Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методологические основания сущности и воспитательного потенциала этнопедагогических традиций в физическом воспитании подрастающего поколения 19
1.1. Сущностная характеристика и воспитательный потенциал этнопедагогических традиций физического воспитания подрастающего поколения 19
1.2 Методологические основания этнопедагогических традиций в физическом развитии детей 34
1.3. Общее и особенное в православных и мусульманских этнопедагогических традициях физического воспитания молодёжи и педагогические условия их реализации 50
1.4. Тенденции модернизации школьного физического воспитания и роль этнопедагогических традиций в их реализации 73
Выводы по первой главе 89
Глава II. Методы и формы использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков и экспериментальное обоснование их эффективности 92
2.1. Общие методы и честные методики преподавания физической культуры с использованием этнопедагогических традиций 92
2.2. Формы организации внеклассной работы и структура целостного процесса физического воспитания подростков на этнопедагогических традициях 112
2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методов и форм использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков современной образовательной организации 130
Выводы по второй главе 154
Заключение 147
Список использованной литературы
- Методологические основания этнопедагогических традиций в физическом развитии детей
- Тенденции модернизации школьного физического воспитания и роль этнопедагогических традиций в их реализации
- Формы организации внеклассной работы и структура целостного процесса физического воспитания подростков на этнопедагогических традициях
- Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методов и форм использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков современной образовательной организации
Введение к работе
Актуальность исследования. Образовательная сфера в России, включающая и воспитательную составляющую, претерпевает сегодня качественные изменения, модернизацию, в основе которых лежат осмысление общечеловеческих ценностей и ориентир на рациональное использование того опыта, который накапливался в мировой педагогической практике. Происходят эти процессы по причине того, что в российской образовательной действительности перестали существовать основы и фундамент целостного воспитания молодежи. Имеющиеся теоретические разработки понятий «духовность», «нравственность» и «физическая культура» в корне устарели и отличаются неясностью и размытостью.
В настоящее время намечается новая стадия в осмыслении сущности духовно-этического и физического воспитания подрастающего поколения: все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о конкретном свойстве личности.
Обращение в этих условиях к богатейшему наследию этнопедагогических воспитательных традиций как фундаменту решения современных задач физического воспитания учащейся молодёжи является, на наш взгляд, чрезвычайно необходимым и актуальным.
Выдающиеся педагоги во все времена уделяли самое серьёзное внимание изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал, прежде всего, народный опыт воспитания.
По мнению К. Д. Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Он полагал, что знание устного народного творчества и отраженного в нем народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых происходило разностороннее развитие личности каждого ребенка.
Об актуальности проблемы физического воспитания учащейся молодёжи говорит и тот факт, что по данным социологических исследований в настоящее время в Российской Федерации более 60% школьников имеют проблемы со здоровьем.
Исправить ситуацию призван ряд мер, принимаемых в последние годы на государственном уровне. Так, в статье 84 Закона "Об образовании в РФ" 273 -ФЗ подчеркивается: «Реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни...» .
С 1 сентября 2014 года в России введён физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» . Он представляет собой программную и нормативную основу физического воспитания населения. Усиление внимания к совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения является также одной из приоритетных задач следующих федеральных программ: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года)», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и др.
В указанных документах для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые мы объединили в следующие группы:
1. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации о
физическом развитии и здоровом образе жизни человека в этнопедагогических
традициях и на их основе формирование двигательной активности.
2. Развитие индивидуальных физических способностей воспитанников
посредством создания условий приобщения их к народным традициям физического
развития личности подрастающего поколения.
Реализация данной совокупности задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» школьников. При этом каждый подросток получает возможность в будущем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами этнопедагогических традиций физической культуры, на что и ориентирует компетентностный подход ФГОС последнего поколения.
Следовательно, теоретическая актуальность исследуемой проблемы обусловлена современным уровнем педагогической науки, в которой отсутствуют концептуальные положения об использовании этнопедагогических традиций в физическом воспитании учащейся молодежи в условиях модернизации школьного образования.
Степень разработанности проблемы. Конкретные вопросы физического воспитания подростков в рамках изучения педагогического аспекта народных традиций рассматривались такими просветителями, как И.М. Гаспринский, Г.У. Имяни, Ш.Б. Марджани, К.Г. Насыри, учеными Г.Н. Волковым, М.Б. Гуртуевой, М.А. Ермаковым, И.Ю. Крачковским, B.C. Кукушиным, Г.В. Нездемковской, Д.И Латышиной, И.А. Шоровым, Я.И. Ханбиковым и др.
Исследования проблем физического воспитания, опирающиеся на народные традиции, находят отражение и в работах современных учёных - Х.Х. Баймурзина, В.К. Бальсевича, Р.К. Бикмухаметова, Э.Х. Галеева, Ф.А. Затворник, А.Ю. Костырева, Л.И. Лубышевой, В.И. Столярова.
Результаты анализа исследований, отражающих состояние изученности исследуемой проблемы, показали, что к настоящему времени имеется немало научных трудов, посвященных изучению воспитательных традиций разных народов. Однако в
1 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Глава XI. Статья 84.
2 Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
«Готов к труду и обороне» (ГТО)".
преобладающем большинстве этих работ традиция рассматривается как стабильно установившееся, периодически проводимое мероприятие. Слабо изучены ставшие традиционными мысли о развитии физически здорового подрастающего поколения, содержащиеся в этнопедагогическом наследии, и, как следствие, не разработано, а потому и не представлено современное научно-методическое обеспечение их использования в условиях модернизации физического воспитания школьников, в частности учащихся подросткового возраста.
