Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы Любезнова Юлия Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Любезнова Юлия Викторовна. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.01 / Любезнова Юлия Викторовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 16

1.1. Формирование духовно-нравственных ценностей личности как социальная и психолого-педагогическая проблема 16

1.2. Воспитательный потенциал средств художественной литературы в формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников 42

1.3. Модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 62

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию духовно нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 81

2.1. Исходный уровень сформированности духовно-нравственных ценностей современных старшеклассников общеобразовательной школы 81

2.2. Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 94

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы 151

Выводы по второй главе 165

Заключение 169

Список литературы 172

Формирование духовно-нравственных ценностей личности как социальная и психолого-педагогическая проблема

При всестороннем рассмотрении проблемы формирования духовно нравственных ценностей старшеклассников необходимо учитывать социальный контекст этого процесса.

В XXI веке происходят значительные изменения как в социально экономической, так и в образовательной сферах российского общества.

Современная система российского образования находится на новом качественном этапе своего развития – этапе модернизации, направления которого определены в таких нормативно-правовых документах, как Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», Национальный проект «Образование». В этих документах обозначена приоритетная роль воспитания учащейся молодежи и формирования духовно-нравственных ценностей школьников: «Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны» [4, c. 14].

Высокая значимость социального аспекта проблемы формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников обосновывается прежде всего тем, что изменились базовые духовно-нравственные ценности детей и молодежи, растет преступность, наркомания, бродяжничество, развиваются эгоцентристские настроения, негативное отношение к истории, культуре, национальным традициям, отсутствуют истинные идеалы. Модернизация отечественного образования предопределила смену типа социальной личности, опирающейся на новые ментальные и культурные установки – автомобиль, мобильный телефон, компьютер, появление которых резко изменили жизнь молодежи.

Согласно опросам Левада-Центра, кризис морали, культуры, нравственности является острой социальной проблемой. Социологи подчеркивают, что моральная деградация значительного количества граждан современной России, утрата духовно-нравственных ценностей представляется сегодня не меньшей угрозой, чем внешняя агрессия [184]. Исследования последних лет дают основания для констатации серьезных изменений духовно-нравственных ценностей наших граждан – почти двукратное снижение, по сравнению с советским периодом, значимости таких качеств, как чувство долга, честность, принципиальность [95]. Многие испытывают постоянный страх в связи с перспективой моральной и культурной деградации российского общества (15% респондентов), сильную тревогу за утрату духовно-нравственных ценностей (35% респондентов) [184].

Современное российское общество переживает глубокий духовно-нравственный кризис. Изменились духовно-нравственные ценности не только учащейся молодежи, но и в целом граждан страны. Трудно не согласиться с мнением Д. А. Леонтьева, который подчеркивает, что «духовно-нравственный кризис – кризис смысла, кризис ответственности» [218, с. 6].

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, важнейшей национальной задачей является не только рост численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, но и укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Формирование личности современной молодежи в обществе происходит в условиях политических и экономических реформ, в последнее время существенно изменилась социокультурная жизнь молодого поколения, функционирование различных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, СМИ, молодежных и детских общественных объединений. Происходящие перемены оказали существенное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Изменились духовные ценности молодежи, деформировались прежние убеждения и взгляды. Новое отношение к понятиям: «патриотизм», «долг», «честь», «духовность» – вносит свой негативный вклад в нравственное состояние учащейся молодежи. Эти негативные явления значительно снизили в общеобразовательных школах работу по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся.

Тяжелый кризис переживает российская семья: социальное расслоение общества, рост безработицы, постепенная утрата семейных традиций и воспитательного значения семьи. В современном обществе растет количество трудных подростков, наблюдается тенденция роста детской преступности; изменились способы информационного воздействия, которые непосредственно влияют на образовательный процесс. В условиях мобильности информации и материалов, распространяемых через социальные сети, прессу, телевидение и др., на подрастающее поколение обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, наркоманию, преступность, культ денег. Человек в современном мире не воспринимается как высшая ценность, замыкается в мире своих личных интересов.

Учитывая сложность и многоплановость процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников и его неотделимость от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от общества, культуры, семьи и школы, нужно вернуть школе безусловную ценность. В этом случае воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей – «социализацию и поддержку индивидуализации личности растущего человека» [54].

В связи с этим одной из важнейших задач государства, общества, школы, семьи является создание условий для формирования и развития духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи, воспитание гуманной личности, обладающей высокой культурой и активной гражданской позицией.

Не случайно в послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации подчеркивается: «У нас очень интересные, целеустремлённые дети и молодёжь. Мы должны сделать всё, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы у ребят были равные возможности для успешного жизненного старта… Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» [9].

