Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы 14
1.1. Сущность и педагогическое содержание формирования духовно-нравственных установок учащихся 14
1.2. Особенности образовательного процесса начальной школы 47
1.3. Модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы 69
Выводы по главе 1 88
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы 91
2.1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке модели 91
2.2. Ход и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке модели 108
2.3.Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы по проверке модели 130
2.4. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы 140
Выводы по главе 2 156
Заключение 159
Библиографический список 164
Приложения 184
- Сущность и педагогическое содержание формирования духовно-нравственных установок учащихся
- Модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы
- Ход и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке модели
- Педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Сегодня внимание государства и общества направлено на рост духовного потенциала россиян, поэтому формирование у подрастающих поколений социальных ценностей и поведенческих установок – одно из приоритетных направлений современной государственной политики в сфере образования. Основные ориентиры образования на духовное возрождение нации отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (приказ Минюста России от 22 декабря 2009 г. № 15782009), «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы» (утв. указом Президента от 1 июня 2012 г. № 61), а также в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2016 г. № 423).
Федеральный государственного образовательного стандарт (ФГОС) начального (октябрь 2009 г.) и основного (декабрь 2010 г.) общего образования и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (декабрь 2012 г.) обращаются к пониманию воспитания как «деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Однако и на сегодня вопрос о формировании духовно-нравственных установок учащихся начальной школы остаётся открытым, что актуализирует поиск организационных форм, методов и средств их формирования.
Степень разработанности темы исследования. Философские, социо
логические и психологические аспекты понятия «установка», её механизм и
содержание раскрыты в работах А. Г. Асмолова, Л. И. Божович,
В. Н. Мясищева, Р. В. Овчаровой, Ю. Подгурецки, Д. Н. Узнадзе и др.. Пе
дагогические аспекты понятия «установка» представлены лишь в отдельных
исследованиях, которые определяют установку как целевую направлен-
ность, заданную со стороны взрослого; как состояние, формируемое обществом (О. С. Богданова, А. И. Шемшурина, Н. Е. Щуркова и др.)
В том числе в последнее время появились педагогические исследования,
посвящённые формированию «нравственной установки», её взаимосвязи с
ценностными ориентациями личности, нравственным сознанием, моральной
мотивацией поведения и практическим поведением личности (Л. П.
Брызговка, И. С. Марьенко, А. И. Петрова и др.).
Особый интерес для данного исследования представляют работы отече
ственных авторов, посвящённые анализу проблемы духовности, нравственно
сти личности (Ю. П. Вяземский, П. М. Ершов, М. С. Зеличенко,
П. В. Симонов, В. С. Соловьёв, и др.); духовно-нравственного воспитания
младших школьников (Г. И. Веденеева, Е. Н. Землянская, Л. А. Серикова,
Н. П. Шитякова и др.).
Однако не обнаружено работ, раскрывающих процесс формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Таким образом, анализ научной литературы по теме исследования и практики образования позволил выявить ряд противоречий:
-
социально-педагогического характера – между потребностью общества в ценностно ориентированной личности и недостатком внимания школы к формированию духовно-нравственных установок учащихся;
-
научно-теоретического характера – между значительным количеством исследований, посвящённых духовно-нравственному воспитанию школьников, и недостаточным вниманием к проблеме формирования духовно-нравственных установок учащихся начальной школы;
3) научно-практического характера – между потребностями млад
ших школьников в ценностно ориентированной, социально одобряемой дея
тельности и недостатком научных рекомендаций для педагогов по формиро
ванию ценностных позиций и установок учащихся.
Стремление разрешить данные противоречия позволило определить проблему исследования: какими должны быть модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы и педагогические условия, обеспечивающие её эффективность.
Необходимость решения данной проблемы определило тему работы: «Формирование духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы».
Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование, разработка, экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы и выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность её реализации.
Объект исследования – образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования – формирование духовно-нравственных установок учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы будет эффективным, если:
– определена педагогическая сущность понятия «духовно-нравственная установка младшего школьника» в соответствии с выявленными теоретическими основами;
– определены и учитываются особенности образовательного процесса начальной школы;
– разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственных установок учащихся;
– выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить на основании анализа психолого-педагогической литературы педагогическую сущность понятия «духовно-нравственная установка младшего школьника»;
-
определить особенности образовательного процесса начальной школы, влияющие на формирование духовно-нравственных установок;
-
разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы с учётом выявленных особенностей;
-
выявить, охарактеризовать и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение данных по теме исследования, моделирование); эмпирические (метод опроса (исследование показателя ориентационно-когнитивного критерия), метод проблемных ситуаций (исследование показателей мотивационно-ценностного критерия), практико-ориентированные задания (исследование показателей морально-деятельностного критерия), а также констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); математические (статистическая обработка полученных результатов с использованием критерия 2-Пирсона).
