Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания младших подростков в образовательном процессе школы
1.1. Содержание и специфика духовно-нравственного воспитания младших подростков в образовательном процессе школы 16
1.2. Социокультурные тенденции и возрастные особенности духовно нравственного воспитания младших подростков 29
1.3. Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Информатика» 42
Выводы по Главе 1 67
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по реализации модели духовно-нравственного воспитания младшего подростка в школе (на примере учебного предмета «Информатика»)
2.1. Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности младших подростков 71
2.2. Апробация модели духовно-нравственного воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Информатика» 88
2.3. Анализ эффективности разработанной модели духовно нравственного воспитания младших подростков 106
Выводы по Главе 2 121
Заключение 124
Список литературы 133
Приложения 153
- Содержание и специфика духовно-нравственного воспитания младших подростков в образовательном процессе школы
- Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Информатика»
- Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности младших подростков
- Анализ эффективности разработанной модели духовно нравственного воспитания младших подростков
Содержание и специфика духовно-нравственного воспитания младших подростков в образовательном процессе школы
Научно-теоретические основания духовно-нравственного воспитания личности соотносятся, в первую очередь, с осмыслением таких взаимосвязанных философских категорий, как «духовность» и «нравственность», над содержанием которых задумывались еще глубокой древности.
Так, Сократ «душе» придавал значение разума (мыслительной активности) и нравственно ориентированного поведения, в связи с чем душа для него являлась синонимом «я сознающего», связанного с совестью и моральной ответственностью [131]. Как отмечают Дж. Реале и Д. Антисери, именно благодаря этому открытию, слово «душа» стало звучать с этическим оттенком - как «попечение о душе», и «этот возвышенный смысл слово приобрело впервые в устах и проповедях Сократа» [131].
В средневековой философии понимание духовного шло через призму божественного, и в этом плане для нас ценна мысль о том, что человек, неся на себе отпечаток абсолютной сущности Бога, стал признаваться высшей целью мироздания, получив при этом «статус своеобразного посредника между царством природы и царством духа» [160, c. 241]. Философия эпохи Возрождения дополнила это представление признанием нравственной ответственности человека за свои поступки, считая, что, предоставляя человеку свободу воли, Творец соотносил её со стремлением к «безграничному совершенствованию своей природы и духа», желанием «стать своим собственным скульптором и творцом» [110, c. 506].
Понимание активной роли человека в мире представлено в немецкой классической философии, один из основоположников которой, Г. В. Ф. Гегель, утверждал, что подлинная свобода личности - не освобождение воли от ограничений, а проявление разумной деятельности, которая только тогда полезна себе, когда включена в общую пользу [37].
По мнению В.В. Розанова, важнейшая цель воспитания может быть связана только с приобщением к религиозным ценностям, что обусловливает понимание того, ради чего человек живет и для чего он рожден [133, c. 48]. В каждом ребёнке, считал философ, есть «дыхание» Творца, и именно это выступает источником лучших качеств в нём. В таком случае задачей воспитания является умение педагога поддерживать это благостное состояние в детской душе, так как без высших нравственных ценностей теряется смысл человеческой жизни и происходит разрушение духовных ограничителей.
В русской идеалистической философии конца XIX - начала XX веков проблема духовного преображения человека и мира являлась центральной (B.C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, В.В. Зеньковский), а понятия «дух» и «духовность» рассматривались в русле осмысления таких абсолютных ценностей человеческого бытия, как Вера, Надежда, Любовь, Красота и Добро.
Философ Н.А. Бердяев считал, что дух - это не только иная реальность, отличная от реальности природного мира, но реальность в другом смысле. Дух – это свобода и свободная энергия, которая прорывается в природный и исторический мир. Дух не является составной частью человеческой природы, а есть высшая качественная ценность, он революционен в отношении к миру природному и историческому, он «есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира … Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» [21, с. 128].