Описание психолого-педагогического проблемного поля формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в контексте задач данного исследования предполагает анализ понятийно-категориального аспекта проблемы, возрастных психолого-педагогических особенностей старшеклассников и методологических педагогических подходов формирования у них духовно-нравственных ценностей. Разработка категориального аппарата исследования выявила необходимость анализа ведущих понятий: «духовно-нравственные ценности», «формирование духовно-нравственных ценностей», «формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников». Сегодня категория «ценность» является одной из важнейших общенаучных и общечеловеческих категорий.

Духовные ценности в современном обществе являются важнейшими ориентирами. В настоящее время они являются основой общественной солидарности, культурной идентификацией личности. Ценности существуют в форме личных установок, правил и входят в психологическую структуру личности, являясь источником мотивации, регуляции ее поведения.

Исследователи О. С. Газман, А. Г. Здравомыслов, В. В. Николина, В. А. Петровский, Л. А. Серикова, Т. И. Шукшина и др. считают, что в настоящее время социально значимые ценности являются приоритетом общечеловеческих ценностей и включает в себя преемственно охраняемые во всех общественных системах такие ценности, как истина, доброта и красота; отечество как особо актуальную для современного этапа развития общества ценность; труд как приоритетную, обеспечивающую прогресс и процветание общества и личности ценность.

Модель формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы

Выявление теоретических основ формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников, опираясь на базовые методологические позиции исследования и имеющиеся подходы к моделированию педагогических процессов, позволило нам разработать модель, которая способствует формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы во внеурочной деятельности.

При разработке данной модели были выделены четыре компонента (рисунок 1): целевой, методологический, содержательно-организационный, результативный.

Целевой компонент содержит цель (формирование духовно нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы) и задачи (сформировать духовно-нравственные ценности: «патриотизм», «наука», «любовь», «человек», «природа»; создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников). Методологический компонент составляют такие подходы, как системный, личностно-ориентированный, деятельностный, аксиологический, синергетический, культурологический; основанные на принципах ценностно-смыслового равенства, непрерывности и системности, совместного образования, творчества и успеха, развития.

Целевой компонент модели отражает социальный заказ общества и требования Федеральных государственных образовательных стандартов. В ходе исследования важно достичь цели, прогнозируемого результата, выраженного в желаемом уровне сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы во внеурочной деятельности. Содержательно-организационный компонент включает следующие составляющие процесса формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный; педагогические формы, методы, технологии; оценочные средства: тестовые материалы, анкетирование, сочинения, эссе, доклады, проекты обучающихся.

Результативный компонент модели содержит уровни сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.

С позиций системного подхода общеобразовательная школа представляет собой открытое целостное социально-педагогическое формирование, в котором взаимодействуют следующие основные компоненты:

цели образования,

обучающиеся,

педагоги,

средства обучения и воспитания,

формы организации учебно-воспитательной деятельности,

целостный педагогический процесс.

Данные компоненты влияют на развитие личности старшеклассников как системного целого, и поэтому системный подход в реализации модели нами рассматривается в органичной связи и взаимодействии с личностно-ориентированным подходом.

Использование аксиологического подхода в реализации модели способствует формированию у старшеклассников духовно-нравственных ценностей, нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах художественной литературы.

В контексте личностно-ориентированного подхода «личность» рассматривается через «систему отношений» (С.Л.Рубинштейн) [185], в которые она включена. Вышеуказанный подход предполагает ориентацию на личность как субъект, объект и результат саморазвития, самовоспитания. Главное в нем – «не формировать заранее заданные свойства, а помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться» (И. С. Якиманская) [240].

Анализ психолого-педагогических исследований и материалов «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» показал, что формирование духовно-нравственных ценностей школьников средствами художественной литературы основывается на принципах личностно-ориентированного обучения, а также доступности образования и индивидуализации обучения, что представляет собой образовательно-воспитательную среду, которая обладает несомненным образовательным и воспитательным потенциалами и направлено на формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Сторонники личностно-ориентированного обучения (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др.) отмечают, что реализация данного подхода в учебно-воспитательном процессе способствует воплощению идеи гуманистической образовательной парадигмы, проектированию вариативного, открытого образования, развитию субъектности в образовании.

При этом весьма значимо, как считает И. С. Якиманская [240], что в процессе личностно-ориентированного обучения ученик становится главной ценностью в образовательном процессе, субъектом процесса обучения.

Необходимо учитывать такие характеристики, свойственные личностно-ориентированному подходу, как:

- выделение обучающегося как субъекта, признание его основной ценностью образовательного процесса;

- развитие способностей обучающегося как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей является основной целью образования[238, с.8].

Синергетический подход позволяет формировать духовно нравственные ценности старшеклассников в сотрудничестве, совместном образовании и воспитании в контексте культурологического подхода, направленного на развитие и воспитание личности как ценности культуры.