Понятийный аппарат исследования
Духовно-нравственная установка младшего школьника – выражение готовности к проявлению равноправия, чести, совести, личного достоинства, заботы, поддержки, понимания, веры в добро, человеколюбия на основе личностного смысла.
Формирование духовно-нравственной установки младшего школьника – это педагогически организованный процесс интериоризации младшим школьником духовно-нравственных ценностей (равноправия, чести, совести, заботы, поддержки, понимания, личного достоинства, веры в добро и человеколюбия).
Образовательный процесс начальной школы – это специально организованная практика образования, направленная на обучение и воспитание.
Методологическую основу исследования составили философско –
этические положения о сущности духовно-нравственного воспитания школь
ников (В. А. Блюмкин, А. А. Гусейнов и др.), ключевые положения теории
установки, теории деятельности и её структуры (А. Г. Асмолов,
А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.); положения возрастной психологии и педагогики об особенностях личностного развития младших школьников (К. А. Абульханова-Славская, В. А. Крутецкий, Д. И. Фельдштейн и др.). Основани-
ями для исследования стали общенаучные подходы: личностно-
деятельностный (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); системный (Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Н. М. Борытко, Э. Г. Юдин и др.); аксиологический (И. А. Ильин, И. Ф. Исаев, А. И. Осипов, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов, К. Д. Ушинский и др.); средовой (А. Г. Калашников, Ю. С. Мануйлов, В. Н. Шульгин и др.). Теоретическими предпосылками исследования служат: – исследования учёных в области развития и становления личности учащихся в начальном общем образовании (К. А. Абульханова - Славская, Л. И. Божович, Е. Н. Землянская В. А. Петровский, Л.С. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.);
– исследования нравственной сферы личности школьника и её компонентов: нравственные знания, нравственное сознание, представления, оценочные суждения, убеждения, ценностные ориентации (О. С. Богданова, Б. С. Братусь, О. Г. Дробницкий и др.); нравственные действия, отношения, поступки (А. Н. Леонтьев, Н. Л. Селиванова и др.); связь нравственного развития личности и социальной среды (Р. В. Овчарова, И. Д. Демакова, Н. П. Ши-тякова и др.); связь нравственного сознания с деятельностью человека (Л. И. Анцыферова, А. Н. Леонтьев, А. И. Шемшурина и др.).
– исследования различных аспектов готовности как личностного отношения к деятельности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Сластё-нин, Д. Н. Узнадзе и др.).
Экспериментальной базой исследования стали Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения г. Пензы: классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского г. Пензы (МБОУ классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского); многопрофильная гимназия № 4 «Ступени» (МБОУ МГ №4 «Ступени»); «Гимназия № 53» (МБОУ «Гимназия № 53»); средняя общеобразовательная школа № 36 (МБОУ СОШ № 36); средняя общеобразовательная школа № 47 (МБОУ СОШ № 47); средняя общеобразовательная школа № 65/23 (МБОУ СОШ № 65/23); «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Пензы» (МБОУ «СОШ № 7 г. Пензы»).
На первом – подготовительном – этапе исследования (2011–2012)
проводился анализ состояния проблемы в теории и практике педагогической науки, формулировался понятийно-категориальный аппарат, цель, гипотеза, задачи исследования.
На втором – основном – этапе исследования (2012–2016) проводился констатирующий эксперимент и обобщались его результаты; разрабатывалась, теоретически обосновывалась и апробировалась модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы в условиях формирующего эксперимента.
На третьем – заключительном – этапе исследования (2015–2016)
проверялась модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы, проводился контрольный
этап эксперимента, выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие её эффективность; оформлялись результаты исследования и работа в целом.
Научная новизна исследования заключается в том, что проблема формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы решена на основе определения педагогической сущности и содержания духовно-нравственной установки как выражения готовности к проявлению равноправия, чести, совести, личного достоинства, заботы, поддержки, понимания, веры в добро, человеколюбия на основе личностного смысла. Такой путь позволил сконструировать модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы, функционирование которой осуществлено в соответствии с выделенными этапами формирования духовно-нравственной установки, реализованными через технологию межличностного взаимодействия субъектов формирования духовно-нравственных установок, программу проблемно-ценностного общения «Общайся и развивайся!» и выявленные педагогические условия.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: – раскрыта и обоснована педагогическая сущность понятия «духовно-нравственная установка младшего школьника»;
– определены особенности образовательного процесса начальной школы, влияющие на формирование духовно-нравственных установок;
теоретически обоснована модель формирования духовно-
нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы;
– выявлены и охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе
формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном
процессе начальной школы апробирована технология межличностного взаи
модействия субъектов формирования духовно-нравственных установок уча
щихся; разработаны, апробированы и использованы средства формирования
духовно-нравственных установок учащихся (программа проблемно-
ценностного общения «Общайся и развивайся!» и сайт «Как слово помогает
дружить!» для учителей общеобразовательных школ, реализующих техноло
гию межличностного взаимодействия субъектов формирования духовно-
нравственных установок); определен и использован диагностический инстру
ментарий (критерии, показатели, уровни и сформирован пакет диагностиче
ских методик для определения сформированности духовно-нравст
венных установок учащихся).