Вышеизложенное позволяет констатировать наличие противоречий между:
- усилением внимания общества к проблемам здоровья молодежи, введением в
систему физического воспитания физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» и отсутствием в образовательных организациях целостных
программ физического воспитания учащейся молодежи, соответствующих
требованиям модернизации образования;
потребностью педагогической науки в методологическом обосновании содержательных и процессуальных характеристик интеграции позитивных этнопедагогических традиций в воспитательный процесс современной общеобразовательной организации и недостаточной научной разработанностью методологии этой интеграции в физическое воспитание учащихся;
имеющимся богатым воспитательным потенциалом этнопедагогических традиций, особенно в области физического воспитания подрастающего поколения, и недостаточной разработанностью методов и форм использования их в теории и практике физического воспитания учащихся в модернизирующихся образовательных организациях.
Данные противоречия обусловили объективное существование проблемы: каковы методологические основы, методы и формы использования воспитательного потенциала этнопедагогических традиций в области формирования физически здорового человека как средства физического воспитания подростков в условиях модернизации общего образования?
Исследуемая проблема отражается в следующей теме «Физическое воспитание подростков на основе этнопедагогических традиций в условиях модернизации образования».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность методов и организационных форм использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся в общеобразовательной организации.
Предмет исследования: методы и организационные формы физического воспитания подростков на основе этнопедагогических традиций в условиях модернизации образования.
Гипотеза исследования: использование этнопедагогических традиций в физическом развитии учащейся молодежи позволит повысить эффективность физического воспитания подростков общеобразовательных школ в условиях модернизации общего образования, если будут:
- выявлены сущностная характеристика, воспитательный потенциал и
методологические основания этнопедагогических традиций физического воспитания подрастающего поколения;
вскрыты тенденции модернизации физического воспитания школьников и обоснована роль этнопедагогических традиций в их реализации;
разработаны методы и формы использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков в условиях модернизации современной школы;
- выявлены критерии и уровни физической воспитанности подростков,
подтверждающие эффективность разработанных методов и форм использования
этнопедагогических традиций в их физическом воспитании.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие исследовательские задачи:
-
Выявить и обосновать сущностную характеристику и воспитательный потенциал этнопедагогических традиций физического воспитания подрастающего поколения.
-
Определить методологические основания этнопедагогических традиций физического воспитания подростков.
3. Разработать методы, формы и целостную структуру процесса физического
воспитания подростков на основе этнопедагогических традиций с учётом тенденций
модернизации физического образования в школе.
4. Обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность
разработанных методов и форм физического воспитания подростков на
этнопедагогических традициях.
Методологическую основу исследования составили:
на философском уровне - антропологической подход (Б.М. Бим-Бад, Ю.В. Бромлей, И.В. Суханов) позволил ответить на вопросы, связанные с тем, как человек создает традицию, как традиция «творит» человека, как формируется система ценностных представлений человека, мотивирующих его духовное и физическое развитие; гуманистический поход (Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов, Р.А. Валеева, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов) позволил осуществить разработку таких форм использования этнопедагогических традиций, которые методами неназойливого, а опосредованного (косвенного) воздействия применялись в физическом воспитании подростков; концепция соотношения национального и общечеловеческого в культуре и образовании (В.И. Баймурзина, Н.М. Борытко, Митрополит Московский Иннокентий, P.M. Мухаметшин, Н.А. Соколов, Л.Р. Храпаль) была необходима для выявления особенностей культурологического и педагогического составляющих этнопедагогических традиций; принципы системности, преемственности, единства обучения и физического воспитания, сочетания требовательности и уважения к подросткам явились фундаментом при организации форм воспитания их на основе этнопедагогических традиций;
на общенаучном уровне - концепции системного подхода, основывающегося на общей теории систем в психолого-педагогических исследованиях и образовательной деятельности (Ю.В. Агапов, В.П. Беспалько, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шестун, Н.Г. Юдин), личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.И. Слабодчикова, В.А. Сластенин, И.А. Соловцова); социально-педагогического подхода к профессиональному воспитанию (Р.Х. Гильмеева, В.Ш. Масленникова, Ф.Ш.
Мухаметзянова, Т.М. Трегубова);
на конкретно научном уровне - концепции о роли религиозно-педагогических традиций народов в воспитании подрастающего поколения (В.Ф. Афанасьев, Х.Х. Баймурзин, Х.Х.-М. Батчаева, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, З.Г. Нигматов, А.К. Погасий, М.Г. Тайчинов, Абд аль-Маджид Халяби, Л.А. Харисова и др.), а также концептуальные идеи ученых, исследовавших проблемы физического воспитания подростков и здоровья личности человека (Ибн Сина Абу Али, А.Г. Алферов, Ю.Г. Коджаспиров, С.С. Коровин, П.Ф. Лесгафт, П.К. Петров, Н.А. Соколов Н.И. Соловьева и др.).
Исследование выполнялось с помощью комплекса методов:
- теоретических: историческая аналогия, экстраполяция, теоретический анализ
и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования, религиозно-
педагогических изданий; индукция и дедукция, систематизация, конкретизация,
интерпретация;
- эмпирических: изучение и анализ передового педагогического опыта,
наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование, беседа, опрос,
создание диагностических ситуаций, педагогический эксперимент.