В тоже время духовность не заключается ни в религиозности, ни в творчестве, ни в интеллектуальности. Это понятие значительно шире и глубже. В.В. Зеньковский говорит, что духовность нужно понимать не как особую надпсихофизическую жизнь, а как основную жизнь в человеке, «проводниками которой вовне и является психическая и физическая сфера».
Духовность – это основа личности, понятие духовности шире понятия самосознания, но «конституирующий момент духовности и есть самосознание» [57].
В.С. Соловьев указывает на духовность как на категорию, объединяющую психофизиологическое существование человека. Для него духовность личности – это цельность: «ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение». [150, c. 125].
Исследуемые нами авторы вводят свое видение понятия «духовность», часто используя для этого противопоставление. Выше указано определение В.С. Соловьевым «истинной» и «ложной» духовности. В.В. Зеньковский говорит о возможности выделения в человеке «светлой» и «темной» духовности, характеризуя их через ведущую роль, соответственно, духовного начала (психики) и телесной сферы. Он утверждает, что бытие психофизической сферы «соотнесено» с началом духовности, но оно может и брать над ним верх, и тем самым вызывать «пленённость духа» [57].
Возможно именно потому, что русская духовность самым тесным образом связана с религией, с моралью и политическими идеями, она не укладывается в рамки традиционных проблем философии и включает в неё свои, особые характеристики, в частности, поиски ответа на извечный вопрос поиска правды. Недаром одним из духовно-нравственных ориентиров является постулат «жить по правде», и, как справедливо отмечает И.А. Есаулов, «если в этих выражениях слово «правда» заменить словом «совесть», то смысл не изменится [53, c. 23].
В XX веке и на современном этапе развития научной мысли проблема осмысления духовного в человеке продолжает оставаться центральной. В западной философии необходимо отметить представителей «франкфуртской школы» (Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер и др.), которые, говоря об основных пороках западной цивилизации, призывали выдвигать на первый план не технические разработки и стремления к господству над природой, а внимание к внутренним силам человека с целью обуздать страсть наживы, влечения, научиться терпению, взаимопониманию, отдавая дань приоритету духовных ценностных ориентиров [177]. Эта же мысль – признание приоритета духовности как фактора спасения цивилизации -звучит у видного представителя школы «радикального гуманизма» Э. Фромма, который соотносил подлинное бытие человека с его устремленностью к духовным ориентирам и призывал «переживать свою самобытность в акте бытия, а не в накопительстве и потреблении» [174, c. 94].
В широком смысле понятие «духовное» зачастую используется в противопоставлении к понятию «материальное» (в классической философской дихотомии). Как правило, в этом случае оно используется в рамках словосочетаний «духовное наследие», «духовное богатство», «духовная культура» и включает понятие нематериальной (неовеществленной) части бытия, того, что относится к области неощущаемого – мыслей, идей, чувств, склонностей. В таком понимании духовное соотносится в сознании с достижениями науки, религии, культуры - теми сферами деятельности человека, которые актуализируют концептуальное осмысление мира и места человека в нем, проявляясь в «приподнятости» над материальным, нацеленности на высокие идеалы и нравственные принципы.
Большой вклад в развитие понятия «духовность» внесли культурологи, которые, во-первых, определяют культуру как совокупность норм, правил и духовных ценностей, наделяя духовную культуру нравственным содержанием [2, c. 48-55]; во-вторых, связывают начала духовной культуры с совокупностью «созданных и создаваемых человечеством абсолютных ценностей, составляющих его духовно-общественное бытие» [155, c. 107].
При этом система ценностей, «коллективный интеллект» по Ю.М. Лотману [94, c. 557], зафиксированная как опыт культуры, предназначена стать достоянием внутреннего мира людей, обусловливая перевод ценностей в нормы культуры, а затем – в мотивы и поступки. По мнению С.П. Штумпфа, в основе духовности лежит диалектическая взаимосвязь высших нравственных чувств, осознаваемых разумом человека как смыслы и ценности и переживаемых душой человека в общении и деятельности [187, c. 199-203]. По мнению В.В. Знакова, духовность связана с активностью самой личности и является результатом приобщения её к общечеловеческим ценностям, духовному опыту и культуре [59, c. 104-114]. В своё время В.Н. Мясищев отмечал, что развитие личности всегда основывается на активном, сознательном, интегральном, избирательном отношении ребёнка к окружающим и действительности [105]. Именно посредствам этих отношения нарабатывается опыт, реализуется связь личности с различными сторонами действительности. Сами эти отношения личности формируются непосредственно под влиянием общественных отношений, обусловливающих связь личности с окружающим миром.