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе начальной школы, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации учителей начальных классов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений работы и реализацией комплекса исследовательских методов и средств, адекватных цели, гипотезе и задачам исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе, репрезентативностью эмпирических материалов. Проведённый количественный и качественный анализ экспериментальных данных с использованием статистических методов и корректная интерпретация полученных результатов указывают на объективность полученных выводов и воспроизводимость результатов в образовательном процессе начальной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования неоднократно озвучивались в виде докладов на научно-практических конференциях различного уровня: международных (Пенза, 2011 г.; Ульяновск, 2012 г.; Уфа 2014 г.; Москва 2014 г.; Тамбов 2015 г.; Саратов 2015 г.; Тамбов 2016 г.); всероссийских (Саратов, 2015 г.); на ежегодных межрегиональных конференциях, теоретических семинарах кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Содержание проведённого исследования изложено в 13 публикациях, в том числе 5 опубликовано в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Положения, выносимые на защиту:
-
Духовно-нравственная установка младшего школьника – выражение готовности к проявлению равноправия, чести, совести, личного достоинства, заботы, поддержки, понимания, веры в добро, человеколюбия на основе личностного смысла. Духовно-нравственная установка является смысловой по сути, так как в ней заключён личностный смысл всей жизнедеятельности младшего школьника, проявляющийся в виде осознанной готовности следовать нравственным нормам. Компонентами духовно-нравственной установки выступают: когнитивный (знание нравственных норм); отношенческий (эмоционально-оценочное отношение к нравственным нормам); деятельностный (активность по отношению к объекту). Критериями сформированности компонентов духовно-нравственной установки являются ориентационно-когнитивный, мотивационно-ценностный, морально-деятельностный с соответствующими им показателями и уровнями.
-
Особенностями образовательного процесса начальной школы, влияющими на формирование духовно-нравственных установок, являются:
-
формирование личностных универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей учащихся;
-
тесное сотрудничество с родителями с целью выработки согласованных задач воспитания;
3) использование воспитательного потенциала образовательного про
странства образовательных организаций.
3. Модель формирования духовно-нравственных установок учащихся
в образовательном процессе начальной школы включает в себя следующие
компоненты: целевой (цели, методологические подходы, принципы формиро
вания духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе
начальной школы); содержательный (совокупность компонентов духовно-
нравственных установок младших школьников в соответствии с особенностя
ми образовательного процесса начальной школы); операционно-
деятельностный (технология межличностного взаимодействия субъектов фор
мирования духовно-нравственных установок, предполагающая поэтапное
структурирование процесса формирования духовно-нравственных установок
учащихся в соответствии с особенностями развития духовно-нравственной
сферы младшего школьника); оценочный (критерии, показатели, уровни и ре
зультат сформированности духовно-нравственных установок учащихся в об
разовательном процессе начальной школы).
4. Формированию духовно-нравственных установок учащихся в образо
вательном процессе начальной школы способствует реализация следующих
педагогических условий:
– создание нравственно ориентированного пространства для жизнедеятельности детей, позволяющего накапливать духовно-нравственный опыт, на основе которого формируются духовно-нравственные установки;
– реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающего формирование духовно-нравственных установок младших школьников;
– стимулирование субъектной позиции учащихся с помощью групповой и индивидуальной форм работы;
– активное привлечение родителей к участию в образовательном процессе начальной школы с целью их положительного влияния на формирование духовно-нравственных установок младших школьников;
– готовность педагога к формированию духовно-нравственных установок учащихся.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, состоящего из 239 источников, 7 приложений, содержит 20 таблиц и 11 рисунков.