Деятельностный подход рассматривает деятельность образовательной организации как необходимое условие формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников посредством выполнения творческих заданий во внеурочной деятельности.

Личность формируется в деятельности, поэтому в деятельностном подходе мы выделяем личность обучающегося и его деятельность: учебно познавательную, учебно-исследовательскую, деятельность общения.

Реализация деятельностного подхода в модели позволяет формировать личность как активный и творческий субъект собственного развития, духовно-нравственные ценности обучающихся старших классов.

Культурологический подход обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции в условиях общеобразовательной организации позволяет сформировать духовно-нравственные ценности старшеклассников.

Таким образом, все вышеназванные подходы для реализации модели формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы способствуют целостному развитию школьника как личности и тесно взаимосвязаны. Важнейшей составляющей методологического компонента модели являются принципы целостно-смыслового равенства, непрерывности и системности, совместного образования, создания ситуации творчества и успеха, развития.

Мы опираемся на принципы, которые выделяет И. С. Якиманская:

«Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника - общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущей в отношении взрослого и ребёнка является позиция: «Хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело»;

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения;

Принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация);

Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и радоваться вместе;

Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование»[238, с.29].

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы

Эффективность реализации модели формирования духовно нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы определяется педагогическими условиями, способствующими ее реализации.

Сущностная характеристика педагогических условий дана в работах В. И. Андреева, М. Е. Дуранова, М. И. Ерецкого, Н. Н. Никитиной, А. П. Тряпицыной и др.Так, М. И. Ерецкий определяет педагогические условия как «сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют или противодействуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [72, с.93]. М. Е. Дуранов отмечает, что «педагогические условия – это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы» [69, с.70].А. П. Тряпицына рассматривает педагогические условия как совокупность действий учебного процесса, формирующую более высокий уровень развития, т. е. педагогические условия обеспечивают преемственность и поэтапность развития[209, с.178].

На основе теоретического анализа литературы по теме исследования, изучения образовательного процесса в школе, обобщения собственного педагогического опыта были определены следующие педагогические условия, способствующие эффективному формированию духовно нравственных ценностей старшеклассников:

-учет возрастных особенностей, потребностей и интересов старшеклассников и уровня их сформированности духовно-нравственных ценностей;

-использование педагогических технологий, форм, методов, приемов, способствующих развитию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы;

-оптимальное сочетание различных видов деятельности старшеклассников (учебно-познавательная, учебно-исследовательская, деятельность общения);

-разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского элективного курса «Читай, думай, действуй», цикла классных часов «Разговор по душам».

Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.

Первое педагогическое условие предполагает учет возрастных особенностей, потребностей и интересов старшеклассников, уровень сформированности духовно-нравственных ценностей.

Формирование духовно-нравственных ценностей, понятий, убеждений, норм поведения особенно значимо в старшем школьном возрасте. Ученые – психологи (И. С. Зимняя, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, М. М. Рубинштейн, В. Е. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.) старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. Юношеский возраст – важнейший этап в развитии личности, во многом определяется адекватным формированием базовых нравственных установок и суждений. Однако процесс личностного, нравственного формирования учащихся данного возраста происходит неровно, имеет определенные трудности.

Период ранней юности – сложное психологическое, педагогическое и социальное явление. Именно в этом возрасте закладываются необходимые социально значимые качества личности, обеспечивающие ее психологическую устойчивость, базовые духовно-нравственные ценности. Главным психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, формирование самосознания, стремление определить свое место в мире, готовность к личностному и профессиональному самоопределению. В старшем школьном возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы. Юношеское нравственное сознание этого периода характеризуется известной противоречивостью (категоричность в оценках других людей, сомнение в обоснованности нормального поведения в обществе, разрушение авторитетов взрослых). В этом возрасте формируются чувства, устойчивые взгляды, которые в будущем служат фундаментом для развития мировоззрения.

Важным элементом в развитии самосознания, формирования ценностных ориентаций старшеклассников является субъективная самооценка личности, которая порой бывает завышенной или заниженной. Она во многом зависит от нравственных качеств человека, его нравственной позиции. Сравнивая себя с окружающими, девушки и юноши по-разному оценивают одинаковые поступки не только собственные, но и своих друзей, родителей. «Самооценка – это такое рефлексивное отношение человека к себе, когда его «Я» выступает одновременно в виде субъекта и объекта самоанализа» [68, с.57].

Стремление научиться владеть собой является очень важным в старшем школьном возрасте. Современные старшеклассники часто имеют личные дневники, страницы в социальных сетях, где можно увидеть стремление лучше узнать себя, распознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. При этом, несомненно, каждый молодой человек обладает индивидуальностью, которую в идеале должен увидеть педагог для эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания.