Результаты эксперимента проверялись методами математической обработки и статистики. Авторские творческие работы, педагогические ситуации, анализ собственной воспитательной деятельности позволили углубить достоверность результатов.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2006 -2015 гг. и предусматривало три этапа.
На первом этапе (2006-2009 гг.) проводилось изучение проблемы в философских, педагогических и психологических исследованиях, анализ и синтез прогрессивных традиций педагогической мысли о физическом развитии подрастающего поколения; осуществлялась разработка понятийного аппарата; проводился констатирующий эксперимент по определению уровня физического развития и физической воспитанности учащихся-подростков; была сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2009-2012 гг.), с целью проверки гипотезы были разработаны содержание, методы, формы и структура целостного процесса физического воспитания подростков на этнопедагогических традицих, эффективность которых проверялась в ходе формирующего эксперимента. Через полномочные лица отрабатывались методы взаимодействия субъектов экспериментальной деятельности (учащихся, родителей, педагогов). На данном этапе завершалась разработка научной гипотезы. Были сформулированы критерии и их показатели для определения уровней физической воспитанности подростков.
На третьем этапе (2012-2015 гг.) был завершен формирующий эксперимент, проводились контрольный срез и теоретическое обобщение результатов исследования, осуществлялись обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и описание, литературное оформление диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций по внедрению результатов исследования в педагогическую практику.
Концептуальная идея данного исследования заключается в том, что сущностную характеристику этнопедагогических традиций в области физического
воспитания как сплава здорового тела и здорового духа можно установить с учетом
влияния двух факторов: традиционного и рационального. Традиционный фактор
помогает человеку, приняв положения, подчиненные установившимся традициям
народа, осмыслить свое предназначение и место в них, развить стремление к
интеллектуально-культурологическому самопознанию и физическому
самосовершенствованию.
Рациональный фактор предполагает теоретическое усвоение человеком наследия национальной и мировой физической культуры. Физическое воспитание с учетом этого фактора включает как физическое развитие тела, так и сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умения управлять своей волей, эмоциями и нравственными чувствами. Физическое воспитание подростков, при использовании синтеза традиционного и рационального факторов, реализуется через приобщение их к народным традициям, к природе, народному ремеслу и искусству, а также к таким видам традиционной народной мысли, которые обращены в сторону развития здоровья, физической силы через образно-эмоциональную сферу молодых людей, их гармонии с внешней средой.
При этом основополагающей мы считаем концептуальную позицию, согласно которой физическое воспитание личности школьника возможно в пространстве целостного педагогического процесса, в рамках которого активизируется комплекс условий, методов и организационных форм использования этнопедагогических традиций, реализующих одновременно тенденции модернизации физического образования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент осуществлялся в период обучения школьников с 2009 по 2015 гг. на базе МБОО гимназии №16 Приволжского района г. Казани и МБОО средней общеобразовательной школы № 98 Вахитовского района г. Казани. В эксперименте приняло участие 188 воспитанников, 20 педагогов и 108 родителей. Всего участвовало - 316 человек. Научная новизна исследования заключается в следующем:
раскрыта сущностная характеристика этнопедагогических традиций, рассматриваемая как совокупность установившихся обычаев и духовно-культурологических стереотипов, языковых и поведенческих постулатов, ряда строгих правил ведения здорового образа жизни, предписаний, жизненных укладов, положений о роли и значении воспитания физически крепкого и здорового человека; как эмпирический опыт этнических групп в воспитании детей и подростков, морально-этнические воззрения на исконные антропологические ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Уточнено определение понятия «этнопедагогика», которая понимается как наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она объясняет народную педагогику и предлагает формы и методы ее использования в современных условиях;
выявлен и обоснован воспитательный потенциал этнопедагогических традиций, который заключается в возможности его использованием в практической деятельности по реализации идеала этноса в области формирования духовно и физически здоровой личности. В качестве такого идеала выступает система последовательных действий, направленных на развитие двигательной активности
детей, формирование их здорового тела и духа с учетом социальных ролей, исполняемых мальчиками и девочками во взрослой жизни, а также в опосредованной передаче (без насилия и назидания) наследия духовной и физической культуры этноса каждому из последующих поколений;
- выявлены методологические основания этнопедагогических традиций: подходы - антропологической, гуманистический, индивидуальный, системный, личностно-деятельностный, социально-педагогический, соотношения национального и общечеловеческого в культуре и образовании; исторически сложившиеся принципы преемственность, гармоническое развитие личности подростка, единство обучения и физического воспитания, сочетание требовательности и уважения к подростку, взаимосвязь компонентов воспитательных традиций; цель - укрепление физического здоровья как органичной составляющей всей человеческой сути, совершенствование физических возможностей человека в единстве с его духовным, нравственным и интеллектуальным развитием; задачи - формирование у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни в соответствии с религиозно-культурологическими предписаниями, правильная организация свободного времени, формирование стремления к достижению внутренней и внешней красоты в их единстве и гармонии, приобщение воспитанников к занятиям физической культурой и спортом в соответствии с их предпочтениями и возрастными особенностями.