Сущность и педагогическое содержание формирования духовно-нравственных установок учащихся
Проблема формирования духовно-нравственной личности не одно столетие представляет интерес для учёных-исследователей философии, психологии, социологии, педагогики и других наук. Изучение в научно-педагогической литературе многочисленных исследований, касающихся вопросов духовности, нравственности у подрастающих поколений, приводит к понятию «установка». Впервые появившись в психологии, данное понятие получает своё развитие и в педагогике с целью описания педагогических процессов обучения и воспитания, поэтому в данном диссертационном исследовании считаем необходимым рассмотреть вопросы формирования духовно-нравственных установок личности, первоначально обратившись к понятию «установка».
Русскоязычные толковые словари опираются при раскрытии понятия установка не на форму имени существительного, а на форму глагола «устанавливать», которая трактуется как «назначать, утверждать, вводить в действие / определять, утраивать, осуществлять, налаживать, организовывать [61, 128].
В психолого-педагогических словарях установка рассматривается как «готовность; предрасположенность субъекта к определённому действию; определённая направленность поведения субъекта; состояние мобилизованности; неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психической деятельности; подготовительная реакция организма; оценочная реакция, убеждения, ощущения; положительные и отрицательные чувства к людям, обстановке или вещам» [17, 30, 45, 49, 58, 123, 181].
Термин «установка» в русскоязычную научную литературу ввел глава грузинской психологической школы Д. Н. Узнадзе, определявший её как предшествующую любым, в том числе психическим актам субъекта, готовность осуществлять именно те акты, которые адекватны данной ситуации.
Анализ зарубежных источников позволил определить, что понятию «установка» родственно понятие «аттитюд» (Attitude), поскольку ключевым словом в его определении также является «готовность». Г. Олпорт еще в 1935 г., объединяя различные определения аттитюда, сформулированные к тому времени социальными психологами, интерпретировал его как «состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта; аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он (аттитюд) имеет отношение [134]. В то же время, несмотря на свою родственность, установка и аттитюд далеко не равнозначные понятия.
В русскоязычной литературе английский термин «аттитюд» чаще всего не переводится или же выражается понятием «социальная установка». Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики [191].
В философском словаре под редакцией М. М. Розенталя установка рассматривается в качестве духовной ориентации мысли или убеждения, которые определяют как отношение к тому или иному предмету, событию, факту, так и способ их реализации в окружающем мире. Причинами, вызывающими установку, могут выступать либо внутренние потребности человека, либо определённые внешние события, либо предшествующий опыт, связанный с предметом, событием, фактом [203].
Таким образом, установка как философская категория означает особое отношение между личностью и предметами, которое обусловлено потребностями и направленностью внимания и может быть вызвано определёнными моментами внешнего события, а также результатом прошлого опыта.
Многочисленные исследования, посвящённые проблеме природы установки, обусловливают множественность представлений о данном явлении.
Огромный вклад в развитие понятия «установка» ввёл основатель экспериментальной психологии в России Н. Н. Ланге. В своей теории волевого внимания (Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. М., 1893) учёный связывал установку с вниманием, которое «является целеподчинённым и опосредованным предыдущим опытом, т.е. оно всегда имеет цель, обусловленную представлениями человека о том или ином объекте или явлении. Волевое внимание направлено на восприятие лишь того, что уже есть в памяти человека и служит для детализации ранее устоявшегося представления» [218].
Продолжил разработку термина «установка» в отечественной науке психолог Д. Н. Узнадзе. Согласно теории Д. Н. Узнадзе, установка – «бессознательное явление, предшествующее сознательному» [197].
А. Н. Леонтьев так трактует понятие «установка»: потребность, направляющая и регулирующая конкретную деятельность субъекта в предметной среде» и «психологическое содержание взаимодействия потребности и объективной ситуации, на базе которой возникает деятельность определённой направленности» [98].
По мнению И. С. Кона, установка может выступать бессознательным мотивом, которому предшествует действие и который способен определить готовность к деятельности в соответствии с неосознанными воззрениями, возникшими благодаря опыту. При этом И. С. Кон делает акцент в понятии «установка» на готовность к реакции и направленности, убеждения (мыслительного акта) [83].
Таким образом, в работах отечественных учёных-психологов установка рассматривается как бессознательное явление, которое способно направлять восприятие и поведение индивида во всех его сферах жизнедеятельности [101]. Однако интерес к природе установки также получил распространение и за рубежом у таких учёных, как Ф. Знанецкий, С. Московичи, Г. Олпорт, У. Томас и др. В отличие от отечественных учёных, зарубежные учёные утверждают установку как сознательное явление, ориентированное на социальное взаимодействие индивида.
Г. Олпорт определяет установку как «психоневрическую готовность к деятельности в той или иной ситуации, базирующуюся на предшествующем опыте индивида» [134].
