собственную недостаточность, компенсировать отсутствие способности, человек производит культуру. В этом контексте можно сказать, что культура носит инструментальный характер, то есть она оказывается инструментом приспособления к природе и покорения природы» [166], и ни культура не может существовать вне человека, ни человек вне культуры.

Без опоры на культуру человеку приходится «изобретать» самостоятельно способы создания и применения объектов культуры, искусства или же оставаться на стихийно-эмоциональном уровне непосредственного освоения различных средств и условий своей жизни, в том числе и чувственно-эстетических. Главные задачи формирования художественно-эстетической культуры и образования в дошкольном учреждении — обучающие, воспитательные и развивающие: освоение необходимой совокупности эстетических представлений, знаний и формирование компонентов художественно-эстетического сознания и культуры как качества личности, создание условий для развития художественно-эстетических потребностей детей. [179, 187].

Модель формирования художественно-эстетической культуры детей дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Формирование художественно-эстетической культуры целесообразно начинать с раннего детского возраста, так как он является благоприятным для усвоения знаний, формирования творческих умений, в частности в области изобразительного искусства. В связи с этим, цель экспериментальной работы определена следующим образом: доказать эффективность предложенной модели формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Базой исследования стали Республиканский Дворец детского творчества, детские сады №3, №5 г. Владикавказа. В эксперименте приняли участие 100 дошкольников 5-7 лет. Экспериментальная работа осуществлялась с 2010 по 2014 год и проводилась в три этапа: На первом этапе, поисково-подготовительном (2010-2011 гг.), определялась проблема и тема исследования, изучалось состояние проблемы в теории и практике педагогики дополнительного образования, анализировался отечественный опыт по формированию художественно-эстетической культуры дошкольников в условиях УДОД, опыт внедрения художественно-эстетического воспитания в систему дополнительного образования.

На основе полученной информации выявлялись противоречия, формировалась проблема, цель, объект и предмет исследования; конкретизировались его задачи, методология, методы и средства реализации.

На втором этапе, поисково-экспериментальном (2011-2012 гг.), уточнялись организационно-педагогические и психолого-педагогические условия реализации гипотезы; осуществлялась экспериментальная проверка отдельных слагаемых педагогической модели формирования основ эстетического воспитания дошкольников средствами изобразительного искусства (ИЗО) в УДОД; проводилась подготовка к реализации инновационной деятельности. В финале второго этапа экспериментально проверялась степень эффективности созданной модели формирования основ художественно-эстетического развития дошкольников в условиях ДОУ г.Владикавказа.

На третьем этапе (2013-2014 гг.) проводилась обработка результатов исследования, их обобщение и систематизация, работа над оформлением диссертации.

Для достижения поставленной цели было необходимым выявление динамики уровневых показателей художественно-эстетической культуры дошкольников контрольной и экспериментальной групп. Учебный процесс дошкольников экспериментальной группы был построен в соответствии с предложенной нами моделью и создании определенных психолого педагогических условий, в то время как дошкольники контрольной группы изучали изобразительное искусство в рамках традиционной программы «Рисование» в ДОУ. Для организации и проведения занятий по нетрадиционной программе изобразительной деятельности занятия проводились в детской изобразительной студии «Волшебная кисть».

Исходя из цели экспериментального исследования, были определены задачи констатирующего этапа. 1. Выявление критериев сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников. 2. Подбор диагностических методик для изучения каждого выявленного критерия сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников. 3. Определение уровня сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Художественно-эстетическая культура - качество личности характеризующиеся уровневым проявлением творческих способностей в живописи, процесс его формирования предполагает переход от одного уровня к другому, более высокому и качественно более совершенному.

В результате теоретического исследования проблемы формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования были выявлены следующие ее компоненты: мотивационно-ценностный; когнитивный; операционной; рефлексивный; творческий.

На наш взгляд, уровень сформированности указанных компонентов является показателем уровня сформированности художественно-эстетической культуры в целом.

Таким образом, нами определены пять критериев характеризующих уровень сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников: мотивы и ценности к изобразительной деятельности; теоретические знания в области изобразительных технологий; умения и навыки применения разнообразных изобразительных технологий; анализ собственной изобразительной деятельности; творческий подход к осуществлению изобразительной деятельности. Уровень сформированности выделенных критериев в совокупности позволяют говорить о низком, среднем и высоким уровнем сформированности художественно-эстетической культуры дошкольников (Табл.1).