Опора на эти основания в ходе исследования позволила повысить эффективность физического воспитания подростков в модернизирующихся образовательных организациях;
на основе сравнительно-сопоставительного анализа религиозно-педагогических традиций физического развития подрастающего поколения в православных и мусульманских учениях выявлены общее и особенное в их воспитательных потенциалах, целенаправленное использование которых позволяет формировать культурную и физически здоровую личность подростка;
обосновано, что модернизация общего образования рассматривает физическое воспитание как органическую часть целостной системы воспитательной работы в школе, служащей целям укрепления здоровья школьника, овладения им жизненно важными двигательными навыками и умениями, способствующими формированию настойчивости, воли, целеустремленности, решительности, самообладания и др. Установлено, что критериями качества уроков физической культуры должны быть не спортивные достижения отдельных учащихся школы, а уровень приобщения всех учащихся к созданным в школе традициям развития физической культуры и реализация принципа индивидуального подхода к воспитанникам;
- разработаны и экспериментальным путем проверены методы, организационные формы и структура целостного процесса использования этнопедагогических традиций в условиях модернизирующейся системы образования, соответствующие когнитивным, мотивационным и поведенческим критериям исследования и повышающие эффективность физического воспитания подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит уточнении понятия этнопедагогические традиций; раскрытии и теоретическом обосновании тенденций модернизации школьного физического воспитания; выявлении методологических
оснований реализации этнопедагогических традиций(подходов, принципов, цели, задачи); выявлении общего и особенного в физическом развитии молодежи в православных мусульманских учениях; определении критериев (показателей) и уровней физического воспитания подростков на этнопедагогических традициях.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в практике работы общеобразовательных школ для современных решений проблем физического воспитания подростков. Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации школьных учителей физической культуры, при разработке практических заданий для студентов, обучающихся на отделении по подготовке учителей физической культуры.
В диссертационном исследовании представлены научно-методические рекомендации «Подготовка к уроку физической культуры в школе, его проведение», «Физические воспитание учащихся-подростков на основе воспитательного потенциала этнопедагогических традиций», которые позволяют педагогам, особенно учителям физической культуры, обеспечить организацию физического воспитания учащихся на этнопедагогических традициях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы исследования, теоретической и методологической аргументированностью исходных положений, выбором методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; опорой основных положений и научных выводов на современные отечественные фундаментальные работы по проблеме исследования, привлечением достаточно большого контингента подростков, учителей и родителей к участию в эксперименте; использованием статистической обработки экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в практику обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации статей, выступлений с докладами на международных и всероссийских научно-практических конференциях («Филология в полиэтнической и межконфессиональной среде: состояние и перспективы», Казань, 2012, «Традиционные и инновационные образовательные технологии в образовании», Казань, 2012, «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», Новосибирск, 2012, «Актуальные вопросы современной педагогики», Уфа, 2013, «Педагогика: традиции и инновации», Челябинск, 2013, «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии», Москва, 2013, «Теория и практика образования в современном мире» Санкт-Петербург, 2013, «Педагогическое мастерство», Москва, 2013), форумах, семинарах и круглых столах различного уровня.
На защиту вносятся следующие положения:
1. Сущностная характеристика этнопедагогических традиций рассматривается как:
совокупность установившихся обычаев и духовно-культурологических стереотипов, языковых и поведенческих постулатов, ряда строгих правил ведения здорового образа жизни, предписаний, жизненных укладов, положений о роли и значении воспитания физически крепкого и здорового человека;
- эмпирический опыт этнических групп в воспитании детей и подростков,
морально-этнические воззрения на исконные антропологические ценности семьи, рода, племени, народности, нации;
универсальная форма закрепления опыта физического воспитания
предшествующих поколений людей; как механизм передачи этого опыта, который обеспечивает устойчивую преемственность того, что передается с целью нормального функционирования и развития социума и его субъектов.
Воспитательный потенциал этнопедагогических традиций заключается в понимании его: а) как системы последовательных действий, направленных на развитие двигательной активности детей, формирование их здорового тела и духа с учетом социальных ролей, исполняемых мальчиками и девочками во взрослой жизни, б) как средства и процесса, в котором тесно переплетены воспитание, обучение и перевоспитание, охватывающие все аспекты развития человека (духовное, интеллектуальное, физическое, личностное).
-
Методологические основания этнопедагогических традиций: исторически сложившиеся принципы - преемственность, гармоническое развитие личности подростка, единство обучения и физического воспитания, сочетание требовательности и уважения к подростку, взаимосвязь компонентов воспитательных традиций; цель физического воспитания, которая заключается в укреплении физического здоровья как органичной составляющей всей человеческой сути, в совершенствовании физических возможностей человека в единстве с его духовным, нравственным и интеллектуальным развитием; задачи - формирование у подрастающего поколения потребности в ведении здорового образа жизни в соответствии с религиозно-культурологическими предписаниями, правильная организация свободного времени, формирование стремления к достижению внутренней и внешней красоты в их единстве и гармонии, приобщение воспитанников к занятиям физической культурой и спортом в соответствии с их предпочтениями и возрастными особенностями.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ этнопедагогических традиций физического воспитания подростков в православных и мусульманских учениях позволил выявить в их воспитательном потенциале общее - забота о здоровье и о его укреплении у воспитанников; формирование таких качеств, как воздержанность, целомудрие, чистота; понимание роли традиций в укреплении тела и духа; разумная мягкость и тактичность в определении воспитательных подходов к физическому формированию подростка; посты и др. и особенное: а) для учений православия -первичность духовно-нравственного развития и вторичность совершенствования телесности, трудовая ориентированность физического воспитания; жизненный уклад и мировоззрение народа, исповедующего православие, предопределили необходимость крепости человеческого организма, силы, ловкости; манера ведения богослужения (церковное пение) и т.д.; б) для учений мусульманства - строгий ряд гигиенических правил; пищевые ограничения; концепция безгреховности, согласно которой человек рождается чистым и беспорочным; рациональная упорядоченность предписаний относительно желательных, разрешенных и запретных видов физических упражнений и правил их проведения; манера ведения богослужения, представляющая собой определенные виды физических упражнений, например, пятикратный намаз. Мы также установили, что указанные особенности обусловлены, главным образом
климатическими условиями места зарождения этих религий.