М. Рокич понимает под установкой «устойчивую систему взглядов, определяющих реакции человека». В гештальтпсихологии (Курт Левин, Курт Коффка и др.) под установкой понимают иерархию системы знаний и опыта, касающихся объектов окружающей среды. Однако многочисленные зарубежные исследования выявили противоречивые данные о природе и функции установки, вследствие чего установка стала выступать как набор определённых реакций (чувств, мнений, убеждений) на что-либо и, как результат, готовность вести себя соответствующим образом.
Педагоги-психологи В. В. Давыдов, Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров, А. В. Петровский, Е. С. Рапацевич, М. Г. Ярошевский и др. определяют установку как «готовность человека действовать в определённой ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации» [157, 188,141, 158 ]. В контексте нашего исследования интерес представляет определение понятия «установка» в педагогическом словаре М. Ю. Олешкова, В. М. Уварова как «готовность действовать на основе эмоционально – ценностного отношения» [187]. Данное определение понятия «установка» в педагогическом словаре и многообразие представленных выше определений в философии, социологии и психологии позволили осмыслить педагогический аспект установки и представить её в исследовании с опорой психологические основания (готовность к действию).
Д. Н. Узнадзе уточняет, что установка – это есть результат всей подготовки к предстоящему действию. Однако Д. Б. Эльконин, опираясь на положения теории установки Д. Б. Узнадзе, дополняет, что установка находится между подготовительным и исполнительными этапами действия. Установка с его точки зрения есть завершающее звено подготовительного этапа и одновременно – начальное звено исполнительного [225]. Д. Б. Эльконин определяющую роль отводит деятельности, которую осуществляет индивид в данных предметных условиях с целью решения определённых задач. «Установка уже есть готовое предстоящее действие, но только ещё не совершённое. Правильнее было бы говорить об установке не как о готовности к действию, а как о внутренне готовом действии»[225]. Вслед за Д. Б. Элькониным в нашем исследовании будем рассматривать установку в рамках теории деятельности.
Модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы
Определение существующих теоретико-методологических оснований формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы, выявление и характеристика особенностей образовательного процесса начальной школы, влияющих на формирование духовно-нравственных установок учащихся, дали возможность в соответствии с задачами исследования разработать и теоретически обосновать модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы.
Необходимость создания модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы обусловлена противоречиями: между потребностью общества в ценностно ориентированной личности и недостатком внимания школы к формированию духовно нравственных установок учащихся; между значительным количеством исследований, посвящённых духовно-нравственному воспитанию школьников и недостаточным вниманием к проблеме формирования духовно-нравственных установок учащихся начальной школы; между потребностями младших школьников в ценностно ориентированной, социально одобряемой деятельности и недостатком научных рекомендаций для педагогов по формированию ценностных позиций и установок учащихся.
В соответствии с логикой рассмотрения понятий считаем целесообразным охарактеризовать теоретические основы процесса моделирования и рассмотреть точки зрения на определение понятия «модель».
С точки зрения философских учений модель представляет собой «аналог (схему, структуру, знаковую систему) определённого фрагмента природной или социальной реальности, продукта человеческой культуры, концептуально-теоретического образования. Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, его свойствах и структурах, для преобразования или управления им. Модель – это «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Результаты разработки и исследования модели при определённых условиях переносятся на оригинал» [202].
В «Педагогическом словаре» «модель» понимается как некая система явлений (предметов), обладающая определёнными характеристиками, свойственными оригиналу. Наличие некоторых сходств позволяет применять модель как заместитель изучаемой системы. В качестве моделей могут выступать материальные предметы, а также математические и информационные константы. Модель, являясь средством познания, источником которого выступает аналогия, воссоздаёт структуру оригинала и представляет его проще, чем есть на самом деле, а также отвлекает от несущественного. В обобщённом виде модель отражает явление, но в то же время не приравнивается к нему, несёт в себе итог обобщения практического опыта [140].
«Российская педагогическая энциклопедия» определяет моделирование с двух позиций: как метод исследования объектов и как создание и постижение моделей реально существующих предметов и явлений. Существует предметное (исследование ориентируется на модель, которая передаёт основные характеристики оригинала) и знаковое (информационное) моделирование (исследование ориентируется на модели, в качестве которых выступают схемы, чертежи, формулы и т.п.). Как вариант последнего моделирования может рассматриваться математическое моделирование.
Модель представляется в сознании и актуализируется системой, которая способна передавать существенные свойства оригинала путём опосредованного получения знаний о нём [138].
B. И. Загвязинский, раскрывая сущность моделирования, характеризует его как «создание моделей исходного (актуального) состояния преобразуемого процесса или объекта » и как «процесс создания моделей, объектов-аналогов исследуемому процессу или системе, отражающих структурные и (или) динамические характеристики исследуемого процесса (системы) в более доступном для изучения виде» [62].