В своих работах Д.А. Леонтьев обосновывает духовность как высший уровень саморегуляции, присущий зрелой личности; причём знание духовных ценностей не даёт оснований утверждать, что человек духовен. Д.А. Леонтьев считает, что значительно важнее, чтобы сам человек вел себя всегда в соответствии с данными ценностями, то есть подчеркивается нравственный аспект поведения [87, c. 16-21].
Педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младших подростков средствами учебного предмета «Информатика»
Духовно-нравственное воспитание является органичным компонентом содержания образования школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Задачи духовно-нравственного воспитания в полной мере соотносятся с требованиями государственного заказа на подготовку выпускника школы, личностные результаты которого отражают:
«1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; … усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества …;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества …;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; и др.» [200].
В процессе школьного образования происходит постижение подростками общечеловеческих и социокультурных духовно-нравственных ценностей, необходимых для саморазвития и самореализации в обществе, осознания своего признания, смысла жизни, жизненного выбора, формирования социальной компетентности. Духовно-нравственное воспитание дает возможность младшим подросткам овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении.
К метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в достижении которых ключевую роль играет предметная область «Математика и информатика», относятся «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [200], без чего не возможна учебная и дальнейшая профессиональная деятельность в современном информационном обществе.
Необходимо отметить, что аксиологический потенциал уроков информатики в воспитании духовно-нравственной сферы младших подростков заключается в том, что информационные технологии оказывают значительное влияние на формирование практически всех метапредметных учебных навыков работы с информацией и представления её. «Формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет» [200] – необходимо для освоения абсолютно всех предметных областей.
Предметные результаты изучения области «Математика и информатика» должны отражать «формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права» [200], что само по себе является показателем духовно-нравственной воспитанности младшего подростка.
Таким образом, как показал анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебный предмет «Информатика» содержит в себе значительный воспитательный потенциал, который заключается в возможности сформировать систему ценностных отношений учащихся к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому процессу обучения, объектам познания и результатам учебной деятельности.
Еще один важный документ, регламентирующий содержание образования младшего подростка - «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» [201] - подтверждает приоритетность задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в образовательном процессе школы, которые здесь представлены более развернуто. «Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» [201, с. 15].
Считается, что духовно-нравственное воспитание осуществляется в основном во внеурочной деятельности и при изучении социально гуманитарных предметов, однако анализ «Примерной основной образовательной программы основного общего образования» показал, что основными личностными результатами, формируемыми при изучении учебного предмета «Информатика» в общеобразовательной школе, напрямую связаны с духовно-нравственной воспитанностью школьника. В частности, в результате освоения информатики у школьника должны присутствовать: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и информационно-коммуникационных технологий в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности и др. [201].
Таким образом, анализ документов, регламентирующих содержание образования учащихся 5-6 классов, показал, что духовно-нравственному воспитанию отводится приоритетная роль в становлении личности школьника. Учебный предмет «Информатика» обладает значительным потенциалом в этом отношении, который в полной мере не реализуется. Это обусловило необходимость разработки педагогической модели, обеспечивающей эффективность духовно-нравственного воспитания младшего подростка средствами учебного предмета «Информатика».
Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности младших подростков
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 31» Петропавловск-Камчатского городского округа, в ней приняли участие 328 учащихся 5-х и 6-х классов и 32 педагога (учителя информатики и учителя-предметники). Преобразующая работа велась в течение пяти лет, констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года в 5 классе, итоговый – в конце учебного года в 6 классе. Для получения достоверных научных результатов подобная процедура была проведена четыре раза (2012-2014 гг.; 2013-2015 гг.; 2014-2016 гг.; 2015-2017 гг.), полученные в разные годы результаты были усреднены.