4.Важнейшими тенденциями модернизации образования по физической культуре определены: обеспечение стимулирующей поддержки воспитанников как особой сферы педагогической деятельности, направленной на становление учащегося как индивидуальности; пересмотр сложившегося содержания физического воспитания детей и подростков, определяющего направленность учебно-воспитательного процесса по физической культуре на гармоническое развитие личности школьника; создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм и методов на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе этнопедагогических традиций и др.
5. С целью эффективного использования этнопедагогических традиций как средства физического воспитания подростков в условиях современноой образовательной организации были разработаны методы и формы, ориентированные а) на развитие показателей когнитивного критерия: чтение диалогического характера лекций о народных этнопедагогических традициях, хадисах и аятах Корана, посланиях и заветах Библии, имеющих отношение к физическому воспитанию подрастающего поколения; включение в процесс преподавания физической культуры фрагментов эмпирических высказываний о значении здоровья для человека, содержащихся в традиционных мыслях мусульманства и православия; подготовка учащимися докладов о народных традициях физического воспитания, отражающих воззрения на физические развитие подростков; проведение с подростками этических бесед с использованием специально подготовленного материала о значении физического и духовного здоровья человека, содержащихся в этнопедагогических источниках; б) на развитие показателей мотивационно-потребительского и поведенческого критериев: традиционные народные праздники, ставшие в настоящее время светскими («Навруз», «Сабантуй», «Масленица», «Петров день» и др.); школьные мероприятия по физической культуре, ставшие традиционными (народные игры, соревнование «Массовой бег - народная традиция», экскурсии, туристические походы, «День народного здоровья», «Лыжня народа», спартакиады), активные педагогические взаимодействия с родителями учащихся с целью ознакомлением их с народной педагогической этикой физического развития подростков: уважение к старшим, забота о младших, наставничество старших подростков над младшими и др.; просмотр и обсуждение видеоматериалов (фильмов, фрагментов радио-телепередач) о важности и значении физического воспитания учащейся молодёжи и др. Эти методы и формы являются основными компонентами разработанной структуры целостного процесса физического воспитания подростков на основе этнопедагогических традиций.
6. В качестве основных диагностических материалов (уровни, критерии, показатели) определения эффективности разработанных методов, форм использования этнопедагогических традиций и структуры целостного процесса физического воспитания подростков общеобразовательного учреждения был выбран традиционный инструментарий, но наполненный таким содержанием, который соответствовал требованиям и научным поискам данного исследования.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы, 11 таблиц, 3 схем и 10 приложений. Список использованной литературы включает 190 источников.
Методологические основания этнопедагогических традиций в физическом развитии детей
В настоящее время в России параллельно с идеями интернационализации и глобализации отчетливо звучит призыв "восстановления": восстановления разрушенных духовно-нравственных форм жизни и межличностных отношений, восстановления исторической памяти и достоинства, восстановления преемственности в культуре и воспитании. Нередко звучит призыв о необходимости "возрождения наших традиций". В этой связи необходим тщательный и многоаспектный анализ сути и воспитательного потенциала традиций, чтобы усилия по их реконструкции были оправданными, уместными и своевременными.
Согласно генетическому принципу научного поиска, чтобы понять то или иное явление, необходимо изучить, как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло. Правда, рамки этих этапов весьма условны, потому что каждый последующий является продолжением и развитием предыдущего на другом качественном уровне.
Созидание всего нового не может происходить в отрыве от усвоения наследия прошлых эпох. И каждое новое поколение в тех или иных формах всегда проходит через этот этап овладения всеми ранее созданными обществом духовными, материальными и иными ценностями, обогащая этим наследием свое настоящее. Поэтому не требует дополнительных аргументов следующее утверждение: настоящее не только всегда связано с прошлым, но и зачастую этим прошлым детерминировано. Если вопрос о необходимости передачи будущим поколениям ценного наследия прошлого решается однозначно, то вопросы, связанные с тем, каким образом, какими средствами осуществлять эту трансляцию прошлого в настоящее и при этом не впадать в крайности закостенелого консерватизма, до сих пор остаются одними из самых актуальных. Однако при всей нерешенности проблемы, очевидно, что таким связующим звеном являются этнопедагогические/народные традиции, поскольку появившиеся в результате исторического развития, они обладают «большой общественной ценностью, ... которую надлежит передать подрастающему поколению» [122, с. 9].
Поскольку одним из ключевых понятий данного исследования является «этнопедагогическая тардиция», чтобы глубже изучить сущностную характеристику этого понятия, мы обратились к философским источникам. В процессе изучения философской литературы мы выяснили, что в обычной речи для обозначения того, что имеется в виду под понятием «этнос» используют термины, выступающие как синонимы или как сходные понятия: этнос - народ - нация - раса. Мы заключили, что различия смыслов у членов этой цепочки приведет нас к более четкому уяснению значения каждого термина. Однако в соответствии с целью данного исследования мы рассмотрели только первые два понятия из этой цепочки.