В формировании духовно-нравственных ценностей старшеклассников весьма значимо самоопределение. Важен диалог с самим собой, размышления о том, кем я буду в мире, кто я такой. С одной стороны, старшеклассников интересуют свои собственные интересы, личные потребности и достаточно часто стремление к новизне, к последним веяниям в одежде, поведении, музыке; с другой – общественные проблемы. Нередко у современных старшеклассников проявляется негативное отношение к историческому и культурному наследию прошлого, к обычаям и традициям, ценностям своего народа.

Как показывают исследования Е. В. Бондаревской, А. В. Кирьяковой, Н. Д. Никандрова, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и др., а также личный педагогический опыт работы в школе, формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников уделяется недостаточно внимания: многие современные выпускники не осознают глубоко значения слов «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» и др.

Назначение духовно-нравственного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения высокие моральные качества, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, активную жизненную позицию.

К одной из основных социально-психологических характеристик старшеклассников относится их способность к осмыслению своих поступков, сознательному усвоению нравственных понятий и адекватному восприятию поведения окружающих. Анализ подростками своего поведения тесно связан с осознанием общественных взаимоотношений между другими людьми. Очевидно, что подрастающее поколение волнуют вопросы, касающиеся общепринятых этических норм и правил. Как показывают многочисленные педагогические исследования (Б. Г. Ананьев, А. В. Кирьякова, И. С. Кон, В. В. Николина, Д. И. Фельдштейн и др.), подавляющее большинство старшеклассников правильно осознает преимущественно поступки посторонних людей; поступки своих друзей правильно интерпретирует более половины обучающихся, свои собственные поступки – менее половины.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы

Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанной модели и педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.

На контрольном этапе эксперимента(2016-2019 гг.) были определены следующие задачи:

–провести повторную диагностику уровней сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников, а также приоритетов их ценностей;

–дать анализ и обобщить результаты экспериментальной работы.

На контрольном этапе эксперимента на основе повторного применения разработанных методик был проведен сравнительный анализ результатов исследования, полученных до формирующего этапа и по итогам его проведения.

Повторная диагностика приоритетных ценностей (Приложение 5) показала положительную динамику роста сформированности у старшеклассников таких ценностей, как «патриотизм» (21 %), «наука» (25%), «любовь» (19%). В то же время у обучающихся наблюдается положительная динамика сформированности духовно-нравственных ценностей «человек»(21%), «природа» (14%).

При повторной диагностике приоритетными для старшеклассников экспериментальной группы стали следующие духовно-нравственные ценности: «патриотизм», «наука», «любовь», «человек», «природа».

С целью выявления динамики сформированности духовно нравственных ценностей (когнитивный компонент) старшеклассникам было предложено повторно ответить на вопросы анкеты, цель которой является выявление приоритетов духовно-нравственных ценностей обучающихся старших классов.

На вопрос: «Что для Вас является приоритетной ценностью в жизни?» старшеклассники ответили следующим образом: патриотизм (21%), «наука» (25 %), «любовь»(20%), «человек» (21%), «природа» (14%) (см. Диаграмма 2.) Таким образом, мы наблюдаем положительную динамику сформированности приоритетных духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Анализируя ценностную сферу (деятельностный компонент сформированности духовно-нравственных ценностей) старшеклассников, мы повторно провели диагностику по методике М.Рокича «Ценностные ориентации».

Полученные данные эксперимента показали положительную динамику сформированности духовно-нравственных ценностей старшеклассников.

Среди терминальных ценностей первое место в жизни старшеклассников занимают следующие: «человек» (27%), «наука» (21%). Среди инструментальных ценностей в ядро вошли: «человек» (24%), «любовь» (24%), «природа» (23%). Следует особо отметить возросшую ценность патриотизма (с 2 % в начале эксперимента до 21 % в конце).

Для получения более достоверных данных об эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей по деятельностному и рефлексивно-оценочному компоненту нами использовался метод творческих заданий. В творческих заданиях обучающимся предлагалось дать анализ образа жизни героев, провести сравнительную характеристику персонажей, выявить причины их поведения, оценить ситуацию, представленную в данном художественном произведении, проанализировать, к каким результатам может привести выбранное решение проблемы.

Результаты выполненных творческих заданий сопоставлялись с данными, полученными с помощью метода «компетентных судей», самооценок обучающихся старших классов и собственно оценки исследователя. В качестве компетентных судей выступали педагоги школ, которые оценивали творческие задания.

Обучающимся старших классов и экспертам было предложено оценить выполнение этих заданий по следующим баллам: «1» – не справился с заданием; «2» – справился с трудом; «3» – выполнил задание удовлетворительно; «4» – выполнил задание хорошо; «5» – выполнил задание отлично.

В результате мы получили три ряда оценок уровня выполнения творческих заданий: самооценка, экспертная оценка и оценка исследователя (таблица 10).