Психолого-педагогические условия формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Цветные матрицы Равена Дж. [178] предназначены для обследования детей от 5 до 9 лет. Это широко применяемый тест, выявляющий способность ребенка к систематизированной, организованной интеллектуальной и творческой деятельности. Диагностика креативности (тест Е.Торренса [203]) в мировой психологической практике является самым валидным (отражающим соответствие психическим способностям) и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что интеллектуальные способности дошкольников на констатирующем этапе исследования «явно выше среднего» демонстрировали 81,3±0,01%. В результате проведения занятий по живописи показатели интеллектуальных способностей увеличились на 3,4±0,01%. Полученные цифры позволяют утверждать, что интеллектуальные возможности большинства (84,7±0,01%) детей, занимающихся в изостудии, выросли до уровня «явно выше среднего». Особо хочется отметить 2 детей Б-а Т. И З-а Н., чьи уровни интеллекта, исходя из трактовки результатов методики, характеризуются как «Супер-интеллект». Получены доказательства, что занятия изобразительной деятельности положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Исследование по методике Торренса определяет показатели, которые позволяют судить о некоторых составляющих творческих способностей детей дошкольного возраста. Так беглость – способность быстро предлагать много новых творческих идей. 60% дошкольников (13 чел.) выполнили все задания. Исключения составили лишь 9% (2 чел.), которые выполнили 10% заданий. В результате дополнительного уточнения и беседы с ними, выяснилось, что дети не поняли суть задания и не сказали об этом сразу. У 31% дошкольников не хватало времени, чтобы выполнить все задания.

Гибкость или вариативность творческого мышления предусматривает максимальное количество различных категорий ответов. 5 дошкольников смогли придумать фигуры десяти разных категорий; 54% детей дали ответы на 8-9 различных категорий; оставшиеся 40,5% детей проявили средний уровень вариативности творческого мышления.

Оригинальность идеи оценивалась максимальным баллом 20. Особо хочется отметить Х-а С. (4,5%), который получил 18 баллов; он нарисовал картинки, которые не входят в список стандартных ответов, что свидетельствует о высоком творческом потенциале. Средний уровень оригинальности проявили 95,5% детей.

Показатель разработанности умений отражает полноту творческой идеи, различные детали и элементы, которые значительно дополняют фигуру, делает из нее не просто предмет, а целую историю. Здесь имеет значение цвет, объем, штриховка, сюжет. Рисунки К-ой и З-ой А. (5,6%) отличались яркими, содержательными, ответами-картинками, что свидетельствует о нестандартности мышления. У остальных детей (91%) показатели разработанности соответствуют среднему уровню.

В результате анализа показателей, прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей: изображаемого образа, сюжетов, национального костюма, национального орнамента, соответствует возрастным нормам; оригинальность идеи – выше средней возрастной нормы; по показателю разработанности – получена стойкая тенденция к изменению ее к верхней границе нормы.

В конце года была проведена выставка детских рисунков, на который были представили лучшие рисунки по параметрам: тематический сюжет, цветовая гамма, оригинальность идеи. Результатом оценки эффективности процесса обучения изобразительному искусству явилась положительная динамика сформированности творческих 100 качеств. Для оценки качества разработанной модели был проведен экспертный метод. Экспертная оценка проводилась на основе традиционно снимаемых показателей освоения содержания по основному традиционному предмету «Рисование» и элективному курсу «Нетрадиционные технологии в изобразительном искусстве». Результативными и со значительным положительным сдвигом явились результаты показателей творческой активности дошкольников в конце эксперимента.

По результатам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень сформированности творческих и личностных качеств по всем 3 компонентам был выше в экспериментальной группе.

В постановке целей авторская концепция сходна с существующими программами, а в достижении конкретных целей имеет принципиальные различия в структуре, содержании, выработке конкретных способов решения проблем, что позволит, используя новые возможности, усовершенствовать качество дошкольного художественно–эстетического воспитания.

Таким образом, показатели практических умений дошкольников оказались выше, чем показатели теоретических знаний. Объясняется это спецификой модуля «нетрадиционная программа по ИЗО», которая имеет в большей степени теоретическую направленность. Практические творческие задания в рамках данного модуля для дошкольников ограничены, в честности сложные сюжеты, аппликации, декоративное искусство и усредненный показатель соответствующей среднему уровню сформированности художественно-эстетической культуры.

Средние показатели экспериментальных и контрольной групп были примерно одинаковы, что говорит о практически равном уровне начальных знаний и творческих умений дошкольников обеих групп. Результаты констатирующего эксперимента обосновали необходимость организации и проведения формирующего этапа.