В научный оборот в России термин «этнос» ввел ученый, оказавшийся после Октябрьской революции в эмиграции, Сергей Михайлович Широкогоров (1887-1939). Ему и принадлежит ставшее классическим определение «этноса». «Этнос» есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией...» [186].
В этом определении подчеркивается языковая общность, общность происхождения и, что очень важно для данного исследования, наличие обычаев и традиций. Самое важное в понятии этноса - это утверждение его базовой данности в основе всей структуры общества. Язык, культура, знание об истоках, традициях и обычаях есть у каждого человека. Сочетание всех этих элементов, называемых «культурой», и является этносом.
Для более точного понимания термина «этнос», мы попытались найти определение русского термина «народ». «Народ - это этнос, который привносит в структуру своего общества высшую цель, стремится превзойти привычные рамки этнического бытия, сознательно расширить горизонты культуры и масштаб социальных структур. Можно сказать также, что народ - это этнос в восходящем движении, на подъеме, в динамике расширения, роста, взлета» [59]. Следовательно, народ, в отличие от этноса, который ориентирован на общность истоков, ориентируется не только на прошлое и настоящее, но и на грядущее, на то, что необходимо совершить. В этой своей основе народ остается этносом и обладает всеми свойствами этноса, но к набору «язык, происхождение, обычай, осознание отличия от других» добавляются такие новые компоненты как миссия, цель и предназначение. Не всякий этнос есть народ в этом научном определении, но всякий народ есть в своем основании этнос. Слово «народ» лежит в центре внимания русской философии. «Народ», осознав себя таковым, воплощает это в создании трех структур: религии, цивилизации, государства. Эти три понятия, как правило, связаны между собой: государство часто основывается на религиозной идее, цивилизация складывается из государств и религий [59].
Так, например, через религиозную идею формировался арабский народ: будучи ранее разрозненными этносами, аравийские арабы эпохи Мухаммада (571-632) постепенно сплотились вокруг нового религиозного проповедника, которого признали пророком. В данном случае в качестве логоса (учения) выступал «Коран», где содержались рациональные предписания поведения, социальной организации, экономические и этические законы, основы права, перечислялись обязанности каждого члена общины (уммы). При этом арабы, отталкиваясь от религии, развернули на ее основе целую цивилизацию и построили мощное государство со своей культурой, традициями и миссией. Что касается миссии этнопедагогических традиций, то они неотделимы от непрерывной качественной и осмысленной организации исторически динамичной системы воспитания и развития человека. В традиции важна не столько повседневная работа по сохранению культурно-этнических элементов и связей, что само по себе уже ценно, сколько «восстановительная способность» их воспитательных функций [14, 15, 18, 98].
Образовательная сфера, включающая и воспитательную составляющую, в настоящее время претерпевает качественные изменения, в основе которых лежит направленность на системное развитие всех сторон целостной личности -нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и др., а также на осмысление общечеловеческих ценностей и рациональное использование того опыта, который накапливался в мировой педагогической практике.
В этой связи одним из продуктивных способов возрождения физического воспитания как сплава здорового тела и здорового духа следует признать обращение к социально-этнопедагогическому наследию и духовно-нравственным традициям народов. Сущностную характеристику такого физического воспитания можно установить, учитывая влияние двух факторов: традиционного и рационального.
Тенденции модернизации школьного физического воспитания и роль этнопедагогических традиций в их реализации
Попустительство в отношении собственного здоровья осуждает вице-президент Ассоциации православных родителей Н. Соколов: «И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных» [139].
Одним из способов трансляции детям религиозных ценностей являются обряды и праздники. Их воспитательная роль чрезвычайно важна: ребенок должен испытывать чувство близости к более широкой группе людей, связанной с ним родственными или другими социальными отношениями, что придает ему уверенность, делает более осмысленным его существование на земле. «Важная роль обрядов как раз состоит в том, чтобы укрепить это чувство близости» [37, с. 219]. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем. В быту православной семьи строго соблюдаются постные дни: среда и пятница и установленные Церковью четыре многодневных поста. О необходимости для нашего духа и тела постов говорит вся святоотеческая литература. По учению святых отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда питается еще молоком матери, то есть примерно до трех лет. Нарушение поста допускается лишь для больных детей [163]. Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство правильной духовной жизни, основанной но молитвах, то есть, под постом в православии подразумевается не только воздержание в пище, но совокупность всех средств в борьбе с дурными страстями. В это время нельзя злиться, сквернословить, завидовать, обижать и обижаться, лицемерить: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф., 5:16) [29, с. 838].
Большое воспитательное значение имеет один из главных христианских праздников - Рождество Христово. Встреча Рождества Христова сопровождается играми, которые могут происходить как в помещении, так и на улице. «Наиболее традиционными из народных игр являлись кубарь, ходули, запуски змей. Изготовление змея само по себе может нести важное воспитательное значение: дети овладевают навыками работы с бумагой, ищут интересный вариант раскраски, учатся запускать змея» [46, с. 144]. Само Рождество сопровождается Всенощным Бдением - длительным, в течение всей ночи богослужением. В физическом смысле это непросто, поскольку предполагает длительный отказ от сна в целях молитвословия. Потому только выносливый, крепкий и, главное, одухотворенный верой человек сможет не просто перенести эту ночь, но и, согласно православной догматике, приблизиться к Богу.