C. И. Архангельский считает, что «моделирование – важный метод научного познания и изучения отдельных, специально выделяемых сторон объекта, в том числе его скрытых свойств, отражающий признаки, факты, связи, отношения в определённой области знания в виде простой и наглядной формы, удобной и доступной для анализа и выводов» [9]. A. В. Петровский, М. Г. Ярошевский рассматривают моделирование с позиции «исследования психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей» [158]. Под «моделью» при этом понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Относительная простота модели делает такую замену особенно наглядной. Создание упрощённых моделей системы – действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений в разных отраслях знания» [158].
B. М. Полонский характеризует моделирование как «теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Особым видом моделирования считается мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создаёт идеальные объекты, соотносит их в определённой динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. В зависимости от специфических уровней педагогической реальности используются различные модели» [140].
«Модель – теоретическая конструкция, отражающая существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощает его авторское понимание; графическое, схематичное или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы». «Различают модели текстовые, схематические, математические (по способам выражения); структурные, описательные, динамические, эвристические (по функциям). Модели выступают инструментом познания, прогнозирования и реализации преобразований» [141].
«Модель может быть по содержанию полностью или преимущественно: описательной (чаще всего это текст, раскрывающий принципы преобразования, его этапы и технологии, связи между проблемой, содержанием, способами его трансформации и результатами); структурной, представляющей состав, иерархию компонентов системы; функциональной или функционально-динамической (в этом случае используются преимущественно схемы и сравнительные таблицы, раскрываются связи между элементами, способы функционирования системы); эвристической, дающей возможность обнаружить новые связи и зависимости; интегративной (смешанной), включающей в себя компоненты нескольких или всех видов моделей» [62].
Из вышесказанного можно заключить, что общие начальные положения, применяемые для определения алгоритма операций при их создании, предполагают: выявление целей и точных задач моделирования; получение и анализ информации, касающейся сформулированных задач; определение существенных обстоятельств, связанных с исследуемым объектом или явлением; создание модели с учётом задач, на решение которых рассчитана модель.
Опираясь на характеристику моделирования, в нашем диссертационном исследовании мы разработали и описали структурную модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы. Модель построена с учётом теоретических выводов, сделанных нами в параграфах 1.1 и 1.2, и основана на гипотезе исследования, изложенной во введении к работе.
Структура модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы по своему компонентному составу аналогична организованному педагогическому процессу (рисунок 1.5). На основе структуры процесса обучения, представленного Ю. К. Бабанским, модель включает в себя целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный блоки [12].
Ход и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке модели
Задачей формирующего эксперимента была экспериментальная проверка модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы, в ходе которой нами были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность её реализации.
В начале 2012–2013 учебного года нами была определена экспериментальная группа (1 «А» класс ( МБОУ классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского; МБОУ МГ №4 «Ступени»; МБОУ «Гимназия № 53; МБОУ СОШ № 36; МБОУ СОШ № 47; МБОУ СОШ № 65/23; МБОУ «СОШ № 7 г. Пензы»)), в которой реализовывалась модель формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы. Рассмотрим, как модель встраивалась в образовательный процесс МБОУ классической гимназии № 1 им. В. Г. Белинского, создавая тем самым нравственно ориентированное пространство, позволяющее младшему школьнику накапливать духовно-нравственный опыт, необходимый для формирования духовно-нравственных установок. При построении нравственно ориентированного пространства, формирующего духовно-нравственные установки, мы учитывали основную миссию гимназии, заключающуюся в построении образовательного пространства непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в котором согласуются цели, ценности, интересы учеников, учителей и родителей, а также поддерживается фундаментальное образование и духовность как залог личностного развития и богатства нации [142].
Гимназия № 1 им. В. Г. Белинского, основанная в г. Пензе 230 лет назад по высочайшему указу царствующей тогда особы Екатерины Алексеевны, сегодня представляет собой современное общеобразовательное учреждение, которое обладает богатым историческим прошлым, хранит и приумножает свои традиции. На наш взгляд, важно отметить отличительные особенности данного учреждения г. Пензы:
– единственная классическая гимназия губернии, начиная с XIX в;
–единственное образовательное учреждение, здание которого является памятником культуры и архитектуры конца XIX – начала XX в. Федерального значения;
–114 имён знаменитых выпускников и преподавателей гимназии занесено а Пензенскую энциклопедию выпуска 2001 г.;
–6 имён знаменитых выпускников и преподавателей гимназии занесено на карту мира, среди них Д. А. Алашеев, В. Г. Белинский, Н. А. Галкин, А. А. Татаринов, М. Н. Тухачевский, И. Д. Усыскин [142].