Анализ образовательной практики школы по духовно-нравственному воспитанию младшего подростка проводился нами в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
В основу опытно-экспериментальной работы положены:
1) понимание духовно-нравственного воспитания подростка на современном этапе как важнейшей педагогической задачи, решение которой лежит в русле основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [200], «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [45] и Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы» [198].
2) выделенные этапы духовно-нравственного воспитания современного подростка в образовательном процессе школы – аксиологический, социально адаптивный, рефлексивно-аналитический и этап гражданской идентификации;
3) адаптированные к школьной педагогике принципы научной диагностики, обоснованные А.И. Субетто, которые мы рассматриваем как методологию процедуры комплексного оценивания качеств и характеристик, мотивов выбора поступков [156].
Определение инструментария психолого-педагогической диагностики мы соотносили с существующими теоретико-методологическими и методико-технологическими знаниями, критериями и общепринятыми способами диагностики и оценивания нематериального результата человеческого труда -качеств и характеристик личности, процессов, ситуаций выбора варианта решения и его мотивации, состояний, компетенций, которые, по мнению ряда учёных, применимы к образовательно-педагогической деятельности [33; 204]. Специалистами отмечается, что в качестве технологии оценки процесса образовательной деятельности и её результатов можно использовать сравнение наблюдаемых педагогом и зафиксированных им видов и результатов деятельности субъекта педагогического процесса (в рамках нашей проблемы – младших подростков) с предполагаемым эталоном на основе учёта спроектированного комплекса предварительно выработанных и обоснованных критериев оценки, которые, в первую очередь, согласуются с «целесообразным мотивированным выбором поступков, решений, средств и предметов, с надлежащей последовательностью действий и процедур» [204]. В рамках проводимого нами исследования критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности младших подростков представлены в таблице 2.
На основании отмеченного понимания комплекса оценки уровня сформированности качеств и характеристик личности подростка, ситуаций выбора им варианта решения и обоснования его, демонстрируемых им компетенций - в целом, всего того, что мы относим к нематериальным результатам педагогического труда, диагностический инструментарий опытно-экспериментальной работы включал:
- анализ субъективных данных и результатов, выявленных в процессе анкетирования, тестирования, письменных опросов, онлайн-опросов, при разработке которых мы ориентировались на принципы рейтинговых шкал, в частности, на шкалу суммарных оценок (шкалу Лайкерта), метод кумулятивного шкалирования (шкала Н. Гутмана) [82];
- серию собеседований с учащимися, учителями, родителями;
- включенное педагогическое наблюдение на уроке и во внеурочное время, приёмы рефлексии;
- статистическую обработку материалов и результатов мониторинга.
В целях обеспечения валидности результатов и согласованности измерительных процедур мы использовали на начальном и на контрольном этапах исследования, как правило, набор практически одинаковых методов диагностики. Для системной оценки результативности принимались во внимание выявленные и описанные нами три основных уровня сформированности качеств и характеристик, свидетельствующих о педагогических достижениях в плане духовно-нравственного воспитания подростков: высокий (желаемый, устойчиво проявляемый) уровень; средний (допустимый, позволяющий судить о развитости основной части качеств, характеристик и духовно-ценностных ориентаций) и низкий (критический) уровень проявления качеств и характеристик.