Одно из важнейших христианских таинств - крещение в православной церкви - с мирских позиций можно считать неким приобщением к гигиеническим нормам, своеобразной закалкой. Относительно крещенского купания в проруби мнения современных служителей церкви разделяются, канонически установленным оно не признается. Однако наблюдения показывают, что для подготовленного, физически закаленного человека оно может быть полезным, возможно, по этой причине сегодня растет популярность семейного купания в крещенские морозы [129, 149, 158].
На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение, как для самого поющего, так и для слушающего. С самых первых веков жизни православной Соборной Церкви ее служба сопровождалась музыкой. Святые отцы не отрицали силу и очарование музыки, посредством которой человек мог обратиться к Богу. Терапевтический эффект церковного пения установлен в результате исследований, которые показали, что оно развивает легкие, грудную мускулатуру, укрепляет сердечную мышцу. Вообще пение является одним из лучших дыхательных упражнений, а от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни.
Таким образом, попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном -искони является заботой Церкви [43]. Вся история русского православия, в контексте которой формировались традиции физического воспитания, несмотря на имеющиеся противоречия и неразрешенные вопросы, наглядно демонстрирует, что высокая нравственность и мужество характера, умение владеть собой и помогать ближнему в трудных жизненных ситуациях, физическая выносливость и духовная красота - это те качества, которые делают человека величественным и приближают к богу.
Изучение системы исламского народного воспитания показало, что она строится на двух основных источниках - священный Коран и сунна пророка (хадисы), представляющих собой фундаментальную основу.
В настоящее время повышенный интерес к хадисам, к их воспитательному потенциалу обусловлен тем, что именно в хадисах даются образцы толкования положений Корана с учетом тех или иных обстоятельств, во-вторых, опираясь на хадисы как на достоверные источники, служители культа рисуют облик Мухаммеда. Наконец, в-третьих, в сборниках хадисов ... значительное место отводится нравственным нормам, заимствованным исламом из тысячелетнего опыта народных масс [162]. Хадисы всегда служили и служат прямым руководством к правильному поведению мусульман в различных жизненных ситуациях.
В силу синкретизма всех сфер жизнедеятельности на ранних стадиях ислама досуг не рассматривался как компонент культуры. Но тезис о необходимости заполнения досуга богоугодными и добрыми делами подтверждается хадисами, входящими в сунну Пророка [38]. Здоровье и свободное время относятся к числу благ, данных богом. Однако в реальной жизни человек зачастую относится к ним неблагоразумно: «В этот дар человек оценивает, только потеряв его. Как страдают люди после инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, когда теряют дар речи, радость общения с людьми» [154, с. 176].
Забота о своем физическом теле, чтобы наилучшим способом использовать его возможности, - одно из основных требований к мусульманину. Исламом осуждаются лень, слабость, пассивность, ожирение, ибо сильный верующий по сравнению со слабым верующим Всевышним более любим.
Хотя проблемы со здоровьем и болезни не находятся во власти человека, «мы должны делать то, что от нас зависит, чтобы поддерживать наше физическое здоровье. Наши тела - это дар Аллаха Милостивого, и мы будем спрошены о том, как мы использовали этот дар» [69].
Ислам призывает заниматься физической культурой и спортом, закалять организм и соблюдать режим дня, проявлять умеренность в еде и питье, а также запрещает курение, употребление алкоголя и наркотиков - всего того, что разрушает как физическое, так и духовное здоровье личности: «О люди! Вы из того, что на земле, Берите в пищу лишь благое и разрешенное Аллахом. Не следуйте стопами Сатаны! Ведь он - ваш враг заклятый (Сура 2 «Аль Бакара» (Корова): 168) [83, с. 54]. Человек, согласно исламу, должен быть всегда физически готовым к выполнению всех видов поклонения. Так, забота о состоянии здоровья необходима верующему для того, чтобы совершить Хадж - паломничество, связанное с посещением Мекки и её окрестностей. Известно, что человек, заранее не подготовивший себя духовно и физически к трудностям и испытаниям хаджа, более подвержен болезням и страданиям, теряет, находясь в болезненном состоянии, много времени в период пребывания на священной земле. Человеку с плохой физической подготовкой, слабым иммунитетом выдержать эти нагрузки практически невозможно. Например, одним из обрядов Хаджа является ритуальный бег между холмами Ас-Сафа и ал-Марва, упоминаемыми в Коране. Жаркий и сухой климат, большое количество паломников, длительные пешие переходы, стояние на горе Арафат, серьезная психологическая нагрузка - все это для неподготовленного организма может стать причиной физических заболеваний и психических расстройств. Между тем, значимость и несомненная польза Хаджа в своеобразном очищении, в испытании на выносливость, а также в контакте с единоверцами, обмене знаниями и информацией, налаживании деловых контактов подтверждается Кораном: «И возвести среди людей о Хадже - Они придут к тебе пешком (из недалеких мест), Или на всяких отощавших (от далекого пути), Прошедших по глубоким горным тропам, Чтобы они могли свидетелями стать о пользе им (в паломничестве) этом...» (Сура22 «Аль Хадж» (Паломничество):28) [83, с. 364].
Формы организации внеклассной работы и структура целостного процесса физического воспитания подростков на этнопедагогических традициях
Плотно связанная с уроками физической культуры внеклассная работа оказывает большое влияние на развитие общефизической подготовки учащихся-подростков. В системе этой работы возможна организация спортивных кружков и секций, игр, соревнований, экскурсий и туристских походов, спортивных праздников и спартакиад. А также организация семейных праздников, основанных на народных традициях, дней здоровья и дней традиционных видов спорта.