Опираясь на наследие гимназии, мы учитывали, что становление ценностных отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, не происходит в один момент на данном уроке, для его формирования необходимо время. Поэтому эта работа должна быть систематической и опираться на традиции воспитательной и образовательной сфер. Представим традиции образовательного и воспитательного процессов гимназии № 1 им.
В. Г. Белинского, влияющие на формирование духовно-нравственных установок младших школьников в виде следующей модели (рисунок 2.3).
Традиции образовательного процесса гимназии открыты для общественности. Учебный процесс в гимназии максимально открыт для родителей. Регулярно проводятся дни открытых дверей, позволяющие близким учеников не только понаблюдать за работой детей на уроке, но и поработать вместе с ними над заданием учителя в составе творческих групп.
Всё воспитательное воздействие на ученика осуществляется посредством взаимодействующих и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, организующей, оздоравливающей, которые, в свою очередь, создают единое нравственно ориентированное пространство.
Среда, в нашем понимании, это комплекс элементов учебно воспитательного процесса, в котором взаимодействуют педагоги и учащиеся.
Элементами развивающей среды являются: факультативы, кружки, объединения, школьный музей, детское экологическое движение, театральная студия. Элементами адаптивной среды являются: социально психологическая служба школы, классы для детей с особенностями развития, семья. Элементами организующей среды являются: совет школьного музея, педагогический совет, административный совет. Элементами оздоравливающей среды являются: спортивные клубы, секции, уроки лечебной физкультуры.
В проектировании воспитательной среды приоритетное направление носят традиции, основанные на взаимоотношениях отцов и детей. Опыт и забота старших – это одно из условий формирования современной культурной личности. Гимназические праздники объединяют в единой деятельности разные поколения людей. Гимназия поддерживает идею «семейственности» в вопросах воспитания, тем более что многие родители наших учеников воспитывались в этом учебном заведении и уже тогда впитали уважение и интерес к его истории и богатым традициям.
Таким образом, родители учеников – это надежная поддержка гимназии в любых делах. Традиции совместного управления учебным заведением существуют уже десятки лет. Родители работают в составе Попечительского совета, Совета гимназии, Совета бабушек, родительских комитетов и т.д.
Совместные органы управления обеспечивают дополнительный контроль и позволяют четко функционировать всем сферам учебного заведения, способствуют установлению демократических отношений на всех уровнях жизнедеятельности гимназии.
Отлаженная система взаимоотношений функционирует не только внутри гимназии. Она имеет свое продолжение и в окружающем социуме. Ведь гимназия – образовательная система, открытая для педагогического сотрудничества сообщества города и области. В стремлении к результативности педагогическим коллективом гимназии разработана целая программа по обмену опытом, реализующаяся на городском и международном уровнях (рисунок 2.4).
Цель дополнительного образования – выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, сориентированной на нравственные ценности.
Следует отметить, что формирующий эксперимент охватывает образовательный процесс гимназии, в котором особое место отводится систематической работе учителя с основными компонентами модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы: технологией межличностного взаимодействия субъектов формирования духовно-нравственных установок, программой проблемно-ценностного общения «Общайся и развивайся!» (приложение 7) и сайтом «Как слово помогает дружить!» (приложение 6). Все перечисленные компоненты модели обладают воспитательным потенциалом, реализуется который в урочной и внеурочной деятельности.
Педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы
В процессе экспериментальной работы были выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования духовно-нравственных установок учащихся в образовательном процессе начальной школы:
– создание нравственно ориентированного пространства для жизнедеятельности детей, позволяющего накапливать духовно-нравственный опыт, на основе которого формируются духовно-нравственные установки;
– реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающего формирование духовно-нравственных установок младших школьников;
– стимулирование субъектной позиции учащихся с помощью групповой и индивидуальной форм работы;
– активное привлечение родителей к участию в образовательном процессе начальной школы с целью их положительного влияния на формирование духовно-нравственных установок младших школьников;
– готовность педагога к формированию духовно-нравственных установок учащихся.
Раскроем содержание выделенных нами педагогических условий:
1. Создание нравственно ориентированного пространства для жизнедеятельности детей, позволяющего накапливать духовно нравственный опыт, на основе которого формируются духовно-нравственные установки.
В современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой понятие «создавать» определяется как «составлять, формировать, образовывать», «учреждать, основывать, организовывать», «определять, устанавливать, намечать» [61].
В рамках данного диссертационного исследования создание нравственно ориентированного пространства рассматривается нами как условие формирования нравственной направленности деятельности младших школьников. Формируется нравственная направленность в образовательном процессе, под которым понимаем специальную организованную практику образования (педагогические технологии, организационные формы и др.), направленную на обучение и воспитание младших школьников.