В рамках опытно-экспериментальной работы мы ориентировались на триаду «процесс – личность – коллектив», что соотносили с анализом результативности педагогического процесса; оценкой личностных качеств, индивидуального участия и индивидуальной готовности подростков; оценкой коллектива (педагогов и родителей как субъектов воспитания). При этом предварительная диагностика в контексте решения задач анализа практики школы по духовно-нравственному воспитанию подростка была ориентирована на второй и третий компоненты триады. Анализ результативности педагогического процесса в рамках реализации разработанной педагогической модели осуществлялся по окончании формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Основными объектами оценки компонента «личность» (личностных результатов младших подростков) служили:
- проявление в ответах на вопросы выбора ценностных установок и качеств личности, значимых для духовно-нравственного становления;
- сформированность внутренней позиции, которая проявляется в мотивации выбора из представленной шкалы ответов;
- способность адекватно оценивать себя и свои качества;
- смыслоообразование (установление личностного смысла и понимания необходимости духовно-нравственного развития);
- объективный уровень индивидуальной готовности младших подростков к социально-полезной деятельности, которая способствует духовно-нравственному развитию личности.
Оценка компонента «личность» проводилась в ходе рефлексивно-диагностического развёрнутого анкетирования (приложение 1), которое проводилось в контрольных и экспериментальных группах с целью выявить первоначальный уровень сформированности мотивационных и ценностных установок, качеств и характеристик, отражающих духовно-нравственное становление личности. Технология анкетирования характеризовалась: 1) видом анкетирования (сплошной) и способом рефлексии (письменный, а при необходимости, то есть неясности или противоречивости позиции, дополнялось последующим собеседованием с респондентом); 2) типом вручения и сбора анкет (личный, раздаточный или онлайн-опрос); 3) общепринятыми приёмами качественного анализа и шкалами процентно-статистической обработки полученных материалов.
При анализе результатов развёрнутого анкетирования, онлайн-опроса и собеседований нас, прежде всего, интересовало отношение подростков к таким важнейшим духовно-нравственным ценностям, как культурные ценности, религия, гражданственность, патриотизм и др. Здесь мы хотели бы отметить, что, в целом, младшие подростки:
- интересуются историей и культурой России - 72% от общего числа опрошенных респондентов (здесь и далее учитывались ответы «да» и «скорее да»);
- считают, что многонациональность России обогащает ее культуру (65 % от общего числа опрошенных респондентов);
- толерантно относятся к представителям разных национальностей (67 % респондентов);
- знают, как правило, и принимают такие религиозные заповеди, как «не убий» и «не укради».
В то же время на утверждение «Я знаю культурные ценности своей страны (произведения литературы, живописи, музыки, памятники архитектуры и т.п.)» были получены следующие ответы (рисунок 3).
Анализ эффективности разработанной модели духовно нравственного воспитания младших подростков
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы в рамках проводимого исследования был направлен на решение следующих задач:
1) анализа результатов экспериментальной работы и обоснования правильности выдвинутой гипотезы,
2) проверки эффективности организационно-педагогических условий реализации модели и технологии духовно-нравственного воспитания современного подростка в школе средствами учебного предмета (информатики).
В связи с этим после завершения формирующего этапа опытно экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика в контрольных и экспериментальных группах с целью анализа результативности опытно-экспериментальной работы по духовно нравственному воспитанию младшего подростка в условиях школы. Перед началом контрольного этапа опытно-экспериментальной работы нами были поставлены следующие важные для исследования вопросы:
1) отмечается ли у респондентов экспериментальных групп после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы динамика в расширении сферы знаний, комплекса умений и навыков, развития качеств, характеристик и ценностных установок, значимых для духовно-нравственного воспитания подростка;
2) является ли статистически значимой разница между показателями изменений в сфере знаний, умений и навыков, а также личностных качеств (в рамках этапов модели духовно-нравственного воспитания младшего подростка в школе – аксиологической, социально-адаптивной, рефлексивно-аналитический и этап гражданской идентификации) на начало и конец опытно-экспериментальной работы.