С целью организации работы по физическому воспитанию подростков на этнопедагогических традициях в рамках нашего исследования была специально разработана комплексная программа. Содержание программного материала состоит из двух основных блоков: базового и вариативного (дифференцированного). Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика, поэтому базовый блок мы не рассматриваем. Вариативный блок данной программы составлен с учетом возможностей использования воспитательного потенциала этнопедагогических традиций в физическом воспитании учащихся-подростков.
Программа включает в себя содержание основных методов и организационных форм работы по физической культуре в 9—11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе, основанную на этнопедагогических традициях. Программа состоит из трех взаимосвязанных частей: 1) уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, 2) внеклассная работа, и 3) спортивно-массовые мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы.
Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Результаты реализации этой части программы изложены нами в предыдущем параграфе.
Вторая и третья части программы предназначены для реализации их всем педагогическим коллективом школы во внеурочное время. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-оздоровительной работы и спортивно-массовых мероприятий обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, классных руководителей, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций и родителей.
Основными задачами программы являются: - на примере образцов народных героев укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; - на образцах этнопедагогических традиций формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитии двигательных способностей; - выработка представлений о народных играх в области физического развития, об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; - приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, народным играм, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; воспитание на традициях народной педагогики дисциплинированности, доброжелательного отношения к сверстникам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности; приобретение необходимых знаний в области физической культуры во время участия в национальных видах спорта и мероприятиях по выработке здорового образа жизни.
Во второй части программы представлены цели и задачи, содержание, организационно-методические указания физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, физкультпаузы, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня. Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время — при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).
Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика). Ее цель — повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 4—6 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5—7 мин. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя-предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.
Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методов и форм использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков современной образовательной организации
Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она объясняет народную педагогику, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.
В соответствии с логикой исследования осуществлялось более глубокое изучение этнопедагогических традиций православия и мусульманства. Сравнительно-сопоставительный анализ православных и мусульманских учений позволил выявить, что использование огромного педагогического потенциала этих учений сегодня, как никогда, востребовано в области повышения эффективности физического воспитания. Эти религии имеют много общего в формировании потребности личности в постоянном физическом совершенствовании и укреплении здоровья. Физически крепкий и здоровый человек может приносить пользу близким, защищать свою родину и веру, быть востребованным в профессии и привлекательным в сфере личных отношений. Общее - это забота о здоровье и его укрепления; формирование качеств воздержанности, целомудрия, чистоты; понимание роли этнопедагогических традиций в заботе о здоровье тела и духа; разумная мягкость и тактичность в определении воспитательных подходов к физическому формированию подростка и др. Особенное в учении мусульманства -строгий ряд гигиенических правил; пищевые ограничения; концепция безгреховности; рациональная упорядоченность предписаний относительно желательных, разрешенных и запретных видов физических упражнений и спорта. Особенное в учении православия - первичность духовно-нравственного развития и вторичность совершенствования телесности, трудовая ориентированность физического воспитания; жизненный уклад и мировоззрение народа, исповедующего православие, предопределили необходимость крепости человеческого организма, силы, ловкости и т.д.
В исследовании использованы антропологический, гуманистический и личностно-деятельностный подходы, органически присущие гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Выделены принципы использования этнопедагогических традиций в физическом воспитании учащихся-подростков. К ним мы отнесли принцип единства обучения и физического развития, который основан на взаимосвязи формы и содержания процесса физического воспитания с использованием традиций этнопедагогической мыли; принцип учета особенностей и состояния здоровья занимающихся, который базируется на существовании физиологических различий между людьми и обусловлен биологическими закономерностями и социальными условиями жизни; принцип осознанного и чувственного контроля в процессе выполнения упражнений с использованием этнопедагогических традиций, принцип уважительного отношения и требовательности к подросткам в процессе физических упражнений.
Было установлено, что в качестве основных тенденций модернизации школьного физического воспитания выступают: 1) ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ, «омоложение» многих болезней: все большее количество школьников страдает от повышенного артериального давления; фиксируются нарушения в опорно- двигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие) и др.; количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков; 2) необходимость отказа от заучивания готовых образцов движений, от формирования чисто «спортизированных» умений и навыков, которые служили конечной целью и критерием эффективности физического развития учащихся; 3) необходимость удаления из программного материала задач, не присущих обилие которых делает работу учителя физической культуры крайне неэффективной; 4) обеспечение стимулирующей поддержки как особой сферы педагогической деятельности, представляющей процесс совместного определения его интересов, путей достижения желаемых результатов, физического совершенства; 5) пересмотр сложившегося содержания физического воспитания детей и подростков, суть которого - опора на принципы деятельностного подхода, определяющего направленность учебно-воспитательного процесса по физической культуре на гармоническое развитие личности школьника, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной деятельности; 6) создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых форм и методов на разных уровнях, способствующих привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе этнопедагогических традиций.
Общими педагогическими условиями физического воспитания подростков с использованием этнопедагогических традиций явились: 1) соответствие отбираемого материала из этнопедагогических традиций воспитательным и учебным задачам образовательного процесса школы; 2) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся-подростков при использовании практической направленности содержания этнопедагогических традиций; 3) разработка методов, форм и методических рекомендаций по использованию этнопедагогических традиций в физическом воспитании подростков; 4) активное педагогическое взаимодействие с родителями учащихся с целью ознакомления их с этнопедагогической этикой физического развития личности подростка.