Воспроизводство духовного, нравственного и национального культурного потенциала способствует накоплению духовно-нравственного опыта учащихся. Сегодняшние гимназисты чтут и хранят традиции гимназии, участвуя из года в год в праздниках, коллективных творческих делах, акциях, школьных, районных, городских и всероссийских мероприятиях. Педагогический коллектив гимназии ориентируется не только на традиции прошлого, но и создаёт современные традиции, учитывающие инновации образования. Являясь площадкой инновационного педагогического опыта, городской лабораторией развивающего обучения, региональным центром информационных технологий и опираясь на уникальные традиции прошлого, гимназия создаёт огромные возможности для духовно-нравственного развития ребёнка в образовательном процессе, охватывающем и внеурочную, и урочную деятельность.
Связь прошлого и настоящего отражается в комплексе-музее гимназии, который поистине является центром воспитательной деятельности данного образовательного учреждения. Воспитывающая деятельность музея охватывает весь образовательный процесс и является связующим звеном между учебными занятиями, внеурочной жизнью детей, разнообразной деятельностью и общением за пределами гимназии. Но стоит отметить, что воспитывающая деятельность невозможна без опоры на возрастные особенности младшего школьника, поэтому основной акцент в процессе создания нравственно ориентированного пространства в жизнедеятельности детей мы делали на возрастной подход, позволяющий ориентироваться на интересы младшего школьника к таким видам деятельности, благодаря которым возникает потребность в соблюдении нравственных норм.
Опираясь на возрастную периодизацию Л. С. Выготского, отметим, что появление новообразований младшего школьного возраста сопровождается множеством противоречий, характерных для данного возраста. Одно из них связано с возникновением на протяжении младшего школьного возраста «нового типа отношений с окружающими людьми» [41]. Смысл данного противоречия заключается в том, что безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, всё большее значение для ребёнка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Этот период можно считать сензитивным для стимулирования развития ценностно смысловой сферы младшего школьника с целью формирования устойчивых духовно-нравственных установок. Реализовывая программу проблемно ценностного общения «Общайся и развивайся!» и технологию межличностного взаимодействия субъектов формирования духовно нравственных установок младшего школьника в образовательном процессе начальной школы, деятельность общения мы рассматривали неотъемлемым атрибутом ведущей учебной деятельности младшего школьника, так как именно деятельность общения способна сформировать и закрепить у младших школьников новый тип отношений с окружающими людьми на основе морально-этических норм.
Выявляя преобладающие мотивы учащихся начальных классов в параграфе 1.1, мы определили, что общение в коллективе (в первую очередь в классном) является ценностью для младшего школьника, а прочные дружеские контакты со сверстниками являются ведущим мотивом поступков младшего школьника. Потребность быть значимым для своего сверстника и установить прочные дружеские контакты заставляет ребёнка соответствовать неким требованиям. Так развивается самооценка, которая позволяет ребёнку оценить свои успехи, неудачи и удовлетворить потребность соответствовать требованиям, которые, несомненно, несут в себе ценностные ориентации.
В процессе общения создаются максимальные возможности для развития самооценки ребёнка. Задача учителя начальных классов – помочь становлению адекватной самооценки у ребёнка, так как она станет в будущем (в средних и старших классах) залогом успешной деятельности и будет способствовать формированию устойчивых духовно-нравственных установок. В период обучения в начальной школе ребёнок способен приобрести духовно-нравственные установки, но, чтобы они стали устойчивыми в подростковом и юношеском возрасте, мы создавали нравственно ориентированное пространство, в котором важно каждому субъекту социума (семья, школа, дополнительные образовательные учреждения, средства массовой информации и др.) влиять на процесс становления ценностных ориентаций ребёнка.
На наш взгляд, создание нравственно ориентированного пространства в жизнедеятельности детей, позволяющего накапливать духовно нравственный опыт, на основе которого формируются духовно-нравственные установки, является одной из основных возможностей образовательного процесса начальной школы, обеспечивающих эффективность формирования духовно-нравственных установок учащихся.
2. Реализация воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающего формирование духовно-нравственных установок младших школьников.
Достоинством любого образовательного учреждения является наличие воспитательной системы, охватывающей не только внеурочную деятельность, но и учебный процесс во всём его многообразии. Урочная и внеурочная деятельности несут в себе огромный воспитательный потенциал, понятие которого мы рассматриваем ведущим в обозначенном выше педагогическом условии. Обратившись к словарю по социальной педагогике, выявили, что слово «потенциал» определяется как совокупность возможностей, средств, запасов, источников, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей, осуществления плана, решения определенных задач; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [107].