При этом мы соответственно принимали во внимание степень преемственности различных показателей или групп показателей, а также требования, предъявляемые в научно-методической литературе и связанные:
- с концептом «объективность», то есть отражением признаков, присущих изучаемому предмету независимо от воли и сознания самого субъекта;
- с концептом «валидность», то есть с содержанием существенных признаков изучаемого предмета (явления, личностной характеристики и т.п.), которые должны быть устойчивыми и постоянными; характерным признаком показателя при этом является его повторяемость в предмете и процессе [38]. Немаловажное значение для исследования, на наш взгляд, имел тот факт, что группа подростков на начало и конец опытно-экспериментальной работы находилась практически в одних и тех же условиях образовательной деятельности на базе школы, а итоги проведённой опытно-экспериментальной работы выявлялись с использованием практически аналогичного комплекса оценочно-диагностических инструментов, процедур и методик, которые применялись на первом этапе опытно-экспериментальной работы (целенаправленное педагогическое наблюдение, использование комплекса адаптированных тестов, онлайн-опросы, анкетирование, педагогическая рефлексия, индивидуальные и групповые собеседования, статистическая обработка полученных данных и др.).
Понятие «диагностируемые уровни духовно-нравственного воспитания подростка» мы соотносили с критериями и показателями сформированности у младших подростков личностных качеств и характеристик, ценностных установок, обусловленных целенаправленным процессом духовно нравственного воспитания и выступающих в качестве ориентиров поступков, суждений и действий школьников - когнитивным, эмоциональным, деятельностным.
Первый критерий свидетельствует о том, в какой степени подростки овладели необходимым фактологическим материалом (знаниями) и набором навыков и умений по информатике для реализации духовно-нравственного потенциала гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в школе:
- знание надёжных образовательных сайтов,
- умения отбора достоверной информации,
- умения критического анализа, сравнения, обобщения информации,
- умения визуального представления и применения информации при создании общественно значимых проектов и т.п.
Совершенно очевидно, что данные практические навыки связываются с системой ценностных ориентаций учащихся, и при этом особую роль играет интеллектуальное развитие учащихся, поскольку знания являются тем потенциалом, ресурсом, даже фундаментом личности подростка, на основе которых и происходит его духовно-нравственное воспитание и развитие. В этой связи в рамках диагностического инструментария нами был выбран и адаптирован классический школьный тест умственного развития (далее – ШТУР) [203].
Данный тест соотносится с основополагающими понятиями и умственными действиями, определённых школьными образовательными программами. Исходя из того факта, что диагностические тесты историчны и меняются вместе с обществом, нами была проведена модификация опросника были введены современные понятия, связанные с особенностями интернет ресурсов, представления информации в сети, а также понятия, касающиеся степени интереса подростков к текущим событиям, понимания особенностей мирового развития мировой и российского политической, экономической и социокультурной сферы.
По всем субтестам данного опросника были получены значимые различия (p 0,01) между экспериментальной и контрольной группами по критерию Стьюдента (приложение 3).
Можно отметить как наиболее заметное повышение средних баллов в экспериментальной группе произошло по субтестам «Обобщение», «Классификация», что, на наш взгляд, объясняется, с одной стороны, углубленным усвоением учащимися некоторых образовательных программ, в том числе учебной программы по общественным наукам, информатике, их интеллектуальным развитием на основе применения методики позитивного критического диалога, что связывалось нами с умениями анализа, сравнения и общения учебной и познавательной информации, а также с рефлексивной функциями учебного взаимодействия на уровнях «ученик - компьютер», «ученик – группа учащихся», «ученик - учитель». С другой стороны, на наш взгляд, повышение осведомленности в экономической, политической и социокультурной сфере самым непосредственным образом связано с аксиологическим контентом отбора дидактического материала к урокам, а также с увеличением доли участия подростков в социально значимых проектах.
Более низкие баллы дал субтест «Аналогия», что объясняется особенностями развития мышления и психической сферы подростков, хотя и в этой области отмечается динамика результатов (21,33 в ЭГ против 18,90 в КГ). Несомненно, положительную роль в этом сыграл и тот факт, что при составлении презентаций по рассматриваемому материалу и к проектам основной упор подростками (под контролем учителя) делался на обобщении массива разнородной информации, выделении в ней главного. У учащихся из контрольных групп, которые в меньшей степени были связаны с проектами, значимыми для их духовно-нравственного воспитания, показатели оказались ниже.