Анализ и обсуждение результатов исследования

Проведенное исследование позволило сделать заключение о том, что поставленная в работе цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена, установлена положительная динамика в обосновании поставленных задач.

В современной стратегии образования значимость культуры подрастающего поколения должна являться одним из приоритетных направлений его гуманизации и базисом гармоничного развития личности В контексте сказанного художественно-эстетическая культура является важной составляющей частью общей культуры как важном периоде познавательного процесса личности.

Овладение общечеловеческими ценностями как и воспитание культуры лежит через познание их в национальной культуре, в которой происходит приобщение детей к ценностям мировой и национальной культуры. Национальная культура оказывает мощное воздействие не только на ход мирового общественного развития, но и на эволюцию человека.

Формирование художественно-эстетической культуры дошкольников невозможно без учета особенностей национальных традиций, существующих у народов Северного Кавказского региона. Они всегда настраивали людей на духовные ценности, и гармоничное функционирование в социуме, в природе. Народная педагогика, национальная культура и прогрессивные традиции должны использоваться для всестороннего становления личности современного человека.

Как показал анализ современных литературных источников художественно-эстетическая культура дошкольников – это целенаправленный педагогический процесс формирования творческих и личностных качеств детей средствами изобразительного искусства.

Существуют различные подходы ученых к определению понятий художественное и эстетическое воспитание.

В исследовании уточнена сущностная характеристика понятий «культура», «художественно-эстетическая культура» исходя из которого нами выделены основные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный, рефлексивный, творческий.

В диссертационном исследовании: - определены понятия «культура» и «художественно-эстетическая культура», рассмотрена ее структура и на основе анализа философской, социологической, акмеологической, педагогической, психологической литературы, представлена концепция ценностного отношения к изобразительному искусству в условиях региона; - исследовав теоретические основы формирования художественно-эстетической культуры дошкольников, выявлены компоненты, критерии и механизмы его формирования и педагогический потенциал, специфические возможности социальных институтов (ДОУ, семья, культурно-досуговые занятия в изостудии) в художественном и личностном воспитании дошкольников; - на основе полученных теоретических и эмпирических результатов разработана и реализована модель формирования художественно-эстетической культуры дошкольников в системе дополнительного образования Республики Северная- Осетия Алания; - выявлены показатели и критерии, определены уровни сформированности мотивационно-ценностного отношения дошкольников к изобразительной деятельности, дан анализ полученных на их основе результатов педагогического эксперимента, обоснована их диагностика. Занятия дошкольников в детской изостудии ДОУ по изобразительной деятельности должны осуществляться в рамках специальной педагогической системы, предназначенной для целенаправленного формирования у них творческих умений, навыков и духовно- нравственных ценностей. В настоящей диссертационной работе представляются основные теоретические и эмпирические положения, касающиеся проблемы формирования мотивационного ценностного отношения к изобразительной деятельности, в частности живописи, лепке, аппликациям, декоративному искусству у дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Эксперимент предусматривал проведение констатирующего и формирующего этапов, а также анализ полученных результатов. Каждый из этапов включал экспериментальную и аналитические части.

Экспериментальная часть каждого этапа состояла в подготовке материалов, необходимых для проведения исследования, организации и проведения экспериментов. В ходе проведения использовались методы исследования, которые позволили проследить динамику становления творческих способностей дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью. Проводилось тестирование и анализ качества выполненных детьми рисунков, аппликаций, лепки.

На аналитической фазе каждого этапа изучались, сравнивались, обобщались и анализировались результаты констатирующего и формирующего этапов экспериментов, разрабатывались рекомендации по совершенствованию процесса обучения дошкольников изобразительной деятельности с использованием современных технологий и этнорегионального компонента.

При организации дополнительного образовательного процесса формирования мотивационно-ценностного отношения к изобразительной деятельности были организованы выставки детских рисунков, праздничные вечера, круглый стол, мастер-классы, демонстрации картин выдающихся мастеров живописи на интерактивной доске.

Исследование показало, что развитие творческих и интеллектуальных способностей у дошкольников как личности средствами изобразительного искусства происходит от одного уровня к последующему уровню, совершенствования умений и навыков в изобразительной деятельности.

Проведенное нами исследование позволило выделить особенности коллективных, межличностных взаимоотношений в творческом коллективе изостудии, существенно влияющих как на формирование художественно-эстетической культуры так и на личностные качества дошкольников